Научная статья на тему 'Управление развитием отраслевых предприятий'

Управление развитием отраслевых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ОТРАСЛЕВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТИП РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / MECHANISM OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT / ASSESSMENT METHODOLOGY OF DEVELOPMENT / MANAGEMENT DECISIONS / INDUSTRIAL ENTERPRISES / TYPE OF ENTERPRISE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева Ирина Александровна

Актуальность вопросов управления развитием предприятия в современных условиях создает предпосылки для проведения исследования и разработки эффективно функционирующего механизма управления этим развитием. Управление развитием, раскрываемое в аспекте представления предприятия как статической системы и как динамической системы, позволяет рассматривать проблему в контексте общей проблемы развития экономических систем. Для формулирования рекомендаций по управлению развитием осуществлен мониторинг факторов внутренней среды, определяющих развитие предприятия. Выявленные факторы были охарактеризованы рядом относительных показателей, которые были использованы для оценки развития. Для формирования целостной, результативной и эффективной системы управления хозяйствующим субъектом, позволяющей позиционировать его в конкурентной среде, была усовершенствована методика оценки развития мебельных предприятий, с помощью которой предлагается проводить комплексный анализ, выявлять перспективные и текущие приоритеты развития. Данная методика была апробирована для оценки деятельности конкретного предприятия с целью выявления очевидных проблем развития. По итогам было установлено, что для исследования деятельности любого предприятия можно использовать предлагаемые группы показателей, чтобы оценить состояние и перспективы развития предприятия на основе тренда. В качестве инструментов обеспечения развития предприятия предлагаются различные варианты управленческих решений, обуславливаемые типом развития предприятия. Тип развития определяется на основе сочетания укрупненных показателей по подсистемам, называемых комплексными. На основе выявленных факторов и методики оценки развития, был разработан механизм управления развитием предприятия. Применение на уровне предприятия данного механизма будет способствовать принятию стратегически верных управленческих решений и повышению эффективности управления хозяйственной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The relevance of management of enterprise development in modern conditions creates preconditions for carrying out research and development of an effective mechanism of managing this development. Managing the development disclosed in the aspect view of the enterprise as a static system and dynamic system that allows us to consider the problem in the context of the general problems of development of economic systems. To formulate recommendations for the management of development carried out monitoring of the internal environment factors that determine the development of the enterprise. The factors were characterized by a number of relative indicators, which were used to assess the development. To form a complete, efficient and effective system for managing subject, allowing you to position it in a competitive environment, improvements were made to the evaluation methodology of the development of furniture enterprises with which it is proposed to conduct a comprehensive analysis to identify future and current development priorities. This technique was tested to measure the performance of a particular company to identify the obvious problems of development. According to the results, it was found that for the study of the performance of any company can use the proposed sets of indicators to assess the state and prospects of development of the enterprise on the basis of the trend. As tools for the development of enterprises provides a variety of management decisions, causes type of enterprise development. Type of development is determined on the basis of a combination of aggregated indicators of subsystems, called integrated. Based on the identified factors and methods of assessment of development, developed the mechanism of management of enterprise development. Application at the enterprise level, this mechanism will promote the adoption of strategically important managerial decisions and to improve the efficiency of business management.

Текст научной работы на тему «Управление развитием отраслевых предприятий»

Управление. Моделирование. Информатика

DOI: 10.12737/14179 УДК 658

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОТРАСЛЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

кандидат сельскохозяйственных наук И. А. Авдеева ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация

