JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
www.hjournal.ru
DOI: 10.17835/20 78-5429.2015.6.2.058-068
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
ТЯГЛОВ СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВИЧ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Национальная и региональная экономика», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
ЗМИЯК СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и
предпринимательства, ЮРИУ РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
В условиях перехода России на инновационно ориентированный тип экономического развития особую актуальность приобретает проблема повышения качества рабочей силы и профессионального развития персонала в течение всей трудовой деятельности. В настоящее время региональный рынок труда характеризуется ростом разнообразия профессий и, как следствие, диверсификации требований работодателей на региональном уровне, в зависимости от промышленной, сельскохозяйственной, логистической и т.п. специализации региона. Усложнение структуры и внутренняя дифференциация различных областей экономической деятельности обуславливают востребованность работников, обладающих широкой фундаментальной подготовкой наряду с узкопрофессиональными компетенциями, поэтому в региональном механизме регулирования необходим блок оценки профессиональных качеств работников, институционализированный как на государственном уровне, так и на уровне региональных общественных объединений, ассоциаций работодателей.
Особое внимание в статье уделено анализу состояния молодежного сегмента рынка труда, установлению того, что для разрешения противоречий рынка труда и рынка образовательных услуг (несоответствие структуры и качества подготовки человеческого капитала в регионе потребностям работодателей, противоречия региональных профессиональных и образовательных стандартов) на региональном уровне целесообразно обеспечить корреляцию региональных профессиональных стандартов с федеральными государственными образовательными стандартами, что позволит нивелировать противоречия, разрешение которых определяет рациональное использование трудового потенциала в региональной экономике. Ключевые слова: качество рабочей силы; профессиональный стандарт; образовательный стандарт; рынок труда; рынок образовательных услуг; профориентация.
© Тяглов С. Г., Змияк С. С., 2015
Управление качеством подготовки квалифицированных работников как ...
59
QUALITY MANAGEMENT IN THE TRAINING OF SKILLED WORKERS AS A KEY PROBLEM OF THE INTERACTION OF LABOR MARKET AND EDUCATIONAL SERVICES MARKET
TYAGLOV SERGEY, G.,
Doctor of Economics (DSc), Professor, Head of the Department «National and Regional Economy», Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
ZMIYAK SERGEY, S.,
Doctor of Economics (DSc), Professor of the Department of Economics and Entrepreneurship,
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, South Russia Institute, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
In the context of Russia’s transition to innovation-oriented type of economic development is becoming particularly urgent problem of improving the quality of the workforce and professional development throughout their working life. Currently, the regional labor market characterized by increasing diversity of professions and as a result, the diversification requirements of employers at the regional level, depending on the industrial, agricultural, logistics, etc. specialization of the region. The increasing complexity of the structure and the internal differentiation of the various areas of economic activity determines the demand for workers with a broad fundamental training along with narrow professional competencies, so the mechanism of regulation of the regional bloc needs assessment of competencies of workers, institutionalized at both the state level and at the level of regional public associations, employers’ associations.
Particular attention is paid to the analysis of the state of the youth segment of the labor market, the establishment of the fact that for resolving the contradictions of the labor market and the education market (mismatch structure and quality of the training of human capital in the region, the needs of employers, the contradictions of regional professional and educational standards) at the regional level, it is advisable to provide correlation of regional professional standards with the federal state educational standards, which will neutralize the contradictions, the solution of which determines the rational use of the labor potential in the regional economy.
Keywords: the quality of the workforce; professional standards; educational standards; labor market; educational services; career guidance.
JEL: A22, J08, J24.
Постановка проблемы
Для принятия эффективных решений в сфере регулирования социально -трудовых отношений в общем и региональных рынков труда в частности необходимо иметь представление об основных противоречиях, существующих между различными субъектами данных отношений. Разнонаправленность целей, интересов и мотивов субъектов социально-трудовых отношений предопределяет неизбежность возникновения противоречий. Социально-трудовые отношения — это, по существу, и есть пространство возникновения, существования, развития и
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
60
Тяглов С. Г., Змияк С. С.
