КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УДК 330 Ю. Н. Попов
Эволюция корпоративного управления
В статье анализируются некоторые аспекты исторической эволюции корпоративного управления, в частности повышения роли конкурентоспособности, которая становится приоритетной по отношению к прибыли. Это требует серьезного переосмысления индикаторов современного корпоративного управления.
Ключевые слова: конкурентоспособность, корпоративное управление, прибыль, экономическая и социальная функции предпринимательства.
С появлением во второй половине XX века социальной рыночной экономики роль конкуренции в хозяйственной жизни общества повышается, что находит отражение в выступлениях видных политиков, общественных деятелей, ученых, а также в признаниях самих предпринимателей. Так, западногерманский экономист и государственный деятель Людвиг Эрхард (1897-1977) в книге «Благосостояние для всех» писал: «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния — конкуренция. Она
дает возможность всем людям пользоваться хозяйственным процессом. <...> Через конкуренцию может быть достигнута — в лучшем смысле этого слова — социализация прогресса и прибыли; к тому же она не дает погаснуть личному стремлению каждого к трудовым достижениям»1.
Известный британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group2, Ричард Брэнсон (род. 1950 г.) в статье «Прибыль во имя добра» писал: «В последние годы мы стали свидетелями создания множества компаний,
Данная статья представляет собой часть готовящейся к печати монографии: Попов Ю. Н., Гришина Т. В. Россия перед вызовом: быть ей конкурентоспособной или не быть? (социальные аспекты конкурентоспособности).
1 Эрхард Л. Благосостояние для всех. Библиотека экономической и деловой литературы. [Электронный ресурс] URL: http://ek-lit.narod.ru/erhsod.htm (дата обращения: 20.01.2013).
2 Virgin Group — мультибрендовая корпорация. Трудно точно сказать, сколько компаний в нее входят. По одной версии — 30, по другой — все 400. Говорят, даже основатель корпорации Р. Брэнсон не в состоянии ответить, сколько деловых инициатив пригрелось под крылом его невероятного мультибренда: Virgin Active (сеть фитнес-центров), Virgin America (местная авиакомпания в США), Virgin Atlantic Airways (международная авиакомпания), Virgin Baloon Flight (оператор перелетов на воздушных шарах), Virgin Blue (австралийская авиакомпания), Virgin Books (издательство), Virgin Brides (одежда для новобрачных), Virgin Comics (изготовление комиксов), Virgin Flowers (розничная продажа цветов в Интернете), Virgin Cosmetics (бижутерия и косметика онлайн), Virgin Digital (музыкальный онлайн-магазин), Virgin Drinks (производство напитков Virgin Cola и Virgin Vodka) и др. См. Вездесущий Virgin: история успеха хиппи-миллиардера / Рекламный портал AdMe. [Электронный ресурс] URL: http://www.adme.ru/virgin/vezdesuschij-virgin-istoriya-uspeha-hippi-milliardera-48082/ (дата обращения: 21.01.2013).
которые стремятся творить добро, а не просто получать прибыль. И они добились успеха, потому что эти идеи помогли им выделиться на фоне конкурентов»3.
При всей взаимообусловленности прибыль и конкурентоспособность значительно различаются между собой как по своему содержанию, так и по роли в хозяйственной деятельности на различных уровнях управления (микро-, мезо-, макро).
Прибыль — преимущественно экономическая и относительно простая категория рыночного хозяйства. Она рассчитывается по простейшей арифметической формуле: сумма полученной выручки минус затраты. Это основной критерий эффективности финансовой деятельности предприятия, его рентабельности.
Конкурентоспособность следует рассматривать как значительно более сложную социально-экономическую категорию, включающую в себя не только экономические факторы, но и важные социальные аспекты. Определить конкурентоспособность нельзя без таких факторов, как качество и профессиональный уровень человеческих ресурсов, предпринимателя, работника, предприятия и др. Конкурентоспособность — это критерий эффективности социально-экономической деятельности предприятия, то есть индикатор, роль которого значительно повышается в условиях социальной рыночной экономики, причем этот критерий используется не только на микро-, но и на мезо- и макроэкономическом уровнях.
