Научная статья на тему 'Управление качеством в системе высшего образования Японии'

Управление качеством в системе высшего образования Японии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1394
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY MANAGEMENT / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / СТУДЕНТ / STUDENT / ЯПОНИЯ / JAPAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджановна

В научной статье рассмотрены основные современные теории и проблемы, связанные с управлением качеством в системе высшего профессионального образования Японии. Целью статьи явилось исследование положительного опыта западных стран для его дальнейшего применения в отечественной практике. Дана оценка текущему состоянию системы высшего образования Японии, выявлены основные проблемы в области управления качеством, проведен краткий сравнительный анализ с отечественной системой. Авторы дают оценку современному этапу развития японской системы высшего образования, а также выдвигают ряд направлений для ее дальнейшего развития. На основе исторического анализа возникновения и развития вузов Японии делается вывод о необходимости поощрения международной академической и студенческой мобильности в российской системе, а также предлагается ряд рекомендаций по развитию отечественной системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN JAPAN

The paper discusses major contemporary theories and issues related to quality management in the higher education system in Japan. The paper aims to study the positive experience of western countries and use that experience in Russia. The authors examine the current state of the system of higher education in Japan, identify main problems in the field of quality management, and conduct a brief comparative analysis with the Russian system of higher education. The authors examine the current stage of the development of the Japanese higher education system and discuss a number of areas for further development. Having conducted the historical analysis of the emergence and evolution of universities in Japan the authors stress the need to encourage international academic and student mobility in the Russian system and suggest a number of recommendations for the development of the Russian system of higher education.

Текст научной работы на тему «Управление качеством в системе высшего образования Японии»

УДК 378

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ

QUALITY MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN JAPAN

© Гугелев Александр Владимирович

Alexander V. Gugelev

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Phd. (Economics), professor, head of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

e-mail: [email protected]

© Семченко Анжелика Ахмеджановна

Angelica A. Semchenko

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of economics and quality management, St. Petersburg State University of Economics

e-mail: [email protected]

В научной статье рассмотрены основные современные теории и проблемы, связанные с управлением качеством в системе высшего профессионального образования Японии. Целью статьи явилось исследование положительного опыта западных стран для его дальнейшего применения в отечественной практике. Дана оценка текущему состоянию системы высшего образования Японии, выявлены основные проблемы в области управления качеством, проведен краткий сравнительный анализ с отечественной системой. Авторы дают оценку современному этапу развития японской системы высшего образования, а также выдвигают ряд направлений для ее дальнейшего развития. На основе исторического анализа возникновения и развития вузов Японии делается вывод о необходимости поощрения международной академической и студенческой мобильности в российской системе, а также предлагается ряд рекомендаций по развитию отечественной системы высшего образования.

Ключевые слова: управление качеством, высшее образования, студент, Япония.

Управление качеством в системе высшего образования Японии является темой, представляющей значительный научный интерес, поскольку сегодня в меняющемся мире высшее образование стало не только отдельной

The paper discusses major contemporary theories and issues related to quality management in the higher education system in Japan. The paper aims to study the positive experience of western countries and use that experience in Russia. The authors examine the current state of the system of higher education in Japan, identify main problems in the field of quality management, and conduct a brief comparative analysis with the Russian system of higher education. The authors examine the current stage of the development of the Japanese higher education system and discuss a number of areas for further development. Having conducted the historical analysis of the emergence and evolution of universities in Japan the authors stress the need to encourage international academic and student mobility in the Russian system and suggest a number of recommendations for the development of the Russian system of higher education.

Keywords: quality management, higher education, student, Japan.

самостоятельной рыночной нишей, но и приобрело стратегическое значение для развития любой страны. Данная тема весьма актуальна с точки зрения изучения лучших практик и внедрения наиболее перспективных рекомен-

даций в российскую реальность. По нашему мнению, образовательный рынок в последние десятилетия претерпел значительные изменения, основными причинами которых явились глобализация и интернационализация, что, в свою очередь, активизировало конкурентную борьбу между вузами и странами в контексте поиска и привлечения талантливых студентов среди отечественной и зарубежной молодежи. Именно поэтому особую актуальность представляет, на наш взгляд, исследование внедрения методов в области управления качеством высшего образования на примере Японии.

