Научная статья на тему 'Управление образовательной программой с использованием системы поддержки принятия решений'

Управление образовательной программой с использованием системы поддержки принятия решений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркелова Анастасия Вадимовна

Рассмотрена задача управления процессом формирования основной образовательной программы. Описаны достоинства и недостатки федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, также изучен международный опыт. Даны рекомендации разработчикам образовательных программ и предложен подход к оптимизации процесса с помощью системы поддержки принятия решений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркелова Анастасия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article addresses problem of management of the main educational program process formation. The advantages and disadvantages of federal state educational standards, as well as international experience are described. As a result, it is given recommendations to the developers of educational programs and an approach to the process optimization using decision support system is proposed

Текст научной работы на тему «Управление образовательной программой с использованием системы поддержки принятия решений»

-►

Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании

УДК 777.555

А.В. Маркелова

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛьНОИ ПРОГРАММОЙ

с использованием системы поддержки принятия решений

Одна из основных задач университета - удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и в научно-педагогических кадрах высшей квалификации. Для решения этой задачи необходимо, с одной стороны, проводить отбор абитуриентов, наиболее подготовленных для получения дальнейшего образования, с другой стороны, при обеспеченности ресурсами проводить подготовку конкурентоспособных специалистов.

В настоящее время наиболее актуально формирование основных образовательных программ в связи с разработкой новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3-го поколения) и переходом высшей школы в России на данные стандарты.

При разработке основных образовательных программ следует учитывать анализ образовательных программ ведущих зарубежных вузов в конкретной области. Работы в области сопоставительного анализа образовательных программ в УГАТУ проводятся специалистами в течение ряда лет [5, 8, 10]. В данной статье предлагается в процессе разработки образовательных программ по ФГОС использовать результаты сопоставительного анализа образовательных программ подготовки информатиков в ведущих вузах, а также учитывать рекомендации международных образовательных стандартов, имеющих отношение к компьютерам и программированию, и требования рынка труда.

Управление образовательным процессом в университете

Управление образовательным процессом в вузе в соответствии с Федеральными государственными стандартами (ФГОС) 3-го поколения

представляет собой процесс подготовки выпускников, обладающих компетенциями, с использованием новых технологий посредством информационных воздействий, вырабатываемых руководителями всех уровней. Процесс подготовки выпускников может быть представлен как система управления, включающая аппарат управления и учебный процесс. При этом на входе такой системы мы наблюдаем абитуриентов, имеющих различную подготовку, а на выходе - выпускников университета.

В качестве воздействия внешней среды могут выступать законодательные акты, государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, требования рынка труда, деятельность конкурентов.

В качестве обратной связи в системе управления подготовкой выпускников могут выступать результаты тестирования при контроле остаточных знаний, который проходят студенты в процессе обучения. Промежуточные аттестации являются оценкой компетенции студентов на определенном этапе обучения.

Образовательная программа включает в себя комплект нормативных документов: учебный план, программы учебных дисциплин и производственных практик, а также требования к итоговой аттестации. Учебный план - основной документ, определяющий структуру учебного процесса на факультете, перечень и объемы учебных дисциплин, последовательность их изучения, названия и продолжительность практик, используемые виды занятий (лекции, лабораторные и практические занятия, семинары и др.), аттестации, формы контроля и т. д.

При вступлении в силу Государственных образовательных стандартов 3-го поколения, основной целью которых является внедрение в вузы

4

Обратная связь

Рис. 1. Управление процессом формирования ООП

пунктов Болонского соглашения (введение трехступенчатой системы образования, системы зачетных единиц (ECTS), а также большей свободы в выборе учебных дисциплин студентами), необходимо будет привести в соответствие с ними образовательные программы (рис. 1).

Квалификационные требования рынка труда IT-специалистов и международный образовательный стандарт Computing

Динамичность и инновационность сферы IT, согласно анализу рынка труда, требует постоянного обновления учебных программ и содержания по IT-дисциплинам [7].

Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) при поддержке Мининформсвязи РФ и финансировании IT-бизнеса были разработаны профессиональные стандарты в области IT: программист, системный архитектор, специалист по информационным системам, системный аналитик, специалист по системному администрированию, менеджер информационных технологий, менеджер по продажам решений и сложных технических систем, специалист по информационным ресурсам, администратор баз данных.

Ряд ФГОС для IT-специалистов разработан на основе соответствующих профессиональных стандартов, так, например, Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения по направлению «Прикладная информатика» разработан учебно-методическими объединениями при Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) на основе профессионального стандарта «Специалист по информационным системам». Другая часть ФГОС подготовки бакалавров-информатиков была разработана ранее, чем соответствующие професси-

ональные стандарты. Именно при разработке образовательных программ на основе таких ФГОС рекомендуется изучение соответствующих профессиональных стандартов.

Квалификационные требования [7] в области IT-технологий содержат следующие разделы: введение, область применения, описание квалификационных уровней, указания сегмента сферы труда (количество квалификационных уровней в профессиональном стандарте); профессиональный стандарт по профессии (например, «Системный архитектор»).

При разработке новых образовательных программ подготовки информатиков рекомендуется учитывать рекомендации Международного образовательного стандарта Computing, включающего в себя [9]: Computer Engineering (Разработка компьютеров), Computer Science (Информатика), Information Technology (Информационные технологии), Software Engineering (Программная инженерия) [1-4, 7].

Государственные образовательные стандарты подготовки информатиков

Анализ требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра (ГОС 2-го поколения) по направлению 552800 «Информатика и вычислительная техника» позволяет сделать выводы о значительной доле следующих циклов в структуре образовательной программы (рис. 2, а): общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ) - 0,25; общие математические и естественно-научные дисциплины (ЕН) - 0,30; общепрофессиональные дисциплины (ОПД) -0,26. Незначительные доли циклов - специальные дисциплины (СД), факультативы (ФТД). В циклах ГСЭ, ЕН, ОПД доля Федерального компонента относительно суммы часов, отведенных на соответствующий цикл, также значительна: ГСЭ - 0,70, ЕН - 0,84, ОПД - 0,82.

4-

Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании^

б)

я Часы Федерального компонента в цикле (доля)

■ Всего часов цикла (доля)

Б.1 Б.2 Б.З Б.4 Б.5 Б.6

ФГОС 3-го поколения

2. Структура образовательной программы

I Трудоемкость цикла (доля)

I Трудоемкость базовой части цикла(доля)

а)

Г 1 -

Р ■ 1

ГСЭ ЕН ОПД СД ФТД ГОС 2-го поколения

Рис.

Федеральные государственные образовательные стандарты были призваны стать стандартами нового поколения, обеспечивающими дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда. Отличительными особенностями ФГОС ВПО являются: выраженный компетентностный характер; разработка пакета стандартов по направлениям как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части; обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ в виде компетенций; отсутствие компонентной структуры (федерального, национально-регионального, вузовского) с одновременным значительным расширением академических свобод высших учебных заведений в части разработки основных образовательных программ; установление новой формы исчисления трудоемкости в виде зачетных единиц вместо часовых эквивалентов.

Анализ структуры основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 552800 «Информатика и вычислительная техника» (ФГОС 3-го поколения) позволяет сделать выводы о значительной доле следующих циклов в структуре образовательной программы (рис. 2, б): гуманитарный, социальный и экономический (Б.1) - 0,13, математический и естественнонаучный (Б.2) - 0,23, профессиональный (Б.3) -0,54. Незначительные доли циклов - физическая культура (Б.4), учебная и производственная практика (Б.5), итоговая государственная аттестация (Б.6). В циклах Б.1-Б.3 доля базовой части также значительна: Б.1 - 0,50, Б.2 - 0,50, Б.3 - 0,50.

Анализ структур образовательных программ стандартов 2-го и 3-го поколения показывает большую свободу выбора при разработке образовательных программ по ФГОС.

