ISSN 2311-8733 (Online) Агропромышленный комплекс
ISSN 2073-1477 (Print)
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПЕРМСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ НОРМ И ПРАВИЛ ВТО
Маргарита Халимуловна ЗАГЛЯДОВА
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита,
Пермская государственная сельскохозяйственная академия, Пермь, Российская Федерация Ыа!регт@уаМех. ги
История статьи:
Принята 17.05.2016 Принята в доработанном виде 11.07.2016
Одобрена 07.08.2016
УДК 631.15 JEL: Q13, Q17
Ключевые слова:
агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, организационно-экономическая модель, управление, ВТО
Аннотация
Предмет. Функционирование агропромышленного комплекса в условиях действия норм и правил ВТО вызывает неизбежность совершенствования управления агропромышленным комплексом Пермского края в современных условиях. Именно изменение влияния внешних факторов потребовало усиления эффективности управления в целях повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора.
Цели. Определение стратегических задач управления агропромышленным комплексом Пермского края, а также путей обеспечения сохранения современного уровня сельскохозяйственного производства и его развития в целях получения максимального экономического эффекта в условиях действия норм и правил ВТО.
Методология. Методологической основой исследования послужили общедисциплинарные методы научного анализа и синтеза управления развитием аграрного производства, статистический метод, а также экономико-математический метод.
Результаты. Процесс совершенствования управления развитием агропромышленного комплекса региона в условиях действия норм и правил ВТО представлен в виде организационно-экономической модели, позволяющей своевременно осуществлять управленческие действия по внесению и дополнению необходимых корректировок в достижении конкурентоспособности. Определено, что управление агропромышленным комплексом в условиях членства в ВТО представляет собой сложный процесс, реализация которого осуществляется во взаимосвязи с научными и практическими представлениями агроменеджмента о необходимых параметрах развития. Обосновано, что все уровни управления должны быть направлены на реализацию поставленных целей, которые следует рассматривать в рамках объектов и субъектов управления, при соответствующем разграничении функций управленческих органов разных уровней.
Выводы. В условиях действия норм и правил ВТО перед агропромышленным комплексом стоит задача не только обеспечения стабильности агропроизводства, но и повышения конкурентоспособности, а также закрепления конкурентных преимуществ производимых продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Новый формат экономических отношений диктует необходимость преобразований в управлении аграрной отраслью, а также кардинального обновления производственной базы, уделяя значительное внимание социальному обустройству села.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
В условиях действия норм и правил ВТО эффективность агропромышленного комплекса в значительной степени определяется производительностью и устойчивостью функционирования различных отраслей экономики Российской Федерации и прежде всего отраслей обеспечения средствами производства и технического сервиса, в том числе сельскохозяйственного, продовольственного машиностроения, производства минеральных удобрений, агрохимии и др. [1].
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, Пермский край занимает лишь 12-е место по объему инвестиций в агропромышленный комплекс на одного работающего, 10-е - по производительности труда и 9-е - по размеру средней заработной платы.
Удельный вес Пермского края в производстве сельскохозяйственной продукции Приволжского федерального округа составляет всего 5% (10-е место по объему валовой продукции). Последние позиции в межрегиональном рейтинге отображаются и в показателе доли агропромышленного комплекса в валовом продукте Пермского края, который составляет 3,4% [2].
Высокая внутренняя емкость продовольственного рынка региона (более 600 тыс. т молока, не менее 140 тыс. т мяса и мясопродуктов, 700 тыс. шт. яиц и 480 тыс. т овощей) обусловливает высокую степень продовольственной зависимости по целому ряду позиций. Так, уровень самообеспечения составляет [3]:
• по мясу - менее 50%;
• по молоку и молокопродуктам - 72%;
• по овощам - 75%;
• по яйцу - 132%;
• по картофелю - 106%.
Технологическое отставание агропромышленного комплекса региона от уровня западных стран обусловливает низкий уровень переработки сельскохозяйственной продукции. Перерабатывающая отрасль насчитывает лишь 24 предприятия по переработке молока и мяса и три предприятия мукомольно-крупяной отрасли.
Основные показатели, характеризующие тенденции развития и роль агропромышленного комплекса в экономике Пермского края приведены в табл. 1. Анализ этих сведений свидетельствует о том, что удельный вес занятых в агропромышленном хозяйстве региона соответствует уровню стран, находящихся в постиндустриальной стадии развития (от 2 до 6% экономически активного населения заняты в аграрном производстве стран Западной Европы и США).
