УДК 330.332:338 С.И. БАЖЕНОВ, д.экон.н., заместитель директора по научно-организационным вопросам
ФГБУН Институт экономики Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Электронный адрес: [email protected]
И.В. МАКАРОВА, д.экон.н., доцент, заведующий сектором комплексных проблем развития промышленности
ФГБУН Институт экономики Уральского отделения РАН, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Электронный адрес: [email protected]
А.А. ПЕТРОВ, заместитель директора
ЗАО «Медсинтез», г. Екатеринбург, ул. Кирова, 28 Электронный адрес: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛАСТЕРА
В статье рассматриваются механизмы формирования и реализации инвестиционной политики предпринимательского кластера. Показано, что основной проблемой является нечеткость определения понятия «инвестиционная политика» и сложность выявления особенностей ее формирования и реализации в предпринимательском кластере. Для уточнения экономической сущности понятия «инвестиционная политика предпринимательского кластера» проведен этимологический и категориальный анализ, определены основные системообразующие параметры формирования такой политики: место инвестиционной политики в иерархии элементов инвестиционного менеджмента; цели и задачи реализации; ограничивающие факторы; принципы и механизмы формирования и реализации. Разработан организационно-экономический механизм реализации инвестиционной политики предпринимательского кластера, учитывающий взаимодействие кластера с различными институтами развития, а также многоаспектность решения стратегических задач. В структуре механизма отражены не только этапы жизненного цикла инвестиционной политики, но и последовательность действий и функции отдельных участников кластера, а также детализированы меры по нейтрализации негативного воздействия внутренних и внешних факторов, применяемые на различных уровнях управления инвестициями. Это позволило оптимизировать интересы, предпринимательские ресурсы и капитал при реализации инвестиционной политики кластера.
Ключевые слова: предпринимательский кластер; инвестиционная политика; системообразующие параметры; организационно-экономический механизм; управление
DOI: 10.17072/2218-9173-2016-1-113-132
Предпринимательские структуры играют стратегически важную роль в развитии экономики многих стран. При этом, если в Западной Европе и США малые и средние предприятия создают более 50% ВВП, то в России - порядка 20-22%. Среди основных ограничений их успешного развития называют высокий уровень конкуренции, значительное налоговое бремя и недоступность инвестиций. Решить большинство из перечисленных проблем позволяет интеграция малых и средних предприятий в предпринимательские кластеры.
© Баженов С.И., Макарова И.В., Петров А.А., 2016
113
В экономической литературе «предпринимательские кластеры» рассматриваются как: одна из разновидностей крупных сетей предпринимательского типа (А.Н. Асаул, Е.Г. Скуматов, Г.Е. Локтеева, Н.Г. Светуньков); совокупность малых и средних предприятий, локализованных вокруг точек роста (Т. Кожи-нова, И. Ферова, В. Обуховский, А. Леонтьев, В. Ковалевский, В. Артемчук и др.); экономическая организация или взаимодействие предпринимательских структур, эффективно применяемое с целью развития территорий и регионов (И.Н. Денисова, В.О. Мосейко, С.А. Коробов, А.В. Тарасов и др.). Обобщая эти исследования, предлагается представлять предпринимательский кластер как особый тип кластеров, где типологизирующим признаком (фактором) выступает форма экономической активности участников (резидентов) данной структуры. Отличительными чертами такого кластера являются:
• высокая динамичность развития;
• ориентация на реализацию предпринимательских инициатив;
• инновационный характер продукции, используемых технологий, механизмов организации производства и управления;
• обязательное участие в кластере представителей малого и среднего бизнеса;
• наличие инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, технопарков и т.д.).
Под предпринимательской инициативой предлагается понимать форму управления предприятиями кластера, при которой достигается выработка инновационных идей, их оперативное внедрение в производство и вывод на рынок. Предпринимательские кластеры занимают лидирующие позиции практически во всех сферах экономики России: наукоемкие отрасли промышленности (1Т-бизнес, электроника и робототехника, медицинская и фармацевтическая промышленность, химия и так далее); услуги; строительство; сельское хозяйство и проч. [1]. На такие структуры, по мнению экспертов, приходится порядка 30% объема производства страны. Вследствие этого именно от инвестиционной политики предпринимательских кластеров зависят инновационное развитие территории их дислокации и ее конкурентоспособность на долгосрочную перспективу.
В экономической литературе нет определения понятия «инвестиционная политика предпринимательского кластера», но имеется множество определений инвестиционной политики различных субъектов хозяйствования. Для уточнения экономического содержания понятия «инвестиционная политика предпринимательского кластера» интегрируем определения понятий «предпринимательский кластер» и «инвестиционная политика организации». Поскольку одной из основных проблем формирования инвестиционной политики предпринимательского кластера является нечеткость определения понятия «инвестиционная политика», воспользуемся следующими методологическими подходами.
Этимологический анализ понятия «инвестиционная политика» предполагает рассмотрение экономического содержания двух составляющих. Инвестиции (от лат. investre - облачать) - это «долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью
получения дохода в предприятиях разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты» [12]. В федеральном законе от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дается следующее определение инвестиций: «...инвестиции -денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта». Инвестиции делятся на финансовые, которые предполагают покупку ценных бумаг, и реальные - вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др. По своей сущности инвестиции сочетают в себе две стороны деятельности предприятия - затраты ресурсов и получение результатов. Что касается понятия «политика» (греч. ПоХтк^ - «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями), то с макроэкономических позиций оно обозначает «сферу деятельности, связанную с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства» [4]. С микроэкономических позиций политика представляет собой совокупность правил, в которых описываются возможные варианты действий предприятия в конкретных областях управления.
Тем самым инвестиционную политику организации можно трактовать как совокупность правил, определяющих возможности долгосрочного вложения капитала с целью обеспечения экономического роста, получения текущего дохода и решения социальных задач. Ее основными элементами являются: направления, источники и механизмы инвестирования, методы оценки эффективности инвестиционных решений.
