Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг'

Методика оценки эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / INTERACTION OF LABOR AND EDUCATIONAL SERVICE MARKETS / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / EMPLOYERS' REQUIREMENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СОИСКАТЕЛЕЙ / PROFESSIONAL QUALITIES OF APPLICANTS / МЕТОДИКИ / METHODS / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY IMPROVEMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL GUIDANCE / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА / МЕТОД ЛАТЕНТНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / LATENT AND SEMANTIC ANALYSIS METHODS / PROFESSIONAL TEST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Похорукова М. Ю.

В статье рассматривается проблема взаимодействия рынка труда и образовательных услуг -несоответствие профессиональных устремлений соискателей требованиям работодателей. Обозначена необходимость подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к условиям рынка труда, нацеленных на постоянное развитие в профессиональном плане. Сделан вывод, что образовательные стандарты не в полной мере отражают требования рынка труда к квалификации выпускников, поэтому необходимо осуществлять непрерывный контроль за формируемыми компетенциями с целью удовлетворения требований работодателей. Автором предложена методика установления соответствий между ФГОСами и должностными инструкциями к той или иной профессии, основанная на использовании метода латентно-семантического анализа. Сделан вывод о необходимости анализа профессиональных качеств соискателя для успешного трудоустройства. Для этого предложено использовать механизмы профессиональной ориентации, в частности, профориентационную диагностику, что позволяет достоверно определять индивидуальные склонности и интересы. Обозначена соответствующая методика формирования объективной и качественной оценки профессиональных качеств соискателя. На основе указанных методик разработана информационная система, которая позволяет определять, насколько соискатель подходит для той или иной должности. Рекомендовано использовать данную систему как в образовательных учреждениях при подготовке специалистов, так и на предприятиях при приеме на работу сотрудников. Сделан вывод о повышении эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг при использовании разработанной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Похорукова М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency assessment methods of interaction between labor market and educational service market

The paper considers the issue of interaction between labor market and educational service one; the mismatch of applicants’ professional desire and employers’ requirements. It also formulates a necessity of training specialists who are able to adapt quickly to labor market conditions and constant development in professional sphere. There is a conclusion that educational standards do not usually suit labor market requirements. That is why it is necessary to hold constant control over forming competences in order to meet requirements of employers. The author offers a method of setting correspondence between FSES and job instructions of this or that job based on application of latent and semantic analysis method. The author makes a conclusion about a necessity of an applicant’s professional qualities’ analysis for successful employment. That is why it is recommended to use mechanism of professional guidance, and professional test in particular, which allows defining individual inclinations and interests. The paper provides the correspondent forming method of objective and qualitative assessment of professional qualities of applicants. On the base of these methods the information system is developed, which can help to realize how an applicant fits this or that job quickly, comfortably and with high quality. It is recommended to use this system at educational institutions in training specialists, and at enterprises in hiring employees. The paper makes a conclusion about improvement of labor and educational service markets’ interaction in the case of this system’s application.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг»

ЛБЬ Л00

Методика оценки эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг

Похорукова М. Ю.1

В статье рассматривается проблема взаимодействия рынка труда и образовательных услуг -несоответствие профессиональных устремлений соискателей требованиям работодателей. Обозначена необходимость подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к условиям рынка труда, нацеленных на постоянное развитие в профессиональном плане. Сделан вывод, что образовательные стандарты не в полной мере отражают требования рынка труда к квалификации выпускников, поэтому необходимо осуществлять непрерывный контроль за формируемыми компетенциями с целью удовлетворения требований работодателей. Автором предложена методика установления соответствий между ФГОС ами и должностными инструкциями к той или иной профессии, основанная на использовании метода латентно-семантического анализа. Сделан вывод о необходимости анализа профессиональных качеств соискателя для успешного трудоустройства. Для этого предложено использовать механизмы профессиональной ориентации, в частности, профориентационную диагностику, что позволяет достоверно определять индивидуальные склонности и интересы. Обозначена соответствующая методика формирования объективной и качественной оценки профессиональных качеств соискателя. На основе указанных методик разработана информационная система, которая позволяет определять, насколько соискатель подходит для той или иной должности. Рекомендовано использовать данную систему как в образовательных учреждениях при подготовке специалистов, так и на предприятиях при приеме на работу сотрудников. Сделан вывод о повышении эффективности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг при использовании разработанной системы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг, требования работодателей, профессиональные качества соискателей, методики, повышение эффективности, профессиональная ориентация, профориентационная диагностика, метод латентно-семантического анализа.

В настоящее время рынок труда и рынок образовательных услуг обеспечивают все сферы производства рабочей силой, при этом наблюдается явный дисбаланс их взаимодействия: почти 50% населения работают не по специальности. Для повышения качества образования и уровня подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо ориентироваться на компетентностный подход, реализация которого способствует более быстрой адаптации соискателя на рынке труда и более качественной трудовой деятельности [ 1].

