Научная статья на тему 'Управление процессом оценки качества образовательных результатов в колледже'

Управление процессом оценки качества образовательных результатов в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непрокина Ирина Васильевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией процесса управления образовательными результатами в колледже. Содержится краткое описание функций всех субъектов процесса управления качеством подготовки квалифицированного специалиста, особое внимание уделяется мониторингу и диагностике текущих параметров образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление процессом оценки качества образовательных результатов в колледже»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

своей личности в различных социальных ситуациях, формулировать свою позицию и т.д.

Для формирования адекватной самооценки можно предлагать обучающимся выбирать уровень сложности заданий, которые они должны будут решить. При этом важным является аргументация обучающегося сделанного им выбора и его адекватности. Например: «Выберите неравенство, которое вы сможете решить:

а) х+3 > 5х-5; б) x2-8x+12 > 0; в) |x + 1| + |x - 1| > 2. Объясните свой выбор. Решите неравенство, которое вы выбрали. Какие знания и умения вы применяли при решении неравенства? Почему вы не выбрали другое неравенство?».

Адекватному оцениванию обучающимися своей деятельности и ее результатов, определению причин успеха и/или неуспеха способствуют также использование на уроках математики различных рефлексивных приемов. Например, «Дерево успеха», «Лестница успеха», «Вагончики», «Знаки».

Необходимо отметить, что на формирование самоопределение обучающихся средствами предметной области «Математика» влияет не только содержание обучения, но и формы организации деятельности. И здесь предпочтение следует отдавать групповым формам, работе в парах, т.е. тем видам деятельности в ходе которых происходит взаимодействие обучающихся, формируются навыки делового сотрудничества, внутренняя позиция обучающихся относительно рассматриваемой проблемы и умение выражать ее и т.д. Например, при изучении темы «Некоторые свойства прямоугольных треугольников» обучающиеся делятся на группы по четыре - пять человек. Каждой группе предлагаются карточки для исследования двух видов. В первой карточке обучающимся предлагается измерить катет, лежащий напротив угла в 30 градусов по готовым чертежам и заполнить таблицу. Во второй карточке обучающимся предлагается найти градусную меру угла, лежащего напротив катета, который в два раза меньше гипотенузы и также заполнить таблицу. Результатом такой работы является самостоятельное формулирование свойств прямоугольных треугольников. Затем предлагаются карточки для доказательства сформулированных свойств. В процессе такой работы у обучающихся будет возможность выразить свою версию формулировки или доказательства, что позволит им научиться корректно выражать свою точку зрения.

Таким образом, для формирования самоопределения обучающихся на уроках математики необходимо проводить отбор заданий согласно поставленной цели. Так же, необходимо внимательно относится к выбору формы организации деятельности на уроках.

Список использованной литературы: 1. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 10. С. 27 - 30.

© Молдыбаева А.И., 2016

УДК 377

Непрокина Ирина Васильевна

Докт.пед.наук, профессор, Тольяттинский государственный университет, г.Тольятти, РФ

E-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ В КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией процесса управления образовательными результатами в колледже. Содержится краткое описание функций всех субъектов процесса управления качеством подготовки квалифицированного специалиста, особое внимание уделяется мониторингу и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

диагностике текущих параметров образовательного процесса.

Ключевые слова

Управление, мониторинг, структура системы управления, функции субъектов процесса управления.

В современных условиях для получения своевременной информации о происходящих изменениях в сфере профессионального образования необходимо систематическое отслеживание этого процесса, то есть педагогический мониторинг. Этот процесс требует решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов, в числе которых создание инструментария диагностики, позволяющего отследить динамику достижений учащихся, уровни сформированности профессиональных компетенций, при этом все составляющие диагностики необходимо задать в системе объективных инструментальных показателей, допускающих однозначную интерпретацию, понятную всем субъектам образовательного процесса[3].

