УДК 336
Воробьева Елена Ивановна,
доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры экономики агропромышленного комплекса, Институт экономики и управления (структурное подразделение), Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация.
Vorobyova Elena Ivanovna,
Doctor of Economics, Professor,
Professor of the Department of Economics Agriculture,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИОРИТЕТЫ И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ИХ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
NATIONAL PROJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: PRIORITIES AND FINANCIAL CONTROL OVER THEIR IMPLEMENTATION
Для обеспечения экономического роста в стране и улучшения качества жизни населения определены национальные цели и стратегия развития Российской Федерации. Однако национальные проекты, в которых разработаны основные направления решения поставленных задач, реализуются недостаточно эффективно. В процессе выполнения исследований были использованы различные общенаучные и специальные методы и приемы, в частности сравнительный анализ, систематизация и обобщение, экономико-статистические методы.
В результате проведенных исследований установлено, что средств, выделяемых на успешную реализацию проектов в государстве, достаточно, что подтверждается значительным профицитом федерального бюджета и избытком средств в Фонде национального благосостояния (ФНБ) (более 8 % от ВВП).
На основе проведенных исследований были выявлены основные проблемы осуществления стратегии развития Российской Федерации. Они заключаются в нерациональном использовании финансовых ресурсов, а также в недостаточности определения приоритетов при осуществлении национальных проектов. Кроме того, выполнение поставленных задач требует финансового контроля над расходованием выделенных средств и четкого закрепления ответственных лиц на каждом этапе реализации стратегии.
В исследовании показано, что все национальные проекты взаимосвязаны между собой и могут быть выполнены только при комплексном подходе. Учитывая значимость каждого проекта, автор особое внимание уделил демографии, здравоохранению, образованию, производительности труда и поддержке занятости, науке и культуре. Ключевые слова: национальные проекты, финансовый контроль, стратегия развития.
To ensure economic growth in the country and improve the quality of life of the population, national goals and a development strategy of the Russian Federation are defined. However, national projects in which the main directions for solving the tasks have been developed are not being implemented effectively enough. In the process of doing research, various general scientific and special methods and techniques were used, in particular comparative analysis, systematization and generalization, economic and statistical methods.
As a result of the studies, it was found that the funds allocated for the successful implementation of projects in the state are sufficient, which is confirmed by a significant surplus of the federal budget and an excess of funds in the National Welfare Fund (NWF) (more than 8 % of GDP).
Based on the studies, the main problems of implementing the development strategy of the Russian Federation were identified. They consist in the irrational use of financial resources, as well as in the insufficient determination of priorities in the implementation of national projects. In addition, the implementation of tasks requires financial control over the expenditure of allocated funds and a clear consolidation of responsible persons at each stage of the strategy.
The study showed that all national projects are interconnected and can only be implemented with an integrated approach. Given the importance of each project, the author paid special attention to demography, healthcare, education, labor productivity and support for employment, science and culture.
Keywords: national projects, financial control, development strategy.
ВВЕДЕНИЕ
Финансовые возможности государства достаточны, чтобы реализовать национальные проекты и обеспечить экономический рост и выполнение социальных программ.
Профицит бюджета в 2019 г. с большой долей вероятности составит 1,7 % ВВП. В своем докладе на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что доходы федерального бюд-
151
жета за девять месяцев превысили 15 триллионов рублей, что примерно на триллион больше, чем в 2018 г. за аналогичный период.
Были отмечены в докладе позитивные изменения и в структуре доходов, так как растут секторы экономики, не связанные с экспортом углеводородов, жестче стало пресекаться нецелевое использование бюджетных средств.
Однако эксперты в многочисленных исследованиях отмечают торможение по многим направлениям экономики и социальной сферы.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Объективная потребность установить причину невыполнения в должной степени национальных проектов возникает в связи с тем, что наличие ресурсов достаточное и обеспечить стратегию развития вполне возможно, но из-за несовершенства разработки реализации проектов поставленные задачи не решаются.
Выделив приоритеты направления средств и обеспечив рациональность их использования, можно добиться значительного экономического подъема и роста благосостояния россиян.
В связи с этим целью статьи является раскрытие научно-практических положений по реализации национальных проектов в Российской Федерации и поиск путей устранения бюрократических и других препятствий в осуществлении стратегии развития страны.
В процессе подготовки статьи использовались материалы как из официальных источников государственных институтов, так и данные социологических исследований отечественных и зарубежных агентств. РЕЗУЛЬТАТЫ
Целевые задачи, поставленные перед правительством, должны быть решены посредством реализации 12 национальных проектов:
1) демография;
2)здравоохранение;
3) образование;
4) жилье и городская среда;
5) экология;
6) безопасность и качественные дороги;
7) производительность труда и поддержка занятости;
8) наука:
9) цифровая экономика;
10) культура;
11) малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы;
12) международная кооперация и экспорт.
Положительным в сфере реализации национальных проектов является системный подход и определение конкретных задач при выполнении этих проектов [2].
Рассмотрим приоритетные проекты современного этапа развития России.
Национальный проект «Демография».
Выделено 3,1 трлн. рублей.
Целевые показатели (к 2024 году):
• увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
• снижение смертности населения старше трудоспособного возраста с 38,1 до 36,1 на 100 тыс. человек;
• увеличение в 1,5 раза людей, регулярно занимающихся спортом;
• увеличение в 5 раз числа семей, которым положены ежемесячные выплаты на первого ребенка;
• рост более чем в 6 раз числа семей с тремя и более детьми.
