УДК 332.1
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ТЕРРИТОРИИ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕР-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Оксана Николаевна Мороз
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
Елена Александровна Кочетова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистр кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается кластерное управление экономикой Новосибирской области. Представляется исследование конкурентоспособности территорий, земельных ресурсов и комплексов промышленного производства посредством осуществления кластер-ориентированной экономики управления регионом. В Российской Федерации кластерный аспект получил недостаточное распространение. Принимая во внимание сформировавшуюся в Российской Федерации форму организации, именно областные правительственные аппараты и органы местного самоуправления должны быть ориентированы на организацию кластерных проектов.
Ключевые слова: кластер-ориентированная политика, управление экономикой региона, проекты кластерных подходов, конкурентоспособность территорий, развитие регионов.
MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF THE TERRITORY THROUGH THE IMPLEMENTATION OF CLUSTER-ORIENTED REGIONAL POLICY
Oksana N. Moroz
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof. at the Department of Management and entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
Elena A. Kochetova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Master's Degree student, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
The article examines the cluster management of the economy of the Novosibirsk region. A study of the competitiveness of territories, land resources and systems of industrial production through the implementation of cluster-based economy of the region management. In the Russian Federation cluster aspect is still relatively rare. Considering formed in the Russian Federation form of organization, namely the regional government apparatus and local governments should be focused on the organization of cluster projects.
Key words: duster-oriented policy, managing the economy of the region, the projects of the cluster approaches, the competitiveness of the territories, regions development.
Организация стабильных темпов развития и обеспечение стратегических задач территориальных делений и регионов не достижимы в отсутствии взаимовыгодных отношений между представителями предпринимательства и региональных органов власти. В рамках ограниченности бюджетных средств нередко возникает ситуация, связанная с затруднением реализации проектов стратегической важности. Кластерный аспект в управлении экономикой региона считается альтернативой классической общеотраслевой промышленной политики. Международный опыт позволяет провести соотношение между результатами реализации кластер-ориентированной политики и увеличением конкурентоспособности регионов.
Базой для эффективного формирования кластеров является «сосуществование конкурентной борьбы и кооперации», рассматривающее позитивные си-нергетические результаты территориальных агломераций. Взаимозависимость хозяйствующих субъектов способна обладать возможностями для увеличения их потенциала, в отличии от раздельного их существования. Повышение позиций проявляется в следствии партнерства и результативного применения способностей партнеров в течение продолжительного периода времени. Вследствие конкурентной борьбы среди участников кластера концепция в полной мере оптимизируется, а в результате обмена данными, экспертами, технологиями совершается процедура формирования концепции, в частности, исполняется вливание экономических ресурсов в отрасли, формирующие основу кластера.
Проанализировав источники информации можно выделить основные преимущества и достоинства областной экономической концепции, созданной по принципу кластера. В первую очередь, подчеркнем, что кластерный аспект дает правительственным органам инструмент для взаимодействия с предпринимательством с эффективной стороны. Причастность субъектов власти в деятельности координационного совета кластера предоставляет средство для прямого воздействия на утверждение координационных и финансовых решений в кластере, а также позволяет органам управления быть равноправным партнером данного сегмента [1].
Основываясь на зарубежном опыте можно определить следующую классификацию вариантов построения кластеров, представленных в таблице.
Кластер дает возможность определить трудности и преимущества рассматриваемой отрасли экономики. Управленческий комитет кластера обладает данными, подтвержденными официально о работе компаний, о рынках реализации и человеческих ресурсах, что гарантирует высококачественное стратегическое планирование как на локальных уровнях власти, так и непосредственно в организациях.
Развитие кластера приводит к увеличению производительности небольших компаний. Это повышает налогооблагаемую базу и, в соответствии с этим, налоговые доходы бюджетов областей РФ. Копирование, разделение опыта, эффективных методов и алгоритмов в прочие организации, которые являются элементами кластера дают возможность существенно увеличить их общую экономическую и финансовую стабильность. Для малых и средних компаний кла-
стер значительно уменьшает барьеры входа на определенные экономические рынки реализации продукции, поставок материалов и человеческих ресурсов. Образ кластера может быть перенесен на другие предприятия, не входящие в его состав, с помощью внешних партнеров. Используя репутацию кластера, компании приобретают новые пути доступа к экономическим ресурсам.
Таблица
Варианты построения кластеров
Название варианта Характеристика
Сверху-вниз Главную значимость представляют аппараты правительства, которые на первоначальной стадии устанавливают стратегию кластера, выделяют средства для целей его формирования, организуют управленческий комитет
Снизу-вверх Инициатива исходит от хозяйственных субъектов, кластер появляется в следствии организации отдельных планов и проектов, интегрирующих его возможных участников
Смешанный вариант При данном варианте сочетаются два вышеназванных подхода
Кластеры активизируют увеличение производительности деятельности и введение инноваций. Непрерывная работа в данном направлении содействует формальному и неформальному обмену опытом, совместной работе организаций с дополнительными активами и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности [2].
