Научная статья на тему 'Обучение дошкольников художественному описанию'

Обучение дошкольников художественному описанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1131
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПИСАНИЕ / АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрина Л. Г.

В статье раскрываются основы методики обучения детей старшего дошкольного возраста образному описанию объектов природы. Особое внимание уделено ознакомлению детей со стилевыми особенностями художественного описания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадрина Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение дошкольников художественному описанию»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

3. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и метод начального обучения, основанный на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 1992. - С. 90-91.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Просвещение, 1981.

5. Скаткин М.Н. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский. - М.: Педагогика, 1981.

6. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 томах. - М.-Л., 1950. -Т. 2.- С. 500.

7. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986.

8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

© Н.В.Фоменко, 2015

УДК 373

Л.Г.Шадрина

К.п.н., доцент Факультет педагогики и психологии Ульяновский государственный педагогический университет

г.Ульяновск, Российская Федерация

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОПИСАНИЮ

Аннотация

В статье раскрываются основы методики обучения детей старшего дошкольного возраста образному описанию объектов природы. Особое внимание уделено ознакомлению детей со стилевыми особенностями художественного описания.

Ключевые слова

Описание, анализ художественного текста, синтез искусств, лексические упражнения.

Описание - тип речи, в котором словами рисуется какой-то объект. Описание - это словесная фотография, цель описания - перечислить характерные особенности, признаки, качества, части, назначение, свойства описываемого объекта. Описание статично. В нем нет смены временного плана (в отличие от повествования).

Описание, как и любой тип речи состоит из 3 частей: начала, середины и конца. Однако структура имеет свои особенности. В начале - объект называется (Это лиса). Затем следует собственно описание (Лисы очень похожи на рыжих остроносых собачек со светло-серым брюшком и белым кончиком на

хвосте.). Завершает описание нередко общая оценка предмета описания (Лисы - дальние родственники

собак).

В описании между предложениями используется лучевая связь. Объект

называется, затем следуют предложения, относящиеся к этому объекту, Основные средства межфразовой связи - местоимения, лексический повтор, синонимическая замена.

Описания могут различаться по стилю. Они могут быть научными, официальными, информативными и художественными, яркими, образными. В последних автор выражает свои чувства, впечатления и делает это с использованием средств языковой выразительности. Это дает возможность слушателям также ярко увидеть, представить себе объект, каким их увидел автор.

В дошкольных организациях детей подводят к составлению художественных описаний, словесных зарисовок на темы природы и для передачи впечатлений от восприятия произведений разных видов искусств.

271

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

Краткая характеристика описательного текста позволяет определить содержание работы с детьми по обучению описательной речи: Учить детей составлять описания различных объектов, придерживаясь темы, соблюдая трехчастную структуру, используя разнообразные средства связей между предложениями и частями описания. Побуждать детей называть объект по-разному.

Учить выражать свои впечатления об окружающих объектах образно, придерживаясь стилевых особенностей художественного описания.

Старших дошкольников подводят к осознанию особенностей описательного типа речи, формируют элементарные представления о сущности описания. С этой целью более подробно анализируются описательные тексты. Дети проговаривают содержание описательного текста: Что нужно сделать, чтобы представить друга Незнайки? Нужно его хорошо описать. Что это значит?

Дети учатся описывать в играх «Нарисуем портрет друга», «Хорошо ли описал?», «Какой части не хватает», «Собери описание», «Выбери начало, концовку». Понять сущность описания поможет также модель в виде солнца или ромашки.

Для обучения художественному описанию в старших группах используются в основном объекты природы и искусства, чаще изобразительного. Такой выбор объектов, особенно на начальных этапах обучения объясняется тем, что в художественном описании обязательна передача эмоционального отношения говорящего к предмету наблюдения. Ребенок должен увидеть красоту объекта и передать ее в речи. Поэтому лучше предлагать детям предметы и объекты, красивые сами по себе, красота которых бесспорна, изначальна.