Данный проект должен быть эффективно реализован в первую очередь. Без наличия трудовых ресурсов, формирования трудового потенциала обеспечить нормальное функционирование государства невозможно, а говорить о повышении конкурентоспособности и выходе на лидирующие позиции в мире не имеет смысла.
Между тем демографическая ситуация в России близка к критической. Население сокращается четвертый год подряд. По данным Счетной палаты за 2019 г. граждан Российской Федерации стало на 52 тысячи человек меньше. Помимо естественной убыли населения сократился и приток мигрантов. По оценкам экспертов Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, число приехавших в Россию людей в 2018 г. сократилось на 4 % по сравнению с 2017 г., а выехавших из страны увеличилось на 16,9 %. Мигранты ищут экономически растущие регионы, а в России сейчас не лучшая для них ситуация.
Нужны квалифицированные кадры, а не «дешевая рабочая сила». Поэтому необходимо создать условия для повышения рождаемости граждан России. Для этого необходим комплекс социальных и
152
экономических мер. Сюда входят и меры материальной поддержки (продление и усиление программы материнского капитала; увеличение пособий на детей и т. д.) и меры социальной защиты, которые будут включать, например, помощь беременным женщинам в оформлении документов и юридически защищать от недобросовестных работодателей и т. д. В национальном проекте заложены целевые показатели. Например, снизить смертность трудоспособного населения с 38 до 36 человек на 1000. Но это невысокие цифры. Они не изменят демографическую ситуацию. Или предлагается увеличить коэффициент рождаемости на одну женщину с 1,6 до 1,7 ребенка. Таки показатели не обеспечат позитивной динамики. А ведь решение этой проблемы есть. Необходимо добиться экономического роста и роста доходов граждан.
Если молодежь увидит, что будущее стабильно, государственная поддержка есть, рабочие места создаются, то семьи станут более многодетными. Определенные мероприятия все же осуществляются. Например, Кабинет министров расширил перечень регионов, которые поддержит финансово для ежемесячных денежных выплат семьям за рождение третьего и последующих детей. В программу входят субъекты Федерации, чей суммарный коэффициент рождаемости не превышает 2, а также наблюдается естественная и миграционная убыль населения. В этом году софинансирование получают 62 региона страны, а в 2020 г. получат 75 регионов.
Национальный проект «Образование».
Выделено 785 млрд руб., в том числе 723 млрд из федерального бюджета.
Целевыми показателями (к 2024 году):
• вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству образования;
• создание во всех регионах центров психолого-педагогической и консультативной помощи для родителей.
В 2019 году увеличилось число новых мест в российских школах (160 тысяч), открываются 800 новых мастерских аудиторий. 15 мобильных кванториумов, 26 технопарков «Кванториум», 21 IT куб, 16 маленьких «Сириусов» по стране [10]. Но не решены пока очень важные задачи по созданию условий для полноценного, творческого труда педагогов. Огромное количество отчетов и другой бюрократической работы, отнимающей время у педагогов, приводит к снижению качества образования в средней и высшей школах. Талантливые педагоги организуют для школьников и студентов олимпиады и конкурсы, стараются повысить интерес обучающихся к научным исследованиям, самообразованию, а потом ночами, за счет личного времени пишут отчеты и объяснения.
Многократно поднимается вопрос об адекватной оплате труда педагога. Пока она остается не только недостаточной, но и сильно варьирует в различных регионах.
Согласно исследованию ОБСЕ (по данным за 2018 год) в Европе профессия учителя относится к самым уважаемым и высокооплачиваемым. В таблице 1 приведен европейский рейтинг учительских зарплат. Причем заработная плата также зависит от продолжительности стажа и типа школы, то есть учитывается степень сложности работы.
Средние расходы на образование по Евросоюзу примерно 4,5-4,6 % ВВП. В России этот процент был, конечно, меньше - около 3,6% (в 2019 году). В 2020 году, он будет 3,8-3,9 % ВВП. Но основная проблема даже не в этих цифрах, а в том, как расходуются выделенные средства. Официально не установлены критерии распределения стимулирующих выплат. Руководитель сам определяет этот вид доплат, а вот его объективность никто не проверяет. Необходимо ввести либо шкалу, определяющую уровень профессионализма учителей, либо вводить эффективные контракты, в которых будут прописаны критерии оценивания труда педагога.
Высшая школа требует серьезного реформирования. Если советское образование учило людей мыслить, анализировать информацию, делать логические выводы, то сейчас мы наблюдаем обратную картину. Аудиторные часы сокращаются, повсеместно предлагается дистанционное обучение. Если на первое место ставить протокол, инструкцию и полностью исключить творческий подход, то такой специалист не сможет работать в постоянно меняющейся конкурентной среде. Сейчас мы наблюдаем противоречивую картину. Сколько уже было сказано о переизбытке юристов и экономистов. Но одновременно на предприятиях, в банковской сфере, в страховом бизнесе наблюдается острый дефицит специалистов с таким образованием. Работодателя не устраивает их уровень подготовки, требуется разносторонне образованный работник. Надо отметить, что в последнее время студенты энергично стали совмещать учебу на последних курсах в бакалавриате и магистратуре с работой по профилю. Если удается сочетать учебу с работой, то это, безусловно, положительно. Работодатель при конкурсной ситуации всегда предпочтет тех специалистов, которые уже имеют опыт работы.