Япония является мировым лидером экспорта высшего образования, туда стремятся абитуриенты из разных стран с целью овладения наиболее востребованными специальностями. Главные конкурентные преимущества вузов Японии заключаются, по нашему мнению, в предоставлении востребованных на рынке труда направлений образования и во внедрении самых современных образовательных технологий.

Для более полного исследования вопросов управления качеством в Японии рассмотрим сначала японскую систему образования в целом.

Система высшего профессионального образования Японии включает в себя четыре вида вузов:

- университеты полного цикла (срок обучения - 4 года);

- университеты ускоренного цикла (2 года);

- профессиональные колледжи;

- технические институты [7].

Основная отличительная характеристика системы высшего образования Японии состоит в ее иерархичности и автономности университетской и неуниверситетской ветвей образования. Неуниверситетский сектор включает в себя колледжи, выполняющие социальные (а не образовательную) задачи, что мы исследуем далее в статье. Иерархия самих университетов включает четыре основные ступени.

1. Несколько самых престижных частных университетов, например Нихон, Васэда, Кейо или университет Токай, выпускники которых составляют высший класс японского общества. Попасть в такой университет можно только имея специальную подготовку, в то же время его диплом предполагает успешное трудоустройство на руководящую должность.

2. Государственные университеты, занимающие первые места в рейтингах (Токийский технологический институт или Государственный университет Иокогамы), имеют сравнительно низкую плату за обучение, но высокий конкурс при поступлении.

3. Государственные университеты местного значения, учрежденные органами местного самоуправления, отличаются низкой платой и средним конкурсом.

4. Небольшие частные университеты имеют высокую плату и средний конкурс.

На протяжении второй половины ХХ в. правительство Японии не проявляло инициатив по изменению действующей системы ВПО и не отслеживало качество образования частных вузов. Созданный при Министерстве образования Комитет стандартов обучения в частных университетах проводил лишь формальные проверки учебных заведений, в основном касающиеся вопросов выдачи лицензий, поскольку членами данной организации могли быть только президенты частных университетов, обладавшие правом выбирать себе преемника. Министерство образования вообще не было представлено в комитете, в результате чего резко выросла доля частных вузов на фоне значительного ухудшения качества образовательного процесса. Благодаря этой ситуации к началу Х1Х в. частный японский вуз стал образом дорогой и малополезной организации.

Аналоги российской магистратуры и аспирантуры в Японии объединены в автономные школы последипломного обучения, находящиеся на базе крупных университетов страны. В конце 90-х гг. насчитывалось 335 таких школ, в которых обучалось всего около 100 тыс. магистров и аспирантов. 97 школ последипломного обучения принадлежат государственным университетам (70 тыс. магистрантов и аспирантов), 23 - муниципальным (4,5 тыс. магистрантов и аспирантов) и 215 - частным университетам (примерно 30 тыс. магистрантов и аспирантов).

Сегодня в Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 г., имеет 11 факультетов), университет Киото (основан в 1897 г., 10 факультетов) и университет в Осаке (основан в 1931 г., 10 факультетов). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Кроме них есть значительное количество небольших вузов, обучающих всего 200-300 студентов на 1-2 факультетах [5].

Уровень образования при получении степени бакалавра достаточно низкий, в то время как магистратура соответствует лучшим мировым аналогам. Японский бакалавриат ориен-

тирован в основном на подготовку квалифицированных рабочих, что вызвано необходимостью высокого профессионализма сотрудников высокотехнологичных японских производств. Японский бакалавр имеет в основном стандартизированную общую подготовку, следовательно, разница между специалистом умственного труда и простым сотрудником производства незначительна.

