УДК 281.93+94(47)
Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10103
Иеромонах Алексий (Годлевский), протоиерей Алексий Марченко
УПРАВЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИХОДОВ В ЕПАРХИЯХ ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЫ В 1958-1964 гг.)
Аннотация. В статье рассматриваются кардинальные изменения в управлении религиозными объединениями в СССР, произошедшие в период власти Н. С. Хрущева (1958-1964 гг.). На примере жизни приходов епархий Русской Православной Церкви Харьковской, Донецкой, Луганской и других восточных областей Украинской ССР показан процесс перестройки системы управления религиозных объединений, происходившей под давлением органов государственной власти, прежде всего Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. Дан анализ требований советского законодательства о религии и Церкви относительно организации приходской жизни, содержания партийно-государственных и церковно-канонических документов, заложивших основу приходской реформы 1960-1961 гг. В ходе исследования авторы пришли к заключению — подрыв финансово-хозяйственной деятельности церковных структур (приходов и епархий), массовое закрытие храмов в 1960-1964 гг. осуществлялись путем применения жестких административных мер со стороны государственного аппарата, направленных на подавление церковной жизни в СССР и постепенное уничтожение Русской Православной Церкви как социального института. Большинство антицерковных акций были напрямую связаны с реформированием внутреннего канонического устройства приходов и изменением парадигмы управления ими.
Ключевые слова: управление, религиозные объединения, русская Православная Церковь, приход, ссср, Украина, священник, епископ, уполномоченный.
56
© иеромонах Алексий (Годлевский), протоиерей Алексий Марченко, 2019
Цитирование. Алексий (Годлевский), иером.; Марченко Л. Н., прот. Управление религиозными объединениями Русской Православной Церкви (на примере приходов в епархиях Восточной Украины в 1958-1964 гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 1 (25). С. 56-68. Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10103
В конце 50-х гг. XX в. в СССР происходил коренной слом взаимоотношений Русской Православной Церкви и советского государства, сформировавшихся в военное время и первое послевоенное десятилетие. По инициативе Н. С. Хрущева началось постепенное ужесточение политики государства по отношению к Церкви и другим религиозным организациям страны.
Различным аспектам государственной религиозной политики этого сложного и драматического периода посвящено немало работ отечественных и зарубежных исследователей: М. В. Шкаровского1, Т. А. Чу-маченко2, М. И. Одинцова3, О. Ю. Васильевой4, Д. В. Поспеловского5. Однако вопросы внутренний жизни религиозных объединений в период хрущевского антирелигиозного натиска не всегда получали необходимое освещение. В связи с этим до сих пор остается немало проблем, имеющих исследовательскую перспективу. Одной из них является вопрос об управлении епархиями и приходами на территории национальных республик СССР, связанный с выявлением особенностей реагирования местной церковной среды на антирелигиозные акции властей и соответствующие мероприятия церковного центра — Московской Патриархии.
Как известно, в рамках теории управления взаимоотношения общественных организаций (в данном случае Русской Православной Церкви) и государственных организаций (вЯ в самом широком смысле этого слова) определяются не только взаимовыгодным сотрудничеством (игра с ненулевой суммой в рамках теории игр) или отсутствием отношений как таковых, но и попыткой одних институтов подчинить
1 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 2005.
2 Чумаченко Т. А. Государство, Православная Церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999.
3 Одинцов М. И. Русская Православная Церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.
4 Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004.
5 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.
себе другие (игра с нулевой суммой в теории игр). При этом попытка одной стороны поставить другую под контроль приводит к сопротивлению последней и изменению ее внутренних форм управления6.
Эта формула вполне отражает характер управленческой стратегии партийно-государственных структур СССР по отношению к Русской Православной Церкви. Важнейшая роль в деле полного подчинения Церкви государственному аппарату и подавления всех направлений церковной жизни в период хрущевских гонений отводилась Совету по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР — специальному органу, ответственному за проведение в жизнь религиозной политики советского государства, созданному в 1943 г. Массив документов Совета отложился в фонде «Совет по делам религий» Государственного архива Российской Федерации7.
Смена государственного религиозного курса существенным образом отразилась на организационной жизни самой Русской Православной Церкви и привела к масштабным переменам в системе ее управления на епархиальном и в особенности на приходском уровне.
