Научный вестник ЮИМ №3' 2014
Региональная экономика
одной стороны, не внедрять новые институты, прежде чем в результате ослабления ограничений возникнут надлежащие условия, а с другой - не дать сформироваться лоббистским группам, тормозящим реформы.
Чрезвычайно важно формировать благоприятные ожидания относительно результатов стратегии. Планируя институциональную стратегию, следует стремиться, чтобы при движении вдоль нее ни одна значительная социальная группа не проигрывала. Необходима при этом доброкачественная информация об ожидаемых выгодах.
Проанализировав институциональные подходы можно сделать вывод, что высокий уровень конкурентоспособности региона, может быть, достигнуть благодаря рациональной систематизации целей и методов их достижения путем открытого взаимодействия администрации региона и бизнеса, оформленного в виде сетей контрактов направленных на формирование конкурентной стратегии.
ИСТОЧНИКИ:
1. Жуков Б.М., Осин А.А. Роль государства в регулировании социально-экономических процессов в регионе: теоретический аспект// Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 2. - С. 36-40.
2. Дианова В.А.Позиционирование регионов в инвестиционном пространстве России //Научный вестник Южного института менеджмента. - 2013. - №3. - С. 35-39.
3. Обоймова Н.Т, Довлатян Г.П. Исследование социально-экономического потенциала территориального развития с использованием маркетингового инструментария// Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 2.
4. Портер М. Международная конкуренция -М.:Международные отношения, 1993.
5. Романов А.А., Басенко В.П.Институциональные основы устойчивого развития региона //Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8 (37). - С. 112-116.
6. Хашева З.М. Региональная социально-экономическая политика: воспроизводственный подход // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-2. - С. 205-207.
УДК 342 ББК 65.291 Д 64
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РФ
(Рецензирована)
Долгова Татьяна Валентиновна,
доцент кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 699 76 43, е-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена переходом России к информационному обществу и активным внедрением в рамках данного процесса такого инструмента как электронное правительство, направленного на решение насущных проблем развития регионов.
Ключевые слова: электронное правительство, система государственного управления, Открытое правительство в регионе, вовлеченность гражданского общества, технологическая платформа.
THE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE ELECTRONIC GOVERNMENT IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Dolgova Tatyana Valentinovna,
associate professor of Economy Department of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 699 76 43, е-mail: [email protected]
Summary. Relevance of the real research is caused by transition of Russia to information society and active introduction within this process of such tool as the electronic government, directed on the solution of pressing problems of development of regions.
Keywords: the electronic government, system of the public administration, the Open government in the region, an involvement of civil society, a technological platform.
33
Региональная экономика
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
«Электронное правительство» - термин, вошедший в нашу жизнь совсем недавно. Согласно определению, приведенному в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства, под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий наряду с повышением качества государственного управления качественно новый уровень получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о деятельности государственных органов.
Для того чтобы систематизировать совокупность процессов в управлении, в которых используются ИТ и Интернет, и подчеркнуть объект, на который эти процессы направлены, специалистами предложена следующая классификация электронного правительства [1, 5, 6]:
- взаимодействие с гражданами (Government to Citizen, G2C),
- взаимодействие с коммерческим сектором (Government to Business, G2B);
- внутригосударственное взаимодействие (Government to Government, G2G).
Мировой опыт показывает, что внедрение технологий «электронного правительства» предоставляет гражданам и бизнесу доступ к высококачественным услугам госорганов и одновременно уменьшает стоимость этих услуг.
Целями формирования электронного правительства являются:
- повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг и внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и непосредственного участия организаций, граждан, институтов гражданского общества в процедурах формирования решений на всех уровнях государственного управления;
- повышение качества административноуправленческих процессов;
- совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение информационной безопасности деятельности электронного правительства.
