Научная статья на тему 'Реализация принципа «Непрерывного обучения в течение всей жизни» (на примере Швеции)'

Реализация принципа «Непрерывного обучения в течение всей жизни» (на примере Швеции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1203
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП "НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ" / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / УНИВЕРСИТЕТЫ / ШВЕЦИЯ / PRINCIPLE OF "LIFE-LONG LEARNING" / BOLOGNA PROCESS / UNIVERSITIES / SWEDEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджановна

В научной статье рассмотрены основные современные теории и проблемы, связанные с реализацией принципа «непрерывного образования в течение всей жизни» («Lifelong Learning»). Целью явилось исследование положительного опыта европейских стран для его дальнейшего применения в отечественной практике. Дана оценка текущему состоянию системы высшего образования Швеции, выявлены основные проблемы, проведен краткий сравнительный анализ с отечественной системой. Авторы статьи дают оценку современному этапу Болонского процесса, а также выдвигают ряд направлений для дальнейшего развития единого европейского образовательного пространства. На основе исторического анализа возникновения и развития вузов авторы делают вывод о необходимости стимулирования принципа «непрерывного образования в течение всей жизни» в российской системе, а также выделяют основные задачи, стоящие перед современными вузами, и анализируют дальнейшие тенденции развития высшего образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF «LIFE-LONG LEARNING» IN SWEDEN

The paper considers the modern theories and challenges related to the implementation of the principle of continuing education or «Lifelong Learning». The paper aims to examine the positive experience of European countries and considers its further use in Russia. The authors examine the current state of higher education in Sweden, identify its main problems, and present a brief comparative analysis with the Russian system. The authors discuss the current stage of the Bologna process and put forward a number of proposals for further development of a single European educational space. Having analysed the emergence and evolvement of universities the authors conclude that it is necessary to promote the principle of «lifelong learning» in the Russian educational system, identify the major challenges facing modern universities, as well as analyse the tendencies in the development of higher education in general.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа «Непрерывного обучения в течение всей жизни» (на примере Швеции)»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 371.014(485)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА «НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ» (на примере Швеции)

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF «LIFE-LONG LEARNING» IN SWEDEN

Гугелев Александр Владимирович

Gugelev Alexander Vladimirovich

доктор экономических наук, профессор, завкафедрой менеджмента, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

PhD (Economics), professor, head of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: [email protected]

Семченко Анжелика Ахмеджановна

Semchenko Anzhelica Ahmedzhanovna

кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург

Cand. Sc. (Economics), associate professor, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

e-mail: [email protected]

В научной статье рассмотрены основные современные теории и проблемы, связанные с реализацией принципа «непрерывного образования в течение всей жизни» («Lifelong Learning»). Целью явилось исследование положительного опыта европейских стран для его дальнейшего применения в отечественной практике. Дана оценка текущему состоянию системы высшего образования Швеции, выявлены основные проблемы, проведен краткий сравнительный анализ с отечественной системой. Авторы статьи дают оценку современному этапу Болонского процесса, а также выдвигают ряд направлений для дальнейшего развития единого европейского образовательного пространства. На основе исторического анализа возникновения и

развития вузов авторы делают вывод о необходимости стимулирования принципа «непрерывного образования в течение всей жизни» в российской системе, а также выделяют основные задачи, стоящие перед современными вузами, и анализируют дальнейшие тенденции развития высшего образования в целом.

Ключевые слова: принцип «непрерывного образования в течение всей жизни», Болонский процесс, университеты, Швеция.

The paper considers the modern theories and challenges related to the implementation of the principle of continuing education or «Lifelong Learning». The paper aims to examine the positive experience of European countries and considers its further use in Russia. The authors examine the current state of higher education in Sweden, identify its main problems, and present a brief comparative analysis with the Russian system. The authors discuss the current stage of the Bologna process and put forward a number of proposals for further development of a single European educational space. Having analysed the emergence and evolvement of universities the authors conclude that it is necessary to promote the principle of «lifelong learning» in the Russian educational system, identify the major challenges facing modern universities, as well as analyse the tendencies in the development of higher education in general.

Keywords: principle of «life-long learning», the Bologna Process, universities, Sweden.