По официальным данным Организации экономической кооперации и развития (OECD) в современном мире высшее образование среди трудоспособного населения наиболее распространено в Канаде, на втором месте — Япония, на третьем — Израиль. Следует отметить, что Великобритания, родина Оксфорда и Кембриджа, занимает 7 место, а США, где традиционно финансово поддерживается обра-
153
Таблица1. Средняя заработная плата учителей в разных странах мира *
Страна Годовая заработная плата
долл. рублевый эквивалент, тыс. руб.
Литва 21083,9 1321,750
Словакия 21552,7 1351,139
Венгрия 23433,0 1469,015
Чехия 24359,3 1527,085
Греция 26197,8 1642,34
Польша 26427,8 1656,759
Турция 28544,8 1789,474
Коста Рика 31993,6 2005,679
Израиль 33449,3 2096,937
Чили 35763,2 2241,995
Колумбия 35787,9 2243,543
Франция 39320,4 2464,996
Италия 40952,3 2567,3
Словения 42110,7 2639,92
Португалия 43279,5 2713,192
Исландия 46228,1 2898,04
Швеция 47470,3 2975,913
Новая Зеландия 48588,8 3046,032
Финляндия 49175,1 3082,787
Япония 51320,9 3217,307
Норвегия 51838,0 3249,724
Испания 52506,4 3291,626
Южная Корея 56493,3 3541,565
Австрия 59626,5 3737,985
Дания 60278,3 3778,847
Ирландия 62134,7 3895,224
Мексика 62678,2 3929,296
Австралия 63392,7 3974,088
США 64426,3 4038,885
Канада 67301,2 4219,112
Нидерланды 76005,8 4764,804
Германия 85206,4 5341,589
Люксембург 116312,2 7291,612
* Составлено на основании [14]
зование и функционируют научно-исследовательские лаборатории мирового уровня при ведущих университетах страны, — 5 место. Четвертое место неожиданно заняла Южная Корея с феноменально высоким уровнем образования. И, что интересно, доля людей с высшим образованием в этой стране продолжает увеличиваться. Российская Федерация, несмотря на достаточно высокий уровень образования трудоспособного населения, не ранжируется, так как не входит в эту организацию (табл. 2).
Важной составляющей качественного преподавательского труда является не только выполнение формальных требований об увеличении заработной платы педагогам, но и контроль над тем какими методами это повышение достигается.
Во многих школах и высших учебных заведениях рост оплаты труда происходит за счет колоссального повышения нагрузки. Учитель в школе работает на 2,0 ставки, ведет репетиторство, платные курсы по подготовке к ЕГЭ, проверяет тетради, осуществляет классное руководство. И в итоге показывают заработную плату педагога 60-80 тысяч рублей. Но ведь цифры отчета не отражают загруженности педагогов, а при таком ритме работы мы получим либо подорванное здоровье работников образования, либо некачественное обучение. Часто старшее поколение вспоминает советское время, когда у профессоров было 450-500 часов учебной нагрузки. Сейчас мы видим в 2 раза больше. Заработная плата доцента с защищенной диссертацией — 35 тысяч в месяц, а иногда и меньше. А в коммерческой фирме
154
Таблица2. Доля людей с высшим образованием в разных странах среди населения в возрасте 2564 лет по данным 2018 года *
Страна Доля
Канада 57.9
ВЭССИЯ (2017) (невходитв OECD) 56,7
Япония 51,9
Израиль 50,9
Южная Корея 49,0
США 47.4
Ирландия 46,9
Вел ико британия 45,8
Австралия 45,7
Финляндия 45.2
Люксембург 43,9
Исландия 43,7
Швейцария 43,7
Норвегия 43,6
Швеция 43.3
Литва 41,7
Эстония 41.1
Бельгия 40,6
Новая Зеландия 39.3
Нидерланды 38,3
Дания 38.1
Испания 37,3
Франция 36,9
Страна Доля
Аргентина (не входит в oecd) 35.7
Латвия 33,9
Австрия 32,7
Словения 32,5
Греция 31,7
Польша 30.9
Германия 29,1
Чили (2017) 25,2
Венгрия 25,1
Португалия 25.0
Словакия 24,6
Чехия 24,3
Саудовская Аравия (2016) (невходитв oecd) 23,6
Колумбия (не входит в oecd) 23,4
Коста-Рика (не входитв oecd) 22.6
Турция 20,8
Италия 19.3
Мексика 18,0
Бразилия (не входит в oecd) 17.2
Индонезия (20 17) (не входитв oecd) 11,9
Индия (2011) (не входит в oecd) 10.6
Китай (2010) (не входитв oecd) 9,7
Южно-Африканская Республика (не входитв oecd) 7,2
• Составлено на основании [12]
предлагают в 4-5 раз больше. В результате высшая школа остается без талантливых педагогов. Поэтому контроль над выполнением проекта «Образование» должен включать не только цифровой материал, но и обоснование комплекса мероприятий, осуществляемых при его реализации.
Национальный проект «Здравоохранение».
Выделено 1,7 трлн. руб. — 1,36 трлн. руб. из федерального бюджета, 264,9 млрд руб. из региональных, 94 млрд руб. из государственных внебюджетных фондов и иных внебюджетных источников.
Целевые показатели (к 2024 году):
• снижение смертности трудоспособного населения в целом;
• снижение смертности от болезней кровообращения в 1,3 раза;
• снижение младенческой смертности в 1,2 раза;
• обеспечение прохождений профилактических просмотров не реже 1 раза в год;
• рост объема экспорта медицинских услуг в 4 раза.
