Д-р экон. наук М. Н. Сидоров
УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БОГАТСТВОМ
В статье обосновывается необходимость расчетов национального богатства с учетом человеческого капитала и природных ресурсов, показано, что система прогнозов экономического роста должна базироваться на эффективном управлении всеми элементами национального богатства.
Ключевые слова и словосочетания: национальное богатство, курс акций, налоговая база, прогноз, конкурентные преимущества, лесные ресурсы.
О расчетах богатства
Устойчивые темпы экономического роста в России вполне возможны, если в основу будут положены, во-первых, реальная и квалифицированная оценка всех основных элементов национального богатства страны, а во-вторых - эффективное использование и управление этим национальным богатством.
Получение достоверной информации о национальном богатстве необходимо для определения реальных перспектив развития страны, сроков и этап-ности реализации национальных программ, крупных инвестиционных проектов, решения социально-экономических проблем, важнейшая из которых -рост уровня жизни всех граждан России.
Расчет национального богатства страны в целом, а также на уровне регионов, включая оценку человеческого, производственного и природно-ре-сурсного капитала, позволит повысить эффективность экономической политики по следующим направлениям:
- рост капитализации российского бизнеса, объективизация курса акций российских и совместных компаний с учетом перспектив развития и при-родно-ресурсного потенциала, выгодного геополитического положения России (Европа-Азия, выход к океанам и морям, сохранение крупнейших в мире площадей естественных экосистем). Это позволит значительно повысить инвестиционный рейтинг России, определить новые направления совместной деятельности в рамках «Большой восьмерки», а также со странами СНГ и другими государствами - соседями России;
- трансформация и усиление налоговой базы в сторону налогообложения капитала, более полной реализации природной ренты для расширения размеров и устойчивости доходов бюджетов;
- осуществление крупных инвестиционных проектов в рамках соглашений о разделе продукции, договоров о концессиях;
- рост накопления капитала, проведение активной амортизационной политики;
- создание необходимых реальных условий при проведении приватизации и национализации собственности, осуществлении арбитражных разбирательств для определения упущенных выгод, слияниях, разделе имущества,
урегулировании конфликтов между различными собственниками, снятии противоречий при перераспределении долей акционерного капитала;
- определение приоритетов для развития обрабатывающей промышленности в сочетании с эффективной для интересов страны и ее граждан экспортно-импортной политикой;
- объективизация уровней цен на основные продовольственные, промышленные и сырьевые товары.
Периодически повторяемая оценка национального богатства (целесообразно по аналогии с переписью населения - раз в 10 лет) - это важнейший элемент упорядоченности и стабильности экономического развития, резкого уменьшения размеров теневой экономики.
Оценки национального богатства многих стран мира проводятся Всемирным банком, в международных учреждениях ООН, исследовательскими центрами в разных странах. Они осуществляются как для международных сопоставлений, так и для определения индикаторов устойчивого развития экономики, соотношения макроэкономических показателей, обеспечивающих устойчивый экономический рост, например, между запасами ресурсов и их потреблением, затратами на науку, образование и здравоохранение, вложениями в производственный капитал, природоохранные мероприятия и темпами роста валового внутреннего продукта.
В России оценки национального богатства ряда стран сделаны в Институте экономики Российской академии наук. Так, национальное богатство США составляет 124 трлн долларов, России - 60 трлн долларов, Японии -54 трлн долларов, Китая - 35 трлн долларов, Германии - 31 трлн долларов. Оценка природных ресурсов (земли, леса, полезных ископаемых) в расчете на душу населения в России составляет 160 тыс. долларов, в США - 16 тыс. долларов, в Германии - 4 тыс. долларов, в Японии - 2,3 тыс. долларов.
Квалифицированные оценки национального богатства страны и ее регионов, как в абсолютном выражении, так и в динамике, позволят определить эффективность управления экономикой страны и регионов, создать объективные предпосылки для привлечения и эффективного использования отечественных и иностранных инвестиций.
В результате оценки национального богатства страны и регионов значительно расширятся и уточнятся возможности принятия законов прямого действия об эффективном использовании научно-технического, образовательного, производственного и природного капиталов России.
Эффективное использование богатства
Современная хозяйственная практика позволяет привести множество примеров недооценки национального богатства. Экономика не может быть эффективной при отсутствии реальной оценки такого важного актива, как земля. С другой стороны, в какой мере обосновано накопление в ЦБ огромных резервов в условиях дефицита капитала в большинстве обрабатывающих отраслей, что фактически ведет к бедности огромных масс населения, ранее занятых в этих производствах? Реальные последствия особенно тяжелые в тех случаях, когда непроработанность вопроса приводит к отъезду из страны ве-
дущих специалистов, невосполнимым потерям полезных ископаемых в недрах, сведению лесов и истощению земель, экологическим катастрофам.