Цель бакалавриата состоит в подготовке средних специалистов, в то время как магистратура нацелена на развитие возможностей талантливой молодежи. По нашему мнению, с точки зрения поддержания системы опыт Японии по диверсификации бакалавриата и магистранту может быть реализован и на российской основе, поскольку наследием СССР является значительно высокий процент молодежи, получающей высшее образование, что не всегда экономически выгодно государству на фоне неразвитой системы СПО и недостатка рабочих на селе и в крупных городах. Причиной технологического развития Японии в середине ХХ в. стало разделение задач и активизация последипломного образования, что было обосновано до тех пор, пока в японских компаниях действовала система пожизненного найма и жесткая иерархия. Однако в конце ХХ в. стало очевидно, что низкий уровень образования в бакалавриате требует от работодателей значительного вложения средств.

Анализ современных законодательно-нормативных актов показал, что в настоящее время главной целью образовательной политики Японии является воспитание и обучение творческой личности, способной действовать в зависимости от среды и принимать взвешенные управленческие решения.

Если обратиться к истории вопроса, то следует напомнить, что в средневековой Европе религия и мораль были в ведении церкви. Буддийские храмы в Японии, утратившие свои позиции во время периода Эдо, уступили право влияния в духовной сфере новым конфуцианским школам. То есть школы выполняли функции, разделенные в западном обществе между образованием и религией.

Первая японская образовательная реформа началась с принятием в 1872 г. Основного закона об образовании, вводившего обязательное бессословное обучение с целью модернизации японского общества. Далее в 1930-е гг. широкое распространение получило военное образование, основанное на жестком государственном контроле всех компонентов образовательной системы. Курсы военной подготовки являлись основой общеобразовательной программы. В 1947 г. обязательное обучение

было продлено до 9 лет, а школьное руководство было децентрализовано.

Таким образом, развитие современного японского высшего образования имеет в своей основе следующие основные этапы: основание (1868-1885 гг.), консолидация (1886-1916 гг.), экспансия (1917-1936 гг.), милитаризация (1937-1945 гг.) и современный этап (начиная с середины ХХ в.).

Считается, что общее образование в Японии развивает творческие способности, позволяя студентам не только совершать осознанный выбор, но и развиваться сразу в нескольких направлениях с целью выявления и развития собственного уникального таланта. Современный японский университет обычно состоит из десяти факультетов, таких как общеобразовательный, юридический, инженерный, естественнонаучный, сельскохозяйственный, литературный, экономический, педагогический, фармакологический и медицинский. Структура университета способствует продвижению именно общего образования на передовые позиции. Предпринимаемые в сфере высшего образования меры по углублению специализации не ущемляют общеобразовательной подготовки обучающихся.

Исследование современного состояния японской системы ВПО показывает, что высшее образование в Японии является одним из основных инструментов государственной власти. Возможность получения высшего образования служит серьезным стимулом трудовой активности всех слоев населения страны. Правительство декларирует основную цель современного японского образования, которая состоит в том, чтобы рост качества образования соответствовал росту экономики страны. Совет университетов определяет следующие задачи по развитию высшего образования:

• введение системы зачетных единиц, которая позволит выпускникам специальных подготовительных школ поступать в университеты;

• пересмотр программ университетских курсов переподготовки учителей в соответствии с потребностями общества;

• введение дополнительных критериев оценки уровня абитуриентов, кроме уже существующих собеседований, тестирований, экзаменов;

• развитие дистанционного образования с использованием современных информационных технологий в области подготовки магистров и докторов наук;

• создание условий для обучения в течение всей жизни в соответствии с общественными запросами;

• последовательное реформирование университетского управления за счет усиления руководства университетами [5].

Отметим, что в Японии, как и в России, существуют государственные и частные вузы. Поступить в государственный вуз могут только выпускники старших средних школ. Все абитуриенты сдают «общий тест достижений первой ступени», однако лишь те из них, кто успешно справился с испытанием, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым самими вузами. Оценка за указанный выше тест напрямую влияет на статус и престижность выбранного абитуриентом вуза.

