ББК 60.545 УДК 316.347(571.150)
О.Е. Ноянзина, Г. С. Авдеева, Н.П. Гончарова, Д. А. Омельченко Этнокультурное пространство Алтайского края: реализация политики национальных интересов государства
O.E. Noyanzina, G.S. Avdeeva, N. P. Goncharova, D. A. Omelchenko Ethnic-Cultural Space of the Altai Region: Realization of Policy of State National Interests
В статье представлено описание этнокультурного пространства Алтайского края: национальный состав, его динамика в межпереписной период, процессы создания национально-культурных общественных объединений. Подчеркнуто, что большое влияние на становление и развитие многонационального народа Алтайского края оказали представители немецкого и казахского народов, специфика менталитета и культуры которых заметно влияли на социальноэкономический уклад, формирование межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе.
Особенности современной этнокультурной ситуации обусловливают направления реализации политики национальных интересов государства на территории края.
С целью совершенствования законодательства, регулирующего сферу межнациональных отношений, реализацию государственной национальной политики, в крае принят или же обновлен целый ряд нормативных правовых актов, в соответствии с которыми претерпела изменения практика органов государственной власти в рассматриваемой сфере. Далее представлен обзор основных тенденций реализации национальной политики Российской Федерации на территории Алтайского края, направленной на укрепление общероссийского гражданского единства и этнокультурное развитие народов края.
Ключевые слова: этнокультурное пространство, государственная национальная политика, этнокультурная мозаика, традиционная культура, этноконфессиональ-ные отношения.
Б01 10.14258/1гуа8и(2014)2.1-49
Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств мира. На ее территории проживают представители 193 этнических общностей (2010 г.), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство
The article presents the description of ethnic cultural area of the Altai region: its national structure, its dynamics during the period of censuses, processes of organization of national cultural public organizations. It is outlined that representatives of German and Kazakh nationalities determined the development of the multinational people of the Altai region, specifics of their mentality and culture determined social-economic way of life, nternational and interconfessional relations in the region.
Peculiarities of contemporary ethnic cultural situation determine directions of the state policy of national interests in Altai. In order to improve legislation regulating the sphere of international relations, a number of local laws were passed, which influenced the practices of state institutions in this sphere. Thus, the article contains a survey of general tendencies of national policy of the Russian Federation in the Altai region directed at enforcing of national unity and ethnic cultural development of peoples in Russia.
Key words: ethnic-cultural area, state national policy, ethnic-cultural mosaic, traditional culture, ethnic-confessional relations.
народов нашей страны на протяжении веков формировалось на территории современного российского государства и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности и культуры.
* Огатья подготовлена при поддержке РФФИ. Грант № 14-06-00196 «Математико-статистический анализ конструирования ментальных репрезентаций „образа другого"» (2014-2016).
Вместе с тем в настоящее время сохраняются негативные факторы, обусловленные последствиями советской национальной политики, ослаблением государственности в 1990-е гг. На фоне радикальных общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества в постсоветской России проявились кризис общероссийской гражданской идентичности, всплеск этнической мобилизации, этнотерриториальный сепаратизм и религиозно-политический экстремизм, возникла опасность распада страны.
Так, к негативным факторам относятся современные территориальные споры и конфликты, связанные с неоднократными произвольными изменениями административных границ СССР, репрессиями и депортациями в отношении некоторых народов [1].
Высокий уровень социального и имущественного неравенства в обществе и региональной дифференциации, этнополитизация различных сфер жизнедеятельности являются факторами, непосредственно усиливающими конфликтный потенциал межнациональных отношений, что создает угрозу дезинтеграции страны. В условиях размывания и разрушения смыслов и ценностей культуры русского и других народов России, проникновения в культурно-информационную систему чуждых идей возникла опасность принижения роли традиций культуры как главной основы в воспитании высокой духовности и патриотизма личности.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. сформировался комплекс этнополитических проблем, обусловленных новыми вызовами и рисками, которые имеют общемировой характер. Среди них унифицирующее влияние глобализации, международный терроризм, экстремизм под религиозными флагами, этнический сепаратизм, кризис политики мультикультурализма в европейских странах.