Распределение богатства существенно влияет на экономический рост. Материальное и нематериальное богатство должно аккумулироваться у эффективных собственников, далеко не исключение и государство. Собственность - фундаментальное экономическое отношение. Сам факт введения правового регулирования условий пользования каким-либо объектом является важным индикатором его превращения в элемент богатства.
Для российских условий важен аспект распределения богатства не только между формами собственности, компаниями, гражданами, но и регионами - субъектами Федерации. Необоснованное распределение и перераспределение доходов между регионами и центром в конечном счете чревато проблемами искажения распределения элементов богатства, подрывает материальную заинтересованность работающих в субсидируемых регионах. Проводимая в настоящее время реформа межбюджетных отношений с этих позиций нуждается в серьезном совершенствовании.
В ходе приватизации стоимость российских активов нередко занижалась, прежде всего в силу недооценки элементов богатства, которым располагали приватизируемые предприятия. В результате государство несло существенные потери. В значительной мере это же положение сохраняется до настоящего времени.
Кроме того, происходит массовое патентование отечественных разработок за рубежом. В настоящее время оценка земли как элемента богатства становится особенно актуальной в связи с прекращением возможности ее бессрочного и безвозмездного использования предприятиями (по новому Земельному кодексу РФ землю необходимо либо выкупить, либо оформить в срочную аренду).
Изменение типа экономического роста с ресурсоэксплуатирующего и переход к опережающему развитию обрабатывающих производств при возрастании интернационализации бизнеса и расширении трансграничного перемещения финансовых ресурсов может быть осуществлено только при условии перехода к достоверной оценке национального богатства. Это же условие важно для выравнивания российских и общемировых ценовых пропорций.
В настоящее время идет активная дискуссия о принципах проведения налоговой реформы. Как правило, говорят об уточнении ставок налогообложения по действующим налогам. Вместе с тем заслуживает особого внимания более широкое использование принципа обложения элементов используемого богатства. К примеру, традиционный налог на прибыль, представляющий собой фактически обложение эффективности работы, целесообразно существенно сокращать в пользу расширения обложения капитала (особенно в форме вещных элементов невоспроизводимых ресурсов). Аналогичная проблема связана с обложением добываемых полезных ископаемых, хотя альтернативный подход связан с обложением используемых запасов, используемых земельных ресурсов и т. д. на основе оценки используемых ресурсов как элемента богатства.
Ряд вопросов эффективности вообще нельзя решить без обложения экономического богатства, например, повышение извлекаемости запасов, наибо-
лее полное использование земельных ресурсов, лесного фонда. Невозможно добиться повышения эффективности использования недр и земли без введения налоговых стимулов при продаже элементов богатства в частную собственность. К подобной проблематике примыкает экономическая оценка потерь от экологических загрязнений. При этом в качестве элемента национального богатства фактически выступает способность природной среды к «переработке» отходов производства и регенерации своего качества.
Особой представляется проблема полного налогообложения всей хозяйственной деятельности, включая теневую. Сама возможность теневого бизнеса (т. е. незарегистрированного в налоговых органах) возникает в тех сферах, где государству сложно определить факторы возникновения дохода. К тому же использование наличной денежной оплаты нередко позволяет уйти от налогообложения дохода. Но вещные факторы капитала скрыть сложнее. Важно, что прибыль представляет собой источник накопления капитала. В связи с этим обложение капитала в конечном счете означает опосредованное обложение прибыли.
Личное богатство в качестве меры качества жизни населения не вызывает сомнений. Очевидно, что оно может принимать различные формы. Кроме того, наличие определенной собственности у людей может рассматриваться как условие их нормальной жизни в старости. Возможность передать собственность по наследству делает этот элемент национального богатства базой стабильности повышения качества жизни населения, обеспечивает связь и преемственность поколений.
На уровне отдельных компаний давно применяются стимулы для персонала в форме распределения акций или опционов на покупку акций, что обеспечивает согласование интересов персонала и компаний в повышении эффективности работы. Важно, что без достижения населением определенного уровня личного богатства очень сложно достичь и высокого уровня текущих доходов - не имея резервов, работник вынужден наниматься за невысокую плату, снижаются возможности получения хорошего образования, ухудшается состояние здоровья.