К основным концептуальным документам, развивающим идеи международных положений в области формирования электронного правительства как элемента управления информационным обществом, принятых в Российской Федерации, относятся:
- Концепция использования ИКТ в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г. (Распоряжение Правительства № 1244-р от 27 сентября 2004);
- Концепция региональной информатизации до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ № 1024 от 17 июля 2006 г.);
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2009-2011 годы (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г., № ПР-212);
- Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 632-р).
Среди основных федеральных программ, разработанных в целях практической реализации задач развития информационного общества и создания электронного правительства в России можно назвать:
- Федеральную целевую программу «Электронная Россия 2002-2010» (Постановление Правительства РФ № 65 от 28 января 2002 г.);
- Государственную программу «Информационное общество (2011-2020 гг.)» (Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20 октября 2010 г.).
В настоящий момент количество государственных услуг, получаемых населением в электронной форме, достигло 70%. Перспектива развития госуслуг в электронной форме в России показана в таблице 1. Как видно, задача повышения количества услуг в электронном виде переросла в задачу повышения качества услуг в электронном виде.
Таблица 1
Перспективы развития госуслуг в электронной форме [2]
Подход концепции 2009 г. Состояние в 2013г.
Массовый перевод в электронную форму В основном электронные госуслуги носят информационный характер
Требования очень общие По востребованным услугам можно подать заявление в электронном виде
Без учета пользовательского опыта Активная часть граждан использует электронные госуслуги
Теперь, чтобы получить государственные и муниципальные услуги удобным и быстрым способом необходимо иметь [3]:
- единый вход на интернет-ресурсы;
- единый личный кабинет;
- единую онлайн оплату;
34
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
Региональная экономика
- вневедомственную электронную очередь;
- единую обратную связь по качеству услуг и обжалованию;
- интеграцию через СМЭВ.
Электронное правительство активно внедряется в регионах, относящихся к Южному макро-
региону, многие из которых являются пилотными (табл. 2).
Согласно результатам проведенного анализа можно выделить несколько групп регионов в зависимости от уровня развития электронного правительства (табл. 3).
Таблица 2
Значение индекса развития электронного правительства для регионов ЮФО и СКФО
за 2007-2011 гг. [4]
Южный федеральный округ 2007 2008 2009 2010 2011
Республика Адыгея 0,4344 0,4423 0,4174 0,3987 0,4762
Республика Дагестан 0,3615 0,3492 0,412 0,3518 0,2588
Республика Ингушетия 0,1233 0,1041 0,096 0,2289 0,3138
Кабардино-Балкарская республика 0,5687 0,5504 0,5751 0,5226 0,5351
Республика Калмыкия 0,5116 0,547 0,5768 0,5395 0,5446
Карачаево-Черкесская республика 0,4046 0,3713 0,3984 0,3622 0,2835
Республика Северная Осетия-Алания 0,4673 0,4298 0,4541 0,5234 0,5314
Чеченская республика 0,1323 0,1649 0,1885 0,2352 0,2004
Краснодарский край 0,5699 0,5975 0,5822 0,5519 0,6364
Ставропольский край 0,5709 0,5876 0,5667 0,6831 0,6206
Астраханская область 0,5905 0,5376 0,544 0,6611 0,601
Волгоградская область 0,7082 0,6727 0,632 0,5509 0,5788
Ростовская область 0,751 0,7587 0,6892 0,6236 0,525
Таблица 3
Регионы в зависимости от уровня развития электронного правительства в 2011 г. (обобщено автором)
Индекс развития электронного правительства в регионе Мероприятия по повышению индекса развития электронного правительства региона
ниже среднего уровня (1эп за 2011 г. < 0,4) -Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Чеченская Республика - формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций; - подключение к сети Интернет учреждений культуры; - развитие электронных сервисов для повышения качества оказания услуг в области образования и науки; развитие сервисов взаимодействия граждан с органами государственной власти при помощи электронной почты, созданной на базе единого портала; - создание сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти; развитие единой межведомственной иформационно-статистической системы.
