Учитывая, что среди показателей, определяющих рейтинг вузов, учитывается количество публикуемых специалистами университетов статей и материалов в ведущих по соответствующей проблематики мировых изданиях, число Нобелевских лауреатов, являющихся выпускниками соответствующего вуза, и т.д., и что рейтинг МГУ снизился сразу почти на 20 пунктов, можно считать, что указанные рейтинги фиксируют серьезное ослабление образовательного потенциала России. Это делает актуальной разработку эффективной конкурентной стратегии России в мировом образовательном пространстве, и прежде всего, конкурентной стратегии развития ее образовательного потенциала.
Литература
1. Расчеты автора по данным статистического сборника «Россия в цифрах. 2008». - М.: Росстат. -2008. - С. 169, 504.
2. ЦБ РФ. Оценка платежного баланса Российской Федерации за I квартал 2009 г. www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=balof
3. Всемирный банк. Доклад об экономике России. №18, март 2009 г. www.worldbank.org.ru
4. Там же.
5.Федеральная налоговая служба России. www.nalog.ru
6. Федеральная таможенная служба
www.customs.ru/ru/stats/stats/popup.php?id286=504
7. Закон о федеральном бюджете США на 2008-2009 гг. www.whitehouse.gov/omb/ budg-et/fy2008/summarytables Financial Statistics of Japan www.mof.go.jp
8. Оценки автора по данным статистического сборника «Россия в цифрах. 2008». - М.: Росстат.-2008. - С. 479-483, 504.
9. Ситарян С., Смирнов А. Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже XXI века. - М., 2007. - С. 26.
10. Сажина М., Чибриков Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: НЩРМА - Инфра М., 2003.
11. Пискунов Д. Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность государств. http://stra.teg.ru/lenta/innovation/1175
12. Международная конкурентоспособность России /Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой). -М.: ТЕИС, 2004. - С. 123.
13. Рейтинг стран по индексу сетевой готовности WEF (World Economic Forum), 2008 (Электронный ресурс) www.weforum. org/pdf/gitr/ranking82007. xls.
14.www.worldbank.ru; www.cbr.ru/statistics/credit_statistics.asp?file=capitale.htm;www.gks.ru.
15. www.cbr.ru/statistics/credit_statistics.asp?file=capitale.htm.
16. А.Г. Мовсесян, С.Б. Огнивцев. Международные валютно-кредитные отношения. - М.:Инфра -М, 2003. - С. 145.
УДК 37.07 (004)
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТЬЮ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО УНИВЕРСИТЕТА
С.Н. Исаев, нач. отд. по взаимодействию с органами государственной власти
и общественными организациями Тел.:657-91-41; E-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
http://www.mesi.ru
The article is concerned with examined the basic approaches of the high school distributed educational network management are examined. The special attention is paid to the modern management methods application on the basis of information technologies.
В статье рассматриваются основные подходы к управлению распределенной образовательной сетью вуза. Особое внимание уделено применению современных методов управления на основе информационных технологий.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), развитие с использованием ИКТ, управление современным университетом, электронное обучение, электронный распределенный университет, единая информационная среда университета, филиал института, распределенная сеть
Keywords: Information and Communication Technologies (ICT), e-Development, Management of Modern Universities, e-learning, distributed or Net-university, unified information environment, branch of an institute, distriduted network.
Современная экономика, глобализация инициируют активную региональную экспансию национальных и международных компаний. В поисках эффективных вложений и дополнительной прибыли филиалы и представительства фирм и компаний появляются в самых отдаленных уголках мира. Для России, чья территория огромна, а темпы развития бизнеса достаточно высоки, это явление также характерно. Между тем, управление региональной сетью - это сложное и многогранное явление. Оно имеет свои особенности, ведь большей частью филиалы, входя на
региональный рынок, сталкиваются с жесткой, нарастающей конкуренцией со стороны местных бизнес-структур. В таких условиях успех зависит от системы менеджмента, принятой в компании, и тщательно продуманной региональной политики [1].
Образовательные учреждения не остаются в стороне от общих экономических тенденций. Расширение региональной сети вуза - это объективный процесс, связанный с востребованностью образовательных программ и необходимостью обеспечения доступности образования.
Говоря о системе образования Российской Федерации, нельзя не отметить тот факт, что вузы с довольно широкой образовательной сетью появились в советское время.
