Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОЦЕССОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19. ОПЫТ РЕГИОНА'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОЦЕССОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19. ОПЫТ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / НОВАЯ МОДЕЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / УСЛОВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Шкарин В. В., Ивашева В. В., Емельянова О. С., Симаков С. В., Гаврилова М. А.

Цель исследования. Представить модель управления проектами по улучшению медицинских процессов, апробированную в ряде медицинских организаций Волгоградской области и обосновать целесообразность ее применения и тиражирования в условиях возрастающих рисков, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Материалы и методы. Эмпирической базой исследования послужили материалы ежемесячного мониторинга достижения критериев базового и прогрессивного уровней «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» («НММО»), проводимого медицинскими организациями (МО) в рамках самообследования по методологии, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, данные оперативного контроля над исполнением сроков реализации проектов по улучшению процессов в МО, данные автоматизированной системы мониторинга медицинской статистики (АСММС), собственные аналитические оценки авторов. Данные представлены Региональным центром организации первичной медико-санитарной помощи Волгоградской области по результатам мониторинга за 2018-2020 гг. Достигнутые в 2020 г. результаты соотносились с мероприятиями, проводимыми МО в рамках реализации регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». Результаты. Разработана и предложена модель управления проектами (МУП) по улучшению медицинских процессов, позволяющая обеспечить гибкость (agility) системы управления проектами МО при принятии управленческих решений, запуске механизмов саморегулирования МО и быстрой переналадки процессов с помощью инструмента «бережливого производства» SMED (Single Minute Exchange of Dies) в целях обеспечения устойчивости функционирования МО при воздействии на их деятельность внешних негативных факторов в условиях распространения новой COVID-19. Проведен анализ структуры (направлений) проектов и динамики количества улучшаемых процессов в 157 структурных подразделениях МО, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь взрослому и детскому населению, участвующих в создании и тиражировании «НММО» за период с января 2018 г.по декабрь 2020 г. Выявлена обусловленность выбора МО улучшаемых процессов воздействием внешних негативных факторов (COVID-19), а также положительная динамика качественных и количественных результатов (критериев) в тех МО, которые используют МУП в своей деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о возможности и целесообразности трансляции (тиражирования) данного опыта в деятельности всех МО первичного звена здравоохранения Волгоградской области. Заключение. Сложная эпидемиологическая ситуация 2020 г. на практике продемонстрировала жизнеспособность и эффективность применения модели управления проектами в деятельности МО первичного звена здравоохранения Волгоградской области. В ответ на новые вызовы и риски, МО был сделан акцент на процессы, ставшие наиболее актуальными в сложившихся условиях, а именно: совершенствование процесса вакцинации, диагностических исследований, лекарственного обеспечения, организации всех видов приема - профилактического, лечебно-диагностического, в поликлинике и на дому. Результатами применения модели управления проектами стали возможность быстрой переналадки медицинских процессов в МО, выравнивание и перераспределение потоков пациентов за счет выстраивания эффективной логистики, сокращение временных и прочих видов потерь, улучшение качественных показателей деятельности МО, что способствует росту удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Шкарин В. В., Ивашева В. В., Емельянова О. С., Симаков С. В., Гаврилова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHCARE PROJECT MANAGEMENT: HOW TO IMPROVE PROCESSES IN MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC. EXPERIENCE OF A REGION