Процедура оценки качества образовательных результатов неоднократно обсуждалась на различных конференциях, форумах, в педагогической литературе. Неоднократно отмечалось, что с существенными сложностями педагог сталкивается как при мониторинге самого процесса, так и при оценке полученных результатов. Причины этого достаточно разнообразны, но наиболее часто упоминаемые - это отсутствие у педагогического коллектива методологии организации рассматриваемых процессов; отсутствие или слабое представление об использовании полученных результатов, которые должны «работать» не только на администрацию организации, но и на педагогов, учащихся; оптимальное сочетание количественных и качественных методов в диагностике и мониторинге образовательных результатов. Следует отметить и такую причину: многим педагогам, как это не покажется странным, сложно анализировать свою деятельность на серьезном профессиональном, а не на житейском уровне, хотя, безусловно, способность к рефлексии является важнейшим показателем профессионализма педагога[2].

Мониторинг, который является аналитическим и диагностическим компонентом системы управления образовательным процессом, представляет специально организованный, непрерывный анализ показателей этого процесса.

Разработка системы обеспечения качества подразумевает:

- наличие стандартов качества для основной профессиональной образовательной программы;

- создание технологий и методов объективной оценки качества образования;

- разработку средств реализации мониторинга;

- анализ получаемых результатов.

Структура системы управления качеством в колледже включает в себя входящие нормативно-правовые документы среднего профессионального образования, а также внутренние нормативы и документы. Объектами обеспечения качества образовательного процесса в колледже являются: качество персонала; учебно-методического комплекса; материально-технической базы; планирования учебно-воспитательного процесса.

К менеджменту качества различного уровня относятся директор колледжа, заместитель директора по учебно-методической работе, заведующий учебной частью, заведующие отделениями, руководители структурных подразделений методической службы и другие.

В системе обеспечения качества особое внимание уделяется мониторингу и диагностике текущих параметров образовательного процесса. Для этого необходимо выделить и расположить по уровням иерархии субъектов управления качеством процесса подготовки обучающихся в образовательной организации. На этапе разработки системы обеспечения качества назначаются ответственные лица на каждом уровне и определяются функции всех субъектов процесса управления качеством подготовки квалифицированного специалиста [1]. Назовем некоторые функции участников данного процесса. Функции руководителя в области качества: разработка стратегии развития образовательной организации, ее миссии и политики в области качества; определение текущих и перспективных запросов потребителей образовательных услуг; целеполагание, планирование и проектирование работы в области качества; обучение менеджеров образовательной организации управлению качеством.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Функции отдела качества: составление планов по внедрению системы качества в образовательной организации, разработка механизмов по совершенствованию системы качества; решение текущих задач в области качества; разработка внутренних локальных актов в области качества, выделение основных показателей учебных процессов и системы их оценивания, анализ результатов самооценки деятельности колледжа; разработка предложений, основанных на анализе данных оценки качества, для руководства с целью принятия управленческих решений в области качества, разработка корректирующих мероприятий, на основе результатов мониторинга.

Функции методической службы: реализация требований ФГОС СПО в образовательном процессе колледжа; формирование системы оценки качества на основе ФГОС СПО; разработка методических рекомендаций для методических комиссий колледжа по реализации требований ФГОС СПО.

Функции заведующих отделениями: организация мероприятий по мониторингу, выявление уровня обученности и сформированности профессиональных компетенций обучающихся на различных уровнях образовательного процесса.

Функции методических комиссий: разработка новых рабочих программ согласно требований ФГОС СПО; проведение диагностических процедур по мониторингу качества образовательного процесса; внесение изменений в содержание программы, технологии её реализации на основе результатов мониторинга.

Функции преподавателя: планирование и разработка учебного процесса в группе и корректирование его содержания, методик и педагогических приемов на основе результатов мониторинга; выбор оптимальной стратегии и эффективных технологий учебного процесса.

Достижение целей в области качества возможно лишь за счет совместной работы всех участников учебного процесса, т.е. за счет комплексной работы, используя согласованные усилия и разделяя полномочия.

Поэтому реально в колледже работают три уровня специализации управления. Руководство колледжа отвечает за качество проекта, постановку целей в соответствии со стандартами качества и минимальными затратами, обеспечивает надлежащий контроль за ходом учебного процесса.

