УДК 338.268
УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США КАК ЭЛЕМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА
© 2018
Чумаков Денис Михайлович, аспирант
Институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) (117997, Россия, Москва, Профсоюзная, 23, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассмотрена деятельность Департамента генерального юрисконсульта Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA). На примере управления правовой структурой американского космического Агентства автор выделяет необходимость развития и использования информационных ресурсов России в целях надлежащего освещения деятельности государственной корпорации Роскосмос. Интерес к реализации информационных аспектов государственной деятельности, внедрение информационных технологи и усиление соответствующей нормативно-правовой базы расширяет границы современного понятия «электронного государства» и связанных с ним видов деятельности. По этой причине целью статьи выступает практическая демонстрация выгод от применения информационного поля, связанного с управлением ракетно-космической промышленностью США. Изучив функции Департамента генерального юрисконсульта NASA, задачи входящих в его структуру отделов, разветвленную сеть кооперационных связей, можно сделать вывод о высокой степени административной организации управления подразделением Агентства. Результат исследования свидетельствует о достаточном информационном обеспечении населения в области юридического сопровождения деятельности NASA, что говорит об эффективности мер, принимаемых организацией, а также об уровне взаимоотношений государства и граждан в целом.
Ключевые слова: электронное государство, ракетно-космическая отрасль промышленности, NASA, организационная структура управления, департамент генерального юрисконсульта, функции и обязанности, кооперационные связи, эффективность.
LEGAL MANAGEMENT IN THE U.S. SPACE INDUSTRY AS AN ELEMENT OF E-GOVERNMENT CONCEPT
© 2018
Chumakov Denis Mikhailovich, post-graduate student
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations,
Russian Academy of Sciences (IMEMO) (117997, Russia, Moscow, Profsoyuznaya Str., 23, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with activities of the National Aeronautics and Space Administration (NASA) Office of General Counsel. In the case of the American space agency legal management, the author satisfies the need to develop and use Russia's information resources about the State space corporation Roscosmos. Interest in implementation of state information aspects, information technology adoption and strengthening of legal framework expands the "e-government" concept and related activities. For this reason, the purpose of the article is a practical demonstration of the U.S. space industry's information benefits. Explored the NASA Office of General Counsel duties, the tasks of its divisions, its extensive network of cooperation ties, suggests that administrative organization has good control. The result of the research testifies to sufficient information support of the NASA legal management, which indicates the strategy effectiveness and high relationship between the state and citizens.
Keywords: E-government, space industry, NASA, organization structure, Office of General Counsel, duties and responsibilities, cooperation ties, effectiveness.
Основная проблематика статьи заключается в отсутствии всестороннего информационного обеспечения населения, поступающего от государственных организаций России, в частности государственной корпорации Роскосмос (ГК Роскосмос), управляющей ракетно-космической отраслью страны. В принципе такая ситуация весьма обоснована, ведь отрасль относится к стратегически важным направлениям деятельности государства, подчиненная строгим правилам секретности и безопасности. Однако в связи с необходимостью проведения различных поисковых и научно-исследовательских работ общественным и академическим кругам нужно регулярно обращаться к официальным источникам информации, что весьма затруднительно в силу того обстоятельства, что большинство документов доступно только для служебного пользования сотрудникам корпорации. Для получения подобных сведений аккредитованные представители заинтересованных в получении информации организаций вынуждены проходить продолжительный и весьма затруднительный процесс регистрации в многочисленных службах корпорации. При этом за разглашение сведений внутренних документов корпорации существует определенная ответственность. Независимым исследователям получить официальные данные практически невозможно, что ещё больше затрудняет процесс взаимосвязи общества и государства.
В связи с приходом эпохи цифровизации в мире получило широкое распространение такое понятие как
«электронное государство» и прочая связанная с ним деятельность («электронное правительство», «электронный парламент», «электронное правосудие») [1]. Именно оно, по мнению автора, является системообразующим элементом обработки, передачи и распространения информации государственных организаций с целью повышения осведомленности граждан. С другой стороны, благодаря распространению информационных аспектов государственной деятельности, основанной на использовании информационно коммуникационных-систем, может быть достигнуто эффективное и менее затратное администрирование во всех сферах деятельности ГК Роскосмос. Исходя из изученной информации, похожего опыта организация в данный момент не имеет [2-6]. Однако в годовом отчете ГК Роскосмос (2017 г.) все же сказано, что корпорация создаёт автоматизированную информационную систему доступа к документам по стандартизации и нормативно-технической поддержки принятия решений для повышения доступности фонда документов по стандартизации, что может быть расценено как начало реализации плана внедрения «электронного государства» [7].