Можно выделить 2 аспекта этой работы: эстетический и собственно языковой. В контексте первого аспекта детей учат понимать язык красоты, видеть красоту в явлениях природы, произведениях изобразительного искусства, пробуждают эстетические чувства, формируют эстетическое восприятие. Наиболее изученным является вопрос об использовании произведений живописи в работе с детьми. Живопись как средство эстетического воспитания рассматривалась в работах Н.М. Зубаревой, Р. Чумичевой, Е.В. Савушкиной и др. Они рекомендуют ряд ценных приемов работы с картиной, определяют перечень картин для дошкольников. Чтобы усилить эстетическое влияние картины на чувства детей, Н.М. Зубарева предлагает использовать синтез искусств: музыку, стихи

Чтобы дети не ограничивались перечислением того, что изображено на картине, а сосредоточивались на главном, на том, что в первую очередь волновало самого художника, нужно учить детей задумываться над замыслом художника: Как вы думаете, о чем хотел рассказать нам художник? Почему художник так назвал картину? Какая картина по настроению? Веселая эта картина или грустная? Почему вы так думаете? Какие краски понадобились художнику, чтобы показать это?

Эффективен прием вхождения в картину: Представьте себе, что вы оказались в этом лесу, на этой полянке. Что вы видите, слышите, чувствуете? Творческое воображение стимулирует прием представления изображенного в другое время года: Давайте представим этот парк зимой. Как все изменится вокруг? Что станет с этой березкой, елью, скамейкой?

Особую трудность для детей представляют словесные зарисовки на темы природы без опоры на картины. Н.Ф. Виноградова называет их рассказы-этюды. В данном случае большую роль играет также умение наблюдать, всматриваться в объекты природы. С этой целью организуются экскурсии, наблюдения на прогулках в природу.

Второй аспект работы по обучению детей художественному описанию - собственно речевой. В рамках этого аспекта предстоит показать детям отличительные особенности художественного стиля речи, показать, что значит говорить красиво, образно. С этой целью предлагается прием сравнения стилей. Воспитатель говорит, что в детский сад пришли письма от ученого и поэта. Но они без подписи, нужно определить, кому принадлежат описания. Затем воспитатель читает тексты, относящиеся к разным стилям: научного и художественного. Например: «Звезды - это небесные тела, которые мы можем наблюдать только ночью. В космосе насчитываются миллиарды звезд. Все они находятся на очень большом расстоянии от Земли...»

272

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

«На бархатном, ночном небе, как на дорогой скатерти, вышитой золотом, видны мерцающие точки. Звезды на летнем небосводе, при хорошей погоде похожи на светлячков».

Затем воспитатель вместе с детьми анализирует тексты, почему они решили, что первое описание составил ученый, а второе - поэт?

Какими словами говорится о звездах у поэта? С чем сравнивает поэт небо, звезды? Подобными вопросами взрослый подводит детей к пониманию того, что об одном и том же можно сказать по-разному. Эффективен прием смешения стилей. Воспитатель читает образное описание с включением формальных предложений, дети должны найти лишнее предложение.

В последующем воспитатель анализирует с детьми художественные описания, где дети находят красочные определения, сравнения. Можно организовать эту деятельность в виде игры «Кто внимательнее» или «Кто больше заметит красивых слов». Воспитатель задает вопросы: Какие слова использует автор, чтобы рассказать о красоте леса, березки, осени.

Постепенно дети подводятся к самостоятельному подбору красивых слов. С ними проводятся лексические упражнения на подбор определений «Снег какой?» (белый, пушистый, серебристый, искрящийся); сравнений «Что на что похоже?» (елочка похожа на снегурочку, одуванчики на желтых цыплят), «С чем можно сравнить?»

После того, как дети усвоят разницу двух стилей, поймут, что значит рисовать картину словами, можно переходить к составлению самими детьми коротких словесных этюдов. Сначала можно привлекать детей к дорисовыванию картины, к придумыванию недостающей части, затем помочь дошкольникам в образном описании поможет план: Как называется цветок? Опиши, какой он, на что похож? Что напоминает тебе этот цветок?

В результате такой целенаправленной работы у детей формируется чутье к стилю, умение увидеть красоту и передать свои чувства словами.

Список использованной литературы:

1. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., Просвещение, 1969

2. Савушкина Е.В. Развитие образности речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1993

3. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. - М., Просвещение, 1992

4. Шадрина Л.Г., Судакова Е.Н. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования // Сибирский педагогический журнал, №3, 2011

Л.Г. Шадрина, 2015

273

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.