Существовавшая ранее система подготовки узких специалистов означала привязанность работника к своему рабочему месту и специальности практи-

чески на всю жизнь [ 2 ], но в современных условиях развития производства и техники возникает потребность в работниках новых профессий, которые способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям труда, готовы к постоянному повышению квалификации.

В связи с переходом высшего образования на двухуровневую систему учебные заведения стали руководствоваться федеральными государственными образовательными стандартами (фгос ами) для подготовки бакалавров, что, с одной стороны, предполагает сокращение срока обучения (по сравнению со специалистами), с другой — фактически приравнивается к высшему образованию специали-

1 Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Нерюнгри, Российская Федерация. Почта для связи с автором: [email protected]

ста. Сокращение срока обучения зачастую осуществляется за счет практических занятий, а требования рынка труда к практическим навыкам соискателя, наоборот, возрастают. Так, инженер-бакалавр с первых дней своего пребывания на предприятии должен руководить рабочими, иметь практические навыки и знать оборудование, на котором работают его подчиненные, уметь контролировать их работу, давать практические советы [ 3], хотя вполне вероятно, что фгос , по которому он обучался, не обеспечивает все эти компетенции. Таким образом, наличие только лишь высшего образования по той или иной специальности не гарантирует быстрое и успешное трудоустройство, зачастую работодатели предъявляют дополнительные требования к квалификации соискателя.

Для повышения качества взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг автором предложена методика установления соответствий между компетенциями, представленными в фгос ах, и требованиями работодателей, которая основана на использовании метода латентно-семантического анализа. Уточним суть метода. Все текстовые данные, в которых встречается искомое слово, можно представить в виде множества сходных ограничений, позволяющих определить схожесть лексических значений слов между собой [4]. Для анализа текст разбивается на термы (логические основы слова), под-

считывается частота встречаемости каждого слова в текстах и составляется матрица. Путем разложения матрицы по сингулярным выражениям каждый терм и текст представляются в виде векторов чисел, для определения степени их схожести используется косинусная мера. Данная методика позволяет определить по смысловому содержанию, насколько компетенции, обозначенные в фгос ах и освоенные в процессе обучения соискателем, соответствуют профессиональным обязанностям той или иной должности на предприятии.

Поскольку образовательные учреждения заинтересованы в успешном трудоустройстве выпускников, рекомендуется корректировать учебный план направлений подготовки в соответствии с требованиями работодателей, то есть использовать предложенную методику необходимо не только после окончания обучения для поиска работы или при осуществлении приемной кампании, а на протяжении всего срока обучения будущих специалистов. Только при таком непрерывном взаимодействии работодателей и учебных заведений можно говорить об удовлетворении потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах.

Важными критериями уровня соискателя также являются профессиональная состоятельность и компетентность, работоспособность, мобильность, высокие профессиональные амбиции[5]. Однако выбор

«дискуссия» №1 (86) январь 2018

15

профессии зачастую осуществляется без анализа потребностей рынка труда и индивидуальных профессиональных качеств, молодые люди руководствуются престижностью, высоким уровнем заработной платы, мнением друзей и родных или наличием вакантных бюджетных мест в учебном заведении, что влечет за собой проблемы во время обучения и при трудоустройстве. На устранение этих проблем направлена профессиональная ориентация, которая предполагает равноправное взаимодействие личности и общества через оптимальное согласование личных особенностей и запросов рынка труда[б].

Для более достоверного определения профессиональных качеств соискателя рекомендуется использовать профориентационную диагностику — неотъемлемый компонент системы профориентации: различные анкеты, опросники, традиционные и модифицированные методики по самоопределению для выявления индивидуальных потребностей, интересов и склонностей. Это достаточно объемная работа, требующая привлечения психологов и социальных педагогов [7]. Хотя большинство профориентацион-ных методик можно успешно автоматизировать, согласование результатов диагностики все еще является довольно сложной задачей.

Автором разработана методика формирования комплексной оценки соответствия интересов и способностей соискателя требованиям работодателей. Для каждой профессии, подходящей соискателю на основе диагностики, определяется количество повторений, затем рассчитывается комплексная оценка соответствия профессии качествам соискателя путем деления числа повторов профессии на количество пройденных профориентационных тестов. Чем выше значение этой оценки для каждой профессии, тем больше соответствующая вакансия подходит соискателю. Данная методика позволяет

логически объединять результаты профориентаци-онной диагностики, что предполагает наиболее точную и достоверную оценку профессиональных качеств соискателя.

Представленные методики были программно реализованы в информационной системе профессионального самоопределения соискателей [8]. Пользователями системы являются работодатели, которые осуществляют добавление информации о вакансиях на предприятиях, указывают дополнительные требования к квалификации потенциальных сотрудников, а также соискатели, будь то школьник, абитуриент или выпускник учебного заведения. Для постоянного обновления информации нужен также администратор, который обеспечивает актуальность и достоверность данных в системе.