Одной из наиболее успешных европейских стран, стабильно занимающих первые места в международных рейтингах, связанных с высшим образованием, является Швеция [10, 12]. Не секрет, что именно эта страна не только предоставляет своим гражданам один из самых высоких уровней жизни в мире, но и является лидером по защите окружающей среды и внедрению инноваций во все сферы деятельности, показывая пример наиболее успешной стратегии инновационного развития. Вот почему для анализа внедрения принципа «непрерывного образования в течение всей жизни» (далее - «Lifelong Learning», «LLL») была выбрана именно шведская система высшего образования.

Интересным, на наш взгляд, представляется вопрос природы «LLL»: не является ли этот принцип просто политическим лозунгом. Под «непрерывным» следует понимать образование, включая все этапы жизни и аспекты обучения или же только стандартные образовательные программы. Согласно определению ОЭСР под непрерывным образованием следует понимать повышение квалификации в целях повышения уверенности и уровня собственных знаний, причем при наличии всеобщего доступа к образовательным возможностям, учитывая важность неформального образования, а также разнообразие в средствах и методах преподавания и обучения [7].

В настоящее время существуют две основные теории, изучающие природу «LLL», одной из которых является теория человеческого капитала, утверждающая, что люди стремятся максимизировать свое материальное благосостояние, знания о рынке и действуют рационально. Теория рационализма заключается в понимании «LLL» как изучении самой жизни на протяжении всей жизни, т.е., по сути, вся жизнь человека представляется непрерывным процессом образования и самообразования

[6]. Социальная теория сосредоточена в основном на описании направлений развития «ЬЬЬ», таких как борьба с низким социальным происхождением, негативным опытом, неблагоприятным историческим периодом, поиском гражданами «личностной идентичности», изменением статуса или места работы.

По нашему мнению, существует несколько основных проблем практической реализации принципа «ЬЬЬ». С точки зрения государства не ясно, каким образом должно складываться финансирование учреждений, обучающих взрослое население, какими должны быть вузы - частными или государственными, должны ли предприятия оплачивать учебный отпуск своим работникам. Второй важной проблемой является установление равенства между степенями и дипломами, полученными в академической среде, и профессиональной квалификацией реального сектора экономики. В этой связи следует отметить, что в настоящее время Еврокомиссия разрабатывает законопроект, связанный с признанием трудового стажа работы по конкретной специальности в качестве получения академической степени. Третьей проблемой выступает необходимость установления «дискриминации» по отношению к «взрослым» студентам, поскольку высшее образование как таковое, по сути, направлено на подготовку молодежи к жизни в обществе, трудовой деятельности, развитию гражданских качеств.

Таким образом, в настоящее время существует несколько различающихся между собой понятий «ЬЬЬ»: непрерывное образование как образование на протяжении всей жизни, непрерывное образование как образование взрослых и непрерывное образование как непрерывное профессиональное образование. Указанные понятия, несмотря на их внешнее сходство, ставят разные задачи перед системой образования. В зависимости от трактовки

непрерывного образования оно будет иметь свою специфику в национальном разрезе, так что в рамках единого понимания необходимо учитывать национальные особенности его функционирования и развития.

«ЬЬЬ» является одним из принципов Бо-лонского процесса, в котором Россия приняла непосредственное участие. Если кратко обратиться к истории Болонского процесса, она началась в 1998 г. со встречи в Сорбонне в Париже, затем последовала встреча 29 министров образования в Болонье в 1999 г., когда была принята Болонская декларация [1]. Дальнейшие встречи были организованы в Праге в 2001 г., в Берлин в 2003 г., в Бергене в 2005 г., в Лондоне в 2007 г., в Лувен-ля-Неве в 2009 г., в Будапеште и Вене в 2010 г.; последняя встреча состоялась в Бухаресте в 2012 г. Следующее заседание намечено провести в Ереване (Армения) в 2015 г. Непосредственно о течении Болонского процесса сказано немало, напомним лишь три его основные цели: содействие мобильности, связь с работодателями, а также создание и укрепление привлекательности единого европейского образовательного пространства.

Кроме этого, следует отметить шесть оперативных задач, которые, на наш взгляд, имеют в настоящее время первоочередное значение для развития всей мировой системы высшего образования:

• принятие системы единообразных и сопоставимых степеней;

• завершение процесса внедрения системы, основанной на двух основных циклах образования;

• завершение процесса создания системы кредитов;

• содействие мобильности;

• содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования;

• развитие единого европейского образовательного пространства.