Однако достижение этих показателей невозможно без продуманной комплексной системы здравоохранения.
Качественное здравоохранение не рождается на пустом месте и одними деньгами проблему медицины в России решить невозможно. Ведь часто средства расходуются нерационально. Например, в Воронеже закупили 22 МРТ. И теперь, чтобы оправдать эти расходы по ОМС, назначают пациентам прохождение КТ и МРТ даже когда в этом нет никакой необходимости. Кроме того, часто назначаются ненужные анализы, консультации, исследования, чтобы потратить бюджетные деньги, а вовсе не для качественного лечения людей. В последнее время этому стали противостоять страховые компании, следить за тем, чтобы не выписывались ненужные лекарственные препараты и не проводились лишние процедуры. Но это не простой процесс. Чтобы определить какое именно должно быть лечение надо привлекать независимых высококвалифицированных специалистов. А драгоценное время, которое надо тратить на лечение больных, уходит.
В Российской Федерации низкая продолжительность жизни. В 1970 году продолжительность жизни в Китае была на 27 лет ниже, чем в СССР, в Бразилии — на 25 лет, в Южной Корее — на 25 лет. Сейчас
155
они уже обогнали нас по всем ключевым показателям. А Россия сейчас занимает 109 место в мире по продолжительности жизни.
При этом продолжительность жизни в России постоянно увеличивается, но недостаточными темпами (рис. 1).
год год год год год год год год год год год год год год год год год год год
Ямс 1. Средняя продолжительность жизни в Российской Федерации в 2000-2018 годах (Составлено на основании [7])
Кроме того, надо добиться сбалансированного сосуществования частной и государственной служб здоровья. Они должны дополнять друг друга, быть равными в конкурентной борьбе за качественное лечение людей, а также за предоставление профилактических исследований и разработку мер, способствующих сохранению здоровья. Нельзя ущемлять права частной медицины в стремлении оказывать помощь в рамках ОМС. А вотусилить контроль эффективности вложенных денежных средств по ОМС необходимо.
Национальный проект «Здравоохранение» относится к направлению «Человеческий капитал», в который входят еще проекты «Образование», «Демография» и «Культура». Без человеческого капитала невозможно решить ни одну задачу экономики и социального развития, поэтому надо учитывать приоритетность этого направления.
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости».
Целевые показатели (к 2024 году):
• годовой рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики с 101,4 % до 105 %;
• увеличение числа привлеченных к участию в реализации национального проекта регионов с 16 до
85; '
• увеличение числа средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, участвующих в реализации национального проекта, со 100 до 10000.
Согласно данному проекту государство должно стимулировать передовые технологии управленческого, организационного и производственного характера, внедрять цифровую экономику, сократив нормативно-правовые и административные ограничения. Однако рынок труда показывает противоречивые данные. По данным служб занятости без работы сидят 3,2 млн россиян, но и вакансий в России насчитали более 1,1 миллиона. Эти данные приводит Росстат, но в его отчеты не попадает малый бизнес. А это значит, что вакансий еще больше. «С учетом сложной демографической ситуации в ближайшие 56 лет численность трудового населения России будет уменьшаться на 800 тысяч человек в год» — сказал глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов [4]. Ведь в трудоспособный возраст входят поколения 90-х и начала 2000-х, а их конечно, намного меньше, чем тех, кто по возрасту уходит на пенсию. Кроме того, у нас пока еще сохраняется отставание в технологиях, что обычно компенсируют число рук. Поток мигрантов, которые ранее закрывали потребности российской
156
экономики, тоже сокращается. Следовательно, необходимо наладить работу служб занятости, чтобы лучше координировалась потребность в трудовых кадрах с реальным спросом на рынке труда.
Среди молодежи все популярнее становится фриланс, когда человек не привязан к конкретному рабочему месту. По данным опроса Сбербанка и портала Работа.ру 72 % россиян согласны поработать без оформления трудовых отношений [4].
Около 13 млн россиян не платят налоги с заработной платы — это 18 % от всех работающих людей в стране. Такая ситуация наблюдается уже почти пять лет. Из-за таких неплательщиков казна недополучает около 3 трлн. рублей. Это вдвое больше, чем суммарные расходы на образование и здравоохранение в 2019 году. Но даже в случае жесткого контроля за «серыми» заработными платами некоторые рабочие места могут просто закрыться. Поэтому надо не только добиться нормального роста заработных плат, но и обеспечить хорошие условия труда. Тогда можно будет остановить отток квалифицированных трудовых кадров за рубеж и переход работников в «теневой» сектор рынка труда в России.
Рост заработных плат возможен при повышении производительности труда. На сегодняшний момент производительность труда в России в 2 раза ниже, чем в Евросоюзе, и в 2,5 раза ниже, чем в США. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в России показатель эффективности (отношение ВВП к проведенным на работе часам) равен 25,9 долл., а в США — 67,4 долл., в Люксембурге — 95,9 долл. [9].
