УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Г. Н. Жуков, директор ГОУ СПО «Профессионально-педагогический колледж», заслуженный учитель РФ, докт. пед. наук, профессор Е. М. Заболотская, начальник отдела научно-методического сопровождения, кан. пед. наук Н. А. Прянишева, начальник отдела качества, информации и дистанционных технологий
Конкурентоспособность в образовании стала рассматриваться не так давно, но сегодня это понятие прочно вошло в лексикон профессионального образования.
Обычно под конкурентоспособностью образовательного учреждения понимается потенциал учреждения, обеспечивающий возможность удержать или расширить долю рынка в условиях конкурентной борьбы. Таким образом, конкурентоспособность приводит к другому понятию -конкурентное преимущество.
Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства образовательного продукта и образовательных услуг, которые создают образовательному учреждению определенное превосходство над своими конкурентами.
Выделяют различные конкурентные преимущества, но сегодня все чаще образовательные учреждения рассматривают внешние преимущества. Это позволяет подчеркнуть превосходство образовательного учреждения над другими учреждениями. Конкурентные преимущества могут выступать в качестве критериев и показателей оценки деятельности образовательного учреждения в условиях рыночной экономики.
Определение конкурентных преимуществ осуществляется образовательными учреждениями самостоятельно и чаще всего субъективно. Поэтому сегодня все большее значение приобретает внешняя экспертиза оценки конкурентных преимуществ образовательного учреждения. Как правило, для этого необходимо участвовать в различных конкурсах, спартакиадах, олимпиадах, выставках и т. п.
Но просто бессистемное участие мало дает педагогическому коллективу, поэтому необходима «привязка» этой деятельности к основным процессам образовательного учреждения и показателям качества подготовки специалистов.
В нашем коллективе такая «привязка» определяется миссией и стратегической целью колледжа. Одним из ключевых понятий данных конструктов мы определили конкурентоспособность как для оценки студентов и выпускников коллед-
жа, так и для образовательного учреждения в целом.
Кроме этого, понятие конкурентоспособности включено и в единую научно-методическую тему педколлектива. Складывается целая система организации, планирования, исполнения и контроля, т. е. управление конкурентоспособностью образовательного учреждения. При этом внешняя экспертиза конкурентных преимуществ колледжа также приобретает характер системы.
Выстраивание системы начинается в первую очередь с построения конкурентной образовательной среды, которая включает компоненты конкурентоспособности: маркетинговые, материально-технические, финансово-экономические, кадровые, интеллектуальные, содержательно-образовательные, технологические, конкурентоспособность студентов и выпускников.
Грамотная оценка развития данных компонентов может производиться на основе показателей системы менеджмента качества (СМК). Многие образовательные учреждения сегодня внедряют и развивают СМК в своей деятельности.
Согласно структуре управления и требованиям системы менеджмента качества в колледже выделено три основных процесса:
- технологический процесс, состоящий из подпроцессов: учебно-воспитательная работа, учебно-производственная работа, физкультур-но-спортивная работа, воспитательная и социальная работа;
- сопровождение технологического процесса, включающий подпроцессы: научно-методическая работа, маркетинг и содействие трудоустройству выпускников, качество и информация, информационно-библиотечное обслуживание, информатизация.
- обеспечение технологического процесса, содержит подпроцессы: административно-хозяйственная работа, обеспечение безопасности и охрана труда, документационное обеспечение управления, финансовое обеспечение и кадровое обеспечение.
По всем подпроцессам существует система внутренних оценок (показателей качества рабо-
ты), которая, с одной стороны, является инструментом для оценки эффективности процессов колледжа, а с другой - позволяет осуществлять отбор студентов, педагогов, процессов, направлений для участия во внешней экспертизы, т. е. оценивать деятельность колледжа на рынке образовательных услуг и рынке труда, формировать положительный имидж учебного заведения.
Различные службы колледжа, производя мониторинг собственных показателей, определяют наиболее успешные и имеющие положительную динамику. Это дает возможность предложить администрации использовать тот или иной ресурс для внешней экспертизы. Но нужно учитывать, что экспертиза сегодня - это и финансовые затраты учреждения, поэтому выбор и представление конкретных инноваций всегда находится в определенной зоне риска.