Предприниматель выступает в двух ипостасях: как собственник и как организатор производственной деятельности. Прибыль является собственностью предпринимателя, он решает, как ее использовать. Весьма показательно и то обстоятельство, что прибыль может быть вообще не связана с производственной деятельностью. Так, в известной формуле «деньги - товар - деньги» прибыль может быть получена и без товара, то есть по схеме «деньги - деньги». Иными словами, деньги делают деньги. Подобный способ
получения прибыли характерен для ростовщичества периода Средневековья, а также для финансового капитала в наши дни.
Напомним, что отношение со стороны общества к подобному методу достижения экономической выгоды, как правило, носит негативный характер. Ростовщичество и финансовые операции спекулятивного характера осуждаются обществом. Например, в исламском мире дача денег «в рост» считается одним из самых больших грехов. Принципиальное различие между финансовыми спекулянтами и предпринимателями подчеркивал австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли Йозеф Шумпетер (1883-1950), считая, что подлинными предпринимателями могут быть только те, кто занимается инновационной деятельностью4. В наши дни мы были свидетелями массовых акций под лозунгом «Захвати!» («Occupy!»), направленных против финансового капитала. Основными виновниками современных кризисов мировое общественное мнение считает банки и финансовых магнатов.
Достижение же конкурентоспособности в производственно-предпринимательской деятельности воспринимается обществом как совершенно нормальное явление, имеющее важное общественное значение. Именно конкуренция заставляет бизнес-сообщество искать инновационные пути совершенствования своей деятельности и модернизировать технологии, использовать новейшие методы управления.
Прибыль носит сугубо индивидуалистический характер, поскольку является целью конкретного индивидуального собственника и его единоличной собственностью. В процессе формирования и особенно распределения прибыли индивидуальные интересы предпринимателя часто противоречат интересам других социальных групп: менеджеров, рядовых наемных работников, клиентов, органов власти, инсайдеров. Банкротство отдельного
3 Брэнсон Р. Прибыль во имя добра. О выгодах социального бизнеса // Независимая газета, 06.06.2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/branson/2012-06-06/2_branson.html (дата обращения: 20.01.2013).
4 См. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung, 1912). М.: Прогресс, 1982.
предпринимателя тоже носит в основном индивидуальный характер, не угрожающий всей хозяйственной системе.
Когда достижение конкурентоспособности становится общей задачей всех участников корпоративной деятельности, появляется необходимость формирования общей корпоративной солидарности, взаимного доверия между различными социальными группами корпоративного сообщества.
Прибыль можно получить и при авторитарном стиле управления, и при использовании силовых методов (угрозы сокращения заработной платы, увольнения и т. п.). Достижение конкурентоспособности предполагает наличие креативного климата в коллективе, осознание своей ответственности и прямую заинтересованность в реализации общей корпоративной цели. Стремление к более высокому уровню конкурентоспособности создает благоприятную базу для коллективистского мышления. Надо также учитывать, что достигнутый отдельным предприятием более высокий уровень конкурентоспособности обычно становится общественным достоянием.
Выше уже упоминалось, что прибыль является критерием финансовой эффективности хозяйствующего субъекта. Это так, но чаще всего прибыль связана со стремлением получить сиюминутную выгоду, то есть успех здесь носит, скорее всего, разовый характер или, во всяком случае, не носит характер устойчивой системы. Что же касается конкурентоспособности, то она достигается в результате реализации стратегической программы и является основой долгосрочного и устойчивого развития предприятия.