Актуальность вопросов управления развитием предприятия в современных условиях создает предпосылки для проведения исследования и разработки эффективно функционирующего механизма управления этим развитием. Управление развитием, раскрываемое в аспекте представления предприятия как статической системы и как динамической системы, позволяет рассматривать проблему в контексте общей проблемы развития экономических систем. Для формулирования рекомендаций по управлению развитием осуществлен мониторинг факторов внутренней среды, определяющих развитие предприятия. Выявленные факторы были охарактеризованы рядом относительных показателей, которые были использованы для оценки развития. Для формирования целостной, результативной и эффективной системы управления хозяйствующим субъектом, позволяющей позиционировать его в конкурентной среде, была усовершенствована методика оценки развития мебельных предприятий, с помощью которой предлагается проводить комплексный анализ, выявлять перспективные и текущие приоритеты развития. Данная методика была апробирована для оценки деятельности конкретного предприятия с целью выявления очевидных проблем развития. По итогам было установлено, что для исследования деятельности любого предприятия можно использовать предлагаемые группы показателей, чтобы оценить состояние и перспективы развития предприятия на основе тренда. В качестве инструментов обеспечения развития предприятия предлагаются различные варианты управленческих решений, обуславливаемые типом развития предприятия. Тип развития определяется на основе сочетания укрупненных показателей по подсистемам, называемых комплексными. На основе выявленных факторов и методики оценки развития, был разработан механизм управления развитием предприятия. Применение на уровне предприятия данного механизма будет способствовать принятию стратегически верных управленческих решений и повышению эффективности управления хозяйственной деятельностью.

Ключевые слова: механизм управления развитием, методика оценки развития, управленческие решения, отраслевые предприятия, тип развития предприятия.

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

PhD in Agricultural I. A. Avdeeva

Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University

of Forestry and Technologies named after G. F. Morozov», Voronezh, Russian Federation

Abstract

The relevance of management of enterprise development in modern conditions creates preconditions for carrying out research and development of an effective mechanism of managing this development. Managing the development disclosed in the aspect view of the enterprise as a static system and dynamic system that allows us to consider the problem in the context of the general problems of devel-

Лесотехнический журнал 3/2015

305

Управление. Моделирование. Информатика

opment of economic systems. To formulate recommendations for the management of development carried out monitoring of the internal environment factors that determine the development of the enterprise. The factors were characterized by a number of relative indicators, which were used to assess the development. To form a complete, efficient and effective system for managing subject, allowing you to position it in a competitive environment, improvements were made to the evaluation methodology of the development of furniture enterprises with which it is proposed to conduct a comprehensive analysis to identify future and current development priorities. This technique was tested to measure the performance of a particular company to identify the obvious problems of development. According to the results, it was found that for the study of the performance of any company can use the proposed sets of indicators to assess the state and prospects of development of the enterprise on the basis of the trend. As tools for the development of enterprises provides a variety of management decisions, causes type of enterprise development. Type of development is determined on the basis of a combination of aggregated indicators of subsystems, called integrated. Based on the identified factors and methods of assessment of development, developed the mechanism of management of enterprise development. Application at the enterprise level, this mechanism will promote the adoption of strategically important managerial decisions and to improve the efficiency of business management.

Keywords: mechanism of management of development, assessment methodology of development, management decisions, industrial enterprises, type of enterprise development.

Геополитическая и геоэкономическая ситуация, складывающаяся в мире, благоприятствует развитию отечественных предприятий, что обусловлено, во-первых, ослаблением рубля, повышающим конкурентоспособность российской продукции, во-вторых, частичной переориентацией на восточные рынки, обладающие высокой потенциальной емкостью, в-третьих, государственным заказом на такое развитие, связанным с необходимостью импортозамещения во многих отраслях народного хозяйства [10].

Все это вынуждает отечественные предприятия задумываться о необходимости развития, усовершенствования деятельности, а также предоставляет широкие возможности для превращения российских предприятий в серьезных игроков мирового рынка [3]. Это справедливо и для мебельной отрасли. Таким образом, в общих для всех внешних условиях, на первый план выходят внутренние фак-

торы, то есть само предприятие является гарантом своего развития [8, 9].

При планировании развития отраслевых предприятий учитываются все факторы внутренней среды, но их влияние различно [6].

Исследование всей совокупности факторов, определяющих развитие отраслевых предприятий, представляется достаточно сложным. С целью ограничения их количества целесообразно воспользоваться методами экспертных оценок [4, 5] (табл. 1).

В результате экспертной оценки весомости различных факторов установлено, что наибольшее влияние на возможности развития предприятия оказывают производственные, финансовые и маркетинговые факторы. Факторы, входящие в данные группы, могут быть выражены абсолютными и относительными показателями [1] (табл. 2).