Безусловно, основной процесс колледжа -технологический процесс, каждое направление которого является приоритетным для колледжа.
Постоянный мониторинг качества теоретического обучения, корректирующие и предупреждающие действия позволяют повышать эффективность процесса подготовки будущих специалистов и производить отбор участников для внешней экспертизы, основанной на участии в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Правильность избранной методики подтверждают результаты: 1-2 места на протяжении последних пяти лет во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства будущих мастеров производственного обучения (отв. Заболотская Е. М., Новоселова С.Н.), в 2010 году дипломом первой степени Всероссийского смотра-конкурса учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий (г. Тверь) награжден студент колледжа Аглямов А., 3 место во Всероссийской олимпиаде по программированию (г. Уфа) в 2009 году занял студент колледжа Иванов С., первое место в областных олимпиадах по иностранному языку (2009 г.) и истории (2010 г.) заняли студенты Уткин Артем, Кирасиров Владимир (рук. Проконич В. П., Сиразитдинова Г. Р.) и Шерин Иван (рук. Пасько М. М.).
Необходимым элементом подготовки востребованного и конкурентоспособного специалиста является производственное и практическое обучение, его результаты особо значимы, т. к. позволяют оценить сформированность соответствующих компетенций, что и подтверждается на внешнем уровне: первое место в конкурсе профессионального мастерства среди ссузов
Сибирского федерального округа занял студент Миронченко Д. (рук. Яковлев И. Н., 2007 г.), диплом 7-го ежегодного межрегионального конкурса архитектурно-дизайнерских проектов получила студентка Люксор И. (рук. Люксор Е. В., 2010 г.), второе место на Всероссийском конкурсе курсовых проектов по дисциплине «Экономика отрасли и экономика предприятия» в г. Кургане заняла студентка Соломатова А. (рук. Добрынина О. Г., 2010 г.), 2 место в региональном конкурсе 1Т-профессионалов завоевал студент Иванов С. (рук. Мазунина Н. Н., 2011 г.), на протяжении последних пяти лет студенты колледжа занимают призовые места в областных выставках технического творчества (2006, 2008, 2010 гг.), городских конкурсах и олимпиадах.
По давно установившимся традициям одним из приоритетных направлений развития колледжа является физкультурно-спортивная работа. Поэтому участие в различных спартакиадах и соревнованиях стало нормой для коллектива студентов нашего колледжа. Результаты таковы, что в спартакиадах ссузов города, области и Сибирского региона мы боремся только за призовые места. Так, наши спортсмены на протяжении всей истории спартакиады ссузов г. Кемерово являются ее бессменными лидерами, Переходящий Кубок совета директоров ОУ СПО Кемеровской области с 2005 года хранится в нашем колледже, в спартакиадах ссузов Сибири спортивная команда колледжа в 2008 и 2009 гг. заняла второе место, в 2010 году - первое (руководитель команды Петраев Д. Л.), в традиционной эстафете, посвященной Дню Победы в Великой Отечественной войне, легкоатлеты колледжа являются постоянными победителями (тренер команды Савенков П. Г.). КемГППК - единственное среднее специальное учебное заведение, участвующее с 2005 года в спартакиаде вузов г. Кемерово: в 2007 году колледж занял третье общекомандное место, в отдельных видах спорта спортсмены колледжа постоянно занимают призовые места. В 2009 году студентка Юзупкина К. заняла первое место в чемпионате России по универсальному многоборью, студент Василенко М. стал чемпионом мира по хоккею с мячом среди юношей.