Отрицательное влияние несоблюдения норм охраны труда на трудовой процесс в целом можно показать на примере нашей гражданской авиации. Если в советское время четко соблюдались санитарные нормы налета в месяц (например, на самолете ТУ-154, большинстве «эйрбасов» и «боингов» — не более 70 часов, на Ил-86 и «Боинг-747» — не более 60 часов), то сейчас эти нормы даже не учитываются в летных программах. Иногда летом, когда идет основной пассажиропоток, летчики и стюардессы летают по 120 часов в месяц. Кроме того, если раньше стюардесса могла принести в кабину летчикам крепкий кофе для снятия усталости или полотенце, смоченное водой, для обтирания лица, то сейчас даже заходить в кабину к летчикам запрещено, а летчикам запрещено выходить из кабины. Не соблюдается правило: из общего налета на ночные перелеты должно приходиться не более 30 %. А результате мы получаем переутомление летного состава, сокращение продолжительности их жизни. Статистика показывает высокую смертность летчиков — около 50 лет, а также снижение безопасности полетов. Зафиксированы случаи смерти летчиков прямо в кабине самолета во время выполнения рейса [1].
Во всех западных странах летные составы отстаивают свои интересы, там хорошо работают профсоюзы. У нас в России, к сожалению, отстоять свои права очень сложно.
При этом в Комиссию при Президенте РФ по вопросам развития авиации входят заслуженные летчики, которые открыто говорят об этих проблемах авиации и предлагают пути их решения. Надо законодательно закрепить права трудящихся и обеспечить контроль над их соблюдением.
В проекте постановления правительства на федеральном портале нормативных правовых актов предлагается модернизация служб занятости. Это вызвано необходимостью перехода от формального посредничества служб занятости между людьми, оставшимися без работы, и работодателями к действенной помощи обеим сторонам. Служба занятости должна стать и источником информации о ситуации на рынке труда, распределении трудовых ресурсов в регионах, и научиться прогнозировать и анализировать, какие профессии и компетенции будут наиболее востребованы в ближайшее время.
Модернизация уже началась в пилотных регионах. Для этого на федеральном уровне были разработаны единые требования к организации деятельности центров занятости страны и методическое сопровождение их внедрения.
В этом году «пилоты» начались в 16 регионах, где создано 20 «пробных» центров занятости. В 2020 году запланировано участие уже 41 региона, в 2021 — 61 субъекта, а в 2022 — 73 [3].
Развитие службы занятости потребует аудита выявленных проблем, внедрение практик бережливого производства, которые будут базироваться на оценке трудоемкости рабочих процессов, затрат, зонирование помещений и маршрутов передвижения клиентских потоков. Кроме того, будут проводиться социологические опросы для оценки удовлетворенности соискателей и работодателей качеством оказываемых услуг. В целом работа служб занятости будет переориентирована с процесса оказания отдельных услуг на решение комплекса проблем занятости населения и потребностей рынка труда.
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» относится к третьему направлению — «Экономический рост». Поэтому, если мы хотим обеспечить экономическое и социальное развитие в стране, надо усовершенствовать трудовое законодательство и обеспечить контроль над его исполнением.
Национальный проект «Наука».
Выделено 636 млрд руб.
Целевые показатели (к 2024 году):
• вхождение России в пятерку ведущих стран, проводящих научные исследования и разработки в областях, приоритетных для научно-технологического развития;
157
• определение до конца сентября 2020 года российскими и международными экспертами не менее пяти научных проектов мирового уровня для работы на российских научных установках. Более половины исследователей должны быть в возрасте не старше 39 лет.
Разработана программа фундаментальных исследований, комплексные научно-технические программы, поставлена задача обновления приборно-научной базы ведущих научных организаций, предложены мероприятия более эффективного использования грантовой поддержки ученых, разрабатывающих наиболее важные для государства научные направления. Активно идет обсуждение Федерального законопроекта «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», который должен заменить действующий базовый Закон «О науке и государственной научно-технической политике». Работа над этим законопроектом началась в минобрнаукс еще в 2014 году. С июня 2019 года идет обсуждение, принимаются предложения. Планируется принять новый федеральный закон в 2020 году.
Отдельно рассматривается вопрос о статусе и полномочиях Российской академии наук (РАН). Неоднократно отечественные ученые с мировым именем отмечали неправильную систему управления наукой. Только сами ученые, знающие специфику исследований, практику внедрения исследований в реальный и финансовый секторы экономики могут определять направление развития науки и взаимодействовать с международными научными организациями. Но часто назначают чиновников, которые при подготовке важнейших документов, не только не советуются с академией, но даже не ставят в известность о разработке таких документов, что, конечно, резко снижает качество управления.
В целом система управления наукой должна быть усовершенствована на всех уровнях, начиная с уровня школьного образования и до вузовского и академического. Необходимо определить критерии для ответственных лиц, управляющих научной деятельностью.
Важной составляющей является координация действий правительства, ученых и представителей бизнеса. 6 и 7 декабря 2019 года проходил форум Российской венчурной компании (РВК) в городе Сочи с участием представителей администрации президента, аппарата правительства и экспертов, где рассматривалось внедрение новых технологий, включая искусственный интеллект. Были проведены своеобразные стресс-тесты, определяющие возможные сложности внедрения технологий. По решению правительства каждая технология получила «куратора» в лице крупной госкомпании в июле 2019 года.
Сбербанк курирует развитие искусственного интеллекта, а «Ростелеком» и «Ростех» в тандеме отвечают за беспроводные технологии связи. В ведение «Ростеха» отошли квантовые сенсоры, блокчейн, новое поколение узкополосной связи для интернета вещей. «Росатом» возглавил направление квантовых вычислений, а РЖД — квантовых коммуникаций. И хотя разработанные дорожные карты по каждому из направлений входят в нацпрограмму «Цифровая экономика», а также имеют комплексный характер и дают суммарный эффект для экономики в целом.
