УДК 378 ББК Ч 484(2)78
Дулма Цырендашиевна Дугарова
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Управление ресурсами знаний в образовательном кластере повышения квалификации профессорско-преподавательского состава1
Новые факторы и стратегия развития профессионального образования связаны с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов. В статье раскрываются направления изменений, проблемы и перспективы формирования гарантий качества реализации образовательных программ высшего профессионального образования. Изменение целей, организации, содержания и условий образовательного процесса определяет новые теоретические подходы по управлению ресурсами знаний. Введение механизмов государственнообщественного управления профессиональным образованием в данной статье рассматривается через специальные механизмы управления ресурсами знаний, управления образовательными кластерами и сетями в системе дополнительного профессионального образования. Новая кадровая политика определяет адресную поддержку профессионального роста, обмен кадрами с реальными секторами науки и производства в образовательных кластерах; в перспективе - государственно-частное партнёрство, многоучредительство в системе дополнительного профессионального образования. Инновационная концепция проектирования сетевых образовательных программ, новых форм сетевого взаимодействия в научной, проектной и образовательной деятельности определяет в описанном проекте полифункциональную модель модернизации профессионального педагогического образования.
Ключевые слова: академическая мобильность, образовательный кластер, управление ресурсами знаний, сетевое взаимодействие, полифункциональные ресурсы знаний.
Dulma Tsirendashievna Dugarova
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Knowledge Resource Control in the Educational Cluster of the Teaching Staff Advanced Training
New factors and the strategy of the professional development are concerned with the implementation of new federal state educational standards. Directions of changes, problems and perspectives of quality guarantee formation of higher vocational educational programmes implementation is revealed in the article. Change of goals, organization, content and conditions of the educational process defines new theoretical approaches of knowledge resource control. Mechanisms establishment of the state public administration with the professional development is examined with the help of special mechanisms of knowledge resource control, educational clusters control and networks in the system of continuing professional education. A new human resources policy defines a targeted support of the professional growth, human resource exchange in the sphere of science and work or development in educational clusters. Public private partnership is in perspective as well as multiestablishment in the system of continuing professional education. Innovation conception of the planning of network education programs, new forms of network interactions in the scientific, project and educational activity in the described project defines a polyfunctional model of the professional training modernization.
Keywords: academic mobility, educational cluster, knowledge resource control, network interaction, polyfunctional knowledge resources.
'Статья выполнена в рамках Государственного задания вузу на выполнение НИР № 6.4759.2011 по теме: «Модернизация профессионально-педагогического образования».
24 © Д. Ц. Дугарова, 2013
В условиях дефицита ресурсов одним из приоритетных направлений, способствующих повышению рейтинговых показателей университета, является развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений и академической мобильности. Образование призвано выступить первым звеном инновационной цепочки «образование - исследования - венчурные проекты -массовое освоение инноваций» [1; 2; 3].
ФГОС ВПО третьего поколения призван расширить возможность и гибкость в формировании различных образовательных траекторий с установкой на пригодность к трудоустройству в соответствии с конкретными рыночными запросами [5]. Следует отметить, что в современном обществе складывается новый взгляд на академическую мобильность преподавателя. Не менее важным становится повышение академической мобильности, в том числе и в формате сетевого взаимодействия при повышении квалификации преподавателей и учителей.
Практика европейского высшего образования по сетевому взаимодействию показывает перспективность создания при университетах «кластеров знаний». Например, в Финляндии (провинция Оулу) на основе стратегии партнёрства с крупнейшей инновационно-технологической компанией «№Ыа» создан новый университет. В результате сформировался перспективный и быстро развивающийся кластер знаний, способствующий академической мобильности ведущих профессоров различных университетов Финляндии.
В российской системе высшего образования на формирование академической мобильности влияет несколько факторов, сдерживающих развитие данного процесса, в силу слабого развития сетевого взаимодействия вузов:
1. Не разработаны механизмы развития регулирующих органов, одновременно являющихся заказчиками и потребителями сетевых образовательных услуг.
2. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в открытом образовательном пространстве не приобрела характер социальной нормы (не реализуется нелинейная организация образовательного процесса, отсутствует внешняя система оценивания достижений студентов, слабо развита мотивация к формированию индивидуальных образовательных программ).
3. Не сформулированы принципы взаимовыгодного стратегического партнёрства вузов и формирования образовательных кластеров.
4. Не сформирована регламентирующая база сетевой формы реализации образовательных программ (не указывается статус обучающихся в организации, виды, уровень и направленность образовательных программ).
5. Не определены условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы.
6. Не разработана технологическая база в реализации сетевых форм внедрения образовательных программ.
7. Не создана новая система подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров для работы в формате сетевого взаимодействия.
Эффективность сетевого взаимодействия зависит от внедрения таких технологий, как модульность образовательных программ и кластеризация образовательной среды.
В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) модульность рассматривается как целенаправленная характеристика конструирования образовательных программ и образовательной среды, направленная на формирование конкретных компетенций. К тому же, она:
- базируется на деятельностном подходе, ориентированном на индивидуализацию обучения;
- предусматривает вариативность содержания обучения и адаптацию к индивидуальным особенностям и запросам обучаемого;
- предполагает чёткое и методически оправданное структурирование содержания обучения;
- предполагает создание всех элементов методической поддержки;
- направлена на оптимизацию учебного процесса и ориентирована на взаимосвязь управления познавательной деятельностью студента с возможностями его самодиагностики и саморефлексии;
- направлена на интенсификацию процесса обучения (достижение наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств).
Реализация образовательных модулей, прежде всего, требует создания распределённой системы ресурсов, формирующих образовательную среду (кадровых, информационных, технологических, научно-методических и др.). Усвоение знаний, умений, навыков и освоение
компетенций как результатов обучения предусматривает использование технологий формирования и реализации образовательных модулей в созданной распределённой системе поддерживающих материальных, кадровых, финансовых программно-методических ресурсов.
Кластеризация выступает как организационная форма различных видов деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ. Она предусматривает создание по-лифункционального образовательного ресурса, обладающего такими свойствами, как широкомасштабность и гибкость. Приобретая именно эти свойства, ресурс становится необходимым инструментом для реализации образовательных программ в формате сетевого взаимодействия.
Анализ опыта деятельности вузов по повышению академической мобильности студентов и преподавателей показывает, что в настоящее время вузы рассматривают для этого стратегические партнёрства и кластеры как разные проекты, несмотря на то, что цели этих проектов очень близки. Анализ уровня развития стратегических партнёрств с участием вузов показывает, что такие партнёрства представляют собой двухсторонние договоры между вузами, между вузом и учреждением Российская академия наук (РАН), между вузом и крупной компанией по профилю вуза и т. д. Кластер же, в свою очередь, - это совокупность организаций, которые взаимодействуют для решения задачи по нейтрализации общих угроз развитию организации.
Повышение академической мобильности профессорско-преподавательского состава в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете обусловило разработку программы формирования образовательного кластера по повышению квалификации научно-педагогических кадров университета.
Целью данного проекта являлось проектирование и внедрение новой модели повышения квалификации профессорско-преподавательский состав (ППС) высшей школы, предполагающей создание инновационной образовательной среды, инновационного инструментария поддержки образовательного процесса, инновационных технологий сопровождения образовательного процесса.
Формирование потенциального сетевого сообщества потребовало организации и проведения таких форм, как:
- выездные семинары: Федеральный институт развития образования (ФИРО) - стажи-
ровочная площадка «Разработка и экспертиза основных образовательных программ»; Институт содержания образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) - «Оценка уровня квалификации педагогических работников»;
- консалтинговая поддержка универси-
тетов-партнёров: Российский государствен-
ный социальный университет (РГСУ) - «Экспертиза системы менеджмента качества вуза»; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ) - «Современные технологии реализации программ высшего профессионального образования на основе ФГОС нового поколения»;
- вебинары: Российская академия образования (РАО) - «Исследовательские аспекты построения общероссийской системы оценки качества образования: задачи в зоне ближайшего развития».