разрешения противоречий.
Ю. Г. Одегов и Л. В. Карташова обращают внимание на три важнейшие характеристики окружающей среды, которые чреваты противоречиями:
— обеспеченность ресурсами — финансовыми, материальными, трудовыми. Их избыток, как правило, сопровождается нерациональным их использованием, снижением эффективности работы, а недостаток ресурсов может вызвать конфликты;
— динамичность окружающей среды — степень ее подвижности в ответ на изменяющиеся условия;
— степень сложности осуществления хозяйственной деятельности в зависимости от уровня конкуренции в рыночных условиях (Одегов и Карташова, 2014).
В нашем исследовании будут проанализированы ключевые противоречия между основными субъектами регионального рынка труда, что в совокупности образует как бы замкнутый круг так называемых конфликтов интересов на современном рынке труда, представленный на рис. 1.
Соискатели рабочих мест не обладают профессиональными качествами,
Работодатели необходимыми работодателям Безработные н
ищущие работу
за Работодатели предъявляют вытпенные требования к соискателям граждане
не предоставляют в государственную службу занятости информацию об имеющихся вакансиях
Служба занятости имеет имидж неэффективного посредника у работодателей
Службы занятости населения
Определенная часть безработных граждан, получающих пособие по безработице, имеют пониженную мотивацию к возобновлению трудовой деятельности
Процедуры формирования банков вакансий и признания гражданин безработными нуждаются в совершенствовании
Рис. 1. Совокупность конфликтов интересов на региональных рынках труда Источник: Составлено авторами на основе анализа теоретического материала.
2. Ключевые противоречия, склядывающиеся при взаимодействии рынка труда и рынка образовательных услуг
Становление рыночных отношений в сфере труда привело к появлению противоречий, прежде всего, из-за несоответствия со сложившейся профессионально-квалификационной структурой кадрового потенциала различных регионов России новейшим видам труда, которые требуют более качественных профессиональных и квалификационных способностей человека. Специалисты, имеющие низкий уровень качества подготовки, выполняют данные виды труда. Оценки экспертов показывают, что уровень производительности труда сегодня в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах; это приводит к недостаточным в сравнении с другими государствами показателям развития производства, более низкому уровню заработной платы, не очень высокой конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынке и минимальному вливанию инвестиций в экономику России, что не может позволить в необходимой степени использовать нынешние технологии.
Многие эксперты в России полагают, что «в результате проведения реформ
Управление качеством подготовки квалифицированных работников как ...
61
1990-х гг. страна вместо кадровой преемственности получила возрастной «провал» в кадрово-профессиональной системе почти во всех ведущих сферах деятельности в региональном разрезе» (Нещадин, 2010). При всем этом в дальнейшем прогнозируется проблема, связанная со старением кадров. В 2006 г. завершилась позитивная динамика, относящаяся к росту количественного показателя занятых в экономике (за 2004-2006 гг. он составил 1,2 млн. человек). С 2007 г. Россия оказалась на пороге сокращения численного состава занятых (за 2007-2010 гг. — на 0,77 млн. человек), что в дальнейшем послужит ограничению экстенсивных факторов, связанных с экономическим ростом.
По данным многих опросов, происходит искажение трудовой мотивации в регионах, которая выражается в доминировании формулы неэквивалентного обмена: «больше получать и меньше делать» (Ильин и Поварова, 2014). Из-за кризиса в сфере труда выполняется поляризация ценностей оплаты труда и его содержательности, при которой работник имеет альтернативу выбора между содержательностью труда и его оплатой, давая свое предпочтение деньгам. Появляющиеся изъяны в мотивации к труду и снижение стимулов социальной активности со снижением производительности труда могут явиться как толчок к социальной катастрофе в стране.