В большинстве научных работ отсутствуют четкие определения понятия «инвестиционная политика организации (предприятия)». При этом А.С. Измайлова приводит в своей работе систематизацию таких определений, разделяя их на следующие группы: 1) как комплекс мер или мероприятий, позволяющих обеспечить выгодное вложение и быструю окупаемость инвестиций (Г.С. Староверова, Н.В. Чиненова, И.В. Сергеев, Н.В. Попков, Е.А. Романова и др.); 2) как руководство по формированию программы капиталовложений (Д.А. Ендовицкий); 3) как стратегия (Ю.Н. Лапыгин, А.А. Балакирев, Ю.В. Бобкова) [9]. Однако такая систематизация может быть уточнена со следующих позиций:
• инвестиционная политика не всегда преследует цели только выгодного вложения и быстрой окупаемости инвестиций. Политика учитывает преимущественно долгосрочные интересы предприятия, поэтому эффект от финансовых вложений может быть отложен или иметь мультипликативный характер (например, инвестиции в инфраструктуру, в НИОКР и т.д.);
• руководство по формированию программы капиталовложений представляет собой частный случай управления, заключающийся в персонификации действий руководителя и подчиненных при выполнении конкретных задач. Формирование программы капитальных вложений сопряжено с решением более широкого круга задач - определением объема, структуры, направ-
лений, получателей и источников инвестиций, что несколько шире, чем просто руководство формированием программы;
• в экономической науке не допускается подмена одних понятий другими, поэтому политика не может отожествляться со стратегией, эти категории имеют отличительные признаки.
Поэтому с учетом вышеперечисленного и категориального анализа, определения «инвестиционная политика организации» можно разделить на следующие группы.
Первая группа определений отражает содержание инвестиционной политики как совокупности мер и мероприятий, направленных на достижение поставленных организацией целей. Так, Д.А. Ендовицкий определяет инвестиционную политику коммерческой организации как «общее руководство по формированию программы капиталовложений, отбору проектов и принятию финансовых решений, которые способствуют долговременному укреплению ее конкурентных преимуществ и обеспечивают успешное достижение поставленных целей». Он отмечает, что инвестиционная политика должна обеспечивать фактическую реализацию инвестиционной стратегии [8].
Во второй группе определений инвестиционную политику трактуют как систему управления. По мнению О.М. Мальщуковой, инвестиционная политика - это сложная система, управляющая инвестиционными ресурсами организации [10]. П.Л. Виленский под инвестиционной политикой подразумевает «систему хозяйственных решений, определяющих объем, структуру и направления инвестиций как внутри хозяйствующего объекта (предприятия, фирмы, компании и т.д.), региона, страны, так и за пределами целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов» [6]. Ее основной задачей является распределение инвестиционных ресурсов (финансовых и нематериальных) между отдельными проектами и программами фирмы, формирование «портфеля инвестиций», достижение при реализации инвестиционных проектов определенных результатов. По мнению М.В. Чараевой, инвестиционная политика предприятия представляет собой «систему долгосрочных целей организации, определяемых общими задачами её развития и соответствующими целеполаганию финансовой политики предприятия, в соответствии с которыми осуществляется выбор и реализация наиболее эффективных форм вложения капитала» [17]. Таким образом, такая политика представляет собой сложную многоэлементную систему управленческих решений, направленных на обеспечение экономического роста предприятия в условиях динамических трансформаций рынка и создание условий для его будущего развития.
Третья группа аккумулирует определения, в которых инвестиционная политика представляет собой составную часть соответствующей стратегии или политики организации. Так, по мнению И.Т. Балабанова, инвестиционная политика - «составная часть финансовой стратегии предприятия, которая заключается в выборе и реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления производственного потенциала» [2]. И.А. Бланк также рассматривает инвестиционную политику как часть финансовой стратегии предприятия, но «заключающуюся в выборе и реализации наиболее эффективных
форм реальных и финансовых его инвестиций с целью обеспечения высоких темпов его развития и расширения экономического потенциала хозяйственной деятельности» [3]. В.В. Бочаров говорит о такой политике как о части общей экономической стратегии предприятия [5]. В современном экономическом словаре Б.А. Райзберга инвестиционная политика - это «составная часть уже общей экономической политики, проводимой предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня» [13].
Таким образом, анализируя определения можно выделить следующие характерные черты инвестиционной политики организации (предприятия). Во-первых, она представляет собой непрерывный процесс управления инвестиционной деятельностью, направленный на определение объема и структуры инвестиций, выбор направлений и эффективных форм реализации данного процесса. Во-вторых, инвестиционная политика преследует цель оптимизации различных экономических интересов и ресурсов в процессе реализации инвестиционной стратегии. В-третьих, такая политика является частью не только финансовой, но и общей экономической стратегии предприятия. Последний тезис подтверждается в результате сравнительного анализа понятия «инвестиционная политика» с близкими по экономическому содержанию.
Исходя из проведенного теоретического анализа и с учетом особенностей предпринимательского кластера предлагается следующее определение инвестиционной политики предпринимательского кластера: это система экономических отношений, возникающих в процессе управления инвестиционной деятельностью кластера и входящих в него предприятий, ориентированная на реализацию предпринимательских инициатив посредством оптимизации экономических интересов, предпринимательского капитала и предпринимательских ресурсов кластера. Под предпринимательским капиталом предлагается понимать разного рода материальные, финансовые, интеллектуальные и прочие ценности (прямые и портфельные инвестиции в приобретение или организацию компаний, покупку ценных бумаг компаний и фирм, приобретение и создание интеллектуальной собственности, умение, навыки, знания), которые имеются у участников кластера и могут быть эффективно использованы для получения совокупного дополнительного дохода кластером в целом. Предпринимательские ресурсы определяются способностью организации взаимодействия основных экономических ресурсов кластера, его участников, субъектов экономики.
Поскольку инвестиционная политика рассматривается как система экономических отношений, то необходимо определить системообразующие параметры ее формирования. К системообразующим параметрам можно отнести [14]: место инвестиционной политики в иерархии элементов инвестиционного менеджмента; цели и задачи реализации; ограничивающие факторы; принципы и механизмы формирования и реализации. В то же время заметим, что предложенный нами состав параметров не является достаточным, в него могут быть включены: ресурсы; основные эффекты, планируемые от реализации такой политики; состав основных сфер и объектов политики и т.д.