Формирование разносторонне развитой личности, имеющей твердую гражданскую позицию, оценивается показателями качества подпроцесса воспитательная и социальная работа, а подтверждением на внешнем уровне оценки являются достижения студентов в общественной, творческой и культурной жизни: студенты колледжа получили Гранты Губернатора Кемеровской области за проект Акция РСМ «МЫ граждане России»
(2008 г.); студент колледжа Деменев В. - за социально-значимый проект «Волонтерская группа «Специалист» (2009 г.); студенты инициативного клуба любителей театра «МАСКА» (рук. Белозе-рова Е. Л.) являются дипломантами Международного конкурса «Белый слон» 2008 года; студенты агитбригады колледжа в 2010 году заняли 2 место на городском конкурсе «Эстафета рабочих профессий» (рук. Андреева В. А.); в 2011 году коллектив «Авангард» занял 3 место на областном фестивале «Студенческая весна в Кузбассе» (рук. Крупин Л. А.); председатель студсовета Струкова Дарья и спортивно-хореографический коллектив «Авангард» стали дипломантами фестиваля ОУ СПО г. Кемерова «Искусство, которое есть». В 2011 году Студент Копылов Михаил в ролевой игре «Выборы Президента - 2011» занял 2 место среди учебных заведений среднего и высшего профессиоанльного образования г. Кемерово.
Сопровождение технологического процесса является важнейшим элементом системы управления качеством подготовки специалистов, а его оценочные показатели играют весомую роль в формировании конкурентоспособности и имиджа колледжа, а также в обеспечении высокого уровня внешних достижений.
В результате научно-методической и научно-исследовательской деятельности педагоги колледжа защищают кандидатские и докторские диссертации: в 2005 году защищена кандидатская диссертация по педагогике заместителем директора по научно-методической работе Берсеневой Н. В; в 2006 году защищена докторская диссертация по педагогике директором КемГППК Жуковым Г. Н.; в 2009 году защищена кандидатская диссертация по педагогике начальником научно-методического отдела Приваловой Г. Ф.. Темы диссертаций связаны с единой научно-методической темой педагогического коллектива колледжа.
Педагогические работники колледжа принимали участие в разработке государственного образовательного стандарта второго поколения для специальности 050501 «Профессиональное обучение» (по отраслям)» и примерной программы по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» для ФГОС третьего поколения.
Обобщенный опыт работы педагогов колледжа публикуется в федеральных изданиях: «Спе-циалист»(2010-2011 гг), журнале «СПО»(2010-2011 гг.), «Профессиональное образование. Сто-лица»(2010 г.), «Альманах современной науки и образования» (2011 г.), «Образовательное учреждение XXI века: инновации и управление качеством» (2011 г.), «Аккредитация в образова-
нии» (2008-2010 гг.), «Департамент профессионального образования» (2009г.), «Директор» (2008г.), «Администратор образования» (2007г.); региональных изданиях: «Среднее профессиональное образование Кузбасса» (2000-е годы), «Образование. Карьера. Общество.» (2000-е годы), «Деловой Кузбасс» (2000-е годы), «Профессиональное образование в России и за рубежом» (2000-е годы). Всего опубликовано за последние три года в региональных изданиях 88 статей, в федеральных изданиях - 47 статей.
Педагоги и студенты принимают активное участие в пяти-шести научно-практических конференциях (НПК) ежегодно. Среди них наиболее значимые НПК, которые проводятся РГППУ, КРИРПО, КемГППК, КузГПА, МЭСИ, КемГУКИ.
В учебном процессе используются методические материалы, разработанные педагогами колледжа и получившие рекомендации к изданию (гриф): гриф Министерства образования и науки РФ на учебное пособие «Основы общей и профессиональной педагогики» Жукова Г. Н. (2005 г.), гриф учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию России при РГППУ (г. Екатеринбург) на учебные пособия: «Применение технологии интерактивного обучения в процессе подготовки мастеров производственного обучения» Заболотской Е. М. (2007 г.), «Актуализация творческого потенциала педагога средствами андраго-гики» Нагорняк А. А. (2007 г), «Электротехнические материалы» Шартыновой Е. С. (2007 г.), «История педагогики и образования» Тюппа О. С., Заболотской Е. М. (2010 г.), «Инженерная графика» Шартыновой Е. С. (2010 г.); электронные учебные пособия, зарегистрированные в отраслевом фонде алгоритмов и программ (г. Москва): «Автоматизированная информационная система по содействию в трудоустройстве выпускников» Глинчикова К. Е. (2007 г.); учебное пособие» для студентов первого года обучения всех специальностей по грамматической теме «Модальные глаголы в английском языке» Серазитдино-вой Г. Р. (2007 г.), «Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине Базы данных» Куцаковой О. В. (2008 г.).