С другой стороны, аграрное хозяйство Пермского края характеризуется сокращением пахотных земель и поголовья крупного рогатого скота, недостаточным уровнем применения новых технологий, снижением использования удобрений и падением других показателей, что отражает неэффективное управление и более низкий уровень эволюционного развития агропромышленного комплекса региона прежде всего в технологическом и техническом оснащении, а также производительности труда [4].
Первый год регионального аграрного производства в условиях действия норм и правил ВТО продемонстрировал, что негативные тенденции сохраняются (табл. 2).
Отметим, что площадь пахотных земель Пермского края в 2014 г. составляла 738,7 тыс. га. В 2005 г. она составляла 999,5 тыс. га, то есть за 10 лет площадь пахотных земель сократилась на 26%. При этом сохраняется тенденция зарастания пашни и пастбищ, чему в значительной степени способствовало сокращение организованного аграрного производства в сельской местности и миграция трудового населения. Кроме того, в последние годы наблюдается интенсивное коттеджное строительство на сельских
территориях, примыкающих к городам. При этом часть земель сельскохозяйственного назначения переводится в категорию земель поселений [5].
Не вызывает сомнений значимость аграрного сектора края в обеспечении жизнедеятельности местного населения, поддержании общей конкурентоспособности региона. В условиях членства в ВТО резко возрастают внешние и внутренние риски, преодоление которых обусловливает необходимость совершенствования современного менеджмента, направленного на интеграцию и адаптацию аграрного производства к новым условиям хозяйствования.
Проблема исследования управления развитием агропромышленного комплекса в условиях конкурентной среды становится все более актуальной, так как именно в агропроизводстве и сельских территориях концентрируются практически все ресурсы сферы материального производства экономики регионов и государства в целом, обеспечивающие создание и воспроизводство национального богатства, повышение качества жизни и уровня благосостояния местного населения [6].
Сложноорганизованная система управления агропромышленным комплексом региона, состоящая из вертикально и горизонтально связанных элементов, является подсистемой региональной экономики, встроенной во внешнюю среду1 [8].
Управление региональным агропромышленным комплексом - это система управления, ориентированная на адаптацию и интеграцию всех элементов агропроизводства к новым условиям хозяйствования, а также на достижение конечных результатов - как производственных, так и финансовых, позволяющих обеспечивать устойчивость всей системы сельскохозяйственного производства.
Основу развития регионального агропромышленного комплекса в новых реалиях воздействия внешней среды составляет выработка и определение целей и задач совершенствования его управлением, направленным на обеспечение конкурентоспособности и устойчивости сельской экономики с учетом влияния факторов действия норм и правил ВТО [7].
1 Аграрная экономика. Термины и понятия. Энциклопедический справочник. Минск: Белорусская наука, 2008. 577 с.
Процесс совершенствования управления развитием агропромышленного комплекса Пермского края в условиях членства в ВТО представим в виде организационно-экономической модели (рис. 1), которая предполагает определение инструментов и мер государственного регулирования и менеджмента агропромышленного комплекса, а также рыночной среды с учетом соответствующих ограничений и условий Всемирной торговой организации [8].
К задачам организационно-экономической модели совершенствования управления развитием агропромышленного комплекса региона в условиях действия норм и правил ВТО относятся [9]:
• интеграция и адаптация сельскохозяйственного производства к новым условиям;
• разработка мер рыночного вмешательства институтов государственного регулирования, стимулирования и поддержки;
• достижение продовольственной безопасности и конкурентоспособности агропромышленного комплекса, а также рыночной специализации местных агропроизводителей в производстве высококачественной сельскохозяйственной продукции и ее переработке.
Концепция государственного регулирования развития сельского хозяйства в условиях членства в ВТО сопровождается реформами различной направленности. Помимо общефедеральных нормативных документов и государственных программ в области развития агропромышленного комплекса в Пермском крае в настоящее время реализуется региональная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы». Для создания эффективного аграрного бизнеса предусмотрены финансовые,
организационные и информационные меры поддержки [10-12]. Затраты на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы» представлены в табл. 3.
В рамках данной программы рассматриваются вопросы льготирования не просто
сельхозпроизводителей, а в значительной степени в целях избежания ограничений ВТО сферы производства техники и технологий, используемых в сельском хозяйстве, а также логистических и инфраструктурных сетей, обеспечивающих более эффективное доведение агропродукции до непосредственных ее потребителей (рис. 2). Ограниченность бюджетного финансирования обусловливает определение приоритетных направлений поддержки [13].
