ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 65.015.12
УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЦЕХОВЫМИ ПОСТАВКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
М. Н. КОВАЛЕВ
Гомельский филиал Международного университета
«МИТСО», Республика Беларусь
Введение
Логистическая деятельность промышленного предприятия неразрывна с маркетинговой (рыночной) деятельностью. Как правило, рыночная деятельность ассоциируется с «внешней» логистикой, к которой относят заготовительную и распределительную (сбытовую) логистику. К сожалению, в специальной литературе недостаточно внимания уделяется «внутренней» логистике - области знания об управлении материальными потоками в процессе производства товаров («материальный поток - это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенная продукция и готовая продукция, к которым применяются логистические операции и функции, связанные с физическим перемещением в пространстве» [1, с. 148]).
Проблемы внутренней логистики рассматривались до сих пор как проблемы организации производства, задачи оперативного управления основным производством - как задачи производственного отдела, задачи управления потоками инструмента -как задачи инструментального отдела и т. д. Методы и решения, предлагаемые складской, транспортной, информационной логистикой, логистикой запасов, применялись в производстве фрагментарно, бессистемно. А ведь значение и роль внутренней логистики трудно переоценить. Производственная логистика активно участвует в создании продукта, в создании потребительской стоимости.
Известная концепция SCM (Supply Chain Management - «управление цепями поставок») предполагает, как правило, выполнение функций планирования, организации и контроля «внешних цепей» поставок, звеньями которых являются поставщики сырья и материалов, изготовители продукции, посредники и потребители товаров.
Д. Ламберт и Дж. Сток так определяют это понятие [2, с. 51]: управление цепями поставок - это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц. По их мнению, управление цепями поставок - это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов [2, с. 62-66].
Анализируя логистическую систему микроуровня, в процессе ее декомпозиции можно выделить множество взаимосвязанных звеньев, обеспечивающих внутренние материальные потоки. Как известно, «логистическая система - это сложная структурно организованная и управляемая совокупность экономически, технологически и технически взаимосвязанных элементов, осуществляющих движение материальных и сопутствующих им потоков в бизнес-процессах» [2, с. 37].
Рассмотрение логистики предприятия с позиций системного подхода требует изучения всех элементов во взаимосвязи и взаимодействии. Для обеспечения единства и целостности предприятия логистическая система (ЛС) должна обладать свойствами устойчивости и адаптивности [1, с. 413]. Логистическая система должна работать стабильно и устойчиво в условиях изменения внутренней и внешней среды. При значительных коле-
баниях стохастических факторов внешней среды ЛС должна приспосабливаться к новым условиям, меняя параметры функционирования и критерии оптимизации. Такого рода колебания особенно характерны в условиях экономических кризисов.
Перед автором стояли задачи анализа логистики машиностроительного предприятия с позиций системного подхода, разработки на этой основе модели взаимодействия функциональных и обеспечивающих логистических подсистем, уточнения роли производственной логистики в ЛС, разработки модели и алгоритма управления материальными потоками в основном производстве.
Структура логистической системы предприятия
Промышленное предприятие представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем и элементов. В этой системе происходит движение и преобразование различных производственных ресурсов с целью удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах и получения прибыли. Направленное движение ресурсов представляет собой потоки, эффективным управлением которых занимается логистика.
Логистическая система конкретного предприятия является уникальной системой со своим набором элементов, факторов, связей и процессов, значительная часть которых являются стохастическими и субъективными, что определяет высокую степень неопределенности в поведении ЛС. В связи с этим управление ЛС не может быть целиком формализовано, что вызывает необходимость построения не только комплекса формализованных моделей, но и разработки эвристических (неформальных) процедур и правил.
Логистическая система машиностроительного предприятия относится к микрологистическим системам, она обладает рядом особенностей, которые следует учитывать в логистическом менеджменте в условиях планомерного развития, а также в условиях кризиса для принятия антикризисных мер.
Например, логистическая система производственного объединения «Гомсель-маш» характеризуется множеством и сложностью материальных потоков, что обусловлено:
- большими масштабами производства и продаж;
- многочисленностью поставщиков, посредников и потребителей и их территориальной удаленностью;
- большой номенклатурой сырья, материалов и комплектующих изделий;
- разнообразием применяемых производственных технологий;
- огромным количеством деталей и сборочных единиц, применяемых в изделиях;
- сложностью межцеховых и внутрицеховых маршрутов движения деталей;
- необходимостью обеспечивать предпродажное и послепродажное обслуживание товаров.
Специфической особенностью предприятия сельскохозяйственного машиностроения является то, что потребление большинства товаров носит ярко выраженный сезонный характер, что обуславливает неравномерность продаж в течение календарного года и в значительной степени усложняет выполнение функции сервиса товаров.
