Научная статья на тему 'Управление процессами финансового обеспечения программ социально-экономического развития России и ее регионов'

Управление процессами финансового обеспечения программ социально-экономического развития России и ее регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / МАКРОРЕГИОН / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / НАЛОГИ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / РЕЗЕРВЫ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буряков Геннадий Александрович, Симонян Татьяна Владимировна, Реутов Виктор Евгеньевич

Социально-экономическое развитие России и ее регионов в большей степени зависит от его финансового обеспечения. Финансовое обеспечение развития экономики России и ее регионов затруднено из-за ряда причин, в том числе и экономического спада, вызванного влиянием мирового экономического кризиса. Нестабильность экономики, увеличившиеся экономические риски и, как следствие, повышение нагрузки на региональные бюджеты, снижение доступности привлекаемых в экономику средств сделали изучение данного вопроса особенно актуальным. В связи с этим возникает необходимость исследования возможностей финансового обеспечения устойчивого развития России и региональной социально-экономической системы. В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения национальных проектов, формирования доходной базы и расходования средств федерального бюджета. Рассмотрены приоритеты управления социально-экономическим развитием регионов России в соответствии с Концепцией «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации». Сделан вывод о важности выбора приоритетов эффективного управления социально-экономическим развитием регионов страны в реализации стратегии социально-экономического развития её регионов. Практическая значимость статьи заключается в том, что содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации ориентированы на широкое использование в регионах Российской Федерации. Предложенные практические рекомендации по усовершенствованию механизмов развития экономики региона включают использование различных методик и схем модернизации систем государственного управления, повышающих надежность финансирования региональной социально-экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление процессами финансового обеспечения программ социально-экономического развития России и ее регионов»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 336

Буряков Геннадий Александрович,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры экономики и менеджмента,

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал),

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»,

г. Шахты, Ростовская область, Российская Федерация.

Симонян Татьяна Владимировна,

доктор экономических наук, доцент,

заведующая кафедрой маркетинга и инженерной экономики,

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»,

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Реутов Виктор Евгеньевич,

доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой маркетинга, торгового и таможенного дела, директор Института экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Buryakov Gennady Alexandrovich,

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Department of Economics and Management,

Institute of the Service Sector and Entrepreneurship (branch),

Don State Technical University,

Shakhty, Rostov region, Russian Federation.

Simonyan Tatyana Vladimirovna,

Doctor of Economics, Associate Professor,

Head of the Department of Marketing and Engineering Economics,

Don State Technical University,

Rostov on Don, Russian Federation.

Reutov Viktor Yevgeniyevich,

Doctor of Economics, Professor,

Head of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

Director of the Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ

MANAGEMENT OF PROCESSES OF FINANCIAL SUPPORT OF THE PROGRAMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIAAND ITS REGIONS

Социально-экономическое развитие России и ее регионов в большей степени зависит от его финансового обеспечения. Финансовое обеспечение развития экономики России и ее регионов затруднено из-за ряда причин, в том числе и экономического спада, вызванного влиянием мирового экономического кризиса. Нестабильность экономики, увеличившиеся экономические риски и, как следствие, повышение нагрузки на региональные бюджеты, снижение доступности привлекаемых в экономику средств сделали изучение данного вопроса особенно актуальным. В связи с этим возникает необходимость исследования возможностей финансового обеспечения устойчивого развития России и региональной социально-экономической системы. В статье рассматриваются вопросы финансового обеспечения национальных проектов, формирования доходной базы и расходования средств федерального бюджета. Рассмотрены приоритеты управления социально-экономическим развитием регионов России в соответствии с Концепцией «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации». Сделан вывод о важности выбора приоритетов эффективного управления социально-экономическим развитием регионов страны в реализации стратегии социально-экономического развития её

138

регионов. Практическая значимость статьи заключается в том, что содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации ориентированы на широкое использование в регионах Российской Федерации. Предложенные практические рекомендации по усовершенствованию механизмов развития экономики региона включают использование различных методик и схем модернизации систем государственного управления, повышающих надежность финансирования региональной социально-экономической системы.

Ключевые слова: федеральный бюджет, национальные проекты, стратегические задачи, макрорегион, источники финансирования, налоги, обязательное пенсионное страхование, государственный долг, резервы, ценные бумаги.

The socio-economic development of Russia and its regions is more dependent on its financial support. Financial support for the development of the economy of Russia and its regions is difficult due to a number of reasons, including the economic downturn caused by the impact of the global economic crisis. Instability of the economy, increased economic risks and, as a result, increased pressure on regional budgets, reduced availability of funds attracted to the economy, made the study of this issue particularly relevant. In this regard, there is a need to study the possibilities of financial support for the sustainable development of Russia and the regional socio-economic system. The article discusses the financial support of national projects, the formation of an income base and the spending of federal budget funds. The article discusses management priorities of socio-economic development of the regions of Russia in accordance with the Concept «Strategy of socio-economic development of the regions of the Russian Federation». The conclusion is made about the importance of the choice of effective management priorities of socioeconomic development of the country regions in implementing the strategy of socio-economic development of its regions. The practical significance of the article lies in the fact that its provisions, conclusions and recommendations are focused on widespread use in the regions of the Russian Federation. The proposed practical recommendations for improving the mechanisms of economic development in the region include the use of various methods and schemes for modernizing public administration systems that increase the reliability of financing the regional socio-economic system.

Keywords: federal budget, national projects, strategic objectives, macro-region, sources of financing, taxes, mandatory pension insurance, public debt, reserves, securities.

ВВЕДЕНИЕ

Сложная социально-экономическая ситуация в России обусловлена множеством накопившихся проблем, важнейшей из которых является слабая экономическая инфраструктура, отстающая от потребностей современной экономики. Стране требуется переломить сформировавшийся тренд системного отставания от индустриально-развитых государств, но для этого нужна мощная производственная экономическая база, функционирующая на базе современных методов управления. Поскольку в девяностые годы имевшаяся производственная база и даже некоторые отрасли экономики были утеряны, страна не имеет возможностей одномоментно, в сжатые сроки — это восстановить. Остаётся возможность соответствовать требованиям современной мировой экономики лишь на так называемых «прорывных» направлениях, для развития которых можно сконцентрировать человеческий капитал и производственные мощности. Однако, в России имеется множество экономических и социальных сегментов жизнедеятельности, которые также требуют финансирования. Все направления жизнедеятельности экономики и общества должны поддерживаться и получать импульс к развитию, что ставит сложные задачи перед страной в условиях экономических санкций и ограничения доступа к дешёвым источникам финансирования и передовым технологиям. России в форме санкций в 2014 году брошен вызов со стороны экономически-развитых стран, её не желают видеть в когорте мировых лидеров, стремятся к её экономическому удушению и политическому изоляционизму. Тем не менее, Россия ставит перед собой глобальные задачи, которые требуют значительных финансовых вливаний. Ориентиры развития страны были заданы президентским посланием в начале 2018 года, в котором поставлены задачи по улучшению деятельности многих сфер деятельности. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи—разработка методических основ и выработке предпосылок совершенствования финансово-бюджетных процессов, системы управления на уровне региона — субъекта Российской Федерации посредством использования программно-целевого метода как инструмента обеспечения финансово-экономической устойчивости региона, повышения качества и эффективности управления. Предложенные практические рекомендации по усовершенствованию механизмов развития экономики региона включают использование различных методик и схем модернизации систем государственного управления, повышающих надежность финансирования региональной социально-экономической системы. РЕЗУЛЬТАТЫ

В послании Федеральному собранию от 01.03.2018г. Путин взял обязательство бороться с бедностью, снизить ее уровень вдвое. Пока доходы россиян падают четыре года подряд, а уровень бедности растет — до 13,8 % за 2017 г., 3,4 трлн. руб. президент запланировал направить на решение демографических проблем в 2019-2024 гг. — продолжительность жизни должна превысить 80 лет к концу 2020-х. В 2017 г. рождаемость упала впервые за 10 лет, естественная убыль населения превысила 130 000 человек после прироста в 2016 г. [1].

