Экономика
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ -ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
В.П. ЧЕРДАНЦЕВ,
кандидат экономических наук, зав. кафедрой менеджмента, Пермская государственная сельскохозяйственная академия
Как для отдельного человека, так и для государства необходима «сверхзадача» -идея, которая оправдывает его существование в собственных глазах и в глазах окружающих.
Если такая идея отсутствует, то отдельный человек переживает невроз, а государство - то, что называют политическим кризисом. Эта закономерность, впервые обнаруженная философами древнего Китая еще за несколько веков до нашей эры, действует и сейчас.
На протяжении XX века человечество опробовало практически все варианты таких национальных идей (рис. 1).
Многие из них оказались настолько небезопасными для остальных стран и народов, а иногда и для коренного населения, что к концу 60-х годов XX века политиками, бизнесменами и учеными большинства промышленно развитых стран стала ощущаться неотложная потребность сформулировать такую национальную идею, которая:
- при своем воплощении исключала бы опасность возникновения новых войн;
- обладала бы способностью консолидировать нацию, т.е. объединять людей, придерживающихся разных, иногда принципиально разных, политических убеждений;
- учитывая тенденции к интеграции государств, была бы достаточно интернациональной и способствовала бы не разобщению, а соединению стран и народов;
- была бы понятна и близка людям всех слоев и социальных групп в обществе.
На основе этой идеи была сформирована концепция государственной защиты прав потребителя. Согласно этой концепции
Both for the separate person, and for the state «superproblem» - idea which justifies its existence in own eyes and in opinion of associates is necessary.
государство обязано активно вмешиваться во взаимоотношения производителя товаров и услуг и потребителя на стороне последнего, ограждая его от недоброкачественной продукции и взяв на себя защиту его прав. Был принят закон о защите прав потребителей.
Главной фигурой такого общества является потребитель. Его требования (если они социально безопасны) обладают приоритетом над возможностями производителя и защищаются установлениями государства и общества. Важнейшими достижениями «общества потребления» могут считаться:
- последовательное претворение в жизнь идей свободы торговли, что привело к созданию международного рынка агропродукции - потребитель в любой стране может приобретать товар, произведенный в любой стране;
- следствием этого является резкое обостре-
Экономика
ние конкуренции производителей, обострение их борьбы за повышение качества агропродукции и конкурентные цены, за снижение сроков выхода товара на рынок и в то же время усиление кооперации и сотрудничества в производстве и продвижении товаров на рынок;
- развитие систем государственной и общественной защиты прав потребителей на качественную агропродукцию;
- эти системы защиты не только позволяют потребителю взыскивать с сельхозпроизводителя ущерб за недоброкачественную продукцию, но и предупреждают появление такой продукции на рынке, а также ограничивают монополизацию рынка производителем; следствием этого является необходимость производителя предоставлять потребителю систему доказательств качества товара еще до того, как потребитель этот
Рис. 1. Схема повышения качества жизни
товар приобрел;
- достаточно высокий уровень самосознания потребителей, которые согласны платить за качество и готовы сотрудничать с агропроизводителем за его повышение.
На рис. 2 представлены отношения поставщика агропродукции с субпоставщиком и с потребителем в цепочке поставки продукции (любой из 4-х общих категорий). Следует учиты-
Экономика
вать, что потоки продукции и информации, отображенные на рисунке, также представляют собой процессы. Общее руководство качеством достигается через управление процессами в организации.
Управление процессом включает:
- определение целей и желаемых результатов процесса;
- определение необходимых ресурсов, в том
Требования Требования
Г.....................1 Г......— — — — — ——1
Рис. 2. Потоки агропродукции и информации в цепочке поставки
числе трудовых, для выполнения процесса;
- определение методов и средств выполнения процесса;
- управление использованием ресурсов, которые выделены для осуществления данного процесса, включая мотивацию персонала.
