УДК 796.332.6
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНСКИХ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО МИНИ-ФУТБОЛУ НА ОСНОВЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ
Елена Николаевна Чернышева, к. пед. н., доцент
ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки
Спортивная тренировка женских студенческих команд по мини-футболу представляет собой сложный комплекс целенаправленных и взаимосвязанных между собой компонентов, необходимых для успешной игровой деятельности. Управление движениями при выполнении технических приёмов женщин-футболисток в мини-футболе определяется физиологическими механизмами, с участием которых осуществляется регуляция движений, определяющая результативность в соревновательно-игровой деятельности.
В настоящем исследовании центральным звеном тренировочного процесса является моделирование двигательной подготовки женской студенческой команды по мини-футболу на основе оценки показателей функционального состояния нервно-мышечной системы. По мере адаптации к двигательной/игровой деятельности происходит оптимизация управления активностью скелетных мышц. Выявленные объективные закономерности адаптационных изменений мышц нижних конечностей у футболисток дают основание сформулировать содержательные аспекты подготовки, определить основные этапы подготовки и отличительные особенности адаптации двигательного аппарата, которые должны учитываться в процессе управления тренировочным процессом по мини-футболу в целом.
В статье рассматривается возможность практического применения результатов исследования функционального состояния нервно-мышечной системы, которое во многом определяет эффективность подбора специфических средств управления тренировочным процессом женских студенческих команд по мини-футболу. Моделирование фрагментов соревновательной деятельности в условиях учебно-тренировочного процесса позволяет совершенствовать способности футболисток воспринимать и адекватно оценивать сложившуюся игровую ситуацию, быстро принимать решения в соответствии со сложившейся обстановкой с учетом индивидуальных показателей функционального состояния нервно-мышечной системы и двигательной подготовленности. Совершенствование механизмов центрального регулирования движений футболисток способствует устойчивости при выполнении физических нагрузок в процессе соревновательной деятельности.
Ключевые слова: двигательная подготовка, функциональное состояние, двигательная подготовленность, нервно-мышечная система, биоэлектрическая активность мышц, учебно-тренировочный процесс по мини-футболу, соревновательная деятельность.
Введение
По проблеме совершенствования тренировочного процесса и повышения спортивного мастерства в футболе/футзале приобретен боль-
шой опыт, нашедший отражение в специальной научно-методической литературе/Интернет-ресурсах, где научно обоснованы методические приемы обучения/воспитания техни-
ко-тактическим действиям, развитию специальной двигательной подготовленности. Специфика игровой деятельности в женском мини-футболе обуславливается высокой моторной и психологической напряженностью, так как в процессе игровой деятельности нервные процессы спортсменок/футболисток постоянно находятся в состоянии высокой возбудимости и лабильности, сконцентрированного внимания, способности быстро понимать тактические действия и адекватно реагировать на фоне непрерывно изменяющейся игровой ситуации [1, 2, 4, 5]. Поэтому необходимо изначально сформировать при обучении навыки/способности, которые при выполнении двигательных/технических актов/приемов с учетом игровой ситуации могут быть дифференцированы игроком, выполнены с оптимальным мышечным напряжением и высокой точностью пространственно-временных характеристик движения [1, 2, 5].
В процессе соревновательно-игровой деятельности необходим постоянный контроль за двигательными действиями/передвижениями как партнеров по команде и противников, так и качеством выполнения собственных действий, траекториями движения мяча, необходимостью предвидения развития ситуаций и применения их в процессе мгновенных решений игровых задач. Все это требует от игрока достаточно высокого уровня развития функциональных возможностей, двигательной подготовки и технико-тактического мастерства, обеспечивающих
надежность и эффективность соревновательной деятельности [2, 4, 5]. Поэтому автор считает, что результат соревновательно-игровой деятельности определяется такими взаимосвязанными показателями как функциональное состояние нервно-мышечной системы, двигательной и технической подготовленности футболисток.