В целом государственное управление национальным богатством должно включать следующие аспекты:
- инвентаризацию национального богатства по различным собственникам, по видам активов, в региональном разрезе;
- определение приоритетов при формировании и расходовании элементов национального богатства;
- оптимизацию налогообложения и определение бюджетных расходов;
- управление рисками.
Если государство провозглашает в качестве своей цели поступательное развитие страны и повышение благосостояния населения, то для достижения этой цели в первую очередь предстоит решить задачу сохранения богатства граждан, бизнеса и государства. При этом должны быть созданы условия для измерения и контроля выполнения этих обязательств по каждому из отдельных элементов. До сих пор этого не получалось - богатство государства сохранялось за счет богатства граждан и компаний или компаний за счет граж-
дан. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить историю страны за все предыдущие столетия (тем более за последние 20 лет).
Управление рисками представляет собой наименее изученный аспект управления национальным богатством, но это очень важно. Например, обеспечение валютных резервов ЦБ в результате обесценения наполняющих его валют представляет собой реальный риск. Также важно управлять рисками вывода российских активов из страны, утраты богатства в ходе военной агрессии, вывода активов отдельных компаний за рубеж. Оценка государственных расходов на снижение рисков может быть проведена лишь на основе оценки соответствующих элементов богатства. В связи с этим трудно не сделать вывод о том, что проблема сохранения и приумножения богатства страны и ее граждан является национальной идеей на многие годы.
О прогнозах
В стране требуется заново построить систему прогнозов и программ, основанных на эффективном использовании национального богатства. Руководство и координацию этой деятельности должен осуществлять надведомст-венный орган, возглавляемый президентом или председателем правительства. Нужен специализированный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку и контроль за выполнением стратегических планов и программ. Аналогичные подразделения необходимо иметь в министерствах и ведомствах, федеральных округах и субъектах Федерации.
Следует также возобновить подготовку и повышение квалификации кадров в области прогнозирования, стратегического планирования и программирования. Сейчас в таких кадрах ощущается острый дефицит. По инициативе Минфина прекращена бюджетная поддержка получения госслужащими второго высшего - специального управленческого образования. Экономия минимальная, а потери от непрофессионализма растут.
На первом месте в прогнозах должны стоять показатели повышения качества жизни и уровня доходов населения, продолжительности жизни, параметры здоровья населения, обеспеченности жильем, медицинским обслуживанием, защиты и безопасности (в том числе экологической), демографические, обеспечения социального равенства и отсутствия дискриминации граждан по любому признаку. Посмотрите на объявления о приеме на работу - как правило, до 35 лет. Это дискриминация по возрасту и неиспользование опытного человеческого капитала.
Наряду с созданием новых моделей боевых и гражданских самолетов, атомных подводных лодок, атомных реакторов, космической техники, судов для гражданского флота, вертолетов, комплексов для воздушной обороны, продуктов на основе нанотехнологий для лучшего использования земли, природных ресурсов надо ответить на следующие вопросы: как быть с необходимым для внутреннего рынка сельскохозяйственным машиностроением; кто будет обновлять подвижной состав и оборудование для российских железных дорог; какие предприятия будут создавать новую строительную технику и развернут ее масштабное производство; какие предприятия будут осуществлять поставки нового оборудования для энергетики и коммунального хозяйства; начнет ли Россия строить нефтяные платформы для своего шельфа; когда
мы обеспечим технологическим оборудованием лесоразведение, лесозаготовки и переработку лесного сырья? Многие прогнозы сейчас носят общий и по-желательный характер, долгосрочные отраслевые и региональные программы не состыкованы между собой по инвестициям, срокам, исполнителям.
Конкретно об управлении лесным богатством
В России почти 30% лесных богатств мира, четверть мировых запасов пресной воды, 10% пахотной земли, газ, нефть, золото, алмазы, территория -все в изобилии. Почему по уровню жизни мы далеко позади многих стран? Ответ прост: система управления неэффективна.
Мы до сих пор не научились использовать свои конкурентные преимущества. Большинство развитых стран покупают лес, нефть и создают конечную продукцию (мебель, роботы, станки и т. д.), которая востребована другими странами. Мы же десятилетиями говорим, что не надо экспортировать лес-кругляк и покупать бумагу и мебель в других странах, а воз и ныне там.
