СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.: Кн. 1 / А.А. Богданов. М.: Экономика, 1989. 304 с.
2. Босчаева З.Н. Системный подход к экономическому развитию производства в России. СПб., 2001. 209 с.
3. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы. М.: ИНФРА-М, 2002. 332 с.
4. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Структурные
преобразования промышленного предприятия. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т., 2001. 256 с.
5. Организация производства на предприятии / Под ред. О.Г. Туровца и Б.Ю. Сербиновского. Ростов-на Дону: Изд. центр МарТ, 2002. 464 с.
6. Татарский Е.Л. Совершенствование системы управления промышленным предприятием в новых экономических условиях. М., 2001. 118 с.
УДК 338.3
Либерман П.Ю.
управления рисками как способ повышения эффективности деятельности предприятия
С переходом нашей страны к рыночным отношениям проблема риска становится все более актуальной и ей необходимо уделять значительное внимание. Произошло изменение форм собственности и субъектов предпринимательства на транспорте, поэтому риск во всех его проявлениях возрос. Ликвидирована монополия государства на перевозочную деятельность. Наряду с государственными транспортными предприятиями появились предпринимательские фирмы (акционерные общества, единоличные предприятия). Главная особенность 90-х гг. XX в. - резкое изменение структуры перевозчиков на транспорте и формирование новой транспортной среды [1].
Внедрение нововведений на транспорте также является трудным и рискованным делом. Это связано с большими размерами инвестиций в транспортном комплексе на приобретение современной техники, оборудования и их модернизацию, внедрение новых технологий переработки грузов, автоматизацию и механизацию работ, организацию безопасного движения и др. Вложенные средства могут не окупиться и привести к значительным убыткам.
Несмотря на развитие рыночных отношений в России и возрастание числа рисковых ситуаций в производственно-хозяйственной деятельности, на практике не находит распространения опыт зарубежных авиакомпаний в части риск-менеджмента и не уделяется внимания привлечению к работе в авиакомпаниях специалистов по риску (рис. 1). Вместе с тем, необходимость в этом назрела. Введение в штат работников авиапредприятия
риск-менеджеров актуально для транспортных компаний, особенно специализирующихся на международных перевозках.
Рисковые ситуации возникают при перевозках пассажиров и грузов (риск транспортных происшествий, риск обусловленный несоблюдением международных и отечественных стандартов, требований в области экологии и риск убыли и потери качества перевозимых грузов), производственный риск, связанный с травматизмом и материальным ущербом, в финансовой области (риск в связи с покупкой транспортным предприятием различных ценных бумаг, риск кредитных операций), при осуществлении инвестиций и инноваций (риск вложения капитала, который не обеспечит окупаемости).
Наличие разного рода рисков обусловливает необходимость управления ими с целью снижения негативных последствий и получения положительного результата. В связи с этим в последнее время появилась новая область современного управления - риск-менеджмент.
Эффективное управление рисками позволяет авиапредприятиям добиваться положительных результатов работы и снижать негативные последствия проявления рисковых ситуаций.
Рисками можно и нужно управлять, используя различные методы. В частности, в рыночной экономике широкое распространение получил такой способ управления рисками, как диверсификация.
Диверсификация - это расширение сферы деятельности авиакомпаний в различных предпри-
4-
Экономика и менеджмент предприятия
Последовательность этапов работы
Содержание и детализация этапов
Рис. 1. Блок-схема работы риск-менеджера по подготовке решения о выборе варианта проекта с учетом риска
Рис. 2. Цели диверсификации производства
ятиях других отраслей, не находящихся в прямой связи с авиатранспортным производством. Термин «диверсификация» происходит от английского слова diversify, что означает разнообразить, иметь различные формы [2; 8].
Основными целями диверсификации, как правило, являются обеспечение выживания авиакомпании, усиление ее конкурентоспособности и повышение прибыльности. Любая авиакомпания старается остаться «на плаву» и соответственно ищет, как этого добиться. Именно диверсификация, поиск новых направлений эффективной деятельности позволяет компании ускорить свое развитие, получить дополнительные доходы и обрести новые конкурентные преимущества. По нашему мнению, можно выделить три основных цели диверсификации производства: рост производства, стабилизация и предупреждение кризисной ситуации (рис. 2).
Все причины диверсификации производства могут быть разнесены в две большие группы:
- внутренние причины, обусловленные внутренними факторами развития авиапредприятия;
- внешние причины, сформированные внешней средой и являющиеся новыми возможностями и угрозами, которые должны учитываться при разработке развития авиапредприятия.