Существует множество различных мнений по поводу результатов Болонского процесса, однако в целом, по нашему мнению, можно сказать, что за период с 2009 г. до 2012 г. было сделано немало. Особо следует выделить с социальной точки зрения завершение создания равноправного доступа к образованию в Европе; содействие развитию непрерывного обучения; трудоустройство; личностно ориентированное обучение и донесение миссии высшего образования; кооперацию образования, исследований и инноваций; международную открытость; содействие мобильности; анализ и сбор данных; создание многомерных прозрачных инструментов управления высшим обра-

зованием; развитие более четкой системы финансирования.

После завершения Болонского процесса как структурной реформы были установлены следующие основные направления дальнейшего развития единого европейского образовательного пространства:

• поощрять сотрудничество между европейскими университетами;

• улучшать качество европейского высшего образования;

• повышать привлекательность европейских университетов на мировом рынке образовательных услуг.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, отметим, что организация Болон-ского процесса сегодня представляет собой систему добровольных соглашений между странами по поводу сотрудничества в сфере образования и науки. Хотя Болонский процесс не является проектом ЕС, его выполнение идет в соответствии со всеми законодательно-нормативными актами Еврокомиссии [3]. В настоящее время существует постоянный секретариат, который имеет основной целью подготовку каждого следующего заседания министров образования.

Именно в Болонской декларации впервые было открыто заявлено о необходимости внедрения принципа «ЬЬЬ», который в настоящее время включает в себя три основных вида:

• формальное образование (обычное образование, дипломы, сертификаты, формальную квалификацию);

• неформальное образование (обучение, выходящее за пределы регулярного образования, повышение квалификации на базе предприятий, религиозных организаций, посредством участия в профсоюзах, политических партиях и т.д.);

• неформальное образование (или, по-другому, спонтанное, неструктурированное обучение, которое продолжается ежедневно дома, на улице, на рабочем месте, в библиотеке, в музее, а также через различные СМИ, которые в совокупности образовывают человека в неформальной обстановке) [4].

По нашему мнению, образование для взрослых направлено на решение четырех основных задач: повышение профессиональных навыков; получение новой работы; осуществление права и обязанности как гражданина, а также личные причины, например желание изучить иностранный язык.

Образование для взрослых включает в себя официальные структуры в области образования взрослых такие, например, как вечерние школы, институты профессионального обра-

зования и обучения; неформальные структуры, в первую очередь объединения, кружки, курсы повышения квалификации, компании, религиозные организации, профсоюзы и политические партии. Кроме этого, к неформальным структурам можно отнести другие виды образовательных организаций и СМИ.

Рассмотрим реализацию принципа «LLL» на примере системы образования Швеции, которая, как и большинство европейских стран, включает в себя три основных уровня:

1) начальное образование (primary education) - до 7 - 10 лет;

2) среднее (secondary education) - для детей с 7 до 12 лет;

3) высшее (tertiary education) - с 12 лет без верхнего предела возрастного ограничения.

Условно образование в Швеции можно разделить на дошкольное, предшкольное, обязательное школьное и гимназическое. Также иногда образование в целом делят на неполное и полное среднее образование. Для взрослых, которые в силу ряда причин не смогли получить среднее образование, возможно получить либо неполное, либо полное среднее образование. Около 98% выпускников девятилетних школ продолжают свое образование в гимназии. Учебный план девятилетней школы и учебный план гимназии являются едиными в масштабе всей страны. Государство гарантирует всем шведским детям в возрасте от 1 года до 5 лет место в детском саду, хотя их посещение необязательно, как и место в подготовительном классе, в который производится набор детей, достигших возраста 6 лет [9].

Остановимся подробнее на высшем образовании, поскольку именно на этом уровне сосредоточена в основном реализация принципа «ЬЬЬ». Высшее, «послесреднее» или, как его еще называют, третий уровень образования, образование обычно предоставляется в университетах, академиях, колледжах, семинариях, технологических институтах, политехнических институтах, ПТУ, ФЗУ и профессиональных колледжах, которые обладают правом присуждать ученые степени или выдавать профессиональные сертификаты.

Университет является учреждением высшего образования и научных исследований, которое предоставляет ученые степени по различным специальностям, а также возможность послевузовского образования [2]. Для целостности исследования в таблице приведено сравнение систем ВПО России и Швеции по основным параметрам [5].