Основным документом той поры, регламентировавшим внутреннюю жизнь Московской Патриархии, было «Положение об управлении Русской Православной Церкви», принятое Поместным Собором 31 января 1945 г. и санкционированное по указанию И. В. Сталина государственными структурами8. Вопреки действующему советскому законодательству о религии и Церкви, «Положение» передавало руководство приходской жизнью, в том числе финансово-хозяйственной деятельностью прихода, в руки священника-настоятеля, а не общины мирян, объединенных в религиозное общество (приход), как того требовало советское законодательство — Постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» 1929 г.9
Политика Н. С. Хрущева была направлена на ликвидацию «сталинских отступлений» от марксистско-ленинских принципов в отношении Церкви. Было решено возвратить жизнь религиозных объединений
6 Астахова Н. и. Теория управления. М., 2015. С. 88.
7 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 1-2, 6-7.
8 Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором Русской Православной Церкви 31 января 1945 года / Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989. С. 38.
9 Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 2: 1929-1939. М., 1959. С. 29-45.
в рамки советского законодательства. 13 января 1960 г. ЦК КПСС издал секретное постановление «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», которое требовало отмены «узурпации власти» духовенством на приходах и возвращения ее мирянам в соответствии с законом. Мирянам предписывалось «распоряжаться всем церковным имуществом и ведать наймом служителей культа»10.
В соответствии с принятой государственной управленческой стратегией повсеместно началась работа по отстранению духовенства от руководства приходами, в особенности от решения финансово-хозяйственных вопросов. После проведения Архиерейского Собора 1961 г. во всех религиозных общинах были проведены выборы в учредительные органы — «двадцатки» мирян и исполнительные органы — церковноприходские советы. Местные органы власти вместе с уполномоченными Совета по делам Русской Православной Церкви пересматривали их составы, устраняя неугодных членов и подбирая лояльных на должности старост и казначеев. Священнослужители были выведены из состава исполнительных органов и отстранены от всех дел в приходах кроме совершения богослужений. так, в Донецкой области в 1961 г. произошли перевыборы исполнительных органов в 25 приходах, «в результате чего, — докладывал уполномоченный Совета, — были изгнаны любители к церковным деньгам и всякого рода жулики и религиозные фанатики. В отдельных приходах исполнительные органы отчислили ненавистных для них служителей культа, которые нарушили советское законодательство»11.
Отличительной чертой исполнительных органов нового созыва была их плохая работоспособность — начальный и средний уровень профессионального образования и преклонный возраст их членов. Большинство составляли верующие пенсионеры. В Донецкой области в составе церковных советов и ревизионных комиссий 105 приходов насчитывалось 600 человек, из них мужчин — 395 и женщин — 175, в том числе работающих — 200, пенсионеров — 250 и домохозяек — 130. Иногда в исполнительные советы попадали достаточно авторитетные и заслуженные люди. Как докладывал уполномоченный, «общее число чле-
10 Чумаченко Т. А. Государство, Православная Церковь, верующие. С. 371.
11 Отчетно-информационный доклад о положении и деятельности религиозных православных обществ на территории Донецкой области за 1962 год // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 2089. Л. 5.
нов исполнительных органов, награжденных правительственными наградами (орденами и медалями), — 39 человек»12.
Общий итог этих перевыборов подвел специально отправленный на Украину инспектор Совета по делам Русской Православной Церкви А. П. Исаев: «50 % членов «двадцаток» и церковных исполнительных органов составляют пенсионеры, которые активно берутся за восстановление порядка в церкви. Уполномоченный Совета при перерегистрации членов религиозных общин и при предоставлении списков членов «двадцаток» выявлял пенсионеров, и списки препровождал в местные органы власти для проведения соответствующей с ними работы по отрыву от исполнительных органов. Руководство районов такие списки имело, но привести положительный отчет по отрыву пенсионеров не представлялось возможным. Считаю, что по этому вопросу еще недостаточно ведется работа на месте»13.
таким образом, центральные органы государственной власти были не вполне довольны произведенной ротацией, так как многочисленные пенсионеры в учредительных органах приходов могли оказаться препятствием для дальнейшей борьбы с Церковью и встать на ее защиту. Чистка приходов от нежелательных элементов продолжалась.