Прежде всего - это система отраслевых заочных институтов (Всесоюзный заочный юридический, Всесоюзный заочный финансово-экономический, текстильной и легкой промышленности и др.). Позже создаются целый ряд отраслевых вузов, берущих на себя задачу централизованной подготовки специалистов на основе единых программ. К таким вузам можно отнести Российский государственный социальный университет, МАТИ им. К.Э. Циолковского и др.
Многие вузы ставят цель создания единой сети подготовки специалистов в регионе. Так, группа алтайских вузов (классический, технический, аграрный, педагогический и медицинский университеты, юридический институт и институт культуры) имеют сеть филиалов в городах Бийске, Рубцовске, Славгороде, Белокурихе, ряд представительств в Восточном Казахстане. Все эти вузы имели и в настоящее время имеют распределенные образовательные сети, представленные большим числом филиалов и представительств (ранее учебно-консультационных пунктов), объединенных единым брендом. Они связаны с головной структурой организационно и методически.
Вместе с тем, развитие филиалов идет достаточно неоднородно и лишь в незначительной степени зависит от самого вуза. Филиалы и представительства образовательного учреждения зачастую являются независимыми центрами, объединенными с головным вузом названием и финансовыми обязательствами. В такой конструкции филиал, находящийся в центре промышленного района, становится крупнее и мощнее самого головного вуза. Но чаще всего наблюдается противоположная картина, когда у филиала не хватает профессорско-преподавательского состава, недостаточно материальных средств, да и учебно-методическое сопровождение учебного процесса, ввиду отдаленности, не получает подпитки из головной структуры. В результате этого филиалы получают заслуженные нарекания со стороны органов управления образованием и работодателей. Многие из них закрываются.
В 2000-2005 гг. региональное развитие вузов получило новый импульс. Катализатором его стало активное внедрение рядом передовых вузов в учебный процесс информационных технологий и построение на этой основе единых информационных сетей вузов. Информатизация трансформирует систему управления образовательным учреждением, обеспечивая возможность эффективного управления всеми структурными подразделениями, в том числе и региональными. Применение технологий электронного обучения (e-Learning) позволило создать новый тип образовательного учреждения - распределенный электронный университет как единый образовательный комплекс, включающий вуз, реализующий образовательные программы с использованием электронных технологий, а также его филиалы, представительства, центры и пункты
доступа к образовательным ресурсам, связанные единой корпоративной сетью и реализующие образовательные программы на основе единой информационной образовательной среды, с использованием единого контента, библиотечных ресурсов, единого профессорско-преподавательского состава, единого администрирования, имеющий экстерриториальную структуру (включающую реальное и виртуальное пространство) [2].
Распределенный электронный университет ставит две основные задачи в региональном развитии: обеспечение доступности качественного образования и получение дополнительных внебюджетных средств, которые могут быть направлены на развитие университета в целом.
Мировая система образования имеет достаточный опыт создания и развития распределенных электронных вузов. В распределенном учебном заведении применяется гибкая и террито-риально-распределенная система получения образования.
Так, Открытый университет Великобритании (1969) имеет 305 региональных центров в Великобритании и 42 - в других странах; Национальный университет дистанционного обучения в Испании (1972) -53 региональных центра в Испании и Латинской Америки; Канадский открытый университет (1972) - 4 региональных центра; Ферн (Хаген) Университет, Германия (1974) - 60 региональных центров в Германии, Австрии, Голландии, Венгрии, Польше; Открытый университет Израиля (1974) располагает более чем 100 региональными центрами; Национальный технологический университет, США (1984) для обучения использует более 300 площадок (на базе 46 вузов США); Национальный открытый университет Индиры Ганди, Индия (1986) располагает 21 региональным центром, 376 учебными центрами.
В Российской Федерации развитие ряда вузов проходит в соответствии с мировыми тенденциями. К ним можно отнести Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Современную гуманитарную академию, МИМ ЛИНК, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Тюменский государственный университет и ряд других вузов, чья распределенная образовательная деятельность распространяется либо на всю территорию Российской Федерации, либо на территории ее регионов. Все приведенные выше вузы имеют в своем составе территориально-удаленные или распределенные структурные подразделения (распределенную сеть) [3].
