УДК 37+370.186
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
© Юрий Петрович Прокудин
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: [email protected] © Виктория Сергеевна Акулинина Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры общей педагогики и образовательных технологий; МОУ СОШ № 2, зам. директора по воспитательной работе, e-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению проблемы творческой самореализации школьников средствами театрального искусства, формированию их детской одаренности. Авторы глубоко и всесторонне раскрывают направления интегративного подхода в развитии одаренных детей. Особое внимание уделяется анализу предметов эстетической направленности. Обобщен опыт работы одного из старейших общеобразовательных учреждений г. Тамбова.
Ключевые слова: творческая самореализация; одаренные дети; интегративный подход; предметы эстетической направленности; театральные классы; авторские программы; психолого-педагогический мониторинг.
Одной из приоритетных задач развития современного образовательного процесса является его переход от пассивного характера к активному, получению знаний и их накоплению, воспитанию социально-активной личности школьника, способной к принятию продуктивных решений. Сегодня в российском образовании особо актуальна проблема научной интеграции новых информационных и образовательных технологий в учебновоспитательной деятельности учащихся, в т. ч. с повышенными образовательными потребностями.
Только при активности школьника возможно как успешное усвоение знаний с использованием эффективных способов их добывания и применением к решению новых задач (В.И. Лубовский), так и развитие скрытых его творческих потенциалов.
Активность ученика развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Существенные изменения в активности учащихся отражаются на их деятельности, а развитие личности выражается в состояниях ее активности. Г.И. Щукина в своей работе «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе» выделяет три уровня активности: репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительская и творческая. Высшей формой активной деятельности учащихся является творческое ее прояв-
ление, способствующее развитию детской одаренности [1].
В Российской педагогической энциклопедии подчеркивается, что одаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы, опосредованного деятельностью ребенка (учебной, игровой, творческой и т. д.). Немаловажное значение играют психологические механизмы саморазвития личности школьника, находящиеся в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Среди основных слагаемых детской одаренности, как правило, называют мотивацию и направленность личности. Любая деятельность человека полимотивирована, т. е. в основе любых действий лежат самые разные мотивы, занимающие как относительно устойчивое доминирующее, так и подчиненное положение. Направленность - одна из основных характеристик творческой личности, выражена по иерархической структуре моти-вационно-потребностной сферы, в которой
доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная) доминируют мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием [2-4].
В соответствии с приказом управления образования и науки Тамбовской области от 26 февраля 2009 г. № 445 «О развитии сети областных опытно-экспериментальных площадок в г. Тамбове и области» на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 2 г. Тамбова была открыта областная опытноэкспериментальная площадка по проблеме «Интегративный подход в развитии детской одаренности средствами театрального искусства».
Основная цель обучения на интегративной основе связана с повышением умственной, творческой и других видов активности учащихся. В течение всего периода обучения в школе особое значение приобретает формирование и развитие различных компетенций и компетентностей учащихся, их творческих способностей. Успешность реализации программы эксперимента, как показала практика, во многом зависит от интеграции общего и дополнительного образования, изменений в организации внеурочной коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся.
Интегративный подход в развитии детской одаренности позволяет объединить учебную и внеурочную сферы деятельности, сформировать новое, более качественное и индивидуально спроектированное образовательное пространство школы, обеспечить реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, соединить в единое целое образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.
Интегрированные образовательные программы наравне с учебными по предметам инвариантной части учебного плана способствуют максимальному удовлетворению образовательных потребностей обучающихся в ходе их реализации, решению задач создания эстетической, эмоционально-комфортной
среды для позитивного восприятия ценностей общего образования; расширению, углублению и корректировке базы знаний;
привнесению в школу гуманитарных, научно-технических, культурологических, социально-педагогических, художественно-эстетических образовательных программ и учебно-методических пособий нового поколения.
Для осуществления деятельности по проблеме эксперимента в школе созданы все необходимые условия, т. к. педагогический коллектив в течение многих лет успешно решает задачи начального театрального обучения в условиях классно-урочной системы. На постоянной основе организована деятельность школьного театра. МОУ СОШ № 2 г. Тамбова является разработчиком и исполнителем театрализованных мероприятий, оказывающих влияние на развитие муниципальной и региональной системы образования. Как показал анализ экспериментальной работы, из года в год прослеживается положительная динамика в работе с одаренными детьми, социализации подрастающего поколения.
