Научная статья на тему 'Сертификация как инструмент повышения качества продукции'

Сертификация как инструмент повышения качества продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5499
756
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ / СЕРТИФИКАЦИИ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНОЙ / STANDARDIZATION / CERTIFICATION / SYSTEM OF PRODUCTION CERTIFICATION / THIRD-PARTY CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гвоздева С. М.

В статье освящаются вопросы влияния сертификации на качество продукции, рассматриваются виды сертификации, особенности сертификации в России, модели сертификации третьей стороной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with questions of the influence of certification on production quality, certification types, features of certification in Russia, models of third-party certification.

Текст научной работы на тему «Сертификация как инструмент повышения качества продукции»

УДК 005.6

сертификация как инструмент повышения качества продукции

С.М. Гвоздева

Саратовский государственный университет E-mail: gvsveta@inbox.ru

В статье освящаются вопросы влияния сертификации на качество продукции, рассматриваются виды сертификации, особенности сертификации в России, модели сертификации третьей стороной.

Ключевые слова: стандартизация, сертификация, система сертификации продукции, сертификации третьей стороной.

Certification as a Tool of Production Quality Improvement

s.M. Gvozdeva

The paper deals with questions of the influence of certification on production quality, certification types, features of certification in Russia, models of third-party certification. Key words: standardization, certification, system of production certification, third-party certification.

Введение отечественных компаний в систему рыночной экономики изменило внешнюю среду, под влиянием которой находится система управления качеством любой организации. Клиент становится более капризным. Как результат, менеджеры организации с большей или меньшей степенью интенсивности начинают подстраиваться под условия внешней среды, подыскивая методом проб и ошибок выход из создавшейся ситуации. Был найдет единственный выход - изменение философии ведения бизнеса, изменение организационной культуры, внедрение системы тотального управления качеством продуктов и услуг.

Процессы стандартизации и сертификации регулируются рядом законодательных актов, которые затрагивают данную сферу деятельности предприятия.

Стандартизация - это процесс формирования стандартов или же инструмент управления качеством на государственном уровне1. Стандартизация осуществляется с целью гарантирования безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; качества продукции, работ и услуг согласно уровню развития науки, техники и технологии; экономии всех видов ресурсов. В свою очередь, объект стандартизации - это предмет (продукция, процесс, услуга), который подлежит стандартизации. По определению ISO объектами стандартизации является продукция, услуги и процессы. Стандартизация рассматривается как механизм обеспечения отношений между разными заинтересованными сторонами, который разрешает им

разработать единые позиции с помощью единого языка общения.

Сертификация (лат. сегйт - верно, facere - делать) как деятельность получила широкое распространение в России с 1992 года, когда внутренний рынок стал открыт для торгового частного бизнеса и к нам хлынул поток продукции из стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы заполнить пустые полки магазинов. Если в государственных закупках продукции обязательное участие принимали эксперты-товароведы, которые из образцов, представленных различными фирмами-производителями, выбирали качественный товар (не обязательно самый лучший, но достойный своей цены), то цель частного предпринимателя - купить подешевле, продать подороже - не всегда совпадала с требованиями к качеству и безопасности продукции. Поэтому государство для защиты внутреннего рынка от опасной для потребителей продукции приняло «Закон о сертификации продукции и услуг», где были даны понятия о сертификации и прописаны основные требования, предъявляемые к системам сертификации.

В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.

В РФ зарегистрированы и действуют 16 систем обязательной сертификации и 129 систем добровольной сертификации. Простейшая классификация систем, приведенная ниже, достаточно условна, очень сильно упрощена и ориентирована на людей, достаточно далеких от проблем сертификации:

• по принципу - обязательная сертификация и добровольная сертификация,

• по принадлежности системе - гигиеническая сертификация (Минздрав), сертификация безопасности (Госстандарт), пожарная сертификация (МВД), сертификация в строительстве (Госстрой) и др.

Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации (НТД), является сертификация2. Сертификация в общепринятой международной терминологии

© С.М. Гвоздева, 2010

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1

определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается нормативам и кто устанавливает это соответствие.

Сертификация - это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), согласно которому продукция отвечает определенным стандартам или иной НТД. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны - устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. Устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.

Согласно классической схеме, испытания образцов продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия. В зависимости от выбранной схемы взаимоотношения субъектов сертификации могут не закончиться на этапе выдачи сертификата. Орган по сертификации может сам, или поручив это контролирующему органу, осуществлять текущий надзор за производством поставщика и характеристиками продукции и в случае получения негативных результатов аннулировать выданный сертификат соответствия.

Сертификация - важный фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.

Применение предприятиями и в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:

• обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

• облегчает и упрощает выбор продукции, необходимой потребителям;

• обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;

• способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несер-тифицированной продукции;

• уменьшает импорт в страну продукции, аналогичной отечественной;

• предотвращает поступление в страну импортной продукции, не соответствующей установленному уровню качества;

• стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований.

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе, обладающей собственными правилами и руководящими положениями.

Системы сертификации продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам. Классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам представлена на рисунке.

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России.

Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН. На региональном уровне функционируют около 100 систем и соглашений по сертификации. Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться

Классификация систем сертификации

требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить. Добровольная система сертификацией предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в том числе зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое для повышения конкурентоспособности продукции. Самостоятельная система сертификации продукции (самосертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, самосертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

Наибольшее распространение в России за последние 12 лет получила обязательная сертификация как наиболее удобная форма воздействия государства на производителей и продавцов продукции в рыночных условиях. Механизм ее возникновения был чрезвычайно прост и реализован за это время 16 раз в виде ведомственных систем обязательной сертификации. Соответствующее министерство или ведомство проводило через Государственную думу закон о своей деятельности,

где в одном из пунктов фиксировалось, что подведомственная продукция подлежит обязательной сертификации. Так возникли Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (МПС РФ), Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности (МВД РФ), Система сертификации «Электросвязь» (Министерство РФ по связи и информатизации), Система сертификации на воздушном транспорте РФ (Министерство транспорта РФ) и др. Подобная самосертификация, когда и заказчик продукции (министерство) и третья сторона, оценивающая качество продукции (орган по сертификации), «играют в одни ворота», против производителя продукции, извращает дух и цель сертификации. По исходному замыслу и определению, данному в международном документе «Руководство ИСО/ МЭК2», сертификация соответствия - это подтверждение третьей стороной, независимой ни от производителя продукции, ни от потребителя продукции, соответствия продукции нормативному документу. Как правило, в нормативном документе (стандарт, технические условия, техническое описание) должны быть оговорены свойства продукции, существенные для потребителя и методы доказательства этих свойств. Суть работы органа по сертификации состоит в сборе доказательств соответствия продукции - это могут быть испытания в независимой лаборатории или аудиторская проверка у производителя.

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Экономика. Управление. Право, вып. 1

Система сертификации продукции третьей стороной создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям НТД. Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории (стенды).

Основополагающим межотраслевым документом федерального уровня в области сертификации сегодня являются «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации»3. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России.

Основным функциональным образованием систем сертификации являются органы по сертификации, которые сертифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия.

Формирование систем сертификации однородной продукции осуществляется с учетом следующих основных факторов:

- наличие аналогичной международной системы;

- общность технических принципов устройств (способов функционирования) продукции;

- общность назначения продукции и (или) требований к ней;

- общность методов испытаний;

- общность области распространения, нормативных документов.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, в пределах которого сертифицированы производство или система качества. В любом случае срок действия сертификата не превышает трех лет. Если изделие имеет срок службы (срок годности), то действие сертификата распространяется на партию продукции или каждое изделие.

В процессе проведения сертификации системы качества можно выделить два этапа:

I - предварительная проверка и оценка системы качества;

II - окончательная проверка, оценка и выдача сертификата соответствия системы качества предприятия соответствующего стандарта.