Частные университеты проводят собственные вступительные экзамены, причем отдельные крупные вузы имеют даже в своем составе детские сады и школы. Сделано это для того, чтобы хорошо зарекомендовавший себя ученик мог поступить в предлагаемый в системе вуз без вступительных испытаний.

Первые два курса японские студенты изучают общенаучные предметы, такие как история, философия, обществознание и иностранные языки. Кроме этого они слушают специальные курсы по выбранной специальности, что позволяет им сделать правильный и осознанный выбор. После второго курса студент может изменить выбранную ранее специальность, сделав это как самостоятельно, так и по настоянию преподавателей или родителей. Таким образом, на наш взгляд, обеспечивается важнейший фактор качества высшего образования: мотивированность студентов, предполагаемая осознанностью сделанного выбора будущей профессии.

Срок обучения в японском вузе до степени бакалавра (ОакшЫ) составляет 4 года, в то время как врачи получают образование в течение 6 лет. Интересно, что формально студент может числиться в вузе до 8 лет, т.е. отчисление носит исключительный характер. Последующее обучение на степень магистра (БИ^Ы) длится 2 года, чтобы получить степень кандидата наук, необходимо обучаться в течение еще трех лет [2].

Среднее специальное образование японцы получают в колледжах, которые, в свою очередь, делятся на три основные вида: младшие, технологические и колледжи специальной подготовки. При этом младшие колледжи являются самыми востребованными, предлагая широкий спектр программ гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Примерно 60 процентов таких учебных заведений предназначены только для японских женщин, готовя их к роли жены и матери, однако стоит отметить, что выпускницы по

окончании могут поступить в вуз сразу на третий курс. В технологическом колледже образование длится уже не 2 года, как в младшем, а 5 лет, предлагаются к изучению такие предметы, как строительство, машиностроение и многие другие. Образование в колледжах специальной подготовки длится 1 год, представляя собой курсы по подготовке бухгалтеров, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных и пр. Выпускники при этом чаще всего трудоустроены уже в процессе обучения, однако они лишены права поступать далее в вуз, что объясняется, по нашему мнению, во многом экономическими причинами. Государству невыгодно обучать население в течение такого длительного срока, лишая рынок труда молодых трудоспособных специалистов.

Несмотря на востребованность высшего образования Японии на мировом рынке образовательных услуг, следует отметить, что это единственная страна, где иностранцам предоставляется возможность получить полное образование только на японском языке, причем свои знания необходимо подтвердить специальным аттестатом Общеяпонской ассоциации преподавателей японского языка и местным Министерством просвещения. Кроме этого, абитуриент не может быть младше 18 лет и иметь 12 классов образования. Следует отметить, что именно поэтому россияне, закончившие 11 классов, могут поступать только в те вузы, дисциплины в которых соответствуют вступительным экзаменам. Чтобы расширить возможность выбора, обладателю аттестата об 11-летнем образовании предлагается проучиться еще 1 год в вузе на родине; проучиться 1 год в японской средней школе или пройти годовое обучение на языковых курсах в японской языковой школе.

Для поступления во все японские вузы нужно сдать стандартизированный вступительный экзамен для иностранных студентов и аспирантов «Нихонго норёку сикэн», который по сути напоминает российский ЕГЭ. Японский аналог включает вопросы по национальному языку и специальным наукам, в основном химии и физике, биологии и истории. Отметим, что важным, на наш взгляд, представляется обязательность вопросов по японскому языку, в то время как в России и большинстве европейских стран важно знать только английский.

Отметим, что иностранцев принимают только пять типов вузов:

- технические колледжи (после окончания гарантировано трудоустройство);

- школы специальной подготовки (обучение на базе 9 или 12 классов);

- университеты короткого цикла (срок обучения 2 года, уровень подготовки не соответствует вузовскому);

- университеты и институты (на базе 12-летнего образования);

- магистратура (на базе 16-летнего образования) [7].