Из таблицы видно, что доля иностранных студентов в России существенно ниже, чем в Швеции, следовательно, необходимо прилагать серьезные усилия для поддержания конкурентоспособности отечественных вузов на международном рынке посредством привлечения иностранных студентов. Стоит отметить, что система высшего образования Швеции в настоящее время сталкивается с серьезными трудностями. Так, число учебных мест в вузах Швеции сократилось за последние три года на 16 тыс., а к 2017 г. уменьшится еще на 10 тыс., что объясняется резким снижением числа иностранных студентов, после того как в 2011 г. была введена плата за обучение для иностран-

Сравнение систем ВПО России и Швеции по основным параметрам по состоянию на 2011 — 2012 учебный год

Признак сравнения РФ Швеция

Общая численность студентов вузов (млн человек) 6,5 0,4

В том числе иностранных студентов 0,08 0,05

Количество вузов 1080 60

Государственные 634 36

Негосударственные (в отдельных случаях - частные) 446 24

Нормативные акты и ФЗ, регулирующие деятельность высшего образования в стране Основные: - Конституция РФ (ст. 43); - ФЗ РФ «Об образовании» от 17.10.2012; - нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст. 26). Профильные (сегментарные) законодательные акты - Нормы международного права (Всеобщая декларация прав человека, ст. 26); - Закон о высшем образовании от 01.07.1993 с изм. и доп. от 2011 г.; - Болонское соглашение

Срок обучения студентов (лет) Бакалавр - 4 года Специалист - 5 лет Магистр - 6 лет Бакалавр - 3 - 4 года Магистр - 5 - 6 лет

ных студентов, что более чем вдвое сократило число желающих получить шведский диплом. Каждый шведский вуз получил право самостоятельно устанавливать стоимость обучения, исключение составляли лишь иностранцы, приезжающие в рамках программ студенческого обмена, и лица, уже получившие вид на жительство в стране. К примеру, еще в 2010 г. в Швеции учились 14 188 выходцев из третьих стран (не Швеции или ЕС), а в 2011 г. - уже 6836.

Чтобы вернуть абитуриентов в страну, власти Швеции планируют предпринять ряд мер по облегчению визового режима. Возможно, правительству следовало бы предоставить иностранным выпускникам шведских вузов возможность найти работу в Швеции, получать рабочие визы и вид на жительство, а также выдавать иждивенцам иностранцев разрешения на работу в Швеции и способствовать налаживанию контактов между шведскими работодателями и иностранными студентами. В других европейских странах действуют различные схемы, позволяющие иностранным студентам по завершении обучения остаться за границей, найти работу и получить вид на жительство.

Однако, несмотря на существующие проблемы, система высшего образования Швеции по-прежнему популярна и привлекательна. Согласно определению международной стандартной классификации образования (ШСЕБ) образование имеет следующие основные уровни:

0 - дошкольное образование;

1 - начальное образование, или первый этап базового образования;

2 - второй этап базового образования;

3 - среднее образование;

4 - послесреднее образование;

5 - первый этап высшего образования;

6 - второй этап высшего образования [11].

Часто к высшему образованию относят

именно 4-й, 5-й и 6-й уровни.

Остановимся подробнее на рассмотрении так называемого послесреднего образования (уровень 4).

Программы, находящиеся на границе между вторым этапом среднего образования и первым этапом высшего образования, в международном контексте определяются как полное среднее или высшее образование в зависимости от страны получения. Программы могут считаться продолжением среднего образования в зависимости от их содержания и не рассматриваться как высшее образование. Нередко по уровню они только чуть выше, чем программы 3-го уровня, однако они направлены

на расширение знаний участников, которые уже завершили программы на уровне 3.

Типичными примерами являются программы, предназначенные для подготовки учащихся к обучению на 5-м уровне, которые, хотя и завершили обучение на 3-м уровне, не прошли обучения, позволяющего им поступить на уровень 5, т.е. преддипломные курсы или краткосрочные профессиональные программы. Студенты на этом уровне, как правило, старше, чем на средних уровнях. 5-й уровень является первым этапом высшего образования и включает в себя программы с более продвинутым содержанием. Как правило, минимальным требованием для поступления на них обычно является успешное завершение уровня 3 или 4 ШСЕБ. Все степени перекрестно классифицируются по типу программ в соответствии с положениями о структуре национальных степеней и квалификаций и совокупной длительности высшего образования. Программы 5-го уровня не ведут непосредственно к присуждению продвинутой научной квалификации (уровень 6), но должны иметь совокупную теоретическую длительность, по крайней мере два года с начала 5-го уровня. Степень данного уровня во многих англоязычных странах называется бакалавр, в немецкоязычных - диплом, во франкоговорящих - лицензия, в Швеции - fil.ka.nd.