По нашему мнению, говоря о развитии

306

Лесотехнический журнал 3/2015

Управление. Моделирование. Информатика

Таблица 1

Факторы, определяющие развитие предприятия (величины относительных весов)

Наименование Обозначение* Вес

Ликвидность активов Ф1 0,116

Использование основных фондов П4 0,107

Объем продаж М3 0,102

Объем собственного капитала Ф4 0,086

Использование оборотных средств П3 0,074

Конкурентоспособность продукции М2 0,066

Наличие собственных оборотных средств Ф2 0,063

Динамика численности сотрудников П1 0,055

Рыночная позиция М5 0,053

Уровень финансового риска Ф5 0,034

Объем незавершенного производства П5 0,033

Объем дебиторской задолженности Ф3 0,033

Уровень инвестиционной привлекательности И5 0,030

Инвестиционная активность И1 0,027

Инвестиционная политика И3 0,027

Политика ценообразования М4 0,026

Ассортиментная политика М1 0,025

Доля готовой продукции в запасах на складах П2 0,019

Инвестиционная активность в сфере государственной поддержки И2 0,014

Инновационная политика И4 0,010

* «И» - инвестиционные факторы; «М» - маркетинговые; «П» - производственные; «Ф» - финансовые

Таблица 2

Факторы, определяющие развитие предприятия, выраженные в абсолютных и относительных

показателях

Группа факторов Абсолютные показатели Относительные показатели

1 2 3

Производственные Использование основных фондов Фондоотдача

Использование оборотных средств Материалоотдача

Динамика численности сотрудников Производительность труда

Финансовые Ликвидность активов Коэффициент текущей ликвидности

Объем собственного капитала Коэффициент автономии

Наличие собственных оборотных средств Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Маркетинговые Объем продаж Рентабельность продаж

Конкурентоспособность продукции Рентабельность продукции

Рыночная позиция Доля рынка

предприятия, необходимо использовать систему относительных показателей [2], характеризующих его деятельность, позволяющих в дальнейшем провести компаративный анализ, в котором за базу сравнения могут быть

приняты среднеотраслевые и нормативные показатели (в случае их наличия).

Цель исследования состоит в совершенствовании методики оценки развития и разработке механизма управления развитием.

Лесотехнический журнал 3/2015

307

Управление. Моделирование. Информатика

Всю методику оценки развития предприятия можно представить как совокупность этапов (рис. 1).

Первый этап предполагает комплексный анализ производственной деятельности предприятия по ряду выделенных показателей: фондоотдача, материалоотдача, производительность труда.

Второй этап включает в себя комплексный анализ финансовой деятельности предприятия. В качестве основных показателей используются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент автономии, коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Третий этап предполагает комплексный анализ маркетинговой деятельности предприятия. В качестве ключевых показателей используются: рентабельность продаж, рентабельность продукции, доля рынка.

Четвертый этап - построения профи-

ля развития предприятия. Профиль выстраивается в сравнении с минимально допустимым значением индикатора. В качестве индикатора мы считаем возможным использовать среднеотраслевые показатели и нормативные значения отдельных коэффициентов.

Важно отметить, что оценка развития должна проводиться периодически, не реже чем один раз в год, на основе анализа ежегодно представляемых предприятием показателей развития.

Инструментами обеспечения развития предприятия могут выступать различные варианты управленческих решений. Для принятия правильного управленческого решения необходимо определить тип развития предприятия. Предлагаемая методика оценки развития предприятия предполагает выполнение этапа 5 - позиционирование предприятия по типу развития.

ЭТАП 1

V

ЭТАП 2

ЭТАП 3

ЭТАП 4

V

ЭТАП 5

Формирование цели и задач анализа развития предприятия

Предварительное обследование объекта, формирование информационных массивов

J

комплексный анализ развития производственной деятельности предприятия

комплексный анализ развития финансовой деятельности предприятия

формирование профиля развития предприятия

позиционирование предприятия по типу развития

Рис. 1. Этапы методики оценки развития предприятия

комплексный анализ развитиямаркетинговой деятельности предприятия \

)

308

Лесотехнический журнал 3/2015

Управление. Моделирование. Информатика

Для отнесения предприятия к определенному типу предлагается использование типологии, строящейся на сочетании укрупненных показателей, каждый из которых характеризует группу факторов -производственных, финансовых, маркетинговых - в целом.

