Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Стратегия развития регионов
2. Голик В.И Разоренов Ю.И.. Куликов М.М. Экономика и менеджмент горной промышленности. Новочеркасск, 2010.
3. Голик В.И., Шевченко Е.В., Ермишина Е.Б. Концептуальные аспекты развития промышленных предприятий современной России. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011.
4. Голик В.И., Шевченко Е.В., Ткачева Е.Н. Экономические аспекты рационализации природопользования. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011.
5. Голик В.И., Шульгатый Л.П., Шевченко Е.В., Геращенко В.М. Экономическая эффективность диверсификации горной отрасли регионов Кавказа // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. № 4. С. 50-56.
6. Российский статистический ежегодник. М. Федеральная служба государственной статистики.2013 г.
7. Хашева З.М. Антикризисная стратегия региональной социально-экономической политики Республики Адыгея // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона: Сборник научных трудов. Выпуск 21. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2009. -С. 115-124
8. Хашева З.М. Антикризисный компонент региональной социально-экономической политики: факторы, принципы, стратегии и инструменты. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2009.
9. Golik V.I., Комащенко В.И., Разоренов Ю.И. Activation
of Technogenic Resources l Disintegrators. DC 10.1007/978-3-319-02678-7_ 107, Springer International Publishing
Switzerland. 2014.
УДК 342 ББК 65.291 И 496
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
государственных и муниципальных услуг в рамках электронного правительства
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
(Рецензирована)
Илющенко Татьяна Михайловна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 233 89 28, e-mail: [email protected]
Мешкова Юлия Олеговна,
студентка Южного института менеджмента. Тел.: (861) 233 88 59, e-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена переходом России к информационному обществу и активным внедрением в рамках данного процесса такого инструмента как электронное правительство, направленного на решение насущных проблем развития регионов.
Ключевые слова: электронное правительство, система государственного управления, Открытое правительство в регионе, вовлеченность гражданского общества, технологическая платформа.
MANAGEMENT oF PRocESS of PRoVIDING THE STATE AND MuNiciPAL SERVicES
within the electronic government of Krasnodar krai
Ilyushenko Tatyana Mihailovna,
candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department of Management, Marketing and Entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (861) 233 89 28, e-mail: [email protected]
Meshkova Yulia Olegovna,
student of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (861) 233 88 59, e-mail: [email protected]
47
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Summary. Relevance of the real research is caused by transition of Russia to information society and active introduction within this process of such tool as the electronic government, directed on the solution of pressing problems of development of regions.
Keywords: the electronic government, system of the public administration, the Open government in the region, an involvement of civil society, a technological platform.
В проведенных ранее исследованиях было выявлено, что сильное влияние на процессы государственного управления оказало широкое развитие информации и электронных технических средств: от повышения эффективности работы с информацией при принятии решений до трансформаций институтов и методов организации системы государственного управления. В 1997 г. появилось новое понятие - «электронное правительство» («э-правительство»), развитие которого тесно связано с развитием бизнеса и торговли в информационном пространстве. Как правило, большая часть населения определяет э-правительство, исходя исключительно из Интернет-активности правительства, позволяющей усовершенствовать доступ граждан к управленческой информации и услугам для развития гражданского участия в процессе управления страной [3].
К основным целям предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде необходимо отнести [1]:
- упрощение процедуры предоставления и сокращение сроков;
- возможность самообслуживания граждан;
- рост технологической осведомленности граждан;
- повышение качества предоставляемых услуг;
- снижение издержек со стороны граждан и организаций;
- внедрение единых стандартов обслуживания граждан.
Необходимо отметить, что рассмотрение электронного правительства как деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения и бизнеса является достаточно узким. Осуществляемое при помощи Интернета голосование на выборах, продление водительских прав, направление налоговой отчетности, вызов врача на дом лишь часть широкого диапазона возможностей электронного правительства.
Электронное правительство не ограничивается взаимоотношениями государства и общества, разные уровни и ветви государственной власти также должны взаимодействовать.
В модели электронного правительства выделяют три основные сферы взаимоотношений:
- между государственными органами и другими административными органами;
- между государством и гражданами;
- между государством и частными организациями.