Objective. The study presents a project management model (PMM) for improving medical processes, which was tested in a number of medical organizations in the Volgograd Region and justify its application and replication in the context of increasing risks caused by the spread of the new coronavirus infection COVID-19. Methods. The empirical basis of the study was the materials of monthly monitoring of the achievement of the basic and progressive levels criteria of the «New model of a medical organization providing primary health care» (NMMO), conducted by medical organizations (MO) as part of a self-examination according to the methodology approved by the Ministry of Health of the Russian Federation, data on operational control over the implementation of projects to improve processes in medical institutions, data from the automated monitoring system for medical statistics, the authors own analytical assessments. The data are presented by the Regional Center for the Primary Health Care Organization of the Volgograd Region based on the monitoring results for 2018-2020. The results achieved in 2020 correlated with the activities carried out by the MO within the regional project «Development of the primary health care system». Results. A project management model for improving medical processes has been developed and proposed, which makes it possible to provide agility of the medical organization project management system when making managerial decisions, launching self-regulation mechanisms for medical organizations and quickly changing processes using the SMED (Single Minute Exchange of Dies) tool for lean manufacturing in order to ensure the sustainability of the functioning of medical institutions when external negative factors influence their activities in the context of the spread of the new COVID-19. The study reveals the analysis of the structure (directions) of projects and the dynamics of the number of improved processes in 157 structural subdivisions of the MO providing outpatient medical care to adults and children involved in the creation and replication of «NMMO» for the period from January 2018 to December 2020. The MO of improved processes by the impact of external negative factors (COVID-19), as well as positive dynamics of qualitative and quantitative results (criteria) in those MOs that use CBM in their activities. The results obtained indicate the possibility and feasibility of spreading (replicating) this experience in the activities of all primary health care organizations in the Volgograd region. Interpretation. The difficult epidemiological situation in 2020 demonstrated in practice the viability and effectiveness of the project management model application in the activities of the primary health care organization in the Volgograd Region. In response to new challenges and risks, the MO has focused on the processes that have become most relevant in the current conditions, namely: improving the vaccination process, diagnostic studies, drug provision, organizing all types of admission - preventive, therapeutic and diagnostic, in the clinic and on home. The results of the application of the project management model were the possibility of a quick readjustment of medical processes in medical facilities, leveling and redistribution of patient flows by building effective logistics, reducing temporary and other types of losses, improving the quality indicators of medical services, which contributes to an increase in population satisfaction with the quality of medical care.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОЦЕССОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19. ОПЫТ РЕГИОНА»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

DOI: 10.26347/1607-2502202105-06018-026

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОЦЕССОВ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19. ОПЫТ РЕГИОНА

Цель исследования. Представить модель управления проектами по улучшению медицинских процессов, апробированную в ряде медицинских организаций Волгоградской области и обосновать целесообразность ее применения и тиражирования в условиях возрастающих рисков, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Материалы и методы. Эмпирической базой исследования послужили материалы ежемесячного мониторинга достижения критериев базового и прогрессивного уровней «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» («НММО»), проводимого медицинскими организациями (МО) в рамках самообследования по методологии, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, данные оперативного контроля над исполнением сроков реализации проектов по улучшению процессов в МО, данные автоматизированной системы мониторинга медицинской статистики (АСММС), собственные аналитические оценки авторов. Данные представлены Региональным центром организации первичной медико-санитарной помощи Волгоградской области по результатам мониторинга за 2018—2020 гг. Достигнутые в 2020 г. результаты соотносились с мероприятиями, проводимыми МО в рамках реализации регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». Результаты. Разработана и предложена модель управления проектами (МУП) по улучшению медицинских процессов, позволяющая обеспечить гибкость (agility) системы управления проектами МО при принятии управленческих решений, запуске механизмов саморегулирования МО и быстрой переналадки процессов с помощью инструмента « бережливого производства» SMED (Single Minute Exchange of Dies) в целях обеспечения устойчивости функционирования МО при воздействии на их деятельность внешних негативных факторов в условиях распространения новой COVID-19. Проведен анализ структуры (направлений) проектов и динамики количества улучшаемых процессов в 157 структурных подразделениях МО, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь взрослому и детскому населению, участвующих в создании и тиражировании «НММО» за период с января 2018 г. по декабрь 2020 г. Выявлена обусловленность выбора МО улучшаемых процессов воздействием внешних негативных факторов (COVID-19), а также положительная динамика качественных и количественных результатов (критериев) в тех МО, которые используют МУП в своей деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о возможности и целесообразности трансляции (тиражирования) данного опыта в деятельности всех МО первичного звена здравоохранения Волгоградской области.

Заключение. Сложная эпидемиологическая ситуация 2020 г. на практике продемонстрировала жизнеспособность и эффективность применения модели управления проектами в деятельности МО первичного звена здравоохранения Волгоградской области. В ответ на новые вызовы и риски, МО был сделан акцент на процессы, ставшие наиболее актуальными в сложившихся условиях, а именно: совершенствование процесса вакцинации, диагностических исследований, лекарственного обеспечения, организации всех видов приема — профилактического, лечебно-диагностического, в поликлинике и на дому. Результатами применения модели управления проектами стали возможность быстрой переналадки медицинских процессов в МО, выравнивание и перераспределение потоков пациентов за счет выстраивания эффективной логистики, сокращение временных и прочих видов потерь, улучшение качественных показателей деятельности МО, что способствует росту удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи.

