УДК 622.333.4:658.562.64 В.Л. Гаврилов
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УГЛЯ В ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ «ГЕОРЕСУРС - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - ПОТРЕБИТЕЛЬ»
Показана целесообразность управления качеством угля в сложных динамических системах «забой — потребитель с использованием имеющихся технологических, организационных и информационным возможностей транспортнологистических звеньев за счет перераспределения усилий внутри системы^ Ключевые слова: уголь, технология, динамическая система.
До начала использования по назначению уголь проходит большое число звеньев по технологической цепочке забой
- потребитель и везде в той или иной степени претерпевает качественно-количественные изменения. Проведенный анализ существующих подходов к управлению качеством полезных ископаемых показывает, что все они, как правило, замыкаются в рамках разведки - добычи - обогащения. В территориально разомкнутых системах, а также при наличии нескольких собственников суммарные возможности управления по цепи, как правило, оцениваются не полностью и, следовательно, используются недостаточно эффективно. Основные причины - оставшаяся от прошлого психология ведомственности, традиции, недостаточность инновационного мышления и др.
Системное рассмотрение и анализ трансформаций с твердым топливом по мере прохождения им по цепочке, а на их основе поиск путей и разработка методов, позволяющих повышать конкурентоспособность, в т.ч. за счет постоянного улучшения его потребительских характеристик, представляют определенный научный и практический интерес. Для цепочек добавленной стоимости, базирующихся на сложно-структурных и неоднородных по качеству месторождениях, отрабатываемых в экстремальных условиях предприятиями большой единичной мощности и ориентированных на неблагоприятный для поставщика внешний и внутренний рынок, актуальность таких исследований возрастает, особенно в нестабильных финансово-экономических ситуациях.
Одной из наиболее интересных с этой точки зрения является действующая динамическая система разрез «Нерюнгринский» -обогатительная фабрика - специализированный комплекс Восточного порта - зарубежные потребители. Ранее на ее примере была обоснована целесообразность использования конечных звеньев цепи разрез-потребитель (после отгрузки из Южной Якутии) для повышения эффективности ее работы в целом, горно-обогатительного комплекса и разработан ряд принципов и методов управления качеством угля сложно-структурных месторождений для роста его конкурентоспособности на рынках потребителей [1, 2]. Идея работы заключалась в комплексном учете специфики цепи, закономерностей изменения качества угля в результате технологического воздействия при прохождения от недр до потребителя и использовании возможностей транспортно-логистических звеньев по управлению этими закономерностями. Было всесторонне обосновано и показано, что:
• для повышения качества угля, эффективности и конкурентоспособности его поставок необходимо все звенья цепи забой -потребитель рассматривать как единую систему, взаимосвязанную технологически, организационно, экономически и информационно, а управление потребительскими свойствами угля осуществлять с учетом требований основных рынков сбыта при их непрерывном мониторинге;
• возможности рационального использования угля и обеспечения регламентированного уровня его качества по наиболее изменчивым показателям на стадиях планирования и ведения горных работ, углеподготовки и обогащения для данного типа цепей технологически ограничены, а одним из путей улучшения функционирования системы управления потребительскими свойствами твердого топлива является использование для этих целей оцененных имеющихся возможностей конечных звеньев цепи;
• управление качеством угля в транспортно-логистических звеньях на основе предложенных принципов и методов позволяет повысить конкурентоспособность угля, изменить в сторону смягчения требования к потребительским свойствам подаваемого на вход и получаемого на выходе из горнообогатительного комплекса минерального сырья.
В порту, как показали исследования, имеются большие технологические возможности для улучшения отдельных качественных
характеристик угля, в т.ч. за счет стабилизации его качества на базе технических возможностей вагоноопрокидывателей, стакеров, роторных экскаваторов и судопогрузочных машин. Специализированный комплекс может работать по значительному числу технологических схем по различным комбинациям вариантов вагон -судно, вагон - склад, склад - судно и склад - склад. Штабеля на складах большой емкости, через которые проходит основной объем угля, могут формироваться как послойно, так и на всю высоту (структуры: наклонно-слоевая, шевронная, ромбическая, комбинированная), а разбираться с изменением параметров снимаемого слоя, места установки роторного колеса, числа отрабатываемых подуступов.
На угольном комплексе есть и организационные возможности: учитывая сходство решаемых задач при простом движении угля через склад и в режиме управлении его качеством, можно ряд организационных структур (диспетчерская служба, складская и железнодорожная группы, ИВЦ) при определенной адаптации использовать. В Восточном порту действует независимая лаборатория, контролирующая качество проходящего через порт угля. Информационные возможности связаны с временным лагом, возникающим за счет того, что уголь из Южной Якутии движется в Приморье 4-5 суток, накапливается и хранится на складах. За счет обмена в реальном режиме времени необходимой информацией имеется достаточно времени для ее обработки, анализа и принятия решений по корректировке режима горных работ и обогащения в рамках общей системы управления качеством угля с учетом конкретно складывающейся ситуации.