Назовем такие показатели комплексными. В типологии будет использоваться бинарная система значений данных показателей, то есть имеет значение, положителен ли показатель или отрицателен. Отдельной типологической единицей будет, таким образом, уникальное сочетание трех комплексных показателей. Очевидно, что можно выделить восемь таких типологических единиц (типов развития).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплексный показатель по каждой подсистеме рассчитывается на основе анализа, выполненного в рамках этапов 1-3 предлагаемой методики оценки развития, и учитывает как относительный вес каждого показателя внутри группы, так и знак, и величину его относительного изменения.

В основу использования весовых коэффициентов положена их нормировка, то есть приведение суммы весовых коэффициентов подсистемы к единице.

Комплексный показатель по производственной подсистеме определяется по формуле:

Кпп =

Wf+Wm + WP

f

Af Am TTr AP

Л

(1)

Wf-^- + Wr

f f m

m

+ WP----

P P

0 J

где Wf, Wm, WP - весовые коэффициенты

1

x

X

фондоотдачи, материало отдачи и производительности труда соответственно;

Af, f0 - изменение фондоотдачи за исследуемый период и ее значение на начало исследуемого периода соответственно;

Am, m0 - изменение материалоотдачи за исследуемый период и ее значение на начало исследуемого периода соответственно;

AP, P0 - изменение производительности труда за исследуемый период и ее значение на начало исследуемого периода соответственно.

Комплексный показатель по финансовой подсистеме определяется по формуле:

К —

j- '-/•fS п

^ФП

(

W

'' т

АК.

W + W + W АКЛ

ТЛ + W----А + W

АК,

Л

(2)

СОС

ТЛ А СОС

1а. Т ТТГ\ 1А- А

К

vТЛ0 ivA0 сосo J

где Wm, WA, Wcoc - весовые коэффициенты показателей текущей ликвидности, автономии и обеспеченности собственными средствами соответственно;

АКТЛ, КТЛ0 - изменение коэффициента текущей ликвидности за исследуемый период и его значение на начало исследуемого периода соответственно;

АКА, КА0 - изменение коэффициента автономии за исследуемый период и его значение на начало исследуемого периода соответственно;

АКСОС, КСОС0 - изменение коэффициента обеспеченности собственными средствами за исследуемый период и его значение на начало исследуемого периода соответственно.

Комплексный показатель по маркетинговой подсистеме определяется по формуле:

1

х

х

Лесотехнический журнал 3/2015

309

Управление. Моделирование. Информатика

к _

^ МП ~

w + W + W

’’ п ^ ’’ пр ^ ’’ Д

(

Wn

АР

Р

V п о

П + W

АР

ПР

Р

ПР + W,

АД

\

(3)

Д

ПРО До J

где Wn, WnP, Wд - весовые коэффициенты рентабельности продаж, рентабельности продукции и доли рынка соответственно;

APn, Pn0 - изменение рентабельности продаж за исследуемый период и ее значение на начало исследуемого периода соответственно;

1

х

X

APnp, PnP0 - изменение рентабельности продукции за исследуемый период и ее значение на начало исследуемого периода соответственно;

АД, До - изменение доли рынка за ис-

следуемый период и ее значение на начало исследуемого периода соответственно.

В табл. 3 показана общая схема осуществления этапа 5 методики оценки развития предприятия. Здесь же приведены восемь возможных сочетаний триады комплексных показателей, которые характеризуют типы развития.

Сочетание комплексных показателей по подсистемам позволит нам отнести рассматриваемое предприятие к определенному типу развития. На этом основании предлагается вариант управленческого решения, который является инструментом обеспечения развития предприятия в определенный период (табл. 4).

Таблица 3

Матричная модель сочетания комплексных показателей по подсистемам

Подсистема Показатель (единица измерения) Обозначение показателя Весовой коэффициент Комплексный показатель по подсистеме Расчетная формула комплексного показателя Используемые выходные данные Варианты сочетания комплексных показателей по подсистемам

Производст- венная Фондоотдача f Wf Кпп > 0 или Кпп < 0

Материалоотдача m Wm Кпп (1) Кпп > 0; Кфп > 0; Кмп > 0

Производительность труда (т. р./чел.) p WP Кпп > 0; Кфп > 0; Кмп < 0

Финансовая Коэффициент текущей ликвидности Ктл WТЛ Кфп > 0 или Кпп > 0; Кфп < 0; Кмп > 0