Ежегодно педагоги нашего колледжа принимают участие в областном конкурсе «Преподаватель года», проводимом на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования: 2007 год - Заболотская Е. М. - финалист, 2009 год - Шартынова Е. С. -победитель, 2010 - Тюппа О. С. - финалист, 2011 год - Белозерова Е. Л. - полуфиналист. А также успешно участвуют во Всероссийских конкурсах: в 2011 году Заболотская Е. М. стала лау-
реатом Всероссийского конкурса «ПАТРИОТ РОССИИ» инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи (г. Новосибирск) как автор составитель сборника творческих работ студентов «65-летию победы в Великой Отечественной войне посвящается...». Во Всероссийском конкурсе «Учитель, перед именем твоим.» (г. Новосибирск) в 2011 году четыре работы наших педагогов (Тюппа О. С., Крупина Л. А., Заболотской Е. М.) стали лауреатами, а работа «Классное руководство - ключевой компонент воспитательной системы колледжа, формирующий социальную активность будущих специалистов» Белозеровой Е. Л. получила серебряную медаль. Преподаватель Пасько М. М. подготовила лауреата Всероссийского конкурса рефератов по истории «Роль науки, культуры и религии в сохранении национальных и государственных традиций России» (2011 г., г. Омск).
С 2000-х гг. на базе коллежа действовало несколько федеральных экспериментальных площадок по темам, связанным с подготовкой будущих мастеров производственного обучения для системы НПО Кемеровской области. Результаты работы экспериментальных площадок нашли отражение в различных публикациях, учебно-методических изданиях, защищенных диссертациях.
В 2010 году колледж награжден грамотой Федерального института развития образования (ФИРО) за победу в номинации «Наука и практика» за разработку научно-методического обеспечения самостоятельной деятельности обучающихся конкурса научно-методических разработок образовательных учреждений и организаций, имеющих статус «Экспериментальная площадка ФИРО».
С 2009 года на базе КемГППК работает региональная экспериментальная площадка «Формирование информационной культуры участников образовательного процесса» под руководством доктора педагогических наук, профессора Гендиной Н. И. директора НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ.
Подпроцесс качество и информация имеет высокие оценки на внешнем уровне представления. Комплекты документации для методического обеспечения системы менеджмента качества в 2007-2008 гг. награждены дипломами Международной выставки УЧСИБ (г. Новосибирск, разработчик Прянишева Н. А.). Качество образовательной услуги в системе непрерывного профессионально-педагогического образования получило высокую оценку как на региональном, так и на федеральном уровне: дипломант Всероссийской программы «100 лучших товаров России»,
лауреат премии «Кузбасское качество»; внутри-колледжная газета «Мы и Колледж» в 2011 году заняла первое место в областном конкурсе студенческих СМИ (гл. редактор Прянишева Н. А.), сайт образовательного учреждения стабильно входит в первую сотню самых рейтинговых сайтов Кузбасса.
Подпроцесс информационно-библиотечного обслуживания (зав. библиотекой Докшина Г. Г.) обеспечивает формирование информационной культуры студентов колледжа, которая является одной из главнейших характеристик будущего специалиста. Высокий уровень организации данного подпроцесса подтверждается внешней экспертизой различного уровня: диплом I степени в номинации «Учебные библиотеки» Всекуз-басского смотра-конкурса работ библиотек по экологическому просвещению (2004 г.); диплом лауреата Всероссийского смотра конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения (2006 г.); диплом за участие в выставке-ярмарке ЭКСПО-СИБИРЬ в номинации «Библиотечные ресурсы и технологии» (2007 г.); диплом за участие в выставке-ярмарке ЭКСПО-СИБИРЬ в номинации «Инновационное развитие системы информационно-библиотечного обслуживания в учреждениях профессионального образования» (2009 г.); диплом Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Кемеровского государственного университета культуры и искусств НИИ информационных технологий социальной сферы за продвижение и развитие программы ЮНЕСКО «Информации для всех» в Кузбассе (2010 г.).