Не менее важным и продуктивным направлением стала разработка и апробация единого инструментария проектирования модульных образовательных программ на базе кластер-технологий, единой ресурсной базы, модели единого контента ресурса научно-методического сопровождения образовательного процесса и научной деятельности, через создание Директората дополнительных профессиональных образовательных и магистерских программ.
Применительно к нашим условиям модернизации профессионально-педагогического образования оптимальной стала кластерная модель повышения квалификации ППС. Идеологическим центром модели, а именно системообразующим элементом кластера, являются структурные подразделения вуза (в нашем случае - Институт управления развитием образования).
Для поддержки научно-методической и академической мобильности ППС в образовательном кластере повышения квалификации разработаны образовательные программы курсов повышения квалификации как модели полифункционального образовательного ресурса, выступающие образовательной платформой данных курсов, в то же время, раскрывающие новые знаковые инновационные проекты и инициативы в сфере модернизации профессионального образования. В ходе разработки и апробации образовательной платформы определялась концептуальная база, в основе которой лежит новое понимание
управления знаниями, способов их представления, анализа и ранжирования в новом формате; функций управления качеством профессионального образования, формирования культуры качества вуза; особенностей языка представления знаний, новых способов унификации и гармонизации профессиональных знаний; новых подходов к организации и поддержке образовательных программ на основе принципиально новых для формирования знаний кластер-технологий.
Разработанная модель полифункциональ-ного ресурса каждой образовательной программы дополнительного профессионального образования по повышению академической мобильности ППС имеет широкий диапазон применения и может быть использована в ходе повышения квалификации ППС вуза для внедрения и реализации нелинейных модульных образовательных программ ФГОС третьего поколения, а также при реализации дополнительных послевузовских образовательных программ (в аспирантуре, докторантуре) и научно-методических проектов, направленных на поддержку инновационного образовательного процесса. Специфика реализации данной модели образовательного ресурса заключается и в том, что она эффективна для развития сетевого взаимодействия. Именно инновационная концепция проектирования сетевых образовательных программ, новых форм сетевого взаимодействия в научной, проектной и образовательной деятельности определяет востребованность разработанных программ дополнительного профессионального образования ППС по модернизации профессионально-педагогического образования.
В структуру разработанной полифунк-циональной платформы включены следующие типы образовательных ресурсов:
- информационно-справочный, обеспечивающий возможность доступа к актуальной, дополнительной и фоновой информации;
- организационный, обеспечивающий поддержку и сопровождение всех видов деятельности участников сетевой образовательной программы;
- методический, обеспечивающий обучение видам деятельности всех участников сетевой образовательной программы;
- аналитический, обеспечивающий обучение диагностике продуктов образовательной и научной деятельности.
Учитывая широкий спектр функционального назначения образовательного ресурса, выделяются такие составляющие, как информационно-справочные ресурсы, имеющие статус ядерных («ядро»), формируемых и поддерживаемых модераторами и администраторами и обеспеченных средствами поддержки ведения ресурсов и доступа к ним, и периферийных («спутников»), формируемых и поддерживаемых отдельными пользователями (преподавателями, студентами и др.).
Ядерные информационные ресурсы, предоставляемые для общего пользования без ограничений, выставлены на сайте университета. К ним могут обращаться все пользователи, которым потребовалась определённая информация для решения профессиональных задач. К периферийным ресурсам, имеющимся у модераторов и администраторов, могут обращаться в заявительной форме. Так, например, образовательная платформа «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников» имеется на сайте университета с 2010 г. Спутниками этой образовательной платформы могут выступать разработанные новые программы повышения квалификации работников для муниципальных и государственных учреждений, для программ бакалавриата и магистратуры и т. д.