Коэффициент автономии Ка Wa Кфп (2) Кпп > 0; Кфп < 0; Кмп < 0

Коэффициент обеспеченности собственными средствами Ксос Wcoc Кфп < 0 Кпп < 0; Кфп > 0; Кмп > 0

Маркетинговая Рентабельность продаж (%) Рп Wn Кмп > 0 или Кмп < 0 Кпп < 0; Кфп > 0; Кмп < 0

Рентабельность продукции (%) РПР WnP Кмп (3) Кпп < 0; Кфп < 0; Кмп > 0 Кпп < 0; Кфп < 0; Кмп < 0

Доля рынка (%) Д Шд

310

Лесотехнический журнал 3/2015

Управление. Моделирование. Информатика

Таблица 4

Инструменты обеспечения развития предприятия

Тип развития Сочетание комплексных показателей по подсистемам Вариант управленческого решения

Устойчивое развитие КПП > 0; КФП > 0; КМП > 0 Удержание позиций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отрицательное маркетинговое развитие КПП > 0; КФП > 0; КМП < 0 Активизация маркетинговой деятельности

Отрицательное финансовое развитие КПП > 0; КФП < 0; КМП > 0 Активизация финансовой деятельности

Концентрированное производственное развитие КПП > 0; КФП < 0; КМП < 0 Активизация финансовой и маркетинговой деятельности

Отрицательное производственное развитие КПП < 0; КФП > 0; КМП > 0 Активизация производственной деятельности

Концентрированное финансовое развитие КПП < 0; КФП > 0; КМП < 0 Активизация производственной и маркетинговой деятельности

Концентрированное маркетинговое развитие КПП < 0; КФП < 0; КМП > 0 Активизация производственной и финансовой деятельности

Отрицательное развитие КПП < 0; КФП < 0; КМП < 0 Активизация деятельности предприятия по всем подсистемам

В табл. 4 рассматриваются восемь возможных вариантов управленческих решений в зависимости от отнесения предприятия к определенному типу развития.

Апробация предлагаемой методики осуществлялась на примере мебельного предприятия ОАО ХК «Мебель Черноземья».

Значения показателей развития за 2013-2014 годы, весовые коэффициенты, определенные методом расстановки приоритетов и данные расчета комплексных показателей по подсистемам представлены в табл. 5.

Итоги расчета показывают, что анализируемое предприятие относится к типу «концентрированное маркетинговое развитие». Следовательно, подходящим вариантом управленческого решения является активизация производственной и финансовой деятельности, которая предполагает повышение уровня платежеспособности предприятия, снижение финансовой зависимости предприятия от кредиторов, по-

вышение эффективности использования основных производственных фондов, разработку программы оптимизации использования материальных ресурсов, коррекцию политики управления персоналом.

Детализируя управленческое решение для рассматриваемого предприятия, можно отметить актуальность всех мероприятий, касающихся производственной подсистемы, а для стабилизации финансовой подсистемы рекомендовать только повышения уровня платежеспособности.

Для промышленных предприятий использование инструментов обеспечения развития на сегодняшний день является актуальной задачей, поскольку использование современных управленческих инструментов - важный фактор развития любой системы [7].

Предложенные инструменты обеспечения развития предприятия позволят при грамотном их использовании усовершенствовать деятельность предприятия в рам-

Лесотехнический журнал 3/2015

311

Управление. Моделирование. Информатика

Таблица 5

Матричная модель сочетания комплексных показателей по подсистемам (на примере ОАО ХК «Мебель Черноземья»)

Подсистема Показатель (единица измерения) Значение показателя Весовой коэффициент Комплексный показатель по подсистеме Используемые выходные данные Вариант сочетания комплексных показателей по подсистемам

2013 г. 2014 г.

Производственная Фондоотдача (f 4,657 4,545 0,107 -0,111 КПП < 0 КПП < 0; КФП < 0; КМП > 0 Концентрированное маркетинговое развитие

Материалоотдача (m) 10,926 8,098 0,074

Производительность труда (P) (т. р./чел.) 1,473 1,356 0,055

Финансовая Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) 2,347 2,003 0,116 -0,025 Кфп < 0

Коэффициент автономии (КА) 0,790 0,804 0,086

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КСОС) 0,548 0,625 0,063

Маркетинговая Рентабельность продаж (РП) (%) 2,110 2,251 0,102 2,098 КМП > 0

Рентабельность продукции (РПР) (%) 0,458 3,683 0,066

Доля рынка (Д) (%) 0,282 0,239 0,053

ках каждой рассматриваемой подсистемы. Данное усовершенствование позволит отраслевым предприятиям выйти на новый уровень развития.