Место инвестиционной политики в иерархии элементов инвестиционного менеджмента. Инвестиционная политика реализуется в рамках инвестиционной стратегии данной структуры, которая обеспечивает в первую очередь развитие операционной деятельности и представляет собой элемент стратегии экономического развития такого субъекта хозяйствования (функциональную стратегию). При этом инвестиционная стратегия находится в отношениях определенной соподчиненности с другими функциональными стратегиями.
Подчиненный характер инвестиционной политики по отношению к инвестиционной и финансовой стратегиям определяет то, что период ее формирования не может выходить за пределы периода реализации стратегии. В то же время он не может быть слишком длинным, чтобы учитывать предсказуемость развития экономики в целом и инвестиционной сферы, в частности (не более 10 лет).
Цели и задачи формирования и реализации инвестиционной политики предпринимательского кластера. Принимая во внимание типологический признак кластера, генерализированной целью инвестиционной политики подобных структур можно обозначить реализацию предпринимательских инициатив его участников. Такая политика может быть ориентирована на: 1) объединение предпринимательского капитала и предпринимательских ресурсов участников кластера для решения внутри кластерных задач по снижению рисков, динамичному росту доходности кластера и увеличению его предпринимательской активности (синергетический эффект); 2) распространение положительных экономических эффектов от одних участников кластера к другим для решения задач обеспечения трансфера точек роста, привлечения максимального количества участников в предпринимательские проекты кластера (мультипликативный эффект). Тем самым, помимо классических задач реализации инвестиционной политики (рост доходов; снижение затрат и рисков производства; повышение эффективности бизнеса; модернизация производства; создание новых предприятий и производств; выпуск новой продукции; выход на новые рынки сбыта и т.д.), для предпринимательского кластера будет целесообразно ориентироваться на рост предпринимательской активности; эффективное использование и наращивание предпринимательского капитала и предпринимательских ресурсов.
Ограничивающие факторы формирования и реализации инвестиционной политики. Такие факторы традиционно делят на внешние и внутренние. Их содержание несет высокую долю субъективизма и зависит от множества условий: временной период оценки влияния; отраслевая и территориальная принадлежность оцениваемого объекта; личностное отношение и т.д.
Укрупненно к внешним факторам, ограничивающим формирование и реализацию инвестиционной политики предпринимательского кластера, можно отнести уровень развития предпринимательской, инвестиционной и инновационной среды [11]. Среди прочих факторов перечисляют: уровень развития рыночных институтов; инновационная активность и инвестиционная привлекательность бизнеса; нормативно-правовая обеспеченность, развитость государственной политики в сферах поддержки предпринимательства, кластеров и инвестиционной деятельности данных структур; уровень развития малого,
в т.ч. инновационного, предпринимательства и т.д. Их можно систематизировать по следующим группам воздействия: уровень развития территории дислокации бизнеса; конкурентоспособность бизнеса; позиции на рынках; устойчивость и динамика рынков; уровень инновационного (технологического) развития отрасли специализации кластера; масштабы кластера; правовые и прочие юридические ограничения; обеспеченность ресурсами. При этом государственное воздействие (косвенное и прямое) на инвестиционную деятельность кластеров имеет превалирующее значение по сравнению с остальными факторами.
Среди внутренних факторов, влияющих на инвестиционную политику предпринимательского кластера, можно выделить: финансовое состояние его участников; технический и технологический уровень производства; квалификацию кадров и т.д. Учитывая особенность предпринимательского кластера внутренними ограничивающими факторами формирования и развития его инвестиционной политики будут выступать: экономические интересы кластеры; уровень развития и эффективность использования предпринимательского капитала и предпринимательских ресурсов.
Принципы и механизмы формирования и реализации инвестиционной политики предпринимательского кластера. Исходя из анализа экономической литературы можно выделить следующие принципы формирования механизмов реализации инвестиционной политики организации: системность; эффективность; многоканальность финансирования; ясность и точность изложения; целеполагание; контроль.
Для получения агрегированного представления о составе принципов формирования и реализации инвестиционной политики в предпринимательском кластере систематизируем полученную информацию и попытаемся ввести собственные принципы, характеризующие особенности инвестиционной политики именно предпринимательского кластера. К таким специфическим признакам нами отнесены: ориентация на реализацию предпринимательских инициатив; эффективность использования и накопление предпринимательских капитала и ресурсов; приоритетность инновационного развития. Важным принципом реализации инвестиционной политики является комплексность регулирования инвестиционной сферы, которая заключается в эффективном сочетании стратегических целей предпринимательского кластера с методами и способами их достижения [7].
Попытаемся адаптировать имеющиеся в экономической литературе основные механизмы реализации инвестиционной политики для предпринимательского кластера. Структура организационно-экономического механизма реализации инвестиционной политики кластера может быть представлена как общая, поэтапно-функциональная, компетентостная.
Методология разработки общей структуры реализации инвестиционной политики предпринимательского кластера состоит из двух взаимодополняющих подсистем: 1) управление стратегическими инвестиционными возможностями (планированием и прогнозированием инвестиционной деятельности), включая анализ ресурсов и выбор стратегии реализации инвестиционной политики кластера; 2) оперативное (текущее) управление накоплением инвестиционных
ресурсов и реализацией инвестиционных проектов [16]. Соответственно, общая структура механизма реализации инвестиционной политики должна включать следующие основные элементы: формирование организационных структур, обеспечивающих действия по инициированию, развитию и контролю за процессом реализации инвестиционной политики; выработка стратегических направлений и принципов инвестиционной политики (система целей); разработка организационного механизма реализации инвестиционной политики (система достижения целей); осуществление реализации инвестиционной политики (управление инвестиционным процессом). Такая структура повторяет этапы жизненного цикла инвестиционной политики и является концептуальной основой для формирования или детализации организационного механизма реализации инвестиционной политики любого субъекта хозяйствования.
