Научная статья на тему 'Управление мотивацией сотрудников подразделений повышенного риска в процессе физкультурно-спортивной деятельности'

Управление мотивацией сотрудников подразделений повышенного риска в процессе физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUABLE ORIENTATIONS / АРМСПОРТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTING / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / ARM SPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Титаренко Ю. А., Лутченко Н. Г., Григорьев Н. Н.

Раскрываются вопросы формирования мотивации и управления процессом мотивообразования сотрудников подразделений повышенного риска в условиях физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Титаренко Ю. А., Лутченко Н. Г., Григорьев Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF MOTIVATION OF STAFF OF DIVISIONS OF THE INCREASED RISK IN THE COURSE OF SPORTS AND SPORTS ACTIVITY

In article questions of formation of motivation and management of process of a motivoobrazovaniye of staff of divisions of the increased risk in the conditions of the sports and sports activity reveal.

Текст научной работы на тему «Управление мотивацией сотрудников подразделений повышенного риска в процессе физкультурно-спортивной деятельности»

УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОВЫШЕННОГО РИСКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ю.А. Титаренко, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Н.Г. Лутченко, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет профсоюзов. Н.Н. Григорьев.

Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского

Раскрываются вопросы формирования мотивации и управления процессом мотивообразования сотрудников подразделений повышенного риска в условиях физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, личность, ценностные ориентации, армспорт, тестирование, самоопределение

MANAGEMENT OF MOTIVATION OF STAFF OF DIVISIONS OF THE INCREASED RISK IN THE COURSE OF SPORTS AND SPORTS ACTIVITY

Yu.A. Titarenko. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia.

N.G. Lutchenko. Saint-Petersburg university of labor unions.

N.N. Grigoryev. Military space academy named affer A.F. Mozhayski

In article questions of formation of motivation and management of process of a motivoobrazovaniye of staff of divisions of the increased risk in the conditions of the sports and sports activity reveal.

Keywords: motivation, personality, valuable orientations, arm sport, testing, self-determination

Процесс формирования устойчивой мотивации, обусловленный потребностями разностороннего развития личности, интересами качественного решения задач служебно-профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности, не обеспечивает в полной мере воспитание у личного состава убеждённости в необходимости личного саморазвития. Данная ситуация требует обоснования средств и методов управления мотивацией курсантов -будущих офицеров и стимуляции их к занятиям физической культурой и спортом.

Мотивация деятельности относится к разряду важных и сложных проблем современной педагогики и психологии, имеющей большое теоретическое и практическое значение. Наличие устойчивой мотивации у человека обусловлено потребностями разностороннего развития личности, интересами качественного решения задач служебно-профессиональной деятельности и ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности (ФСД).

Однако современная практика организации физической подготовки и спортивных мероприятий в вузе не обеспечивает формирование у курсантов устойчивой мотивации и ценностного отношения к ФСД. Сложившаяся ситуация обусловлена несоответствием

декларируемых ценностей ФСД реальным возможностям обучаемых, слабым использованием материальных и моральных стимулов, отсутствием у курсантов убеждённости в необходимости личного саморазвития и спортивного самосовершенствования [1].

Как показывают результаты опроса, одной из существенных причин рассогласования между субъективными притязаниями курсантов и объективным положением дел является недопонимание и недооценка ими значимости разного рода аксиологических представлений (ценностных ориентаций, ценностных идеалов, ценностных перспектив), способствующих формированию устойчивых целевых ориентиров.

На всех этапах исторического развития профессиональная деятельность реализуется через сознательные действия, в процессе которых осуществляется переход целей в объективные результаты и подчиняется побуждающим её мотивам.

В данном контексте под мотивацией следует понимать динамический процесс формирования мотивов ФСД, направляющий и регулирующий устремления занимающегося на достижение требуемого уровня физического состояния и спортивно-технического мастерства и поддерживающий эту направленность.

Мотивация занятий физической культурой и спортом зависит от внешних и внутренних факторов, подверженных изменениям на протяжении спортивной карьеры. Основными мотивами занятий физической культурой и спортом на начальном этапе являются стремление к самосовершенствованию, устойчивые социальные установки, стремление к самовыражению, удовлетворение духовных запросов и потребностей [2].

Действенность каждого из вышеперечисленных побудительных мотивов опосредована ценностными ориентациями личности, лежащими в границах таких причин как удовлетворённость занятиями физической культурой и спортом, потребность укрепить здоровье, стремление к общению и самоактуализации.

Разброс интересов к разным видам спорта и системам физических упражнений обусловлен различными внешними обстоятельствами: примерами родителей, друзей, старших товарищей, состоянием спортивной базы, воздействием средств массовой и наглядной информации и др.

Внутренними факторами, влияющими на формирование мотивов занятий ФСД, являются типологические свойства нервной системы и особенности темперамента. Стремление молодого человека заниматься конкретным видом спорта налагает на тренера (преподавателя) ответственность в выявлении устойчивости интереса в выборе адекватного вида спорта, разъяснении ему психологической сущности спортивной деятельности. Данный факт позволяет привести в соответствие склонности молодого человека с его реальными способностями.

