Инновационные технологии управления в аэрокосмическом комплексе
УДК 669.713.7
О. Е. Подвербных, Е. Л. Соколова, С. М. Самохвалова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТАМ
Представлены результаты аналитической работы по созданию модели компетенций команды краткосрочных образовательных проектов, реализуемых на базе аэрокосмических предприятий.
Результативность любого проекта, в том числе и образовательного, во-многом определяется компетенциями команды. Краткосрочный образовательный проект-погружение имеет следующие ограничения с точки зрения управления человеческими ресурсами:
- «пул набора» участников проекта является сложно-прогнозируемой в количественном плане величиной, так как набор основывается на принципе абсолютно свободного входа для студентов;
- выбор инженерного содержания проектов, реализуемых командами, находится непосредственно в области решения команды, что может существенно затруднить последующую оценку результатов и выбор команды-победителя;
- малый срок проекта (от 2 до 4 недель) и соревновательные условия требуют от участников быстрого «срабатывания» до работоспособного командного состояния, следовательно, реализуемая в проекте программа тренингов должна быть нацелена на точные эталонные образцы командного поведения.
Целью данного исследования является формирование методической основы использования компе-тентностного подхода в практике управления краткосрочными образовательными проектами.
Задачи включают:
- обобщение накопленного опыта и знаний, полученных при реализации проекта «Курсы молодых специалистов «КМС-2011» ОРЦ «Космические аппараты и системы» Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева;
- проведение аналитической работы по содержательному наполнению кластеров компетенций и разработку теоретической модели компетенций участника команды проекта;
- в перспективе исследования сбор эмпирических данных для корректировки теоретической модели компетенций.
Основываясь на мнении ведущих исследователей проблем компетентностного подхода к управлению [1], структура модели компетенций команды образовательного проекта должна включать кластеры, или
группы, отличительных компетенций. Каждый кластер содержит от 2 до 5 компетенций. Каждая компетенция имеет несколько направлений реализации, повествовательное определение и от 3 до 6 поведенческих индикаторов, или определенных поведенческих способов демонстрации компетенции в работе над проектом.
Авторами сформирована структура модели компетенций команды краткосрочного образовательного проекта (см. рисунок).
Личностно-р олевые компетенции: достижение и действие, личная эффективность, командная работа
Когнитивные компетенции
Общая структура модели компетенций команды образовательного проекта
Основываясь на трактовке компетенций [1], разработана адаптированная к специфике команды краткосрочного образовательного проекта модель командных компетенций (см. таблицу).
При использовании представленной модели в практике реализации образовательных проектов необходимо учитывать, что ряд направлений компетенций могут оцениваться как на этапе отбора участников проекта, так и при работе над проектом, а некоторые - непосредственно в ходе работы участников над проектом (выделенные ячейки столбца 3 табл. 1).
Библиографические ссылки
1. Спенсер-мл. Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе : пер. с англ. М. : Н1РРО, 2005.
Решетневскце чтения
Модель компетенций для отбора и оценки участников краткосрочных интенсивных образовательных проектов на базе аэрокосмических предприятий
Кластеры компетенций Компетенции в кластере Направления реализации компетенции
Достижение и действие к1 - Ориентация на достижение А - Интенсивность и завершенность действия, ориентированного на достижения
Б - Масштаб воздействия достижения
В - Масштаб инновативности достижения
к2 - Готовность к порядку и стандартизации А - Самоконтроль
Б - Участие в стандартизации
к3 - Инициатива А - Связь действий со временем
Б - Самомотивация, усилия, предпринятые самостоятельно
к4 - Поиск информации А - Масштаб поиска информации
Когнитивные способности к1 - Знания А - Уровень знаний
Б - Пополнение знаний
В - Распространение собственных знаний в группе
к2 - Аналитическое мышление А - Сложность анализа
Б - Масштаб исследуемой проблемы
к3 - Концептуальное мышление А - Распознавание концепций
Б - Сложность и оригинальность концепций
Личная эффективность к1 - Гибкость А - Широта изменений
Б - Скорость действия
Командная работа к1 - Межличностное понимание А - Восприятие информации от команды
Б - Реагирование на информацию, поступающую от участников команды
к2 - Сотрудничество в команде А - Вовлеченность в команду
Б - Инициативность в развитии команды
О. E. Podverbnikh, E. L. Sokolova, S. M. Samokhvalova Siberian State Airspace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
MANAGEMENT OF PERSONNEL POTENTIAL OF AIRSPACE ENTERPRISES: COMPETENCE-BASED APPROACH TO EDUCATIONAL PROJECTS
Results of analytical work on creation of a model of competences of a command of short-term educational projects realized on the basis of airspace enterprises are presented.
© Подвербных О. Е., Соколова Е. Л., Самохвалова С. М., 2011
УДК 371:351.851
С. М. Самохвалова, А. Н. Казакова, К. В. Авдеева, Е. В. Рунова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ КОМАНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Кратко представлены основные положения, касающиеся особенностей моделирования компетенций команд образовательных проектов. Выводы основаны на опыте реализации интегрированного образовательного проекта «КМС-2011».
Современное предприятие, осуществляющее разработку, производство и сервисное сопровождение аэрокосмической продукции, должно обеспечивать управляемый прирост кадрового потенциала по ключевым направлениям кадровой стратегии. Данный фактор, а также то, что этап разработки и модификации аэрокосмической продукции требует проведения
научных исследований, такие предприятия, как правило, осуществляют целевое взаимодействие с профильными вузами. Стратегическая ориентация Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ) на использование инновационных образовательных технологии в процессе формирования кадрового потен-