С развитием нормативно-правового регулирования цифрового взаимодействия между органами государственной власти, организациями, гражданами и прочими субъектами экономики во многих странах мира тема «электронного правительства» получила широкое распространение в научно-исследовательских работах, про-
водимых зарубежными и отечественными авторами [8; 9]. Одной из наиболее обсуждаемых практик является англо-американская модель государственного информационного обеспечения, используемая в Великобритании, США и Канаде (4, 11 и 32 место в рейтинге наиболее информационно развитых стран мира в 2018 г.) [10; 11]. На примере США, в частности Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA), рассмотрим масштабы внедрения информационных технологий и результаты реализации мероприятий в государственном секторе [12].
NASA считается одним из ключевых исполнителей государственных инициатив в области планирования, реализации и контроля целевых программ разработки информационных технологий. Известно, что во исполнение Закона «Об электронном государстве» (2002 г.) был выпущен целый ряд нормативных документов, регулирующих дальнейшие действия Агентства [1316]. Основополагающим среди них выделяют «План реализации инициатив открытого государства» (2016 г.), включающий как завершенные, так текущие проекты в области информатизации организации [17]. В рамках плана общественности была представлена подробная организационная структура управления NASA. Рассмотрим деятельность служб правового обеспечения NASA.
Департамент генерального юрисконсульта (Office of General Counsel) обеспечивает юридическое сопровождение деятельности Агентства, связанной с введением и распространением правовой политики организации, а также интерпретацией государственных нормативно-правовых актов [18]. Место Департамента генерального юрисконсульта в организационной структуре NASA приведено на рисунке 1.
правлению. Прочие подразделения подчинены руководству центральных служб.
** Центральный административный отдел контролирует деятельность Лаборатории реактивного движения и других исследовательских центров, которые финансируются из федерального бюджета.
К другим функциям Департамента генерального юрисконсульта относится разработка положений по корпоративной этике и требований патентной программы, определение показателей и стандартов качества. Департамент генерального юрисконсульта является ответственным подразделением NASA по проведению судебных разбирательств, а также выступает представителем Агентства перед Бюро по регистрации патентов и товарных знаков США.
Департамент оказывает необходимую консультативную поддержку всем центрам и департаментам Агентства. Генеральный юрисконсульт взаимодействует с Руководителем (Директором) NASA, работает с начальниками центров и управляющими предприятий.
Департамент генерального юрисконсульта состоит из центрального управления, отдела закупок, отдела по заключению контрактов, отдела по вопросам интеллектуальной собственности, отдела по вопросам общего права и отдела по вопросам международного права.
Отдел закупок осуществляет деятельность в сфере правовой охраны сделок купли-продажи, а именно обязан выявлять мошеннические действия и связанные с закупкой правонарушения, координировать действия правовой защиты интересов организации, при необходимости останавливать или прекращать процесс закупки.
Отдел закупок отвечает за обнаружение, предотвращение и противодействие мошенническим действиям в процессе закупки посредством обучения и инструктирования персонала Агентства.
Экспертные группы
Генеральный инспектор
Главный финансист*
Начальник службы информации*
Руководитель Заместитель руководителя Помощник руководителя
Управление диверсификации и равных возможностей
Управление профессиональной подготовки
Управление международных и межведомственных связей
Генеральный юрисконсульт
Управление законодательных инициатив и межгосударственных отношений*
Служба связи*
Руководитель аппарата Заместитель помощника руководителя Помощник заместителя руководителя Главный советник руководителя по вопросам стратегии и политики
Отдел советников агентства
Главный учёный
Главный технолог
Управление программ малого бизнеса
Административный директорат
-Г
Отдел кадров
Отдел стратегической инфраструктуры
— Общий отдел штаб-квартиры —( Центр общих услуг НАСА Отдел закупок Служба безопасности
Главный инженер
Руководитель службы безопасности полётов
Начальник медсанчасти
Директорат пилотируемых космических
систем и полётов
НИЦ им. Эймса
Директорат космической
TPYUUÜ-U
НИЦ им. Армстронга
НИЦ им. Гленна
Структура подчинённости
Руководителю
Помощнику иуководителя
Центр космических полётов им. Годдарда
Лаборатория реактивного движения
НИЦ им. Джонсона
НИЦ им. Кеннеди
НИЦ им. Лэнгли
Центр космических полётов им. -Маршалла
Центральный административный отдел**
Космический центр им.