Неодинаково социально-психологическое восприятие прибыли и конкурентоспособности на уровне обыденного сознания. Большое значение здесь имеют исторические и конфессиональные традиции. Стремление к максимизации прибыли любой ценой ведет к культу «золотого тельца» и стяжательству, что резко осуждалось в базовых документах раннего христианства. Значительно позже в социальных энцикликах католической церкви осуждалась уже не сама прибыль, а использование ее в корыстных целях, не ради
«общего блага». Поклонение «золотому тельцу» и стяжательство, противоречащие принципу социальной справедливости, осуждаются и в «Основах нравственных принципов Русской Православной Церкви». Эти исторические и конфессиональные традиции не могут не сказываться на отношении современных граждан к идее прибыли.
Не выглядит «белой и пушистой» и современная конкуренция, особенно если она достигается недобросовестными методами. Однако, строго говоря, эти методы, судя по их цели и направленности, ориентированы не на достижение конкурентных преимуществ, а на получение прибыли любой ценой.
Быстрорастущие прибыли отечественных корпораций и суммы вознаграждения топ-менеджеров вызывают резко негативное отношение. Увеличение разрыва между доходами самых богатых и самых бедных слоев населения рассматривается как проявление недопустимой социальной несправедливости, как сильный раздражитель общества. В то же время вряд ли кого-то возмутит высокий уровень конкурентоспособности отечественных компаний.
Примерно то же самое происходит и на уровне мирового сообщества: с одной стороны, баснословные прибыли транснациональных корпораций резко осуждаются, а с другой — благодаря международному признанию высокой конкурентоспособности этих корпораций растет имидж связанных с ними стран.Известный экономист В. Л. Иноземцев пишет по этому поводу: «Бренды Америки универсальны: от дешевых McDonalds, Coca-Cola и Starbucks до высокотехнологичных Boeing, Apple и Microsoft; от Pampers и Nike до Motorola. Весь мир обменивается сообщениями через Facebook и Twitter, использует поисковики Google и Yahoo, закупается в Amazon и eBay. Стандартно, дешево и доступно. Общество безграничных возможностей. Как бы в разных странах мира граждане не относились к Америке, они постоянно ощущают ее присутствие в мире. Только бренды этих компаний оцениваются по итогам 2011 г. в $ 631 млрд, а их совокупные продажи за
пределами Соединенных Штатов — более чем в $ 440 млрд»5.
Во всем мире царят и европейские бренды: Louis Vuitton, BMW, Rolls-Royce и Lamborgini; Cartier и Patek Philippe. Целые улицы бутиков с одеждой ведущих европейских марок есть в каждом претендующем на «столичность» городе мира. Минеральная вода Evian, проистекающая (в прямом смысле) из единственной скважины во французских Альпах, поставляется в 146 стран. Ее розничные продажи оцениваются в $ 10,8 млрд в год. Мало какое нефтяное месторождение может принести подобную прибыль. Любой, кто вдалеке от благополучной Европы покупает произведенные там товары, самоутверждается в качестве современного потребителя и состоявшейся личности. С сожалением можно заметить, что наш отечественный Газпром, позиционирующий себя в России как «национальное достояние», за рубежом не имеет привлекательного
имиджа, хотя и лидирует во всем мире по масштабам прибыли.
Но, может быть, самые заметные различия прибыли и конкурентоспособности проявляются в той роли, которую они играют в системе управления (табл. 1).
В отечественных и зарубежных учебниках обычно написано, что прибыль — основная цель предпринимательской деятельности. Мы не только ставим под сомнение подобные утверждения, но и решительно против них выступаем. Нам представляется, что их авторы не в полной мере осознали значение коренных изменений, произошедших в хозяйственной жизни в связи с переходом от индустриального общества к постиндустриальному. Можно согласиться с тем, что в индустриальном обществе, где финансовые ресурсы были решающим фактором производства, основным ориентиром предпринимательской деятельности была прибыль. Но в постиндустриальном
Таблица 1
Эволюция управления прибылью и конкурентоспособностью6
Критерий Прибыль Конкурентная способность
Концептуальная основа Школа научного управления Концепция социального менеджмента
Объект управления Финансовые ресурсы и персонал Человеческие ресурсы
Основная цель Получение экономической выгоды Достижение устойчивого и долгосрочного развития
предприятия
Средства достижения цели Снижение продажной цены Развитие социального климата
в результате сокращения издержек производства путем увеличения социальных инвестиций
Ценовой фактор, увеличение Высокое качество продукции,
Факторы конкурентной объема производства его инновационный характер,
борьбы и своего удельного веса на рынке, привлекательный имидж предприятия
государственная поддержка в глазах общества
Традиционные: планирование, Традиционные плюс новые:
. анализ, контроль и учет; стратегическое планирование развития
Функции г 1 г г .