Заметим, что воспроизводство профессионально-квалифицированного потенциала молодежи вступает в противоречие с его наиболее эффективным использованием. Причины этого - несоответствие специальностей выпускников учебных заведений тем потребностям, которые существуют на современном рынке труда, и из-за этого происходит тенденция невостребованности многими предприятиями огромной части выпускников вузов, а также средних специальных заведений.
Исследования ученых показывают, что с 1990 г. по настоящее время каждый второй в России работает не по специальности. Ранее существовавшую систему образования и подготовки кадров отличала преимущественная ориентация на узкие профессионально-специализированные области, что приводило к формированию узкоспециализированной рабочей силы, к привязанности работника к своему рабочему месту и специальности. Свертывание производства в технически сложных отраслях (металлургии, авиационной промышленности, атомной энергетике и т.д.) привело к обесцениванию специального человеческого капитала.
Вместе с тем трудовой потенциал работающего населения использовался крайне нерационально. Наблюдались значительные потери рабочего времени за счет простоев, вынужденных отпусков, сокращения рабочего дня и т.п. Снижение массы и качества труда стали одной из причин падения ВВП. Структурные сдвиги в российской экономике выявили несоответствие уровня образования, накопленного профессионального опыта и навыков структуре спроса, предъявляемого рынком труда в современных условиях. Эта диспропорция обусловила тенденцию снижения норм отдачи от инвестиций в образование и профессиональный опыт.
Складывающиеся тенденции означают, что воспроизводство качественной рабочей силы входит в противоречие с ее эффективным использованием.
Если же посмотреть на все это по-другому, то возрастает дисбаланс между спросом и предложение, существующим на рынке труда, который связан с соотношением уровней профессионального образования. То есть можно говорить о существовании дисбаланса структуры спроса и предложения самих рабочих мест, существующих на рынке труда, который происходит сегодня вдвойне: учитывая уровень образования и профессионально-квалификационный разрез (Алашеев и Кутейницына, 2004).
По анализу данных, подготовленных московскими и региональными кадровыми агентствами, появляется возможность сделать вывод, свидетельствующий о возросшей потребности в работниках новых профессий, которые имеют отношение к модернизации оборудования и технологий, а также об увеличении самих объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции,
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
62
Тяглов С. Г., Змияк С. С.
оказываемых услуг, освоении новых рынков, также и зарубежных рынков. Работодатели строят свои условия на определенных ситуациях, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, и в результате чего являются не всегда однозначными (см. рис. 2.).
Рис. 2. Противоречия требований работодателей на локальном рынке труда Источник: Составлено автором по результатам исследования.
Но это является не только видимой противоречивостью, которая объясняется увеличивающимся разнообразием профессий, но и выступает, как следствие, диверсификацией требований к ним. Появляется дефицит «узких» специалистов, это связано с изменением структуры и внутренней дифференциацией различных областей экономической деятельности. Большей востребованностью пользуются те, кто обладает широкой фундаментальной подготовкой.
3. Управление качеством подготовки квалифицированных работников как один из путей разрешения противоречий в социальнотрудовой сфере
Практика показывает, что с развитием форм собственности меняются и сами требования, которые применяются для работников на региональных рынках труда. Раньше работодатель смотрел на 3-5 социальных, профессиональных и психологических качеств и характеристик нанимаемого работника. Сегодня это число возросло в 2-3 раза, и основным критерием стала конкурентоспособность самого работника, его степень профессионализма.
Единство требований — это необходимость высококвалифицированных кадров. При всем этом, основное внимание уделяется практической составляющей для того, чтобы подготовить работников.
Проблема, связанная с упорядочиванием, систематизацией и документальным закреплением сегодняшнего описания к требованиям сообщества работодателей, а также к выполнению необходимых должностных обязанностей в сфере определенных видов деятельности труда, решается через разработку профессиональных стандартов.