Материал и методы
Цель исследования - моделирование двигательной подготовки женской студенческой команды по мини-футболу на основе оценки показателей функционального состояния нервно-мышечной системы.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретико-логические (анализ научно-методической литературы/Интернет-ресурсов, логический анализ, систематизация); инструментальные (регистрация биопотенциалов скелетных мышц нижних конечностей и параметров функционального состояния ЦНС); эмпирические (нормативно-контрольные испытания, констатирующий эксперимент); статистические (позволяют оперативно обрабатывать значительный массив данных).
Инструментальные методы проводились на базе НИИ ПСОФК ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» в стандартизированных условиях лаборатории нейрофизиологии. В обследовании приняли участие 10 футболисток студенческой команды по мини-футболу, возраст - 19-22 года. При
исследовании психофизиологических особенностей использовался аппаратно-программный комплекс «НейроСофт». Регистрация биопотенциалов исследуемых скелетных мышц футболисток осуществлялась при помощи 16-тиканального электромиографа «MegaWin МЕ 6000» (Финляндия, 2008). Использовались биполярные неполяризуемые дисковые электроды (0 0,9 см): активный располагался в проекции на двигательной точке исследуемой мышцы, референтный фиксировался по ходу ее волокон [2, 4]. С целью изучения моторной подготовленности использовались специфические критерии, применяемые в футзале/мини-футболе. Студентки-футболистки выполняли технические приемы: удары по мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма с расстояния 6 метров (с разбега, с шага и с места). Во время выполнения технических действий регистрировалась электрическая активность 10 мышц нижней конечности: латеральная и
медиальная головки икроножной мышцы голени; передняя больше-берцовая мышца; камбаловидная мышца; прямая, латеральная и медиальная головки 4-хглавой мышцы бедра; двухглавая мышца бедра; напрягатель широкой фасции бедра и большая ягодичная мышца (рисунок 1).
Статистическая обработка зарегистрированных показателей проводилась на основе пакетов программ Statistics 10.0 (Statsoft Inc, USA 2010) с помощью Basic Statistics и непараметрических критериев Wilcoxon Matched Pairs Test, MannWhitney U Test, Kolmogorov-Smirnov Test.
Результаты и обсуждение
В игровой деятельности перед женскими студенческими командами по мини-футболу постоянно сто-и т проблема выбора наиболее точного взаимосвязанного двигательного действия в любой создавшейся и б ыс тро меняющейся игровой ситуации.
Рисунок 1 - Оборудование. Пример записи электромиографических параметров /биопотенциалов скелетных мышц нижних конечностей футболисток
В связи с этим этап научного обоснования различных аспектов тренировки немыслим без использования инструментального оборудования и компьютерных программ, которые позволят ускорить процесс диагностирования функционального состояния нервно-мышечного аппарата футболисток с использованием одновременно большого количества параметров, учитывающих специфику игрового вида спорта [1, 3].
В лабораторно-эксперимен-тальных условиях Е.Н. Чернышевой и И.С. Примак [2, 4] было установлено, что биоэлектрическая активность мышц нижних конечностей (свыше 100 мкВ) футболисток студенческой команды вуза по мини-футболу задействована по-разному при выполнении двух типов технических действий: удара средней частью подъема стопы (с.ч.с.); удара внутренней стороной стопы (в.с.с.), которые выполнялись с разбега/с шага/с места (таблица 1).
Фактические результаты, полученные при лабораторном обследовании, говорят о том, что механизмы регулирования электроактивности скелетных мышц имеют отличительные особенности и взаимосвязаны с показателями двигательной/моторной подготовленности футболисток. В итоге Е.Н. Чернышевой и И.С. Примак [2, 4] установлено, что при регистрации выполненных футболистками технических приемов фиксируется вовлечение в основную работу порядка 75,2% скелетных мышц. Сопоставляя результаты исследованного материала, можно отметить, что наблюдается прирост амплитуды биоэлектриче-
ской активности всех представленных в таблице 1 мышц нижних конечностей, но достоверно значимые различия проявляются в передней большеберцовой мышце, камбало-видной мышце и медиальной головке икроножной мышцы голени. По всей видимости, именно на этих мышцах сконцентрирована вся основная нагрузка в момент выполнения вышеуказанных технических приемов [2, 4, 5].