так, в 1963 г. исполнительный орган религиозной общины николо-Преображенской церкви г. Луганска состоял всего из трех пенсионеров, самому младшему из которых было 64 года. Все они имели только начальное образование. Исполнительный орган, возглавлявший самый крупный приход в области, «ликвидировал попрошайничество "нищих" в пределах церковной ограды, провел работу с верующими по прекращению посещаемости церкви детьми, подростками, не допускал случаев нарушения законодательства о культах», — писал уполномоченный Совета по Луганской области П. Голощапов14.
12 Отчетно-информационный доклад о положении и деятельности религиозных православных обществ Л. 6.
13 Докладная записка инспектора Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР В. Д. Исаева председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР В. А. Куроедову // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1798. Л. 6.
14 Отчетно-информационный доклад о работе уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Луганской области за 1962 год // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 2097. Л. 4.
Некоторые священники украинских епархий сопротивлялись новому управленческому курсу государства, не желая отходить от решения важнейших вопросов приходской жизни и управления приходскими финансами. Реакция уполномоченных Совета на эти действия была крайне негативной. Тот же уполномоченный писал по этому поводу: «Хитрые хищники пробираются к руководству церковью путем сговора с одним из наиболее влиятельных членов исполнительного органа. священник прихода села Нижне-Теплое Станично-Луганского района, Алимов Е. К. потребовал от председателя исполнительного органа Миронова согласовывать с ним все вопросы руководства делами церкви»15 .
Прямым следствием новой государственной стратегии управления религиозными объединениями стало массовое сокращение числа действующих религиозных общин и закрытие храмов в 1961-1964 гг. Уполномоченные Совета, выполняя программу сокращения церковной структуры, широко применяли практику искусственного создания «затухающих приходов». Основной причиной снятия с регистрации приходов были неполные учредительные органы — «двадцатки», либо отсутствие священника.
Так, уполномоченный по Днепропетровской области Я. Днепровский писал: «Я принимаю меры к тому, чтобы число свободных приходов не уменьшалось, а увеличивалось. Все свободные приходы обслуживаются временно прикрепленными из соседних приходов священниками». Кроме того, уполномоченные побуждали священников относиться к делу не слишком старательно, «чтобы они меньше проводили службы в прикрепленных приходах и чтобы, по возможности, удовлетворяли потребности верующих только требами»16.
Таким образом, советская власть, преследуя цель ослабить и в конечном итоге подчинить своим интересам приходскую жизнь, целенаправленно разрушала ее традиционный канонический строй. Единоначалие и централизованное руководство приходом священника подменялось мирянской «демократией», существующей под руководством органов государственной власти.
15 Отчетно-информационный доклад о работе уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Луганской области. Л. 4.
16 Отчетно-информационный доклад о работе уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Днепропетровской области за второе полугодие 1958 года // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1589. Л. 17.
Отдельно необходимо рассмотреть управление финансовыми средствами прихода. На волне «демократических перемен» в приходах вводился принцип добровольности отчислений в вышестоящие церковные инстанции — епархиальное управление, Московскую Патриархию. Каждой общине предоставлялось право самостоятельно решать, какую сумму она считает нужным перечислить на общецерковные нужды. Когда церковным советам стало известно о добровольном внесении средств, количество отчислений в епархии резко сократилось. В то же время обязательным для приходов становится отчисление немалых денежных сумм в советский Фонд мира. Так, общие поступления в управление Донецкой епархии в 1961 г. составили 385 489 рублей, из них в Фонд мира было перечислено 48 100 рублей (т. е. 13 %). «Церковные советы проявили активность в сокращении взносов на епархиальные нужды, одновременно часть сбережений с желанием перечислить в Фонд мира. Надо полагать, — надеялся уполномоченный Совета, — что в 1963 году эти суммы резко увеличатся»17.
В 1962 г. священнослужители в СССР были переведены на твердые оклады. Теперь вместо ранее утвердившейся практики материальной поддержки священников со стороны прихожан путем добровольных взносов в «церковную кружку» и посильной платы за совершение треб все содержание священника должна была составить небольшая фиксированная зарплата. Все требы должны были оплачиваться верующими по специальным квитанционным книжкам, выдававшимся священникам. Каждая треба совершалась священником только при наличии квитанции, выписанной счетоводом религиозного общества.