Данная работа велась до тех пор пока не появились централизованные разработки федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС ПО), в то время как насчитывались несколько десятков профессиональных стандартов. Одним из главных правил, связанных с разработкой ФГОС ПО, стало появление учета требований сферы труда. Но из-за малого количества профессиональных стандартов, требования сферы труда в разработанных ФГОС стали учитываться посредством интервьюирования и анкетирования потенциальных работодателей. Сегодня ФГОС ПО находятся на стадии внедрения в образовательный процесс со сроком действия 10 лет.
Управление качеством подготовки квалифицированных работников как ...
63
То есть даже уже выработанные с учетом требований профессиональных стандартов ФГОС ПО могут в рамках десятилетнего срока отстать от меняющихся требований рынка труда, а также за ними становятся более старыми и основные профессиональные образовательные программы.
Следует отметить, что главные проблемы, связанные с организацией системы повышения качества рабочей силы в организациях, заключаются в том, что не прослеживается связь между рынком труда и рынком образовательных услуг. Следствием является недостаточный спрос на специалистов, обладающих высшим или средним специальным образованием из-за перепроизводства специалистов, в которых сегодняшняя экономика уже не нуждается.
Области занятости по Международному классификатору включают 15000 видов профессий, в то самое время, как сфера обучения выполняет подготовку по меньшему количеству профессий, количество которых в разных странах варьируется от 250 до 350. Вопрос для России заключается в том, что сегодня, как уже говорилось, обнаруживает себя тенденция, связанная с зависимостью образовательного стандарта от сферы занятости. Нужно прогнозировать квалификационно-профессиональную структуру рабочей силы как по стране, так и по регионам. Недостаток механизмов, влияющих на связь между рынком труда и рынком образовательных услуг, усложняет проблему трудоустройства выпускников.
Если же раньше высшего образования хватало для 20-25 лет практической работы, то на сегодняшний день оптимальный срок его эффективности равен 5-6 лет, а в отраслях, которые определяют НТП, 2-3 года. Это показывает, что в определенных отраслях инновационные циклы короче, чем само время подготовки специалистов, что показывает необходимость непрерывного образования.
В настоящее время дестабилизатором данной ситуации в какой-то степени выступает региональный рынок образовательных услуг. Человеку на выбор дается масса профессий, но не существует ориентиров, которые позволяют дать оценку востребованности по полученной специальности.
Уйти от существующей проблемы, связанной со взаимоотношениями между рынком труда и рынком образовательных услуг в субъектах Федерации, практически нет возможности, не беря в расчет интересы непосредственного потребителя образовательных услуг. Статистика говорит о том, что приблизительно 80% абитуриентов останавливают свой выбор на высшей школе. В настоящее время спрос на образовательные услуги зависит от общественного мнения, престижности и выгодности определенных специальностей, что неминуемо отпечатывается на возрастании такой тенденции, как потеря интереса выпускников школ к начальному и среднему профессиональному образованию. Это не происходит случайным образом, это является результатом расбалансированности взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, которая проявляется в отсутствии обратной связи между потребителями образовательных услуг и потенциальными работодателями.
Приведем в подтверждение данные Росстата: в 2014 г. в учреждениях начального профессионального образования в различных регионах России обучалось 838 тыс. человек, среднего профессионального образования — 2,08 млн. человек, в вузах — 6,07 млн. студентов. Сама система профессионального образования адекватным образом отреагировала на запросы граждан, касающиеся получения высшего профессионального образования. В 1990-2004 гг. число государственных высших учебных заведений возросло с 514 до 662 (2012 г. — 609), число же негосударственных вузов за период с 1993 по 2004 гг. увеличилось с 78 до 409 (2012 г. - 437).
Сегодня практически 40% выпускников высших учебных заведений не могут трудоустроиться по своей профессии или из-за недостаточности вакантных рабочих мест, или из-за недостаточности знаний, причем огромная часть абитуриентов во время поступления в вуз уже ранее подразумевает, что будет работать не по специальности. Социологические опросы свидетельствуют, что доля таких студентов
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
64
Тяглов С. Г., Змияк С. С.