Ключевые слова: здравоохранение, региональный проект, первичная медико-санитарная помощь, проектно-ориентированная модель управления, новая модель медицинской организации, условия пандемии COVID-19, Волгоградская область

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов. Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

В.В. Шкарин1,

B.В. Ивашева1, О.С. Емельянова1,

C.В. Симаков1, М.А. Гаврилова2, М.С. Ломовцев3, Н.П. Багметов1, Е.Е.Даниленко1

1 ФГБОУВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Волгоград, Россия

2 Комитет здравоохранения Волгоградской области, г. Волгоград, Россия

3Региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи Волгоградской области, г. Волгоград, Россия

Для цитирования: Шкарин В.В., Ивашева В.В, Емельянова О.С., Симаков С.В., Гаврилова М.А., Ломовцев М.С., Багметов Н.П., Даниленко Е.Е. Управление проектами по улучшению процессов медицинских организаций в условиях пандемии COVID-19. Опыт региона. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; 5-6: 18-26. DOI: 10.26347/1607-2502202105-06018-026.

HEALTHCARE PROJECT MANAGEMENT: HOW TO IMPROVE PROCESSES IN MEDICAL ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC. EXPERIENCE OF A REGION

Objective. The study presents a project management model (PMM) for improving medical processes, which was tested in a number of medical organizations in the Volgograd Region and justify its application and replication in the context of increasing risks caused by the spread of the new coronavirus infection COVID-19.

Methods. The empirical basis of the study was the materials of monthly monitoring of the achievement of the basic and progressive levels criteria of the «New model of a medical organization providing primary health care» (NMMO), conducted by medical organizations (MO) as part of a self-examination according to the methodology approved by the Ministry of Health of the Russian Federation, data on operational control over the implementation of projects to improve processes in medical institutions, data from the automated monitoring system for medical statistics, the authors own analytical assessments. The data are presented by the Regional Center for the Primary Health Care Organization of the Volgograd Region based on the monitoring results for 2018—2020. The results achieved in 2020 correlated with the activities carried out by the MO within the regional project «Development of the primary health care system».

Results. A project management model for improving medical processes has been developed and proposed, which makes it possible to provide agility of the medical organization project management system when making managerial decisions, launching self-regulation mechanisms for medical organizations and quickly changing processes using the SMED (Single Minute Exchange of Dies) tool for lean manufacturing in order to ensure the sustainability of the functioning of medical institutions when external negative factors influence their activities in the context of the spread of the new COVID-19. The study reveals the analysis ofthe structure (directions) of projects and the dynamics of the number of improved processes in 157 structural subdivisions of the MO providing outpatient medical care to adults and children involved in the creation and replication of «NMMO» for the period from January 2018 to December 2020. The MO of improved processes by the impact of external negative factors (COVID-19), as well as positive dynamics of qualitative and quantitative results (criteria) in those MOs that use CBM in their activities. The results obtained indicate the possibility and feasibility of spreading (replicating) this experience in the activities of all primary health care organizations in the Volgograd region.

Interpretation. The difficult epidemiological situation in 2020 demonstrated in practice the viability and effectiveness of the project management model application in the activities of the primary health care organization in the Volgograd Region. In response to new challenges and risks, the MO has focused on the processes that have become most relevant in the current conditions, namely: improving the vaccination process, diagnostic studies, drug provision, organizing all types of admission — preventive, therapeutic and diagnostic, in the clinic and on home. The results of the application of the project management model were the possibility of a quick readjustment of medical processes in medical facilities, leveling and redistribution of patient flows by building effective logistics, reducing temporary and other types of losses, improving the quality indicators of medical services, which contributes to an increase in population satisfaction with the quality of medical care. Keywords: healthcare, regional project, primary health care, project-oriented management model, new model of medical organization, conditions of the Covid-19 pandemic, Volgograd Region

Authors declare no competing interests. Funding: the study had no sponsorship.

For citation: Shkarin VV, Ivasheva VV, Emelyanova OS, Simakov SV, Gavrilova MA, Lomovtsev MS, Bagmetov NP, Danilenko EE. Healthcare project management: how to improve processes in medical organizations in the context of the Covid-19 pandemic. Experience of a region. Health Care Standardization Problems. 2021; 5-6: 18-26. DOI: 10.26347/16072502202105-06018-026.