Перейдем к рассмотрению классических инструментов, используемых на каждом из выше обозначенных этапов для эффективного формирования инвестиционного поведения данной предпринимательской структуры.
1. Формирование организационных структур, обеспечивающих действия по инициированию, развитию и контролю за процессом реализации инвестиционной политики. Организационные изменения, способствующие формированию и реализации инвестиционной политики кластера, охватывают три уровня: кластер; предприятия в него входящие; подразделения, отвечающие за реализацию отдельных функций (наука и инновации, производство, реализация и т.д.). На уровне кластера в качестве Управляющей компании может выступать самостоятельное юридическое лицо (если кластер создан под интересы и по инициативе частной крупной компании и ряда компаний, то частная некоммерческая организация, если по инициативе государственных органов власти и управления - то частная некоммерческая организация с государственным участием или государственная некоммерческая структура) или специально выделенное в рамках структуры управления регионом или муниципалитетом подразделение. Функции по формированию и реализации инвестиционной политики кластера могут быть:
• вменены в должностные обязанности или компетенции заместителю директора по финансово-экономическим или инвестиционным вопросам (начальнику подразделения);
• возложены на группу лиц, в т.ч. обладающую узкими компетенциями (департамент, отдел, центр, сектор, группу и т.д.).
На уровне предприятия интеграция всех участников процесса управления является основным условием роста его инвестиционной активности и привлекательности. Однако в процессы формирования и реализации инвестиционной политики вовлечены, в основном, финансовое подразделение, отделы договоров и маркетинга, бухгалтерия, производственно-технические, строительные и снабженческо-сбытовые службы. Ответственность за эффективность реализации инвестиционной политики предприятия возлагается на соответствующего топ-менеджера.
Кроме того, инвестиционная политика формируется и реализуется по функциональным подразделениям (модулям) кластера, что организационно, может быть оформлено, как выделение соответствующих профильных струк-
тур в Управляющей компании (например, группа по развитию НИОКР, по формированию сбытовой политики, по организации новых производств и т.д.).
Особенность предпринимательского кластера заключается в том, что большинство входящих в него предприятий относятся к малому и среднему бизнесу, который с целью снижения издержек стремится вынести непрофильную деятельность на аутсорсинг. Поэтому все компетенции по формированию и реализации инвестиционной политики кластера и его предприятий по решению совета кластера передаются на уровень Управляющей компании, в рамках которой в зависимости от величины кластера, оборота, прибыльности, уровня его диверсификации и т.д. формируются соответствующие организационные структуры. При этом часть функций, например по анализу внешнего рынка, привлечению сторонних инвестиций и прочее, могут быть реализованы отдельными подразделениями органов власти и управления. На уровне предприятий аккумулируются предпринимательские инициативы, собирается и предоставляется в Управляющую компанию информация об эффективности и оперативности выполнения инвестиционных проектов и программ, предложения по корректировке реализуемой инвестиционной политики, осуществляется текущая инвестиционная деятельность,
2. Выработка стратегических направлений и принципов инвестиционной политики (система целей) включает этапы, представленные на рис. 1.
1. Определение стратегических
направлений и приоритетов инвестиционной деятельности кластера
Рис.1. Этапы выработки стратегических направлений и принципов инвестиционной
политики
При этом важно учитывать следующие моменты:
• связующими звеньями между определением стратегических направлений (приоритетов) инвестиционной деятельности и формированием инвестиционного портфеля являются увязка инвестиционной политики с инвестиционной стратегией кластера, формирование инвестиционных предложений,
определение объема и источников инвестиций, мониторинг внешней среды, выработка стратегии кооперации в осуществлении инвестиционных проектов и т.д. Казалось бы, такая последовательность действий может привести к изменению первоначально заданных направлений и приоритетов развития, однако при необходимости внесения корректив целесообразно ограничиться постановкой дополнительных (корректирующих) задач, реализуемых в рамках формирования инвестиционного портфеля кластера;
• мониторинг внешней инвестиционной среды и эффективности реализации инвестиционной политики необходимо осуществлять постоянно, что позволяет прогнозировать инвестиционную деятельность кластера через анализ результатов мониторинга. Оценка макросреды позволяет рассмотреть политико-правовые, технико-экономические, социокультурные, экологические и прочие факторы, влияющие на эффективность реализации инвестиционной политики кластера. Одними из наиболее распространенных и признанных методов такой оценки являются SWOT- и STEP-анализы;
• механизм реализации данного этапа разработан таким образом, что он позволяет непрерывно корректировать перечень основных направлений инвестиционной деятельности кластера, инвестиционных проектов и программ, показателей оценки эффективности реализации инвестиционной политики;
• система показателей оценки позволяет определить эффективность реализации инвестиционной деятельности по отдельным направлениям развития кластера, инвестиционной программы кластера и его отдельных проектов;
• системно-институциональный подход реализуется путем увязки инвестиционной политики и инвестиционной стратегии кластера, рассмотрения инвестиционной политики кластера как элемента политики стратегического развития отдельных отраслей, территорий, компаний и т.д., а также вовлечения в процесс реализации инвестиционной политики различных рыночных институтов (например, фондов развития предпринимательства).
В процессе реализации данного этапа формирования механизмов реализации инвестиционной политики кластера могут быть получены результаты, представленные на рис. 2.