Главной задачей десятилетия для России должно стать повышение благосостояния населения и снижение бедности, поскольку в основе государства лежат не природные ресурсы и производственные

139

мощности, а люди. «В основе всего лежит сбережение народа России и благополучие граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв. За шесть лет нужно как минимум вдвое снизить уровень бедности», — указал президент. Сегодня за чертой бедности живет около 20 млн человек, это в два раза меньше, чем в 2000 г., но показатель по-прежнему очень высок [2].

Президент России на период до 2024 г. поручил вдвое увеличить расходы на здравоохранение, а также расходы на инфраструктуру: на строительство и обустройство дорог в ближайшие шесть лет должно пойти более 11 трлн. руб. [3]. На здравоохранение же в 2019-2024 гг. должно направляться более 4 % ВВП в год, а стремиться, по мнению президента России, нужно к 5 % [1].

Как следует из обзора Кошелева Е. и Загриной А. «Россия после выборов», расходы на реализацию мероприятий, сформулированных переизбранным на новый срок президентом, ориентировочно могут достигнуть 20,5 трлн. рублей в 2018-2024 годах [2]. В том числе около 8,4 трлн. рублей будет предназначено на совершенствование транспортной и социальной инфраструктуры, 5,2 трлн. рублей на нужды здравоохранения, 3,6 трлн. рублей будут направлены на образование и 3,4 трлн. рублей планируется направить на демографию.

Названные Путиным цели напоминают майские указы 2012 г. и местами даже более амбициозны, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, особенно 5 %-ный рост производительности, увеличение вклада малого бизнеса в ВВП до 40 %, снижение бедности вдвое. Как и в майских указах 2012г., Путин призвал увеличить продолжительность жизни, снизить ставку ипотечного кредитования, увеличить инвестиции. Президент поставил разумные экономические задачи, как и шесть лет назад, но в предыдущем цикле они столкнулись с дефицитом ресурсов и этот риск существует сейчас. Ускорение экономики может дать дополнительные доходы: нужно сделать инвестиции в страну привлекательными как для отечественных, так и для зарубежных предпринимателей, в экономике может появиться дополнительный спрос, если будут эффективные инфраструктурные проекты, утверждает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Чтобы выросли частные инвестиции, должны сформироваться очень позитивные ожидания, поскольку инвестировать есть смысл только под расширяющийся в будущем спрос [1].

Путин также отметил необходимость преобразования и модернизации рынка труда, который сейчас во многом является «архаичным» и не соответствует потребностям современной экономики.

В Указе президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформулированы задачи достижения «прорывного» научно-технологического и социально-экономического развития России в ближайшие 6 лет, что представлено на рисунке 1 [6].

Выделены следующие задачи:

• постоянный рост численности населения России;

• достижение продолжительности жизни гражданами минимум дл 78 лет;

• системное увеличение доходов граждан;

• двукратное снижение бедности;

• повышение числа предприятий и организаций, работающих на инновационной основе;

• вхождение российской экономики в ТОП пяти крупнейших экономик мира.

Руководствуясь Указами президента, приступили к реализации национальных программ по демографии, образованию, здравоохранению, формированию городской среды, экологии, науки, цифрови-зации экономики, развитию малого бизнеса и культуры. Каждое из указанных направлений требует выполнения множества задач.

В области демографии:

• рост коэффициента рождаемости до уровня не менее 1,7;

• привитие в обществе любви к массовому спорту.

В области здравоохранения:

• необходимо снижение смертности населения от сердечно-сосудистых и онкологических болезней;

• врачей и больниц должно быть больше;

• все граждане должны проходить медосмотры не реже раза в год;

• к врачу должно быть проще записаться.

Образование:

• по качеству образования войти в ТОП-10 стран мира;

• внедрение новаторских технологий и методов обучения;

• реализация технологий массового повышения квалификации;

• привлечение на обучение иностранных студентов.

Городская среда и жилье:

• строительство доступного жилья;

• снижение ставки по ипотеке до уровня не выше 8 %;

140

Л/а 1. Ключевые задачи Стратегии развития России до 2024 г. [12]

• повышение комфортности городской среды, двукратный рост числа городов с благоприятными условиями проживания;

• массовое внедрение современного оборудования строительными компаниями. В области экологии:

• ликвидация несанкционированных свалок;

• снижение объёмов грязных выбросов;

• повышение качества питьевой воды;

• очистка рек и озёр страны, в т. ч. Байкала, Волги, Телецкого озера;

• организовать особо охраняемые экологичные охраняемые территории в количестве не менее 24. В области автодорог:

• на половину увеличить количество автодорог в регионах;

• добиться увеличения пропускной способности дорог и снизить их перегрузку;

• снизить вдвое количество аварийно-опасных участков на дорогах;

• повысить качество дорог в городах и агломерациях. В области науки:

• войти в ТОП-5 стран мира по уровню исследований и разработок;

• создать условия для эффективной работы в России ведущим учёным;

• обновить половину оборудования перспективных научных организаций;

• организовать 15 научно-образовательных центров высочайшего мирового уровня. В области цифровизации экономики:

• на цифровую экономику увеличить втрое расходы для развития «Цифровой экономики»;

• обеспечить госорганы отечественным программным обеспечением. Для малого и среднего бизнеса:

• осуществлять массовую выдачу льготных кредитов;

• сформировать платформу поддержки бизнеса;

• создать условия к поддержке сельхозпроизводителей и фермеров.

141

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальный блок правительства запланировал финансирование нацпроектов по демографии, образованию и науке более 6,64 трлн. руб. в ближайшие шесть лет. Общую потребность в дополнительных средствах на их реализацию в 8 трлн. руб. [15].

Самым дорогим из них будет национальный проект по демографии — на него предлагается потратить 3,8 трлн руб. из средств федерального бюджета. Проект предполагает реализацию мер по стимулированию рождаемости, дошкольное образование, улучшение условий ухода за детьми ясельного возраста до трёх лет в целях возможного выхода на работу для молодых матерей (эту часть будут совместно курировать Министерство труда и Министерство просвещения). Программа учитывает необходимость поддержки старшего поколения (социальных проектов «активного долголетия» и оперативного медицинского обслуживания лиц преклонного возраста), а также стимулирование здорового образа жизни и развития физкультуры и спорта.

Вторым по затратам будет национальный проект по здравоохранению — на него предполагается выделить «чуть более 1,5 трлн. руб.», при этом подавляющее большинство денег — 1,479 трлн. руб. — также планируется направить из Федерального бюджета. Потратить их предполагается на переобучение медицинского персонала, инфраструктуру поликлиник и больниц по всей России, массовое применение цифровых технологий в сфере медицинского обслуживания. В частности, вырастет финансирование оказания онкологической помощи (с 320 тыс. до 956 тыс. руб. на человека), эти средства федеральный бюджет направит в бюджет ОМС.