Система управления региональными сетями вузов недостаточно изучена, вместе с тем интерес представляет исследование, проведенное в 2002-2003 гг. сотрудниками Алтайского государственного технологического университета «Система управления крупным высшим учебным заведением с обширной разветвленной структурой как единым образовательным комплексом с использованием геоинформационных технологий».
В исследовании отмечалось, что работа вуза на территории влияния весьма разнообразна и соотносится со всеми основными видами деятельности высших учебных заведений: учебной, учебно-методической, научной, международной, административно-хозяйственной [4]. В каждом из перечисленных видов деятельности в новых экономических условиях вуз должен ориентироваться, прежде всего, на потребителя. Исследователи отмечают, что все работы практически не финансируются из федерального бюджета и осуществляются на принципах самофинансирования. Для реализации этой работы, занимающей год от года все большую долю в управленческой деятельности вуза, используются различные структурные подразделения (центры дистанционного обучения, отделы маркетинга, социологические лаборатории, отделы по распределению, довузовской подготовки и др.). С учетом определенного экономического интереса к указанной работе подключены различные плановые и экономические службы вуза.
В работе впервые отмечается необходимость изменения организационной структуры вуза для реализации задач управления региональными структурными подразделениями и использования с этой целью информационных технологий.
Вместе с тем, наиболее интересным для нас является система управления распределенной региональной сетью МЭСИ как вуза, являющегося лидером внедрения в образовательную и управленческую деятельность электронных технологий. Развитие сети университета велось по третьему из рассмотренных нами вариантов. Реально региональное развитие началось с вхождения университета в эксперимент в области дистанционного обучения в сфере профессионального образования. В ходе эксперимента было усовершенствовано правовое обеспечение дистанционного обучения: внесены поправки в Закон Российской Федерации «Об образовании» и разработан комплекс нормативных правовых и рекомендательных документов по внедрению дистанционного обучения [5].
С точки зрения специалистов МЭСИ, управление вузом с мощной распределенной сетью -это профессиональная деятельность руководителя и структурных подразделений, направленная на достижение вузом, действующим в рыночных условиях, миссии организации и поставленных целей, с полным использованием имеющихся ресурсов.
Можно выделить следующие принципы управления вузом с мощной распределенной сетью:
• централизация управления;
• высокий уровень и постоянное совершенствование коммуникаций;
• поддержка новаторства;
• использование комплексных мотивационных систем;
• непрерывное обучение персонала и ППС;
• развитие горизонтальных связей;
• институализация изменений (что не дает сформировавшимся бюрократическим структурам окончательно закрепиться).
Процесс управления вузом с мощной распределенной сетью представляет собой целенаправленную последовательность операций управления, результатом которых является принятое и реализованное решение руководителя.
Субъектами управленческой деятельности вуза являются; ректор, ректорат; Ученый совет; отдел развития регионов; отдел по работе с регионами; отдел по работе с филиалами и представительствами; отдел организации учебного процесса в филиалах.
Объектами управленческой деятельности: являются филиалы, представительства, партнерские организации, студенты (слушатели).
В качестве основных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность региональной сети, являются: устав вуза, положение о филиале, положение о представительстве, доверенность директору филиала (представительства). В МЭСИ приняты внутренние стандарты, регламентирующие деятельность региональных структурных подразделений.
Говоря о системе управления региональной сетью распределенного вуза, необходимо рассматривать совокупность следующих основных компонентов: техническое обеспечение, коммуникационное обеспечение, программное обеспечение, информационное обеспечение, организационное обеспечение.
С точки зрения топологии распределенной образовательной среды необходимо выделить три уровня объектов управления, для каждого из которых характерно свое сочетание основных компонентов системы: головной вуз, филиал головного вуза, представительство - точка доступа.
Система менеджмента распределенного вуза должна обеспечивать оперативное управление образовательным учреждением, филиалами, представительствами. Система менеджмента распределенного вуза, кроме традиционных для высшего учебного заведения структурных подразделений, должна включать:
.•подразделения, организующие деятельность региональных структурных подразделений (филиалов, представительств и центров коллективного доступа);
.•подразделения, поддерживающие работу единой информационной образовательной среды вуза; .•подразделения для оказания помощи профессорско-преподавательскому составу в подготовке учебно-методических материалов, в том числе в электронном виде;
.•подразделения, организующие образовательный процесс, включая процесс текущей и итоговой аттестации студентов и слушателей с использованием среды дистанционного (электронного) обучения вуза, а также, по мере необходимости, другие подразделения, организующие распределенную образовательную деятельность.