Гтринися
Рисунок 1 - Организационная структура NASA [19; Отдел закупок обязан выявлять коррупционные дей-20] ствия сотрудников и сообщать о них в вышестоящие го-
* Руководители центральных административных сударственные инстанции.
служб подчиняются помощнику руководителя по на-_Отдел по вопросам интеллектуальной собственно-
сти отвечает за правовую охрану результатов научно-технической деятельности (РНТД), в частности защищает авторские права на патенты и лицензии, технические решения, программное обеспечение, а также отстаивает интересы США перед коммерческими и международными представителями в соответствии с условиями соглашений о космическом праве (Space Act Agreements, SAA).
Отдел по контрактной работе несет ответственность за деятельность по правовому обеспечению договоров, грантов и соглашений о сотрудничестве.
Отдел по вопросам общего права осуществляет консультативную деятельность по вопросам корпоративной этики, подбору кадров, законодательства об охране труда и безопасности на производстве, налогового права и прочих областей, не имеющих отношения к сфере деятельности других подразделений и департаментов.
Отдел по вопросам международного права отвечает на юридические вопросы, касающиеся экспортного контроля, Закона о свободном доступе к информации и других областей международного права [18; 21].
Организационная структура Департамента генерального юрисконсульта NASA приведена на рисунке 2.
пающие руководителю NASA, запросы Конгресса США и предложения по внесению изменений в Правила закупок для федеральных нужд США.
Офис программы закупок представляет централизованные услуги сотрудничающим с NASA организациям по вопросам регулирования норм и правил выявления мошеннических действий.
Сотрудники отдела выявляют, рассматривают и преследуют по закону попытки мошеннических действий в отношении заключаемых контрактов, грантов, соглашений о сотрудничестве, используемых финансовых инструментов и иных действий Агентства.
В обязанности отдела также включается: направление выявленных нарушений в следственные органы, прокуратуру и Министерство юстиций США; координация уголовных, гражданских, договорных и административных средств правовой защиты; рекомендации о приостановлении и прекращении хозяйственных договоров; обучение и тренинги персонала Агентства по вопросам обнаружения, предотвращения и противодействия мошенническим действиям по закупкам; идейно-воспитательная работа с учащимися учебных заведений [23].
Отдел по вопросам интеллектуальной собственно-
Отдел по вопросам интеллектуальной собственности
Отдел по контрактной работе
Отдел по вопросам общего права
Отдел по вопросам международного права
Рисунок 2 - Организационная структура Департамента генерального юрисконсульта NASA [15;
21; 22]
Рассмотрим обязанности каждого из отделов Департамента генерального юрисконсульта NASA.
Основой функцией отдела закупок является предотвращение мошеннических действий в сфере закупок. Отдел представляет юридические рекомендации центральному управлению и научно-исследовательским центрам (НИЦ) NASA, проводит консультации по судебным случаям возмещения ущерба, полученного в результате мошеннических действий, разрабатывает и координирует политику Агентства в области антикоррупционного законодательства, представленной в Программе закупок (Acquisition Integrity Program).
Зона ответственности отдела закупок относится к выявлению предполагаемых мошеннических действий и прочих правонарушений, связанных с процессом обеспечения поставок, раскрытию уголовных правонарушений, приостановлению и прекращению управленческих решений, в том числе имеющих отношение к хозяйственным договорам.
Сотрудники отдела представляют интересы Агентства на межведомственных совещаниях и в таких структурах как Рабочая группа по вопросам мошенничества в сфере закупок Министерства обороны США и Межведомственный комитет по приостановлению и прекращению деятельности подрядчиков.
Отдел также отвечает на публичные вопросы, посту-
сти Департамента генерального юрисконсульта NASA отвечает за юридическое сопровождение деятельности Агентства, связанной с применением РНТД, организацией процесса коммерциализации РНТД и взаимодействием с коммерческим сектором.
Группа специалистов отдела осуществляет разработку и интерпретацию соглашений о сотрудничестве и партнерских соглашений с коммерческими организациями.