Можно определить основные факторы развития и успеха кластерной политики, основываясь на практических исследованиях и международном опыте в соответствии с рисунком.
Выбор направления построения находится в зависимости от предпосылок развития кластеров в определенных регионах (интерес компаний в совместной работе, сформировавшиеся механизмы взаимодействия среди организаций, ин-новационность промышленных предприятий и т.д.), готовности аппаратов управления к организации контактов с предпринимательством на условиях партнерства, формирование инфраструктуры оказания поддержки бизнесу и влияние на другие факторы развития.
Принимая во внимание сформировавшуюся в Российской Федерации форму управления, непосредственно областные аппараты правительства и аппараты местного самоуправления обязаны стать главными организаторами кластеров.
Проекты формирования кластеров обязаны базироваться на стратегическом и кластерном анализе отраслей/отрасли экономики территорий и должны привлекать в данное направление абсолютно всех возможных организаций, управленческих аппаратов, предпринимательства, коммерческих ассоциаций,
образовательных учреждений и научных центров, а также компаний, организующих финансовые вложения.
Рис. Факторы успеха кластерной политики
Кластерная политика Новосибирской области - это составляющая финансовой деятельности, которая исполняется для развития и поддержания кластеров в результате формирования определенных обстоятельств для повышения уровня конкурентоспособности и результативности взаимодействия участников кластера.
Направленностью кластерной политики Новосибирской области выступает предоставление значительных темпов финансового развития и диверсификации экономики как результата увеличения конкурентоспособности компаний -агентов рынков, научных организаций, учебных подразделений и компаний -участников кластера [3].
Можно выделить следующие задачи кластерной политики НСО:
- установление первостепенных направлений для целей развития и формирования кластеров в Новосибирской области;
- развитие и результативное функционирование стратегии управления и инфраструктуры, обеспечивающей реализацию кластерной политики Новосибирской области [3];
- развитие обстоятельств для результативного координирования формирования кластеров, в том числе определение возможных участников кластера, исследование проектов формирования кластера и объединение возможных участников кластера;
- оказание результативной поддержки разрабатываемых проектов кластерами с учетом приоритетных направлений экономики.
Кластерная политика в Новосибирской области установлена Стратегией социально-экономического развития на период до 2025 года № 474 от 03.12.2007, а также Концепцией кластерной политики НСО, и предусматривает осуществление конкурентоспособных мероприятий и развитие областных кластерных объединений НСО.
Проанализировав сложившуюся ситуацию в Новосибирской области и основные программы развития можно представить основные проблемы развития кластерной политики:
- дефицит результативной методологической основы, обеспечивающей использование кластерных координационных технологий;
- ограниченность в подборе квалифицированных кадров, обладающих способностями реализации кластерных технологий;
- нехватка региональной и федеральной поддержки, обеспечивающей комплексный аспект и систему взаимодействия различных организаций в кластерной политики, а также ограниченность финансовых и экономических возможностей;
- слабая организация информационных потоков о вопросах применения кластерного подхода в предпринимательской среде.
В современных обстоятельствах непосредственно правительственные органы обязаны стать катализатором развития и формирования кластеров, стимулировать организации к увеличению степени производительности в результате кооперации в решении связанных вопросов [4].
Потребность в осуществлении кластерной политики в Новосибирской области обусловлена необходимостью увеличения конкурентоспособных позиций и развития экономики.
Развитие и реализация кластерной политики на территории Российской Федерации является одной из главнейших составляющих будущего успешного развития региональных территорий. В том числе и на территориях, имеющих развитую и успешно-функционирующую экономику - развитие кластеров даст дополнительный стимул. Осуществление непрерывного роста остается важным вопросом, так как развитие регионов характеризуется такими факторами как инновационность в производственной и экономической деятельности, что является составляющими кластерной политики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Брагина З. В., Киселев И. К. Развитие регионов: диагностика региональных различий : монография. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 152 с.
2 Вдовин С. М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона : монография. -М. : ИНФРА-М, 2017. — 154 с.
3 Об утверждении концепции кластерной политики Новосибирской области / постановление. от 16 апреля 2012 г. № 187-п. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nso.ru/sites/test.new.nso.ru/wodby_files/files/imce/187-p.pdf. - Загл. с экрана.
4 Хмелева Г. А., Семенычев В. К. Региональное управление и территориальное планирование : учеб. пособие. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
© О. Н. Мороз, Е. А. Кочетова, 2017