Минёва О.К., Горелова О.И.
образовательные стандарты третьего поколения: проблемы и перспективы внедрения (кадровый аспект)
Происходящая в настоящее время модернизация системы образования, в частности высшего профессионального образования, затронула не только саму образовательную среду, но и важнейший ресурс функционирования высшей школы, направленный на развитие системы ценностей и ценностных ориентиров, на обеспечение инновационного, социально ориентированного развития России, который выражен федеральными государственными образовательными стандартами.
Актуальность внедрения новых элементов в систему государственных стандартов образования обусловлена реализацией мероприятий по вхождению российской высшей школы в мировое образовательное сообщество, сущность которого отражена в Болонской конвенции. И как следствие, необходимостью повышения качества высшего образования, выраженного не только соблюдением вузами аккредитационных требований и повышением квалификации профессорско-преподавательского состава, но и повышением уровня знаний выпускников, и формированием у них устойчивых компетенций \
Однако, как и любое нововведение, данное изменение основных регламентирующих образовательную деятельность документов влечет за собой решение вузами ряда проблем, а именно:
- повышение квалификации профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала (в частности, региональных вузов) до уровня, отвечающего требованиям ГОС третьего поколения;
- перераспределение норм рабочего времени персонала, который будет отвечать за достижение поставленных целей согласно ГОС;
- преодоление инертности, ярко выраженной в системе высшего профессионального образования, что требует некой реорганизации отработанной системы.
С другой стороны, открываются определенные перспективы для профессорско-преподавательского состава, для выпускников и вуза в целом.
1 Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятель-
ности в определенной области [согласно проекту ФГОС ВПО].
Стандарты третьего поколения направлены на обеспечение стабильности заданного уровня качества высшего образования и его постоянного развития. Будучи стабильными в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.
Образовательные госстандарты в России формировались как совокупность нескольких компонентов с 1992 года (федерального, регионального), в которых были установлены самые общие требования к содержанию образования по каждому направлению и каждой специальности, зафиксированы те общеобязательные знания, навыки и умения, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы получить соответствующую квалификацию.
В 2000 году добавился компонент образовательного учреждения. В обновленных стандартах предусматривается в качестве основной образовательной цели - формирование общих профессиональных компетенций будущего специалиста. Но как показала практика, только 13 из 88 субъектов РФ приняли собственный региональный стандарт в отношении общего образования и только в части одной из составляющих стандарта - минимума содержания образования.
Предлагаемый новый вариант Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования учитывает опыт разработки и реализации ГОСов первого и второго поколения, и после принятия его в законодательном порядке каждому вузу представится возможность самостоятельно ежегодно заполнять обновляемыми образовательными программами учебный процесс по специальности, учитывая при этом потребности всех заинтересованных сторон, в первую очередь работодателей.
Рассмотрим основные отличительные содержательные аспекты образовательных стандартов третьего поколения по сравнению со вторым:
1) трудоемкость основной образовательной программы измеряется в зачетных единицах (1 семестр - 30 зачетных единиц), трудоемкость
одного учебного цикла задается до 10 зачетных единиц;
2) основная образовательная программа делится на три цикла (гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; профессиональный) вместо настоящих 4 (ГСЭ, ЕН, ОПД и СД); каждый учебный цикл делится на две части (базовую и вариативную) вместо существующих трех компонентов, причем физическая культура, практика и научно-исследовательская работа и итоговая государственная аттестация выводятся в отдельные разделы;
3) в рамках основной образовательной программы возникает необходимость постановки целей по воспитанию социально-ориентированной личности студента, со стороны вуза, а со стороны студента - обязанность активно принимать участие в развитии социокультурной жизни вуза;
4) поставленные задачи профессиональной деятельности выпускников должны отражать актуальные требования работодателей;
5) необходимость разработки вузами критериальных методик ("фонда оценочных средств"2) для систематического мониторинга знаний и компетенций студентов (с применением маркетингового инструментария), уровня компетентности преподавателей и разработки стратегий по повышению качественных составляющих образовательного процесса;
6) студентам должна быть предоставлена реальная возможность принимать участие в формировании своей программы обучения в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла;
7) в рамках подготовки бакалавров, магистров и специалистов четко и подробно прописываются компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза (универсальные и профессиональные);
8) по итогам изучения каждого цикла студент обязан знать, уметь и владеть заранее определенными компетенциями, а вуз должен отслеживать эффективность полученных результатов;
9) государственный экзамен выводится из состава итоговой государственной аттестации и по усмотрению вуза может быть дополнительно введен.