В ходе разработки и реализации модели полифункционального ресурса была предпринята попытка создать укрупнённый ресурс не столько по объёму информации, сколько по содержанию и функциональным характеристикам. Само структурирование ресурса имеет принципиальную новизну, обусловленную задачами инновационной образовательной среды.
Для создания спутников могут использоваться шаблоны таких ресурсов, которые позволяют в значительной степени снизить затратность на определение содержания и поддержку образовательных программ. Кроме того, использование шаблонов делает возможной некую унификацию как структуры, так и технологий спутников. Спутники по своей сути динамичны и мобильны. Они могут и должны создаваться по мере необходимости в зависимости от конкретных образовательных целей. Все спутники имеют общую функцию кластер-менеджера [5]. Долговременными являются так называемые комби-спутники - содержащие информацию как организационного, так и методического характера, т. е. совмещающие в себе функции кластер-информатора и кластер-
монитора. Такие спутники могут существовать в сети автономно и быть включены в состав по-лифункционального ресурса по мере развития сетевого сообщества, например, ресурсы по курсам «Проектирование системы менеджмента качества вуза». Кратковременными являются моноспутники с функциональной направленностью кластер-менеджера определённого вида деятельности или события, например, ресурсы по курсам «Современные образовательные технологии в педагогическом образовании».
Для комфортного использования разработанной модели была создана метабаза для работы с информационными ресурсами, курсы повышения квалификации по информационным технологиям, куда были включены правила работы в сетевом сообществе, глоссарий, база данных модераторов, закрытая база данных администраторов, база личных данных участников. В ходе апробации полифункциональной платформы была выявлена необходимость дополнительной систематизации и структурирования информации. Таким образом, разработанная модель полифункциональных ресурсов включает несколько направлений управления знаниями в образовательном кластере: метазнаний - кластер-информатор, процедурных знаний - кластер-менеджер, диагностики знаний - кластер-монитор. Функции выделенных направлений рассматриваются с трёх точек зрения: функциональной, навигационной, методической.
Характер разработанного конкретного ресурса задаётся уровнем модуляризации образовательной программы. При модуляризации образовательной программы мы опирались на следующую типологию модулей: базовые, поддерживающие, специализированные, переносимые, диагностические [4].
Развитие сетевого взаимодействия в образовательном кластере было поддержано грантовой деятельностью в форме научно-исследовательской работы. По заданию Федерального агентства по образованию в 2009 г. и Министерства образования и науки РФ в 2010-2011 гг. выполнялись следующие прикладные исследования:
- проект № 3.2.1/11297 «Разработка требований и программы подготовки экспертов международного уровня в сфере дистанционных образовательных технологий» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы»;
- проект № 3.2.3/12044 «Разработка модели информационного диагностического ком-
плекса детской одарённости, обеспечивающего анализ направленности и глубины особенностей школьника» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы»;
- проект № 3.2.3/12101 «Разработка модели непрерывного дистанционного повышения квалификации педагогов на основе распределённой системы ресурсных центров и образовательных учреждений» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы»;
- проект № 3.3.1/13609 «Разработка структуры экономического механизма государственночастного финансирования деятельности автономного учреждения довузовского профессионального образования (НПО, СПО)» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы»;
- проект № 6877 «Теоретические основы и перспективы использования информационных систем в управлении высшим учебным заведением» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы»;
- проект № 12143 «Разработка методов и форм деятельности советов, ассоциации и объединений в области дистанционного образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы»;
- проект № 12142 «Разработка предложений по организации венчурного финансирования инновационных проектов в учреждениях образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы»;
- проект № 11127 «Разработка методологии и учебно-методического обеспечения подготовки кадров для организации инновационного развития образовательного учреждения» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы»;
- проект № 11126 «Разработка методики построения каталога информационных образовательных ресурсов по дисциплинам на примере групп специальностей 220000 Автоматика и управление и 230000 Информатика и вычислительная техника среднего профессионального образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы».