В свою очередь систематизация данных и сравнительный анализ результатов оценки функционального состояния нервной системы футболисток показал, что среднестатистические значения по группе функциональных возможностей ЦНС зафиксированы на среднем уровне (таблица 2).
При проведении исследований, направленных на выявление параметров психофизиологического состояния ЦНС Е.Н. Чернышева [2, 4, 5] говорит о том, что у футболисток наблюдается достоверное снижение точности реакции, устойчивости внимания и времени аналитической деятельности выбора решения на исполнение двигательного действия. По всей видимости, девушки не всегда успевают справиться с ситуацией предвидения пространственно-временных характеристик передвижения объекта. Исследованиями установлено, что девушки совершают ошибки в определении вероятной траектории передвижения мяча и, как следствие, не всегда могут быстро осуществить подготовку ответных действий в результате взаимодействия с партнерами по команде и противниками.
Таблица 1 - Показатели биоэлектрической активности мышц при выполнении техниче ских приёмов у студенток-футболисток
Технические приемы Мышцы нижних конечностей
передняя большеберцовая камбаловидная мышца латеральная головка икроножной мышцы медиальная головка икроножной мышцы латеральная головка 4-хглавой мышцы двухглавая мышца бедра прямая головка 4-хглавой мышцы напрягатель широкой фасции бедра медиальная головка 4-хглавой мышцы большая ягодичная мышца
удар по мячу с разбега (М±8Б, мкВ)
в.с.с. 133,50 ±16,87 136,17 ±28,64 82,25 ±19,9 133,00 ±20,28 91,06 ±20,07 108,00 ±36,2 110,83 ±24,99 158,31 ±34,1 118,42 ±20,02 94,22 ±32,9
с.ч.п. 84,75 ±23,37 139,81 ±24,66 77,64 ±11,53 132,30 ±22,19 86,86 ±17,55 104,61 ±21,61 102,42 ±15,75 140,31 ±36,05 121,64 ±14,80 77,42 ±20,2
Б 53,24 70,5 41,58 55,91 49,77 76,54 53,89 92,79 46,07 70,36
V 53,21 51,15 51,65 42,35 55,89 71,73 50,17 62,48 38,47 80,83
Т 1,69 0,09 0,20 0,02 0,15 0,08 0,28 0,36 0,12 0,43
удар по мячу с шага (М±БЕ, мкВ)
в.с.с. 136,14 ±24,57 110,22 ±20,22 74,19 ±19,85 141,78 ±47,73 70,64 ±23,55 82,70 ±26,3 92,92 ±24,09 121,11 ±43,33 84,11 ±18,89 71,00 ±24,1
с.ч.п. 79,00 ±21,36 112,72 ±19,91 75,22 ±15,72 116,40 ±22,01 78,92 ±20,34 76,31 ±15,7 92,17 ±23,42 126,81 ±35,47 96,25 ±15,42 67,20 ±13,1
Б 60,75 53,09 47,06 92,26 58,06 55,60 62,84 104,25 45,39 58,28
V 59,63 47,64 63,04 69,54 78,20 69,35 68,40 84,34 50,90 84,18
Т 1,75 0,08 0,04 0,48 0,26 0,20 0,02 0,10 0,49 0,13
удар по мячу с места (М±8Б, мкВ)
в.с.с. 147,22 ±28,07 98,50 ±13,14 62,28 ±16,52 124,50 ±25,10 66,75 ±17,96 77,64 ±24,2 101,70 ±24,88 110,06 ±28,10 89,69 ±18,46 81,00 ±30,10
с.ч.п. 102,28 ±24,79 171,47 ±57,82 73,75 ±16,03 163,00 ±42,77 91,92 ±24,66 91,81 ±24,40 107,56 ±29,63 140,03 ±37,66 112,61 ±23,92 142,86 ±63,14
Б 69,92 93,88 43,06 89,79 56,38 64,39 72,81 87,01 56,07 116,14
V 57,28 62,26 63,85 61,35 71,08 76,52 68,80 69,36 55,33 137,61
Т 1,20 1,23 0,49 0,77 0,82 0,41 0,15 0,638 0,75 0,88
Таблица 2 - Показатели психофизического состояния ЦНС футболисток
Показатель M±a Функцио- Устой- Уровень
нальный чивость функцио-
уровень системы нальных
ЦНС возможностей
Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), мс
латентный период 211,50±32,50 4,30 1,74 3,31
сенсомоторной реакции, мс (средний)
Реакция на движущийся объект (РДО), мс
время реакции, мс 7,76±18,91