Поставленная цель по созданию высокого уровня защиты должна достигаться путем обеспечения высокого качества продуктов. Одновременно с требованием по созданию высокого единого европейского уровня качества агропродукции необходимо достичь еще две цели:
1. Улучшение конкурентоспособности в сельском хозяйстве, особенно с точки зрения требований рынка в условиях вступления России в ВТО;
2. Проведение мероприятий по созданию базы доверия по всей России в отношениях «производитель и потребитель».
Общая последовательность «развертыва-
ния» общей государственной политики в задачи в области обеспечения качества агропродукции приведена на рис. 3.
Здесь отметим, что в качестве инструмента обеспечения высокого качества продукции победили идеи, ориентированные на систему качества. Это означает отход от обеспечения качества путем сертификации агропродукции и переход к выпуску качественной продукции путем внедрения систем обеспечения качества.
Особенный интерес для России в настоящее время представляет третья задача из этого комплекса - задача по созданию базы доверия в отношениях «производитель и потребитель», так как за последние годы такое доверие оказалось значительно подорванным.
В соответствии с глобальная концепцией методы ее решения опираются на три основных принципа:
- наличия системы качества у поставщика
агропродукции;
- оценки качества агропродукции организацией, независимой и от поставщика, и от потребителя, но которой могли бы доверять и поставщик и потребитель (независимая третья сторона);
- единой оценки соответствия качества агропродукции и уровня систем качества у поставщиков (сертификации); такая сертификация также производится независимой третьей стороной, которой могли бы доверять и поставщик, и потребитель.
Таким образом, важнейшим компонентом государственной политики в области обеспечения качества, обеспечивающим создание базы доверия в отношениях «производитель и потребитель», является независимая третья сторона.
Экономика
В свою очередь, этой третьей стороне должны доверять и поставщик, и потребитель, и, наконец, само государство, поскольку эта третья сторона выступает как главный потребитель агропродукции для общественных нужд.
Базовые принципы построения систем менеджмента качества, систем сертификации и систем аккредитации образуют единый, взаимосвязанный и взаимозависимый комплекс. Этот комплекс образован 3-мя основными компонентами и отношениями между ними:
1. Ответственностью агропоставщика за качество продукции;
2. Доказательностью качества со стороны агропоставщика продукции;
3. Доверием между участниками экономической деятельности.
Рис. 4. Основные принципы философии аккредитации и отношения между ними
Этот комплекс приведен на рисунке 4. Основная роль аккредитации в этом комплексе -создание доверия между поставщиком, субподрядчиком и потребителем продукции. Доверие же, как это ни странно, может выступать не только как этическая категория, но и как категория вполне экономическая.
Мы рассмотрели, как выполняется принцип доверия во внутренней жизни предприятия. Сходные факторы действуют и во взаимоотношениях в цепочке «субподрядчик» - «поставщик»
- «потребитель».
Действительно, при закупке агропродукции поставщик может:
- проводить входной контроль закупаемой агропродукции, осуществлять аудиты качества 2й стороной и другие меры управления, если у него
Экономика
нет причин доверять субподрядчику (субподрядчик не может предоставить объективные доказательства качества или у поставщика имеются доказательства его ненадежности);
- не проводить входной контроль и другие мероприятия по управлению, если у поставщика есть причины доверять субподрядчику.
В последнем случае затраты поставщика будут существенно ниже. Поэтому такое большое внимание в современном менеджменте качества уделяется задаче получения объективных доказательств качества. Наиболее эффективный метод получения таких доказательств - сертификация системы качества аккредитованным признанным независимым органом, который имеет свою сертифицированную систему качества.
Литература
1. Алтухов А.И., Кундиус В.А. Российский АПК: современное состояние и проблемы разви-
тия. - М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2004. - 602 с.
2. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системные исследования и общая теория сис-
тем // Системные исследования. - Ежегодник. - 1969. - С.7-29.
3. Бочарова Т. Как повысить конкурентоспособность организации? // Управление персоналом.
- 2003. - №4. - С.38-39.
4. Коробейников М.М. Экономический механизм АПК: стратегия совершенствования. - М.: Колос С, 2002. - 272 с.