Vladimir Shkarin1, Victoria Ivasheva1, Olga Emelyanova1, Stanislav Simakov1, Marina Gavrilova2, Mikhail Lomovtsev3, Nikolay Bagmetov1, Evgeny Danilenko1

1 Volgograd State Medical University, Volgograd, Russia

2 Health Committee

of the Volgograd Region

3 Regional Center

of Primary Health Care Organization of the Volgograd Region, Volgograd, Russia

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации с 2019 г. на территории России реализуется национальный проект «Здравоохранение», запланированный до 2024 г. [1]. В субъектах Российской Федерации он выполняется в виде региональных проектов, один из них — «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». В Волгоградской области паспорт указанного регионального проекта был утвержден Советом при губернаторе, работа успешно началась с 2018 г. Определена задача оптимизации деятельности МО первичного звена, по результатам которой формируется «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», основанная на принципах бережливого производства. Механизмом достижения поставленной задачи является реализация на базе МО внутриучреж-денческих проектов по улучшению процессов медицинской деятельности, которые избираются самой организацией в зависимости от определяемых «проблемных зон» и первоочередных задач, решаемых в рамках регионального проекта.

Реалии и вызовы 2020 г. создали определенные потенциальные риски для выполнения регионального проекта в целом, так как потребовали решения ранее не предусмотренных задач: обеспечения готовности системы здравоохранения к оказанию медицинской помощи пациентам с новой короновирусной инфекцией и предупреждение ее дальнейшего распространения, последующее восстановление плановой работы МО, перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, модернизации инфекционной службы и др. Вместе с тем обязательной остается реализация текущих мероприятий регионального проекта а также «дальнейшее внедрение бережливых технологий как резерва повышения эффективности работы медицинских организаций» [2, 3].

В сложившихся условиях становятся необходимыми разработка и применение особой системы управления МО, позволяющие упреждающе реагировать на усиливающееся влияние внешних негативных факторов и обеспечивающие устойчивость и непрерывность работы МО.

Системный подход к управлению рассматривает МО как систему — совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технологии, цели), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняю-

щейся внешней среды. Ключевым объектом управления в данном случае выступает проект по улучшению какого-либо процесса внутри МО. При этом под проектом следует понимать набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на улучшение процесса, результатом которого является создание уникального результата (усовершенствованного или нового процесса, или медицинской услуги) в условиях временных и ресурсных ограничений. Важно понимать, что проект в контексте настоящего исследования — это в достаточной степени формализованная и организованная деятельность группы лиц — участников проектной группы, по достижению цели проекта. Цель — это конкретный результат, свойства которого определяются исходя из детального объективного анализа потребностей заинтересованных лиц (стейхолдеров). Потребности стей-холдеров МО во многом зависят от внешних факторов, а запросы на изменения могут формироваться как до инициации проекта по внедрению улучшений, так и во время его реализации.

МО обладает характеристиками как биологической, так и социально-экономической системы открытого типа, для которой необходимо обеспечение динамического равновесия, достигаемого за счет работы механизма саморегулирования. Способность к саморегулированию выступает ключевым критерием эффективно работающей системы, будь то отдельная поликлиника или система здравоохранения в целом, определяющим ее устойчивость без необходимости применения ручного (аврального) управления в условиях возникновения непредвиденных ситуаций. Способность в долгосрочной перспективе сохранять устойчивость и наращивать достигнутые показатели деятельности, быстро восстанавливать утраченное равновесие, успешно преодолевать сопротивление внешней среды — основная цель МО как системы. Модель управления проектами (МУП) по улучшению медицинских процессов, позволяющая обеспечить гибкость системы управления при принятии управленческих решений, запуске механизмов саморегулирования и быстрой переналадки процессов в целях обеспечения устойчивости функционирования МО при воздействии на их деятельность внешних негативных факторов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) во многом способствует достижению данной цели.

Цель исследования — предложить модель управления проектами по улучшению медицинских процессов, апробированную в ряде медицинских организаций Волгоградской области и обосновать целесообразность ее применения и тиражирования в условиях возрастающих рисков, вызванных распространением новой коро-навирусной инфекции (СОУГО-19).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Анализ текущих итогов реализации федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи в части создания «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в Волгоградской области проводился на основании сводных отчетов МО по самооценке степени достижения показателей по 11 критериям, рекомендованным для этих целей Министерством здравоохранения Российской Федерации, в том числе базового и прогрессивного уровней [4]. Данные представлены Региональным центром организации первичной медико-санитарной помощи Волгоградской области (РЦ ПМСП) по результатам мониторинга за 2018—2020 гг. Достигнутые в 2020 г. результаты соотносились с мероприятиями, осуществлявшимися в регионе по этапам в рамках реализации указанного проекта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

За 2020 г. проанализированы проекты 157 структурных подразделений МО, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь взрослому и детскому населению, внедряющих в свою работу принципы «НММО», в том числе 114 структурных подразделений, имеющих в своем составе детское поликлиническое отделение. В соответствии с Методикой, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, проекты подразделяются на 16 категорий согласно перечню основных процессов, реализуемых в МО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Проекты, направленные на улучшение процессов, не отраженных в основном перечне, учитываются в категории «Другое». Структура реализуемых проектов в разрезе направлений медицинских процессов в 2020 г. представлена на рис. 1.