1 4 мотивация и стимулирование, социального капитала, формирования
управления
1 г наказания и поощрение, человеческих ресурсов,
принятие решений развития инноваций
Методы Непосредственный контроль, Аудиторское обследование, аудит
наблюдения контроллинг, мониторинг конкурентной способности
5 Иноземцев В. Национальный продукт как национальная идея. А что у нас, собственно, made in Russia? // Московский комсомолец, 10.06. 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.mk.ru/politics/article/2012/07/09/723491-natsionalnyiy-produkt-kak-natsionalnaya-ideya.html (дата обращения: 20.01.2013)
6 Таблица составлена автором.
обществе на передний план выходят человеческие ресурсы, поэтому вполне логично признать приоритетную роль конкурентоспособности по отношению к прибыли.
Более наглядно эволюция системы управления бизнесом представлена в табл. 2.
В современной социальной рыночной экономике появились такие новые понятия как «конкурентоспособный предприниматель», «конкурентоспособный работник», «конкурентоспособное предприятие». Мы бы хотели дать определение всем этим новым понятиям.
Итак, предпринимательство — это инициативная самостоятельная добровольная деятельность граждан (группы партнеров) и их объединений, осуществляемая от их имени, на свой риск, под их имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли. Можно сослаться на данные консалтинговой компании Ernst & Young8, которая на основании исследования «Врожденная черта или приобретенная? Расшифровка ДНК предпринимателей» выявила качества успешного предпринимателя.
В опросе участвовали 685 предпринимателей из разных стран мира. Результаты исследования приведены в табл. 3.
На основе данных этого же исследования можно назвать и основные факторы, влияющие на успешность предпринимателя (табл. 4).
К новым понятиям в социальной рыночной экономике относится и понятие «конкурентоспособный работник». По нашему мнению, его отличает следующее:
• высокий уровень предварительной подготовки (общеобразовательной и профессиональной);
• широкий кругозор, творческое мышление;
• соответствующий уровень знаний и навыков, полученных в ходе практической работы и в системе профессиональной переподготовки;
• он не продает свою «рабсилу», а сдает в аренду свою интеллектуальную собственность (знания и опыта) на время, зафиксированное в трудовом контракте;
• проявление социальной ответственности и готовности реализовать свой творческий
Таблица 2
Эволюция системы управления бизнесом7
Категории Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Взаимообусловленность функций предпринимательства Экономическая функция главная; социальная носит второстепенное значение Социальная функция в значительной степени обуславливает экономическую.
Цель предприятия Получение прибыли Достижение конкурентоспособности
Решающий фактор производства Финансовые ресурсы Человеческие ресурсы
Социальная и гражданская
Ответственность Правовая ответственность как ответственность перед наемными
бизнеса юридического лица работниками, деловыми партнерами,
обществом
Предпринимательская Тактика «сиюминутной Стратегия устойчивого и
политика выгоды» долгосрочного развития
7 Таблица составлена автором.
8 Барановская Н. Предприниматели во всем признались. Бизнесмены называют себя дальновидными, страстными и азартными // Российская бизнес-газета. Бизнес и власть, № 803 (21) от 28.06.2011.
[Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2011/06/28/biznesmen.html (дата обращения: 20.01.2013).
