В настоящее время Туркменистан пытается изменить свою бюджетную систему, чтобы перейти к плановой системе развития, и на протяжении многих лет внедрял принципы финансирования.
В связи с этим цели бюджетной политики в ближайшее время будут расширены, основными из них являются следующие:
- обеспечить общую налоговую политику на стратегическом и оперативном уровне;
- распределение финансовых ресурсов в соответствии со стратегическими приоритетами;
- Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана, эффективность реализации.
Бюджетная система ориентирована на результаты для всей страны, и все ресурсы будут эффективно использоваться в стратегических приоритетах отрасли.
В настоящее время в стране закреплен Бюджетный кодекс Туркменистана, ведется работа по подготовке проекта нормативно-правового акта, бюджет, регулирующий все аспекты бюджетной деятельности, станет методологической основой всей правовой организации;
Система управления расходами является важной частью бюджетного законодательства, поскольку отражает возрастающие функции государства;
При планировании государственного бюджета экономики и финансового состояния значительное внимание следует уделять эффективности использования денежных средств. Важно не только ради получения прибыли, но и с точки зрения экономической эффективности внедрять инновационные разработки и новые технологии, снижать затраты. Список использованной литературы:
1. Аньшин,. В. М. Инвестиционный анализ: учебное пособие / В. М. Аньшин;. Академия н / х при. Правительстве РФ.- М:. Дело, 2017. - 280 с.
2. Бирман,. Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман,. С. Шмидт,. Л. П. Белых.- М:. Банки и биржи:. ЮНИТИ, 2016. - 631 с.
3. Бланк, И. А Инвестиционный менеджмент / И. А. Бланк.-К:. ИНТЕМ. ЛТД:. Юнайтед. Лондон. Трейд. Лимитед, 2017. - 448 с.
© Башимова Г. А., Сатлыкова С. А., 2024
УДК 338.48
Башимова Г.А.
преподаватель
Туркменского государственного института экономики и управления.
Тораев А.Ы. студент
Туркменского государственного института экономики и управления.
УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ ТУРКМЕНИСТАНА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается управление налоговой системой Туркменистана и основные направления ее совершенствования и анализируется его особенности.
Ключевые слова: налогово-бюджетных отношении, бюджет.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, устанавливаемый и взимаемый государством с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства, поступающий в Государственный бюджет Туркменистана.
Налог определяется наличием следующих признаков:
категория налогоплательщиков;
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговая ставка (ставки);
сроки и порядок исчисления и уплаты налога.
При установлении налога могут определяться отчетный (налоговый) период, а также предусматриваться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком.
2. Налоги, установленные настоящим Кодексом, действуют на всей территории Туркменистана.
3. Пошлины и сборы признаются как особый вид налогов и могут не обладать отдельными признаками налога.
К отношениям по установлению, введению, исчислению и уплате государственных пошлин, таможенных платежей и сборов, не установленных настоящим Кодексом, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за их уплатой, обжалования актов органов, осуществляющих контроль за их уплатой, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, нормы настоящего Кодекса не применяются, если им не предусмотрено иное.
4. Не признаются налогами взносы, вклады и иные платежи, уплачиваемые в силу договоров или иных отношений гражданско-правового характера, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства Туркменистана.
5. Налоги, поступающие в Государственный бюджет Туркменистана, распределяются между Централизованным бюджетом и местными бюджетами в соответствии с Законом Туркменистана «О бюджетной системе». Сборы, установленные настоящим Кодексом, полностью зачисляются в местные бюджеты.
1. Льготы по налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер.
2. Налогоплательщик вправе использовать льготы по налогам с момента возникновения правовых отношений и в течение всего периода их действия.
Налогоплательщик вправе не использовать льготы по налогам, а также отказаться от их использования при представлении письменного заявления в соответствующие налоговые или таможенные органы. При этом указанные льготы по налогам, которые налогоплательщик не использовал, не подлежат переносу с прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды, последующему зачету в счет предстоящих платежей по налогам либо возмещению из бюджета.
Налогоплательщик вправе вновь использовать льготы по налогам при представлении письменного заявления в соответствующие налоговые или таможенные органы, но не ранее календарного года, следующего за годом, в котором он отказался от их использования.
3. Предоставление льгот по налогу не влечет за собой освобождения от выполнения других обязанностей, установленных налоговым законодательством Туркменистана, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
4. За исключением случаев, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом, не допускается включение в договоры положений, по которым:
обязанность по исчислению и расходы по уплате налога перекладываются налогоплательщиком на другое лицо;
на сумму налога увеличивается стоимость реализуемых товаров, работ, услуг;
обязанность производить налогоплательщику возмещение (компенсацию) расходов по уплачиваемому им налогу возлагается на лицо, приобретающее товары (работы, услуги).
1. Налоги исчисляются и уплачиваются в национальной валюте Туркменистана, если иное не установлено законодательством Туркменистана.
Уплата налогов юридическими лицами-нерезидентами Туркменистана, в том числе через налоговых агентов, может осуществляться в иностранной (свободно конвертируемой) валюте.
2. Любая операция в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в национальную валюту Туркменистана по официальному курсу Центрального банка Туркменистана на день совершения операции, а по валютам, по которым отсутствует официальный курс, - по кросс - курсам к доллару США, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Постоянным представительством юридического лица - нерезидента на территории Туркменистана признается постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность юридического лица, включая деятельность, осуществляемую через уполномоченное лицо (физическое или юридическое), если иное не предусмотрено частью 2 настоящей статьи.
К постоянному представительству, в частности, относятся:
а) место управления, филиал, бюро, офис, агентство, фабрика, мастерская, цех, магазин или иное подобное место, через которое осуществляется такая деятельность;
б) любое место, связанное с разведкой, разработкой и (или) добычей природных ресурсов, независимо от сроков осуществления такой деятельности. Указанное, в частности, включает шахту, рудник, нефтяную и (или) газовую скважину, карьер, наземные или морские вышки и (или) скважины, а также любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском, ремонтом и (или) обслуживанием оборудования на указанных объектах. Это относится и к морским буровым платформам, вне зависимости от их вида;
в) строительная площадка, монтажные или сборочные объекты, а также выполнение надзорной деятельности, связанной с такими объектами, независимо от сроков осуществления работ;
г) склад, находящийся на территории Туркменистана и используемый для реализации (поставки) товаров.
В случаях, указанных в пунктах «б» и «в» настоящей части, постоянное представительство считается образованным с более ранней из следующих дат:
выдачи разрешения (лицензии) для осуществления разведки, разработки и (или) добычи природных ресурсов или начала осуществления таких работ (услуг);
подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения работ) или даты фактического начала работ.
Список использованной литературы:
1. Аньшин,. В.М. Инвестиционный анализ: учебное пособие / В.М. Аньшин;. Академия н / х при. Правительстве РФ.- М:. Дело, 2017. - 280 с.
2. Бирман,. Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман,. С. Шмидт,. Л. П. Белых.- М:. Банки и биржи:. ЮНИТИ, 2016. - 631 с.
3. Бланк, И. А Инвестиционный менеджмент / И. А. Бланк.-К:. ИНТЕМ. ЛТД:. Юнайтед. Лондон. Трейд. Лимитед, 2017. - 448 с.
© Башимова Г. А., Тораев А. Ы., 2024