Если в ближайшие годы не сосредоточимся на обрабатывающей промышленности, а в возрастающих масштабах - не будем импортировать готовую продукцию, то не решим ни демографические вопросы, ни вопросы наполнения бюджета, ни роста уровня жизни. Последствия не заставляют себя долго ждать: рост безработицы, алкоголизм, преступность. Люди теряют перспективу, не видят достойных, интересных дел. Страна опять в застое: мало строек, мало создается рабочих мест в лесной, деревообрабатывающей промышленности, в машиностроении, в легкой промышленности.
Отдавать все больше вопросов на местный, региональный уровень без твердой федеральной политики - это делать из страны зоопарк. 83 субъекта РФ, из которых 70 не знают, как выплатить детские пособия, не построят современные фабрики по производству качественной мебели, бумаги.
Центр должен вести промышленную политику, делая вложения в науку, передовые технологии, изменять в пользу отечественных, а не иностранных экспортно-импортные тарифы. Только попробовали повысить тарифы на вывоз древесины, как под напором Финляндии и других стран дали обратный ход. Это не политика, это слабость власти.
В 2000 г. древесины вывезли за рубеж на 4 млрд долларов, а в 2011 г. -уже на сумму более 10 млрд долларов. Вот вам удвоение, только не ВВП, а вывоза леса. Импорт бумаги и мебели также увеличился за эти годы более чем в два раза. Политика уничтожения собственного обрабатывающего производства идет полным ходом. Машин и оборудования в 2000 г. ввезли на 10 млрд долларов, а в 2011 г. - на 150 млрд долларов (в четырнадцать раз больше). А свое машиностроение не развивается. Дальше-то что? Где людям работать? На какие деньги обновлять все это завезенное оборудование через 5-10 лет?
Надо создавать совместные предприятия по производству деревообрабатывающего оборудования и многие другие предприятия, чтобы обеспечить занятость и жизнь в стране. Надо развивать государственно-частное партнерство по созданию предприятий по производству качественной отечественной мебели, строительных материалов из дерева. Только не призывы и лозунги нужны. Каждый лесной регион должен иметь конкретную программу по эффективному использованию лесных ресурсов. Нередко идет хищническая вы-
рубка леса. Резко сократилось число лесников. Экономим копейки на людях, а теряем квалифицированных, ответственных работников. Резко уменьшилось лесовосстановление. В 1995 г. оно осуществлялось на 1,5 млн гектаров, сейчас
- на 0,8 млн гектаров.
Велико число крупных лесных пожаров - около 30 тыс. в год (в среднем почти 100 пожаров каждый день). Большинство из них - рукотворные. Научились пожары делать так, чтобы потом спилить деревья и продать на экспорт. Лесная площадь, пройденная пожарами в 1995 г., составляла около 400 тыс. гектаров, в 2011 г. - более 2 млн гектаров (увеличилась в 5 раз). Миллионы, миллиарды рублей убытка из-за экономии на лесниках, на тех людях, которые поддерживают порядок в лесах. Во многие леса уже просто не зайдешь: сплошной бурелом, поваленные и упавшие деревья, перестоявшие деревья, из которых уже ничего не сделаешь.
Надо существенно увеличить службу лесного хозяйства во всех регионах страны и строго следить за их работой по лесовосстановлению, охране и расчистке лесов. Ведь многие хвойные леса (даже в Сибири) уже поражены болезнями. Лес, как и вся российская экономика, в кризисной ситуации.
Постоянно вносятся поправки в Лесной кодекс РФ, хотя сам он был принят в конце 2006 г. Качество законов низкое. В Лесном кодексе есть запись: «Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат восстановлению» (гл. 4, ст. 61). Вместе с тем площадь восстановления лесов в несколько раз меньше, чем площадь вырубленных лесов и лесов, погибших от пожаров. Кто ответит за это? Как водится, никто.
Есть еще полезная запись в Лесном кодексе: «Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке». Как эти лица, причинившие ущерб на миллионы рублей, возместят его из своей зарплаты? Такими лицами нередко являются чиновники, дающие разрешение на вырубку леса (часто под благовидным предлогом - строительство домов). Возле крупных городов исчезают лесные пояса. Региональные чиновники и местные бизнесмены размещают там свои поместья. Вседозволенность правит бал в ущерб и природе, и людям.
Национальное богатство - это богатство нации, всего населения страны. Его использование и создание должно долгосрочными целями развивать государство, а не отдельных граждан.
Список литературы
1. Кулапов М. Н., Сидоров М. Н. Управление экономическим ростом // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010.
- № 5 (35).
2. Мочальников В. Н. Государственно-частное партнерство. - М. : Экономика, 2012.
3. Никулин Л. Ф. От гипотезы к методике в менеджменте // Русский инженер. - 2011. - № 1 (28).