Перечень основных направлений и приоритетов инвестиционной деятельности предпринимательского кластера может быть определен исходя из: набора товаров или услуг, которые организация планирует вывести на рынок; стратегических ориентиров в виде перечня определенных сегментов рынка по отраслевому, целевому, географическому, демографическому и прочим признакам; интересов тех или иных групп (в частности, топ-менеджеров, собственников, сотрудников, покупателей, поставщиков, деловых партнеров, властных структур, местного сообщества и общества в целом); имеющихся у кластера конкурентных преимуществ (технологии, особая компетентность, система ценностей и т.д.). В классическом менеджменте выделяют продуктовые, технологические и организационные приоритеты развития кластера и формирования его инвестиционной политики. В любом случае, выбор направлений и приоритетов должен находиться в гармоничном сочетании с историей,
с % Этапы выработки стратегических направлений и принципов инвестиционной политики (система целей инвестиционной политики кластера) Г Результаты реализации
♦ ♦
Определение стратегических направлений и приоритетов инвестиционной деятельности кластера Перечень основных направлений инвестиционной деятельности кластера в рамках выделенных модулей
♦ ♦
Увязка инвестиционной стратегии и инвестиционной политики кластера Корректировка выделенных направлений и приоритетов инвестиционной деятельности кластера
♦ ♦
Формирование инвестиционных предложений Обобщенный перечень товаров или услуг, намеченных к реализации в рамках кластера
♦ ♦
' Определение необходимого («желаемого») объема инвестиций и источников финансирования на прогнозируемый временный период Определение свободных финансовых ресурсов, " объемов необходимых привлекаемых инвестиций, корректировка перечня товаров или услуг
♦ *
г Мониторинг внешней инвестиционной среды, выработка стратегии отношения к риску Определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, корректировка основных направлений инвестиционной деятельности кластера, перечня товаров или услуг
♦ ♦
г > Выработка стратегии внешней и внутренней кооперации в осуществлении инвестиционных проектов и мероприятий Разработка схем взаимодействия предприятий Л кластера, определение целесообразности вовлечения новых резидентов кластера, корректировка перечня товаров , или услуг
♦ ♦
Формирование инвестиционного портфеля кластера и принципов его реализации Инвестиционные программы и проекты кластера
♦ ♦
Определение качественных и количественных критериев эффективности реализации инвестиционной политики кластера Система показателей оценки эффективности реализации инвестиционной политики
♦ ♦
Обеспечение положительной динамики эффективности реализации инвестиционной политики кластера Рост прибыли, суммы налогов, инвестиционной привлекательности кластера и т.д.
Рис. 2. Этапы и результаты формирования механизмов реализации инвестиционной политики кластера
репутацией и имиджем кластера и его предприятий. Для высокодиверсифици-рованных предпринимательских кластеров направления и приоритеты инвестиционной деятельности могут иметь обобщенную формулировку и касаться только формирования благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной активности предприятий кластера.
Перечень инвестиционных программ и проектов кластера формируется исходя из выявленных направлений и приоритетов развития на основе интегрированных предпринимательских инициатив предприятий кластера. Так, предпринимательские инициативы рассматриваются соответствующим управляющим органом, из них отбираются перспективные. Инициативы облекаются в форму инвестиционных проектов, из которых формируются матрицы портфеля направлений и видов (НИОКР, производство, реализация, кадры и т.д.) бизнеса кластера, в рамках которых происходит сопоставление конкурентных позиций предприятий кластера на том или ином рынке, оценка результатов и перспектив развития каждого предприятия, определение совместимости инвестиционной стратегии каждого предприятия со стратегией остальных и определение ценности стратегических взаимосвязей участников кластера. Такой подход позволяет выявить и сопоставить долговременную привлекательность каждого направления и вида бизнеса в кластере. Для формирования портфеля проектов используются методы их ранжирования.
3. Разработка организационного механизма реализации инвестиционной политики (система достижения целей) включает следующие действия по организации: 1) стратегического и текущего (оперативного) планирования реализации инвестиционной деятельности; 2) управления и контроля за реализацией инвестиционной политики кластера. Базовые управленческие механизмы могут быть дополнены организацией систем информационного обеспечения процесса формирования и реализации инвестиционной политики кластера, а также мотивации резидентов кластера и прочих организаций участвовать в реализации инвестиционных проектов кластера. Для предпринимательского кластера при организации процессов стратегического и текущего (оперативного) планирования необходимо разработать механизмы: сбора инвестиционных предложений участников кластера (формирования предпринимательских инициатив); организации процесса согласования интересов кластера и его резидентов, прочих участников инвестиционной деятельности; формирования рациональных связей между резидентами кластера и прочими организациями, участвующими в процессе реализации инвестиционной политики; разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, формирования программ (рис. 3).
Система целей инвестиционной политики кластера
Организационные механизмы достижения целей
Ш
Определение стратегических направлений и приоритетов инвестиционной деятельности кластера
1С
Увязка инвестиционной стратегии и инвестиционной политики кластера
Формирование инвестиционных предложений
Ш
Сбор инвестиционных предложений участников кластера
Ш
(«желаемого») о и источников финансирования на прогнозируемый временный п
Ш
г внешней инвестиционной среды, выработка стратегии отношения к риску
х
Выработка стратегии внешней и внутренней кооперации в осуществлении инвестиционных проектов и мероприятий
Организация процесса согласования интересов кластера и его резидентов, прочих участников инвестиционной деятельности I
Г Формирование рациональных Л связей между резидентами кластера и прочими организациями, участвующими в процессе
реализации инвестиционной политики
ш
Формирование инвестиционного портфеля Кластера и принципов его реализации
Ш
4
ш
Организация работы по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, формированию программ
Организация стратегического
и текущего (оперативного) планирования реализации
Организация информационного обеспечения
процесса формирования и реализации
Определение качественных и количественных критериев эффективности реализации инвестиционной политики кластера
ш
Обеспечение положительной динамики эффективности реализации инвестиционной политики кластера
Организация
контроля за реализацией инвестиционной политики
кластера
\___-
Г Л
Организация системы мотивации резидентов кластера и прочих
участвовать
инвестиционных проектов кластера
Рис. 3. Взаимосвязь элементов второго и третьего этапов формирования механизмов реализации инвестиционной политики предпринимательского кластера
Организация стратегического и текущего планирования предполагает выбор маршрута и средств движения к целям, реализуемым в рамках инвестиционной политики компании. Для предпринимательского кластера планирование осуществляется на трех уровнях: 1) кластера; 2) предприятий кластера; 3) функциональных модулей (наука и инновации, производство, реализация, финансы и т.д.). На уровне кластера принимается решение о программном развитии компании в целом при выполнении интегрированных инвестиционных проектов или проектов, требующих совместных усилий (например, объединения ресурсов), привлечения масштабных ресурсов из вне (в том числе государственных), ориентированных на общие интересы (инфраструктурных, имиджевых и репутационных, социальных и прочих проектов). На уровне предприятий кластера планирование направлено на улучшение инвестиционной позиции отдельных предприятий в рамках их текущей хозяйственной деятельности, на оптимизацию ресурсов отдельных бизнес-единиц кластера для реализации собственных и кластерных инвестиционных проектов. Модульные стратегии конкретизируют действия отделов и служб предприятий и кластера по отдельным функциональным модулям. Каждая функциональная структура планирует свой способ достижении целей инвестиционного развития, заявленных на уровне кластера и его участников (резидентов). Так, происходит дифференциация важных стратегических решений по объему и объектам инвестирования в перспективные направления развития кластера и его участников, выделяются бизнес-области, вложения в которые будут сокращаться или даже вообще прекратятся. С долгосрочной точки зрения наиболее существенное значение имеет формирование сбалансированного инвестиционного портфеля кластера.