Основной целью ЛС в машиностроении является доставка материалов и товаров в необходимой номенклатуре и количестве в установленные сроки к местам хранения, производства, продаж и потребления с минимальными (нормативными) издержками.
Большинство источников по логистике, рассматривая движение материальных потоков в производстве и обращении, как правило, анализирует стадии материально-технического обеспечения, производства и распределения товаров, не уделяя внимания стадии их потребления. Для машиностроительного предприятия важной составляющей маркетинговой деятельности является послепродажное обслуживание реализованных изделий. В настоящее время промышленный сервис становится значимым фактором конкурентоспособности машиностроительного предприятия.
Кроме того, для машиностроительного предприятия характерно также наличие таких значимых материальных потоков, как движение материалов и запчастей для обеспечения технического обслуживания и ремонта оборудования в основном производстве, движение инструмента и технологической оснастки.
Следовательно, к важнейшим функциям логистики в машиностроении следует отнести [4]:
- доставку сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента на предприятие, их хранение и распределение;
- перемещение предметов труда в процессе производства продукции между цехами, участками, рабочими местами;
- обеспечение сохранности готовой продукции, ее распределение по звеньям сбытовой сети;
- доставку материалов, запасных частей и инструмента, необходимых для осуществления технического обслуживания реализованных товаров, потребителям и сервисным центрам.
Отсюда вытекает, что функциональными подсистемами ЛС машиностроительного предприятия являются закупочная, производственная, распределительная (сбытовая) и сервисная логистика.
К обеспечивающим подсистемам ЛС отнесем логистику запасов, складскую, транспортную, информационную и финансовую логистику, которые призваны «обслуживать» материальные потоки на всех стадиях снабжения, производства и потребления.
Очевидно, что функциональные и обеспечивающие подсистемы ЛС тесно взаимосвязаны между собой. Эти взаимосвязи проиллюстрируем с помощью матрицы основных задач, решаемых подсистемами (табл. 1). В форме таблицы представлена модель взаимодействия функциональных и обеспечивающих подсистем логистической системы машиностроительного предприятия.
Предложенная модель структуры и взаимодействия подсистем ЛС предприятия может служить основой организации логистики на предприятии, в частности, построения (модернизации) организационной структуры управления логистикой. Причем, реорганизация при этом не потребует коренных преобразований структуры управления, так как данная модель легко «встраивается» в существующие структуры. Функция управления запасами может быть возложена на специальный отдел либо распределена по функциональным подсистемам (ОМТС, ПДО и ИШО, отдел маркетинга, служба сервиса).
Таблица 1
Модель взаимодействия функциональных и обеспечивающих подсистем логистической системы машиностроительного предприятия
Обеспечивающие подсистемы ЛС Функциональные подсистемы ЛС
закупочная производственная распределительная сервисная
Складская логистика хранение и другие складские операции на складах ОМТС, ОВК хранение деталей, узлов и полуфабрикатов на промежуточных складах ПДО, в цехах и на рабочих местах, инструмента -в ЦИС, запчастей на складах ОГМех, ОГЭ, ТТО хранение на складах готовой продукции отдела сбыта, филиалов и представительств хранение на складах сервисной службы и сервисной сети
Окончание табл. 1
Обеспечивающие подсистемы ЛС Функциональные подсистемы ЛС
закупочная производственная распределительная сервисная
Транспортная логистика доставка сырья, материалов, комплектующих, инструмента и оснастки межцеховые поставки и внутрицеховое перемещение предметов труда, доставка инструмента к рабочим местам распределение готовой продукции по узлам сбытовой сети доставка изделий, запчастей, материалов и инструмента потребителям и сервисным центрам
Управление запасами определение параметров запасов в снабжении определение параметров запасов в НЗП, в ЦИС и инструментальных кладовых определение параметров запасов в сбытовой сети определение параметров запасов в сервисной сети
Информационная логистика информационное обеспечение МТС оперативный учет и контроль в основном и вспомогательном производстве информационное обеспечение маркетинга и сбыта информационное обеспечение сервиса
Финансовая логистика расчеты с поставщиками и подрядчиками расчеты с работниками по оплате труда поступление денежных средств на счета предприятия от реализации продукции, расчеты с посредниками расчеты с сервисными центрами, с потребителями
Обозначения: ОМТС - отдел материально-технического снабжения, ОВК - отдел внешней кооперации, ПДО - производственно-диспетчерский отдел, ОГМех - отдел главного механика, ОГЭ -отдел главного энергетика, ТТО - транспортно-технологический отдел, НЗП - незавершенное производство, ЦИС - центральный инструментальный склад.
