УДК 65.015
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ НА ОСНОВЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ ПОТОКА СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ
© 2017
Васильева Светлана Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент организации»
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14; e-mail: svetlana23s@mail.ru) Крайнева Раиса Канафиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Поволжский государственный университет сервиса (445017, Россия , Тольятти, ул. Гагарина, дом № 4; raisa-krayneva@yandex.ru) Бачинский Александр Геннадьевич, студент Тольяттинский государственный университет (445020, Росси, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: aleksander.bachinsky@yandex.ru)
Аннотация. Повышение эффективности производства является одной из важных проблем, стоящих как перед обществом и государством, так и перед хозяйственно самостоятельными субъектами, в качестве которых могут выступать промышленные предприятия. Вопросы, связанные с повышением эффективности производства действующих предприятий, являются особенно актуальными в условиях рыночной экономики, основным движущим рычагом которой является конкуренция. Именно она заставляет предприятия повышать качество выпускаемой ими продукции и осуществлять мероприятия по снижению затрат на ее производство и реализацию, увеличению объемов выпуска продукции, пользующейся повышенным потребительским спросом. Проблема управления качеством достаточно широко разработана в литературе, так как является актуальной в настоящее время. Существует большое количество изданий по этой теме как отечественных, так и зарубежных авторов, описывающих традиционный подход к управлению качеством. Но сегодня уже недостаточно ориентироваться на традиционный подход к управлению качеством, необходимо изучать и внедрять новейшие, современные подходы. В основе современного подхода к управлению качеством лежит системная ориентация всех подразделений организации на качество с конечной целью оправдания ожиданий потребителей и, как следствие, получения максимально возможной прибыли или эффекта. Одним из эффективных инструментов является карта потока создания ценности (КПСЦ).
Ключевые слова: карта потока, картографирование, потери, КПСЦ, текущее состояние, бережливое производство, анализ процесса, информационный поток, материальный поток, время такта, время цикла, производственный процесс, периодичность поставок.
PROCESS MANAGEMENT ON THE BASIS OF CARTOGRAPHING THE FLOW
OF CREATION OF VALUES
© 2017
Vasilieva Svetlana Evgenievna, Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Department
"Organization Management" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: svetlana23s@mail.ru) Kraineva Raisa Kanafievna, candidate of economic sciences, associate professor of the department "Management"
Volga State University of Service (445017, Russia, Samara Region, Togliatti, Gagarin St., Building No. 4; raisa-krayneva@yandex.ru)
Bachinsky Alexander Gennadievich, student Togliatti State University (445020, Rossi, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: aleksander.bachinsky@yandex.ru)
Abstract. The production efficiency is one of the important issues before society and the state, and economic separate entities, which can be an industrial enterprise. The issues related to improving the efficiency of production of existing enterprises, are particularly relevant in conditions of market economy, the main driving lever which is competition. It forces companies to improve the quality of their products and implement measures to reduce the cost of its production and sales, increase production volumes, which are in high consumer demand. The problem of quality management widely developed in the literature, as is relevant in the present time. There are a large number of publications on this topic, both domestic and foreign authors, describes the traditional approach to quality management. But today it is not enough to focus on the traditional approach to quality management, it is necessary to study and implement cutting-edge, modern approaches. The basis of the modern approach to quality management system lies with the orientation of all the parts of the organization on quality with the ultimate goal to meet the expectations of consumers and, consequently, obtaining the maximum possible profit or effect. One effective tool is to map the value stream.
Keywords: flow map, mapping, loss, KPSC, current state, lean manufacturing, process analysis, information flow, material flow, Takt time, cycle time, production process, delivery schedule.
Основная цель системы «Бережливого производства» - это процесс выявления и устранения потерь.
Потери - это всё то, что требует места, времени и ресурсов, но не добавляет ценности конечному продукту в глазах клиента. Всегда, когда есть продукция для потребителя, существует поток создания ценности. Задача состоит в том, чтобы увидеть поток.
Термин поток ценностей относится ко всем видам деятельности (как добавляющим стоимость, так и не добавляющим), которые компания предпринимает для разработки, закупки, изготовления и поставки своего товара (услуг) покупателю.
Карта потока ценности (КПЦ) представляет собой визуализацию потоков (материального и информационного) и данных о том, как протекает процесс. Карта потока ценностей использует простые графические сим-
волы для отображения последовательности движения и переработки материалов и информации и дополняет ее основными данными о параметрах процесса и о товарных запасах. Она помогает выявить потери, создающие помехи потоку, определить их коренные причины и позволяет команде грубо анализировать процесс и находить возможности его улучшения, которые наносятся на карту «Будущего процесса».
Карта потока создания ценности (КПСЦ) дает возможность:
- визуализировать весь поток производственного процесса в целом;
- менеджерам говорить на одном языке о проблемах разных этапов потока;
- увидеть все потери, которые есть в потоке и зачастую составляют большую часть себестоимости продук-
та или услуги.