Количество проектов, реализуемых в Волгоградской области по итогам 2018 г., составило 78. По итогам 2019 г. их было уже 582. Несмотря на

сложную ситуацию в 2020 г., эта работа не только не приостановилась, а напротив, демонстрирует устойчивый и выраженный рост. Так, к концу 2020 г. в структурных подразделениях МО, принимающих участие в проекте, на различной стадии реализации находилось 1511 проектов по улучшению процессов, что на 462 проекта или на 44% больше, чем по итогам предыдущего года. Подобная динамика была обусловлена не только ростом числа участвующих в проекте структурных подразделений МО, но и ростом количества реализуемых проектов по улучшению процессов внутри каждой МО. Так, в 2018 г. среднее количество проектов, реализованных одним структурным подразделением МО, составляло 3,5, в 2019 г.— 4,4, а по итогам 2020—9,6.

Следует отметить, что положительная динамика демонстрируется по всем категориям процессов. Так, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. увеличилось количество проектов, направленных на совершенствование соответствующих процессов: вакцинации — на 48% (с 77 до 114); диагностических исследований — на 38% (с 47 до 65); лекарственного обеспечения — на 33% (с 73 до 97); работы регистратуры МО — на 27% (с 267 до 340); профилактического приема — на 26% (с 123 до 155); лечебно-диагностического приема врача — на 21,5% (с 116 до 141); лечебно-диагностического приема на дому — на 20,6% (с 63 до 76); экспертизы временной нетрудоспособности — на 17,6% (с 34 до 40); санитарного содержания помещений поликлиники — на 15% (с 46 до 53) проектов.

О наличии признаков саморегулирования, отражающих стремление МО адекватно и эффективно отреагировать на вызовы в условиях возрастающих рисков внешней среды (сезонные колебания заболеваемости, рост нагрузки на сеть, связанный с новой коронавирусной инфекцией, дефицит ресурсов, в первую очередь кадровых), могут свидетельствовать следующие факты. Как уже отмечалось, в 2020 г. с 77 до 114 возросло количество проектов, связанных с улучшением процесса вакцинации. Это наиболее значимый рост в структуре тематических направлений проектов, что может быть обусловлено ожиданиями МО реализации рисков нарушения или остановки процессов вакцинации ввиду форсмажорных эпидемиологических обстоятельств. В данном случае подавляющее число МО, выбравших в качестве проектов процессы вакцинации, «играли

Лечебно-

лиагипгтииог^ий

Диагностические исследования

Экспертиза временной нетрудоспособности 3%

Управление ресурсами в медицинской организации 1%

Управление качеством и безопасностью в медицинской организации 1%

Техническое обслуживание медицинского оборудования 1%

Рис. 1. Структура реализуемых проектов в МО Волгоградской области

на опережение», инициировав проекты до момента возникновения рисков.

Особого внимания заслуживает тот факт, что в числе реализуемых МО проектов появились полностью новые проекты, направленные на совершенствование деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Их инициаторами стали медицинские учреждения, как городские поликлиники, так и центральная районная больница одного из районов области. Большая часть этих проектов посвящена организации деятельности в условиях распространения СОУГО-19 в целом. Вместе с тем ряд проектов посвящены отдельным направлениям деятельности в условиях сложной эпидемиологической обстановки, таким как:

— «Оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией с применением телемедицинских технологий».

— «Оптимизация процесса диспансерного наблюдения за пациентами, перенесшими СОУГО-19».

— «Оптимизация процесса работы кабинета неотложной помощи в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции».

В разной степени увеличилось количество проектов и по другим направлениям деятельности.

Для обеспечения устойчивости МО как открытой системы механизм саморегулирования должен четко функционировать на всех этапах жизненного цикла проекта от инициации до закрепления результатов и закрытия. В ряде МО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь с 2018 г., начала внедряться предложенная РЦ ПМСП модель управления проектами по улучшению медицинских процессов (рис. 2).