Большинство иностранцев в Японии получают высшее образование на платной основе, что составляет от 380 тыс. иен (150 тыс. руб.) до 900 тыс. иен (355 тыс. руб.) в год. Как и во многих европейских странах, чрезвычайно развита система предоставления стипендий, таких как правительственные, стипендии Японской ассоциации международного образования, Министерства образования в рамках программы стажировок и стипендии различных частных фондов. По нашему мнению, подобная система в России недостаточно развита, в то время как ее совершенствование позволило бы привлекать большее число талантливой молодежи из числа иностранных студентов.

Система высшего профессионального образования Японии уникальна, поскольку является самой последовательной и консервативной по сравнению со всеми странами мира. Вплоть до середины ХХ в. основной ее целью было культивирование принципа противопоставления «нихондзи/гайдзи» («японское/чужеродное»). В то же время благодаря японским образовательным реформам происходило развитие всего японского общества, начиная с первой модернизации в конце XIX в., заложившей основы японского высшего образования, и заканчивая последними реформами, направленными против традиционной замкнутости и тотальной зависимости японских вузов.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что Япония, используя все достоинства мирового образования, является лидером не только Болонского процесса, но и мирового образования в целом.

Что касается отечественного образования, то, по данным Министерства образования и науки, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 3,1% увеличилась доля принятых на обучение в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена. Кроме того, в 2013 г. продолжалась тенденция перераспределения приема в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, в пользу негосударственного сектора. Прием в частные профессиональные образовательные организации в 2013 г. вырос на 31,1%; при этом программы подготовки специалистов среднего звена реализуют ряд частных образовательных органи-

заций высшего образования, в 2013 г. число таких организаций составляло 112 единиц [6].

В 2013 г. актуальной осталась тенденция сокращения числа образовательных организаций высшего образования. Так, общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц. Соответственно число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций - на 46 единиц.

В 2013 г. структура приема в государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования по формам обучения не претерпела значительных изменений - 53,3 процентов абитуриентов поступили на очную форму обучения (для сравнения в 2012 г. - 51,9 процентов).

Как и в 2012 г., в 2013 г. сохранилась доля принятых на обучение в образовательные организации высшего образования с полным возмещением стоимости обучения и составила 60,0 процентов [6]. На основании приведенных данных целесообразно провести сравнение систем ВПО двух стран (таблица).

Сравнение и численный состав вузов и студентов России и Японии, приведенные в таблице, не ставятся основной целью данной статьи. Скорее, научный и практический интерес представляет изучение лучших практик и успешного японского опыта управления качеством высшего образования, во многом отражающего количественную составляющую [3]. Из таблицы видно, что доля иностранных студентов в России существенно ниже, чем в Японии, следовательно, необходимо предпринимать серьезные усилия для поддержания конкурентоспособности отечественных вузов на международном рынке посредством привлечения иностранных студентов. Стоит отметить, что в Японии активно действует ряд специальных программ, целью которых является привлечение именно иностранной талантливой молодежи. Самой известной из подобных практик отметим стипендию Правительства Японии. Так, на следующий 2014/2015 учебный год по программе «Студент», поддерживаемой министерствами образования, культуры, спорта, науки и техники Японии (Monbukagakusho:Mext), уже объявлен набор иностранных студентов, желающих пройти обучение в университетах Японии в 20142019 гг. в рамках поддержки японского правительства.