По результатам первого этапа орган по сертификации составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы качества либо раскрываются причины нецелесообразности или невозможности проведения работ по второму этапу. При положительном заключении при подписании договора устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу - окончательной проверке и оценке системы качества. Если при проведении работ второго этапа органом по сертификации

обнаруживается несоответствие системы качества требованиям соответствующего стандарта, то совместно с предприятием определяется срок ее доработки и устанавливается ориентировочный срок повторной проверки. При положительном решении сертификат выдается на определенный срок (обычно этот срок ограничивается тремя годами).

При получении в процессе сертификации положительного результата выдается документ, называемый «сертификат соответствия», который подтверждает соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.

Международной организацией стандартизации разработаны восемь схем (моделей) сертификации третьей стороной.

1. Испытания образца продукции. В первой модели предусматривается испытание образца промышленной продукции предприятия-изготовителя в независимой испытательной лаборатории или центре.

2. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке. Во второй модели предполагается долговременный контроль за качеством. Это обеспечивает проведение выборочных испытаний продукции в процессе реализации.

3. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами. Модель применима при наличии прямой связи производителя и потребителя без услуг торгово-посреднических организаций. Здесь периодические испытания образцов в процессе реализации заменены контролем их в производстве.

4. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода. Эта модель объединяет методики второй и третьей моделей и предполагает контроль образцов и в процессе производства, и в процессе реализации. Специалисты в области контроля качества считают ее более универсальной.

5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качеством и испытанием образцов, полученных с завода и открытого рынка. Эта модель предусматривает создание на предприятии-изготовителе системы качества, в которой качество контролируется на всех этапах разработки и производства продукции, соблюдается строгая технологическая дисциплина, входной и пооперационный контроль, что снижает вероятность брака. Эту модель специалисты считают наиболее жесткой.

6. Оценка только заводского управления качеством. Шестая модель развивает и дополняет пятую, обеспечивая высокую эффективность си-

стемы качества предприятия, и исключает необходимость испытаний в независимых лабораториях и центрах.

7. Проверка партий изделий. Седьмая модель ориентирована на проведение всеобъемлющих испытаний в независимых лабораториях. Проверяются все эксплуатационные параметры с учетом безопасности, эргономичности, экологического воздействия и других показателей. Контроль продукции является выборочным.

8. 100%-ный контроль4.

Сертификация - важный фактор обеспечения

доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.

На уровне европейских стран взаимоотношения субъектов сертификации регулируются серией европейских стандартов ЕК 45 000. Многие органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие испытания в целях сертификации, проходят аккредитацию, т.е. получают официальное признание того, что они могут проводить определенные виды деятельности. В частности, аккредитация может заключаться в том, что орган по аккредитации, руководствуясь стандартами ЕК 45002 или ЕК 45010, проверяет выполнение испытательной лабораторией или органом по сертификации стандартов ЕК 45001 или ЕК 45011 соответственно.

Еще одним способом подтверждения соответствия продукции требуемым параметрам является декларация о соответствии, в которой поставщик, согласно стандарту ЕК 45014, заявляет под свою исключительную ответственность о том, что конкретная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу, на который данная декларация ссылается. При этом поставщик должен обеспечить соблюдение требуемых параметров в допустимых пределах и контролировать все виды своей деятельности на всех этапах производства. Если поставщик действительно способен стабильно выполнять и контролировать выполнение требований стандарта или другого документа, на который он ссылается в декларации о соответствии, то, возможно, данный способ установления соответствия будет для такого поставщика наиболее экономически целесообразным. Тем не менее даже при выполнении всех условий стандарта ЕК 45014 поставщик может разделить риск ответственности за продукцию с органом по сертификации, запросив сертификацию данной продукции независимой третьей стороной.

Примечания

1 Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. Политика. Оценка. Формирование. Ресурсы // Стандарты и качество. 2006. № 35. С. 17.

2 Ильенкова С.Д. Основы управления качеством: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2007.

3 Управление качеством / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 180.

4 Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2005. С. 154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.