Отдел разрабатывает, реализует, управляет и координирует деятельность по Программе интеллектуальной собственности NASA (NASA's Intellectual Property Program), а также доводит до юрисконсультов научно-исследовательских центров NASA необходимые сведения, касающиеся вопросов патентования, авторского права, коммерческой тайны, технических решений, закрепленных в контрактах, грантах, соглашениях о сотрудничестве, а также вопросов распространения программного обеспечения.
В обязанности отдела входят консультации по вопросам коммерциализации деятельности NASA. При рассмотрении вопросов коммерциализации в международном масштабе отдел по вопросам интеллектуальной собственности взаимодействует с отделом по вопросам международного права [24; 25].
Процесс заключения соглашений о сотрудничестве был принят в законе о NASA 1958 г. С этого времени отдел отвечает за действия Агентства, направленные на упрощение процедур трансфера технологий, посредством установления возмещаемых/невозмещаемых пра-
вил на передаваемые объекты интеллектуальной собственности, по которым стороны несут взаимные обязательства, либо обязательства возлагаются на одну из сторон соглашения [26].
Отдел по вопросам интеллектуальной собственности делиться на 2 подразделения: по законодательству в сфере интеллектуальной собственности и по вопросам коммерциализации.
Группа специалистов, занятая решением первоочередных вопросов по интеллектуальной собственности, находится в подчинении Советника NASA по интеллектуальной собственности.
Подразделение осуществляет оперативное руководство процессом выдачи патентов и подготовку заявок на патент и товарный знак, контролирует документооборот по патентной отчетности, отстаивает интересы Агентства в Бюро по регистрации патентов и товарных знаков США.
Подразделение также подготавливает соглашения о патентных лицензиях и соглашения по лицензированию объектов авторского права, благодаря которым возможно с максимальной выгодой использовать имеющиеся технологии.
Подразделение подготавливает раздел об интеллектуальной собственности для договоров о совместной деятельности (SAA). Подразделение отвечает на запросы Министерства юстиции, производит обработку административных претензий, рассматривает запросы в отношении использования технических данных и программного обеспечения, следующих из Закона о свободном доступе к информации [24; 27].
Отдел по контрактной работе координирует политику Агентства в области заключения контрактов, а именно регулирует процесс отбора, управления и прекращения контрактов, принимает дополнения и поправки, внесенные в законодательство, рассматривает внутренние положения и распоряжения.
Отдел также ведет административные и судебные прения Агентства, касающиеся его области ответственности.
Внутри организации отдел по контрактной работе в большей степени взаимодействует с дирекцией NASA, юрисконсультами научно-исследовательских центров NASA.
Отдел осуществляет юридическое консультирование центрального управления NASA, в частности Департамента по Закупкам, по вопросам регулирования контрактной деятельности Правительством США. Сотрудники отдела представляют интересы Агентства на межведомственных совещаниях или на таких мероприятиях как Совет МО по закупкам.
Отдел по контрактной работе принимает первоначальные жалобы проигравшего участника конкурса на размещение контракта на выполнение работ перед тем как она поступит в Центральное финансовое управление США, Федеральный претензионный суд США и Федеральные окружные суды США; разрешает споры перед их направлением в Совет вооруженных сил по разбору претензий по контрактам; рассматривает решения перед их представлением в Апелляционные суды США, включая Апелляционный суд по федеральному округу [28].
Отдел по вопросам общего права осуществляет консультативную деятельность по вопросам корпоративной этики, налогового права, охраны окружающей среды, трудового законодательства и подбора кадров, законодательства об охране труда и безопасности на производстве, законодательства о раскрытии информации, правил проживания иностранных граждан, заключения соглашений о взаимопонимании и прочих правовых вопросов, находящихся в сфере деятельности NASA.
Отдел приводит деятельность организации в соответствие к текущему законодательству страны, принимает претензии и представляет Агентство на судебных и
административных слушаниях по рассмотренным выше вопросам.
В обязанности отдела по вопросам общего права входит проведение обучения и консультаций в области корпоративной этики.
Сотрудники отдела участвуют в написании раздела по этике, касающийся раскрытия информации публичных и финансовых отчетов организации [29].
Отдел по вопросам международного права отвечает за предоставление юридических консультаций центральному управлению и всем НИЦ NASA.