Научно-методическое взаимодействие в сетевом сообществе образовательного кластера позволяет по-новому реализовывать образовательные программы дополнительного профессионального образования. Речь идёт о формировании кадрового ресурса по конкретной образовательной программе. Так, например, партнёры по сетевому взаимодействию провели мастер-классы, семинары, тренинги: «Экспертиза и проектирование региональной дорожной карты по внедрению современных финансово-экономических механизмов в сфере общего образования Забайкальского края» (ИПОП «Эврика»); «Кадровая модернизация системы образования Забайкальского края» (ИПОП «Эврика»); «Система менеджмента качества вуза: практика внедрения и сертификации» (РГСУ); «Система менеджмента качества: практика разработки и внедрения в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000» (РГСУ); «Современные технологии реализации программ высшего профессионального образования на основе ФГОС нового поколения» (РГПУ); «Актуальные вопросы модернизации российского профессионального образования» (ФИРО); «Оценка уровня квалификации педагогических работников» (ВШЭ); «Новые требования к выбору образовательных технологий и оценки результатов обучения в вузе» (ФИРО); «Подготовка ППС к экспертизе педагогических работников систем НПО, СПО» (ВШЭ).
До сих пор актуальными являются основные положения, предложенные Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI в. в докладе 1995 г. «Образование: сокрытое сокровище» (Основа типологии модулей предложена в проекте «Tuning»).
1. Решающим элементом обновления образования будет разработка рациональной стратегии реформ на основе широкого диалога, повышения ответственности, привлечения к этой работе всех, кто в ней заинтересован.
2. В наступающем столетии будут преобладать глобальные процессы, порождающие устойчивые противоречия, которые нужно будет преодолевать между глобальным и локальным [1], всеобщим и индивидуальным, традициями и современностью, перспективными и ближайшими задачами, конкуренцией и равенством возможностей, неограниченным расширением знаний и ограниченными возможностями человека усваивать их, противоречия между духовным и материальным.
Теоретические основы управления знаниями в образовательном кластере высшего обра-
зования определяются развитием концепции социального управления в последней четверти XX века:
- формирующееся информационное общество, постиндустриальные общественные отношения предопределили представления о новом типе «работников знания» (1959-1985);
- зарождение новых научных подходов к концепции управления знаниями, разработанных в Европе (Карл Свейби, Швеция), Америке (Карл Виич) и Японии (Икуждио Нонака), (1986-1995);
- систематический процесс идентификации, использования и передачи знаний в условиях актуализирующихся технологий социального управления знаниями составляют основу непрерывного дополнительного образования научно-педагогических кадров для повышения академической мобильности студентов и преподавателей;
- основа информационной образовательной среды требует создания специализированной системы управления знаниями в новых организационных формах (кластерах) совместного использования научного, интеллектуального потенциала в целях модернизации профессионального педагогического образования.
Модель создания и реализации поли-функционального ресурса знаний (образовательная платформа курсов повышения квалификации) определяет новый ситуационный подход к управлению знаниями в дополнительном профессиональном образовании в высшей школе.
В ситуации свободного доступа к любым информационным каналам и формам образования академическое сообщество лишается своего прежнего права эксклюзивного контроля над источниками знания и путями к нему ведущими, именно поэтому меняется структура преподавательской профессии, меняется характер академической карьеры, требования к его академической мобильности: преподаватель должен освоить роль тьютора, быть академическим консультантом, онлайн-консультантом, разработчиком материалов, размещаемых в сетевых ресурсах, и т. п.
Основное конструктивное положение ситуационного подхода к управлению знаниями -проектирование совокупности внешних воздействий (образовательных кластеров), в которой люди, совместно работающие в организациях и группах, могут достичь поставленных целей.
Список литературы
1. Воронченко Т. В., Костина И. И. Современный университет в условиях трансграничья: восточный и западный векторы международного сотрудничества // Международный журнал прикладных и исследований. 2012. № 8. С. 99-100.
2. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. С. 39.