точность реакций, % 57,80±11,20 4,20 1,97 4,80
опережения, % 25,20±13,20 (средний) (низкий) (средний)
запаздывания, % 17,00±6,60
Помехоустойчивость, мс
время реакции, мс 315,65±41,66 4,32 2,00 3,21
(средний)
Сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР) (реакция различения), мс
время реакции, мс: 325,00±31,60 Уровень переработки информа-
пр. рука/пр. глаз ции, %:
время переработки информа- 89,00±17,73 49,80 - - средний уровень
ции правым полушарием, % 50,20 - ниже среднего
время реакции, мс: 335,00±34,90 Уровень переработки информа-
лев. рука/лев. глаз ции, %:
время переработки информа- 98,40±10,60 71,1 - средний уровень,
ции левым полушарием, % 28,9 - ниже среднего
Критическая частота световых мельканий, Гц
частота слияния мерцания, Гц 39,10±21,26 Индивидуальная норма, %:
частота возрастающая 38,21±13,51 78,50 - средняя
частота убывающая 39,98±21,60 21,50 - низкая
Поэтому в процессе построения разных периодов годичного цикла подготовки тренерскому составу следует делать особый акцент на моделирование тренировочных средств скоростно-силовой направленности, специальной
выносливости с учетом механизмов центрального регулирования движений.
Таким образом, основываясь на результатах оценки показателей функционального состояния нервном ы шечной системы и психофизиологических параметров ЦНС футболисток, был организован педагоги-ч ес к ий эксперимент, который предусматривал структуриализацию тренировочного процесса с учетом двух основных позиций:
- с позиций физиологических механизмов - направлен на совершенствование внутримышечной (проявляется в увеличении частоты разрядов мотонейронов и их синхронизации) и межмышечной (синхронизация во времени сокращения и расслабления мышц агонистов и антагонистов) координации (структурно-функциональным элементом нервно-мышечного аппарата является двигательная единица, включающая в себя мононейрон и группу ин-нервируемых им мышечных волокон). По мере роста показателей двигательной/моторной подготовленности футболисток студенческой команды по мини-футболу происходит увеличение мышечных усилий в опорный период и уменьшение времени их проявлений - мышцы выполняют работу максимальной интенсивности в уступающем режиме. Увеличение длительности взаимодействия с опорой в момент выполнения технических приемов позволит достичь больших величин развиваемых усилий, что может привести к включению высокопороговых больших двигательных единиц и позволит всем единицам разрядиться большим количеством импульсов. Вышеуказанные реакции проявляются в длительном усилении возбуждающихся воздействий от мышечных рецепторов в центральную нервную систему после сокращения мышц;
- с позиций педагогических воздействий - предполагал: а) рациональное распределение средств общей физической подготовки (ОФП),
специальной физической подготовки (СФП) и технико-тактической подготовки (ТТП) (таблица 3); б) совершенствование механизмов центрального регулирования движений/устойчивости; в) реализацию методов педагогического контроля, который необходим для постоянного накопления практических материалов, характеризующих параметры: фактической величины соревновательно-игровой нагрузки; состояние различных аспектов подготовленности; динамики спортивных достижений. Изменение тех или иных показателей зависит от интенсивности и длительности выполняемой нагрузки.