В круг рассматриваемых вопросов входит: международное право, включая международное космическое право; национальное законодательство, определяющее возможности международной кооперации Агентства; постановления ООН и других многосторонних организаций; международная торговля; телекоммуникации и радиочастотный диапазон; международные аспекты в области коммерциализации; экспортный контроль и национальная безопасность. Отдел осуществляет консультационную деятельность по составлению, исполнению и интерпретации соглашений, в том числе соглашений о взаимопонимании, договоров, в том числе договоров об обмене данными с иностранными организациями (как коммерческими, так и государственными), включая международные [30].
На основе проведенных в статье исследований можно сделать следующие выводы. Концепция «электронного государства» предполагает способность государства адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Возможности государства в освоении новых технологий, выстраивании взаимоотношений с гражданами и налаживании кооперационных связей с представителями коммерческой среды являются неотъемлемыми элементами концепции.
В связи с этим от подчиненных государству ведомственных структур требуется обеспечить доступность и открытость информации для широкого круга общественности.
К одной из таких структур в США относится NASA. В Законе «О космической деятельности» (Закон о NASA) указано «обеспечить максимально возможное и надлежащее распространение информации в ракетно-космической отрасли промышленности», к чему по сей день стремится данная организация.
На примере управления правовым обеспечением автор стремился показать результат, которого Агентство добилось при выполнении поставленной цели, а также многочисленных директив концепции «электронного государства», в частности «Плана реализации инициатив открытого государства» (2016 г.). В рамках Плана проведен ряд институциональных преобразований, действующих на базе следующих принципов:
- повышение информационной открытости и прозрачности деятельности NASA;
- предоставление возможности участия граждан в деятельности NASA;
- внедрение подходов и практик «открытого государства» в NASA;
- улучшение кооперационной и инновационной деятельности NASA;
- поддержка процесса коммерциализации космической деятельности.
В соответствии с указанными принципами институциональные изменения затронули политические, технологически и корпоративные аспекты деятельности Агентства.
К политическим аспектам относится внедрение открытого программного обеспечения, позволившего усилить взаимосвязь Агентства и общества. На технологические аспекты повлияло создание платформы облачных вычислений (NASA Nebula), благодаря которой ученые NASA смоги публиковать большие объ-
емы информации, доступные населению.
Учреждение Департамента по защите общественных интересов (Participatory Exploration Office) допустило участие граждан в деятельности NASA, что, по сути, расширило корпоративные возможности государственной организации.
В совокупности приведенных мер можно утверждать о достаточном информационном обеспечении населения в области юридического сопровождения деятельности NASA.
Перспективы дальнейших изысканий направлены на изучение прочих элементов организационной структуры Агентства, а также на оценку результатов мероприятий, ориентированных на реализацию концепции «электронного государства» в США.
Исследование зарубежного опыта управления и информационного обеспечения космического агентства рекомендуется к рассмотрению в ГК Роскосмос с целью улучшения нормативно-правовой базы и соответствующих руководящих документов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чеботарев В.Е., Коновалова Е.И. Электронное государство, электронное правительство, электронная демократия на современном этапе развития Российской Федерации // Юридический мир. № 7. 2012. С. 35-38.
2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363 (дата обращения 02.08.2018).
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_221756 (дата обращения 02.08.2018).
4. Протокол Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18.12.2017 № 2 «План мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_287865 (дата обращения 02.08.2018).
5. Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 (ред. от 07.03.2018) «О космической деятельности» // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3219 (дата обращения 02.08.2018).
6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О Государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос» // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_182616 (дата обращения 02.08.2018).
7. Годовой отчет 2016 // Роскосмос. 2017. 45 с. Режим доступа: https://www.roscosmos.ru/media/img/ docs/Reports/otcet.2016.pdf (дата обращения 02.08.2018).
8. Evans D., Yen D.C. E-Government: Evolving relationship of citizens and government, domestic, and international development // Government Information Quarterly. Issue 2. Vol. 23. 2006. P. 207-235. D0I:10.1016/j. giq.2005.11.004.
9. Василевский Я.И., Габуев С.В. Варианты развития электронного правительства. Опыт России. США, КНР // Международные процессы. Том: 15. Номер: 1 (48). 2017. С. 108-125.
10. Минервин И.Г. Эволюция электронного правительства в США // Экономические и социальные проблемы России. № 2. 2015. С. 48-75.
11. E-government survey // United Nations, Department of Economic and Social Affairs. 2018. 300 p. https://publi-cadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/ un/2018-Survey/E-Government%20 Survey%202018
FINAL%20for%20web.pdf (дата обращения 27.07.2018).