МО, являясь системой открытого типа, испытывает в своей деятельности влияние факторов внутренней и внешней среды. При этом факторы внешней среды требуют соответствующего реагирования.

Известно, что способность к саморегуляции выступает ключевым критерием эффективно ра-

Рис. 2. МУП по улучшению медицинских процессов

ботающей системы, будь то отдельная поликлиника или система здравоохранения в целом, определяющим устойчивость системы без необходимости применения «ручного управления» в условиях возникновения непредвиденных ситуаций.

Предложенная МУП обладает значительной универсальностью. Результаты ее применения в ряде поликлиник Волгограда и области, таких как клинические поликлиники 1, 3, 28, поликлиники 2 и 4 Волгограда, поликлиника Октябрьской ЦРБ и др. позволяют сделать однозначный вывод о высокой степени ее эффективности и возможности использования во всех МО области.

МУП имеет четкую ролевую структуру, определяющую схему взаимодействия участников в ходе работы над проектом. Основой данной модели является механизм выработки правильного решения об инициации проекта, отвечающего степени воздействия внешней среды с учетом возможностей внутренней. Инициация действительно необходимых в складывающейся ситуации проектов, направленных на укрепление МО, способствует устойчивости системы — достижению ей динамического равновесия. Функции

центра принятия решений разделяют между собой инфоцентры и проектные комитеты МО, а также РЦ ПМСП, выступающий координационным центром по созданию и внедрению НММО.

Каждый участник выполняет определенные ролевые функции:

— заказчик проекта—лицо, которое является владельцем результата проекта, как правило, главный врач МО, инициирует проект, определяет четкие параметры результата проекта и сроки его достижения;

— проектный комитет МО — функциональная структура, ответственная за обеспечение проекта ресурсами и осуществляющая административную, финансовую и иную поддержку проекта, распределение полномочий;

— руководитель проекта — лицо, осуществляющее управление и ответственное за результаты проекта. Руководитель проекта избирается из числа участников группы проекта, непосредственно задействованных в улучшаемом процессе, обладает качествами и характеристиками лидера;

— команда проекта — совокупность лиц, непосредственно задействованных в улучшаемом процессе объединенных во временную организа-

ционную структуру для выполнения работ проекта. Команда проекта разрабатывает базовый план проекта и впоследствии, в случае поступающих запросов на изменения, проводит соответствующие корректирующие действия, принимает и реализует большинство проектных решений, что в значительной степени разгружает руководителя МО. Базовый план размещается в системе общего пользования, имеется возможность внесения корректировок по мероприятиям, в режиме онлайн возможно контролировать сроки исполнения заказчику, руководителю, членам рабочих групп и координатору проекта. Полученные результаты формализуются в виде соответствующих стандартов, операционных карт и алгоритмов и размещаются в облачной системе хранения информации, что позволяет быстро и эффективно воспользоваться результатами и перенять опыт другим МО.

Координатор проекта — РЦ ПМСП осуществляет методическое консультирование команд проектов всех МО, обеспечивает их взаимодействие, аккумулирует и анализирует получаемую от рабочих групп информацию, отслеживает и контролирует сроки реализации проектов, способствует трансляции полученного опыта с целью его тиражирования, что в значительной степени повышает эффективность МУП.

Говоря о результатах применения МУП, следует сказать, что в тех МО, которые взяли на вооружение данную модель, наблюдается сокращение средних сроков реализации проекта с 6 до 3,5 мес. Наделение определенными полномочиями рабочих групп проектов и нормативное закрепление за руководителями (лидерами) проектов определенного функционала позволило в значительной степени освободить главных врачей от решения операционных задач, оставив за нами контрольные функции. Достижение критериев базового уровня НММО, служащих индикаторами эффективности работы МО в рамках реализации регионального проекта, свидетельствует о том, что в 106 из 157 структурных подразделений МО, применяющих МУП, базовый уровень НММО достигнут, причем в тех из них, где модель применяется наиболее полно, количественные значения критериев на 15—20% выше, чем в среднем по всем МО.