К началу 1963 г. на твердые денежные оклады были переведены все епархии Восточной Украины. Скрытой целью введения окладной системы было сокращение количества приходов в епархиях. Экономически слабые храмы были неспособны платить духовенству необходимую зарплату. Оставшись на долгое время без постоянного священника, такие церковные общины были вынуждены прекращать в церкви богослужения, что в конечном итоге приводило к снятию их с регистрации, а церковь к закрытию. Наряду с переводом священников на оклады была вне-
17 Отчетно-информационный доклад о работе уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Днепропетровской области. Д. 2089. Л. 5.
дрена квитанционная система учета обрядов, велась запись фамилий, имен и отчеств лиц, участвующих в обрядах, их места жительства, требовались справки из ЗАГСа при совершении крещения, венчания и похорон. «Это мероприятие, как духовенством, так и прихожанами, было встречено настороженно и даже в отдельных случаях враждебно», — отмечал уполномоченный Совета по Харьковской области Г. А. Сухенко18.
Новые управленческие решения привели к резкому снижению материального благосостояния приходского духовенства. Бывали случаи, когда доведенные до отчаяния священнослужители психологически не выдерживали. Один из таких случаев описан уполномоченным Совета по Луганской области Голощаповым: «В настоящее время духовенство стало более замкнутым, менее общительным и более раздражительным. Его главное стремление направлено к тому, чтобы добиться от общины установления более высоких окладов. На этой почве священник прихода села Осиновое, Новопсковского района, Нестелеев В. А., в процессе совершения церковной службы, подрался с председателем исполнительного органа, за что оба подверглись аресту на срок от 10 до 15 суток»19.
Религиозная политика Н. С. Хрущева 1958-1964 гг. была направлена на постепенное уничтожение Русской Православной Церкви как социального института. Однако достичь желаемого результата лидеру советского государства не удалось. Церковное управление на местах показывало большую резистентность относительно давления со стороны советских властей. Еще до отставки главного инициатора антицерковной кампании стали ясны слабые показатели борьбы с религией в СССР.
Так, отчетные доклады уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви по областям Украинской ССР за 1962 г. были наполнены неутешительными статистическими данными по поводу совершаемых в церквях обрядов: «Высокий процент крещения новорожденных по области — 41,45 % и, в частности, по городу Харькову — 55 % не может не вызывать тревогу»20. «Уменьшилось количество религиозных похорон. Однако в 19 областях произошло увеличение религиозного обряда погребения. Так, в Днепропетровской области похоронного цер-
18 Отчет уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Харьковской области за 1962 год // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 2105. Л. 13.
19 Там же. Д. 2097. Л. 16.
20 Там же. Д. 2105. Л. 16.
ковного обряда возросло с 13,5 % до 26,0 %»21. Денежный доход православных общин Украинской ССР в 1962 г., несмотря на сокращение количества религиозных обществ, увеличился. Если в 1961 г. суммарный доход епархий Русской Православной Церкви на Украине в республике составлял 13,7 млн рублей, то в 1962 г. — 14,1 млн рублей22
Однако в годы антирелигиозной хрущевской кампании Русской Православной Церкви был нанесен существенный ущерб. Так, инспектировавшие в 1965 г. Днепропетровскую область и деятельность местного уполномоченного сотрудники центрального аппарата Совета по делам Русской Православной Церкви указывали, что в области произошло резкое сокращение количества церквей: «В течение 1960-1965 гг. в области снято с регистрации 129 религиозных обществ, и на 1 января 1966 г. осталось всего 26 действующих православных церквей и молитвенных домов»23.
Таким образом, в течение хрущевской антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. религиозные объединения Русской Православной Церкви — приходы и епархии — подверглись мощному силовому давлению со стороны государственных структур, навязавших Московской Патриархии реформу приходского управления. Юридическую базу изменения управления приходом обеспечили Постановление ЦК КПСС от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» и решение Архиерейского Собора 1961 г. о приведении в соответствие с действующим законодательством правил управления приходом, зафиксированных «Положением об управлении Русской Православной Церкви», принятом на Поместном Соборе 1945 г.