Что касается РФ, то со следующего учебного года ожидается серьезный рост числа иностранных студентов, связанный с принятым

Сравнение систем ВПО России и Японии по состоянию на 2013/2014 учебный год

Признак сравнения РФ Япония

Общая численность студентов вузов (млн чел.) 5,6 2,5

В том числе иностранных студентов 0,075 0,25

Количество вузов 969 615

Государственные 578 190

Частные 391 425

Нормативные акты и ФЗ, регулирующие деятельность высшего образования в стране Основные: - Конституция РФ (ст. 43); - ФЗ РФ « Об образовании» от 17.10.2012; - нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека -ст. 26) Профильные (сегментарные) законодательные акты - Нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека - ст. 26) - Закон об образовании, принятый 165 сессией японского парламента 15.12.2006; - Закон о профессиональном образовании (1969); - поправка к Закону 1985 г.; -Нормативы образования (Министерство труда)

Срок обучения студентов (лет) Бакалавр - 4 года Магистр - 6 лет Бакалавр - 4 года Магистр - 6 лет

решением Правительства РФ по увеличению квоты на обучение граждан других государств. Теперь в российских вузах ежегодно будут получать образование 15 тыс. человек. Действие этой квоты продлится в течение 2014/2015 учебного года за счет ассигнований федерального бюджета. Для того чтобы иностранец поступил в российский вуз, ему необходимо заполнить анкету и предоставить ряд необходимых документов. При поступлении в российские вузы иностранец имеет равные права с российскими гражданами, а также обеспечивается стипендией и общежитием. При этом те иностранцы, которые плохо владеют русским языком, будут зачисляться на подготовительный факультет с целью развития языковых навыков. Ранее российские власти разработали законопроект, который позволит зарубежным студентам, закончившим вузы и колледжи РФ, а затем проработавшим в стране в течение трех лет, в упрощенном порядке получать российское гражданство [1]. Эта категория граждан уже сейчас не имеет ограничения на работу и зачастую располагает видом на жительство.

Исходя из таблицы доля частных вузов в Японии в разы больше российской, не говоря уже о растущей автономности японских учебных заведений, что является одной из основных задач отечественной образовательной политики. Однако, несмотря на перечисленные выше положительные аспекты японской образовательной системы, существуют и свои недостатки: чрезмерно разветвленная сеть вузов привела к снижению качества высшего образования. Ректор одного из японских университетов называет сложившуюся ситуацию «образовательным коммунизмом», когда студенты «делают вид», что они учатся, а преподаватели «делают вид», что учат. При этом значимость для работодателя представляет только

престижность диплома, а поскольку исторически мобильность на японском рынке труда незначительная, руководители вкладывают деньги в свои собственные программы повышения квалификации сотрудников. Исправить эту ситуацию призвана образовательная реформа, основа которой состоит в сокращении числа вузов за счет их объединения в национальные университетские корпорации, которые приобретают автономность. Следует отметить, что данная практика, начатая японским правительством уже более 10 лет назад, имеет схожесть с российской тенденцией объединения крупных государственных вузов с целью оптимизации расходования бюджетных средств и повышения качества образовательного процесса. Японские университетские корпорации получают в собственность территорию и здания вузов, что сказывается на увеличении уровня ответственности руководства вуза за качество выдаваемого диплома и стимулирует взаимоотношения с работодателями. Японское правительство уделяет в настоящее время серьезное внимание качеству проводимых научных исследований под эгидой «30 нобелевских лауреатов за 50 лет» [4]. В настоящее время финансирование японских научных исследований и разработок составляет около 5 % ВВП страны, причем бюджет обеспечил около 20 % этой суммы, остальная часть поступила от частных инвесторов.

Качество образования является сегодня в Японии одним из важнейших вопросов, хотя из-за отсутствия в стране официальной системы государственной аккредитации учебных заведений (существует только система их учреждения (лицензирования)) акцент в достижении качества образования смещен в сторону формирования высококвалифицированного преподавательского состава и внедрения

системы самооценки для различных типов учебных заведений.

В высшей школе, в отличие от среднего образования, отсутствует система свидетельств о профессиональной пригодности, и квалификация преподавателей регулируется указами министерства, устанавливающими стандарты штатов для университетов и колледжей. В последние годы предпринимаются меры для привлечения учащихся магистерских и докторских программ к педагогической деятельности.