Каждая из семи дорожных карт содержит анализ состояния определенной технологии, этапы ее развития, а также необходимые объемы финансового обеспечения.
Самое затратное направление — это искусственный интеллект. Однако его внедрение позволит решить наиболее важные задачи. Например, в здравоохранении можно будет повысить точность диагностирования, улучшить качество медицинских услуг.
В торговле благодаря использованию искусственного интеллекта (проект «Наука» + «Цифровая экономика») можно эффективнее определять спрос на товары, сопутствующие им услуги, прогнозировать поведение покупателей.
Развитие технологий беспроводной связи помогут усовершенствовать логистику, сделать безопаснее условия труда и увеличить его производительность, повысить эффективность управления транспортом. Это направление потребует около 105,2 млрд рублей.
Внедрение технологии блокчейн обеспечит независимость финансовой инфраструктуры России от внешних угроз, повысит ее надежность и защищенность от кибератак. Внедрение этой технологии потребует порядка 73,3 млрд рублей.
Общий объем затрат на реализацию планов всех семи дорожных карт составит около 851,6 млрд рублей. Предполагается, что 232,3 млрд рублей выделит федеральный бюджет, а 619,3 млрд рублей поступят из внебюджетных источников [5].
Для успешного внедрения научных достижений надо расширять сеть инновационных предприятий: технопарков, инновационных центров, бизнес-инкубаторов. Продуманная система инновационного процесса от возникновения научной идеи до ее реализации и получения инновационного продукта позволит обеспечить экономический рост и на его основе повысить уровень жизни населения.
Так, например, высокий эффект наблюдался при внедрении новых информационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления («электронное правительство», «электронный бюджет», «электронные закупки»). Эти инновации в секторе управления позволили учесть особенности реализации государственной политики и изучить интересы потребителей государственных и муниципальных услуг.
158
В настоящее время принимаются меры по развитию вузовской науки, по созданию в университетах научно-исследовательских центров, научных лабораторий, осуществляются государственные заказы на научные исследования и разработки. Минобрнауки России организует проведение целевых программ. В вузы для преподавательской и научно-исследовательской деятельности привлекаются ученые академических институтов, новаторы-практики из реального сектора экономики. Иными словами, осуществляется интеграция науки и образования (сочетание национальных проектов «Наука» и «Образование»).
В Российской Федерации используются две формы бюджетного финансирования: институциональное и финансирование проектов. Но есть достаточно развитие страны, где превалирует одна из форм (рис. 2).
70%
\ I
90% 100%
■ Институциональное финансирование □Финансирование
Лма 2. Формы бюджетного финансирования университетской науки, % (Составлено на основании [13])
Успешная реализация проекта «Наука», включенного в направление «Экономический рост», позволит усилить и другие направления. Кроме уже названного проекта «Образование», проект «Наука» будет способствовать реализации проектов: «Здравоохранение», «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика», «Экология».
Необходимо осуществлять строгий финансовый контроль над выделяемыми ресурсами и обеспечить эффективность их вложения, что возможно только при наличии высококвалифицированных кадров.
Национальный проект «Кутыура».
Выделяется 113,5 млрд рублей.
Целевые показатели (к 2024 году):
• проведение в ближайшие 5 лет тридцать фестивалей детского творчества;
• создание к концу 2021 года пятнадцати центров непрерывного образования и повышения квалификации кадров в сфере культуры;
• увеличение в 6 раз числа оцифрованных и внесенных в Национальную электронную библиотеку книжных памятников;
• увеличение на 15 % числа посещений организаций культуры.
Значение культуры в жизни общества всегда была первостепенным. От того какая совокупность достижений человечества будет признана наиболее ценной зависит формирование самого общества и его дальнейшее развитие.
В майских указах Президента говорится о повышении качества жизни посредством развития культурной среды. А принятые в 2014 году «Основы государственной культурной политики» утвердили
159
широкое понимание культуры и ориентировали министерство культуры взаимодействовать с экспертным сообществом и использовать его наработки в общественно значимых целях.
И начинать формирование культурного общества надо с детского возраста. Выделение средств на фестивали детского творчества — это безусловно правильное решение. Однако необходимо сделать акцент на поддержку детской литературы. В книжных магазинах сейчас 75 % детской литературы переводной. Отечественные авторы, талантливые писатели, которые могли бы помогать формировать личность ребенка, работают исключительно на энтузиазме. Они практически не получают гонораров и, чтобы прожить, работают на нескольких работах. Даже поддержанный Союзом писателей бизнес-план П. Власова по экспорту российской детской литературы стоимостью 16 млн рублей не был реализован из-за длительных бюрократических процедур. Это недопустимые факты, которых не должно быть при исполнении национального проекта «Культура». Каким образом можно осуществлять патриотическое воспитание подрастающего поколения, если с детства у него нет возможности читать книги российских писателей?
Деятели культуры обеспокоены ситуацией с книгоизданием в целом по стране. Доступность книг за пределами Москвы, Петербурга, региональных столиц остается низкой. На огромную страну приходится всего одна тысяча книжных магазинов. Для сравнения в Японии, где население на 20 миллионов меньше нашего, десять тысяч книжных магазинов [11].