Уровень 6 - второй этап высшего образования - включает в себя программы высшего образования, которые ведут к присвоению высшей научной квалификации. Таким образом, программы посвящены продвинутым и оригинальным исследованиям, а не основываются на прохождении только курсов. Обычно требуется представление отчета или выпускной работы такого качества, которое является результатом оригинальных исследований и представляет собой значительный вклад в науку. Программа готовит выпускников к преподавательской работе в учреждениях, обеспечивающих программы 5-го уровня 13СЕБ, а также на ведущие позиции в госучреждениях, в промышленности и т.д.

В настоящее время основными задачами, стоящими перед университетами, являются, по нашему мнению:

• образовательный процесс;

• исследования;

• поддержка связей с работодателями и обществом в целом.

Рассмотрим историю образования университетов как таковых.

Слово «университет (от лат. итивгзказ) означает ряд лиц, связанных в одно целое, общество, общину, гильдию, компанию, корпора-

цию и т.д. Несмотря на то что университеты начали развиваться в Европе, существовали древнейшие вузы и в других частях мира, такие как, например, в Шанхае (Китай, 2000 г. до н. э.), Константинополе (Турция), Таксиле (Пакистан), Наланде (Индия), Аль-Азхаре (Египет), Гундишапуре (Иран). Кафедральные и монастырские школы были основной формой объединений и, следовательно, образовательных структур. Затем стали появляться первые университеты, такие как Болонский университет (1088 г.), Парижский университет (1150 г., позже Сорбонна), Оксфордский университет (1167 г.), университет г. Лунд (1425 г.), Упсальский университет (1477 г.).

Примерно в 1800 г. в Германии и во Франции появилась новая модель университета, основанная Фридрихом фон Гумбольдтом, которая строилась на принципах академической свободы и научных экспериментов, а не религиозных доктрин, как было ранее.

После Второй мировой войны началась массификация высшего образования, т.е. резкое увеличение количества студентов по всему миру. К 1960 г. университетские курсы и экзамены стали единообразными и практически универсальными в разных странах.

По нашему мнению, основные современные тенденции в высшем образовании следующие:

- массовость;

- академическая конкуренция;

- коммерциализация;

- глобализация.

Рассмотрим их более подробно, поскольку различные процессы в системе высшего образования активизировалась за последние полвека.

Увеличение общего числа студентов - мас-сификация - обусловлено быстрым ростом желающих получить образование, надежностью существующей социальной составляющей и внедрением принципа «ЬЬЬ». Массифи-кация характеризуется большей социальной мобильностью для населения, новыми моделями финансирования образования, все более диверсифицированными системами высшего образования в большинстве стран, снижением академических стандартов.

Сегодня число студентов по всему миру составляет 165 млн человек, причем количество школьников в пять раз меньше, чем 40 лет назад. Количество абитуриентов в 2000 г. составило 97 млн человек, а по разным оценкам в 2025 г. их будет уже 263 млн [8]. В Китае в настоящее время обучается 27 млн студентов, в США - 18 млн, в Индии - 15 млн.

Следует отметить, что самый быстрый темп роста студентов наблюдается в последние годы в Африке, где он составил 66% по отношению к 1999 г., однако к югу от Сахары по-прежнему имеется самый низкий уровень студенчества - 5,6% от среднемирового показателя. Увеличение активности абитуриентов привело к увеличению числа университетов, росту количества студентов в группах, снижению количества лекций, семинаров и прочего, следовательно - растущей разнице между вузами.

Нарастает конкуренция за дефицитные места в престижных университетах, усложняется процедура и критерии поступления в лучшие вузы. С одной стороны, конкуренция может выступать фактором укрепления академической среды, с другой - угрожает возможностью нанести ущерб традиционным академическим ценностям, миссии вузов и обществу в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другой важной современной тенденцией является активизация профессиональной или академической конкуренции, которая проявляется прежде всего в возникновении новых предметов и более профессионально ориентированных курсов, трансформации политехнических университетов, создании специализированных колледжей для получения высшего образования на базе самих университетов, росте специализации между вузами. Несмотря на увеличение числа студентов, конкуренция между университетами и студентами весьма актуальна, поскольку неравенство остается.