На образование в рамках соответствующего национального проекта правительство намерено направить в ближайшие шесть лет 800 млрд руб., также в основном бюджетных — вкладывать их будут в ремонт, реконструкцию и реализацию проектов по возведению новых школ, учреждений среднего профессионального и высшего образования, приобретение оборудования для учебных целей. Отмечены мероприятия по выявлению и поддержке талантливых детей (обеспечение их педагогического сопровождения, включая участие в олимпиадах, профессиональное развитие и трудоустройство). Научный национальный проект обойдется России в 540 млрд руб. за шесть лет — они пойдут, в частности, на региональные научные центры, а разработки научного характера к внедрению в учебный процесс и производственную деятельность субъектов хозяйствования.

Имеющиеся в стране экономические проблемы накапливались годами. Конструкция федерального бюджета на 2019-2021 годы предусматривает финансирование 12 национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Ещё в ноябре 2016 года глава российского правительства Дмитрий Медведев публично отметил, что состояние дорог во многих местах страны остается неудовлетворительным. «Даже в крупных городах они (дороги) периодически исчезают во время весенних поводков и осенних катаклизмов», — высказал свою точку зрения председатель правительства России при обсуждении вопросов транспортной инфраструктуры на заседании Президиума Совета при президенте России по приоритетным проектам и стратегическому развитию. Председатель правительства настаивает на необходимости совершенствования дорожной сети как основы инфраструктурного развития экономики. Он оценил вклад дорожного комплекса в валовый внутренний продукт в 7 % [9].

По словам главы правительства, в 2016 году расходы регионов на содержание дорог превысили 700 млрд рублей. В том же году была запущена программа развития городских и пригородных дорог. На эти цели из бюджета страны были выделены межбюджетные трансферты на 30 млрд рублей.

В январе 2017 г. правительство России запланировало до 2020 г. привести в нормативное состояние около 85 % федеральных трасс. При этом он признал, что с 2010 по 2017 год доля федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, выросла в стране с 39 % до 71 %. «К 2020 году в таком уже нормальном, хорошем, можно сказать, состоянии должно быть порядка 85 % дорог», — заявил Медведев. В конце января 2017 года премьер-министр подписал распоряжение о распределении в 2017 году субсидий на сумму в 8,3 млрд рублей на строительство и реконструкцию автодорог на селе. Крупнейшие субсидии на строительство и реконструкцию сельских дорог были выделены Башкирии (634,1 млн рублей), Татарии (578,7 млн рублей) и Удмуртии (520,7 млн рублей).

Правительство России выделило субъектам Федерации дополнительные 6,1 млрд рублей на развитие региональных дорог. Об этом говорится в сообщении на сайте кабинета министров.

Дополнительные межбюджетные трансферты на общую сумму в 6,1 млрд рублей выделяются на увеличение объёмов финансирования Федерального дорожного фонда в 2018 году Средства получили 30 субъектов Российской Федерации на развитие дорожной сети как федерального, так и местного значения [9]. Финансирование осуществляется в соответствии с проектами: «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения», «Безопасные и качественные дороги», «Развитие транспортной системы». Дополнительные межбюджетные трансферы распределены между 30 регионами.

142

Если за предшествующие шесть лет на строительство и обустройство дорог было выделено 6,4 трлн. руб., то в настоящее время на это планируется направить 11 трлн. руб., в т. ч. 8,4 трлн. руб. из этой суммы — расходы федерального бюджета, а остальное — частные инвестиции, по части которых ожидаются государственные гарантии. До сих пор бюджетное финансирование инфраструктуры стремительно сокращалось: в 2017 г. расходы федерального бюджета снизились на 24 % по сравнению с 2014 г. (до 550 млрд руб.), а их доля в ВВП — на 0,08 п. п. до 0,62 %, оценивали аналитики агентства «1п£гаОпе». Двадцати летняя ретроспектива и современное состояние свидетельствует о незначительности государственных вложений в дорожную инфраструктуру, вложения соответствуют 4,8 % ВВП, или 4,3 трлн. руб. В России всего около 5000 км автомобильных дорог высших технических категорий, тогда как в Китае ежегодно их строится как минимум вдвое больше. Планируемых средств не достаточно, даже чтобы полностью выполнить программу строительства дорог высших категорий госкомпании «Авто-дор» и программу комплексного развития инфраструктуры (разрабатывается для региональных агломераций) [1].

Сумму в 2,1 млрд рублей получают восемь субъектов Федерации на реализацию крупных особо важных проектов для социально-экономического развития страны. Самые крупные трансферы направлены по этой позиции Тверской области (585 млн рублей), Республике Алтай (442 млн рублей) и Ненецкому автономному округу (201 млн рублей).

Общая сумма в 1,3 млрд рублей достанется пяти регионам на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог и уникальных дорожных искусственных сооружений. Больше других получит по этому списку Орловская область — 129 млн рублей.

2,5 млрд рублей выделяются 14 субъектам Федерации на приведение дорог в порядок, а также на их развитие и увеличение пропускной способности. Львиная доля этой суммы — 1,25 млрд рублей — выделяются Новгородской области. 266 млн рублей — Ивановской области. Республика Крым получит по этой статье 217 млн рублей. Город Севастополь — 96 млн рублей.

Дополнительные 0,2 млрд рублей будут перечислены бюджетам восьми регионов для реализации проекта «Безопасные и качественные дороги». Более других на эти цели получит Красноярский край — 85 млн рублей [9].

В целях стимулирования экономического роста регионов, Министерство экономического развития предложило разделить Россию на 14 макрорегионов — аналогично существующему выделению Дальнего Востока, Северного Кавказа. Эта инициатива содержится в проекте «Стратегии пространственного развития», который внесен в правительство в сентябре 2018 г. Отмеченные макрорегионы создаются для упрочнения социально-экономических связей без наделения административно-территориального статуса. Таким образом, к Дальнему Востоку и Северному Кавказу будут добавлены макрорегионы: Южный, Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северный, Уральский, Волго-Ураль-ский, Волго-Камский, Южно-Сибирский, Западно-Сибирский, Байкальский и Енисейский.

Предполагается, что указанные макрорегионы будут развиваться на базе центров экономического роста посредством реализации проектов инфраструктуры, обеспечивающих выход территорий к международным рынкам или основным транспортным коридорам. Макрорегионы, развиваясь на базе 3540 центров экономического роста и охватывая все территории страны, в перспективе обеспечат до 65 % экономического роста России [13].

Как показал опыт развития регионов Северного Кавказа и Дальнего Востока, деление на макроэкономические регионы может приносить пользу, если акцент в развитии региона делается на его потенциал и на сильные стороны, отмечает первый вице президент «Опоры России» Павел Сигал. «Эффективность такого метода может заключаться в том, что каждый из 14 макрорегионов получит должное внимание со стороны уполномоченных органов управления им. Сейчас, когда каждый из регионов развивается сам, эффективность ниже, чем могла бы быть в составе группы регионов. Но необходимо будет продумать, когда более слабые регионы будут поддерживать исключительно за счет сильных регионов. А в целом такая модель управления может принести ощутимый экономический эффект», — отметил Сигал [13].

Для Крыма сформирована своя ФЦП, а Дальний Восток и Северный Кавказ, помимо собственных государственных программ, имеют еще и право на специальные разделы в отраслевых государственных программах.