Задачи производственной логистики промышленного предприятия
В процессе изготовления продукции на промышленном предприятии детали и узлы перемещаются в основном производстве из цеха в цех, с участка на участок, от одного рабочего места к другому и проходят обработку в соответствии с технологическими маршрутами. Эти маршруты представляют собой множество цепочек, звеньями которых являются производственные подразделения и рабочие места. Началом таких цепей внутри предприятия являются склады сырья, материалов и комплектующих изделий, заключительным звеном - склады готовой продукции. По сути, в процессе производства осуществляется множество взаимосвязанных поставок, такие поставки будем называть внутренними, а цепочки производственных подразделений - цепями внутренних поставок.
Одной из важнейших задач производственной логистики в серийном промышленном производстве является управление межцеховыми поставками деталей и сборочных единиц (управление цепями внутренних поставок), целью которого является обеспечение непрерывного хода производства и минимизация запасов НЗП с тем, чтобы повысить оборачиваемость оборотных средств и эффективность предприятия в целом.
В основе производственной логистики, считает Е. Б. Фролов, лежит обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство [5].
Целью производственной логистики является обеспечение непрерывности производственного процесса и сокращение затрат на хранение и перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов, инструмента, приспособлений и тары. Коротко говоря, сущность производственной логистики заключается в управлении цепями внутренних поставок.
Задачами производственной логистики являются следующие:
- оптимизация запасов незавершенного производства;
- сокращение затрат, связанных с хранением и перемещением материалов, полуфабрикатов, инструмента и запасных частей;
- сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции;
- организация хранения деталей, узлов и полуфабрикатов запчастей и тары на промежуточных складах, в цехах и на рабочих местах;
- управление межцеховыми поставками и внутрицеховыми перемещениями предметов труда, доставкой инструмента к рабочим местам, перемещением тары;
- повышение коэффициента загрузки оборудования;
- определение параметров запасов незавершенного производства и инструмента;
- оперативный учет и контроль в основном и вспомогательном производстве;
- обеспечение расчетов с поставщиками инструмента, запчастей, тары и т. п.
Наиболее сложной из перечисленных задач является задача оперативного управления межцеховыми поставками деталей и сборочных единиц в основном производстве. Для эффективного управления внутренними поставками деталей необходимо обеспечить:
- расчет производственной программы, определение календарно-плановых нормативов и их доведение до производственных подразделений;
- расчет подетальных оперативных планов и их доведение до цехов и участков;
- определение и выдачу сменных заданий на рабочие места;
- оперативный учет выполнения планов рабочими и производственными участками;
- учет выполнения межцеховых поставок деталей и узлов, передачу и накопление информации о ходе производства и т. д.
Управление цепями поставок деталей в серийном производстве
Одним из методов оперативного управления основным производством в машиностроении является метод подетального планирования и контроля межцеховых поставок деталей и узлов.
Основными источниками информации при этом являются:
- номенклатурный план производства;
- применяемость деталей, сборочных единиц в изделии (состав изделия);
- технологический маршрут изготовления деталей, сборочных единиц;
- подетальные материальные нормы;
- нормативы межцеховых запасов деталей, узлов;
- производственный календарь.
Ниже представлена математическая модель указанного метода.
Плановое количество деталей, сборочных единиц для выполнения производственной программы определяется на основе номенклатурного плана производства с учетом применяемости деталей и узлов в изделиях:
а=±РкУ,
1=1
где Р} - план производства у-го изделия; к^ - применяемость 1-й детали в ]-м изделии; п - количество номенклатурных позиций.
Потребность предприятия в основных материалах на выполнение производственной программы:
т
мрт, (2)
1=1
где Ян - норма расхода 1-го материала на 1-ю деталь.
Потребность цехов в основных материалах определяется также на основе подетальных материальных норм (для первого цеха по маршруту изготовления детали).
На основе технологических маршрутов изготовления деталей определяется план поставок по цепочке цехов, которые участвуют в производстве 1-й детали:
Цех! - Цех2 - Цехз - ... - Цех?. (3)
Для этого в базе данных (БД) для каждой 1-й детали формируется q - 1 запись (табл. 2) в соответствии с цепочками: каждый цех, получающий незавершенную деталь от цеха-поставщика, в следующем звене цепочки становится поставщиком для следующего цеха; и так до тех пор, пока деталь не станет составной частью сборочной единицы либо изделия.
Таблица 2
Фрагмент базы данных «План производства деталей, сборочных единиц»
Деталь, сборочная единица Цех-поставщик Цех-получатель Количество
1 Цех! Цех2 Qi
1 Цех2 Цехз Q1
1 Qi
1 Цехq- 1 Цехq Qi
Суточный план производства 1-й детали определяется пропорционально количеству рабочих дней в плановом периоде:
= %, (4)
где % - количество рабочих дней в периоде.