Что касается коммерциализации высшего образования, она связана прежде всего с растущей мотивацией самих студентов и ростом числа частных вузов. Меняется и сама культура управления университетами, которые теперь представляют собой автономные коммерческие организации, вынужденные сами искать средства, поскольку изменились сами принципы бюджетного финансирования. Коммерциализация также непосредственно связана с финансированием и авторскими правами на проводимые в университете исследования. Если еще 50 лет назад открытия и разработки были связаны с именем конкретного ученого, в настоящее время нередко исследования финансируются заинтересованной коммерческой компанией, вузом или фондом, следовательно, авторские права на открытие принадлежат данной структуре, а не ученому или исследовательской группе. Структура высшего образования оказывает существенное влияние на учебные программы, приоритеты исследований и саму систему преподавания.

Глобализация является объективным процессом, связанным со всеми сторонами человеческой деятельности. Но в системе высшего

образования в первую очередь она влияет на активизацию международной мобильности. В 2000 г. в данном процессе были задействованы примерно 1,8 млн студентов по всему миру, а уже к 2009 г. эта цифра удвоилась. Интересно отметить, что рынок для иностранных студентов в вузах в 1999 г. составлял всего лишь 3% от общего объема торговли услугами в странах ОЭСР [7].

Глобализация в системе высшего образования проявляется, по нашему мнению, в таких четырех основных формах международной торговли в сфере образования в соответствии с классификацией ВТО, как:

• международная поставка услуг: дистанционное образование;

• потребление за рубежом: изучение курса за рубежом;

• коммерческое присутствие: мероприятия, проводимые зарубежными университетами и другими учреждениями;

• присутствие физических лиц: курсы, проводимые иностранными преподавателями.

Проведенное исследование особенностей системы высшего образования Швеции позволяет сделать вывод о ее динамичности, связанной с целым перечнем современных тенденций, в том числе активизацией конкуренции на международном рынке образовательных услуг.

Таким образом, была рассмотрена история вузов и ее влияние на высшее образование, приведена международная классификации образования 13СЕБ, были выделены основные задачи современных вузов, проанализированы современные тенденции и изменения в системе высшего образования, такие как масси-фикация, рост академической конкуренции, коммерциализация и глобализация. Успешная реализация принципа «ЬЬЬ» в России на основе анализа лучших практик ведущих европейских стран является действительно важной задачей, в частности в связи со вступлением России в ВТО и с необходимостью конкуренции на международном рынке образовательных услуг.

Библиографический список (References)

1. Горбашко Е.А., Бонюшко Н.А., Семченко А.А. СМК вуза. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. Gorbashko Ye.A., Bonyushko N.A., Semchenko A.A. (2012) SMK vuza [QMS of a university]. St.

Petersburg: Izd-vo SPbGUEF.

2. Гугелев А.В., Семченко А.А. Основные направления модернизации образования России в период посткризисного развития экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 4(43)-

Gugelev A.V., Semchenko A.A. (2012) Osnovnyye napravleniya modernizatsii obrazovaniya Rossii v period postkrizisnogo razvitiya ekonomiki [The major directions of modernizing education in Russia during the post-crisis economic development] // Vestnik SGSEU. 2012. № 4(43).

3. Семченко А. А., Булгаков С. А. Управление качеством в системе высшего образования Финляндии // Менеджмент качества. 2013. № 1.

Semchenko A.A., Bulgakov S .A. (2013) Upravleniye kachestvom v sisteme vysshego obrazovaniya Finlyandii [Quality management in the system of higher education in Finland] // Menedzhment kachestva. 2013. № 1.

4. Coombs P.H. The world crisis in education. Oxford: Oxford University Press, 1985.

5. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d1/08-11.htm.

6. URL: http://www.ihep.org/assets/files/gcfp-files/Trade_in_Educational_Services_-_Trends_and_ Emerging_Issues.pdf.

7. URL: http://www.oecd.org/.

8. URL: http://sirjohn.ca/wordpress/wp-content/uploads/2012/08/20130131CIQG_SUTJSD_TX.pdf.

9. URL: http://sucherithat.ucoz.ru/news/obrazovanie_v_shvecii/2010-12-25-66.

10. URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings.

11. URL: http://www.uis.unesco.org/EDUCATION/Pages/international-standard-classification-of-education. aspx.

12. URL: http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.