Организация управления и контроля за реализацией инвестиционной политики кластера предполагает разработку мер по накоплению, привлечению, интегрированию и распределению финансово-экономических ресурсов, а также по согласованию по срокам и исполнителям реализации инвестиционных проектов и программ, по выбору ответственных лиц и мер ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение задач инвестиционной политики. Характер таких действий зависит от особенностей управления кластером и его предприятиями.
4. Осуществление реализации инвестиционной политики (управление инвестиционным процессом). Управление инвестиционным процессом согласно логике осуществления инвестиционной политики должно быть направлено на выполнение следующих действий:
- закрепление целей, задач, организационных решений, функций и компетенций отдельных вовлеченных в реализуемый процесс лиц в документарной форме (разработка концепции формирования и реализации инвестиционной политики кластера, должностных регламентов);
- формирование инвестиционного портфеля кластера с проведением экономического обоснования, планирования и организации инвестиционных мероприятий, оценкой и прогнозированием инвестиционных возможностей кластера, инвестиционной рыночной конъюнктуры;
- управление реализацией инвестиционных проектов, мониторинг и контроль процесса эксплуатации проектов;
- управление процессами амортизации и реновации элементов капитала;
- общая оценка и анализ эффективности реализации инвестиционной политики кластера, включая определение целесообразности изменений объема и направлений инвестирования, идентификацию и постановку конкретных инвестиционных проблем, оценку рисков, возникающих в процессе реализации инвестиционной политики;
- принятие решений о целесообразности реализации, модернизации, изменений или ликвидации отдельных направлений реализации инвестиционной политики кластера, разработка новых и совершенствование применяемых механизмов реализации инвестиционной политики.
Общая структура не дает представления о порядке действий по формированию механизма реализации инвестиционной политики кластера, поскольку в первую очередь не отражает последовательность действий и функции отдельных участников кластера.
Поэтапно-функциональная структура детализирует общую структуру механизма реализации инвестиционной политики кластера, в т.ч. с точки зрения функционала всех участников ее формирования и реализации.
Все функции ориентированы на достижение единой цели - разработку и осуществление инвестиционной политики кластера. На уровне кластера эту цель реализует Управляющая компания, в частности выделенное профильное подразделение или ответственное лицо (в зависимости от величины кластера). Функционал данного подразделения укрупненно включает в себя: 1) анализ и учет внешних факторов (определение инвестиционных направлений, мониторинг и прогнозирование инвестиционной рыночной конъюнктуры, выявление качественных и количественных критериев инвестиционного развития кластера и т.д.); 2) выявление инвестиционных возможностей и формирование инвестиционных ресурсов кластера; 3) инвестиционное проектирование; 4) контроль и управление реализацией проектов; 5) разработку механизмов реализации инвестиционной политики (технологических, маркетинговых, финансовых, правовых, рисковых, экологических, политических и иных); 6) мониторинг эффективности реализации инвестиционной политики кластера (достижимости прогнозных параметров развития). На уровне предприятий-участников кластера инвестиционные мероприятия реализуются финансово-экономическим отделом, отделом стратегического развития, отделом маркетинга и т.п. Функциональное деление позволяет исключить дублирование работ, подразумевает взаимодействие и координацию Управляющей компании и участников кластера в процессе реализации инвестиционной политики. Взаимодействие участников кластера в процессе реализации инвестиционной политики не должно носить альтернативного или конкурирующего характера (рис.4).
Данная цель достигается посредством следующих факторов: приоритетности направлений и принципов реализации инвестиционной политики над критериями оптимальности реализации отдельных инвестиционных проектов; взаимосвязанность и взаимовлияние реализации инвестиционных проектов
Якорные предприятия
Прочие предприятия-производители
Предприятия-поставщики сырья и других компонентов Предприятия,
формирующие ресурсы развития
Первый контур — предприятия, формирующие и реализующие предпринимательские инициативы, интегрирующие предпринимательские капитал и ресурсы, определяющие инвестиционную стратегию кластера и являющиеся первоочередными получателями инвестиций. Второй контур - предприятия, сочетающие финансовую самостоятельность со встроенностью в кластерную структуру; их отношения с кластером формируются в рамках долгосрочных договоров; кластер вкладывает средства в развитие данных предприятий в рамках целевых
Третий контур - предприятия, обладающие финансовой самостоятельностью: с кластером выстраиваются средне- и краткосрочные отношения; вложение финансовых средств кластера в развитое данных предприятий происходит с использованием механизмов государственно-частного партнерства в рамках целевых инвестиций в инфраструктурные и научно-исследовательские проекты.
Рис. 4. Функциональная модель предпринимательского кластера в отношении «резиденты (участники)-инвестиции-кластер»
друг на друга; высокая степень адаптации инвестиционной политики кластера к условиям окружающей среды; учет всех рисков реализации инвестиционной политики. Инвестиционная политика кластера отличается многоуровневой организацией управления рисками. Можно выделить риски, возникающие на уровне кластера (риски рассогласованности реализации инвестиционных проектов; риски неэффективности использования единой инфраструктуры; риски неправильного выбора направлений инвестирования и т.д.) и на уровне предприятий-участников кластера, которые, в свою очередь, также могут различаться в зависимости от того, к какому функциональному контуру принадлежит предприятие. В рамках формируемой системы управления рисками на уровне кластера для нивелирования инвестиционных и финансовых рисков можно предусмотреть формирование страхового фонда.