Педагогический состав распределенного вуза включает педагогических работников как самого вуза, и его филиалов. Распределенная образовательная деятельность ведется на основе созданных в распределенном вузе информационных и коммуникационных ресурсов.
Важной составляющей системы управления распределенным вузом является наличие системы управления знаниями. При этом каждый сотрудник одновременно является участником как формирования знаниевого пространства университета, так и использования последнего. Например, МЭСИ в течение нескольких лет занимается внедрением и улучшением системы менеджмента качества. Каждый день сотрудники «нарабатывают» и систематизируют, формализуют знания по тем или иным областям. В дальнейшем они могут быть использованы любым работником вуза и его филиала по необходимости, в том числе и в случае приема на работу нового сотрудника, на обучение которого университет уже не тратит время, так как все документы, инструкции, правила ему доступны благодаря внедренному электронному документообороту [5].
Технологической основой системы управления являются коммуникационные и информационные ресурсы вуза. Они должны обеспечивать следующие основные аспекты информационного обеспечения образовательной деятельности вуза (включая и его филиалы и представительства):
• информационное обеспечение процедур организации и управления учебным процессом, включая задачи административного управления, где главным потребителем информации является персонал управления, профессорско-преподавательский состав, учебно-методические службы, а также службы обеспечения и поддержки;
• информационное обеспечение учебного процесса, где главным потребителем информации является обучаемый под руководством преподавателя;
• электронный документооборот, обеспечивающий потребности всех сторон управленческой деятельности;
• реализацию систем доступа к информационным ресурсам вуза.
Можно сделать однозначный вывод, что процесс управления региональной сетью распределенного вуза сложен и разнообразен. Он основывается не только на законах менеджмента, но и на информационных технологиях, которые широко используются в управлении региональной сетью. Региональное управление - забота не только специально созданных для этой цели подразделений, но и всего вуза. Лишь соблюдая эти принципы, можно говорить о действительно управляемой сети, в которой головная структура и региональные подразделения представляют единое целое. Только в этом случае качество образования в филиале будет такое же высокое, как и в головной структуре. В свою очередь, это позволит филиалу центрального вуза не только выжить в конкурентной борьбе, но и быть лидером среди образовательных учреждений региона.
Литература
1. Филиальная сеть: развитие и управление /Под ред. Т. Сорокиной. - СПб.: Питер, 2009. - С. 8.
2. Рабочие материалы рабочей группы Минобрнауки России по подготовке эксперимента по распределенному и трансграничному образованию (утверждена Минобрнауки России 13 февраля 2009 г.)
3. Тихомирова Н. В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы. - М.: Финансы и статистика, 2009. - С. 32.
4. Евстигнеев В. Комплекс знаний// http://www.eed.ru/higher_education/e_46.html.
5. Исаев С.Н. Развитие нормативно-правовой базы в области применения дистанционных образовательных технологий // Мир электронного обучения. - 2005. - № 1. - С. 28-35.
6. Тихомирова Н.В., Исаев С.Н. Создание системы управления знаниями в университете // Открытое образование . - 2007. - № 4 (63). - С. 44-49.
УДК 37.04 (004)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАЗВИТИЮ И САМОРАЗВИТИЮ СТУДЕНТА
Н.Д. Джига, к.псих. н., проф. каф. Межкультурной коммуникации Тел.: (375 17) 205- 53-52; E-mail: 555о[email protected] Институт современных знаний http://www.isz.minsk.by О.В. Джига, асп. по спец. Экономика и управление народным хозяйством Академия управления при Президенте Республики Беларусь Тел.: (375 17) 205- 53-52; E-mail: 555о[email protected] http://www.pacademy.edu.by
The article highlights the results of long staging experience in research of effective foreign language learning with account of management, co- management and self- management of a University Student. The proof of justifiability of information technology usage as a factor of successful education is presented.
В статье освещены результаты многолетнего опыта по исследованию эффективного обучения иностранному языку с учетом управления и самоуправлении студента вуза. Приводятся доказательства состоятельности теории использования информационных технологий как фактора успешности обу-
чения.