увеличивается ко времени окончания вуза по некоторым вузам до 50-60%. Это показывает, что на рынок труда попадает рабочая сила, которая либо не обладает спросом, либо не может выдержать конкуренцию.
4. Анализ передовых региональных и муниципальных практик в сфере управления взаимодействием профессиональных образовательных
учреждений и работодателей
В соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области от 16 мая 2006 г. №182 «О порядке формирования регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования Ростовской области» начиная с 2007 г. регулярно проводятся региональные статистические обследования предприятий и организаций о потребности в квалифицированных рабочих кадрах, мониторинг трудоустройства выпускников и т.д. с целью обеспечения сбалансированного спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на региональном рынке труда, регулирования объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих в системе получения начального профессионального образования в нашей, Ростовской области, с учетом прогноза потребности экономики области в этих кадрах.
Данный заказ, формируемый регионом, организуется в соответствии со следующим механизмом: Министерство труда и социального развития области на основании данных Ростовстата (по обследованию необходимости предприятий и организаций различных форм собственности в Ростовской области в квалифицированных рабочих кадрах), Министерства общего и профессионального образования (о ежегодном мониторинге трудоустройства выпускников начального профессионального образования) и государственных центров занятости населения разрабатывает прогноз региональной потребности по востребованным массовым профессиям в территориальном, отраслевом и профессиональном аспектах.
Таким образом, далее в обязанности Министерства общего и
профессионального образования входит доведение до учреждений начального профессионального образования этих сведений.
Так, Постановлением Областной администрации от 19.04.2012 г. «О региональном заказе на подготовку квалифицированных рабочих кадров в государственных бюджетных и автономных образовательных учреждениях начального профессионального образования Ростовской области на 2012 — 2013 учебный год» был утвержден региональный заказ на обучение профессиональноквалифицированных рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования Ростовской области на 2012-2013 год в объеме 9325 чел. по 55 профессиям (на 2013-2014 учебный год данный объем был уменьшен до 7900 чел. и 50 профессий).
В дополнение к этому принят Областной закон от 29.09.09 № 290-ЗС «О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений
начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов», который предусматривает создание региональных отраслевых ресурсных центров подготовки квалифицированных работников и специалистов в качестве структурных подразделений областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
Этим же законом предусматривается, что областные государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования будут содействовать трудоустройству своих выпускников путем заключения с работодателями и обучающимися в указанных образовательных учреждениях договоров, содержащих гарантию трудоустройства выпускников этих образовательных учреждений в соответствии с полученной профессией (специальностью).
Управление качеством подготовки квалифицированных работников как ...
Кратко касаясь муниципальных практик в рассматриваемой сфере, выделим сетевое взаимодействие кафедры «Национальная и региональная экономика» ФГБОУ ВПО «Ростовской государственный экономический университет (РИНХ)» с органами власти Ростовской области (Городская Дума г. Шахты) по подготовке бакалавров и магистров в рамках дополнительного образования по профилю «Региональное управление», схематично представленное на рис. 3.
Рис. 3. Сетевое взаимодействие с органами власти Ростовской области (Городская Дума г. Шахты) по подготовке бакалавров и магистров в рамках дополнительного образования по профилю «Региональное управление»
Возвращаясь к вопросу повышения качества подготовки рабочих кадров, отметим, что для того, чтобы провести координацию деятельности в рамках подготовки работников квалифицированного труда, а также привлечь работодателей, представителей научных и общественных организаций к тому, чтобы осуществлять поддержку начального профессионального и среднего профессионального образования, может быть создан Региональный координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров.