Компетентностная структура инвестиционной политики кластера максимально детализирует поэтапно-функциональную структуру по различным уровням управления с целью разработки предупредительных адекватных мер по нейтрализации негативного воздействия возмущающих внутренних и внешних факторов на реализацию инвестиционной политики. Такая структура позволяет привести в соответствие профессиональные способности (обязанности) занятых и необходимые для реализации инвестиционной политики кластера потребностей путем: эффективного использования способностей занятых на предприятиях кластера и в Управляющей компании, позволяющего формировать и реализовывать инвестиционную политику кластера; овладения знаниями, умениями и способностями, необходимыми для выполнения своих функциональных обязанностей по формированию и реализации
инвестиционной политики кластера при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных задач; развития сотрудничества с коллегами и профессиональной межличностной средой; обладания быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамические изменения внутренней и внешней среды.
Структура профессиональных компетенций для занятых формированием и реализацией инвестиционной политики кластера удобна тем, что позволяет достаточно точно определить, какой совокупностью определенных качеств (способностей, знаний, умений, навыков, готовности, возможности, личных качеств) должен обладать тот или иной специалист. Данные компетенции отражают специфику сферы деятельности занятых в кластере и на его предприятиях при формировании и реализации инвестиционной политики. Перечень таких компетенций определяется эмпирическим путем и специфичен для каждого предприятия и кластера в целом. Каждый из участников реализации инвестиционной политики выполняет определенные, свойственные только ему функции, в т.ч. в определении инвесторов, заказчиков, подрядчиков, поставщиков, пользователей объектов инвестиционной деятельности и прочих участников инвестиционного процесса. Так, инвестиционная политика в кластере должна разрабатываться, реализовываться и контролироваться специально созданным подразделением или выделенной группой специалистов. На предприятиях такая политика должна разрабатываться работниками экономических и технических служб, ответственными за разработку инвестиционной политики и ее реализацию должны быть первые лица коммерческих организаций. Перечень компетенций структурируется и отражается в должностных обязанностях занятых в кластере и на его предприятиях.
Управляющая компания при существующей модульной структуре управления предпринимательским кластером получает возможность направлять и контролировать инвестиционную деятельность его участников посредством [15]:
- финансового воздействия, аккумулируя и распределяя ресурсы для реализации инвестиционных проектов и программ по осуществлению НИОКР, созданию новых и модернизации действующих производств в формате прямого финансирования, изыскания возможностей привлечения внешних финансовых ресурсов;
- информационного воздействия, в рамках которого участники кластера имеют возможность получения консультационных услуг (юридических, финансовых, налогово-кредитных, маркетинговых и прочих), рыночной и иной релевантной информации, необходимой для проведения соответствующих исследований и разработок;
- ресурсного воздействия, предоставляя участнику кластера в пользование на условиях льготной аренды инженерные сооружения, оборудование и технологии, площади, сырье и материалы, трудовые ресурсы, а также объекты интеллектуальной собственности.
Тем самым Управляющая компания, с точки зрения прямой связи, определяет инвестиционную политику кластера в целом и влияет на инвестиционную стратегию и тактику его участников. В виде обратной связи, участники кластера предоставляют Управляющей компании результаты реализации
инвестиционных проектов и программ, а также информацию по эффективности последних управляющих воздействий. Сформированная таким образом организация инвестиционной деятельности позволяет использовать при формировании инвестиционной политики преимущества кластерной организации бизнеса, которая более устойчива и содержит в себе механизм самооптимизации бизнес-процессов.
В целом, управление реализацией инвестиционной политики предпринимательского кластера на основе предложенных механизмов позволяет обозначить ориентиры или важнейшие критерии эффективности принятия стратегических инвестиционных решений. Комплексность позволяет выстроить систему взаимодополняющих и взаимоподдерживающих средств управления, интегрировав частные механизмы и дополнив их специфическим функционалом, что дает возможность объективно взглянуть на управление отдельными подсистемами кластера и оценить эффективность управления процессом реализации кластерной политики в целом. В экономической теории и практике достаточно часто встречается использование организационно-экономических, организационно-правовых, информационно-экономических и прочих механизмов управления компаниями. Сочетание тех или иных механизмов позволяет решать те или иные задачи управления инвестициями в рамках формируемой и реализуемой инвестиционной политики предпринимательского кластера.
Список литературы
1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / под общ. ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.
2. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1994. 512 с.
3. Бланк И.А. Инвестиционная политика. М.: Эльга; Ника-Центр, 2001. 720 с.
4. Большой энциклопедический словарь / отв. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая Рос. энцикл., 1998. 685 с.
5. Бочаров В.В. Инвестиции. СПб.: Питер, 2004. 384 с.
6. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2002. 888 с.
7. Дорошенко С.В. Принцип целевой ответственности в основе институ-ционализации отношений государства и предпринимательства // Журнал эконом. теории. 2015. № 4. С.121-137.
8. Ендовицкий Д.А. Анализ и оценка эффективности инвестиционной политики коммерческих организаций: Методология и методика. Воронеж: Изд. Воронеж. гос. ун-та, 1998. 288 с.
9. Измайлова А.С. Варианты, особенности и принципы инвестиционной политики металлургического предприятия в составе холдинга // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2011. № 13. С. 202-203.
10. Мальщукова О.М. Проблемы разработки инвестиционной политики предприятия // Вопр. инновац. экономики. 2011. № 4. С. 29-38.
11. Миролюбова Т.В., Афонина А.Г. Кластерная политика в европейских странах и в России: сравнительный анализ // Вестн. Перм. гос. ун-та. Сер. Экономика. 2010. Вып. 1. С. 37-44.
12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.
13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
14. СитниковаЛ.В. Системообразующие параметры и структурное управление развитием интегрированной производственной системы // Вестн. Уфим. гос. авиац. технич. ун-та. 2009. Т. 12, № 3. С. 114-124.