Отдельно стоит остановиться на преимуществе МУП, позволяющем эффективно транслировать полученный опыт. Как было отмечено

выше, выполняя координационные функции, РЦ ПМСП аккумулирует всю информацию, поступающую от МО в рамках регионального проекта: ведет сводный реестр проектов с контролем этапов и сроков исполнения в режиме реального времени. Это позволяет наладить эффективное взаимодействие между командами из разных МО, занимающихся совершенствованием одинаковых процессов и быстро обмениваться опытом, совместно решать наиболее сложные задачи. Ведение архива стандартов позволяет обеспечить к ним доступ всех МО. В частности, усовершенствованный в ГУЗ «Клиническая поликлиника № 1» процесс «Работа амбулаторного центра диагностики и лечения новой коронави-русной инфекции СОУГО-19», в рамках которого налажена маршрутизация, зонирование помещений (диагностическая зона и зона распределения пациентов). Для процесса разработаны карты целевого состояния и стандартные операционные карты, которые оперативно были переданы в другие МО для изучения и использования.

Результатом применения данного стандарта стало сокращение общего времени ожидания в очередях и сроков осмотра на 60%, уменьшение протяженности маршрута движения пациентов на 53% и увеличение удовлетворенности граждан с 30 до 60%.

Кроме того, обстоятельством, свидетельствующим об эффективности МУП, стало то, что использующие ее в своей работе МО стали обладать свойствами саморегулирующейся системы, способной своевременно, а в ряде случаев и уп-реждающе ответить на «вызовы» внешней среды, переориентировав работу команд на решение соответствующих задач. Это характеризуется динамикой структуры реализуемых проектов по улучшению процессов. Формализация улучшенных процессов в формате стандартов или операционных карт и их передача посредством эффективной коммуникации позволяют запустить механизм быстрой переналадки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменения во внешней проектной среде (внешние риски) в значительной мере влияют на выбор медицинскими организациями процессов, требующих улучшения, а МО в свою очередь адекватно реагируют на вызовы внешней среды, формируя портфель проектов таким обра-

зом, чтобы обеспечить своевременное получение улученных процессов как до момента наступления рисков, так и в ходе их реализации.

Сложная эпидемиологическая ситуация 2020 г. на практике продемонстрировала жизнеспособность и эффективность МУП по улучшению медицинских процессов. Запущен механизм саморегулирования МО, об этом свидетельствуют как меняющаяся структура выполняемых проектов, так и динамика количественных и качественных показателей. В ответ на новые вызовы и риски акцент МО был сделан на процессы, ставшие наиболее актуальными в сложившихся условиях, а именно: совершенствование процесса вакцинации, диагностических исследований, лекарственного обеспечения, организации всех видов приема—профилактического, лечебно-диагностического, в поликлинике и на дому. Произошло сокращение средних сроков реализации проектов в МО, обеспечено достижение базового уровня НММО, а также созданы условия для тиражирования наиболее успешных практик.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 26 июля 2017 г. № 8). Доступно по: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_222124/. Ссылка активна на 10.09.2020. [Passport of the priority project « New model of a medical organization providing primary health care» approved by the Presidium of the

Council under the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects (Minutes No. 8 of July 26, 2017)]. Accessed 10.09.2020. http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_222124/. Russian.

2. Публичная декларация приоритетных направлений деятельности министерства здравоохранения Российской Федерации на 2020 год. Доступно по: https:// minzdrav.gov.ru/documents/9619-publichnaya-deklaratsi-ya-prioritetnyh-napravleniy-ministerstva-zdravoohraneni-ya-rossiyskoy-federatsii-na-2020-god. Ссылка активна на 08.12.2020. [Public Declaration of priority areas of activity of the Ministry of Health of the Russian Federation for 2020]. Accessed 10.09.2020. https://minzdrav.gov.ru/docu-ments/9619-publichnaya-deklaratsiya-prioritetnyh-naprav-leniy-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federat-sii-na-2020-god. Russian.

3. Протасова Л.М., Масунов В.Н., Бойков В.А., Деев И.А., Кобякова О.С., Суворова Т.А., Шибалков И.П., Шнайдер Г.В. Опыт внедрения технологий бережливого производства в здравоохранении: обзор лучших практик. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание]. 2019; 65(4). DOI: 10.21045/2071-5021-2019-654-1. Protasova LM, Mosunov VN, Baykov VA, Deev IA, Kobyakova OS, Suvorova TA, Shibalkov IP, Schneider GV. [Experience in introducing lean manufacturing into health care: overview of best practices]. Social Aspects of Population Health [online publication]. 2019;65(4). DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-4-1. Russian.