средний уровень развития проектов электронного правительства (0,4 < Ьп за 2011 г. < 0,6) - Республика Адыгея, КабардиноБалкарская Республика, Республика Калмыкия, Волгоградская область, Ростовская область Республика Северная Осетия - Алания - необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на разработку механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства; - обеспечение распределенного доступа к различным отраслевым информационным ресурсам в сети Интернет, к данным о музейных предметах, коллекциях, к документам библиотечного фонда, государственным услугам в сфере культуры, сайтам управлений культуры субъектов Российской Федерации, учреждений культуры; - создание и развитие информационных систем поддержки малого и среднего предпринимательства
Лидеры по развитию электронного правительства (1эп за 2011 г. > 0,6) -Краснодарский край, Ставропольский край и Астраханская область - формирование единого пространства доверия электронной цифровой подписи; - развитие системы межведомственного электронного взаимодействия; - развитие защищенной системы межведомственного электронного документооборота; - повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества
35
Региональная экономика
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
В соответствии с Концепцией региональной информатизации разработаны основные принципы функциональных подсистем и элементов инфраструктуры электронного правительства. В регионе должен быть создан «комплекс государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона».
Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)» включает 6 подпрограмм, среди которых в рамках данного исследования интерес представляет подпрограмма 2 «Электронное государство и эффективность государственного управления». Выполнение подпрограммы обеспечит переход к новой форме организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных и муниципальных услуг, а также информации о результатах деятельности органов власти. Среди приоритетов подпрограммы на период до 2015 г. - развитие проекта «Электронный регион», в т. ч. разработка нормативных, методологических и технологических решений для внедрения электронного правительства на уровне субъекта Российской Федерации.
На региональном уровне, в частности в Краснодарском крае, также разрабатываются и реализуются региональные целевые программы информатизации, планы реализации стратегии развития информационного общества, проекты создания отдельных компонентов электронного правительства. Однако реализация подобных проектов на уровне исследуемого региона сталкивается с рядом серьезных проблем технологического, организационного, нормативного и финансового характера, что может приводить к неудовлетворительным их результатам.
В 2010 г. завершились Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (принята в 2002 г.) и второй этап административной реформы (стартовал в 2005 г), окончился срок действия Концепции формирования в Российской Федерации «электронного правительства» до 2010 г. (утверж-
дена в 2003 г). Тем самым можно констатировать, что в России завершился первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства.
Необходимо отметить, что на региональном уровне имеются опыт и решения, которые можно использовать, в т. ч. и для решения задач обеспечения межведомственного взаимодействия и формирования электронного правительства. В Краснодарском крае имеется позитивный опыт и созданы благоприятные условия для ускоренного и масштабного внедрения современных информационных технологий в деятельность исполнительных органов государственной власти, в частности, ведется активная работа по переводу государственных услуг в электронный вид.
Следует подчеркнуть, что основными проблемами, которые необходимо решить для обеспечения развития электронного правительства, являются не технологические вопросы, а задачи формирования адекватной организационно-правовой базы для легитимизации процессов электронного взаимодействия граждан и власти. Важной задачей является решение проблем, связанных с созданием законодательной базы для системы электронной идентификации как электронного документа, так и гражданина.
ИСТОЧНИКИ:
1. Стырин Е.М. Вопросы оптимизации предоставления муниципальных услуг с использованием ИКТ. - М., 2010.
2. Госуслуги в электронном виде. URL: http://gosuslugi.kck. ru/ru/web/guest/view_theory/asset_publisher/ 6ABk
3. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 // «Собрание законодательства РФ», 20.09.2010, № 38, ст. 4823.
4. Борисова А.С. Направления развития региональных проектов электронного правительства // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2013. - № 16. -С. 66-69.
5. Клочко Е.Н. Особенности реализации проекта открытое правительство в России // Научный вестник Южного института менеджмента. - № 1. 2014. - С. 15-19.
6. Клочко Е.Н., Илющенко Т.М., Мешкова Ю.О. Концепция электронного правительства как направление повышения эффективности государственного управления РФ // Экономика и предпринимательство. - М., 2014. - №5. Часть 2. - С. 72-74.
36