Комплексный анализ и исследование возможных рисков и последствий для региональной аграрной экономики предполагает выделение факторов и предпосылок, определяющих успешность интеграции региона в глобальные рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия2 [14].
В качестве мер, позволяющих преодолеть сложившийся кризис в системе подготовки кадров и получить эффект от внедрения передовых технологических решений в достижении общей результативности аграрного сектора экономики региона, нами предлагается следующее концептуальное решение проблемы [15]:
• во-первых, реализация комплекса мер по повышению эффективности (рентабельности без учета субсидированности) аграрного бизнеса, реализуемых в настоящее время министерством сельского хозяйства Пермского края;
• во-вторых, предоставление и расширение существующих льгот, предоставляемых молодым специалистам - выпускникам аграрных вузов (подъемные, предоставление и строительство комфортабельного жилья, обеспечение достойного уровня жизни, отсрочка от службы в армии, зарубежные стажировки, повышение престижности профессии и др.);
• в-третьих, формирование государственного задания по подготовке специалистов с учетом проработанного анализа и оценки тенденций развития аграрного производства в регионе, а также учет конкретных потребностей в трудовых ресурсах во временном и профессиональном ракурсах.
2 Исследование современных тенденций и изменений глобальных экономических процессов, выявление роли и места региона в общественном разделении аграрного производства, изучение ресурсного потенциала агропромышленного комплекса региона, внешних и внутренних конкурентов.
оигпа1/геаюп/ 133
Другими ключевыми аспектами совершенствования механизма управления развитием агропромышленного комплекса в условиях действия норм и правил ВТО являются необходимость развития, модернизации и обновления материально-технической базы сельскохозяйственного производства.
К следующему ключевому аспекту отнесем государственное регулирование, а также его усиление в подде ржке ре гионально го товар опроизводите ля в до стижении конкурентоспособности сельской экономики в условиях членства в ВТО [16].
Полноценное восстановление экономики предполагает существенный и долгосрочный рост реального сектора. Для оценки возможностей и перспектив восстановления экономики отдельно взятого региона необходимо выявить в нем точки роста, то есть предприятия, обладающие потенциалом и резервами для быстрого роста [17].
Реализация концептуальных мероприятий по совершенствованию управления развитием агропромышленного комплекса в условиях действия норм и правил ВТО обеспечит синергетический эффект не только в сфере экономики, но и социального и устойчивого развития сельской местности региона.
Таблица 1
Удельный вес агропромышленного комплекса Пермского края в экономике региона в 2006-2014 гг., % Table 1
Percentage of the agro-industrial complex of the Perm Krai in the regional economy in 2006-2014
Показатель 2006 2008 2010 2011 2012 2013 2014 2014/ 2006
Удельный вес в валовом внутреннем региональном продукте 5,5 4,2 5 4,8 5,3 5,2 4,6 83,6
Удельный вес в численности занятого населения 3,9 2,7 2,6 2,4 2 1,8 2 51,3
Удельный вес инвестиций в основной капитал 2,3 3,6 2,7 2,4 1,7 1,5 1,3 56,5
Удельный вес в основных фондах 1,7 1,6 1,5 1,4 1,2 1,2 1,3 76,5
Уровень оплаты работников агропромышленного комплекса по отношению к среднекраевому уровню 40,9 37,5 48 48 49,3 48,5 50 122,2
Источник: данные Пермьстата Source: Permstat
Таблица 2
Показатели развития агропромышленного комплекса Пермского края в 2005-2014 гг. Table 2
The development indicators of the agro-industrial complex of the Perm Krai in 2005-2014
Показатели 2005 2007 2009 2011 2012 2013 2014 2014/ 2005, %
Пахотные земли, тыс. га 999,5 935,3 867,7 793,2 741,5 736 738,7 73,9
Поголовье крупного рогатого скота, тыс. голов 381,9 296 280,5 263,7 261 254,1 246,6 64,6
Тракторы, шт. 8 424 7 047 6 525 5 475 5 235 4 681 4 471 53,1
Комбайны, шт. 2 420 1 963 1 579 1 359 1 251 1 134 1 080 44,6
Количество внесенных минеральных удобрений, тыс. т 12,2 13 11,6 11,4 11,6 10,9 9,8 80,3
Источник: данные Пермьстата Source: Permstat
Таблица 3
Сводные затраты на развитие агропромышленного комплекса Пермского края на 2013-2020 гг. Table 3
Overall expenditure for the development of the agro-industrial complex of the Perm Krai for 2013-2020
Источник Всего Финансирование на период действия программы, млн руб.