Одним из показателей востребованности выпускников колледжа и их конкурентоспособности на рынке труда является социальное партнерство. Сегодня колледж имеет договоры о совместной деятельности по подготовке специалистов с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области (2008 г.), Департаментом образования и науки Кемеровской области (2009 г.), Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области (2009 г.), Управлением социальной защиты населения Администрации г. Кемерово (2009 г.), Департаментом молодежной политики и спорта Администрации Кемеровской области (2011 г.) и еще сорока предприятиями и организациями города и области. На протяжении многих лет представители социальных партнеров являются членами государственных аттестационных комиссий и высоко оценивают качество специалистов - выпускников КемГППК.
Интегративными показателями внешней экспертизы деятельности колледжа на рынке образовательных услуг, подтверждающими высокий уровень его конкурентоспособности в регионе, являются следующие достижения:
- победитель конкурса «100 лучших ссузов России», награжден медалью «Европейское качество» (2007 г.);
- внесение колледжа в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», а коллектив - в энциклопедию «Лучшие люди России» (2009 г.);
- золотые медали на международной выставке ЭКСПО-СИБИРЬ за инновационные проекты колледжа: «Всероссийский конкурс педагогического мастерства будущих мастеров производственного обучения» (2009 г.), «Система непрерывного профессионально-педагогического образования Кемеровской области» (2010 г.);
- диплом Всероссийского конкурса «Качественное образование - достояние нации» за ин-
новационную программу колледжа «Разработка системы опережающей подготовки будущего мастера производственного обучения» (2009 г.);
- диплом всероссийского конкурса «100 лучших товаров России», диплом лауреата регионального конкурса «Кузбасское качество» за систему непрерывного профессионально-педагогического обучения Кемеровской области;
- 1-2 места в рейтинге образовательных учреждений СПО Кемеровской области за последние пять лет.
Внешняя экспертиза деятельности колледжа определенным образом влияет и на основные показатели учебно-воспитательного процесса посредством обратной связи через педагогов, студентов, администрацию. Так, в последние годы качественная успеваемость студентов колледжа составляет 50 %, качество итоговой государственной аттестации - 87 - 92 %. Ежегодно от 65 до 75 % выпускников колледжа трудоустраиваются по полученным специальностям.
ГБОУ СПО «ЮРГИНСКИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕДЖ» ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА...
Г. А. Павлючков, канд. пед. наук, директор ГБОУ СПО «Юргинский технологический колледж»
Образование - это действительно особая держава, область влияния которой не может быть определена ни одним человеком, и даже национальная власть не в силах установить ее границ: сфера его влияния громадна, бесконечна...
Ш. М. Талейран
Профессиональное образование - важнейшая предпосылка научно-технического прогресса, обеспечения модернизации всех сфер жизнедеятельности государства. Оно направлено
на достижение всеобщей профессионализации общества, удовлетворение потребностей в дифференцированных профессиональных образовательных услугах и способствует формированию развитию и самоутверждению личности.
Наш город Юрга небольшой в Кемеровской области, но его можно смело назвать студенческим городом, в котором молодежь получает многоступенчатое профессиональнее образование.
Юргинский технологический колледж под руководством заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук Павлючкова Геннадия Антоновича имеет к этому прямое отношение. Это динамично развивающееся профессиональное учебное заведение, коллектив которого видит свою миссию в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства, в активном влиянии на социально-экономическое развитие страны через формирование гражданских и нравственных качеств выпускников, высокого профессионального уровня, инновационной деятельности в условиях интеграции в мировое образовательное пространство. В настоящее время Юргинский технологический колледж - одно из престижных образовательных учреждений среднего профессио-