Личная активность человека в спортивной деятельности определяется, как известно, его предпочтениями в выборе «своего» вида спорта. Именно этот аспект подчёркивают спортивные психологи, утверждая, что вид спорта, которым занимается человек, налагает существенный отпечаток на его личность, служит постоянно действующим источником, который придаёт ему энергию и импульс развития [3-6].

К наиболее популярным видам спорта по данным опроса курсантов (46 %) отнесён армспорт, отличающийся выраженным атлетизмом, вариативностью и разнообразием средств тренировочных воздействий, значительным волевым компонентом и эмоциональной привлекательностью. Именно по этим причинам армспорт в качестве базового вида спорта и как источник управляющих воздействий в формировании мотивации курсантов к ФСД был включён в экспериментальную образовательную программу по физической подготовке.

Управление мотивацией представляет специализированный процесс воздействия на личность занимающегося психолого-педагогическими средствами с целью укрепления силы мотива и достижения поставленной цели.

Сила и устойчивость мотива зависят от степени влияния различных видов стимуляции, которые могут либо укреплять, либо ослаблять эти параметры мотива, затрудняя или повышая эффективность управляющих воздействий.

Результаты анализа применения руководителями психолого-педагогических средств и методов стимулирующего воздействия на обучаемых убеждают в низкой эффективности процесса формирования и управления мотивационно-ценностным отношением к ФСД.

Так, воспитательный потенциал на наиболее ответственных этапах учебного процесса реализует только 21,7 % руководителей, 43,5 % опрошенных преподавателей отмечают у курсантов удовлетворительный уровень мотивации ФСД. При этом 30 % преподавательского состава не считают важной для себя задачей разъяснение обучаемым (воспитуемым) значения занятий ФСД для успешной профессиональной деятельности. 74 % руководителей лишь периодически осуществляют публичное сравнение лучших и худших курсантов по физической подготовке, в то же время поощряют высокой оценкой добросовестных обучаемых только 21 % из числа опрошенных.

Несмотря на достаточно высокую субъективную оценку эффективности методов психолого-педагогического воздействия (86,9 %), почти 30 % преподавателей не считают их важной составной частью процесса формирования мотивационно-ценностного отношения к ФСД.

Анализ литературных источников, социологический опрос обучаемых, тренерско-преподавательского состава позволил обосновать две группы средств управления мотивацией личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности: первая -психолого-педагогического и вторая - методико-практического характера.

Ранжирование средств, включённых в первую группу, выявило следующую последовательность в порядке убывания рейтинга:

- 1 - влияние общественного внимания к ФСД как фактора значимости труда спортсмена, стимулирующего его стремление к новым достижениям;

- 2 - использование соревновательной ситуации как стимулирующего фактора эффективности действий спортсмена в достижении конечного результата;

- 3 - использование материального поощрения (призов, сувениров, спортивного инвентаря и т.д.);

- 4 - применение морального поощрения, наказания или порицания в индивидуальной или публичной форме;

- 5 - стимулирующее воздействие итогового контроля результативности занятий, тестовых показателей физической и спортивно-технической подготовленности обучаемых;

- 6 - влияние зрительской аудитории на участников ФСД, обусловленное тендерными и личностными особенностями, спортивным опытом и уровнем спортивного мастерства;

- 7 - постановка ясной и конкретной цели в учебно-тренировочном процессе.

При отборе и обосновании средств и методов мотивообразования и управления мотивацией ФСД авторы руководствовались научно-теоретической концепцией И. Лингардта (1970 г.) [7] о том, что в основе акта поведения и учения лежит единство познавательных и активационных факторов. Процесс продуктивности учения, таким образом, имеет место тогда, когда возникает оптимальная степень активации. С этой целью в группу методико-практических средств был включён ряд средств и методических приёмов направленного воздействия.

Во-первых, это дифференцированно-групповой подход, обеспечивающий выравнивание физической подготовленности обучаемых за счёт повышения уровня функционального состояния менее подготовленных курсантов.

Кроме того, в содержание учебно-тренировочных занятий были включены специализированные комплексы общеподготовительных, специально подготовительных и соревновательных упражнений из армспорта, способствующих воспитанию мотивационного отношения и интереса курсантов к ФСД.

Во-вторых, активное использование непосредственных и опосредованных форм наглядности. В первом случае - это методически организованный показ упражнений, приёмов или действий самим руководителем или с помощью обучаемых в целом или по элементам. Во втором - использование наглядных пособий, методов направленного «прочувствования» или методов ориентирования с использованием предметных или символических ориентиров.

В-третьих, применение методов стимулирования и мотивации: учёт интересов и наклонностей, соблюдение оптимальной физической нагрузки и плотности учебно-тренировочных занятий, применения методов самоконтроля и самооценки функционального состояния организма.

С целью выявления уровня мотивации курсантов к ФСД, а также степени воздействия используемых средств и методов на процесс управления мотивообразованием был проведён педагогический эксперимент, к участию в котором были привлечены две группы курсантов второго курса, контрольная (К) и экспериментальная (Э), по 22 человека в каждой.