Со стороны общества можно выделить ряд
проблем развития электронного правительства в нашей стране [3]:
- существующий разрыв в доступе к получению информации в основном вызван неразвитостью инфраструктуры и высокой стоимостью информационно-коммуникационных услуг в регионах, монополизацией процесса предоставления услуг по доступу к Интернету и использованию информационно-коммуникационных услуг (ИКТ);
- невысоким уровнем готовности граждан к использованию ИКТ, отсутствием или нерегулярным проведением мероприятий по обучению населения базовым навыкам использования ИКТ;
- небольшим количеством электронных государственных услуг или проблематичностью доступа к ним из-за невысокого качества интерфейса информационных порталов органов государственной власти;
- отсутствием или невысоким уровнем трансакционных услуг, позволяющих полностью получать государственные услуги через Интернет на основе взаимного обмена информацией.
Отметим, что со стороны органов госвласти акценты на проблемы внедрения электронного правительства несколько иные, что показало исследование проблем развития электронного правительства в Российской Федерации, проводимое Центром технологий электронного правительства НИУ ИТМО в сентябре 2011 года с целью выявления основных проблем и барьеров и возможных путей их преодоления. Основным исследовательским методом был выбран экспертный опрос, основным инструментом которого выступала специальная анкета. В качестве экспертов были приглашены сотрудники органов власти, занимающиеся развитием электронного правительства, эксперты IT-компаний, сотрудничающие с госсектором, представители научно-образовательных и некоммерческих организаций. Пути решения проблем, предложенные экспертами в ходе исследования, приведены в таблице 1.
Помимо обозначенных путей решения проблем, почти в каждом пункте имеются суждения о необходимости выстраивания системы обучения и повышения квалификации специалистов, занятых реализацией задач построения электронного правительства.
48
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Стратегия развития регионов
Таблица 1
Пути решения проблем электронного правительства [10]
Проблема Пути решения
Недостижимые сроки для целей - применение проектного подхода - привлечение признанных специалистов по ИКТ на работу в госсекторе -организация двустороннего взаимодействия с муниципальным уровнем - привязка задач к бюджетному планированию
Практика реализации э-правительства не соответствует стандартам разработки больших информационных систем - проведение единой скоординированной внятной и непротиворечивой госполитики с четко выстроенной вертикальной системой контроля исполнения -привлечение профессионалов в области разработки и внедрения больших информационных систем (ИС) - учет зарубежного положительного опыта - публикация стандартов разработки систем э-правительства на основе апробированных технологий крупных корпоративных ИС
Несогласованность процесса внесения изменений в нормативно-правовую базу - увеличение сроков выполнения задач на региональном уровне - создание единого выделенного органа по развитию ИКТ в России с возможностью привлечения специалистов
Наличие несовместимой информации в разнородных ИС - внедрение стандартов и единых правил по подготовке и обработке информации - развитие интерфейсов взаимодействия, а не унификация всех систем под одного производителя
Поставленные руководством цели не достигаются - организация реального поэтапного планирования развития деятельности в данной сфере с участием представителей органов власти, науки и пр. -обеспечение контроля в ходе реализации плана работ и привлечение к ответственности за его невыполнение - введение каскадной системы работы - участие руководителей, курирующих информатизацию на муниципальном уровне в федеральных мероприятиях, изучение опыта муниципалитетов
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.
Правила и порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также требования к инфраструктуре, обеспечивающей их взаимодействие, установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Инфраструктура взаимодействия представляет собой единый комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов, включающий [1, 8]:
а) информационные элементы в составе следующих информационных систем и входящих в них подсистем:
- федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
- федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»;
- информационная система головного удостоверяющего центра, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
- федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
- единая система межведомственного электронного взаимодействия;
б) организационно-технические элементы в следующем составе:
- центры общественного доступа, предназначенные для информирования физических и юридических лиц о деятельности органов и организаций и о предоставляемых ими услугах, а также для обеспечения доступа заявителей к получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
49
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
- центры телефонного обслуживания, оказывающие услуги по информированию заявителей с использованием телефонной связи о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых органами и организациями;
в) инженерные и вспомогательные элементы в следующем составе:
- система обеспечения информационной безопасности;
- информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие взаимодействие информационных систем при оказании государственных и муниципальных услуг;
- сеть центров обработки данных, обеспечивающих функционирование инфраструктуры взаимодействия.
Оператором государственных информационных систем, входящих в состав инфраструктуры взаимодействия, является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Инфраструктура взаимодействия создается в целях:
а) приема обращений, запросов и иных документов заявителей, представляемых для получения государственных и муниципальных услуг, и передачи их в информационные системы органов и организаций;
б) предоставления заявителям сведений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, и результатов предоставления таких услуг;
в) мониторинга процесса взаимодействия информационных систем органов и организаций;
г) обеспечения безопасности взаимодействия информационных систем органов и организаций;
д) в иных целях для организации взаимодействия информационных систем органов и организаций.