В последние годы одной из тенденций в экономике стало создание вертикально интегрированных компаний (ВИК) в отраслях, связанных с добычей и переработкой минерального сырья. Анализ показывает, что объединение активов вокруг одной технологической цепочки создания добавленной стоимости позволяет при условии грамотного менеджмента: значительно повысить производительность труда; снизить влияние внешней среды за счет системного управления рисками и перераспределения ресурсов; разработать и реализовать долгосрочные инвестиционные программы модернизации и технологического перевооружения существующих и создания новых производственных мощностей; внедрить и эффективно использовать современные технологии управления; освоить выпуск
новых видов продукции и др. Все это в полной мере относится к таким ВИК как ОАО «Мечел», «СУЭК», «Кузбассразрезуголь» и др. Их появление и успешная деятельность позволили реализовать или подготовить к реализации крупные инвестиционные проекты по добыче и обогащению коксующихся и энергетических углей. Характерным стало и участие компаний в строительстве и реконструкции угольных комплексов в морских портах, одного из самых узких мест при экспорте твердого топлива (таблица). Появление новых достаточно дорогих активов, предполагает целесообразность выявления и оценки дополнительных явных и неявных технических, технологических, организационных, информационных и, как следствие, экономических возможностей для повышения эффективности управление всей динамической системой «забой - добыча
- обогащение - потребление» и максимального их использования.
Сравнение применяемых и проектируемых техники и технологий перегрузки угля в портах показывает, что практически все они используют или предполагают к применению схожие по структуре схемы перевалки угля. А, следовательно, к ним после привязки и адаптации к конкретным условиям можно применить полученные ранее результаты для решения задач, связанных с непрерывным повышением качества отгружаемого поставщикам угля и конкурентоспособности цепочек добавленной стоимости. Применение современных принципов и методов менеджмента, базирующихся на информационных технологиях, экономическая заинтересованность акционеров в повышении эффективности использования всех возможностей своих активов упрощают решение данной проблемы.
В настоящее время значительные активы ОАО «Мечел» направлены на ускоренное формирование очень сложной динамической системы - Эльгинское месторождение (комплекс пластов с очень высокой изменчивостью по качеству угля - открытая (на первом этапе), комбинированная или подземная добыча до 20 - 30 млн. т каменного угля в год - обогащение коксующегося и энергетического угля на фабриках - собственная ТЭЦ - железная дорога Эльга - Улак - Ванино (Находка, Посьет) - специализированные угольные комплексы морских
60
Характеристики портов по перегрузке российского угля
Угольный комплекс порта Владелец Стоимость строительст- ва Годовая мощность, млн. т Дедвейт судов, тыс. т и емкость складов, тыс. т
Восточный (Приморский край) Eastern stevedoring holdings Corp (Кипр) -74,6%, подконтрольно «Кузбассразрезуглю», Росимущество или «Сибуглемет 20,0% (арбитражный спор») Нет данных 12,5 (проект), 15,6 -экспорт, (2007г.) 100.0 - 150,0 700.0 - 832,0
Посьет (Приморский край) «Мечел-Транс» - 97,1% 37,8 млн. евро 7,0 - 9,0 (проект) 23.0 - 25,0 120.0 - 180,0
Ванино (Хабаровский край) СУЭК - 100% 8 млрд. руб. (330,0 млн. дол. 0,58 (2007г., 12.0 - 13,0 (1 очередь, 20.0 (2 очередь)) 22,0 -158,0
Ванино (Хабаровский край) «Мечел» - 100% 500,0 млн. дол. Проект 12,0 - 13,0 (1 очередь), до 25,0 - (2 очередь) 22,0 -158,0 До 3000, 0
Усть - Луга "Ростерминалуголь" -74,0%, International Marketing Investments S.A. (Люксембург) -26,0%, подконтрольно «Кузбассразрезуглю» 250,0 млн. евро 8,0 - (1 очередь), 12,0 -(2 очередь) 70.0 580.0 - 790,0
Вентспилс (Латвия) Ventspils stirdznieTObas osta (Латвия), Indteс Baltic Coal, подконтрольна Indtec Finance B.V. (Голландия) 75 млн. евро 6,0 (1 очередь), 8,5 (2 очередь), 10,0 (3 очередь) 120,0 210, 0
Составлена по материалам периодической печати, сайтов компаний
портов Ванино, Восточный, Посьет - зарубежные потребители. Всестороннее изучение природно-климатических условий отработки месторождения, материалов исследований горно-геоло-гических, в т.ч. квалиметрических, характеристик основных рабочих пластов, технологических и организационно-экономи-ческих проектных решений, проведенное рядом организаций, показывает, что технологическая цепочка, базирующаяся на эльгинских углях, является более сложной, чем ее прототип - цепочка, связанная с нерюнгринскими углями. Это предполагает, как минимум, применение не только всего того положительного, что создано за многие годы, но и использование инновационных подходов и приемов, позволяющих повысить эффективность работы цепочки для создания в ней дополнительной добавленной стоимости. В том числе предлагаемый методический подход совершенствования системы непрерывного управления качеством угля на основе использования возможностей конечных звеньев технологических цепей разрез - потребитель.
---------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаврилов В.Л. Обоснование использования конечных звеньев цепей разрез-потребитель для управления качеством угля при разработке сложноструктурных месторождений / Автореф. диссертации на соиск. уч. степ. канд. техн. наук, Якутск 1989, 20 с.
2. Гаврилов В.Л. О расширении подсистемы управления качеством в АСУ ЮЯУК // Оптимизация и автоматизация проектных решений в горном деле: Сб. научн. тр,-Новосибирск, 1987. - С. 122-123. ШИН
Gavrilov V.L.
COAL QUALITY MANAGEMENT IN DYNAMIC SYSTEM «GEORESOURCE - TECHNOLOGICAL INFLUENCE -CONSUMER»
It is necessary to control the quality of coal in difficult dynamical systems such as «face-consumer» with use of technological, organization and information possibilities of logistic units for redistribution of efforts in the system.
Key words: coal, technology, dynamic system.
___ Коротко об авторе _____________________________________________________
Гаврилов В.Л. - кандидат технических наук, ст. научный сотрудник, Институт горного дела Севера СО РАН им. Н.В. Черского, [email protected]