Научная статья на тему 'Управление потенциалом предприятия'

Управление потенциалом предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2379
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление потенциалом предприятия»

УПРАВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

М.А Пархомчук, кандидат экономических наук, доцент Курский государственный университет

Успех любой предпринимательской деятельности во многом определяется правильно выбранной стратегией управления потенциалом предприятия, являющейся составным элементом менеджмента в бизнесе. Выбор стратегии, в свою очередь, зависит от нескольких факторов: каким объемом потенциала обладает предприятие; насколько высок уровень конкурентоспособности потенциала предприятия; какова его доля на рынке и кем оно является - лидером, соперником или аутсайдером; какие цели предприятие ставит перед собой - укрепить лидерство, выйти в лидеры, закрепиться в "серединке" или избежать банкротства. В зависимости от поставленных целей предприятие выбирает ту или иную стратегию поведения на рынке, Технология управления потенциалом предприятия включает следующие этапы:

- оценка структуры, динамики и эффективности использования потенциала предприятия, его доли на рынке:

- оценка конкурентоспособности предприятия;

- анализ резервов и потерь предприятия:

- выбор стратегии и тактики по повышению конкурентоспособности предприятия;

- проведение мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия, исходя из выбранной стратегии и тактики.

Таким образом, управление потенциалом предприятия в условиях рынка сводится, по существу, к управлению его конкурентоспособностью (к оценке и анализу факторов, повышающих или понижающих конкурентоспособность предприятия, выбору и реализации соответствующей стратегии и тактики для достижения той или иной намеченной цели). Чтобы выбрать верную стратегию, менеджеру нужно, прежде всего, знать, что представляет собой экономический потенциал.

Экономический потенциал любого предприятия - это совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансо-

вы\ и др.). имеющихся в распоряжении предприятия. и способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода. Для экономического потенциала предприятия характерны четыре основные черты,

1. Экономический потенциал предприятия определяется его реальными возможностями в той или иной сфере экономической деятельности, При этом не только реализованными возможностями. но и нереализованными по каким-либо причинам,

2. Возможности любого предприятия во многом зависят от имеющихся у него ресурсов и резервов (экономических, социальных), НС задействованных в производстве. Поэтому потенциал предприятия характеризуется также и определенным объемом ресурсов и резервов как вовлеченных, так и не вовлеченных в производство. но подготовленных к использованию в нем.

3. Обладание ресурсами является необходимым. но недостаточным условием для успеха в любом бизнесе. Необходимо еще умение распорядиться имеющимися ресурсами, что является задачей номер один в любом бизнесе. Руководству следует помнить, что потенциал предприятия определяется НС только и НС столько имеющимися у него возможностями и ресурсами, сколько его способностями к их использованию с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода.

4. Уровень и результаты реализации потенциала предприятия (объем созданной продукции или доходов) определяются также выбранной формой предпринимательства и соответствующей ей организационной структурой предприятия.

В теории и практике зарубежного бизнеса еще недавно не было такого понятия, которое объединяло бы все эти четыре черты экономического потенциала предприятия. Это объяснялось тем. что во время технократического бума на Западе приоритет отдавался основному капиталу: машинам, станкам, оборудованию и другим видам материально-вещественных ресурсов. Затем, в связи с исчерпанием возможностей получения большего эффекта от технического фактора, основное внимание стало уделяться человеческому капиталу, а именно способностям работников, полной реализации их личностного потенциала. Такая стратегия при-

носит немалые доходы фирме даже тогда, когда, казалось бы, все другие технические возможности уже исчерпаны. Поэтому сегодня модель экономического потенциала преуспевающей фирмы выглядит так:

человеческий капитал + основной капитал + оборотный капитал = экономический потенциал фирмы

В сбалансированности всех указанных элементов экономического потенциала, и. прежде всего, человеческого и основного капитала, западные бизнесмены видят "ключ" К успех}' в любой предпринимательской деятельности. Как пишет известный авторитет в кругах бизнеса Ли Якокка: "Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удается сделать" (3).

Если прежде в зарубежном бизнесе человеческий капитал учитывался лишь частично и не напрямую (в форме издержек на заработную плату в составе оборотного капитала), то сегодня человеческий капитал является самостоятельным основным фактором развития производства, Западные бизнесмены, умеющие считать деньги, убедились на своем опыте, что вложения в человека (расходы на повышение квалификации, образование, здравоохранение, досуг и отдых за счет фирмы) умножают доходы и повышают конкурентоспособность.

Итак, модель экономического потенциала любого предприятия определяется следующими факторами:

- объемом и качеством имеющихся у него ресурсов: численностью занятых, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансовыми и нематериальными ресурсами - патентами, лицензиями, информацией, технологией);

- способностями сотрудников (специалистов, рабочих, вспомогательного персонала) к созданию какой-либо продукции, иными словами. их образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивационным потенциалом;

- способностями менеджмента оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы, подготовкой, талантом и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и

ооноалять организационные структуры предприятия:

- инновационными способностями, т.с. способностями предприятия к обновлению производства. смене технологии и т.п.;

- информационными способностями, т.с. способностями обрабатывать и "переваривать" информацию для использования ее в производстве;

- финансовыми способностями: кредито-

способностью предприятия, внутренней и внешней задолженностью и др.