Новый ГОС формировался на базе общности фундаментальной части подготовки по направлениям подготовки бакалавра, специалиста и магистра.
2 Стандарты ВПО. www.edu.ru.
По мнению заместителя Директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Наталья Третьяк, деление государственного образовательного стандарта на три части - федеральную, региональную составляющие, а также составляющую образовательного учреждения, не в полной мере отвечает требованиям, которые предусмотрены пунктом 5 статьи 43 Конституции, где говорится, что в Российской Федерации устанавливается только один федеральный государственный образовательный стандарт3. В результате компонентного формирования разрушается целостность стандартов. Кроме того, как показала практика, одинаковая трехкомпонентная структура не может быть реализована на единых принципах для всех уровней образования, например, для аспирантуры и докторантуры.
Как видно из перечисленных отличительных характеристик стандартов третьего поколения, основным результатом освоения новых программ должны стать компетенции в профессиональной и в социально-личностной деятельности, что в совокупности с интеллектуальными способностями студента в итоге составляет профессиональную культуру специалиста. В результате, можно говорить о приращении человеческого капитала данного специалиста, и как следствие об увеличение его "стоимости" на рынке труда. Таким образом, новых подход к сущностному наполнению стандартов образовательных программ обеспечит (при грамотном внедрении) повышение эффективности инвестиций в высшее образование.
Для студента, как будущего специалиста, образовательные стандарты третьего поколения по сравнению с действующими стандартами должны обеспечить большую востребованность на рынке труда и более высокий уровень подготовки. В докладе Госсовета РФ "Об образовательной политике России на современном этапе" сформулированы основные требования к специалисту: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за её социально-экономическое процветание".
3 Стандарты третьего поколения [Образовательный портал Курганской области] http://www.hde.kurganobl.ru.
Для достижения данных результатов, кроме высокого уровня качества преподавательского состава, учебно-методического обеспечения и применения инновационных технологий, требуется также достаточно высокий уровень школьной подготовки абитуриентов. Однако, как показывает практика работы с первокурсниками, школьные знания по таким основным дисциплинам, как математика и информатика, находятся на низком уровне. В результате подобной тенденции, описанные в новых программах компетенции, не будут достигнуты в той мере, в которой должны быть, несмотря на комплексное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, в силу ограниченности первоначального человеческого капитала абитуриентов.
В процессе обучения в вузе практически каждый студент должен освоить такую компоненту новой образовательной программы, как научно-исследовательская деятельность, которой в стандартах нового поколения уделяется особое внимание. В силу неопытности студентов в научной сфере и необходимости наставничества и руководства ответственность за качество получаемых результатов несут преподаватели, которым, соответственно, потребуется больше времени на совместную научно-исследовательскую работу со студентами, чем прежде, что потребует увеличения трудоемкости данного процесса в связи с увеличением контингента, приходящегося на одного преподавателя. В этом случае, скорее всего, необходимо будет уменьшать учебную нагрузку преподавателей, что приведет к необходимости привлечения дополнительных профессорско-преподавательских кадров со стороны. В данном случае речь будет идти об экстенсивном пути развития образовательной деятельности вуза, для которого это обусловлено новыми затратами на оплату труда.
Если в вуз придерживается интенсивного пути развития деятельности по оказанию образовательных услуг, то внедрение ГОС третьего поколения приведет к увеличению производительности труда одного преподавателя, в результате чего учебное заведение также понесет затраты, но в данном случае они будут связаны с повышением компетентности профессорско-преподавательского состава, обучению их новейшим педагогическим технологиям.
Таким образом, модернизация системы стандартизации образования должна быть неразрывно связана с развитием научных школ, инновационных педагогических проектов, многообразием новых технологий воплощения педагогических идей.
Наполнение образовательных стандартов новыми требованиями приводит к увеличению занятости не только преподавательского состава, но и структурных подразделений, обеспечивающих и контролирующих учебный процесс. Это в первую очередь, деканаты и кафедры.