Доступ должностных лиц органов и организаций к информационным ресурсам информационных систем иных органов и организаций и элементам инфраструктуры взаимодействия, а также доступ заявителей к информационным ресурсам информационных систем органов и организаций и элементам инфраструктуры взаимодействия предоставляется при условии прохождения идентификации, аутентификации и авторизации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
С помощью инфраструктуры взаимодействия
обеспечивается решение следующих задач:
1) совместимость технологий, используемых в информационных системах органов и организаций;
2) оптимизация взаимодействия органов и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
3) эффективность и прозрачность деятельности органов и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
4) минимизация издержек (в том числе финансовых и временных) заявителей при получении государственных и муниципальных услуг;
5) однократный ввод и многократное использование информации в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.
Следовательно, создание и эксплуатация информационных систем органов и организаций должны осуществляться исходя из необходимости обеспечения их совместимости с инфраструктурой взаимодействия.
Одним из инструментов взаимодействия э-правительства с населением являются многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, основной задачей которых является реализация принципа «одного окна», включающего создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов организациям и гражданам при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе многофункционального центра, а также предоставление возможности организациям и гражданам получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг.
МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг. В Краснодарском крае функционируют 47 МФЦ, а количество оказанных ими услуг превышает 50 тысяч [4,5,12]. В каждом из созданных МФЦ предоставляется от 30 государственных и 100 муниципальных услуг, по наиболее востребованным гражданами и предпринимателями направлениям. Охват населения этими услугами составляет от 100% в Краснодаре до 36% в Успенском районе; 30% в Новороссийске. В среднем по краю эта цифра составляет 58%. По уровню внедрения Электронного правительства на 1 февраля 2013 года Краснодарский край занимает 2 место в Южном федеральном округе и 11-е место в РФ [13].
Основные проблемы в развитии э-правительства в Краснодарском крае и пути их решения представлены в таблице 2.
Правительство Краснодарского края собирается решать вышеперечисленные проблемы следующим образом.
50
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Стратегия развития регионов
Таблица 2.
Проблемы в развитии э-правительства в Краснодарском крае и пути их решения (составлено автором
по [10,11])
№ п/п Проблемы Пути решения
1 Услуги в каждом отдельном МФЦ предоставляются неодинаково из-за несовпадения форм документов Необходима дополнительная работа по типизации, созданию единых правил формирования баз данных, их актуализации
2 Отсутствие отработанного механизма взаимодействия органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления разработка
3 Низкий уровень использования интернеттехнологий в отдалённых районах Повысить уровень услуг интернет-провайдеров и увеличить спрос на такие услуги
4 Неумение пользоваться электронными госуслугами и оказывать их обучение как пользователей услуг, так и тех, кто эти услуги должен предоставлять
Планируется обучить работе с порталами государственных услуг всех работников органов государственной и муниципальной власти. Необходимо также, чтобы в МФЦ были квалифицированные специалисты. Поскольку они работают с гражданами, эти должны быть люди, которые понимают, чего хотят наши граждане. Они должны уметь быстро обратиться к соответствующей электронной базе, состыковать данные и выдать ответ или отправить соответствующий запрос, поэтому необходима комплексная и продуманная организация подготовки соответствующих специалистов.
Управлением информатизации и связи Краснодарского края, в соответствии с методикой, был проведен расчет потребности в МФЦ и привлечении для выполнения их функций иных организаций для Краснодарского края. В качестве привлекаемых организаций Минэкономразвития рекомендуют организации с развитой филиальной сетью, например, ФГУП «Почта России» и ОАО «Сбербанк». Заполняя данные по каждому муниципальному образованию, исходили из численности населения.
К концу 2015 года, помимо действующих, в крае планируется открытие еще 12 МФЦ (в каждом внутригородском округе и населенном пункте с численностью свыше 20 тыс. чел., при расчете 1 окно МФЦ на 5 тыс. чел.), а также 329 офисов удаленных рабочих мест (УРМ), количество окон в которых рассчитывается по принципу 1 окно УРМ на 2 тыс. чел. [9].
В 2012 году краевая служба государственной регистрации создала электронный архив, аналогов которому в России пока нет. Теперь оформление документов, будь то право собственности на недвижимость или вступление в наследство в регионе, занимают от одного дня до недели. Создан в крае и единый Интернет-портал www.e-mfc.ru, где собрана информация о работе всех кубанских МФЦ.
В 2012 году был проведен социологический
опрос. Специальный мониторинг показал: 96,5% посетителей МФЦ удовлетворены качеством и доступностью предоставляемых услуг. Для сравнения, в 2012 году в МФЦ края обратились 3,5 миллиона человек, а в 2010 году было всего 800 тысяч. То есть две трети нашего населения знают, что такое МФЦ.