финансирования 2013-2015 2016 2017 2018 2019 2020
Федеральный бюджет 11 369,1 3 189,7 1 378,2 1 454 1 658,6 1 752,7 1 935,9
Краевой бюджет 2Q 866,2 6 Q29,4 2 57Q 2 667,9 2 992,5 3 143,2 3 463,2
Бюджеты 8QQ 3QQ 1QQ 1QQ 1QQ 1QQ 1QQ
муниципальных образований
Внебюджетные 45 998,7 13 9Q4,2 5 654,6 5 844,7 6 5Q7,9 6 792,7 7 357,4
источники
Всего... 79 034 23 423,3 9 702,8 10 066,6 11259 11 788,6 12 856,5
Источник: долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением правительства Пермского края от 27.11.2012 № 1335-п
Source: Long-term target program Development of Agriculture and the Management of Agricultural Markets of Raw Materials and Foodstuff in the Perm Krai for 2013-2020 of November 27, 2012 № 1335-п, approved by the Government of the Perm Krai
Рисунок 1
Организационно-экономическая модель управления развитием агропромышленным комплексом Пермского края в условиях действия норм и правил ВТО
Figure 1
Organizational-economic model of management development of the agro-industrial complex of the Perm Krai under the WTO rules and regulations
Министерство сельского хозяйства Пермского края
Управления АПК муниципальных районных образований
Сельскохозяйственные организации, предприятия переработки, КФХ, ЛПХ 1
Совершенствование управ ления развитием АПК Пермского края в уело в ия 1 действ ня норм и правил ВТО
Цель: формирование условий для устойчивости сельской экономики в условиях обострения конкурентных
процессов на сельскохозяйственных рынках.
Задачи:
- интеграция и адаптация сельскохозяйственного производства к условиям действия норм и правил ВТО;
- разработка мер рыночного вмешательства институтов государственного регулирован«!, стимулирования и поддержки:
- достижение продовольственной безопасности и конкурентоспособности региона, а также рыночной специализации местных агропроиз водит елей в производстве высококачественной сельхозпродукции и ее переработке;
- обеспечение эффективной информационно-методической системы реализации аграрной политики;
- подготовка и повышение квалификации кадров АПК
Анализ внешних факторов
АГРОПРОМЫШЛЕННЬШ КОЛПХЛЕКС ПЕРМСКОГО КРАЯ
Анализ внутренних факторов
Информационно-методическая, система
Эволюционное совершенствование принципов, методов, средств, форм и процессов отраслевого управления
Разработка корректирующих мероприятий
Анализ и оценка эффективности мероприятий совершенствования управления развитием АПК
Реализация мероприятий по совершенствованию управления развитием АПК
Определение целей, обеспечивающих Формулировка задач, обеспечивающих
устойчивость сельской экономики —► устойчивость сельской экономики
+
Стратегия развития АПК Формирование альтернативных сценариев
4— интеграции и адаптации А1Ж.
Разработка мероприятий совершенствования \гправленческого процесса развития АПК
—» Финансирование мероприятий по совершенствованию управления развитием .АПК
Оценка уровня устойчивости сельской экономики
Влияние факторов на
устойчивость сельской экономики
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Мероприятия по инновационному и информационному развитию агропромышленного комплекса Пермского края на 2013-2020 гг.
Figure 2
Activities on innovative and information development of the agro-industrial complex of the Perm Krai for 2013-2020
и &
о g
и
et о
s
s г & =
■=■ 2
:= а
о я
= а
- h
s я
н
V
-S-
■е
я во о sa
8-
во о
U
Государственная поддержка обновления парка сельхозтехники и оборудования
Государственная поддержка развития производства альтернативных видов энергии и биотехнологий
Развитие кадрового потенциала, информационное и организационное
сопровождение развития отрасли, обеспечение реализации программных мероприятий
Уплата до 10% стоимости техники и оборудования, приобретаемых через ОАО «Росагр о лизинг» (может быть до 100% первоначального лизингового платежа)
Уплата процентов по инвестиционным кредитам на строительство, реконструкцию и модернизацию биоэнергетических установок, объектов по производству биоэнергетической продукции
Реализация инновационной проектной деятельности, в том числе до 50% затрат на приобретение техники и оборудования в рамках реализации инновационных проектов:
- внедрение ресурсосберегающих технологий;
- мелиорация земель сельхозназначения,
- переработка сельхозпродукции;
- создание альтернативных источников энергии;
- производство биоэнергетической продукции
Развитие системы сельхозконсультирования и повышения квалификации работников АПК.