3. Лига М. Б. Образование как фактор модификации и трансформации социальной структуры, ценностей современного общества // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2012. № 4. С. 108-115.
4. Рудакова Д. Т. Развитие образовательного сетевого сообщества. URL: http://www.relarn. ru/conf/conf2003/section4/4_38.html (дата обращения: 06.06.2012).
5. Смирнов С. А. Этапы и динамика подготовки специалистов «нового типа» в системе профессионального образования // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве» МНТК-2008. Серпухов, 2008. С. 118-119.
6. Усольцева Р. С. Активизация деятельности студенческого научного общества с использованием информационно-коммуникационных технологий // Информационные технологии для Новой школы: материалы конф. СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2011. С. 134-136. С. 136.;
7. Johnson W., Lustick D., & Kim M. J. (2011). Teacher professional learning as the growth of social capital. In Current Issues in Education, 14(3). Retrieved October 19, 2011. URL: from http://cie. asu.edu/ojs/index.php/cieatasu/article/view/781 (дата обращения: 06.06.2012).
8. Rhodes C. &Beneicke S. (2003). Professional Development Support for Poorly Performing Teachers: challenges and opportunities for school managers in addressing teacher learning needs, Journal of In-service Education, 2009. Р. 123-140.
9. UNESCO-IFLA: Information Literacy Resources. URL: www.infolitglobal.info/ (дата обращения: 21.12.2011).
References
1. Voronchenko T. V, Kostina I. I. Sovremennyj universitet v uslovijah transgranich’ja: vostochnyj i zapadnyj vektory mezhdunarodnogo sotrudnichestva // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i issledovanij. 2012. № 8. S. 99-100.
2. Rossijskoe obrazovanie - 2020: model’ obrazovanija dlja jekonomiki, osnovannoj na znanijah: k IX Mezhdunar. nauch. konf. «Modernizacija jekonomiki i globalizacija», Moskva, 1-3 aprelja 2008 g. / pod red. Ja. Kuz’minova, I. Frumina. M.: Izd. dom GU VShJe, 2008. S. 39.
3. Liga M. B. Obrazovanie kak faktor modifikacii i transformacii social’noj struktury, cennostej sovremennogo obshhestva // Uchjonye zapiski Zabajkal’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo. 2012. № 4. S. 108-115.
4. Rudakova D. T. Razvitie obrazovatel’nogo setevogo soobshhestva. URL: http://www.relarn. ru/conf/conf2003/section4/4_38.html (data obrashhenija: 06.06.2012).
5. Smirnov S. A. Jetapy i dinamika podgotovki specialistov «novogo tipa» v sisteme professional’nogo obrazovanija // Sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Informacionnye tehnologii v obrazovanii, nauke i proizvodstve» MNTK-2008. Serpuhov, 2008. S. 118-119.
6. Usol’ceva R. S. Aktivizacija dejatel’nosti studencheskogo nauchnogo obshhestva s ispol’zovaniem informacionno-kommunikacionnyh tehnologij // Informacionnye tehnologii dlja Novoj shkoly: materialy konf. SPb.: GOU DPO CPKS SPb «Regional’nyj centr ocenki kachestva obrazovanija i informacionnyh tehnologij», 2011. S. 134-136. S. 136.;
7. Johnson W., Lustick D., & Kim M. J. (2011). Teacher professional learning as the growth of social capital. In Current Issues in Education, 14(3). Retrieved October 19, 2011. URL: from http://cie. asu.edu/ojs/index.php/cieatasu/article/view/781 (data obrashhenija: 06.06.2012).
8. Rhodes C. &Beneicke S. (2003). Professional Development Support for Poorly Performing Teachers: challenges and opportunities for school managers in addressing teacher learning needs, Journal of In-service Education, 2009. R. 123-140.
9. UNESCO-IFLA: Information Literacy Resources. URL: www.infolitglobal.info/ (data obrashhenija: 21.12.2011).
Статья поступила в редакцию 10 мая 2013 г