Следует отметить, что в тренировочном процессе наиболее эффективными средствами подготовки являются упражнения скоростно-силового характера (которым отводится от 5% до 60% времени), отражающие структуру основного двигательного действия по режиму и величине нервно-мышечных усилий. Среди средств скоростно-силовой направленности в нашем случае планируются упражнения с использованием затрудненных/облегченных условий с применением тормозных/тяговых устройств, которые позволяют сформировать необходимый/ специальный двигательный навык, оптимизировать учебно-тренировочный процесс и подвести футболисток студенческих команд по мини-футболу к успешному соревновательному этапу.
_
Таблица 3 - Примерное соотношение средств двигательной подготовки
Период Этап подготовки Соотношение средств
Подготовительный Общеподготовительный: ОФП - 70% СФП - 20% ТТП - 10%
втягивающий микроцикл
базовые микроциклы
восстановительный микроцикл
Специально-подготовительный: ОФП - 50% СФП - 30% ТТП - 20%
базовый стабилизационный
контрольно-подготовительный
восстановительный микроцикл
Соревновательный Первый соревновательный: ОФП - 40% СФП - 30% ТТП - 30%
соревновательные микроциклы
модельный микроцикл
восстановительный микроцикл
Второй соревновательный: ОФП - 30% СФП - 30% ТТП - 40%
соревновательные микроциклы
модельный
восстановительный
Переходный Восстановительный: ОФП - 40% СФП - 40% ТТП - 20%
восстановительные микроциклы
Силовые упражнения чаще всего выполнялись в изокинетиче-ском режиме, что позволяет варьировать скорость перемещения биозвеньев, и использовались для отработки технических приемов. Проектирование тренировочных занятий с позиции методологических/содержательных аспектов включало ряд взаимосвязанных компонентов, логично выстроенных в единую цепочку, а именно: разнообразие общепедагогических методов воздействия (словесный/наглядный), методов физического воздействия (равномерный, повторный, переменный, экстенсивное интервальное упражне-
ние, игровой, комбинированный, моделирующий, круговой, соревновательный) и способов регулирования физических нагрузок (волнообразный, постепенный, ступенчатый); комплексную оценку текущих состояний физиологических и двигательных параметров. Следует сказать и по поводу того, что в мини-футболе достаточно сложно выполнять упражнения в зоне анаэробного гликолиза, в связи с этим в процессе тренировочных занятий происходит перераспределение объема нагрузок аэробной и аэробно-анаэробной направленности (таблица 4).
Таблица 4 - Основная направленность физической нагрузки
Направленность нагрузки Этапы подготовки, %
общеподго- специально- предсоревно-
товитель- подготови- вательный
ный тельный
Аэробная 61 57 48
Смешанная аэробно-анаэробная 23 28 35
Анаэробная гликолитическая 10 9 10
Анаэробная алактатная 6 6 7
Основными условиями эффективного применения взаимосвязанных компонентов деятельности являются последовательное решение задач, направленных на адаптацию к физическим нагрузкам специфического характера, которые расширяют возможности функциональных резервов организма; корректировку техники выполнения двигательных упражнений; развитие аэробных, аэробно-анаэробных, анаэробно гли-колитических и анаэробно алактат-ных возможностей организма; выработку способности принятия правильных решений при выполнении тактических действий.