12. Phillips V. About the Open Government Initiative // NASA. August 7, 2017. Режим доступа: https://www.nasa. gov/feature/about-the-open-government-initiative (дата обращения 02.08.2018).
13. E-Government Act of 2002 / GPO, Public Law 107347, 107th Congress. December 17, 2002. 72 p. Режим доступа: https://www.gpo. gov/fdsys/pkg/PLAW-107publ347/ pdf/PLAW-107publ347.pdf (дата обращения 30.07.2018).
14. Governance and strategic Mmanagement handbook // NASA, NASA Policy Directive (NPD) 1000.0B. November 26, 2014. 40 p. Режим доступа: https://nodis3.gsfc.nasa. gov/npg_img/N_PD_1000_000B_/N_PD_1000_000B_.pdf (дата обращения 30.07.2018).
15. The NASA organization w/Change 33 // NASA, NASA Policy Directive (NPD) 1000.3E. April 15, 2015. 103 p. Режим доступа: https://nodis3.gsfc.nasa.gov/npg_ img/N_PD_1000_003E_/N_PD_1000_003E_.pdf (дата обращения 01.08.2018).
16. NASA strategic plan // NASA, NPD 1001.0C. February 12, 2018. 64 p. Режим доступа: https://www.nasa. gov/sites/default/files/atoms/files/nasa_2018_strategic_plan. pdf (дата обращения 01.08.2018).
17. Wynn R. Open Government plan 2016 // NASA. September 2016. 35 p. Режим доступа: https://open. nasa.gov/documents/59/2016_Plan.pdf (дата обращения 30.07.2018).
18. Osbourn C., Dunbar B. About The Office of the General Counsel // NASA. July 30, 2018. Режим доступа: https://www.nasa.gov/offices/ogc/about/index.html (дата обращения 01.08.2018).
19. Osbourn C., Dunbar B. NASA organization structure // NASA. July 11, 2018. Режим доступа: https://www.nasa. gov/about/org_index.html (дата обращения 01.08.2018).
20. NASA organization chart // NASA. November 2015. Режим доступа: http://www.nasa.gov/sites/default/files/at-oms/files/organizationchart_nov2015.pdf (дата обращения 01.08.2018).
21. Osbourn C., Dunbar B. General Counsel Organization // NASA. February 28, 2018. Режим доступа: https://www. nasa.gov/offices/ogc/about/organization1.html (дата обращения 01.08.2018).
22. Osbourn C., Dunbar B. Headquarters and Center Chief Counsel Contacts // NASA. July 23, 2018. Режим доступа: https://www.nasa.gov/offices/ogc/about/cccdirectory.html (дата обращения 01.08.2018).
23. Osbourn C., Dunbar B. Acquisition Integrity Program // NASA. September 15, 2017. Режим доступа: https:// www.nasa.gov/offices/ogc/acquisition_integrity/index.html (дата обращения 01.08.2018).
24. Osbourn C., Dunbar B. Commercial and Intellectual Property Law // NASA. January 5, 2018. Режим доступа: https://www.nasa.gov/offices/ogc/commercial/index.html (дата обращения 01.08.2018).
25. Graham C., Comstock D. Intellectual property management // NASA. August 2, 2011. 20 p.
26. National Aeronautics and Space Act of 1958 // GPO, Public Law 85-567. July 28, 1958. 13 p. Режим доступа: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE-72/pdf/ STATUTE-72-Pg426-2.pdf (дата обращения 01.08.2018).
27. Burns L., Harris R. The Intellectual Property Law Practice Group // NASA. March 1, 2013. Режим доступа: https://www.nasa.gov/offices/ogc/ip/index.html (дата обращения 01.08.2018).
28. Osbourn C., Dunbar B. Contracts and Acquisition Integrity Law // NASA. July 27, 2018. Режим доступа: https://www.nasa.gov/offices/ogc/contracts/index.html (дата обращения 01.08.2018).
29. Osbourn C., Dunbar B. General Law // NASA. September 15, 2017. Режим доступа: https://www.nasa. gov/offices/ogc/general_law/index.html (дата обращения 01.08.2018).
30. Osbourn C., Dunbar B. International Law // NASA. January 5, 2018. Режим доступа: https://www.nasa.gov/
offices/ogc/mtematюnal/mdex.html (дата обращения 01.08.2018).
Статья поступила в редакцию 21.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018