В сумме они образуют совокупную (экономическую и социальную) способность предприятия, которая при сравнении с аналогичной способностью других предприятий отражает уровень его конкурентоспособности.

Таким образом, конкурентоспособность потенциала предприятия - сравнительная характеристика потенциала, содержащая комплексную оценку состояния его важнейших параметров относительно каких-либо выбранных стандартов - мировых, народнохозяйственных, отраслевых. другого предприятия. Для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия в зарубежном бизнесе используются различные методы.

Индикаторный метод. В его основу заложена система индикаторов, с помощью которых дается оценка конкурентоспособности потенциала фирмы, компании, корпорации, другого предприятия и национальной экономики в целом. Под индикатором в зарубежном бизнесе понимается совокупность характеристик, позволяющих в формализованном виде описать состояние параметров того или иного исследуемого объекта, и на их основе выбрать рекомендации по повышению результативности его функционирования. Каждый индикатор, в свою очередь, распадается на ряд показателей, которые отражают состояние отдельных элементов исследуемого объекта. Другими словами, система индикаторов - своеобразный "барометр", позволяющий определить самочувствие и состояние "здоровья" тех или иных предприятий, регионов, страны. Затем предложить рецепты для выздоровления и улучшения их состояния (т.е. повышения конкурентоспособности), спрогнозировать пути оптимального развития и использования имеющегося потенциала, выработать новую стратегию и тактику управления им.

В настоящее время индикаторный метод широко применяется в зарубежном бизнесе для оценки конкурентоспособности. Например, западные бизнесмены при определении оптимального месторасположения (размещения) производства и капиталовложений в него, прежде всего, изучают конкурентоспособность потенциала той или иной страны. Для этих целей международная организация Европейский форум по проблемам управления (с центром в Женеве) ежегодно определяет уровни конкурентоспособности развитых стран. При этом используется система индикаторов, насчитывающая около 340 показателей и более 100 оценок экспсртов-экономистов. Данные анализа группируются по 10 основным факторам: динамика экономики (экономического потенциала); производственная мощность промышленности; динамика рынка: финансовая по-

мощь: человеческий капитал: престиж государства; обеспеченность сырьем; ориентация на внешний рынок; инновационный потенциал: общественная стабильность.

Каждый из этих 10 факторов складывается из 20-40 единичных индикаторов. Эта палитра простирается от таланта менеджеров до прямых капиталовложений в производство, от затрат на научные исследования до расходов на удобрения. от налогообложения до государственных долгов, от качества продуктов до стоимости рабочей силы, от производства цемента до планирования свободного времени. При этом возникает сложная задача по отбору наиболее значимых индикаторов для оценки каждого из приведенных 10 факторов.

В 80-е годы высокой конкурентоспособностью неизменно отличались США. Канада, Япония, ФРГ и Швейцария. При этом они характеризовались не только и не столько высокими экономическими показателями, но и структурой их конкурентоспособности. В частности высокой степенью адаптации экономики к изменениям мирового спроса, точным выбором национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям, умением и ловкостью избегать жесткой и порой бессмысленной конкуренции, переключиться на выпуск новых товаров, освоение новых рынков и т.д. Именно в мобильности, т.е. в способности приспособиться к эволюции мирового спроса и своевременно среагировать на нее путем структурной перестройки своего потенциала и развития его в нужных направлениях, и состоит

причина успеха ведущих западных стран и фирм, Как отмечают специалисты, в современной конкурентной борьбе побеждает не тот. кто идет в "штыковую" атаку, а тот. кто. выбрав верную позицию, умеет избежать такую атаку, Матричный метод. В его основе лежит идея рассмотрения процессов конкуренции в их зависимости и динамике. Методологической базой этого метода является кривая жизненного цикла товара. Основываясь на ее достаточно простых положениях, в середине 70-х годов маркетинговая фирма "Бостон консалтинг груп" разработала матричную методику оценки конкурентоспособности разнообразных товаров, которая в настоящее время применяется и при исследовании конкурентоспособности различных предприятий и отраслей, Главным инструментом исследования является матрица, построенная на основе двух показателей. По вертикали показываются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе. А по горизонтали

- доля предпринимателя или предприятия на рынке в логарифмическом масштабе, Все компании, корпорации, фирмы и другие единицы бизнеса располагаются на этой матрице в зави-

симости от своих параметров и условий рынка. Наиболее конкурентоспособными считаются те из них, которые занимают наибольшую долю на рынке.

Используя матричный метод, менеджер и бизнесмен могут оценить уровень конкурентоспособности потенциала не только своего предприятия, но и соперников. А затем выработать стратегию поведения на рынке, Матричный метод широко применяется американскими консультационными фирмами, является надежным инструментом оценки конкурентоспособности и для наших хозяйствующих субъектов и предпринимателей.

Литература

1. Виханский О.С.. Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономисть, 2003. -528 с.

2. Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З.П. Румянцевой. Н.А. Соломатина. -М.: ИНФРА-М. 19% . - 432 с.

3. Якокка Ли. Карьера менеджера: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. С. Ю. Медведева. - М.: Прогресс. 1991

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.