Пока самая объемная и дорогая из всех региональных программ — ФЦП по развитию Крыма и Севастополя. Объем ее финансирования неоднократно увеличивался (несмотря на ежегодные срывы сроков) — в частности, за счет удорожания строительства трассы «Таврида». В общей сложности стоимость ФЦП превышает 800 млрд руб., большая часть — из федерального бюджета. В 2018 году выделено 160,3 млрд руб., в июле 2018 г. правительство объявило об увеличении финансирования ФЦП как минимум на 37 млрд руб.- за счет продления программы на два года и включения в нее 140 новых объектов. Такое привилегированное положение региона премьер Медведев Д.А. объясняет его

143

«колоссальным отставанием» в силу «известных исторических причин». В августе 2018 г. рабочая группа бюджетной комиссии предложила Министерству экономического развития проработать вопрос реализации новых мероприятий, по которым заявлена дополнительная потребность в средствах на 20192021 годы. В рамках программы речь идет об обновлении всей дорожной инфраструктуры, энергетического комплекса, инженерных коммуникаций, а также о решении социальных вопросов.

Для Дальнего Востока основной задачей является поддержка крупных инвестиционных проектов и создание под них инфраструктуры, «прежде всего внутри территорий опережающего развития. Вместе с тем, социальные проблемы макрорегиона остаются нерешенными — сохраняется дефицит жилья и качественных дорог. В 2018 году на реализацию программы выделено 20,5 млрд руб. Вице-премьер Юрий Трутнев ранее заявлял, что меры по развитию Дальнего Востока (достижение к 2024 году уровня жизни выше среднероссийского) требуют до 30 млрд руб. дополнительных расходов бюджета ежегодно» [10].

Вопрос о выделении бюджетных ассигнований на реализацию дальневосточной программы рассматривается бюджетной комиссией — речь идет о перечислении до 25 % дополнительных поступлений по налогу на прибыль при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» (без учета Сахалинской области). Сумма таких ассигнований в 2019 году — до 7,2 млрд руб. Оставшиеся 75 % прибыли (до 21,6 млрд руб. в 2019 году) предлагается зарезервировать. Наконец, наименее затратная в части бюджетных затрат государственная программа — развитие Северного Кавказа. На ее реализацию в 2018 году было выделено 14,1 млрд руб. [10].

В настоящее время пока нет четкого плана взаимодействия местной власти, и это может только ухудшить экономическую конъюнктуру, вряд ли дробление на такое большое количество макрорегионов поможет решить проблему экономического роста, для более интенсивного развития экономики необходимо развивать модели ухода регионов от сырьевой зависимости.

Для реализации задач по развитию страны необходимы источники финансирования. Различные министерства и ведомства разработали несколько механизмов привлечения частных инвестиций. Прежде всего, это «инфраструктурная ипотека» Министерства экономического развития, которая должна снизить риски инвесторов. Но до сих пор Министерству экономического развития не удалось договориться с Министерством финансов о ключевом элементе нового механизма — фонде инвестиций в инфраструктуру, который будет обеспечивать финансирование проектов посредством механизма фондовых инструментов, обеспеченных государственными гарантиями. Министерство финансов предлагает активнее использовать контракты жизненного цикла — строить по государственному заказу, но повышать заинтересованность строителей в качестве работ и технологических решений.

Один из источников средств — доходы от дополнительного роста экономики, в частности, быструю прибавку в темпах роста дадут проекты, связанные с развитием человеческого капитала и инфраструктуры. Первоначально правительство оценивало необходимые для исполнения Указа президента средства в 8 трлн. руб. на ближайшие шесть лет дополнительно к традиционным бюджетным расходам. Увеличение расходов на 10 трлн. руб. к 2024 г. предполагает, что в среднем расходы на человеческий капитал и инфраструктуру вырастут на 1,5 п.п. в год, утверждает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Инвестиции можно увеличить и без повышения налогов, уверен он, частично за счет ускорения роста экономики, перераспределения расходов бюджета, например расходов на национальную экономику. Также бюджетное правило в будущем позволит увеличить финансирование инфраструктурных проектов из средств ФНБ, когда он превысит 7 % ВВП (на 1 апреля в нем было 3,9 % ВВП) [3].

Президент РФ В.В. Путин рассчитывает, что российская экономика обгонит по темпам роста глобальную, а ВВП на душу населения увеличится в 1,5 раза к 2025 г. Он перечислил четыре источника роста экономики: повышение производительности, увеличение инвестиций, развитие малого бизнеса и несырьевого экспорта. Это означает увеличение ВВП примерно на 4 % в год, пояснил помощник президента Андрей Белоусов. Министерство экономического развития в прогнозе ожидает роста ВВП в 2018 г. на 2,1 %, в 2019-2020 гг. — на 2,2 и 2,3 % соответственно. Мировая экономика за тот же период, по оценке Всемирного банка, вырастет на 3,1 и 3 % соответственно.

По мнению первого вице-премьера Антона Силуанова, нужно переструктурировать бюджет, что должно обеспечить более высокие темпы роста до уровня 3,7-3,8 %. Центр стратегических разработок рассчитал, что полная реализация программы ускорит экономику до 3 % уже в 2019 г.: это позволит увеличить доходы бюджета, посредством которого будут финансироваться расходы на приоритетные проекты. «Политически приемлемый маневр должен, как правило, сопровождаться перераспределением дополнительных доходов от экономического роста, а не сокращением номинальных расходов», — говорил в интервью «Ведомостям» ректор РАНХиГС Владимир Мау [1].

Успешная реализация запланированных реформ возможна в случае выделения из консолидированного бюджета средств на уровне 34 % российского ВВП. Расчёт показал, что сформировать необходи-

144

мые для проведения реформ можно путём сокращения в течение ближайших шести лет: расходов на социальные нужды на 7,8 трлн. рублей и на оборону в сумме 6 трлн. рублей при одновременном увеличении доходов на 4 трлн. рублей и соблюдении бюджетного правила, обеспечивающего 2,7 трлн. рублей от ежегодной индексации на 2 % от цен на нефть, при этом повышение цены отсечения на нефть может дополнительно предоставить 525 млрд рублей. Кроме того, при успешном развитии экономики можно ежегодно увеличивать на 2,5-3 % налоговую базу не сырьевого характера, что может составить еще 4 трлн. руб. за шесть лет [14].

По мнению первого вице-премьера Антона Силуанова, изыскание средств на здравоохранение возможно за счёт перераспределения расходов бюджета, а предложения Центра стратегических разработок заключались в необходимости сокращения расходов на безопасность и оборону 7,4 до 6,5 % ВВП, что сэкономит около 6 трлн. руб. в 2018-2024 гг. Также на исполнение указов могут пойти дополнительные доходы бюджета. По его оценкам, при текущих ценах на нефть профицит бюджета уже в 2018 г. может составить 0,5 % федерального бюджета. Остальные расходы предполагалось возложить на население и бизнес. Чтобы найти деньги на выполнение указов, рассматривались вопросы ужесточения налоговой политики: обсуждались вопросы двух процентного повышения НДФЛ с установленным необлагаемым минимумом, отмены льгот по НДС, повышения ставки НДС с одновременным снижением ставки страховых взносов до 22 %, повышение налога на добычу полезных ископаемых, возможное введение торгового сбора с оборота или 4 %-го налога с продаж [3].

Министерство финансов России оценило, что в 2017 г. пониженная ставка НДС привела к уменьшению доходной базы федерального бюджета почти на 550 млрд руб., промедление в завершении нефтегазового маневра — на 1 трлн. руб. Проведение налогового маневра для всей экономики за 2019-2020 гг. могло бы увеличить доходы бюджета почти на 450 млрд руб.