На уровне субъектов РФ следует создать регионально-отраслевую систему управления качеством рабочей силы. При руководителях органов исполнительной власти субъектов РФ целесообразно создать комиссии по развитию качества рабочей силы из представителей работодателей, работников и администрации субъекта РФ, задачами которых должны быть
• координация усилий организаций региона по развитию персонала на производстве;
• прогнозирование качества рабочей силы;
• организация аттестации и подготовки кадров;
• создание региональной системы сертификации и аттестации персонала;
• организация и ведение регионального реестра экспертов по сертификации персонала;
• организация сети модельных предприятий в соответствующих отраслях экономики;
• развитие системы консультационных услуг организаций по вопросам внедрения эффективных систем управления, организации производства и внутрипроизводственной подготовки кадров;
• создание финансового механизма повышения качества рабочей силы,
65
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
66
Тяглов С. Г., Змияк С. С.
введение системы стимулирования работников и работодателей по повышению профессионального мастерства, обеспечения защиты профессионализма.
В настоящее время уже недостаточно только переобучить работников. Сейчас возникает настоятельная потребность не только в профессиональном обучении работника, но и в обеспечении его трудовой (профессиональной) карьеры как одной из важнейших форм мотивации труда и повышения своей квалификации. Речь должна идти о повышении качества рабочей силы и профессиональном развитии персонала в течение всей трудовой деятельности в организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г. и Посталюк Н. Ю. (2004). Методика среднесрочного прогнозирования спроса на подготовку специалистов в системе профессионального образования региона // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Кн. 1. Петрозаводск: ПетГУ, 240 с.
Бреев Б. Д. (2005). Безработица в современной России. М.: Наука, 56 с.
Гуськова И. В. (2010). Трансформация рынка труда России. Н.Новгород: НИМБ, 78 с.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее. М. ПРООН, 2010, 150 с.
Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под общей редакцией С.Н. Бобылева. М.: ООО «РА ИЛЬФ», 2013, 149 с.
Игнатова Т. В. и Змияк С. С. (2013). Проблемы рационализации
использования трудовых ресурсов в российских регионах (на примере Ростовской области) // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета, № 2. (http://www.vestnik-ku.rU/articles/2013/2/4.pdf - Дата обращения: 07.02.2015).
Ильин В. А. и Поварова А. И. (2014). Проблемы регионального развития как отражение эффективности государственного управления // Экономика региона, № 3.
Козлова О. А. и Кармакулова А. В. (2013). Проблемы и перспективы развития гибких форм занятости населения в северном регионе // Экономика региона, № 2.
Кязимов К. Г. (2005). Рынок труда и занятость населения. М.: Перспектива,
250 с.
Нещадин А. (2010). Экономический рост и кадровый потенциал России // Вопросы экономики, № 7.
Одегов Ю. Г. и Карташова Л. В. (2014). Управление персоналом: оценка эффективности. М.: Экзамен, 34 с.
Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ. М.: Национальное агентство развития квалификаций, 2010, 25 с.
Россия в цифрах. 2014 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. (http://www.gks.ru).
Социально-экономический механизм интеграции рынка образовательных услуг в рынок труда: региональный аспект (под ред. М. А. Боровской). Таганрог: ТРТУ, 2005, 70 с.
Труд и социальное развитие: Словарь. / Под ред. Е. С. Строева. М.: ИНФРА-М, 2001, 75 с.
Тяглов С. Г., Пономарева М. А. и Сетракова Е. В. (2013). Магистр в интеграционном международном пространстве как субъект повышения
компетенций в сфере экономических знаний // Фундаментальные исследования, № 1-3.
Управление качеством подготовки квалифицированных работников как ...
67
Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;
n=181650 - Дата обращения: 02.05.2015).
Утинова С. С. (2003). Изоморфный рынок труда в России. М.: Наука, 55 с.
Экономика труда: рыночные и социальные аспекты. / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2010, 267 с.
Ignatova T. V. and Vasiliev P. P. (2013). The Increasing Role of Intellectual and Human Capital in the Management of Modern Russian Economy Development / Science, Technology and Higher Education: Materials of the II International Research and Practice Conference, vol. 1. Westwood, April, 17, 2013 / Publishing Office Accent Graphics communications. Westwood, Canada, 104 p.