В результате приходской реформы священники-настоятели были отстранены от финансово-хозяйственной жизни приходских общин и выведены из состава учредительных органов — «двадцаток», также из исполнительных органов — приходских советов. «Демократизация» жизни прихода предусматривала передачу власти в приходах мирянам, полностью подконтрольным в своей деятельности органам государственной власти. Целью перестройки приходского управления являлось
21 Отчет уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по УССР за 1962 год // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 2086. Л. 18.
22 Там же.
23 Справка по Днепропетровской области зам. Председателя Совета по делам религии при Совете Министров СССР В. Фурова // Там же. Д. 222. Л. 1.
ослабление приходов, внесение в их внутреннюю жизнь управленческого хаоса и постепенная массовая ликвидация.
Однако попытки государственных структур «развалить приход» путем насильственного изменения его управленческой структуры не принесли желаемых результатов, хотя в значительной степени нарушили уклад его канонической жизни. Это отчетливо прослеживается на примере епархий Восточной Украины, где приходы проявили большую внутреннюю устойчивость благодаря авторитету среди прихожан священнослужителей-настоятелей, которые смогли сохранить за собой духовное лидерство в приходских общинах. Такая жизнеспособность приходской структуры классического типа — с одним священником во главе, который является и духовным отцом, наставником и учителем вверенных ему прихожан, была свойственна Церкви на протяжении всей ее истории и объективно связана с экзистенциальными началами религии, внутренними переживаниями верующих и опытом веры24. Иными словами, данная устойчивость имеет в своем корне духовные причины и установки.
Сведения об авторах. Марченко Алексей Николаевич, протоиерей — доктор исторических наук, доктор церковной истории, доцент, заведующий кафедрой теологии Регионального института непрерывного образования Пермского государственного национального исследовательского университета, преподаватель Пермской духовной семинарии (Россия, г. Пермь). E-mail: prot.marchenko@yandex.ru
Алексий (Годлевский Николай Петрович), иеромонах — магистр богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия (Россия, г. Псков). E-mail: alexy.godlevsky@yandex.ru
Список литературы
1. Астахова Н. и. Теория управления. М., 2015.
2. васильева о. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004.
3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1589, 1798, 2086, 2089, 2097, 2105; Оп. 6. Д. 222.
24 якунин в. и., сулакшин с. с., симонов в. в., Багдасарян в. Э., вилисов М. в. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М., 2009. С. 76.
4. Одинцов М. И. Русская Православная Церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.
5. Положение об управлении Русской Православной Церкви, принятое Поместным Собором Русской Православной Церкви 31 января 1945 года // Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989.
6. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.
7. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР. Т. 2: 1929-1939. М., 1959.
8. Чумаченко Т. А. Государство, Православная Церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999.
9. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 2005.
10. Шлихта Н. А. «От традиции к современности»: православная обрядность и праздники в условиях антирелигиозной борьбы (на материалах УССР, 1950-60-е гг.) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4. С. 380-407.
11. Якунин В. И., Сулакшин С. С., Симонов В. В., Багдасарян В. Э., Вилисов М. В. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М., 2009.
Hieromonk Alexy (Godlevsky) Archpriest Alexey N. Marchenko
THE MANAGEMENT oF RELIGioUS ASSoCIATioNS of RUSSIAN
orthodox church on the example of parishes IN
THE DioCESES of EASTERN UKRAINE IN 1958-1964
Abstract. The article shows dramatic changes in the management of religious associations in the USSR that occurred under the government of N. S. Khrushchev (1958-1964). The example of life in the parishes of the Russian Orthodox Church dioceses of Kharkov, Donetsk, Lugansk and other Eastern regions of the Ukrainian SSR shows the process of reorganization of the management system of the religious associations that took place under the pressure of state authorities, especially the Council for the Affairs of Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR. The authors have analysed the Soviet legislation requirements on religion and Church regarding organization of parish life, content of the party- state and Church-canonical documents that formed the basis of the parish reform of 1960-1961. In the study it is concluded that the mass closure of churches in 1960-1964 as well as undermining of financial and economic activities of church structures (parishes and dioceses) were achieved by use of strict administrative measures of the state apparatus aimed at suppressing Church life in the USSR and gradual destruction of the Russian Orthodox Church as a social institution. Most of the anti-church actions were directly connected with the reformation of internal canonical structure of parishes and the change of management paradigm.