потенциал в процессе достижения предприятием конкурентных преимуществ, то есть такой работник фактически становится «стейк-холдером» своего предприятия;
• наличие высокого уровня взаимного доверия в отношениях с работодателем.
Современное конкурентоспособное предприятие так же имеет ряд отличительных признаков:
1) продукт этого предприятия имеет относительно устойчивый потребительский спрос, то есть социально востребован;
2) само предприятие пользуется доверием со стороны деловых партнеров и банковской системы;
3) сложившийся благоприятный социальный климат на предприятии, поскольку оно представляет собой не только место соединения факторов производства, не просто организационно-производственный комплекс, но и сложное сообщество людей с разными социальными статусами и интересами.
Другими словами, конкурентоспособное предприятие — это предприятие, которое обеспечивает дивиденды акционерам, высокое вознаграждение менеджерскому корпусу, устойчивые рабочие места и достойную заработную плату наемным работникам.
Более наглядное представление об изменении критериев, определяющих эффективность деятельности предприятия, дает информация, представленная в табл. 5.
Остановимся на нескольких важных моментах. Прежде всего, не следует абсолютизировать прибыль как универсальную цель хозяйственной деятельности. В рыночной экономике действуют разные субъекты, есть различные формы собственности (частная, государственная, муниципальная, кооперативная и др.). Очевидно, что интересы разных субъектов хозяйственной деятельности не могут быть одинаковыми. Скажем, Большой театр, Эрмитаж, Русский музей, так же как Grand Opera, La Scala, Prado, по своей природе не могут быть рентабельными, вернее, стремиться к получению максимальной прибыли.
Прибыль — не главная цель предприятий государственного здравоохранения,
Таблица 3 Качества успешного предпринимателя
п/п Качества Доля назвавших эти качества, %
1 Дальновидность 76
2 Страстность 73
3 Усердность 64
4 Честность 53
5 Новаторство 49
6 Рискованность 46
7 Устойчивость 42
8 Инициативность 41
9 Умение работать в команде 37
10 Гибкость 33
11 Лояльность 14
Источник: Ernst & Young
Таблица 4 Факторы, влияющие на успешность предпринимателя
п/п Факторы Доля назвавших эти факторы, %
1 Опыт работы в качество сотрудника 33
2 Высшее образование 30
3 Наставники 26
4 Семья 21
5 Соучредители 16
6 Среднее образование 13
7 Коллеги 12
8 Руководители высшего звена 11
9 Друзья 9
10 Инвесторы 5
Источник: Ernst & Young
образования. Фундаментальная наука требует государственных субсидий, результаты исследований не могут сразу окупить потраченных на них средств. В уставах большинства корпораций прибыль также не числится главной целью. Иными словами, прибыль не может быть универсальным ориентиром абсолютно для всех форм хозяйственной деятельности.
Однако не станем отрицать очевидное: в наши дни прибыль — основная цель частного бизнеса. Нужно различать предпринимателя как собственника и предпринимателя как управленца. Действительно, первый стремится к прибыли, для него предприятие — средство, посредством которого он достигает своей цели; для второго предприятие — объект управления, которое должно решить задачи, поставленные владельцем. Стремясь получить прибыль, предприниматель должен учитывать коренные изменения, произошедшие в рыночной экономике, и ставить задачу
перед менеджментом: не гнаться за сиюминутной прибылью, а повышать конкурентоспособность, чтобы обеспечить хозяйствующему субъекту устойчивое и долгосрочное развитие.
Следует также учитывать, что сегодня социальная функция предпринимательства все в большей степени обуславливается функцией экономической. Другими словами, человеческие ресурсы — вот что стало решающим фактором производства, и от степени эффективности их использования в основном зависит конкурентоспособность современного предприятия.
Итак, конкурентоспособность становится решающим фактором обеспечения жизнеспособности предприятия. Вырисовывается такая картина: цель предпринимателя — получить прибыль, но для этого перед менеджментом он должен поставить задачу сделать предприятие конкурентоспособным.