Работа с детьми, имеющими высокую степень мотивации к творческой самореализации, строится на основе следующих принципов:
- принцип дифференциации и индивидуализации процесса обучения;
- принцип максимального разнообразия представляемых возможностей;
- принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей;
- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных и интегративных связей в индивидуальной работе со школьниками;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся школы при минимальной роли учителя.
Для организации работы экспериментальной площадки, фактически функционирующей с декабря 2008 г., разработаны и практически обновлены нормативные документы школы, включающие программу работы с одаренными детьми по проблеме эксперимента; положения о классах с углубленным изучением эстетических дисциплин и классах художественно-эстетического профиля; школе полного дня; центре дополнительного образования «ДАР»; научном об-
ществе учащихся; школьном учебном театре и его художественном совете.
Целью исследования является создание педагогической системы, способной качественно совершенствовать содержание образования на основе формирования ключевых компетенций личности, определяемых государственными стандартами через создание образовательного пространства, способствующего реализации и индивидуализации обучения, развитию и социализации личности в целом. В разработке плана экспериментальной работы и его осуществлении на практике активное участие принимали и принимают учителя высшей категории предметов эстетической направленности Е.И. Дюкова,
О.И. Егорова, Э.Е. Някина, И.А. Студенцова, Л.П. Третьякова и др. План эксперимента предусматривает создание нормативно-правового обеспечения по совершенствованию образовательного процесса с учетом интересов всех категорий обучающихся, в т. ч. детей с повышенными образовательными потребностями; обеспечение интеграции общего и дополнительного образования в работе с одаренными детьми; апробацию новых методик и технологий управления учебной и внеурочной деятельностью школьников с учетом их интересов, запросов и способностей; создание условий для самовыражения и достижения оптимального уровня успешности каждого конкретного обучающегося; развитие у детей стремления к непрерывному образованию.
На заседаниях инициативной группы по реализации эксперимента систематически рассматриваются вопросы, связанные с изучением педагогического опыта по проблеме опытно-экспериментальной работы, изучения и анализа педагогической документации, состояния организации и корректировки процесса деятельности экспериментальной площадки МОУ СОШ № 2 г. Тамбова. В ходе решения поставленных задач изменяется порядок подготовки и проведения мероприятий различного уровня, а при подведении промежуточных итогов инновационно-образовательной деятельности намечаются пути ее улучшения.
В содержание исследования включаются: организационные мероприятия, научно -методическое и информационно-аналитическое обеспечение, разработка контрольно-
диагностического инструментария, проведение мониторинга и редакционно-издательская деятельность. В содержании мероприятий различного уровня наиболее эффективно зарекомендовали себя такие формы работы, как: открытый урок, открытое внеклассное мероприятие, мастер-класс, творческий отчет, тренинг, научно-методический семинар, день открытых дверей.
Комплекс мероприятий, проведенных в рамках работы опытно-экспериментальной площадки, довольно разнообразен. Наиболее значимыми из них стали: городской научнометодический семинар «Обновление содержания, форм и методов дополнительного образования в условиях модернизации системы образования» (декабрь, 2008 г.); организация постоянно действующего семинара для педагогов дополнительного образования (с января 2009 г.); день открытых дверей на сцене Тамбовского драматического театра «Двадцать лет спустя, или воспоминания о будущем», посвященный 20-летию театральных классов школы (март, 2009 г.); городской научно-методический семинар «Компетент-ностно-ориентированное обучение на уроках и во внеурочное время» (октябрь, 2009 г.); творческие работы школьного театра, подготовленные учащимися классов с углубленным изучением эстетических дисциплин; педагогический совет «Самореализация и саморазвитие личности школьника при интеграции общего и дополнительного образования» (март, 2010 г.) и др. В прошедшем году была подготовлена театрализованная программа «Водопад учительского мастерства» для регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года-2010»; городской научно-методический семинар «Профессиональная компетентность педагога начальных классов как условие успешной реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; хореографическая композиция «Театр - праздник, который всегда с тобой»; концертно-театрализованная программа «Радуга учительского мастерства» для учителей г. Тамбова, посвященная дню учителя.
Традиционно проводится ежегодный школьный праздник «Посвящение в театралы».
Интегративный подход в развитии детской одаренности осуществляется в целях моделирования и совершенствования образо-
вательного процесса для обеспечения максимального раскрытия способностей учеников средствами театрального искусства, их всестороннего психосоциального развития и творческой самореализации.
Одна из главных задач работы по развитию детской одаренности - использование всех имеющихся ресурсов МОУ СОШ № 2 г. Тамбова, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности. Добиться, чтобы каждый ученик имел возможность в полной мере проявить и развить свои уникальные индивидуальные качества.