Управление развитием предприятий в современных условиях - сложный и многогранный процесс. Факторы, определяющие развитие предприятия, отличаются динамичностью и изменчивостью. Необходимость учета этих факторов очевидна, поскольку их игнорирование может иметь катастрофические последствия для развития предприятия.

Чтобы качественно управлять развитием предприятия, необходимо разработать механизм управления данным развитием.

Разработанный механизм (рис. 2) включает в себя три последовательных

312

блока. Каждый блок представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий. Общая функциональность блоков может быть выражена циклической последовательностью: анализ ^ принятие реше-

ния ^ контроль.

Предварительно осуществляется сбор исходных данных за исследуемый период, необходимых для расчета относительных показателей, используемых для оценки развития исследуемого предприятия.

Рассмотрим подробно каждый блок.

I блок (аналитический) включает: проведение анализа развития предприятия по подсистемам - производственной, финансовой и маркетинговой - с представлением итогов в виде таблиц и графиков;

Лесотехнический журнал 3/2015

Управление. Моделирование. Информатика

Исходные данные

I блок

Рис. 2. Механизм управления развитием предприятий

сравнение полученных значений показателей развития предприятия со среднеотраслевыми и нормативными и формирование на основе результатов компаративного анализа профиля (профилей) развития за весь период исследования или по его отдельным хронологическим этапам;

построение матричной модели по подсистемам методом расчета укрупненных комплексных показателей.

II блок (управленческий) включает:

Лесотехнический журнал 3/2015

дешифровка типа развития, характерного для исследуемого предприятия, на основе триады комплексных показателей, полученных на выходе аналитического блока;

выбор инструмента обеспечения развития предприятия на основе варианта управленческого решения, соответствующего выявленному типу развития;

конкретизация управленческого решения с применением ситуационного подхода и доведение поставленных задач до

313

Управление. Моделирование. Информатика

конкретных ответственных исполнителей.

III блок (контрольный) представляет собой контроль реализации принятого управленческого решения и поставленных в его рамках задач, осуществляющийся на основе организации замкнутого цикла.

Блоковая архитектура обеспечивает четкость распределения задач и контроль над их выполнением для конкретных исполнителей -аналитиков. Простота и прозрачность предлагаемого математического аппарата в сочетании с легкостью сбора необходимых исход-

ных данных обеспечивают возможность его применения для предприятий любого размера и организационно-правовых форм и допускают автоматизацию его использования с помощью обычного табличного процессора Excel из пакета Microsoft Office.

Применение на уровне предприятия данного механизма управления развитием будет способствовать принятию стратегически верных управленческих решений и повышению эффективности управления хозяйственной деятельностью.

Библиографический список

1. Башкатова, Ю.И. Разработка конкурентной стратегии развития на основе сбалансированной системы показателей и классических моделей стратегического менеджмента предприятия [Текст] / Ю. И. Башкатова, Н. И. Решетько // Науковедение. - 2014. - Вып. 2 (21). - С. 1-38.

2. Безрукова, Т.Л. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Т.Л. Безрукова, С.С. Морковина. - М. : КНОРУС, 2010. - 356 с.

3. Верхоглазенко, В.Н. Критериальное управление развитием компании [Текст] / В.Н. Верхоглазенко. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 206 с.

4. Лукичева, Л.И. Управление организацией [Текст] / Л.И. Лукичева / под ред. Ю.П. Анискина. - 3-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2006. - 360 с.

5. Моделирование социальных явлений и процессов с применением математических методов [Текст] / Г.В. Осипов [и др.]. - М. : Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с.

6. Саликов, Ю.А. Выживание промышленного предприятия через развитие [Текст] / Ю.А. Саликов, С.А. Ушаков // Международный сборник научных трудов. - Воронеж : ВГТА, 2002. - Вып. 1. - Ч. 3. - С. 46-49.