Нельзя не учитывать и то, что деструктивное влияние на состояние межнациональных отношений в Российской Федерации оказывают современные миграционные процессы. Многие мигранты, прибывающие в страну, обладают не только низким уровнем образования и знания русского языка, но часто не предрасположены к принятию и соблюдению общероссийских социально-культурных ценностей и правил поведения, что порождает мигрантофобию. В свою очередь, мигрантофобия приводит к обострению этнического экстремизма [2].
Национальный состав Алтайского края — это Россия в миниатюре. Население края оценивается в 2395,4 тыс. человек (1 июля 2013 г.), оно представлено более 140 народностями, 20 религиозными традициями, Это единый организм, скрепленный бесчисленным количеством этнокультурных связей, определяющих его сущность. Ведущую роль проверенных веками скреп традиционно играли и игра-
ют представители русского народа, составляющие большинство жителей на территории Алтайского края.
Большое влияние на становление и развитие многонационального народа Алтайского края оказали представители немецкого и казахского народов, специфика менталитета и культуры которых заметно влияли на социально-экономический уклад, формирование межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе.
Данные переписи населения 2010 г. свидетельствуют о том, что этнический состав Алтайского края не стал богаче, основные этнические пропорции не претерпели значительных изменений. При обработке данных переписи получено более 200 различных вариантов написаний национальной принадлежности, которые систематизированы в 142 национальности.
В 2010 г. (как и в 2002 г.) можно выделить 17 наиболее многочисленных национальностей, численность которых в крае превышает 1 тыс. человек, численность первых трех национальностей, указанных в таблице, превышает 10 тыс. человек.
Из 2419,8 тыс. жителей Алтайского края 41 тыс. человек не дали сведений о своей национальной принадлежности (1,7%).
Этнокультурная мозаика в межпереписной период усилилась за счет значительного сокращения доли жителей немецкой (на 28,8 тыс. человек, 63,8%), украинской (на 20,5 тыс. человек, 61,2%), белорусской (на 3,69 тыс. человек, 55,4%) и мордовской (1,75 тыс. человек, 63%) национальностей. Одновременно произошло увеличение доли узбекского (с 1,96 до 2,76 тыс. человек, или на 40,8%) и таджикского (с 1,62 до 2,09 тыс. человек, или на 29%) населения.
В настоящее время в результате активизировавшихся миграционных процессов, в основном из регионов Центральной Азии, в Алтайском крае сформировались относительно многочисленные (по несколько тысяч человек) группы выходцев из стран СНГ (азербайджанцы, армяне, узбеки, таджики, казахи), несколько меньшие по численности (по несколько сот человек) национальные группы из регионов Российской Федерации (Северного Кавказа), а также из дальнего зарубежья (турки, китайцы, арабы и другие). Около сорока этносов представлены весьма незначительно — меньше десяти человек [3].
Процессы этнокультурного возрождения периода 2000-х гг. представителей проживающих в Алтайском крае народов, гармонизация межнациональных отношений получили определенное развитие в создании и юридической регистрации национальных общественных объединений и национально-культурных автономий. В Алтайском крае на 1 января 2013 г. зарегистрировано 58 национально-культурных объединений, три из них имеют статус региональных национально-
культурных автономий, 12 — местных НКА, 35 национально-культурных общественных объединений — регионального уровня, 23 — местного.
Наиболее организованны социальные инициативы немцев — 12 организаций, КМНС — кумандинцев — девять организаций, казахов — семь организаций, татар — четыре организации, азербайджанцев — четыре организации, армян — три организации, белорусов, поляков, украинцев — по две организации. По одной организации имеют вайнахские народы, литовцы, таджики, узбеки, киргизы, евреи [4].
Благодаря реализации политики поликультурности, как основного условия социально-политического объединения и развития представителей всех народностей, проживающих в регионе, во второй половине 2000-х гг. в крае сформировалась определенная система взаимодействия в сфере этноконфессиональных отношений, в которой значимая роль отведена органам государственной власти и общественным этнокультурным объединениям. В регионе возвращены и строятся ряд культовых объектов исторически традиционных для Алтайского края конфессий, что оказывает определенное влияние на духовное возрождение общества в регионе.