В настоящее время в связи с принятием университетским советом рекомендаций по изменению стандартов в университетах и колледжах вводится система самооценки высших учебных заведений и последующей публикации их результатов. В будущем для участия в аттестации университетов планируется привлекать независимых экспертов.

Как отмечено в таблице, профессиональное образование в Японии регулируется законом о профессиональном образовании и документом Министерства труда «Нормативы образования», причем единообразны в стране: требования приема; содержание учебного плана; продолжительность обучения; общий объем учебного времени и пособия и обучающие средства.

Отметим, что основными современными особенностями национальных стандартов профессионального образования Японии, на наш взгляд, являются:

- единообразие учебных программ вне зависимости от специализации вуза;

- расширение профиля подготовки;

- обязательное соответствие профессионального образования установленным нормам;

Библиографический

1. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Основы устойчивого развития вузов России // Научное обозрение. 2014. № 1.

2. Горбашко Е.А., Бонюшко Н.А., Семченко А.А. СМК вуза. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.

3. Гугелев А.В., Семченко А.А. Реализация принципа непрерывного обучения в течение всей жизни (на опыте Швеции) //Вестник СГСЭУ. 2013. № 4(48).

4. Семченко А.А., Булгаков С.А. Современные особенности обеспечения качества высшего образования в Швеции // Менеджмент качества. 2013. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Режим доступа: http://sucherithat.ucoz.ru/ news/obrazovanie_v_shvecii/2010-12-25-66.

6. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b13_01/IssWWW.exe/Stg/d12/3-5.htm.

7. Режим доступа: http://www.moeobrazovanie. ru/professionalnoe_obrazovanie_yaponii.html.

- введение квалификационных экзаменов специальными независимыми ассоциациями;

- подотчетность вузов Министерству образования и Министерству труда.

Таким образом, проведенный анализ управления качеством в системе высшего образования Японии позволил выделить ряд рекомендаций для развития отечественной системы ВПО, основными среди которых можно назвать:

- необходимость развития системы мотивированности студентов, основанной по примеру Японии на осознанности сделанного выбора;

- создание и укрепление разветвленной сети обучения рабочим специальностям, например, посредством исключения для отдельных категорий граждан возможности получения высшего образования без возврата государству средств, потраченных на обучение данного лица, что создаст дополнительный бонус для фискальной системы страны;

- введение, возможно, не строгого, но все же единого и стандартизированного экзамена для всех иностранных граждан по русскому языку в рамках необходимых знаний для изучения практической специфики той или иной выбранной специальности, что позволит повысить престижность отечественного образования, а также подчеркнет его самобытность и уникальность;

- совершенствование методов по стабилизированию рынка труда по примеру японских практик, где исторически мобильность на японском рынке труда незначительна. Гарантированная трудоустроенность стала бы значительным стимулом для привлечения не только отечественных студентов, но и талантливой иностранной молодежи.

Материалы поступили в редакцию 25.04.2014 г. список (References)

1. Bonyushko N.A., Semchenko A.A. Fundamentals for sustainable development of universities in Russia // Scientific Review. 2014. № 1.

2. Gorbashko E.A., Bonyushko N.A., Semchenko A.A. University QMS: reference book for postgraduate students who study «Quality management system in education». St. Petersburg. StbGUEF, 2012.

3. Gugelev A.V., Semchenko A.A. Implementation of the principle of lifelong learning (the experience of Sweden) // Saratov: SGSEU, "Bulletin of SSSEU". 2013. № 4 (48).

4. Semchenko A.A., Bulgakov S.A. Modern features of quality management in higher education in Sweden // Quality management. 2013. № 4.

5. URL: http://sucherithat.ucoz.ru/news/obra-zovanie_ v_shvecii/2010-12-25-66.

6 . URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/Iss-WWW.exe/Stg/d12/3-5.htm.

7. URL: http://www.moeobrazovanie.ru/profes-sionalnoe_obrazovanie_yaponii.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.