В рамках работы областной опытноэкспериментальной площадки разработана и реализуется конкретная Программа работы с одаренными детьми. Педагогами школы успешно осуществляется реализация учебных планов классов с углубленным изучением эстетических предметов на I, II ступенях обучения и классов художественно-эстетического профиля в старшей школе, апробация новых образовательных программ образовательной области «Искусство», освоение образовательных программ дополнительного образования по различным направлениям, подготовка и проведение мероприятий эстетической направленности различного уровня. В учебный план классов эстетической направленности включены предметы «Игровой тренинг», «Хореография», «Культура речи», «История театра», «Техника сцены и сценография», «Сценическое движение», «Сценический костюм», «Техническое обеспечение театра» и др. Учебный процесс по предметам углубленного и профильного уровня изучения осуществляется в условиях деления класса на подгруппы. Кроме общегрупповых в учебном плане предусмотрены индивидуально-групповые занятия, которые позволяют в полном объеме осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.
Программно-методическое обеспечение по предметам театральной специализации включает целый перечень авторских образовательных программ. За время работы экспериментальной площадки педагогами разработаны и успешно прошли экспертизу городского экспертного совета пять авторских программ, а весь реестр разработанных и успешно апробированных в школе составляет около тридцати авторских программ. Например, В.В. Федоров Игровой тренинг (Про-
грамма для 1-6 классов); Л.П. Третьякова Игровой тренинг. (Программа для 7-9 классов); В.В. Федоров Введение в театральное дело. Интегрированный учебный предмет для 10-11 классов; Е.И. Дюкова, М.П. Гребенникова Хореография. (Программа для 1-11 классов); Л.Ф. Дупенко Культура речи (Программа для 5-9 классов); Л.Ф. Дупенко, И.В. Колтыгина Культура речи (Программа для 10-11 классов); Э.Е. Някина Вокал. Сольное пение (Программа для 5-11 классов); Е.Г. Полякова Сценарное мастерство. (Программа для 9-11 классов); М. Л. Дюков Сценическое движение. (Программа для 5-9 классов); Л.П. Третьякова, С.А. Ревякина История театра. (Программа для 5-8 классов); М.Ю. Понеделко Сценический костюм. (Программа для 5-9 классов); В.А. Беляев Техническое обеспечение театра. (Программа для 6-9 классов) и др.
Направления организации различных видов деятельности одаренных детей включают в себя, наряду с творческим, исследовательское, краеведческое, спортивное и др. (занятия театром, музыкой, изобразительным искусством, хореографией, литературным творчеством, иностранными языками, информатикой, работа в кружках и секциях научного общества учащихся). В центре дополнительного образования «ДАР» обучающимся предоставляется возможность получения дополнительного образования художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, физкультурно-оздоровительного, туристско-краеведческого,
социально-педагогического и интеллектуально-познавательного профилей. Наиболее успешные продукты деятельности детей позволили улучшить количественные и качественные показатели участия школьников в различного уровня олимпиадах и творческих конкурсах. Значительная часть выпускников классов художественно-эстетического профиля продолжают обучение в вузах гуманитарного и творческого направления Москвы, Ярославля и других городов.
Творческие работы школьного учебного театра ежегодно занимают призовые места на региональном этапе Всероссийского фестиваля детских театральных коллективов. Только в 2010 г. учащиеся классов эстетического направления стали победителями и дипломантами различных конкурсов, среди ко-
торых региональный этап фестиваля «Театральная юность России», городской открытый театральный фестиваль «Виват театр», муниципальный этап конкурса одаренных детей системы дополнительного образования «Звездочки Тамбовщины», VII конкурс юных дарований «Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно», городской театральный фестиваль «Этих дней не смолкнет слава», IX городской конкурс хореографических коллективов «Тамбовские самоцветы», областной конкурс-фестиваль хореографических коллективов «Танцевальная мозаика-2010», городской конкурс чтецов «Мир, в котором я живу». Администрацией школы представлены документы Министерству образования и науки Российской Федерации на присвоение почетного звания «Образцовый детский коллектив» школьному учебному театру («ШУТ») и хореографическому коллективу «Контраст».