4. Шкарин В.В., Симаков С.В., Ивашева В.В., Емельянова О.С., Чепурина Н.Г., Багметов Н.П., Ломовцев М.С. Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Опыт региона: проблемы, решения. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020; 7-8: 20-26. DOI: 10.26347/16072502202007-08020-026. Shkarin VV, Simakov SV, Ivashe-va VV, Emelyanova OS, Chepurina NG, Bagmetov NP, Lomovtsev MS. [А new model of primary health care organization. Volgograd Region's case: problems, solutions]. Health Care Standardization Problems. 2020; 7-8: 20—26. DOI: 10.26347/1607-2502202007-08020-026. Russian.

Поступила / Received: 09.12.2020 Принята к опубликованию / Accepted: 12.03.2021

Сведения об авторах:

Шкарин Владимир Вячеславович — канд. мед. наук, доцент, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Института непрерывного медицинского и фармацевтического образования. 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1. Тел. 8 (4442) 38-21-78. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-7520-7781.

Ивашева Виктория Васильевна — канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Института непрерывного медицинского и фармацевтического образования, 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1. Тел. 8 (4442) 38-21-78. E-mail: [email protected].

Емельянова Ольга Сергеевна — канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Института непрерывного медицинского и фармацевтического образования, 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1. Тел. 8 (4442) 38-21-78. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0001-8772-7971.

Симаков Станислав Владимирович — канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Института непрерывного медицинского и фармацевтического образования, 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1. Тел. 8 (4442) 38-21-78. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0003-2805-2438.

Гаврилова Марина Анатольевна — заместитель председатели комитета здравоохранения Волгоградской области, 400001, г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 16. Тел. 30-99-94. E-mail: [email protected].

Ломовцев Михаил Сергеевич — канд. экон. наук, доцент, руководитель регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи Волгоградской области, 400005, г. Волгоград, проспект Ленина, д. 56а. Тел. 8 (8442) 24-88-43. E-mail: [email protected].

Багметов Николай Петрович — канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Института непрерывного медицинского и фармацевтического образования, 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1. Тел. 8 (4442) 38-21-78. E-mail: [email protected].

Даниленко Евгений Евгеньевич — ассистент кафедры экономики и менеджмента, 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1, Тел. 89053330242, E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-7567-6035.

About the authors:

Vladimir V. Shkarin — Ph. D. in Medicine, Associate Professor, Head of the Department of Public Health and Health Care, Institute of Further Medical and Pharmaceutical Education, Volgograd State Medical University. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-7520-7781.

Victoria V. Ivasheva — Ph.D. in Medicine, Associate Professor, Department of Public Health and Health Care, Institute of Further Medical and Pharmaceutical Education, Volgograd State Medical University. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0001-8772-7971.

Olga S. Emelyanova — Ph.D. in Medicine, Associate Professor, Department of Public Health and Health Care, Institute of Further Medical and Pharmaceutical Education, Volgograd State Medical University. E-mail: [email protected].

Stanislav V. Simakov — Ph. D in Medicine, Associate Professor, Department of Public Health and Health Care, Institute of Further Medical and Pharmaceutical Education, Volgograd State Medical University. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0003-2805-2438.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Marina A. Gavrilova — Deputy Chairman of the Health Committee of the Volgograd Region. E-mail: [email protected];

Mikhail S. Lomovtsev — Ph. D. in Economics, Head of the Volgograd Regional Center for Primary Health Care Organization. E-mail: [email protected].

Nikolay P. Bagmetov — Ph.D. in Medicine, Associate Professor, Department of Public Health and Health Care, Institute of Further Medical and Pharmaceutical Education, Volgograd State Medical University. E-mail: [email protected].

Evgeny E. Danilenko — Assistant Professor, Department of Economics and Management, Volgograd State Medical University. E-mail: [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-7567-6035.

Личное участие авторов:

Шкарин Владимир Вячеславович — руководитель исследования, 12,5%

Ивашева Виктория Васильевна — сбор, анализ подготовка эмпирических данных, 12,5%

Емельянова Ольга Сергеевна — компоновка, редакция текстовой части, подготовка обобщающих выводов, 12,5% Симаков Станислав Владимирович — анализ проектов, редакция и корректировка стандартов, 12,5% Гаврилова Марина Анатольевна — сбор, анализ подготовка эмпирических данных, 12,5%

Ломовцев Михаил Сергеевич — разработка МУП, анализ результатов апробации, подготовка управленческого блока, 12,5% Багметов Николай Петрович — сбор, анализ подготовка эмпирических данных, 12,5% Даниленко Евгений Евгеньевич — сбор, анализ подготовка эмпирических данных, 12,5%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.