Научная статья на тему 'Управление процессом развития у дошкольников восприятия произведений живописи'

Управление процессом развития у дошкольников восприятия произведений живописи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖИВОПИСЬ / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубцова Т. П., Абдульманова Л. В.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития у дошкольников восприятия произведений живописи. В современной образовательной ситуации возрастает роль искусства как важнейшего средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста. В статье выделены особенности восприятия живописи в дошкольном детстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление процессом развития у дошкольников восприятия произведений живописи»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

только совершенствоваться;

- отношение к дистанционному обучению как к новому важному рынку, из чего следует, возможность деловой деятельности на этом рынке [3].

К преимуществам дистанционного обучения можно отнести доступность образования для любого человека, вне зависимости от его местоположения. Также неоспоримым преимуществом дистанционного обучения является тот факт, что обучаемый не должен отрываться от своего основного вида деятельности. Еще одним положительным фактором дистанционного обучения является возможность обучаться по нескольким курсам одновременно.

Как отмечают в своей публикации Алексеев В.М., Ильченко С.В., в современных негосударственных учебных заведениях дистанционное обучение осуществляется на основе клиентоцентрированного подхода, что является немаловажным преимуществом для обучаемых [2].

Получая образование дистанционно, учащиеся не сталкиваются с проблемой нехватки учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, так как в большинстве образовательных учреждений, использующих дистанционное обучение, образовательный процесс осуществляется путём предоставления каждому обучаемому отдельного кабинета в закрытой части учебного портала [2].

Какие-либо технические требования к устройствам обучаемых для входа в дистанционную систему и просмотра учебных материалов не предъявляются. Еще одним положительным моментом дистанционно обучения можно назвать отсутствие ограничения по количеству точек входа, то есть обучаемый может входить в личный кабинет с любого устройства, даже одновременно с нескольких устройств.

. Таким образом, дистанционное обучение - это:

- совокупность современных технологий, которые позволяют доставить учащимся необходимый материал вне зависимости от их местоположения;

- удобное интерактивное взаимодействие учащихся и преподавателей в процессе обучения;

- предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемых курсов.

Список использованной литературы:

1. Алексеев В.М. Информирование обучающихся о достоверности учебной информации // Журнал Алексеевской академии наук. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://aleksejev.ru/nauka/edu/law/00006.php.

2. Алексеев В.М., Ильченко С.В. Особенности современного дистанционного обучения контрактных управляющих // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9-1. С. 168-171

3. Лишманова Н. А., Пимичева М. А. Дистанционное обучение и его роль в современном мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 2216-2220. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86472.htm.

© Голодок Д.А., Алексеев В.М., 2016

УДК 372.3/4

Т. П. Голубцова

магистрант 3 курса, Л.В. Абдульманова к.п.н., доцент кафедра дошкольного образования ЮФУ г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития у дошкольников восприятия

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

произведений живописи. В современной образовательной ситуации возрастает роль искусства как важнейшего средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста. В статье выделены особенности восприятия живописи в дошкольном детстве.

Ключевые слова

Восприятие, дошкольное образование, живопись, развитие, управление.

В современной образовательной ситуации возрастает роль искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. В ФГОС ДО подчеркивается, что образование на дошкольной ступени направлено на формирование общей культуры, на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений изобразительного искусства. В дошкольном детстве формируются представления о видах и жанрах искусства, что способствует развитию его познавательных и творческих способностей.

Различные аспекты данной проблемы изучались в исследованиях психологов и педагогов:

- период дошкольного детства рассмотрен как один из самых благоприятных этапов в общении детей с примерами изобразительного искусства (П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон и др.);

-исследовались особенности эстетического восприятия произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста (А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, Н.А.Курочкина, Р.А.Мирошкина, Т.А.Репина, О.С.Ушакова, Р.М.Чумичева и т.д.).