Власти края рассчитывают, что к 2015 году к услугам специалистов МФЦ в удобное для себя время и недалеко от дома смогут обращаться около 99% процентов населения Кубани. Для этого в самых отдаленных сельских поселениях откроют филиалы.
Многофункциональный центр Краснодара начал обслуживать ветеранов и граждан с ограниченными физическими возможностями на дому. Любой желающий из этих категорий жителей может оставить заявку по телефону. После этого сотрудники МФЦ приедут к нему домой.
В крае созданы специальные мобильные группы. Обратиться за помощью и вызвать на дом специалистов центра могут ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, маломобильные граждане и горожане, проживающие в отдаленных от центра районах города. Еще необходимо организовывать достаточное количество специализированных call-центров, куда можно позвонить и получить предварительную консультацию по любой из услуг и записаться на приём в удобное время.
Во всех МФЦ должны находиться инфоматы - электронные терминалы, позволяющие любому гражданину получать государственные услуги интерактивно в режиме самообслуживания. Внести платежи можно как наличными средствами, так и с помощью банковской карты. На данный момент таких информационных киосков в крае насчитывается 37 штук. Следовательно, в некоторых многофункциональных центрах подобные устройства отсутствуют. В МФЦ должны быть удобные условия, для того чтобы люди могли подождать, необходи-
51
Стратегия развития регионов
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
мы элементарные условия для пожилых людей, для инвалидов и для посетителей с детьми.
Необходимо, чтобы в режиме шаговой доступности в Краснодарском крае был создан многофункциональный центр. При этом норматив - это одно окно МФЦ на 5 тыс. обслуживаемого населения, в небольших муниципальных образованиях - это одно окно на 2 тыс. человек. Размещать эти центры необходимо так, чтобы была транспортная доступность.
В настоящее время достаточно актуален экстерриториальный принцип оказания услуг, когда человек может прийти не только по месту жительства, но и по месту работы. Отличной идеей можно считать создание многофункциональных центров в больших торговых центрах. Среди граждан других регионов это очень востребовано. Так в городе Краснодаре открылся дополнительный офис При-кубанского отдела МФЦ на территории ТРЦ «Красная площадь». В новом филиале впервые полностью реализован принцип «одного окна»: за различными муниципальными и государственными услугами можно обратиться в одно «окно», а не стоять сразу в несколько, как это сегодня происходит в окружных отделах МФЦ. Сейчас здесь действуют 17 унифицированных «окон» и 8 «окон», где принимают документы от граждан сотрудники ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю. Однако в дальнейшем планируется передать в объединенные «окна» и другие услуги Управления Росреестра, унифицировать остальные «окна», а в перспективе - применить данный принцип во всех отделах Краснодарского МФЦ.
Таким образом, одним из основных направлений развития электронного правительства в Краснодарском крае является перевод предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
Органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в Краснодарском крае уже с 2009 года проводится работа по размещению сведений об услугах на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края (pgu.krasnodar.ru) (далее - Портал). По итогам проведенной работы за период с 2009 по 2013 годы в Краснодарском крае удалось «оцифровать» почти 90 процентов государственных и муниципальных услуг. Все они доступны жителям края на Портале. Сейчас на нем зарегистрированы порядка 40 тысяч кубанцев.
Сервис насчитывает 159 государственных услуг и 1482 муниципальные услуги во всех сферах - от образования до ЖКХ. По проведенным исследованиям, 70% кубанцев, пользующихся услугами Портала, удовлетворены качеством их получения. Хотя
далеко не по всем услугам, информация о которых размещена на Портале, заявителю предоставлена возможность отправки заявления в электронном виде. Данная возможность в Краснодарском крае предоставлена только в отношении государственных услуг.
Необходимо отметить, что в процессе перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид именно вторые услуги представляют наиболее проблемную часть. Это связано с рядом факторов:
- несовершенством законодательства,
- сложностью разграничения полномочий между органами местного самоуправления, региональной и федеральной властью,
- отсутствием единого механизма предоставления муниципальных услуг на территории Краснодарского края.
На практике муниципальная услуга по реализации одного и того же полномочия в разных муниципальных образованиях предоставляется по-разному. Причем отличаться могут различные характеристики услуги:
- наименование муниципальной услуги;
- результат предоставления муниципальной услуги;
- перечень документов, требуемых от заявителя;
- сроки предоставления услуги.