Keywords: administration, religious associations, Russian Orthodox Church, parish, USSR, Ukraine, priest, bishop, representative.
Citation. Alexey (Godlevsky), Hierom.; Marchenko A. N., Archpr. Upravlenie religioznymi ob'edineniiami Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (na primere prikhodov v eparkhiiakh Vostoch-noi Ukrainy v 1958-1964 gg.) [The Management of Religious Associations of Russian Orthodox Church on the Example of Parishes in the Dioceses of Eastern Ukraine in 1958-1964]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 1 (25), pp. 56-68. DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10103
About the authors. Marchenko Alexey Nikolaevich, Archpriest — Doctor of Historical Sciences, Doctor of Church History, associate professor, Head of the Department of Theology of Regional Institute of continuous Education of the Perm State National Research University, teacher of the Perm Theological Seminary (Russia, Perm). E-mail: prot.marchenko@yandex.ru
Hieromonk Alexy (Godlevsky Nikolay Petrovich) — Master of Theology, Teacher of the Sre-tenskaya Theological Seminary, graduate student of the General Church Postgraduate Studies and Doctoral Studies named after Saints Equal to the Apostles Cyril and Methodius (Russia, Pskov). E-mail: nik.godlevsky@yandex.ru
References
1. Astakhova N. I. Teoriia upravleniia [Management Theory]. Moscow, 2015.
2. Chumachenko T. A. Gosudarstvo. Pravoslavnaia Tserkov'. Veruiushchiie. 1941-1961 gg. [State. Orthodox Church. Believers. 1941-1961]. Moscow, 1999.
3. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation]. Stock 6991. L. 1. Doss. 1589, 1798, 2086, 2089, 2097, 2105; L. 6. Dos. 222.
4. Khronologicheskoie sobraniie zakonov, ukazov Prezidiuma Verkhovnogo Soveta i postanovle-nii Pravitelstva RSFSR. T. 2:1929-1939 [Chronological Collection of Laws and Decrees of the Presidium of the Supreme Council and Resolutions of the Government of the RSFSR. Vol. 2: 1929-1939]. Moscow, 1959.
5. Odintsov. M. I. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' v XX veke: istoriia. vzaimootnosheniia s go-sudarstvom i obshchestvom [Russian Orthodox Church in the 20th Century: History, Relations with the State and Society]. Moscow, 2002.
6. Polozheniie ob upravlenii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, priniatoie Pomestnym Soborom Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi 31 ianvaria 1945 goda [Regulations on the Administration of the Russian Orthodox Church, Adopted by the Local Council of the Russian Orthodox Church on January 31, 1945]. Ustav ob upravlenii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Statute on the Administration of the Russian Orthodox Church]. Moscow, 1989.
7. Pospelovsky D. V. Russkaia Rravoslavnaia Tserkov' v XX veke [Russian Orthodox Church in the 20th Century]. Moscow, 1995.
8. Shkarovsky M. V. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov'pri Staline i Khrushcheve (Gosudarstven-no-tserkovnyie otnosheniia v SSSR v 1939-1964 gg.) [Russian Orthodox Church Under Stalin and Khrushchev (State-Church Relations in the USSR in 1939-1964)]. Moscow, 2005.
9. Shlikhta N. A. Ot traditsii k sovremennosti: pravoslavnaia obriadnost i prazdniki v uslovi-iakh antireligioznoi bor'by (na materialakh USSR. 1950-60-e gg.) [From Tradition to Moder-
nity: Orthodox Rituals and Festivals in the Conditions of Anti-religious Struggle (According to Materials of the Ukrainian SSR, 1950-60's)]. Gosudarstvo. Religiia. Tserkov' v Rossii i za rubezhom [State. Religion. Church in Russia and Abroad], 2012, no. 3-4, pp. 380-407.
10. Vasilyeva O. Yu. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' i Vtoroi Vatikanskii Sobor. [Russian Orthodox Church and the Second Vatican Council]. Moscow, 2004.
11. Yakunin V. I., Sulakshin S. S., Simonov V. V., Bagdasaryan V. E.. Vilisov M. V. Sotsial'noie partnerstvo gosudarstva i religioznykh organizatsii [Social Partnership of the State and Religious Organizations]. Moscow, 2009.