Направленность тренировочных занятий в нашем случае определялась индивидуальными особенно-
стями, уровнем функционального состояния нервной системы / активностью мышц, показателями двигательной и технико-тактической подготовленности футболисток: - с высоким уровнем: общая физическая подготовка (ОФП) - 13,8%; специальная физическая подготовка (СФП) - 12,3%; техническая подготовка (ТП) - 19,2%; тактическая подготовка (ТАП) - 16,2%; игровая подготовка (ИП) - 23,8%; соревновательная подготовка (СП) - 11,5%; контрольные испытания (КИ) -3,1%;
со
средним
соответственно: 26,9%; 19,2%; 6,9%; 20,0%; 4,6% (рисунок 2).
уровнем 18,5%; и 3,8%
60
40
20
ОФП
СФП
ТП
ТАП
ИП
СП
КИ
Рисунок 2 - Распределение тренировочных воздействий с учетом индивидуальных особенностей (ОФП - общая физическая подготовка, СФП - специальная физическая подготовка, ТП - техническая подготовка, ТАП - тактическая подготовка, ИП - игровая подготовка, СП - соревновательная подготовка, КИ - контрольные испытания)
о
Таким образом, выполнение тренировочно-игровой нагрузки представлено в виде алгоритма последовательных психо физиологических/двигательных воздействий. Результатом эффективности соревновательной деятельности являются такие взаимосвязанные показатели как двигательная и техническая подготовленность футболисток.
Обобщение полученных результатов исследования [2, 4, 5] показывает, что учебно-тренировочные занятия мини-футболом, построенные на основе оценки функционального состояния нервно-мышечного аппарата/ЦНС, способствуют положительному изменению показателей двигательной подготовленности: скоростных (6,4-15,3%); координационных (4,9-6,8%), специальной
выносливости (4,8-6,2%); силовых (6,1-8,8%) (р<0,05). В ходе проведенного исследования установлена положительная динамика показателей технической подготовленности: при жонглировании с мячом (20,0-22,9%); в беге с ведением мяча, варьируя дистанцией (4,5-6,9%); при ведении мяча по «восьмерке» (4,3-5,9%) и удара по мячу после обводки стоек (5,6-7,0%) (р<0,05) (таблицы 5-6, рисунок 3).
Реализация методов педагогического контроля требует постоянного пополнения фактического материала, характеризующего состояние различных аспектов подготовленности/работоспособности и отражающего динамику спортивных достижений женской студенческой команды по мини-футболу.
Таблица 5 - Показатели физической подготовленности студенток-футболисток
Показатели этапы обследования
I II прирост III IV прирост р
М±а ед. % М±а ед. %
Бег 6 метров, с 1,07± 0,09 0,8± 0,03 0,12 11,2 1,01± 0,09 0,86± 0,09 0,15 15,3 <0,05
Бег 30 метров, с 5,12± 0,26 4,79± 0,2 0,33 6,4 5,05± 0,15 4,64± 0,19 0,41 8,1 <0,05
Бег по зигзагу 14,0± 13,32± 0,68 4,9 13,6± 12,67± 0,93 6,8 <0,05
2х30 метров, с 0,71 0,69 0,58 0,32
Бег «елочка» 47,5± 44,3± 3,19 6,7 46,5± 43,36± 3,14 6,7 <0,05
4х19 метров, с 5,91 5,7 6,22 5,7
Бег 800 метров, с 4,35± 0,12 4,075± 0,15 0,27 6,2 4,16± 0,13 3,9± 0,16 0,2 4,8 <0,05
Прыжок в длину с 186,0± 199,25± 13,25 6,6 189,1± 207,2± 18,15 8,8 <0,05
места, см 16,1 13,4 16,8 13,0
Подъем туловища в 50,88± 57,88± 3,63 6,1 57,75± 63± 5,25 8,3 <0,05
сед за 1 мин, р 4,0 4,08 3,2 2,39
СФП - специальная физическая подготовленность, ТП - техническая подготовленность Рисунок 3 - Динамика показателей специальной физической подготовленности
Таблица 6 - Показатели технической подготовленности футболисток студенческой команды по мини-футболу_
Показатель Этапы обследования
I II прирост III IV при! рост р