Исследование целей и причин диверсификации производства является важным моментом в разработке методических рекомендаций по поиску приемлемого варианта диверсификации и способствует предупреждению возможных неудач и потерь производительности. [3]
Диверсификация является одним из важнейших элементов производства, обеспечивающим стратегическую стабильность деятельности авиапредприятия и уменьшение зависимости от меняющейся конъюнктуры рынка. Исходя из этого, стратегия и тактика авиапредприятия должны, прежде всего, включать:
- комплексную технико-экономическую оценку производственных возможностей, объ-
Причины диверсификации производства
Внутренние положительные причины:
1. Новая техника, новые услуги
2. Интересы и возможности высшего руководства
Внутренние отрицательные причины:
1. Устаревшие технологии, устаревшее оборудование, устаревшая техника
2. Не достаточно полное использование оборудования, техники и производственных площадей
Внешние положительные причины:
1. Благоприятные условия внешней окружающей среды
2. Благоприятная конъюнктура рынка
Внешние отрицательные причины:
1. Неблагоприятные условия внешней окружающей среды
2. Неблагоприятная конъюнктура рынка
Цели диверсификации производства
Предупреждение кризисной
ситуации:
1. Предупреждение банкротства
2. Уменьшение потерь производительности
3. Снижение издержек производства
Рост производства:
1. Расширение и разветвление номенклатуры услуг
2. Увеличение объема перевозок
3. Повышение эффективности производства за счет синергии
4. Выход за пределы своей отрасли
Стабилизация:
1. Повышение устойчивости производства
2. Использование имеющихся возможностей
3. Ослабление влияния изменения рыночной конъюнктуры (приобретение гибкости)
Виды диверсификации производства
Вертикально-связанная диверсификация (Вертикальная интеграция)
Горизонтально-связанная диверсификация (Горизонтальная интеграция)
у Несвязанная (конгломератная) диверсификация
Рис. 3. Выбор приемлемого вида диверсификации производства
емов неиспользованных ресурсов, результатов традиционной производственно-хозяйственной деятельности в настоящем и будущем. Такая оценка должка содержать качественные критерии традиционной деятельности, направления развития научно-технического прогресса, вероятные условия нестабильности. Помимо качественных характеристик большое значение имеют количественные параметры оценки стратегических позиций авиапредприятия - темпы роста производства в зависимости от продолжительности жизненных циклов спроса на перевозки, технологии и услуг, перспективы изменения уровня рентабельности и нормы прибыли;
- выбор видов предпринимательской деятельности из возможных альтернатив, которые авиапредприятие предполагает организовать в рамках диверсификации производства. В результате такого выбора авиапредприятие разрабатывает ус-луго-рыночную стратегию или стратегию бизнеса и определяет виды услуг, условия реализации. В совокупность характеристик, которые определяются, вследствие разработки стратегии бизнеса, включаются прогнозные оценки эффективности деятельности - показатели вероятной величины прибыли от реализации данной услуги, уровень затрат на производство, степень коммерческого риска, связанного с освоением нового продукта. На этой стадии также важно определить объективно необходимую систему ограничений, обеспечивающих экологическую безопасность производства и рекреационные возможности природной среды;
- установление организационно-экономических связей и отношений между диверсифицированным и традиционным производствами, механизмов развития и управления структурными изменениями в воспроизводственном процессе.
Диверсификация производства будет развиваться в рамках сложившейся системы производственно-экономических связей, а единый воспроизводственный процесс будет представлять собой тесное переплетение потоков фондов, ресурсов, финансов и информации. Но для становления и развития нововведений необходим соответствующий комплекс дополняющих мероприятий, поэтому целесообразно подходить к диверсификации производства одновременно с функциональной и институциональной точек зрения, что в свою очередь требует создания сопряженных производств или налаживания новых кооперационных связей. Следовательно, диверсификация может обусловить необходимость формирования нового технологического уклада производства. [4; 5].
Причем диверсификация производства даст значительный эффект, если будет направлена не на насыщение в срочном порядке рынка, а на реализацию приоритетов, определяющих долгосрочные и среднесрочные социально-экономические перспективы развития общественных потребностей.
Когда авиапредприятие останавливает свой выбор на стратегии диверсификации, то перед ним встает множество вопросов, одними из которых являются определение целесообразности проводимых мероприятий и выбор приемлемого варианта диверсификации производства (рис. 3) [6; 7].
Способ диверсификации не является универсальным для снижения любых видов риска. Он дает возможность снижать производственный, коммерческий, внешнеэкономический и инновационный риски, однако не может использоваться в случае экологического, социального рисков и риска форс-мажорных обстоятельств. Диверсификация производства является одним из методов снижения рисков и стратегической альтернативой развития авиакомпаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И. Т. Риск менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.
2. Афанасьев В.Г. Международный воздушный транспорт. М., 1992.
3. Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка. М.: Авиабизнес, 2001.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2000.
5. Аронов А.М. Стратегический анализ диверсифицированных предприятий. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
6. Вершинин Ю.Б. Стратегия диверсификации промышленного предприятия. Ульяновск, 2004.
7. Малюк В.И. Оценка эффективности диверсификации технологии. Инновации. 2005. № 4.
8. Большой экономический словарь. М.: Фонд "Правовая культура", 1994.