Отрадно, что в России проводятся книжные ярмарки, где представлены лучшие произведения российской и зарубежной литературы. Но не все имеют возможность поехать в столицу и большие города для приобретения книг. Развивается сеть интернет-торговли. Но, не являясь специалистом в области литературы, трудно определить качество того или иного произведения. Заменить живое общение книголюбов невозможно никакими социальными сетями. Конечно, в наше время, нельзя отказаться от интернет-изданий, но полностью заменить ими бумажные книги и журналы тоже неправильно. Должно быть умелое сочетание этих двух форм, что и предлагают многие редакторы, развивая параллельно эти два направления: 1) книга на бумажном носителе; 2) книга электронного формата.
Хорошая литература формирует мировоззрение, развивает логику и умение чувствовать красоту окружающего мира. Поэтому надо создать условия для плодотворной работы отечественных литераторов и повысить возможность чтения для всех слоев населения Российской Федерации.
Значительные средства выделяются на кинематограф. Государство дает примерно 5 млрд рублей в год на производство фильмов. Однако из 160 фильмов, поддержанных Министерством культуры и Фондом кино в 2012-2017 годах, окупились девятнадцать. Почти не снимается семейное, детское кино. А ведь оно востребовано, и если появляются качественные кинофильмы, то и зрительные залы заполнены и высоко ценятся на фестивалях не только в нашей стране, но и за рубежом.
С успехом прошли такие фильмы как «Движение вверх» (12 млн зрителей и 54 млн долл.), Легенда № 17» (4 млн зрителей и 29 млн долл.), Т-34 (9 млн зрителей и 36 млн долл.). Эти фильмы не только интересны и познавательны, они еще формируют патриотизм, чувство гордости за великую Родину Но все же фильмов такого уровня снимается недостаточно. И опять возникает проблема поиска квалифицированных специалистов в сфере культуры. Кинематограф и телевидение должны воспитывать нравственность, стремление к развитию, но, к сожалению, пока этого не наблюдается. Многие общественные деятели возмущены обилием насилия и безнравственных передач на телевидении и в кинематографе. Насмотревшись на аморальных «героев», молодежь потом не может нормально создать семьи. В среднем по статистике распадается 50 % супружеских пар. Откуда же мы возьмем рост населения?
Надо пропагандировать семейные ценности, душевную красоту, неприятие пошлости и умение противостоять насилию и всем видам зла.
Поэтому сейчас очень важно привлекать к осуществлению такого важного проекта как «Культура» талантливых, нравственных людей, способных с помощью литературы, живописи, музыки и других видов творчества, формировать моральные ценности россиян. ВЫВОДЫ
Проведенные исследования позволяют сформулировать такие выводы.
Во-первых, для осуществления стратегии развития Российской Федерации необходим комплексный подход к процессу реализации национальных проектов.
Во-вторых, необходимо выделить приоритетные направления социально-экономического развития России. Наше исследование установило, что это направление — «Человеческий капитал», так как без успешной реализации национальных проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Культура» решить задачи по направлениям «Экономический рост» и «Комфортная среда для жизни» не представляется возможным.
В-третьих, проведенный анализ позволил установить, что средств, выделяемых на успешную реализацию проектов всех трех направлений, достаточно. Основная проблема состоит в нерациональном использовании этих средств и низкой квалификации ответственных лиц за реализацию стратегии развития.
160
В-четвертых, в статье приведено обобщение предложений высококвалифицированных специалистов, общественных деятелей, политиков по повышению эффективности реализации национальных проектов.
В-пятых, показана не только необходимость финансового контроля над выделенными средствами, но и его задачи на каждом этапе реализации стратегии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буравчикова Д. «Мы всё равно взлетим!». Что происходит в нашей гражданской авиации? / Дарья Буравчикова [Электронный ресурс] // Конт. — Режим доступа: cont.ws/@bogdan37/1523544 (дата обращения: 07.12.2019).
2. Воробьева Е.И. Государственные финансы России и реализация национальных проектов / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 1 (46). — С. 16-24.
3. Гусенко М. С работой помогут / Марина Гусенко // Российская газета. — 2019. — № 244. — 30 октября. — С. 9.
4. Козуров Д. В стране больше миллиона вакансий, а люди сидят без работы / Дмитрий Козуров [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. — 2019. — 4 декабря. — Режим доступа: www.yakutia.kp.ru/daily/27064.3/4131137/ (дата обращения: 04.12.2019).
5. Кривошапко Ю. Карты на стол / Юлия Кривошапко // Российская газета. — 2019. — № 276. — 6 декабря. — С. 15.
6. Национальные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты [Электронный ресурс] // Правительство России. —Режим доступа: government.ru/projects/selection/741/35675/ (дата обращения: 11-15.11.2019).
7. Продолжительность жизни по данным Росстат [Электронный ресурс] / Росстат: федеральная статистика. — Режим доступа: rosinfostat.ru/prodolzhitelnost-zhizni/#i-7 (дата обращения: 14.11.2019).
8. Сколько людей с высшим образованием в мире? [Электронный ресурс] // Interstate-education — 2018. — 30 июня. — Режим доступа: interstate-education.com/2018/06/30/skolko-lyudej-s-vysshim-obrazovaniem-v-mire/ (дата обращения: 05.12.2019).
9. Терентьев Д. Четыре дня до свободы / Денис Тереньев // Аргументы недели. — 2019. — № 43 (687). — 6 ноября. — С. 19.