Система поддержки принятия решений

Большое разнообразие учебных планов подготовки информатиков как в ведущих университетах России, так и за рубежом, информация о требованиях рынка труда в области 1Т, государственные образовательные стандарты, представленные в разных форматах, требуют обработки и анализа большого объема информации. Накопленный опыт показывает возможность использования для таких задач систем поддержки принятия решений (рис. 3).

Система поддержки принятия решений использует базу данных, содержащую учебные планы и результаты их обработки, ФГОС, профессиональные стандарты, информацию, необходимую для последующего использования. На основе анализа проблемной области определяются модели представления знаний (продукционная, семантическая сеть) в базе знаний, знания на основе анализа нового стандарта. Здесь же хранятся ключевые слова, таблицы. Учебный план может быть представлен семантической сетью. В данном случае разработана комбинация сетевых и продукционных моделей представления знаний. В таких моделях декларативные знания описываются в сетевом компоненте знаний, а процедурные знания - в продукционном [5]. Для учебного плана и дисциплины учебного плана разработана онтология [6].

Рис. 3. Система поддержки принятия решений

Пользовательский интерфейс является диалоговым компонентом системы, охватывает все аспекты взаимодействия пользователя и системы поддержки решений.

Как правило, учебные планы различных университетов, предназначенные для проведения сопоставительного анализа, профессиональные стандарты, международные образовательные стандарты, ФГОС имеют разные формы представления: буклеты, брошюры или информация в электронном виде, в текстовой или табличной форме, информация, представленная в форматах .xls, .pdf и др. Модуль преобразования информации, находящийся вне системы поддержки принятия решений, позволяет проводить предварительную обработку информации, полученной из внешних источников, с целью единообразия

формы представления. Этот же модуль позволяет провести предварительную обработку информации о рынке труда информатиков и государственные образовательные стандарты.

Результаты сравнения учебных планов на примере российского и ведущих европейских университетов

Сопоставительный анализ российской (УГАТУ), бельгийской (Институт имени Поля Ламбана), французской (Университет Марн-ля-Валле), швейцарской (Высшая политехническая школа Лозанны) и люксембургской (Университет Люксембурга) образовательных программ проведен по блокам гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГиСЭД), математических и естественно-научных дисциплин

Сопоставление по блокам дисциплин

———Блок Университет (страна) ——-— ГиСЭД, % МиЕНД, % опд, % сд, %

Институт имени Поля Ламбана, Бельгия 10 13 45 32

Университет Люксембурга, Люксембург 11 13 37 39

Университет Марн-ля-Балле, Франция 5 37 38 20

Высшая политехническая школа Лозанны, Швейцария 1 35 33 31

УГАТУ, Россия (стандарт 2-го поколения) 25 31 28 16

Россия (структура ООП ФГОС 3-го поколения) -16 -23 -53

Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании

(МиЕНД), общепрофессиональных дисциплин (ОПД) и специальных дисциплин (СД). При проведении сопоставительного анализа также рассмотрена структура основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Информатика и вычислительная техника» (ФГОС 3-го поколения). Так как производственная практика в зарубежных университетах проводится в рамках специальности, то при сопоставлении она вошла в блок специальных дисциплин.

Результаты сопоставления учебных планов по блокам показаны в таблице.

Рекомендации разработчикам образовательных программ

При разработке образовательных программ ограничить трудоемкость цикла Б.1 значением нижней границы трудоемкости, отводимой на данный цикл. При этом уделить достаточно времени для изучения иностранного языка. В цикле Б.2 следует особое внимание уделить изучению информатики, математики и физики. Максимально возможное время в рамках ФГОС отвести на профессиональный цикл Б.3.