Следовательно, для получения одной и той же
муниципальной услуги, к примеру, по предоставлению земельного участка в собственность, в разных муниципальных образованиях от заявителя требуется разный состав и количество документов, установлены различные сроки и условия получения конечного результата.
Кроме того, из-за недостаточной корректировки и приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства в практической деятельности встречаются примеры закрепления «избыточных» документов.
Для реализации возможности предоставления муниципальных услуг на территории Краснодарского края в электронном виде, в первую очередь, необходимо разработать типовой административный регламент по каждой муниципальной услуге, подробно описывающий порядок и условия ее предоставления.
Типовой административный регламент должен быть внедрен в каждом органе местного самоуправления Краснодарского края, предоставляющим данную услугу.
В целях его внедрения потребуется пересмотреть утвержденные административные регламен-
52
Научный вестник ЮИМ №1' 2014
Стратегия развития регионов
ты предоставления муниципальных услуг на территории муниципального образования, соотнести содержание типового административного регламента с практикой и правовой базой предоставления данной услуги в муниципальном образовании. По результатам проведенного анализа внести в действующие муниципальные правовые акты соответствующие изменения.
Типизация муниципальных услуг позволит не только прийти к единообразию их предоставления на всей территории Краснодарского края, но и значительно сократить сроки и расходы, связанные с обеспечением перевода муниципальных услуг в электронный вид, так как потребуется лишь разместить информацию из типового административного регламента предоставления муниципальной услуги на Портале и обеспечить обратную связь заявителей с органами местного самоуправления, предоставляющими данную услугу на территории Краснодарского края.
Таким образом, в настоящее время ключевой задачей является организация взаимодействия между территориальными органами федеральных ведомств (Федеральной налоговой службой, миграционной службой, МВД, Росреестром, Службой судебных приставов и Пенсионным фондом).
К еще одному направлению совершенствования рассматриваемого процесса создания э-правительства в крае можно отнести экстерриториальный принцип оказания услуг. Человек может прийти не только по месту жительства, но и по месту работы. Помимо МФЦ также ведётся работа по увеличению оказания услуг в электронном виде и созданию специальных порталов, интерактивных порталов, где бы человек мог общаться и высказывать свои предложения, замечания по целому ряду наиболее востребованных городских услуг.
Крупные регионы, с достаточно высоким уровнем информатизации, подключают к системе СМЭВ свои собственные информационные системы. В таком случае запрос электронный, по сути, уходит автоматически, и это очень комфортно и удобно. Для небольших регионов или регионов, где ещё уровень информатизации пока не такой высокий, рекомендовано использовать типовое решение, которое
по сути работает в режиме «запрос-ответ». Заполняешь форму заявление, она отправляется, через определённое время приходят те или иные сведения. Самое главное в системе СМЭВ это избавить жителей от необходимости собирать справки.
ИСТОЧНИКИ:
1. Госуслуги в электронном виде. URL: http://gosuslugi. kck.ru/ru/web/guest/view_theory/-/asset_publisher/ 6ABk
2. Долгосрочная целевая программа «Информационное общество Кубани (2012-2015 годы) // утверждена постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 сентября 2011 года № 948/1.
3. Краснодар без административных барьеров. URL: http://www.gosrf.ru/contest/list/contest32/
4. Илющенко Т.М. Электронное правительство как механизм управления регионом // Экономика и предпринимательство Краснодар, 2013.-№ 1. - С 134-137
5. МФЦ будущего - лучшие практики. URL: http://www. mfc66.ru/docs/ 153.doc
6. МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг. URL: http://pgu.krasnodar.ru/web/guest/12
7. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ // «Российская газета» от 30 июля 2010 г. № 168, Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г.
8. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 // «Собрание законодательства РФ», 20.09.2010, № 38, ст. 4823.
9. О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций): Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 (ред. от 28.10.2013 // «Собрание законодательства РФ», 31.10.2011, № 44, ст. 6274, «Российская газета», № 246, 02.11.2011.
10. Портал государственных и муниципальных услуг Краснодарского края. URL: http://pgu.krasnodar.ru/web/ guest/main
11. Проблемы развития электронного правительства в регионах России. URL: http://www.ini21.ru/?id=1071
12. Проблемы развития технологий электронного правительства в Российской Федерации: результаты экспертного опроса. URL:http://egov.ifmo.ru/files/%20%D0%BE% BF%D1%800
13. Регламент МФЦ. URL: http://mfc.krd.ru/SitePages/ reglament_mfc.aspx
14. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства на 1 февраля 2013 года. URL: http:// www.gosman.ru/ ?news=29388
53