На практике различают три вида КПСЦ:
I. КПСЦ Текущего состояния;
II. КПСЦ Будущего состояния; II. КПСЦ Идеального состояния.
Рассмотрим виды потоков, сопровождающих карту. Выделяют информационный поток и материальный потоки (рисунок 1).
Рисунок 1 - Компоненты карты потока создания ценности
I. Информационный поток - информация, показывающая что надо сделать и когда. Информационный поток сопровождает материальный в процессе превращения сырья в конечный продукт.
II. Материальный поток - поток материалов от получения сырья до поставки готовой продукции потребителю. Дает общее представление основных этапов потока.
III. Прямоугольники с данными процесса представлены для каждого этапа процесса. Здесь перечислены все необходимые параметры данного этапа процесса.
VI. Временная шкала иллюстрирует время, создающее стоимость и не создающее стоимость. Это ключевой показатель основных потерь.
V. Цель потока - это время такта - синхронизация частоты производства товара или услуги с частотой заказов. Производительность (время) такта один из ключевых принципов бережливого производства. Этот показатель задает скорость работы производства, которая должна точно соответствовать имеющемуся спросу. Тем самым достигается выполнение работы в срок и сокращение потерь и затрат.
Существует много подходов к построению карты потоков. Выделим этапы создания карты потока текущего состояния [1-8, 15]:
Шаг 1. Понять и отразить запросы потребителя Шаг 2. Отразить этапы производственного процесса Шаг 3. Определить основные данные (параметры) для каждого этапа производственного процесса
Шаг 4. Отразить запасы материалов (продукции) между этапами производственного процесса Шаг 5. Отразить информацию о поставщиках Шаг 6. Отразить информационный поток Шаг 7. Показать временную шкалу производственного процесса
Рисунок 2 - Алгоритм использования КПСЦ
Рассмотрим более подробно каждый шаг [9-17]. Шаг 1. Понять и отразить запросы потребителя: На карте потока создания ценности необходимо зафиксировать потребителя (внешнего или внутреннего) и все его требования.
Необходимо ясно представлять, что хочет потребитель:
а) Средний ежемесячный заказ (на основе объемов продаж или потребления за предыдущие 12^36 месяцев).
б) Группы товарной продукции.
в) Требования по времени выполнения заказа.
г) Периодичность поставок.
д) Пожелания: нередко внешний потребитель просит (или требует) усовершенствовать товар или услугу.
Шаг 2. Отразить основные этапы производственного процесса:
На карте потока создания ценности необходимо зафиксировать и описать все основные этапы производственного процесса и поток материалов:
а) Каждый этап процесса показывает область непрерывного потока материалов.
б) Для отображения этапов процесса используются прямоугольники.
в) Материальный поток рисуется слева направо в том порядке, в котором идет переработка продукции, а не в порядке физического расположения оборудования.
г) Если несколько потоков сливаются в один основной, то не рисуйте их каждый по отдельности.
Шаг 3. Определить основные данные (параметры) для каждого этапа производственного процесса:
На карте потока создания ценности необходимо показать основные параметры для каждой операции производственного процесса:
а) Информация о параметрах процесса регистрируется непосредственно на рабочих местах.
б) Основные параметры: время цикла (эффективная мощность), время такта (производительность такта), выработка, надежность, время выполнения заказа, размер партии, график работы, и т.д.
в) Команде нужно будет определить, какие данные важны. Ведь, во многих случаях именно анализ этих данных позволяет достичь значительных улучшений в будущем состоянии.
Шаг 4. Отразить запасы материалов (продукции) между этапами производственного процесса:
На карте потока создания ценности необходимо показать запасы материалов или продукции между операциями производственного процесса:
а) Записывается средний уровень запасов: старайтесь использовать актуальные данные, а не оценочные.
б) Отображаются эти запасы в виде треугольников между операциями процесса.
Шаг 5. Отразить информацию о поставщиках: На карте потока создания ценности необходимо показать информацию о поставщиках сырья:
а) Фиксируется информация о нескольких ключевых поставщиках.
б) Запись информации о поставках: время выполнения заказа, частоту поставок, размер партии, способ доставки.
Шаг 6. Отразить информационный поток: На карте потока создания ценности необходимо показать поток движения информации:
а) Поток от запросов потребителя до производственных участков и поставщиков.
б) Необходимо отобразить блок управления производством, т.е. каким образом каждый процесс получает сведения о том, что производить или что делать дальше.
Шаг 7. Показать временную шкалу производственного процесса:
На карте потока создания ценности необходимо показать линию времени выполнения заказа потребителя: а) Включает в себя время на выполнение операций, добавляющих и не добавляющих ценность продукта в
глазах потребителя;
б) Дает возможность определить коэффициент добавленной ценности, который показывает отношение времени добавления ценности ко времени операций, не добавляющих ценности. Стоит отметить, что компании борются за то, чтобы этот коэффициент превысил 5%; мировые лидеры работают на уровне 20%. Надо понимать, что этот коэффициент никогда не бывает большим.
