Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ТУРКМЕНИСТАНА И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ'

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ТУРКМЕНИСТАНА И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
налогово-бюджетных отношении / бюджет

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башимова Г. А., Вепаева Т. Г.

В статье рассматривается анализ структуры государственного бюджета Туркменистана и его исполнение и анализируется его особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ТУРКМЕНИСТАНА И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ»

УДК 338.48

Башимова Г. А.

преподаватель

Туркменского государственного института экономики и управления.

Вепаева Т. Г. студент

Туркменского государственного института экономики и управления.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ТУРКМЕНИСТАНА И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ

Аннотация

В статье рассматривается анализ структуры государственного бюджета Туркменистана и его исполнение и анализируется его особенности.

Ключевые слова: налогово-бюджетных отношении, бюджет.

В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

1) бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства;

2) бюджетные операции - операции по зачислению доходов, финансированию расходов и другие операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета;

3) расходы бюджета - денежные средства бюджета, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов государственной власти и управления, в том числе органов местной власти;

4) бюджетное учреждение - учреждение, созданное органами государственной власти и управления Туркменистана, в том числе органами местной исполнительной власти, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета на основе индивидуальных планов финансирования по обязательствам и платежам;

5) доходы бюджета - денежные средства, поступающие на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с законодательством Туркменистана в распоряжение органов государственной власти и управления, в том числе местных органов власти, приводящие к увеличению чистой стоимости активов государства;

6) бюджетный процесс - регламентируемая бюджетным законодательством Туркменистана деятельность органов государственной власти и управления, в том числе органов местной власти, а также других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, их утверждению, исполнению и государственному финансовому контролю;

7) бюджетный инвестиционный проект - совокупность мероприятий, реализуемых в течение установленного периода времени, имеющих завершённый характер и направленных на создание (строительство) новых объектов либо реконструкцию действующих, приобретение оборудования, машин и механизмов, не входящих в сметную стоимость объекта, а также создание, внедрение и развитие информационных систем;

8) бюджетные инвестиции - финансирование, направленное на увеличение стоимости активов государства, возобновление природных ресурсов с целью получения экономических выгод или достижения социально-экономического эффекта;

9) администратор бюджетных программ - государственный орган (учреждение), ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ;

10) бюджетные средства - финансовые и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражается в бюджете в денежной форме;

11) получатели бюджетных средств - бюджетные учреждения, а также физические и другие юридические лица, получающие бюджетные средства через администратора бюджетных программ и использующие их на реализацию бюджетных программ;

12) кассовое обслуживание исполнения бюджета - проведение и учёт операций по кассовым поступлениям средств в доход бюджета и кассовым расходам бюджета;

13)активы государства - совокупность капиталов, составляющих собственность государства;

14) государственный орган - на государственном (центральном) уровне - министерство или ведомство Туркменистана, осуществляющее в соответствии с законодательством Туркменистана координацию деятельности по реализации политики государства в соответствующих отраслях экономики, на местном уровне - управления и отделы, подведомственные органу местной исполнительной власти;

15) норматив распределения доходов - норматив распределения доходов между бюджетами разных уровней, устанавливаемый в процентах;

16) отчётный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году;

17) показатели результата - совокупность прямых и конечных результатов бюджетных программ, характеризующая деятельность администратора бюджетных программ по реализации среднесрочного плана и бюджетных программ;

18) очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;

19) финансовый год - период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года;

20) инвестиционное предложение - концепция бюджетного инвестиционного проекта, отражающая цель проекта и определяющая пути её достижения, включая совокупность соответствующих мероприятий, разрабатываемых администраторами бюджетных программ;

21) плановый период - три финансовых года, следующих за текущим финансовым годом;

22) непроизведённые активы - природные активы и продукты общественного устройства. Природные активы включают землю, месторождения полезных ископаемых в недрах земли, рыбные ресурсы в открытых территориальных водах, а также электромагнитный спектр в тех случаях, когда права собственности на него обеспечены правовой санкцией. Продукты общественного устройства включают патенты и договоры аренды;

23) уточнённый бюджет - бюджет с учётом изменений показателей утверждённого бюджета, вносимых в порядке, установленном настоящим Кодексом, на основании законов Туркменистана, актов Президента Туркменистана, решений Кабинета Министров Туркменистана, органов местной власти;

24) утверждённый бюджет - бюджет на соответствующий плановый период, утверждённый Меджлисом Туркменистана или представительным органом местной власти;

25) трансферты - субсидии, гранты, социальные пособия и прочие расходы, осуществляемые в денежной и натуральной формах:

1) субсидии - текущие безвозмездные платежи юридическим лицам за счёт средств бюджета с целью воздействия на уровень производства, а также для компенсации убытков, образующихся в связи с государственным регулированием цен и тарифов;

2) гранты - необязательные текущие и капитальные трансферты, получаемые бюджетным учреждением от соответствующего государственного органа, правительств иностранных государств, международных организаций, а также межбюджетные трансферты, передаваемые из одного уровня бюджета в бюджет другого уровня бюджетной системы Туркменистана на безвозмездной основе;

3) добровольные трансферты, кроме грантов - текущие и капитальные трансферты, поступающие в виде дарений и добровольных пожертвований от физических лиц и негосударственных юридических лиц, кроме международных организаций;

Список использованной литературы:

Аньшин В.М. Инвестиционный анализ: учебное пособие / В.М. Аньшин;. Академия н / х при. Правительстве РФ.- М:. Дело, 2017. - 280 с.

Бирман,. Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман,. С. Шмидт,. Л. П. Белых.- М:. Банки и биржи:. ЮНИТИ, 2016. - 631 с.

3. Бланк, И.А Инвестиционный менеджмент / И.зхА. Бланк.-К:. ИНТЕМ. ЛТД:. Юнайтед. Лондон. Трейд. Лимитед, 2017. - 448 с.

© Башимова Г.А., Вепаева Т.Г., 2024

УДК 336.1

Борисова А.В.

студент 2 курса КФУ им. В. И. Вернадского,

г. Симферополь, РФ Научный руководитель: Скорицкая Н.Л.,

доцент кафедры финансов и кредита, к.э.н., КФУ им. В.И. Вернадского,

г. Симферополь, РФ

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СТАБИЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

В данной статье рассматривается роль государственного регулирования в обеспечении стабильности финансовой системы. Анализируются основные цели, инструменты и механизмы государственного регулирования, а также вызовы и перспективы развития регуляторных практик в условиях глобализации и цифровизации финансовых рынков.

Ключевые слова

государственное регулирование, финансовая система, стабильность, финансовый кризис, экономический рост.

Стабильная финансовая система - это фундаментальное условие устойчивого экономического роста и социального благополучия. Финансовая система, характеризующаяся эффективным распределением ресурсов, управлением рисками и защитой прав инвесторов, способствует развитию экономики, созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни населения.

Однако финансовые системы подвержены рискам кризисов, которые могут иметь разрушительные последствия для экономики и общества. Государственное регулирование играет ключевую роль в предотвращении и смягчении последствий финансовых кризисов, обеспечении стабильности и эффективности финансовой системы.

Основные принципы государственного регулирования в финансовой сфере могут включать в себя следующие аспекты:

1. Принцип финансовой стабильности. Одним из основных принципов регулирования является обеспечение финансовой стабильности в стране. Это включает в себя управление финансовыми рисками, контроль за стабильностью финансовых институтов, предотвращение финансовых кризисов и обеспечение устойчивого функционирования финансовой системы.

2. Принцип прозрачности и открытости. Государственное регулирование в финансовой сфере должно стремиться к повышению прозрачности и открытости деятельности финансовых институтов. Это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.