УДК 338.48
Башимова Г. А.
преподаватель
Туркменского государственного института экономики и управления.
Вепаева Т. Г. студент
Туркменского государственного института экономики и управления.
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ТУРКМЕНИСТАНА И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ
Аннотация
В статье рассматривается анализ структуры государственного бюджета Туркменистана и его исполнение и анализируется его особенности.
Ключевые слова: налогово-бюджетных отношении, бюджет.
В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:
1) бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства;
2) бюджетные операции - операции по зачислению доходов, финансированию расходов и другие операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета;
3) расходы бюджета - денежные средства бюджета, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов государственной власти и управления, в том числе органов местной власти;
4) бюджетное учреждение - учреждение, созданное органами государственной власти и управления Туркменистана, в том числе органами местной исполнительной власти, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета на основе индивидуальных планов финансирования по обязательствам и платежам;
5) доходы бюджета - денежные средства, поступающие на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с законодательством Туркменистана в распоряжение органов государственной власти и управления, в том числе местных органов власти, приводящие к увеличению чистой стоимости активов государства;
6) бюджетный процесс - регламентируемая бюджетным законодательством Туркменистана деятельность органов государственной власти и управления, в том числе органов местной власти, а также других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, их утверждению, исполнению и государственному финансовому контролю;
7) бюджетный инвестиционный проект - совокупность мероприятий, реализуемых в течение установленного периода времени, имеющих завершённый характер и направленных на создание (строительство) новых объектов либо реконструкцию действующих, приобретение оборудования, машин и механизмов, не входящих в сметную стоимость объекта, а также создание, внедрение и развитие информационных систем;
8) бюджетные инвестиции - финансирование, направленное на увеличение стоимости активов государства, возобновление природных ресурсов с целью получения экономических выгод или достижения социально-экономического эффекта;
9) администратор бюджетных программ - государственный орган (учреждение), ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ;
10) бюджетные средства - финансовые и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражается в бюджете в денежной форме;
11) получатели бюджетных средств - бюджетные учреждения, а также физические и другие юридические лица, получающие бюджетные средства через администратора бюджетных программ и использующие их на реализацию бюджетных программ;
12) кассовое обслуживание исполнения бюджета - проведение и учёт операций по кассовым поступлениям средств в доход бюджета и кассовым расходам бюджета;
13)активы государства - совокупность капиталов, составляющих собственность государства;
14) государственный орган - на государственном (центральном) уровне - министерство или ведомство Туркменистана, осуществляющее в соответствии с законодательством Туркменистана координацию деятельности по реализации политики государства в соответствующих отраслях экономики, на местном уровне - управления и отделы, подведомственные органу местной исполнительной власти;
15) норматив распределения доходов - норматив распределения доходов между бюджетами разных уровней, устанавливаемый в процентах;
16) отчётный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году;
17) показатели результата - совокупность прямых и конечных результатов бюджетных программ, характеризующая деятельность администратора бюджетных программ по реализации среднесрочного плана и бюджетных программ;
18) очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;
19) финансовый год - период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года;
20) инвестиционное предложение - концепция бюджетного инвестиционного проекта, отражающая цель проекта и определяющая пути её достижения, включая совокупность соответствующих мероприятий, разрабатываемых администраторами бюджетных программ;
21) плановый период - три финансовых года, следующих за текущим финансовым годом;
22) непроизведённые активы - природные активы и продукты общественного устройства. Природные активы включают землю, месторождения полезных ископаемых в недрах земли, рыбные ресурсы в открытых территориальных водах, а также электромагнитный спектр в тех случаях, когда права собственности на него обеспечены правовой санкцией. Продукты общественного устройства включают патенты и договоры аренды;
23) уточнённый бюджет - бюджет с учётом изменений показателей утверждённого бюджета, вносимых в порядке, установленном настоящим Кодексом, на основании законов Туркменистана, актов Президента Туркменистана, решений Кабинета Министров Туркменистана, органов местной власти;
24) утверждённый бюджет - бюджет на соответствующий плановый период, утверждённый Меджлисом Туркменистана или представительным органом местной власти;
25) трансферты - субсидии, гранты, социальные пособия и прочие расходы, осуществляемые в денежной и натуральной формах:
1) субсидии - текущие безвозмездные платежи юридическим лицам за счёт средств бюджета с целью воздействия на уровень производства, а также для компенсации убытков, образующихся в связи с государственным регулированием цен и тарифов;
2) гранты - необязательные текущие и капитальные трансферты, получаемые бюджетным учреждением от соответствующего государственного органа, правительств иностранных государств, международных организаций, а также межбюджетные трансферты, передаваемые из одного уровня бюджета в бюджет другого уровня бюджетной системы Туркменистана на безвозмездной основе;
3) добровольные трансферты, кроме грантов - текущие и капитальные трансферты, поступающие в виде дарений и добровольных пожертвований от физических лиц и негосударственных юридических лиц, кроме международных организаций;
Список использованной литературы:
Аньшин В.М. Инвестиционный анализ: учебное пособие / В.М. Аньшин;. Академия н / х при. Правительстве РФ.- М:. Дело, 2017. - 280 с.
Бирман,. Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман,. С. Шмидт,. Л. П. Белых.- М:. Банки и биржи:. ЮНИТИ, 2016. - 631 с.
3. Бланк, И.А Инвестиционный менеджмент / И.зхА. Бланк.-К:. ИНТЕМ. ЛТД:. Юнайтед. Лондон. Трейд. Лимитед, 2017. - 448 с.
© Башимова Г.А., Вепаева Т.Г., 2024
УДК 336.1
Борисова А.В.
студент 2 курса КФУ им. В. И. Вернадского,
г. Симферополь, РФ Научный руководитель: Скорицкая Н.Л.,
доцент кафедры финансов и кредита, к.э.н., КФУ им. В.И. Вернадского,
г. Симферополь, РФ
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СТАБИЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация
В данной статье рассматривается роль государственного регулирования в обеспечении стабильности финансовой системы. Анализируются основные цели, инструменты и механизмы государственного регулирования, а также вызовы и перспективы развития регуляторных практик в условиях глобализации и цифровизации финансовых рынков.
Ключевые слова
государственное регулирование, финансовая система, стабильность, финансовый кризис, экономический рост.
Стабильная финансовая система - это фундаментальное условие устойчивого экономического роста и социального благополучия. Финансовая система, характеризующаяся эффективным распределением ресурсов, управлением рисками и защитой прав инвесторов, способствует развитию экономики, созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни населения.
Однако финансовые системы подвержены рискам кризисов, которые могут иметь разрушительные последствия для экономики и общества. Государственное регулирование играет ключевую роль в предотвращении и смягчении последствий финансовых кризисов, обеспечении стабильности и эффективности финансовой системы.
Основные принципы государственного регулирования в финансовой сфере могут включать в себя следующие аспекты:
1. Принцип финансовой стабильности. Одним из основных принципов регулирования является обеспечение финансовой стабильности в стране. Это включает в себя управление финансовыми рисками, контроль за стабильностью финансовых институтов, предотвращение финансовых кризисов и обеспечение устойчивого функционирования финансовой системы.
2. Принцип прозрачности и открытости. Государственное регулирование в финансовой сфере должно стремиться к повышению прозрачности и открытости деятельности финансовых институтов. Это