10. Шигарева Ю. Богаты только знаниями. Почему учителя вынуждены работать за копейки? / Юлия Шигарева, Юлия Борта, Мария Егорова, Виктория Шкаровская (АиФ-Европа), Дарья Галеева, Екатерина Лобан, Юрий Голубь, Елена Данилевич, Елена Жукова, Евгения Ладыгина, Лариса Малкова [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. Федеральный АиФ. — 2019. — 29 августа. — Режим доступа: aif.ru/society/education/bogaty_tolko_znaniyami_pochemu_ uchitelya_vynuzhdeny_rabotat_za_kopeyki
11. Швыдкой М. Зачем нужна читающая Россия / Михаил Швыдкой // Российская газета. — 2019. — № 228. — 10 октября. — С. 7.
12. Educational attainment and labor-force status (2018) [Electronic resource] // OECD. Stat. — Access Mode: stats.oecd.org/ Index.aspx?DataSetCode=EAG_NEAC (date of the application: 14.11.2019).
13. Measuring Innovation: A New Perspective (2010) [Electronic resource] // OECD ilibrary. — Access Mode: read.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/measuring-innovation_9789264059474-en#page9 (date of the application: 14.11.2019).
14. Teachers' salaries (2018) [Electronic resource] // OECD Data — Access Mode: data.oecd.org/eduresource/teachers-salaries.htm (date of the application: 14.11.2019).
SPISOK LITERATURY
1. Buravchikova D. «My vso ravno vzletim!». Chto proiskhodit v nashey grazhdanskoy aviatsii? / Dar'ya Buravchikova [Elektronnyy resurs] // Kont. — Rezhim dostupa: cont.ws/@bogdan37/1523544 (data obrashcheniya: 07.12.2019).
2. Vorobyоva Е.1. Gosudarstvennyye finansy Rossii i realizatsiya natsional'nykh proyektov / Е.1. Vorobyоva // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 1 (46). — S. 16-24.
3. Gusenko M. S rabotoy pomogut / Marina Gusenko // Rossiyskaya gazeta. — 2019. — № 244. — 30 oktyabrya. — S. 9.
4. Kozurov D. V strane bol'she milliona vakansiy, a lyudi sidyat bez raboty / Dmitriy Kozurov [Elektronnyy resurs] // Komsomol'skaya pravda. — 2019. — 4 dekabrya. — Rezhim dostupa: www.yakutia.kp.ru/daily/27064.3/4131137/ (data obrashcheniya: 04.12.2019).
5. Krivoshapko Yu. Karty na stol / Yuliya Krivoshapko // Rossiyskaya gazeta. — 2019. — № 276. — 6 dekabrya. — S. 15.
6. Natsional'nyye proyekty: klyuchevyye tseli i ozhidayemyye rezul'taty [Elektronnyy resurs] // Pravitel'stvo Rossii. — Rezhim dostupa: government.ru/projects/selection/741/35675/ (data obrashcheniya: 11-15.11.2019).
7. Prodolzhitel'nost' zhizni po dannym Rosstat [Elektronnyy resurs] / Rosstat: federal'naya statistika. — Rezhim dostupa: rosinfostat.ru/prodolzhitelnost-zhizni/#i-7 (data obrashcheniya: 05.12.2019).
8. Skol'ko lyudey s vysshim obrazovaniyem v mire? [Elektronnyy resurs] // Interstate-education — 2018. — 30 iyunya. — Rezhim dostupa: interstate-education.com/2018/06/30/skolko-lyudej-s-vysshim-obrazovaniem-v-mire/ (data obrashcheniya: 14.11.2019).
9. Terent'yev D. Chetyre dnya do svobody / Denis Teren'yev //Argumenty nedeli. — 2019. — № 43 (687). — 6 noyabrya. — S. 19.
10. Shigareva Yu. Bogaty tol'ko znaniyami. Pochemu uchitelya vynuzhdeny rabotat' za kopeyki? / Yuliya Shigareva, Yuliya Borta, Mariya Yegorova, Viktoriya Shkarovskaya (AiF-Yevropa), Dar'ya Galeyeva, Yekaterina Loban, Yuriy Golub', Yelena Danilevich, Yelena Zhukova, Yevgeniya Ladygina, Larisa Malkova [Elektronnyy resurs] // Argumenty i fakty. Federal'nyy AiF. — 2019. — 29 avgusta. — Rezhim dostupa: aif.ru/society/education/bogaty_tolko_znaniyami_pochemu_uchitelya_vynuzhdeny_rabotat_za_kopeyki
11. Shvydkoy M. Zachem nuzhna chitayushchaya Rossiya / Mikhail Shvydkoy // Rossiyskaya gazeta. — 2019. — № 228. — 10 oktyabrya. — S. 7.
12. Educational attainment and labor-force status (2018) [Electronic resource] // OECD. Stat. — Access Mode: stats.oecd.org/ Index.aspx?DataSetCode=EAG_NEAC (date of the application: 14.11.2019).
13. Measuring Innovation: A New Perspective (2010) [Electronic resource] // OECD ilibrary. — Access Mode: read.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/measuring-innovation_9789264059474-en#page9 (date of the application: 14.11.2019).
14. Teachers' salaries (2018) [Electronic resource] // OECD Data — Access Mode: data.oecd.org/eduresource/teachers-salaries.htm (date of the application: 14.11.2019).
Статья поступила в редакцию 09 декабря 2019 года Статья одобрена к печати 11 декабря 2019 года
161