Еще один источник доходов — за счёт изменения возраста ухода на пенсию возможна экономия 0,1-0,2 % ВВП к 2050 г., — произвели расчёты эксперты Академии народного хозяйства и государственной службы. Все вышеизложенные инициативы были реализованы для сохранения профицита федерального бюджета. Сделать это удалось — доходы федерального бюджета будут превышать расходы все ближайшие три года, что следует из федерального бюджета на 2019-2021 гг. Расходы, и доходы серьезно выросли по сравнению с действующим бюджетом на 2018-2020 гг. Расходы в следующие три года сохранятся примерно на одном уровне — около 17 % ВВП вместо ожидавшихся менее 16 % ВВП. Доходы вырастут до 18 %, 7 %, 18 % и 17,2 % от ВВП [4]. Двухпроцентное увеличение НДС способно в 2019 году пополнить федеральный бюджет на сумму 500 млрд рублей и в 2020 году на сумму 600 млрд рублей. Доходы федерального бюджета в 2020г. могут возрасти на 253 млрд рублей от завершения налогового маневра в нефтяной отрасли и в 2021г. на 225 млрд рублей от повышения пенсионного возраста.

Проект бюджета Пенсионного фонда за счёт роста пенсионного возраста предполагает на 20192020 гг. увеличение трансферта на обязательное пенсионное страхование на 411 млрд и 430 млрд руб. соответственно. В первые два года реформы бюджет будет экономить лишь на одном поколении несостоявшихся пенсионеров — тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 г., поясняла старший научный сотрудник НИФИ Минфина Татьяна Омельчук. Однако не на всех: президент предоставил гражданам, которые должны были выйти на пенсию в 2019-2020 гг., возможность сделать это за полгода до достижения нового пенсионного возраста. В итоге бюджет в 2019 г. сэкономит на страховых пенсиях примерно 80 000 человек, — оценивает директор НИФИ Владимир Назаров. Но в 2021 г. на пенсию не выйдет уже два поколения — и пенсионный трансферт сократится на 160,6 млрд руб. Реформа позволит проиндексировать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней для неработающих пенсионеров темпами, близкими к индексации зарплат: в 2019 г. — на 7,05 %, в 2020 и 2021-м — на 6,6 % и 6,3 %, следует из проекта бюджета ПФР. Таким образом, среднегодовая пенсия неработающего пенсионера в 2020 году составит 14 800 руб., к 2021 г. вырастет до 16 600 руб., а к 2024 г. должна достичь 20 000 руб. [4].

Новой строкой бюджета стал Фонд развития. Для его наполнения Минфин привлечет на внутреннем рынке 410 млрд руб. в 2019 г., а в 2020-2021 гг. — 590 млрд и 610 млрд соответственно. Однако Минфин расходовать деньги предлагает не только на инфраструктурные проекты, но и на текущие расходы, например на подключение к интернету образовательных учреждений, чиновников и акушерских пунктов (на это планируется потратить почти 150 млрд руб.), субсидирование сертификации сельхозпроизводителей (2,7 млрд), создание сети представителей Минсельхоза за рубежом (3 млрд), докапи-тализацию Корпорации малого и среднего бизнеса (27 млрд). Фонд развития в таком виде стал строкой бюджета, куда попало все то, что не вошло в другие расходы. Это фактически квазибюджет, утверждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы, инструмент ручного управления, когда не ясны ни принципы отбора проектов, ни правила работы самого фонда [4].

145

Структура расходов бюджета изменилась. Например, доля образования в 2019-2021 гг. по сравнению с 2018 г. увеличится с 4,2 % до 4,6 % ВВП, здравоохранения — с 3,2 до 3,6 %, 5 % и 4,5 % в 20192021 гг. соответственно. При этом расходы на национальную оборону снижаются с 3 % ВВП в 2018 г. до 2,7 % в 2021 г., а на безопасность — с 2,1 до 2 % ВВП. Структура расходов не учитывает расходы на национальные проекты. Так, на проект по образованию за три года планируется потратить больше 350 млрд руб., на науку — около 130 млрд руб., на здравоохранение — почти 700 млрд руб.

Кроме того, свободу маневра для бюджета ограничивают запросы нефтяников и Министерства энергетики, предлагающих предоставить им новые льготы для стимулирования добычи и увеличить компенсацию из-за произведённого налогового маневра.

Федеральный бюджет, финансирование расходов которого обеспечено приростом ставки налогообложения и ужесточением налоговой политики, ориентирован на решение мониторных задач и не преследует роста экономики, в представленном виде он нацелен на сокращение его зависимости от нефти, считает Орлова. Цена нефти, балансирующая бюджет, снизится с $67/барр. в 2017 г. и заложенного в бюджет на 2018 год $61/барр. примерно до $50/барр. в 2019 г. — минимальный уровень с 2008 г. Это прямое ужесточение бюджетной политики, несмотря на финансирование дополнительных расходов, бюджет остается жестким и сдерживающим экономику, заключает Орлова [4].

Схема финансирования национальных проектов простая — недостающие деньги возьмут в долг на внутреннем рынке. Внутренний долг с 2018 года до 2021 года вырастет на 5,4 трлн. руб. При этом новых внешних займов брать не планируется [11]. Деньги будут брать в долг, и одновременно правительство собирается все три года опережающими темпами копить резервы, которые по итогам 2021 года могут превысить 14 триллионов рублей.

«В общем объеме государственного долга РФ будет преобладать государственный внутренний долг в связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг, выраженных в валюте РФ», — говорится в бюджетных материалах.

В целом российский государственный долг в 2021 году увеличивается до 20,1 трлн. руб. или 17 % ВВП против 13,9 трлн. рублей или 14,2 % в 2018 году. Такое соотношение предлагается считать «безопасным», потому что оно составляет «менее 20 % ВВП».

Наращивание заимствований необходимо, поскольку по бюджетному правилу все нефтегазовые доходы сверх цены отсечения ($40 за баррель плюс ежегодная индексация) направляются на покупку валюты и в резервы. Поэтому, несмотря на формальный профицит, без заимствований бюджет оказался бы дефицитным.

Тем не менее, по расчётам бюджетный профицит в 2019 году составит 1,8 % ВВП. В 2020 году он снизится до 1,1 % ВВП, а в 2021 — до 0,8 % ВВП. Расходы в 2019 году составят 18,06 трлн. руб., в 2020 году — 19,01 трлн. руб., в 2021 году — 20,04 трлн. руб. Одновременно с увеличением государственного долга правительство собирается увеличивать и резервы. Согласно «бюджетному правилу» эти доходы аккумулируются сначала на казначейском счете Министерства финансов России, а затем переводятся в Фонд национального благосостояния (ФНБ). С 2019 до 2021 года запланирован рост объемов ФНБ на 10,4 трлн. руб., размер фонда на конец третьего бюджетного года должен составить 14,2 трлн. руб. или 12 % ВВП. Таким образом, к 2021 году ФНБ окажется почти равен общему размеру расходов всего годового бюджета, которые к этому времени оценены в 16,9 % ВВП.

Вместе с проектом федерального бюджета правительство приняло и общую смету национальных проектов до 2024 года. Наиболее дорогими по стоимости являются национальные проекты «Демография» (2,9 трлн. руб.), «Здравоохранение» (1,3 трлн. руб.) «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (1,2 трлн. руб.) и «Цифровая экономика» (1,1 трлн. руб.). Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры будет стоить 2,3 трлн. руб. «В составе национальных проектов планируется утвердить 67 федеральных проектов, а также комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на которые, помимо бюджетных ассигнований, ранее предусмотренных на реализацию соответствующих мероприятий, в том числе в рамках приоритетных проектов, предполагается направить дополнительно порядка 8 трлн. руб. в период с 2019 по 2024 годы».

В комплексном плане выделены девять направлений, которые предполагают, в частности, строительство автодорог, «относящихся к международному транспортному маршруту «Европа — Западный Китай», развитие инфраструктуры морских портов, строительство атомных ледоколов для увеличения грузопотока по Северному морскому пути. Планируется и увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Правительством определены источники финансирования национальных проектов только на три ближайших года. Расходы на сумму 7,6 трлн. рублей пока не имеют таких источников.