Создание учебно-производственных площадокна базе передовых сельскохозяйственных организаций. Поддержка молодых специалистов, трудоустроившихся в сельхозорганизации.
Поддержка руководителей сельхозорганизаций, вышедших на пенсию.
Мероприятия по развитию arpo образовательно го процесса. Продвижение товаров пермских товаропроизводителей в целях освоения внутреннего рынка сбыта и выхода на внешние рынки
Источник: долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением правительства Пермского края от 27.11.2012 № 1335-п
Source: Long-term target program Development of Agriculture and the Management of Agricultural Markets of Raw Materials and Foodstuff in the Perm Krai for 2013-2020 of November 27, 2012 № 1335-п, approved by the Government of the Perm Krai
Список литературы
1. Пыткин А.Н., Заглядова М.Х. Проблемы управления развитием агропромышленного комплекса // Ars Administrandi. 2013. № 2. С. 87-90.
2. Черникова С.А. Проблема инвестиционной привлекательности предприятий агропромышленного комплекса (на примере Пермского края) // Российское предпринимательство. 2014. № 21. С. 126-134.
3. Лысенко Ю.В., Сарабский А.А., Потехин Н.А. Использование технического потенциала сельскохозяйственного производства // Аграрный вестник Урала. 2012. № 5. С. 98-100.
4. Трясцин М.М. Теоретико-методологические вопросы стратегии развития агропромышленного комплекса в рыночных условиях: монография. Пермь: ПГСХА, 2007. 112 с.
5. Баландин Д.А. Реализация социально-экономической политики в отношении сельских территорий // Российское предпринимательство. 2012. № 15. С. 102-106.
6. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: Стандарты и качество, 2004. 405 с.
7. Линиченко Д.С. Управление развитием АПК на основе агропромышленной интеграции // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV Международной научной конференции. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 18-21.
8. Заглядова М.Х. Теоретические и методологические аспекты управления АПК региона. Пермь: Полиграф Сити, 2011. 42 с.
9. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М.: Стандарты и качество, 2004. 408 с.
10. Киселев С., Строков А., Жорова М., Белугин А. Агропромышленный комплекс России в условиях санкций и необходимости обеспечения продовольственной безопасности // АПК: экономика, управление. 2015. № 2. С. 12-19.
11. Кретова Т.В. Управление развитием технического потенциала агропромышленного комплекса // Российское предпринимательство. 2011. № 4. С. 126-131.
12. Бухтиярова Т.И., Тронина М.В., Овчинникова И.А. Формирование и реализация агропромышленной кластерной политики Пермского края // Аграрный вестник Урала. 2009. № 4. С. 26-28.
13. Хайруллина О.И. Механизм регулирования сельского хозяйства в условиях ВТО // Аграрная наука. 2014. № 6. С. 2-3.
14. Татаркин А.И., Бочко В.С., Куклин А.А., Мызин А.Л., Романова О.А. и др. Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. Т. 1. 1312 с.
15. Голубев А.В. Экономическое моделирование эффективного аграрного производства. М.: Колос, 2006. 240 с.
16. Пыткина С.А., Красильникова Л.Е. Управление конкурентными процессами в агропромышленном комплексе региона // Российское предпринимательство. 2014. № 21. С. 118-125.
17. Шешукова Т.Г., Колесень Е.В. Совершенствование методики анализа экономического потенциала хозяйствующего субъекта: монография. Пермь: ПГНИУ, 2013. 196 с.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Agro-Industrial Complex
MANAGING THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE PERM KRAI UNDER THE WTO RULES AND REGULATIONS
Margarita Kh. ZAGLYADOVA
Perm State Agricultural Academy, Perm, Russian Federation bialperm@yandex. ru
Article history:
Received 17 May 2016 Received in revised form 11 July 2016 Accepted 7 August 2016
JEL classification: Q13, Q17
Keywords: agro-industrial complex, agriculture, organizational-economic model, governance, WTO
Abstract
Importance The article deals with the issues of improving the management efficiency of the agro-industrial complex of the Perm Krai in order to increase the competitiveness of its agricultural sector. Objectives The article aims to study the problems of the agro-industrial complex' development management in a competitive environment, to develop recommendations on the complex' competitiveness improvement.
Methods General scientific methods of analysis and synthesis, statistical method, and the economic-mathematical modeling method are the methodological basis of the research.
