Буянтуева С.Б.
специалист, Министерство здравоохранения Новосибирской области
УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: межэтнические отношения, этнос, нация, национальная политика, национальность.
Keywords: interethnic relations, ethnos, nation, national policy, nationality.
Упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа является одной из фундаментальных задач, стоящих перед государством. К числу ключевых проблем национальной политики демократической России относится компетентное управление вопросами формирования и развития межэтнических отношений.
На территории Новосибирской области проводится планомерная работа по реализации государственной национальной политики в сфере предупреждения межнациональных конфликтов, гармонизации этнорелигиозных отношений, по развитию и поддержке институтов гражданского общества.
В целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления общероссийской гражданской идентичности и этнокультурного развития народов Российской Федерации на территории региона реализуются:
1. Комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений и реализации Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года в Новосибирской области на 2016-2018 годы, утвержденный распоряжением Правительства Новосибирской области от 23.08.2016 № 310-рп, содержащий 55 мероприятий. Работа в рамках Комплексного плана направлена на реализацию первоочередных задач государственной национальной политики и включает в себя 12 наиболее важных направлений работы. В качестве исполнителей плана задействовано 12 областных исполнительных органов государственной власти, а также органы местного самоуправления Новосибирской области;
2. Государственная программа Новосибирской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Новосибирской области, на 2015-2020 годы».
3. План мероприятий по реализации в Новосибирской области в 2017-2020 годах Стратегии развития государственной политики России в отношении российского казачества до 2020 года. План включает 38 мероприятий. В качестве исполнителей плана задействовано 13 областных исполнительных органов государственной власти, органы местного самоуправления, казачьи общества и объединения.
Новосибирская область всегда отличалась многонациональным составом и многоконфессиональностью, на территории области проживают представители более 180 национальностей. Область среди регионов Сибирского федерального округа на протяжении десяти лет является наиболее притягательной территорией въезда как для мигрантов, переселяющихся на постоянное место жительство, так и для иностранных трудовых мигрантов.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года по сравнению с данными 2002 года в Новосибирской области национальная картина области не претерпела значительных изменений: доля русских составила 93,1% (в 2002 году -93,0%) от числа указавших этническую принадлежность. Статистика показывает, что представителей четырех наиболее многочисленных народов в Новосибирской области стало меньше: русских - на 138 302 человека (всего 2 365 845), немцев - на 16 351 человек (всего 30 924), украинцев - на 11 697 человек (всего 22 098) и татар - на 3716 человек (всего 24 158).
В то же время наблюдается увеличение количества узбеков, которые заняли пятое место по численности среди этнических общностей области - 12 655 человек (в 2002 году - 2047 человек, 15-е место), таджиков - 10 054 человека (в 2002 году - 2784 человека), киргизов - 6505 человек (в 2002 году - 1423 человека). Кроме того, несколько выросла численность выходцев с Кавказа: 9508 армян (в 2002 году - 7850 человек) и 8008 азербайджанцев (в 2002 году - 7366 человек). Показательно, что выходцы из Средней Азии активно селятся именно в городе Новосибирске.
По данным статистики, значительно увеличилось количество людей, не указавших свою этническую принадлежность: в 2002 году - 391 человек, а в 2010 году - 124859 человек.
Сегодня социальная среда Новосибирской области имеет мультикультурный и полиэтничный характер. При этом в городе Новосибирске существуют территории компактного проживания мигрантов, - это районы юго-западной и восточной части города, окраины и зоны, прилегающие к рынкам, а также частный сектор, расположенный вдоль железной дороги и малых городских рек. Эти территории заселены представителями Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и др.
На сегодняшний день в области по данным Главного управления Министерства юстиции России по Новосибирской области зарегистрировано 81 общественная национальная организация, представляющая 27 национальностей: русские, немцы, татары, украинцы, узбеки, казахи, таджики, армяне, азербайджанцы, киргизы, белорусы, евреи, поля-
ки, китайцы, езиды, корейцы, молдаване, хакасы, буряты, осетины, уйгуры, дагестанцы, грузины, греки, туркмены, мордва, монголы.