Спектакль школьного учебного театра «Это, девушки, война» был удостоен первого места в региональном этапе фестиваля «Театральная юность России» и специального диплома за яркое воплощение военной темы на всероссийском этапе этого фестиваля в г. Ярославле. Учащиеся, сыгравшие главные роли, были отмечены специальными дипломами за актерские работы в спектакле, включая третье место Елены Третьяковой за лучшую женскую роль. Выпускница 2010 г. класса художественно-эстетического профиля Раиса Ахад-Яр стала лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», и обладательницей соответствующего диплома. Ее педагог, учитель игрового тренинга Л.П. Третьякова, была отмечена благодарственным письмом управления образования и науки Тамбовской области.
Учителя методического объединения предметов эстетического цикла приняли участие в городском конкурсе «Учитель года» в номинации «Лучшее методическое объединение» и были награждены грамотой комитета образования администрации г. Тамбова.
В рамках работы опытно-экспериментальной площадки проводились мониторинговые исследования. Психолого-педагоги-ческий мониторинг, регулярно используемый
с целью выявления и поддержки одаренных детей, отвечает целому ряду требований:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- длительность периода наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях;
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности);
- экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, способов решения креативных задач) с привлечением специалистов;
- выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (проведение проблемных уроков, тренингов);
- многократность и многоэтапность обследования в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
- использование таких предметных ситуаций, которые моделируют творческую или исследовательскую деятельность детей и позволяют проявить максимум их самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
- анализ реальных достижений детей в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах.
Итоги мониторинговых мероприятий содержат конкретные материалы для разработки нормативной документации по организации работы с одаренными детьми, новых образовательных программ, методических рекомендаций и организации работы социально-педагогической службы для дополнительного образования в школе, создания справочно-информационного банка из опыта работы по эстетическому воспитанию (арт-педагогики); социологическому изучению потребностей детей, родителей в образовательных услугах, изучению и обобщению опыта работы, оказанию методической и
практической помощи для организации системы диагностирования одаренных детей. Проводимые мониторинги эффективности деятельности дополнительного образования продемонстрировали успешность в развитии детей, особый психолого-педагогический климат в школе, общественно-значимый характер результатов образования; авторитет системы в социуме, желание детей получать дополнительное образование, а родителей -поддерживать его деятельность.
Организация работы с одаренными детьми происходит в условиях активного вовлечения Интернета и информационнокоммуникационных технологий в образовательный процесс. Постоянно расширяется проектное пространство в изучении различных образовательных программ, включая дополнительные. В образовательном процессе активно используется информационный интегрированный продукт КМ-Школа, работает кабинет интерактивного обучения, в котором педагоги проводят уроки по различным предметам учебного плана, включая образовательную область «Искусство», а также занятия в центре дополнительного образования. Имеется сайт в сети Интернет, на котором размещаются наиболее интересные материалы о работе с одаренными детьми, школьном учебном театре и центре дополнительного образования [5-7].
Материалы из опыта работы МОУ СОШ № 2 г. Тамбова по проблеме организации работы с одаренными детьми обобщены и рекомендованы к использованию.
В числе опубликованных материалов статьи директора школы Л. В. Литовченко «Влияние театральной педагогики на повышение литературного образования старшеклассников», заместителей директора Л.Ф. Леоновой «Особенности организации работы с одаренными детьми в условиях модернизации», «Интеграция как фактор успешной социализации личности школьника», «Социальное становление личности в современной школе», В.С. Акулининой «Самореализация и саморазвитие личности школьника при интеграции основного и дополнительного образования» и др.
На базе школы состоялся областной научно-практический семинар по проблеме «Новые подходы к организации работы педагогов дополнительного образования с ода-
ренными детьми». В его составе более ста участников - это директора, их заместители, учителя, методисты и педагоги дополнительного образования образовательных учреждений г. Тамбова и Тамбовской области.
В рамках семинара было проведено 14 открытых мероприятий. Это интегративные занятия объединений дополнительного образования «Астрономия» по теме: «Малые тела Солнечной системы» (рук. И.И. Малышки-на), «Наглядная геометрия» по теме: «Волшебные треугольники» (рук. Н.Н. Скуратова,
Н.И. Котельникова); интегрированные занятия объединений дополнительного образования и общеобразовательных предметов: «Учиться языку как искусству» и уроков музыки - «И помнит мир спасенный» (рук.