Профицит федерального бюджета в 2018 году вырос более чем в четыре раза по сравнению с первоначальными расчетами и составил 2,137 трлн. рублей. Больше всего выросли нефтегазовые доходы. Они увеличились на 4,093 трлн рублей с 2,739 трлн. рублей [7].

146

На ту же сумму пополнится в 2019 году и Фонд Национального Благосостояния. В итоге его объем ликвидной части составит 6,3 трлн. рублей или около 6 % ВВП. Величина ФНБ приблизится к порогу в 7 %, что позволяет его использование на национальные проекты.

Вместе с тем, уровень исполнения расходов федерального бюджета в 2018 году оказался самым низким за последние десять лет. Коллегия Счетной палаты (СП) утвердила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета в январе-декабре 2018 года. Палата подтвердила данные Министерства финансов о том, что бюджет исполнен с дефицитом в 2,8 трлн. руб. (2,7 % ВВП). При этом государственные аудиторы отметили, что расходы в 2018 году исполнены лишь на 95,5 %. Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 785,8 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2017 годом в 1,3 раза [5]. Расходы по 12 главным распорядителям бюджета исполнены на уровне менее 90 %.

• Федеральное агентство по делам национальностей — 72,6 %

• Росморречфлот — 78,2 %

• Росавиация — 79,6 %

• Минкульт — 83,5 %

• «Роскосмос» — 83,9 %

• Минпросвещения — 85,5 %

• Казначейство — 86,4 %

• Роснедра — 86,8 %

• Минспорт — 87,3 %

• Росводресурсы — 88,3 %

• Минэкономики — 88,8 %

• Минюст — 89,9 %.

Менее 90 % исполнения — у десяти госпрограмм. «Антилидерами» здесь стали: программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы (62,9 %), «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» (74,4 %) и «Реализация государственной национальной политики» (75,6 %) [5].

На низком уровне исполнены расходы по межбюджетным трансфертам: менее 90 % у восьми главных распорядителей. При этом наибольший объем межбюджетных трансфертов по-прежнему перечисляется регионам в четвертом квартале — 38,1 % общего объема, в том числе в декабре — 22,5 %. Государственные аудиторы называют причинами низкого уровня исполнения расходов внесение изменений в бюджет в конце календарного года, длительные сроки проведения конкурсных процедур, долгое принятие нормативных актов, увеличение количества решений правительства о продлении сроков завершения расчетов по неисполненным госконтрактам 2017 года, несвоевременное заключение соглашений с регионами о выделении средств из резервного фонда правительства.

В этих условиях были реализованы предложения по увеличению ставки НДС и с этим связываются большие надежды. Однако, в соответствии с заключением экспертной группы РАНХиГС и Института Гайдара, доходы от повышения НДС с 18 до 20 % излишне оптимистично оценены в доходной части федерального бюджета на следующие три года. В 2019 г. поступления от НДС составят 6,5 % ВВП, в 2020 и 2021 гг. — 6,7 %. Из-за недостаточных налоговых поступлений потолок госрасходов в 2020 г. составит 16,9 % ВВП, а в 2021-м — 16,8 % ВВП, рассчитали авторы, — т. е. меньше запланированных Министерством финансов, на 0,3 и 0,1 п.п. ВВП соответственно. Это приведет к увеличению расходов на обслуживание государственного долга, который к 2021 г. вырастет до 17,7 % ВВП (на 1,2 п.п. выше прогноза Министерства финансов). Получается, конструкция бюджетного правила (которая ограничивает использование нефтегазовых доходов) создает предпосылки для роста государственного долга как снежный ком, полагают они: всякое снижение не нефтегазовых доходов приводит к дополнительному наращиванию государственного долга, к росту расходов на его обслуживание и, следовательно, к дальнейшему росту государственного долга. Согласно федеральному бюджету, расходы на обслуживание долга увеличатся с 824,3 млрд руб. в 2018 г. до 1,1 трлн. в 2021 г. [17].

Прогноз по НДС составлялся на основе ожидаемого роста экономики и ставки налога, а также изменений законодательства, которые будут способствовать улучшению собираемости. Учитывалась и динамика поступлений НДС, по мнению ФНС: они выросли на 15 % в 2018 г., аналогично — в 2017 г. и на 9 % — в 2016 г. В федеральном бюджете на 2019-2021 гг. общие заимствования превышают процентные расходы на 650-700 млрд руб., отмечают эксперты Высшей школы экономики. Актуальным становится вопрос, можно ли выполнить план займов и какой будет их цена. Побочным негативным эффектом от расширения государственных займов может стать рост процентных ставок на рынке частных и региональных облигаций.

В очередном, пятнадцатом послании президента России Федеральному собранию от 20.02.2019 г., которое стало «социальным», основная часть выступления была посвящена поддержке семей, борьбе с бедностью, охране здоровья. Владимир Путин предложил расширить контингент получателей адресно-

147

го ежемесячного пособия для семей, в которых рождается первый или второй ребенок. О введении этого нового вида социальных выплат было объявлено в конце 2017 года. По информации Минтруда, предоставленной РБК, на 1 января 2019 года ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка была назначена 243,9 тыс. семей. Еще 40,7 тыс. граждан подали заявления об использовании материнского капитала на ежемесячную выплату в связи с появлением второго ребенка. Назначение выплаты за первого или второго ребенка зависит от соотношения среднего дохода в семье и прожиточного минимума в регионе. Сейчас пособие выплачивается тем семьям, у которых среднедушевой доход не превышает 1,5 прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года. Пособие выплачивается до тех пор, пока ребенку не исполнится полтора года [16].

Президент также объявил о повышении пособия по уходу за ребенком-инвалидом с 5,5 тыс. до 10 тыс. руб. в месяц. Среднегодовая численность получателей данной выплаты — около 470 тыс. человек.

За третьего и последующего ребенка в семье, президент России предложил назначать прямую выплату из бюджета на погашение ипотеки в размере 450 тыс. руб., т.е., в совокупности с материнским капиталом семья сможет получить фактически 900 тыс. руб. В дополнение к взносу на ипотеку президент планирует расширить льготу по ипотеке для семей с двумя и более детьми. Если сейчас льготная ставка по ипотеке в 6 % распространяется максимум на восемь лет, то президент предложил сделать ее бессрочной, на весь период действия кредита. Таким образом, семьи, в которых появляется третий ребенок, смогут и получить из бюджета 450 тыс. руб. на погашение ипотеки, и воспользоваться субсидируемой шестипроцентной ставкой на весь срок кредита.

Президент предложил снизить налог на недвижимость для семей с детьми по принципу «больше детей — ниже налог». Сейчас для семей с детьми отсутствуют федеральные налоговые льготы. Семьям с тремя детьми и более президент предложил дополнительную «скидку» по 5 кв. м в квартире и по 7 кв. м в доме на каждого ребенка.

Президент также предложил освободить многодетные семьи от налога на земельные участки площадью шесть соток. Такая льгота с 2018-2019 годов действует для пенсионеров и людей предпенсионного возраста. В настоящее время семьи с детьми в России не получают федеральных льгот по земельному налогу и налогу на имущество. Но в ряде наиболее благополучных регионов действуют меры поддержки. Многодетные семьи освобождены от налога на имущество, например, в Нижнем Новгороде, Самаре, Рязани, Уфе, Красноярске, Волгограде, Краснодаре, Саратове и Владивостоке. Как правило, льгота действует лишь на один из объектов по выбору семьи — квартиру, дом или гараж. Часто льготы дают только семьям с доходом ниже прожиточного минимума.

