Научная статья на тему 'Управление качеством - элемент политики государства'

Управление качеством - элемент политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черданцев В. П.

Как для отдельного человека, так и для государства необходима «сверхзадача» -идея, которая оправдывает его существование в собственных глазах и в глазах окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Both for the separate person, and for the state «superproblem» idea which justifies its existence in own eyes and in opinion of associates is necessary.

Текст научной работы на тему «Управление качеством - элемент политики государства»

Экономика

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ -ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В.П. ЧЕРДАНЦЕВ,

кандидат экономических наук, зав. кафедрой менеджмента, Пермская государственная сельскохозяйственная академия

Как для отдельного человека, так и для государства необходима «сверхзадача» -идея, которая оправдывает его существование в собственных глазах и в глазах окружающих.

Если такая идея отсутствует, то отдельный человек переживает невроз, а государство - то, что называют политическим кризисом. Эта закономерность, впервые обнаруженная философами древнего Китая еще за несколько веков до нашей эры, действует и сейчас.

На протяжении XX века человечество опробовало практически все варианты таких национальных идей (рис. 1).

Многие из них оказались настолько небезопасными для остальных стран и народов, а иногда и для коренного населения, что к концу 60-х годов XX века политиками, бизнесменами и учеными большинства промышленно развитых стран стала ощущаться неотложная потребность сформулировать такую национальную идею, которая:

- при своем воплощении исключала бы опасность возникновения новых войн;

- обладала бы способностью консолидировать нацию, т.е. объединять людей, придерживающихся разных, иногда принципиально разных, политических убеждений;

- учитывая тенденции к интеграции государств, была бы достаточно интернациональной и способствовала бы не разобщению, а соединению стран и народов;

- была бы понятна и близка людям всех слоев и социальных групп в обществе.

На основе этой идеи была сформирована концепция государственной защиты прав потребителя. Согласно этой концепции

Both for the separate person, and for the state «superproblem» - idea which justifies its existence in own eyes and in opinion of associates is necessary.

государство обязано активно вмешиваться во взаимоотношения производителя товаров и услуг и потребителя на стороне последнего, ограждая его от недоброкачественной продукции и взяв на себя защиту его прав. Был принят закон о защите прав потребителей.

Главной фигурой такого общества является потребитель. Его требования (если они социально безопасны) обладают приоритетом над возможностями производителя и защищаются установлениями государства и общества. Важнейшими достижениями «общества потребления» могут считаться:

- последовательное претворение в жизнь идей свободы торговли, что привело к созданию международного рынка агропродукции - потребитель в любой стране может приобретать товар, произведенный в любой стране;

- следствием этого является резкое обостре-

Экономика

ние конкуренции производителей, обострение их борьбы за повышение качества агропродукции и конкурентные цены, за снижение сроков выхода товара на рынок и в то же время усиление кооперации и сотрудничества в производстве и продвижении товаров на рынок;

- развитие систем государственной и общественной защиты прав потребителей на качественную агропродукцию;

- эти системы защиты не только позволяют потребителю взыскивать с сельхозпроизводителя ущерб за недоброкачественную продукцию, но и предупреждают появление такой продукции на рынке, а также ограничивают монополизацию рынка производителем; следствием этого является необходимость производителя предоставлять потребителю систему доказательств качества товара еще до того, как потребитель этот

Рис. 1. Схема повышения качества жизни

товар приобрел;

- достаточно высокий уровень самосознания потребителей, которые согласны платить за качество и готовы сотрудничать с агропроизводителем за его повышение.

На рис. 2 представлены отношения поставщика агропродукции с субпоставщиком и с потребителем в цепочке поставки продукции (любой из 4-х общих категорий). Следует учиты-

Экономика

вать, что потоки продукции и информации, отображенные на рисунке, также представляют собой процессы. Общее руководство качеством достигается через управление процессами в организации.

Управление процессом включает:

- определение целей и желаемых результатов процесса;

- определение необходимых ресурсов, в том

Требования Требования

Г.....................1 Г......— — — — — ——1

Рис. 2. Потоки агропродукции и информации в цепочке поставки

числе трудовых, для выполнения процесса;

- определение методов и средств выполнения процесса;

- управление использованием ресурсов, которые выделены для осуществления данного процесса, включая мотивацию персонала.