Плановое количество деталей, сборочных единиц на месяц:
арм = аг%м, (5)
где Бм - количество рабочих дней в месяце.
Фактически произведенное с начала месяца Qpм и переданное в следующий цех по маршруту количество 1-х деталей ежедневно накапливается в базе данных:
Qш = QFM + Q!S, (6)
где Qps - фактически сдано деталей за сутки.
В случае выявления бракованной продукции в производстве на основе актов о браке фактически произведенное количество 1-х деталей с начала месяца
уменьшается на соответствующее количество бракованных деталей Яг по всей цепочке цехов, предшествующих цеху, в котором обнаружен брак:
дш = аш - ^. (7)
Если выявлена бракованная сборочная единица, то сначала она подлежит разуз-лованию с целью выявления деталей и количества деталей, входящих в узел. Разуз-лование осуществляется с помощью спецификаций изделий. Затем по всем деталям, входящим в бракованный узел, по всем маршрутам изготовления этих деталей также уменьшается фактическая сдача 1-х деталей с начала месяца О™ на количество бракованных деталей.
Для оценки выполнения планов межцеховых поставок ежедневно рассчитывается обеспеченность плана производства деталями и узлами в днях:
В + N - 6ГА 7
В =-ОР--7,
где N { - перевыполнение плана поставок прошлого месяца (недовыполнение плана -со знаком «минус»); Д - количество отработанных дней с начала месяца; 7г - задел
(страховой запас) деталей, сборочных единиц в днях.
Особому контролю в цепи поставок подлежат «отстающие» позиции, т. е. детали и узлы с отрицательной и нулевой обеспеченностью (Вг <= 0).
По окончании месяца пересчитывается перевыполнение-недовыполнение плана поставок месяца Мг как разность между фактическим количеством сданных по маршруту деталей и их плановым количеством с учетом недодела прошлого месяца:
N = N + - 0РМ, (9)
а О™ (фактическая сдача деталей за месяц) и О5 (фактическая сдача деталей за сутки) во всей базе данных обнуляются.
Один раз в году по результатам инвентаризации остатков незавершенного производства уточняется перевыполнение-недовыполнение плана поставок деталей N { по всем цехам в соответствии с маршрутами.
На рис. 1 представлен общий алгоритм реализации данной модели в условиях автоматизированной обработки информации.
4. Начало года?
+
5. Расчет О
6. Инвентаризация?
+
7. Ввод остатков
8. Пересчет N
9. Ввод данных за сутки
10. о?М = о?М+о"
11. Разузлование брака
12. Пересчет О™, О?5
3
13. Расчет В г Отчеты
за сутки
Рис. 1. Алгоритм оперативного управления межцеховыми поставками
Заключение
Предлагаемый системный подход к рассмотрению ЛС машиностроительного предприятия, сформулированные специфические особенности такой ЛС дополняют и уточняют основные методологические принципы анализа и совершенствования микрологистических систем в промышленности.
Разработанная матричная модель взаимодействия функциональных и обеспечивающих подсистем ЛС машиностроительного предприятия может служить основой организации логистики на предприятии, в частности, создания или реорганизации структуры управления логистикой.
Предложенный метод управления материальными потоками внедрен в подсистеме оперативного управления основным производством автоматизированной информационной системы «Гомсельмаш» при непосредственном участии автора. Нами был разработан алгоритм управления межцеховыми поставками деталей и узлов, который реализован программно. Представленный подход может быть применен на предприятиях машиностроения.
В силу своей сложности и информационной насыщенности оперативное управление основным производством на крупных предприятиях требует постоянного совершенствования, основными направлениями которого могут быть следующие:
- внедрение логистических подходов к управлению в основном производстве;
- оптимизация запасов НЗП;
- совершенствование организации основного производства;
- разработка альтернативных моделей управления цепями поставок деталей;
- совершенствование программного и технического обеспечения;
- повышение оперативности информации о межцеховых поставках.
Литература
1. Семененко, А. И. Логистика. Основы теории : учеб. для вузов / А. И. Семененко, В. И. Сергеев. - СПб. : Союз, 2001. - 544 с.
2. Сток, Дж. Р. Стратегическое управление логистикой / Дж. Р. Сток, Д. М. Ламберт. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 831 с.
3. Логистика : учеб. пособие / И. М. Баско [и др.] ; под ред. И. И. Полещук. - Минск : БГЭУ, 2007. - 431 с.
4. Ковалев, М. Н. Структура логистической системы машиностроительного предприятия Белоруссии / М. Н. Ковалев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. -№ 1. - С. 75-78.
5. Фролов, Е. Б. Производственная логистика, или что такое «вытягивающее» планирование? / Е. Б. Фролов // Логистика и управление цепями поставок. - 2010. -№ 1 (36). - С. 69-85.
Получено 07.02.2013 г.