REFERENCES
Alasheev S. Y., Kuteynitsyna T. G. and Postalyuk N. Y. (2004). Methods of medium-term forecasting of demand for training in the vocational education system in the region. Supply and Demand in the Labor Market and the Educational Services Market in the Regions of Russia: Coll. Reports Based on the All-Russian Scientific and Practical Internet-Conference, vol. 1. Petrozavodsk, Publ. House of PetGU, 240 p. (In Russian).
Breev B. D. (2005). Unemployment in Russia. Moscow, Science [Nauka] Publ., 56 p. (In Russian).
Federal Law of December 1, 2007 № 307-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Order to Provide Employers' Associations to Participate in the Development and Implementation of State Policy in the Field of Professional Education». (http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc;base=LAW;n=181650 - Access Date: 02.05.2015). (In Russian).
Gus’kova I. V. (2010). The transformation of the labor market in Russia. Nizhny Novgorod, NIMB Publ., 78 p. (In Russian).
Human Development Report for the Russian Federation 2013 / Ed. by S. N. Bobylev. Moscow, Ltd. "RA ILF", 2013, 149 p. (In Russian).
Ignatova T. V. and Vasiliev P. P. (2013). The Increasing Role of Intellectual and Human Capital in the Management of Modern Russian Economy Development / Science, Technology and Higher Education: Materials of the II International Research and Practice Conference, vol. 1. Westwood, April, 17, 2013 / Publishing Office Accent Graphics communications. Westwood, Canada, 104 p.
Ignatova T. V. and Zmiyak S. S. (2013). Problems of rational use of labor resources in the Russian regions (for example, the Rostov Region). Corporate Management and Innovative Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Management and Venture Investment of Syktyvkar State University, no. 2. (http://www.vestnik-ku.ru/articles/2013/2/4.pdf - Access Date: 07.02.2015). (In Russian).
Ilyin V. A. and Povarova A. I. (2014). Problems of regional development as a reflection of the effectiveness of public administration. Economy of the Region, no. 3. (In Russian).
Kayzimov C. G. (2005). The labor market and employment. Moscow, Prospect [Perspektiva] Publ. 250 p. (In Russian).
Kozlova O. A. and Karmakulova A. V. (2013). Problems and prospects of the flexible employment forms’ development in the northern region. Economy of the Region, no. 2. (In Russian).
Labour and Social Development: Dictionary. / Ed. by ES Stroyev. Moscow, INFRA-M Publ., 2001, 75 p. (In Russian).
Labour Economics: Market and Social Aspects. / Ed. by N. A. Volgin. Moscow, Publ. House of RAPA, 2010, 267 p.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №2. 2015
68
Тяглов С. Г., Змияк С. С.
Neshchadin A. (2010). Economic growth and human potential of Russia // VOPROSYECONOMIKI, no. 7. (In Russian).
Odegov Yu. G. and Kartashova L. V. (2014). Personnel management: performance evaluation. Moscow, Examination [Ekzamen] Publ., 34 p. (In Russian).
Recommendations for Employers to Meet the Requirements of the Professional Skills of Workers in the Development of Vocational Training Programs. Moscow, The National Agency for Qualifications Development, 2010, 25 p. (In Russian).
Report on Human Development in the Russian Federation 2010. Millennium Development Goals in Russia: Looking into the Future. Moscow, UNDP, 2010, 150 p. (In Russian).
Russia in Figures. 2014. Official Site of the Federal Service of State Statistics. (http://www.gks.ru). (In Russian).
Socio-Economic Mechanism of Market Integration of Educational Services in the Labor Market: a Regional Perspective (ed. by M. Borovskaya). Taganrog, TRTU, 2005, 70 p. (In Russian).
Tyaglov S. G. Ponomareva M. A. and Setrakova E. V. (2013). Master of Arts in international integration as a subject area competence in the field of increasing economic knowledge. Fundamental Research, no. 1-3. (In Russian).
Utinova S. S. (2003). Isomorphic labor market in Russia. Moscow, Science [Nauka] Publ., 55 p. (In Russian).