В исследовании мы рассматриваем восприятие как процесс, который осуществляется посредством действия, связанного с обследованием воспринимаемого объекта и построением его образа, в ходе которого происходит воздействие на органы чувств и формируется целостный образ.

Ученые считают, что для восприятия живописи человеку необходимо иметь некоторый жизненный опыт, который поможет ему понять изображенное на картине. У детей дошкольного возраста начинает формироваться художественное восприятие картины, так как они могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем. Процесс восприятия художественного образа в картинах у детей будет более осмысленным и интересным, если он различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства (Н.А. Курочкина, Н.Б. Халезова, Г.М. Вишнева).

В магистерской диссертации осуществлен поиск эффективных условий организации процесса управления развитием у дошкольников восприятия произведений живописи.

Проблема исследования нами обозначена на основе противоречий, которые сложились в современной образовательной ситуации между:

- возрастающей ролью искусства как важнейшего средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста и недостаточным его использованием в образовательном процессе дошкольной образовательной организации;

- существующими приёмами и методами восприятия произведений живописи, и неумением педагогов применять их на практике.

Процесс управления развитием у дошкольников восприятия произведений живописи будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:

-проектирование и внедрение модели управления процессом развития у дошкольников восприятия произведений живописи;

-внедрение инновационных технологий развития у дошкольников восприятия произведений живописи (интерактивных, коммуникативных, игровых и т.п.)

-повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме развития у дошкольников восприятия произведений живописи в процессе проведения мастер-классов, практикумов, семинаров и т.п.

-сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в процессе развития у дошкольников восприятия произведений живописи.

В начале нашей работы мы изучали стихийно сформировавшийся уровень управления процессом развития у дошкольников восприятия произведений живописи, для этого оценивалось прогнозирование,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

проектирование и контроль образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Анкетирование заведующей дошкольной организации с целью выявления профессиональной компетентности по вопросам управления данным процессом выявил, недостаточное понимание руководителем актуальности проблемы, что отразилось в годовом плане работы образовательной организации. ДОО не осуществляет сетевое взаимодействие с другими организациями (музеями, художественной школой, студиями) по решению проблемы развития у дошкольников восприятия произведений живописи.

Низкий уровень управления процессом развития у дошкольников восприятия произведений живописи поставил нас перед необходимостью первоначально решать задачи, связанные с повышением профессиональной компетентности педагогов по проблеме развития у дошкольников восприятия произведений живописи. Был проведен семинар с педагогами по теме: «Знакомство с видами и жанрами живописи», разработан план лектория на год для педагогов и родителей. В течение года проводились тренинги. Круглые столы и мастер - классы по ознакомлению с инновационными технологиями ознакомления дошкольников с живописью (Р.М. Чумичевой, С.Г. Маслова).

Следующий этап нашей работы будет направлен на разработку и реализацию модели управления процессом развития у дошкольников восприятия произведений живописи в дошкольной образовательной организации.

Список использованной литературы:

1. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателей дет.сада. - М.: «Просвещение», 1992. -126 с., 16 л. ил.

2. .Маслова С. Г. В мир прекрасного: программа художественно-эстетического воспитания в детском саду.-СПб.: Нестор-История, 2010.- 176

© Голубцова Т.П., 2016

УДК 37

Т.А. Заглодина

Старший преподаватель ФГАОУ ВО «РГППУ» г. Екатеринбург, Свердловская область

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье анализируются противоречия, вызванные внедрением в закон об образовании понятия инновационных технологий. В частности, поднимается вопрос, что считать инновацией и ее критериями, а также, каковы способы измерения эффективности ее включения в образовательный процесс. Рассматриваются перспективы соотношения традиций и инноваций.

Ключевые слова

Инновационная деятельность, образование, традиции образования, педагогическая инноватика.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» инновационной деятельности в сфере образования посвящена отдельная статья. В качестве цели инновационной деятельности определяется обеспечение «модернизации и развития системы образования с учетом приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.