При формировании вариативных частей с соблюдением положений Болонской декларации необходимо учесть всевозможные интересы студентов: включить в образовательную программу достаточно широкий диапазон дисциплин для выбора. Большое разнообразие проектов, по которым российские студенты имеют возможность часть обучения проходить в зарубежных вузах, приводит к необходимости выбора студентами дисциплин для изучения за рубежом с целью перезачета их в «родном» вузе. Поэтому целесообразно для студентов, ориентированных на получение образования в зарубежных университетах в определенные периоды обучения, разрабатывать образовательные программы, позволяющие выбрать ряд дисциплин для изучения их за рубежом.

Формирование основных образовательных программ должно быть также ориентировано с

учетом подготовки выпускников для различных областей профессиональной деятельности, объектов и видов профессиональной деятельности. При разработке образовательных программ необходимо ориентироваться на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к 1Т-специалистам. Возможно, необходимо предусматривать преподавание прикладных дисциплин ведущими специалистами в ИТ-области.

По результатам анализа образовательной программы, разработанной на базе государственных стандартов, содержания и трудоемкости дисциплин базовой части образовательной программы могут быть представлены такие рекомендации, как «Сокращение/увеличение трудоемкости дисциплины г в базовой части», «Изменение содержания дисциплины I в вариативной части», «Введение дисциплины у в вариативной части», «Перенос дисциплины к в другой семестр».

В статье рассмотрена проблема управления процессом основной образовательной программы, отвечающей современным федеральным государственным стандартам, учитывающей, в то же время, требования рынка труда и опыт ведущих зарубежных вузов. Показано, что структура основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения значительно ближе к структурам образовательных программ европейских вузов, чем образовательные программы, разработанные на базе государственных образовательных стандартов 2-го поколения. Предложена система поддержки принятия решений по проблеме управления процессом основной образовательной программы. Приведены наглядные примеры результатов сравнения учебных планов подготовки информатиков университетами разных стран. В результате полученных результатов предложены рекомендации разработчикам образовательных программ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Computing Curricula 2001 (CC2001) [Электронный ресурс]/[2010] URL: http://www.computer.org/ portal/cms_docs_ieeecs/ieeecs/education/cc2001/

2. Computing Curricula 2005 [Электронный ресурс]/ [2010] URL: http://www.computer.org/portal/cms_docs_

ieeecs/ieeecs/education/cc2001/CC2005

3. Guide to the Software Engineering Body of Knowledge (SWEBOK) [Электронный ресурс]/[2010] URL: http://www.swebok.org/ironman/pdf

4. Software Engineering 2004 (SE 2004) [Электрон-

4

ный ресурс]/[2010]URL: http://www.computer.org/ portal/cms_docs_ieeecs/ieeecs/educatюn/cc2001/SE2004 Volume.pdf

5. Гаянова, М.М. Информационная поддержка принятия решений при анализе университетских образовательных программ [Текст]/М.М. Гаянова// Дис... канд. техн. наук. -Уфа, УГАТУ, 2006.-143 с.

6. Гузаиров, М.Б. Инструментарий в системе поддержки принятия решений при управлении процессом разработки образовательной программы: Препринт монографии [Текст]/М.Б. Гузаиров, Н.И. Юсупова, О.Н. Сметанина.-Уфа: Изд-во УНЦ РАН, 2010. -106 с.

7. Официальный сайт АП КИТ [Электронный ре-

сурс]/[2010] URL: www.apkit.ru/

8. Гузаиров, М.Б. Сопоставительный анализ учебных планов по информатике университетов разных стран [Текст]/М.Б. Гузаиров [и др.]// Мавлютовские чтения: Российская науч.-техн. конф., посв. 80-летию чл.-кор. РАН, проф. Р.Р. Мавлютова: сб. тр.-Уфа: УГАТУ, 2006. Т 1.-№ 5. С. 77-83.

9. Терехов, А.Н. Что такое программная инженерия [Текст]/А.Н. Терехов// Программная инженерия.-М.: Новые технологии, 2010. -№1.-С. 40-45.

10. Гузаиров, М.Б. Университетские образовательные программы. Модели и методы для сопоставительного анализа [Текст]/ М.Б. Гузаиров [и др.].-Изд-во МАИ, 2006.-117 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.