Вместе с тем под влиянием усиливающихся миграционных процессов происходит постоянное усложнение национальной структуры населения региона, изменение экономической, социально-политической ситуации создало ряд проблем, среди которых — адаптация мигрантов, социально-экономическая дифференциация среди различных групп населения, проявление различий в доступе людей разных национальностей в социально-политическую сферу. Одновременно стали актуальны и тенденции глобализации, для которых характерны противостояние локальных и глобальных культурных приоритетов.
Политика национальных интересов Российской Федерации существенным образом трансформировалась в соответствии с возникающими в течение последних лет в этнокультурной сфере новыми угрозами гражданскому единству населения страны. Переломным моментом послужил Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 620 «Об обеспечении межнационального согласия», определивший основные направления модернизации деятельности органов государственной власти в целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа России.
Во многом, следуя современным трендам, изменилась реализация национальной политики государства и в Алтайском крае. С целью совершенствования законодательства, регулирующего сферу межнациональных отношений, реализацию государственной национальной политики, в крае принят или же обновлен целый ряд нормативных правовых актов, в со-
ответствии с которыми функционируют общественно-консультативные советы с привлечением лидеров этнических диаспор края, руководителей национально-культурных объединений, реализуются планы мероприятий по гармонизации межэтнических отношений, социально-экономическому и этнокультурному развитию коренного малочисленного народа края — кумандинцев, осуществляется грантовая, организационно-методическая, информационная помощь в реализации этнокультурных проектов.
На наш взгляд, существенным потенциалом в консолидации представителей разных культур обладает Совет по этнокультурному развитию Алтайского края, созданный в 2010 году, и образованная в его рамках постоянно действующая рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений. В их состав входят представители администрации края, территориальных органов федеральных органов государственной власти, национальных объединений и священнослужители традиционных для Алтайского края религиозных организаций (православные, католики, мусульмане).
В соответствии с положением о Совете по этнокультурному развитию Алтайского края его основными задачами являются выработка согласованных действий органов государственной власти, местного самоуправления и этнокультурных объединений, направленных на удовлетворение культурных, образовательных, информационных и иных потребностей жителей края, относящих себя к определенным этническим общностям; разработка и представление в соответствующие органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления, негосударственные учреждения и организации предложений о сохранении и развитии национальной самобытности, развитии национального (родного) языка, национальной культуры, общероссийской гражданской и духовной культуры.
Представительство этнокультурных объединений граждан в принятии властью социально значимых решений обеспечено не только на уровне администрации края. Созданы и действуют общественные советы при муниципальных образованиях края и органах исполнительной власти. И каждый из этих советов может быть рассмотрен в качестве дискуссионной площадки и базы для объединений граждан разных национальностей в защите не только собственных этнокультурных интересов, но межэтнического взаимодействия, консолидации в решении проблем сообщества.
Заметим, что идеи европейского мультикультура-лизма, включающие мысль о сохранении и развитии в отдельно взятой стране культурных различий и требований параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и раз-
вития в русле массовой культуры, по нашему мнению, не находят своего преломления в Алтайском крае. Логика совместной деятельности национально-культурных объединений — не интеграция на основе взаимопроникновения культур, а консолидация в укреплении российской гражданственности, выстраивание гармоничных межкультурных отношений. Это подтверждает и содержание проводимых национальнокультурными объединениями края мероприятий.
Их ежегодный план, формируемый на основе предложений общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, включает в себя около 100 событий, проводимых в течение года на всей территории края. Алтайский край богат как традиционными праздниками этнических общностей, проживающих на его территории, фестивалями, выставками традиционных культур, семинарами, так и теми, в которых участвуют все жители, привносят элементы и достижения народной культуры, подчеркивая возможности сохранения уникальности в межэтническом разнообразии.
Большую роль в развитии национально-культурных общественных объединений играет долгосрочная программа «Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае» на 20112013 гг., которая предполагает не только грантовую поддержку этнокультурных объединений, но и прямые субсидии на содействие уставной деятельности, компенсацию затрат на участие в мероприятиях этнокультурного характера, издательскую деятельность, популяризующую национальные культуры народов России.