Для оценки характера изменения побудительных мотивов обучаемых к занятиям физическими упражнениями на начальном этапе, в процессе и в конце педагогического эксперимента занимающиеся были протестированы по ряду методик: опросник МД-1 (оценка выраженности достижения успеха), ценностный опросник Ш. Шварца (изучение ценностных ориентаций личности), личностный опросник Г. Айзенка (оценка особенностей поведения), опросник САН (Методика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения) (табл.).

Результаты были получены с помощью автоматизированной обработки данных по программе АРМ-СПО «Отбор-В».

Таблица. Изменение показателей тестирования курсантов контрольной и экспериментальной

групп за период эксперимента

Семестры 2009-201 0 уч.год 2010-2011 уч. год Разность, %

3 семестр 4 семестр 5 семестр 6 семестр

Методики К1 Э1 К2 Э2 К3 Э3 К4 Э4 К1-К4 Э1-Э4

Опросник МД-1 5,86 5,5 6,09 6,23 6,32 6,46 6,77 7,32 13,5 25,0

Опросник Ш. Шварца 5,73 5,82 6,0 6,32 6,28 6,14 6,28 6,09 19,1 4,5

Опросник Г. Айзенка 6,27 6,09 6,28 6,14 6,28 6,09 6,28 6,09 0,2 0

Опросник САН 5,77 5,86 6,09 6,36 6,14 6,76 6,55 7,55 12 22,3

Как следует из таблицы, результаты испытаний по методике МД-1 у обследуемых контрольной и экспериментальной групп возрастают на протяжении всего эксперимента. Вместе с тем тестируемые показатели мотивации достижения успеха у испытуемых контрольной группы в сравнении с экспериментальной возрастают менее интенсивно. Однако к концу экспериментального периода значения показателей выросли в контрольной группе на 13,5 %, в экспериментальной группе - на 25 %.

Динамика показателей ценностных ориентаций личности (Ш. Шварца) и особенностей поведения (Г. Айзенка) в контрольной и экспериментальной группах не отличаются стабильностью, возрастают к четвертому семестру и сохраняют устойчивый характер до завершающего этапа исследования - шестого семестра.

Следует отметить формирование выраженных ценностей у обследуемого контингента: чувства собственного достоинства, социальной справедливости, стремления к самоопределению и воспитание характера поведения - повышение общительности и умения приспосабливаться к новым условиям (социальная адаптация).

Результаты тестирования обследуемых по опроснику САН убеждают в благоприятном для занимающихся изменении показателей самочувствия, активности и настроения. У курсантов экспериментальной группы интенсивность показателей САН выросла к концу семестра на 22,3 %, в контрольной группе - на 12,0 %.

Данные анкетного опроса подтверждают высокий фактический уровень мотивации в сфере ФСД - 100 % респондентов высказали положительное отношение к занятиям физической культурой с использованием средств армспорта. Анализ анкет показал, что курсантов экспериментальной группы удовлетворяет содержание занятий, от физических нагрузок они ощущают комфортное состояние, что обеспечивает, в конечном счёте, высокую посещаемость. В частности, меньше пропущено занятий без уважительных причин (в экспериментальной группе - 5,0 %, в контрольной - 14,2 %).

За период исследований в экспериментальной группе отмечен невысокий процент освобождений от занятий - от 17,4 % в 2009-2010 гг. до 6,2 % в 2010-2011 гг. и от 16,2 % до 8,3 % - составили пропуски занятий по болезни. В контрольной группе эти показатели существенно выше и располагаются в границах в первом случае - от 21,4 % до 10,5 % и во втором - от 27,7 % до 16,4 % (рис.).

0

эо/

25 20 15 10 5

1-7/1

л г л

к16?!-

¿0,1

контр. экспер. контр. экспер. 2009 -2010 2010 -2011

□ % всех пропущенных занятий

□ % пропущенных занятий по болезни

Рис. Показатели посещаемости занятий курсантами контрольной и экспериментальной

групп в ходе эксперимента

Анализ результатов эксперимента свидетельствует, что продуктивность процесса формирования мотивации и управления мотивообразованием в условиях ФСД явилась следствием направленного воздействия методико-практическими и психолого-педагогическими средствами на личность обучаемых.

Внешние факторы, влияющие на психическое состояние человека, способны либо усиливать, либо ослаблять устойчивость и силу мотива.

Процесс управления мотивацией состоит в использовании мотивационного потенциала стимулов (социально положительных или отрицательных) в нужном направлении.

Литература

1. Стёпкин М.А. О внешнеорганизованной физкультурно-спортивной деятельности / Актуальные проблемы теории и практики физического воспитания студентов и физической подготовки военнослужащих / под ред. В.В. Миронова, В. Л. Пашуты. СПб.: ВИФК, 2007. Ч. 1. С. 185-187.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2009.

3. Горбунов Г. Д. Мотивация спортсмена в тренировочном процессе: учеб. пособие. М., 1989.

4. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. М.: ФиС, 1969.

5. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999.

6. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФиС, 1984.

7. Лингардт И. Процесс и структура человеческого учения. М.: Прогресс, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.