в) Цель построения карты - не сама карта, а понимание материального и информационного потоков.
После того, как группа согласилась с тем, что полученный результат отражает действительность (если строится карта текущего состояния) или желаемое будущее состояние потока (если строится карта целевого состояния.[6-8]
После и во время построения КПСЦ текущего состояния следует проводить сессии по генерации мероприятий для повышения эффективности в соответствии с поставленными руководством целями. Разработанные мероприятия, как ожидается, приведут к изменению показателей эффективности. Это изменение должно отразиться в КПСЦ будущего состояния. Команда и коллектив должны понимать к чему приводят действия, как все должно измениться и должны готовиться к этому [1820].
Таким образом, карта потока создания ценности Идеального состояния показывает процесс «без потерь», т.е. демонстрирует возможные показатели производства, если будут устранены «все» потери.
КПСЦ Идеального состояния - это Видение процесса, то, к чему необходимо стремиться в текущей ситуации. Преимущества карты потока создания ценности:
1. Дает коллективу возможность видеть весь процесс производства продукции от начала до конца.
2. Позволяет понять, как создается ценность для клиентов.
3. Вырабатывает единое для всех понимание производственного процесса.
4. Помогает видеть не только потери (проблемы на производстве), но и их источники.
5. Служит основой для составления плана внедрения, становится чертежом для внедрения инструментов бережливого производства.
6. Показывает связь между информационным и материальным потоками.
7. Является качественным инструментом, с помощью которого детально описываются процедуры и процессы работы цеха (участков), чтобы данное производство стало более эффективным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вумек, Джеймс Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек ,Дэниел Джонс. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 472 с.
2. Голдсби, Томас Бережливое производство и 6 сигм в логистике. Руководство по оптимизации логистических процессов / Томас Голдсби , Роберт Мартиченко. - М.: Гревцов Паблишер, 2016. - 416 с.
3. Джордж, Майкл Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Джордж. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 868 с.
4. Дудка, В.Д. Менеджмент качества в области высокотехнологичных производств / В.Д. Дудка. - М.: Финансы и кредит, 2014. - 238 с.
5. Дьяченко, К.П. Потребительская кооперация в городской социальной сфере, торговле и производстве / К.П. Дьяченко, В.П. Дьяченко. - М.: Институт Индустрии Моды, 2014. - 176 с.
6. Васильева, С.Е. Методика многоуровневого технологического аудита качества на машиностроительном предприятии / С.Е. Васильева, Р.К. Крайнева,- Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016.
Т.5 №4(17).
7. Петров, В.А. Программно целевая организация производства и оперативного управления в условиях групповой технологии и гибких автоматизированных производств / В.А. Петров, А.Н. Масленников. - М.: Лениздат, 2015. - 176 c.
8. Рассел, Джесси Бережливое производство / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 170 c.
9. Управление эффективностью деятельности организации Степина С.Е. Актуальные вопросы экономических наук ,2009. № 5-3. С. 145-150.
10. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2012. -672 c.
11. Фокс, А. Вычислительная геометрия. Применение в проектировании и на производстве / А. Фокс, М. Пратт.
- М.: [не указано], 2013. - 282 c.
12. Balabanov I. T. Fundamentals of financial management / I. T. Balabanov - M.: finances and statistics, 2008.
- 584с.
13. Sheremet A. D., Saifullin R. S. a Technique of financial analysis. - M.: Infra - M, 1995.
14. Stoyanov E. S., stern, M. G. Financial management for practitioners: a short professional course. - M.: Prospect, 2007. - 239с.
15. Danilov S. Yu. approaches to the formation of business processes in transport logistics in the chemical industry / C. S. Danilova // Bulletin of Saratov state socio-economic University. - 2014. № 2 (51). P. 45-51.
16. Womack, J. Seeing the Whole: Mapping the Extended Value Stream [Text] / J. Womack, D. Jones. - Brookline : Lean Enterprise Institute, 2002. - 152 р.
17. Womack, J. The Machine That Changed the World / J. Womack, D. Jones, D. Roos. - New York : Rawson Associates, 1990. - 158 р. - ISBN 0-743299-79-5.
18. Taiichi, O. Toyota Production System [Text] / O. Taiichi. - New York : Productivity Press, 2006. - 90 p. -ISBN 0915299143.
19. Toyota Motor Corporation. The Toyota Production System, Toyota City [Text]. - Japan : International Public Affairs Division, 1995. - 135 р.
20. Hammer, M. Reengineering the corporation: a manifesto for business revolution [Text] / M. Hammer, J. Champy. - New York : Harper Collins, 2006. - 272 p. -ISBN 0-060559-53-5.
21. Dennis Pascal, LeanProduction Simplified (2nd Edition) [Text] / Dennis Pascal. - New York Productivity Press, 2nd Edition, 2007. - 192 p. - ISBN 156327356X / 1-56327-356-X.
Статья поступила в редакцию 20.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.