Отметим и выполняющуюся в крае ведомственную целевую программу «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края» на 2012-2014 годы, благодаря которой в семи районах края созданы и получили поддержку центры традиционной народной культуры. Это центр украинской культуры в Романовском районе, мордовской культуры — в Залесовском районе, русской культуры — в Солонешенском и Троицких районах, национально-культурный центр кумандинской культуры в Красногорском, центр традиционной казахской культуры — в Бурлинском, центр традиционной старообрядческой культуры — в Третьяковском районе.
В рамках целевой программы «Противодействие экстремизму в Алтайском крае» на 2011-2014 годы реализуется цикл серьезных мероприятий в сфере противодействия экстремизму, профилактики толерантности и гармоничных межэтнических отношений, обеспечивается информационная и методическая поддержка этой работы.
К сфере гармонизации межнациональных отношений относятся и комплекс мероприятий, направленных на стимулирование гражданской активности
и ответственности молодежи, формирование установок толерантного сознания, профилактику ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости; мероприятия, направленные на активизацию международного молодежного сотрудничества, обеспеченные ведомственной целевой программой «Молодежь Алтая» на 2011-2013 гг.
Немаловажная часть работы органов государственной власти — формирование медийного пространства региона, способствующего активному вовлечению граждан в этнокультурную жизнь края.
В рамках ведомственной целевой программы «Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края» на 2012-2014 гг. в муниципальных СМИ региона организуется подготовка и размещение материалов, которые направлены на формирование у граждан позитивного отношения к традициям и вероисповеданию представителей различных национальных сообществ, воспитание толерантности и патриотизма.
В рамках выполнения Соглашения между Министерством регионального развития Российской Федерации и Администрацией Алтайского края осуществляется сотрудничество в сфере реализации государственной национальной политики, включая проведение комплексной информационной кампании, направленной на укрепление общегражданской идентичности и межэтнической толерантности, профилактику ксенофобии и этнического экстремизма. Ведется работа по размещению материалов модуля «Народов много на Алтае» в муниципальных средствах массовой информации края, тематика межэтнических отношений освещается в рамках систематических спец-рубрик.
Социальные ролики, ориентированные на формирование у молодежи толерантности, нравственности, гражданственности и патриотизма, пропаганду здорового образа жизни, размещены на официальном сайте Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края «Алтай молодой» (www.altaimolodoi.ru). Активно используются в том числе ресурсы официального сайта администрации края, краевого информационного канала Катунь24, информационного портала НКО Алтайского края. В газете Красногорского района «Восход» при поддержке администрации края ведется рубрика, посвященная жизни общин кумандинцев, выходит в свет двуязычное издание газеты Немецкого национального района «Новое время». Несколько лет подряд «Бурлинская газета» на своих страницах публикует тексты, посвященные казахской и немецкой культурам. В издании регулярно выходят публикации о многонациональных семьях, этнических праздниках, обрядах и традициях, в том числе подготовленные работниками существующих в районе центров казахской и немецкой культур.
Региональные СМИ постоянно рассказывают о деятельности национально-культурных объединений, работе культурных центров представителей различных национальностей, участвуют в освещении крупных краевых мероприятий, проводимых с целью развития в обществе толерантности к различным народам и вероисповеданиям. Традиционно электронные и печатные СМИ широко рассказывают о праздновании Дня России.
Исторически в Алтайском крае сформировались принципы добрососедства, веротерпимости, согласия и сотрудничества. Сохранение и развитие этих принципов позволяет минимизировать влияние негативных тенденций и группировок, осуществлять противодействие и профилактику экстремизма, поддерживая в регионе межнациональный и межконфес-сиональный мир.
Библиографический список
1. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. — М., 2003.
2. Гончарова Н.П., Ноянзина О.Е., Максимова С.Г. Миграционные процессы: угроза или условие демографической безопасности Алтайского края? (экспертная оценка риска демографического кризиса в регионе) // Известия АлтГУ — 2012. — № 2/2.
3. Данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. — URL: http://akstat.gks.ru/.
4. Данные Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://unro.minjust.ru/.