Поставленная цель по созданию высокого уровня защиты должна достигаться путем обеспечения высокого качества продуктов. Одновременно с требованием по созданию высокого единого европейского уровня качества агропродукции необходимо достичь еще две цели:

1. Улучшение конкурентоспособности в сельском хозяйстве, особенно с точки зрения требований рынка в условиях вступления России в ВТО;

2. Проведение мероприятий по созданию базы доверия по всей России в отношениях «производитель и потребитель».

Общая последовательность «развертыва-

ния» общей государственной политики в задачи в области обеспечения качества агропродукции приведена на рис. 3.

Здесь отметим, что в качестве инструмента обеспечения высокого качества продукции победили идеи, ориентированные на систему качества. Это означает отход от обеспечения качества путем сертификации агропродукции и переход к выпуску качественной продукции путем внедрения систем обеспечения качества.

Особенный интерес для России в настоящее время представляет третья задача из этого комплекса - задача по созданию базы доверия в отношениях «производитель и потребитель», так как за последние годы такое доверие оказалось значительно подорванным.

В соответствии с глобальная концепцией методы ее решения опираются на три основных принципа:

- наличия системы качества у поставщика

агропродукции;

- оценки качества агропродукции организацией, независимой и от поставщика, и от потребителя, но которой могли бы доверять и поставщик и потребитель (независимая третья сторона);

- единой оценки соответствия качества агропродукции и уровня систем качества у поставщиков (сертификации); такая сертификация также производится независимой третьей стороной, которой могли бы доверять и поставщик, и потребитель.

Таким образом, важнейшим компонентом государственной политики в области обеспечения качества, обеспечивающим создание базы доверия в отношениях «производитель и потребитель», является независимая третья сторона.

Экономика

В свою очередь, этой третьей стороне должны доверять и поставщик, и потребитель, и, наконец, само государство, поскольку эта третья сторона выступает как главный потребитель агропродукции для общественных нужд.

Базовые принципы построения систем менеджмента качества, систем сертификации и систем аккредитации образуют единый, взаимосвязанный и взаимозависимый комплекс. Этот комплекс образован 3-мя основными компонентами и отношениями между ними:

1. Ответственностью агропоставщика за качество продукции;

2. Доказательностью качества со стороны агропоставщика продукции;

3. Доверием между участниками экономической деятельности.

Рис. 4. Основные принципы философии аккредитации и отношения между ними

Этот комплекс приведен на рисунке 4. Основная роль аккредитации в этом комплексе -создание доверия между поставщиком, субподрядчиком и потребителем продукции. Доверие же, как это ни странно, может выступать не только как этическая категория, но и как категория вполне экономическая.

Мы рассмотрели, как выполняется принцип доверия во внутренней жизни предприятия. Сходные факторы действуют и во взаимоотношениях в цепочке «субподрядчик» - «поставщик»

- «потребитель».

Действительно, при закупке агропродукции поставщик может:

- проводить входной контроль закупаемой агропродукции, осуществлять аудиты качества 2й стороной и другие меры управления, если у него

Экономика

нет причин доверять субподрядчику (субподрядчик не может предоставить объективные доказательства качества или у поставщика имеются доказательства его ненадежности);

- не проводить входной контроль и другие мероприятия по управлению, если у поставщика есть причины доверять субподрядчику.

В последнем случае затраты поставщика будут существенно ниже. Поэтому такое большое внимание в современном менеджменте качества уделяется задаче получения объективных доказательств качества. Наиболее эффективный метод получения таких доказательств - сертификация системы качества аккредитованным признанным независимым органом, который имеет свою сертифицированную систему качества.

Литература

1. Алтухов А.И., Кундиус В.А. Российский АПК: современное состояние и проблемы разви-

тия. - М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2004. - 602 с.

2. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системные исследования и общая теория сис-

тем // Системные исследования. - Ежегодник. - 1969. - С.7-29.

3. Бочарова Т. Как повысить конкурентоспособность организации? // Управление персоналом.

- 2003. - №4. - С.38-39.

4. Коробейников М.М. Экономический механизм АПК: стратегия совершенствования. - М.: Колос С, 2002. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.