Система оценки качества образовательного процесса включает в себя процесс мониторинга сформированности профессиональных компетенций обучающихся. Для обеспечения сравнительного характера мониторинга необходимо определить показатели, по которым будет проводиться количественное оценивание качества процесса формирования компетенций. Выбор и описание показателей содержит в своей основе таксонометрию Блума и позволяет следить за продвижением обучающихся по уровням формирования профессиональных и общих компетенций.

Таким образом, разработка эффективной системы мониторинга образовательного процесса, подразумевает создание единой системы пролонгированной диагностики (измерения) педагогических параметров образовательного процесса. Мониторинг создаётся, исходя из миссии и генеральной стратегии образовательной организации, а также логично вытекающих из этой стратегии целей, задач и разноплановых мероприятий мониторинга, нацеленных на удовлетворение потенциальных потребителей образовательных услуг и потребностей работодателя.

Все эти факторы выражаются в постановке достижимых целей, определении грамотно разработанных критериев и показателей оценки качества, определение измеряемых характеристик качества, позволяющих оценить эти показатели количественно, обеспечении обратной связи мониторинга.

Благодаря мониторингу должна быть обеспечена обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

Эта задача потребует решения целого ряда сложных методических и организационных вопросов, в числе которых создание инструментария диагностики, позволяющего отследить динамику учебных достижений учащихся и развитие системы управления процессом оценки качества образовательных результатов в колледже.

Список использованной литературы: 1. Ершова, Н.Н. Проблема мониторинга сформированности профессиональных компетенций [Текст] / Н.Н. Ершова // Компетентностный подход в образовании: от теории к практике: материалы Всероссийской

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

научно-практической конференции, 26 февраля 2014 - Саратов, 2014 - 535 с. - С. 135-136.

2. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 384 с.

3. Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: Монография / Никитин В.Я. [и др.]. -Санкт-Петербург: ИПК СПО - 2012. - 184 с.

© Непрокина И.В., 2016

УКД 379

Одноочко Мария Кирилловна,

доцент ЧГУ, г. Череповец, РФ E-mail: [email protected]

ГОРНОЛЫЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В КОМПЛЕКСЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

В данной статье проводится анализ уровня интереса и индивидуальные предпочтения студентов к выбору экстремальных видов спорта в зимний период, с целью повышения вариативность содержания учебной дисциплины.

Ключевые слова

Горные лыжи, сноубординг, экстрим, физическая культура.

После Олимпийских игр в Сочи зимние виды спорта становятся все более популярными среди молодежи и студентов России. Причем растет популярность не только традиционных для нашей страны видов - конькобежный спорт, фигурное катание, лыжные гонки, но и менее распространенных зимних видов. В их числе можно отметить шортрек, керлинг, горнолыжные дисциплины, саночный спорт и др. Важно отметить, что эти виды спорта становятся популярными не только в сфере собственно спорта, но и как вид двигательной рекреации или фитнеса на свежем воздухе.

Для преподавания дисциплины «физическая культура» в образовательных организациях любого уровня образования (особенно в северных регионах страны) эта тенденция приобретает особую актуальность. Имея возможность (кадровую, инфраструктурную, материально-техническую) включения данных видов зимнего спорта в комплекс средств физического воспитания, можно существенно разнообразить содержание учебных и внеучебных занятий, усилить положительное влияние физических упражнений на функциональное состояние и уровень физической подготовленности занимающихся, повысить интерес к сфере физической культуры и спорта.

При этом важно иметь представление о том, каков уровень интереса, индивидуальные предпочтения студентов к выбору экстремальных видов спорта в зимний период.

Поэтому целью нашего исследования стало изучение уровня популярности экстремальных зимних дисциплин в среде студенческой молодежи.

В качестве методов исследования использовались: анализ научной литературы, констатирующий эксперимент, опрос, математические методы, обобщение.

Отметим, что современных отечественных научных исследований проблемы популярности и вовлеченности студенческой молодежи в регулярные занятия зимними экстремальными видами спорта практически нет. Основная информация (статистические данные, характеристика инфраструктуры, оценка и анализ популярности и др.) доступна лишь на официальных сайтах федераций соответствующих видов спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.