На основе вышеизложенного можно сказать, что в настоящее время необходимо осуществлять взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг на основе реализации компетентностного подхода, учитывая при этом личностные профессиональные качества, которые позволяет объективно установить профессиональная ориентация. Также необходим непрерывный диалог между рынком труда и рынком образовательных услуг при подготовке будущих специалистов. Рассмотренные методики и разработанная на их основе информационная система предоставляют собой инструмент для организации этого диалога, поскольку могут быть использованы на выпускающей кафедре образовательного учреждения, в центре занятости и на предприятиях. Такой подход способствует регулированию профессиональных устремлений соискателей в интересах общества, тем самым достигается более эффективное взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг.

Список литературы и информация

1. Боттаева Д.Ю. Особенности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник университета (Государственный университет управления). 2017. № 3.

С. 215-219.

2. Тяглов С.Г., Змияк С.С. Управление качеством подготовки квалифицированных работников как ключевая проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2015. Т. 6, № 2. С. 58-69.

3. Золотарев В.Б. Требование работодателей - основной ориентир для формирования профессионально компетентного специалиста // Вестник российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2015. № 3. С. 90-98.

4. Landauer T.K., Foltz P.W., Laham, D. Introduction to Latent Semantic Analysis // Discourse Processes. 1998. № 25.

С. 259-284.

5. Жаворонкова Ю.М. Проблемы занятости и трудоустройства молодежи на рынке труда как одна из главных проблем

современной системы образования // Инновационные процессы в научной среде: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2017. С. 30-34.

6. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Изд. 3-е, перераб. М.: Эгвес, 2009. C. 354.

7. Выбор профессии и личностно-профессиональное самоопределение молодежи: опыт и проблемы // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 2. С. 103-118.

8. Похорукова М.Ю., Самохина В.М. Информационная система поддержки принятия решений в процессе профессионального самоопределения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 21. С. 801-805. Режим доступа: moluch.ru/ archive/101/22982/ (дата обращения: 20.11.2017).

Дата получения статьи: 30.11.2017

Дата принятия к публикации: 31.12.2017

JEL J00

Efficiency assessment methods of interaction between labor market and educational service market

Pokhorukova M. Yu.1

The paper considers the issue of interaction between Labor market and educational service one; the mismatch of applicants' professional desire and employers' requirements. It also formulates a necessity of training specialists who are able to adapt quickly to labor market conditions and constant development in professional sphere. There is a conclusion that educational standards do not usually suit labor market requirements. That is why it is necessary to hold constant control over forming competences in order to meet requirements of employers. The author offers a method of setting correspondence between FSES and job instructions of this or that job based on application of latent and semantic analysis method. The author makes a conclusion about a necessity of an applicant's professional qualities' analysis for successful employment. That is why it is recommended to use mechanism of professional guidance, and professional test in particular, which allows defining individual inclinations and interests. The paper provides the correspondent forming method of objective and qualitative assessment of professional qualities of applicants. On the base of these methods the information system is developed, which can help to realize how an applicant fits this or that job quickly, comfortably and with high quality. It is recommended to use this system at educational institutions in training specialists, and at enterprises in hiring employees. The paper makes a conclusion about improvement of labor and educational service markets' interaction in the case of this system's application.

KEY WORDS

Interaction of labor and educational service markets, employers' requirements, professional qualities of applicants, methods, efficiency improvement, professional guidance, professional test, latent and seman tic analysis methods.

References and Notes

1. Bottaeva, D. Yu. (2017). Features of the interaction of the labor market and the market of educational services. Vestnik universiteta, 3, 215-219 (In Russian).

2. Tyaglov, S. G., & Zmiyak, S. S. (2015). Quality Management of Qualified Personnel Training as a Key Problem of Interaction between the Labor Market and the Market of Educational Services. Voprosy regulirovaniya ehkonomiki, 6, 2, 58-69

(In Russian).

3. Zolotarev, V. B. (2015). The requirement of employers is the main reference point for the formation of a professionally competent specialist. Vestnik rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya ipedagogika, 3, 90-98 (In Russian).

4. Landauer, T. K., Foltz, P. W., & Laham, D. (1998). Introduction to Latent Semantic Analysis. Discourse Processes, 25, 259-284.

5. Zhavoronkova, Y. M. (2017). Problems of employment and employment of young people in the labor market as one of the main problems of the modern education system. Innovacionnye processy v nauchnoj srede: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2, pp. 30-34. Perm: Aehterna. (In Russian)

6. Batysheva, S. Ya., & Novikov, A. M. (Eds.). (2009). Professional pedagogy: a textbook for students studying in pedagogical specialties and areas (3 ed.). Russian Federation: Egves

(In Russian).

7. Choice of profession and personal and professional self-determination of youth: experience and problems. (2016). Innovacionnoe razvitie professionalnogo obrazovaniya, 2, 103-118 (In Russian).

8. Pohorukova, M. Yu., & Samokhina, V. M. (2015). Information system for decision support in the process of professional self-determination. Molodoj uchenyj, 21, 801-805 (In Russian).

Received for publication: 30.11.2017 Accepted for publication: 31.12.2017

1 Technical Institute (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «M.K. Ammosov North' Eastern Federal University», Neryungriy, Russian Federation. Corresponding author: [email protected]

«дискуссия» №1 (86) январь 2018

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.