М±а ед. % М±а ед. %
Жонглиро- 23,5±10,7 29,6±10,07 6,12 20,7 25,5±9,75 31,87±9,9 6,37 20,0 <0,05
вание мячом
ногами, р
Жонглиро- 18,5±10,7 24±10,2 5,5 22,9 20,63±9,56 25,87±9,61 5,74 20,3 <0,05
вание (комплексное), р
Бег 30 мет- 5,36±0,45 5,08±0,38 0,28 5,2 5,22±0,41 4,86±0,24 0,36 6,9 <0,05
ров с ведени-
ем мяча, с
Бег 5x30 29,17±2,61 27,43±2,8 1,74 6,0 28,21±2,71 26,95±2,97 1,26 4,5 <0,05
метров с ве-
дением
мяча, с
Ведение мя- 18,4±1,62 17,38±1,4 1,02 5,5 17,8±1,47 16,74±1,23 1,06 5,9 <0,05
ча по «вось-
мерке», с
Ведение 21±2,13 20,1±2,16 0,9 4,3 20,5±2,24 19,31±2,14 1,19 5,8 <0,05
мяча по
штрафной
площади, с
Удар по мячу 7,86±0,39 7,30±0,33 0,55 7,0 7,57±0,33 7,15±0,24 0,42 5,6 <0,05
после обвод-
ки, с
Выводы
Совершенствование механизмов центрального регулирования движений способствует устойчивости при выполнении физических нагрузок в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности женской студенческой команды по мини-футболу. Исследование биоэлектрической активности мышц нижних конечностей позволило установить ведущие мышцы при выполнении технических приемов. Моделирование фрагментов соревновательно-игровой деятельности в условиях учебно-тренировочного процесса позволяет совершенствовать двигательную и техническую подготовленность с учетом индивидуальных показателей функционального состояния нервно-
мышечного аппарата. Комплексы упражнений скоростно-силовой направленности должны отвечать требованиям физиологических критериев соответствия специальным двигательным действиям футболисток, что обеспечивается пространственно-временными характеристиками упражнений. Оценка показателей функционального состояния нервной системы человека является основным индикатором, который указывает на происходящие изменения в организме под воздействием соревновательно-игровой деятельности, обеспечивает проявление индивидуальных особенностей в поведении футболисток в различных игровых ситуациях и позволяет решать вопрос о готовности к соревновательной деятельности.
Библиографический список
1. Влияние систематических занятий игровыми видами спорта на нейрофизиологический статус девушек-студенток / А.Р. Меретукова А.В. Шаханова, Е.В. Кальная и др. // Теория и практика физической культуры. - 2014. - №11. - С.15-17.
2. Инновационный подход в моделировании двигательной подготовки женских команд по мини-футболу / Е.Н. Чернышева, И.С. Примак, С.А. Смирнова и др. // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №6. - С.51-54.
3. Никитушкин В.Г. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии: учебное пособие / В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, Е.Н. Чернышева. - М.: Юрайт, 2017. - 217 с.
4. Примак И.С. Управление тренировочным процессом женской студенческой сборной команды по мини-футболу на основе регистрации биоэлектрической активности мышц нижних конечностей при выполнении технических приёмов / И.С. Примак, Е.Н. Чернышева // Motor Control-2016: VI Всерос. конф. с междунар. участием. - Казань, 2016. - С.146.
5. Чернышева Е.Н. Оценка функционального состояния нервно-мышечной системы при выполнении технических приёмов женской сборной команды по мини-футболу / Е.Н. Чернышева, И.С. Примак, С.А. Смирнова // «Готов к труду и обороне»: опыт прошлого, взгляд в будущее: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.А. Шахова, 2015. - С.197-206.
E-mail: elena.chernishowa@mail .ru
182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА
Тел.: (81153) 7-17-72