На территории региона действуют 33 национально-культурных автономий (8 региональных и 25 местных). Кроме того, на территории осуществляют свою деятельность не зарегистрированные общественные организации -финская, удмуртская, якутская.
Главным результатом реализации мероприятий, направленных на укрепление мира и согласия в Новосибирской области, стала выработка единых подходов к решению вопросов в сфере государственной национальной политики и сохранение стабильной межнациональной ситуации, что подтверждают проведенные социологические исследования в 2018 году, которые являются важным маркером анализа работы в сфере этнических отношений. Они призваны проанализировать текущую ситуацию, оценить эффективность принимаемых мер и определить возможности для снижения угрозы межнациональных конфликтов.
В 2018 году социологические исследования показали прирост показателей, отражающих толерантный характер отношений между людьми разных национальностей. Большинство опрошенных жителей области (77% в 2018 году, 72% в 2017 году, 68% в 2016 году) полагают, что в их городах (посёлках) сложились добрососедские отношения между людьми разных национальностей. 9% считает, что улучшились, 68% - остались хорошими.
84% опрошенных жителей области оценили межнациональные отношения, сложившиеся в их населенном пункте, как бесконфликтные, в том числе 20% как доброжелательные. Такой же показатель (84% позитивных оценок) зафиксирован в оценке межконфессиональных отношений в регионе.
В отношении собственной толерантности оценки еще выше (87% участников опроса сказали, что не испытывают раздражения и неприязни по отношению к людям другой национальности (в 2017 году - 85%, в 2016 году -83%).
Впервые повысился показатель оценки работы региональных и местных властей в сфере межнациональных отношений. За последний год доля удовлетворенных жителей выросла с 40 до 53%. По мнению новосибирцев, работа властей должна включать как мероприятия по ассимиляции трудовых мигрантов, так и по адаптации коренных жителей (особенно молодежи) к жизни в мультинациональной среде.
В рамках работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма, предупреждению межнациональных конфликтов и реализации государственной национальной политики по гармонизации межэтнических отношений принимаются следующие меры:
• регулярное взаимодействие с национальными общественными организациями и авторитетными лидерами по профилактике проявлений религиозного и национального экстремизма;
• проведение заседаний Совета при Губернаторе Новосибирской области по межнациональным отношениям;
• мероприятия по сохранению этнокультурного многообразия области;
• взаимодействие с исполнительными органами государственной и муниципальной власти, территориальными подразделениями федеральных исполнительных органов власти, институтами гражданского общества по вопросам реализации государственной национальной политики, в том числе по предупреждению ксенофобии, экстремизма и терроризма в сфере межнациональных отношений;
• проведение рабочих встреч с представителями духовенства, национальных диаспор и организаций по вопросам объединения усилий в деле противодействия экстремизму и духовно-нравственного оздоровления общества;
• федеральная система мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в Новосибирской области;
• телефон «Прямой линии» по межнациональным отношениям;
• наряду с автоматической системой мониторинга Министерством региональной политики Новосибирской области ежегодно проводятся комплексные социологические исследования. В текущем году в рамках государственной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Новосибирской области на 2015-2020 годы» проведены социологические исследования «Эффективность государственной национальной политики, изучение состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в Новосибирской области».
В 2019 году планируется продолжить работу по следующим направлениям:
1. Привлечение национальных организаций и экспертного сообщества к участию в разработке нового Комплексного плана действий по гармонизации межэтнических отношений и реализации Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года в Новосибирской области на 2019-2021 годы с учетом изменений, внесенных в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
2. Совершенствование системы эффективного взаимодействия институтов гражданского общества и государства в деле укрепления общероссийского гражданского единства и противодействия распространению экстремизма.
3. Реализация комплекса мероприятий в сфере социально-культурной адаптации мигрантов и принимающего сообщества.
На данный момент в результате мониторинга состояния межнациональных отношений в Новосибирской области и анализа проводимых мероприятий следует отметить незначительное улучшение межнациональных отношений. Сохраняется напряжение по отношению к мигрантам среди потребителей медицинских, образовательных услуг - в связи с повышением нагрузки на образовательные и медицинские учреждения в отдельных районах.