Инициативы, о которых Владимир Путин сообщил в послании от 20.02.2019 г., не были заложены в бюджет на 2019-2021 годы, соответствующие поправки в него будут рассматриваться весной 2019 г. Но сумма, в которую обойдутся меры из послания, уже известна. Дополнительные расходы бюджета составят около 100-120 млрд руб. каждый год, заявил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Дополнительная индексация пенсий сверх прожиточного минимума пенсионера обойдется в 150 млрд руб. за шесть лет, уточнил председатель ПФР Антон Дроздов [16].

Продление срока субсидирования ипотеки на весь период кредита обойдется бюджету в 2019 году в 7,6 млрд руб., в 2020 году — 21,7 млрд руб., в 2021 году — 30,6 млрд руб., а частичное погашение ипотеки для семей, в которых родился третий ребенок, в 2019 году потребует дополнительно 26,2 млрд руб., в 2020 году — 28,6 млрд руб., в 2021 году — еще 30,1 млрд руб.

120 млрд руб. в год (0,1 % ВВП) — не самая большая сумма для федерального бюджета. «100-200 млрд руб. — в целом сумма заметная, но не запредельная», — отметил старший директор агентства «Fitch» Владимир Редькин [16]. ВЫВОДЫ

Выше представленный механизм управления процессами финансового обеспечения программ социально-экономического развития России свидетельствует о том, что государственными министерствами и ведомствами проводилась системная работа по секвестированию средств определённых направлений, параллельно с ужесточением российской налоговой политики, с целью перераспределения вырученных средств на цели, определённые в посланиях президента Федеральному собранию и в Указе президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Выше рассмотренные методы консолидации финансовых ресурсов в итоге приведут к формированию источников финансирования, необходимых для реализации заявленных задач, но инструментарий «ручного» управления может отрицательно отразиться на экономике регионов и страны в целом, тенденциях роста валового внутреннего продукта. Налицо имеют место действия, когда пытаются «по зёрнышку» изъять средства от разных направлений и сфер деятельности национальной экономики и сформировать объёмы финансирования, необходимые для выполнения поставленных перед страной задач.

148

В то же время, весомые объёмы золотовалютных резервов России вложены в ценные бумаги индустриально-развитых стран, работая на их экономику, но не на экономику России. Например, объём международных резервов России составил на 1 апреля 2018 года $488 млрд, говорится в статистике Банка России, размещенной у него на официальном сайте [8]. В погоне за международными рейтингами Россия продолжает (хотя и в меньших размерах) хранить средства в американских долговых обязательствах, посредством чего осуществляется финансирование одной из самых мощных экономик мира, а российская экономика подвергается искусственному финансовому «обезвоживанию».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базанова Е. Путин назвал параметры бюджетного маневра / Елизавета Базанова, Татьяна Ломская, Ольга Адамчук [Электронный ресурс] // Ведомости. — 2018. — 1 марта. — Режим доступа: www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/03/ 02/752535-parametri-byudzhetnogo-manevra (дата обращения: 11-22.11.2019).

2. Путин назвал главную задачу для России на ближайшее десятилетие [Электронный ресурс] // Ведомости. — 2018. — 1 марта. — Режим доступа: www.vedomosti.ru/economics/news/2018/03/01/752430-putin-nazval (дата обращения: 11-22.11.2019).

3 Базанова Е. Новые указы президента могут обойтись бюджету в 10 трлн. рублей за шесть лет / Елизавета Базанова, Татьяна Ломская [Электронный ресурс] // Ведомости. — 2018. — 23 апреля. — Режим доступа: www.vedomosti.ru/ economics/articles/2018/04/24/767616-novie-ukazi-10-trln (дата обращения: 11 -22.11.2019).

4. Базанова Е. Минфин предлагает правительству подумать больше о макроэкономической стабильности / Елизавета Базанова, Татьяна Ломская [Электронный ресурс] // Ведомости. — 2018. — 19 сентября. — Режим доступа: www. vedomosti.m/economics/aTticles/2018/09/19/781426-minfín-predlagaet-pravitelstvu (дата обращения: 11-22.11.2019).

5. Бюджету недодали расходов. Исполнение трат госказны оказалось на десятилетнем минимуме [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. — 2019. — 19 февраля. — Режим доступа: www.kommersant.ru/doc/3889509 (дата обращения: 11-22.11.2019).

6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ — Режим доступа: www.garant.ru/hotlaw/ federal/1195467/#ixzz5fs4ieuv8 (дата обращения: 11-22.11.2019).

7. Госдума приняла во втором чтении бюджет на 2018 год [Электронный ресурс] // Газета.т. — 2018. — 20 ноября. —Режим доступа: www.gazeta.ru/business/2018/11/20/12065509.shtml (дата обращения: 11-22.11.2019).

8. Еремина Н. Офшоры и США: куда утекают деньги из России. Инвестиции на $500 млрд: в какие страны вкладывает Россия / Наталия Еремина [Электронный ресурс] // Газета.т. — 2018. — 06 сентября. — Режим доступа: www.gazeta.ru/ business/2018/09/05/11948353. shtml (дата обращения: 11-22.11.2019).

9. Злобин А. Медведев выделил регионам дополнительные 6 млрд рублей на автодороги / Андрей Злобин [Электронный ресурс] // Forbes — Режим доступа: www.forbes.ru/biznes/359479-medvedev-vydelil-regionam-dopolnitelnye-6-mlrd-rubley-na-avtodorogi (дата обращения: 11-22.11.2019).

10. Крючкова Е. Правительство нащупывают бюджетные приоритеты. Регионам рекомендовано не просить лишнего / Евгения Крючкова [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. — 2018. — № 158. — 3 сентября. — Режим доступа: wwwkommersantru/doc/3731086?from=four_economic (дата обращения: 11-22.11.2019).

11. Нетреба П. Долги и резервы: каким будет новый бюджет. Правительство нашло меньше половины из 13,1 трлн. рублей на президентские нацпроекты / Петр Нетреба [Электронный ресурс] // Газета.т. — 2018. — 20 сентября. — Режим доступа: www.gazeta.ru/business/2018/09/20/11976373. shtml (дата обращения: 11-22.11.2019).

12. Поляков В. Догоним и перегоним? О чём говорится в «Стратегии развития РФ до 2024 года» / Виктор Поляков [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. Федеральный АиФ. — 2018. — 07 мая. — Режим доступа: www.aif.ru/ politics/russia/dogonim_i_peregonim_o_chem_govoritsya_v_strategii_razvitiya_rf_do_2024_goda (дата обращения: 11-22.11.2019).

13. Раздробить для роста: как поделят Россию. Минэкономики предложило поделить Россию на четырнадцать макрорегионов [Электронный ресурс] // Газета.т. — 2018. — 27 августа. — Режим доступа: www.gazeta.ru/business/2018/ 08/27/11925979.shtml (дата обращения: 11-22.11.2019).

14. Росбанк подсчитал стоимость реформ Путина [Электронный ресурс] // Ведомости. — 2018. — 22 марта. — Режим доступа: www.vedomosti.ru/economics/news/2018/03/22/754559-rosbank-stoimost-reform (дата обращения: 11-22.11.2019).

15. Сапожков О. Социальный блок подал заявку на бюджет. Татьяна Голикова назвала цену нацпроектов по демографии, образованию и науке / Олег Сапожков [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. — 2018. — 06 июля. — Режим доступа: www.kommersant.ru/doc/3680734 (дата обращения: 11-22.11.2019).