В силу коренных изменений, произошедших за последние полвека в экономике и
Таблица 5
Показатели, определяющие эффективность деятельности предприятия
Традиционные показатели Современные показатели
Доход на капитал (прибыль) Конкурентоспособность
Эффективность инвестиций Эффективность персонала
Затраты на капитал Затраты на персонал
Структура финансового баланса Квалификационная структура капитала
Изменения в финансовом балансе Изменения в составе персонала
Амортизация основных фондов Использование потенциальных возможностей персонала
План капитальных инвестиций План развития персонала
Структура капитала Структура мотивации персонала (соотношение базовой и переменной компенсации)
Прирост капитала Затраты на подготовку и переподготовку персонала
Долгосрочное и краткосрочное финансирования Проектирование затрат на контакты с менеджерами, охрану окружающей среды, местную социальную инфраструктуру
Минимизация финансовых рисков Минимизация социальных рисков
Таблица составлена автором.
предпринимательстве, конкурентоспособность как социально-экономическая категория становится основным индикатором при оценке эффективности предпринимательской деятельности. Это обусловлено следующими факторами:
► в наше время, когда экономика стала значительно более сложной и противоречивой, уже недостаточно оценивать эффективность корпоративной деятельности только по объему прибыли, то есть экономической категорией;
► роль социальных факторов в жизни общества растет, поэтому основным критерием оценки эффективности предпринимательства должна стать такая социально-экономическая категория, как конкурентоспособность;
► оставаясь важной экономической категорией, прибыль отходит на второй план по отношению к конкурентоспособности (если предприятие конкурентоспособно, то оно будет и прибыльным);
► конечно, прибыль можно получать, не заботясь о конкурентоспособности, однако в этом случае успех, как правило, носит временный характер, а способы получения прибыли обычно связаны с теневым или социально безответственным бизнесом (примерами слу-
Литература
жат «финансовые пузыри», порно-бизнес, коррупционные сделки и т. п.);
► если прибыль связана преимущественно с тактикой получения «сиюминутной выгоды», то конкурентная способность становится одним из главных условий долгосрочного и устойчивого развития, то есть важнейшей составляющей корпоративной стратегии;
► государственная политика, направленная на модернизацию и инновацию национальной экономики, должна прежде всего обеспечивать достижение конкурентоспособности предприятия, региона, отрасли, страны.
И, наконец, самое, на наш взгляд, главное, что позволяет говорить о конкурентоспособности как основном индикаторе при оценке эффективности предпринимательской деятельности: в сфере социально-трудовых отношений распределение прибыли всегда играет разъединяющую роль в отношениях между собственниками и наемными работниками, поскольку требование повысить заработную плату чревато сокращением личного дохода предпринимателя; что же касается повышения конкурентоспособности, то она может стать предметом конструктивного диалога между социальными партнерами.
1. Барановская Н. Предприниматели во всем признались. Бизнесмены называют себя дальновидными, страстными и азартными // Российская бизнес-газета. Бизнес и власть. № 803 (21) от 28.06.2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2011/06/28/biznesmen.html
(дата обращения: 20.01.2013).
2. Брэнсон Р. Прибыль во имя добра. О выгодах социального бизнеса // Независимая газета, 06.06.2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/branson/2012-06-06/2_branson.html (дата обращения: 20.01.2013).
3. Иноземцев В. Национальный продукт как национальная идея. А что у нас, собственно, made in Russia? // Московский комсомолец, 10.06. 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.mk.ru/ politics/article/2012/07/09/723491-natsionalnyiy-produkt-kak-natsionalnaya-ideya.html
(дата обращения: 20.01.2013).
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung, 1912). -М.: Прогресс, 1982. - 455 c.
5. Эрхард Л. Благосостояние для всех. Библиотека экономической и деловой литературы. [Электронный ресурс] URL: http://ek-lit.narod.ru/erhsod.htm (дата обращения: 20.01.2013).