A.М. Орлова, учитель И.А. Жмаева), «English in Chant» и урока актерского мастерства -«Влюбленный Шекспир» (рук. О.В. Колова-това, учитель Л.П. Третьякова); интегрированные уроки хореографии и сценического движения - «Внутренняя концентрация как фактор развития жестуальной пластики» (учителя Е.И. и М.Л. Дюковы), изобразительного искусства и культуры речи по теме: «Творческая мастерская «В гостях у сказки» (учителя И.А. Студенцова, Л.Ф. Дупенко,
B.В. Ворона) и другие формы занятий в рамках интеграции программ общего и дополнительного образования по работе с одаренными детьми. В ходе заседания научного общества учащихся была рассмотрена тема: «Краеведческое направление в работе секций НОУ» (литературы, истории, математики и английского языка). В рамках работы школьного учебного театра были показаны творческие работы учащихся 1 А класса - «Шкатулочка», 3 А - «Сказка о Царе Салтане», 4 А -«Дюймовочка», 6 А - «Толи еще будет», 8 А - «Кино для всех» (режиссеры М.И. Ко-зинец, М.Л. Дюков, Л.П. Третьякова, С.А. Ре-вякина, хореографы - М.В. Полюшко, Е.И. Дюкова, вокал - Э.Е. Някина).
При подведении итогов слушатели семинара отмечали, что его организованность, целенаправленность и содержательность будут способствовать повышению качества образования на местах, улучшению работы с одаренными детьми. Каждый участник семинара получил «Методические рекомендации по организации работы педагогов с одаренными детьми», специально подготовленные
авторским коллективом. То, что увидели и услышали участники семинара в течение полного дня пребывания в школе, - это только малая частица богатого опыта, накопленного педагогическим коллективом за долгие годы.
Органичное сочетание основного образования с дополнительным создает реальную основу для формирования интегративного пространства - гуманистической социальнопедагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива. Интегративное пространство создает благоприятные условия для взаимодействия педагогов разных специальностей, формирования у детей и подростков целостной картины мира, комплексного педагогического влияния на личность учащегося. В оптимальном интегративном пространстве школы в полном объеме реализуется обучающий и развивающий потенциал образовательной среды, позволяющий максимально раскрыть способности и задатки одаренных детей.
Вопросы деятельности областной опытно-экспериментальной площадки периодически рассматриваются на педагогическом совете, административных совещаниях, заседаниях методического совета и методических объединений. Ее результаты способствуют успешному решению проблем личностноориентированного обучения.
В ходе реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», работа с одаренными детьми в которой признана одной из приоритетных направлений деятельности, педагоги МОУ СОШ № 2 г. Тамбова направляют свои усилия на ус-
пешное развитие системы эстетического образования, расширение направлений реализации дополнительных образовательных программ, совершенствование форм и методов работы с детьми, имеющими повышенный уровень мотивации к занятиям различными видами деятельности, в т. ч. творческой.
1. Прокудин Ю.П., Макарова Л.Н., Акулинина В. С. Интеграция общего и дополнительного образования детей в школе полного дня: опыт реализации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. № 4 (84). С. 133-138.
2. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Прокудин Ю.П.
Особенности организации профильного обучения в условиях учреждений дополнительного образования // Гаудеамус. 2010.
№ 1 (15). С. 51-62.
3. Литовченко Л.В., Прокудин Ю.П., Акулинина В. С. Методические рекомендации по организации работы педагогов с одаренными детьми. Тамбов, 2010.
4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М., 2000.
5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.
С. 23-33.
6. Прокудин Ю.П. Интеграция общего и допол-
нительного образования в условиях муниципального образовательного учреждения: сущность и опыт реализации // Профильное обучение в условиях дополнительного образования детей: практико-ориентированная
монография / под ред. Л.Н. Макаровой, И.А. Шаршова. Тамбов, 2010.
7. Прокудин Ю.П., Акулинина В.С. Роль дополнительного образования в школе в развитии одаренных детей // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. Тамбов, 2010.
Поступила в редакцию 21.03.2011 г.
UDC 37+370.186
ARTISTIC SELF-REALIZATION OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF THEATER ART
Yury Petrovich Prokudin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Professor of General Pedagogy and Educational Technologies Department, e-mail: [email protected]
Viktoria Sergeyevna Akulinina, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of General Pedagogy and Educational Technologies Department; MGI ES №2, Vice Director for Educational Work, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the consideration of the problem of the artistic self-realization of schoolchildren by means of theater art, their child’s talent formation. The authors deeply and in detail reveal the directions of integrative way in the development of the gifted children. The special attention is paid to the analysis of aesthetic direction subjects. The experience of one of the oldest educational institutions of Tambov is generalized.
Key words: artistic self-realization; gifted children; integrative approach; aesthetic direction subjects; theater classes; author programs; psycho-pedagogical monitoring.
2G6