Для повышения эффективности работы руководящих сотрудников факультета целесообразным представляется прохождение курсов тайм-менеджмента, позволяющего рационально планировать свое рабочее время, а также возникает необходимость оптимизации системы нормирования труда. С одной стороны, это обеспечит выполнение заданного объема работы по реализации мероприятий воспитательной, учебной и научной деятельности, а также мониторингу знаний и компетенций студентов, а с другой стороны - позволит избежать перегрузок персонала и будет отвечать принципам справедливой оплаты труда.
Решение стратегической задачи по обеспечению качества образования достигается путем реализации программных мероприятий развития инновационных технологий внутренней и внешней диагностики образовательного процесса в высшей школе.
С целью совершенствования системы диагностики образовательного процесса, т.е. стандартизации качества подготовки, уровня профессиональных и личностных характеристик выпускника учебного учреждения, должно происходить более широкое привлечение к оценочным процедурам студентов и представителей объединений работодателей.
На рисунке 1 приведена схема взаимодействия различных подразделений вуза и субъектов хозяйствования, которая, на наш взгляд, может обеспечить устойчивую работу вуза в рамках новых образовательных стандартов.
При внедрении новых образовательных стандартов на первом этапе требуется провести анализ на соответствие предъявляемых требований реальной ситуации на факультете, в результате чего выявляется необходимый объем работ. Кафедры при тесном сотрудничестве с работодателями всегда будут обладать актуальной информацией о востребованности своих выпускников. Кафедры также формируют научную базу факультета и осуществляют контроль за исследовательской деятельностью студентов, объединенных в научные школы из состава студенческого самоуправления. Факультет по запросам кафедры (по итогам работы того или иного преподавателя в научной школе) организовывает мероприятия по повышению квалификации ППС.
Рис. 1. Схема качественного взаимодействия основных участников образовательного процесса
Отдел мониторинга качества знаний и компетенций студентов, являющийся составной частью научной школы, обязан своевременно подготавливать информацию о происходящих изменениях в образовательном, научном и воспитательном процессах в центр мониторинга вуза и руководству факультета для дальнейшей с их стороны разработки стратегий действий.
В рамках существующих в настоящее время стандартов второго поколения простой переход на многоуровневую систему был бы болезненным. Сочетая переход на двухуровневое образование и внедрение новых стандартов в высшие школы, которое ожидается в краткосрочном периоде, качество высшего профессионального образования не только не потеряется, но и повыситься 4.
Инновационная составляющая в разработанных новых стандартах состоит в достижении деятельностного подхода, позволяющего выделить основные результаты обучения и воспитания.
На наш взгляд, для успешного внедрения новых государственных образовательных стандартов в вузы целесообразно провести ряд следующих мероприятий:
- определение вузом пути развития образовательной деятельности при внедрении стандартов третьего поколения (экстенсивный или интенсивный);
4 Стандарты третьего поколения [Первая интернет-газета Республики Башкортостан] http://www.bashvest.ru.
- проведение комплекса работ по анализу соответствия новых требований и проделанной на факультетах работы;
- активизация работы структурных под -разделений по разработке и утверждению ряда нормативно-правовых актов по упрощению процедуры внедрения ГОС третьего поколения, например, усовершенствование положения о распределении нагрузки профессорско-преподавательского состава, в том числе нормирование труда персонала вуза, разработка концепции развития воспитательной работы, разработка или доработка положения о контроле знаний и критериальной методики оценки компетенций и т.д.;
- кадровый аудит профессорско-преподавательского состава с целью выявления "слабых мест" кафедр, оценки удовлетворения работой и возможности дополнительной нагрузки преподавателей, анализа производительности труда и трудоемкости модулей учебного процесса, приведение в соответствие оплаты труда и производительности/норм времени;
- создание подразделения (научной школы) в составе факультетов, отвечающего за мониторинг качества знаний и компетенций студентов, отслеживания их трудоустройства и карьерного роста;
- активизация на факультетах общественной и творческой деятельности, на кафедрах - научно-исследовательской работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Распоряжение № 1340-р от 03.09.05 г. М., 2005.
2. Концепция развития профессиональных квалификаций/ Материалы агентства национальных квалификаций при РСПП. М., 2006.
3. Н Булгакова// Поиск. М. февраль 2007.
4. Федеральный образовательный портал: нормативные документы. Протокол заседания коллегии Министерства образования и науки РФ № ПК-1 от 01.02.2007 г http://www.edu.ru
5.Федеральные государственные образовательные стандарты. http://standart.edu.ru.