16. Ткачёв И. Послание семьям и детям: как будут работать новые инициативы президента / Иван Ткачёв, Юлия Старостина, Ольга Агеева, Антон Фейнберг, Полина Звездина [Электронный ресурс] // . — Режим доступа: www.rbc.ru/ economics/20/02/2019/5c6d59d09a7947d9ade4bcad?from=center (дата обращения: 11-22.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Холявко А. Эксперты поспорили с Минэкономразвития о росте доходов бюджета / Анна Холявко, Татьяна Ломская [Электронный ресурс] // Ведомости. — 2018. — 17 октября. — Режим доступа: www.vedomosti.ru/economics/ articles/2018/10/17/783973-rost-dohodov (дата обращения: 11-22.11.2019).

18. Реутов В.Е. Оценка эффективности федеральных целевых программ развития регионов: теоретико-методический подход / В.Е. Реутов, С.А. Зиневич // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2017. — Т.7. № 9A. — С. 88-104.

SPISOK UTERATURY

1. Bazanova Ye. Putin nazval parametry byudzhetnogo manevra / Yelizaveta Bazanova, Tat'yana Lomskaya, Ol'ga Adamchuk [Elektronnyy resurs] // Vedomosti. — 2018. — 1 marta. — Rezhim dostupa: www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/03/02/ 752535-parametri-byudzhetnogo-manevra (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

2. Putin nazval glavnuyu zadachu dlya Rossii na blizhaysheye desyatiletiye [Elektronnyy resurs] // Vedomosti. — 2018. — 1 marta. — Rezhim dostupa: www.vedomosti.ru/economics/news/2018/03/01/752430-putin-nazval (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

149

3 Bazanova Ye. Novyye ukazy prezidenta mogut oboytis' byudzhetu v 10 trln. rubley za shest' let / Yelizaveta Bazanova, Tat'yana Lomskaya [Elektronnyy resurs] // Vedomosti. — 2018. — 23 aprelya. — Rezhim dostupa: www.vedomosti.ru/ economics/articles/2018/04/24/767616-novie-ukazi-10-trln (data obrashcheniya: 11 -22.11.2019).

4. Bazanova Ye. Minfin predlagayet pravitel'stvu podumat' bol'she o makroekonomicheskoy stabil'nosti / Yelizaveta Bazanova, Tat'yana Lomskaya [Elektronnyy resurs] // Vedomosti. — 2018. — 19 sentyabrya. — Rezhim dostupa: www.vedomosti.ru/ economics/articles/2018/09/19/781426-minfin-predlagaet-pravitelstvu (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

5. Byudzhetu nedodali raskhodov. Ispolneniye trat goskazny okazalos' na desyatiletnem minimume [Elektronnyy resurs] / / Kommersant. — 2019. — 19 fevralya. — Rezhim dostupa: www.kommersant.ru/doc/3889509 (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

6. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. N 204 [Elektronnyy resurs] // GARANT.RU. — Rezhim dostupa: www.garant.ru/hotlaw/ federal/1195467/#ixzz5fs4ieuv8 (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

7. Gosduma prinyala vo vtorom chtenii byudzhet na 2018 god [Elektronnyy resurs] // Gazeta.ru. — 2018. — 20 noyabrya. — Rezhim dostupa: www.gazeta.ru/business/2018/11/20/12065509.shtml (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

8. Yeremina N. Ofshory i SSHA: kuda utekayut den'gi iz Rossii. Investitsii na $500 mlrd: v kakiye strany vkladyvayet Rossiya / Nataliya Yeremina [Elektronnyy resurs] // Gazeta.ru. — 2018. — 06 sentyabrya. — Rezhim dostupa: www.gazeta.ru/ business/2018/09/05/11948353.shtml (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

9. Zlobin A. Medvedev vydelil regionam dopolnitel'nyye 6 mlrd rubley na avtodorogi / Andrey Zlobin [Elektronnyy resurs] // Forbes — Rezhim dostupa: www.forbes.ru/biznes/359479-medvedev-vydelil-regionam-dopolnitelnye-6-mlrd-rubley-na-avtodorogi (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

10. Kryuchkova Ye. Pravitel'stvo nashchupyvayut byudzhetnyye prioritety. Regionam rekomendovano ne prosit' lishnego / Yevgeniya Kryuchkova [Elektronnyy resurs] // Kommersant". — 2018. — № 158. — 3 sentyabrya. — Rezhim dostupa: www.kommersant.ru/doc/3731086?from=four_economic (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

11. Netreba P. Dolgi i rezervy: kakim budet novyy byudzhet. Pravitel'stvo nashlo men'she poloviny iz 13,1 trln. rubley na prezidentskiye natsproyekty / Petr Netreba [Elektronnyy resurs] // Gazeta.ru. — 2018. — 20 sentyabrya. — Rezhim dostupa: www.gazeta.ru/business/2018/09/20/11976373. shtml (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

12. Polyakov V. Dogonim i peregonim? O chom govoritsya v «Strategii razvitiya RF do 2024 goda» / Viktor Polyakov [Elektronnyy resurs] // Argumenty i fakty. Federal'nyy AiF. — 2018. — 07 maya. — Rezhim dostupa: www.aif.ru/politics/ russia/dogonim_i_peregonim_o_chem_govoritsya_v_strategii_razvitiya_rf_do_2024_goda (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

13. Razdrobit' dlya rosta: kak podelyat Rossiyu. Minekonomiki predlozhilo podelit' Rossiyu na chetyrnadtsat' makroregionov [Elektronnyy resurs] // Gazeta.ru. — 2018. — 27 avgusta. — Rezhim dostupa: www.gazeta.ru/business/2018/08/27/ 11925979.shtml (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

14. Rosbank podschital stoimost' reform Putina [Elektronnyy resurs] // Vedomosti. — 2018. — 22 marta. — Rezhim dostupa: www.vedomosti.ru/economics/news/2018/03/22/754559-rosbank-stoimost-reform (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

15. Sapozhkov O. Sotsial'nyy blok podal zayavku na byudzhet. Tat'yana Golikova nazvala tsenu natsproyektov po demografii, obrazovaniyu i nauke / Oleg Sapozhkov [Elektronnyy resurs] // Kommersant. — 2018. — 06 iyulya. — Rezhim dostupa: www.kommersant.ru/doc/3680734 (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

16. Tkachov I. Poslaniye sem'yam i detyam: kak budut rabotat' novyye initsiativy prezidenta / Ivan Tkachov, Yuliya Starostina, Ol'ga Ageyeva, Anton Feynberg, Polina Zvezdina [Elektronnyy resurs] // . — Rezhim dostupa: www.rbc.ru/economics/ 20/02/2019/5c6d59d09a7947d9ade4bcad?from=center (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

17. Kholyavko A. Eksperty posporili s Minekonomrazvitiya o roste dokhodov byudzheta / Anna Kholyavko, Tat'yana Lomskaya [Elektronnyy resurs] // Vedomosti. — 2018. — 17 oktyabrya. — Rezhim dostupa: www.vedomosti.ru/economics/ articles/2018/10/17/783973-rost-dohodov (data obrashcheniya: 11-22.11.2019).

18. Reutov V.Ye. Otsenka effektivnosti federal'nykh tselevykh programm razvitiya regionov: teoretiko-metodicheskiy podkhod / V.Ye. Reutov, S.A. Zinevich // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. — 2017. — T.7. № 9A. — S. 88-104.

Статья поступила в редакцию 02 декабря 2019 года Статья одобрена к печати 11 декабря 2019 года

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.