7. Хорев, А.И. Системно-функциональное развитие менеджмента промышленных предприятий [Текст] / А.И. Хорев, Ю.А. Саликов. - Воронеж : ВГТА, 2008. - 318 с.

8. Konina, O.V. Application of strategic marketing for the development of economic systems [Text] / O.V. Konina, J.N. Popova, I.A. Avdeeva, I.Y. Proskurina // World Applied Sciences Journal. - 2013. - Vol. 27. - no. 6. - pp. 790-795.

9. Popkova, E.G. Methodology of development of strategy of development of economic systems [Text] / E.G. Popkova, Y.I. Dubova, E.S. Akopova, E.S. Alekhina, J.N. Popova, I.A. Avdeeva,

I.Y. Proskurina // World Applied Sciences Journal. - 2013. - Vol. 26. - no. 4. - pp. 489-493.

10. Popkova, E.G. New Quality of Economic Growth at the Present Stage of Development of the World Economy [Text] / E.G. Popkova, V.I. Tinyakova // World Applied Sciences Journal. -2013. - Vol. 24. - no. 5. - pp. 617-622.

314

Лесотехнический журнал 3/2015

Управление. Моделирование. Информатика

References

1. Bashkatova J.I., Reshet’ko N.I. Razrabotka konkurentnoi strategii razvitiya na osnove sba-lansirovannoi sistemy pokazatelei i klassicheskih modelei strategicheskogo menedgmenta pred-priyatiya [Development of a competitive development strategy based on the balanced scorecard and classic models of strategic management of the company] Naukovedenie [Naukovedenie]. 2014, no. 2 (21), pp. 1-38. (In Russian).

2. Bezrukova T.L., Morkovina S.S. Analiz i diagnostika finansovo-hozyaistvennoi deya-tel’nosti predpriyatiya [Analysis and diagnostics of financial-economic activity of the enterprise]. Moscow, 2010, 356 p. (In Russian).

3. Verhoglazenko V.N. Kriterial’noe upravlenie razvitiem kompanii [Criteria-based manage-mentof development of company]. Moscow, 2012, 206 p. (In Russian).

4. Lukicheva L I. Upravlenie organizatsiei [Organization management]. Moscow, 2006, 360 p. (In Russian).

5. Osipov G.V. et al. Modelirovanie sotsial’nih yavlenii i protsessov s primeneniem matema-ticheskih metodov [Modeling of social phenomena and processes using mathematical methods]. Moscow, 2014, 192 p. (In Russian).

6. Salikov Yu.A., Ushakov S.A. Vizivanie promishlennogo predpriyatiya cherez razvitie [The survival of industrial enterprises through the development]. Mezhdunarodnii sbornik nauchnih trudov [International collection of scientific papers]. Voronezh, 2002, no. 1, Part. 3, pp. 46-49. (In Russian).

7. Horev A.I., Salikov Yu.A. Sistemno-funktsional’noe razvitie menedgmenta promishlennih predpriyatii [Systemic-functional developmentof management of industrial enterprises]. Voronezh, 2008, 318 p. (In Russian).

8. Konina O.V., Popova J.N. , Avdeeva I.A. , Proskurina I.Y. Application of strategic marketing for the development of economic systems. World Applied Sciences Journal, 2013, Vol. 27, no. 6, pp. 790-795.

8. Popkova E.G., Dubova Y.I., Akopova E.S., Alekhina E.S., Popova J.N., Avdeeva I.A., Proskurina I.Yu. Methodology of development of strategy of development of economic systems. World Applied Sciences Journal, 2013, Vol. 26, no. 4, pp. 489-493.

90. Popkova E.G., Tinyakova V.I. New Quality of Economic Growth at the Present Stage of Development of the World Economy. World Applied Sciences Journal, 2013, Vol. 24, no. 5, pp. 617-622.

Сведения об авторе

Авдеева Ирина Александровна - доцент кафедры менеджмента и экономики предпринимательства ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова», кандидат сельскохозяйственных наук, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Information about author

Avdeeva Irina Alexandrovna - Associate Professor of department of management and business economics of Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G. F. Morozov»,PhD in Agricultural, Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected].

Лесотехнический журнал 3/2015

315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.