15. Столяров О.Б. Развитие системы управления инвестиционной деятельностью промышленного предприятия на основе кластерного подхода // Рос. предпринимательство. 2010. № 10-1. С. 54-59.
16. Теория и методология организации и управления экономическими системами через призму инновационно-инвестиционных процессов: монография / под ред. Н.И. Лыгиной. СПб.: Изд-во ИНФО-ДА, 2008. 260 с.
17. Чараева М.В. Формирование инвестиционной политики предприятия // Фин. менеджмент. 2010. № 2. С. 97-104.
Статья получена 13.02.2016
References
1. Bagiev, G.L. and Asaul, A.N. (2001), Organizaciya predprinimatel'skoj deyatel'nosti [Organization of entrepreneurial activity], Izdatel'stvo SPbGUE'F, Saint Petersburg, Russia, 231 p.
2. Balabanov, I.T. (1994), Finansovyj menedzhment [Financial management], Finansy i statistika, Moscow, Russia, 512 p.
3. Blank, I.A. (2001), Investicionnayapolitika [Investment politics], E'l'ga, Nika-Centr, Moscow, Russia, 720 p.
4. Yarceva, V.N. (ed.) (1998), Bol'shoj e'nciklopedicheskij slovar' [Large encyclopedic dictionary], Bol'shaya Rossijskaya e'nciklopediya, Moscow, Russia, 685 p.
5. Bocharov, V.V. (2004), Investicii [Investments], Piter, Saint Petersburg, Russia, 384 p.
6. Vilenskij, P.L., Livshic, V.N. and Smolyak, S.A. (2002), Ocenka e'ffektivnosti investicionnyx proektov: teoriya i praktika [Estimation of efficiency of investment projects: theory and practice], 2nd ed., Delo, Moscow, Russia, 888 p.
7. Doroshenko, S.V. (2015), "The Principle of Having a Special Purpose Responsibility at the Basis of the Institutionalization of the State and Enterprise Relations", Zhurnal e'konomicheskoj teorii, no. 4, pp. 121-137.
8. Endovickij, D.A. (1998), Analiz i ocenka e'ffektivnosti investicionnoj politiki kommercheskix organizacij: metodologiya i metodika [Analysis and estimation of efficiency of investment politics of commercial organizations: methodology and methodology], Izdatel'stvo Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, Voronezh, Russia, 288 p.
9. Izmajlova, A.S. (2011), "Variants, Features and Principles of Investment Politics of Metallurgical Enterprise in Composition Holding", Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 13, pp. 202-203.
10. Mal'shhukova, O.M. (2011), "Problems of Development of Investment Politics of Enterprise", Voprosy innovacionnoj e'konomiki, no. 4, pp. 29-38.
11. Mirolyubova, T.V. and Afonina, A.G. (2011), "Cluster Policy in the European Countries and in Russia: Comparative Analysis", Vestnik Permskogo gosudarstvennogo universiteta, seriya "Ekonomika", no. 1, pp. 37-44.
12. Rajzberg, B.A., Lozovskij, L.Sh. and Starodubceva, E.B. (1999), Sovremennyj e'konomicheskij slovar' [Modern economic dictionary], 2nd ed., INFRA-M, Moscow, Russia, 495 p.
13. Rajzberg, B.A., Lozovskij, L.Sh. and Starodubceva, E.B. (2006), Sovremennyj e'konomicheskij slovar' [Modern economic dictionary], 5nd ed., INFRA-M, Moscow, Russia, 479 p.
14. Sitnikova, L.V. (2009), "System Parameters and Structural Management by Development of the Integrated Productive System", Vestnik UGATU. E'konomika, tom 12, no. 3, pp. 114-124.
15. Stolyarov, O.B. (2010), "Development of Control System by Investment Activity of Industrial Enterprise on the Basis of Cluster Approach", Rossijskoe predprinimatel'stvo, no. 10-1, pp. 54-59.
16. Lyginoj, N.I. (ed.) (2008), Teoriya i metodologiya organizacii i upravleniya e'konomicheskimi sistemami cherezprizmu innovacionno-investicionnyxprocessov [Theory and methodology of organization and management by the economic systems through the prism of innovative-investment processes], Izdatel'stvo INFO-DA, Saint Petersburg, Russia, 280 p.
17. Charaeva, M.V. (2010), "Forming of Investment Politics of Enterprise", Finansovyj menedzhment, vol. 2, pp. 97-104.
Received 13 February 2016
MANAGEMENT oF iNVESTMENT PoLiCY iN THE ENTERPRiSE
cluster
Sergey I. Bazhenov
The Institute of Economics of the Ural branch of Russian academy of sciences, 29 Moskovskaya str., Yekaterinburg, 620014 Russia E-mail: [email protected]
Irina V. Makarova
The Institute of Economics of the Ural branch of Russian academy of sciences, 29 Moskovskaya str., Yekaterinburg, 620014 Russia
E-mail: [email protected]
Alexander A. Petrov
JSC "Medsintez", 28 Kirov str., Yekaterinburg, 620028, Russia E-mail: [email protected]
The paper considers the mechanisms of development and implementation of investment policy in an enterprise cluster. The main problem is shown to be the unclear definition of a notion "investment policy" and difficulty to detect the features of its formation and implementation in an enterprise cluster. To specify economic nature of the concept "investment policy of an enterprise cluster" the etymological and categorial analyses are carried out, the key backbone parameters of this policy development, such as the place of investment policy in the hierarchy of investment management elements, purposes and problems of implementation, the limiting factors, principles and mechanisms of formation and implementation, are determined. The organizational and economic mechanism of investment policy implementation in an enterprise cluster with regard to interaction of a cluster with various institutes of development and also multidimensionality of the solution for the strategic tasks is developed. Both stages of life cycle of investment policy and sequence of actions and function of certain participants of a cluster are reflected in the structure of the mechanism, and also the measures to eliminate negative impact of internal and external factors applied at various levels of management of investments are detailed. This has optimized interests, enterprise resources and the capital at investment policy implementation in a cluster.
Key words: enterprise cluster; investment policy; backbone parameters; organizational and economic mechanism; management