Results The article presents an organizational-economic model of the process of improving the development management of the region's agrarian and industrial complex under the conditions of the WTO accession. This model allows for timely management action to amend and supplement the necessary adjustments to achieve the proper competitiveness of the agro-industrial complex. Conclusions In the new conditions of managing, the agribusiness management strategic objectives are not only to preserve the current level of agricultural production and its development but also the obtaining maximum economic benefits from the WTO membership.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Pytkin A.N., Zaglyadova M.Kh. [The issues of the agro-industrial complex' development management]. Ars Administrandi, 2013, no. 2, pp. 87-90. (In Russ.)
2. Chernikova S.A. [The problem of investment attractiveness of enterprises of the agro-industrial complex of the Perm Krai]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 21, pp. 126-134. (In Russ.)
3. Lysenko Yu.V., Sarabskii A.A., Potekhin N.A. [The use of the technical capacity of agricultural production].
Agrarnyi vestnik Urala = Agrarian Bulletin of the Urals, 2012, no. 5, pp. 98-100. (In Russ.)
4. Tryastsin M.M. Teoretiko-metodologicheskie voprosy strategii razvitiya agropromyshlennogo kompleksa v rynochnykh usloviyakh: monografiya [Theoretical and methodological issues of agribusiness development strategy under market conditions: a monograph]. Perm, PSAA Publ., 2007, 112 p.
5. Balandin D.A. [Realization of socio-economic policy for rural areas]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2012, no. 15, pp. 102-106. (In Russ.)
6. Repin V.V., Eliferov V.G. Protsessnyi pokhod k upravleniyu. Modelirovanie biznes-protsessov [A process approach to management. Modeling of business processes]. Moscow, Standarty i kachestvo Publ., 2004, 405 p.
7. Linichenko D.S. [Managing the evolution of AIC on the basis of agro-industrial integration]. Problemy i perspektivy ekonomiki i upravleniya: materialy IVMezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Proc. 4th Int. Sci. Conf. Problems and Perspectives of Economics and Management]. St. Petersburg, Svoe izdatel'stvo Publ., 2015, pp. 18-21.
8. Zaglyadova M.Kh. Teoreticheskie i metodologicheskie aspekty upravleniya APK regiona [Theoretical and methodological aspects of management of the agrarian and industrial complex of a region]. Perm, Poligraf Siti Publ., 2011, 42 p.
9. Andersen B. Biznes-protsessy. Instrumenty sovershenstvovaniya [Business Process Improvement Toolbox]. Moscow, Standarty i kachestvo Publ., 2004, 408 p.
10. Kiselev S., Strokov A., Zhorova M., Belugin A. [Agriculture of Russia under sanctions and the need to ensure the food security]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 2, pp. 12-19. (In Russ.)
11. Kretova T.V. [Managing the evolution of technical capabilities of the agro-industrial complex]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, no. 4, pp. 126-131. (In Russ.)
12. Bukhtiyarova T.I., Tronina M.V., Ovchinnikova I.A. [Formation and realization of the agro-industrial cluster policy of the Perm Krai]. Agrarnyi vestnik Urala = Agrarian Bulletin of the Urals, 2009, no. 4, pp. 26-28. (In Russ.)
13. Khairullina O.I. [The mechanism of regulation of agriculture under the WTO accession]. Agrarnaya nauka = Agrarian Science, 2014, no. 6, pp. 2-3. (In Russ.)
14. Tatarkin A.I., Bochko V.S., Kuklin A.A., MyzinA.L., Romanova O.A. et al. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: uroki krizisa i perspektivy rosta [The economic security of Russia: lessons from the crisis and the prospects for growth]. Yekaterinburg, Institute of Economics of UrB of RAS Publ., 2012, vol. 1, 1312 p.
15. Golubev A.V. Ekonomicheskoe modelirovanie effektivnogo agrarnogo proizvodstva [Economic modeling of effective agricultural production]. Moscow, Kolos Publ., 2006, 240 p.
16. Pytkina S.A., Krasil'nikova L.E. [Competitive management processes in the agro-industrial complex of the region]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 21, pp. 118-125. (In Russ.)
17. Sheshukova T.G., Kolesen' E.V. Sovershenstvovanie metodiki analiza ekonomicheskogo potentsiala khozyaistvuyushchego sub"ekta: monografiya [Improvement of the methods of analysis of the economic potential of the business entity: a monograph]. Perm, PSAA Publ., 2013, 196 p.