Ю.Б. РУБИН, профессор, чл.-корр. РАО Э.Ю. СОБОЛЕВА, доцент Московская финансово-промышленная академия
Управление качеством электронного обучения на основе европейских стандартов
В данной статье рассматриваются некоторые стандарты качества электронного обучения и европейские проекты по оценке качества электронного обучения. Ключевые слова: E-learning, стандарты, гарантии качества, оценка качества.
В условиях обострившейся в период мирового экономического кризиса конкуренции предприятия для сохранения своих позиций на рынке все чаще прибегают к услугам консалтинговых компаний.
Наиболее быстро изменяющейся сферой бизнеса в настоящее время являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), способствующие инновационному развитию рынков, а одним из бурно развивающихся направлений ИТ-консалтинга являются проекты в сфере образования. Эта перспективная область деятельности субъектов консалтингового предпринимательства возникла относительно недавно и связана прежде всего с развитием новых образовательных технологий, объединенных названием "е^еагшгщ". Образовательные учреждения и тренинговые компании, практикующие электронное обучение, становятся все более активными пользователями услуг ИТ-консалтинга.
На рынке образования существуют следующие виды организаций, предлагающих обучение с применением информационно-коммуникационных технологий:
■ высшие учебные заведения;
■ тренинговые компании (курсы по определенным тематикам);
■ бизнес-компании (собственные курсы для обучения своих сотрудников в среде е^еагшгщ).
На наш взгляд, электронное обучение представляет собой отнюдь не набор технологических решений для обеспечения образовательных процессов, ановую фор-
му образовательного процесса, которая формируется сегодня в связи с применением в образовании технологий hi-tech [1]. К примеру, при преподавании курса менеджмента преподавателю надо не только владеть теми технологиями, которые он использует в обучении, но и знать методики преподавания на базе этих технологий.
Рынок электронного обучения постоянно расширяется. Все больше организаций осознают преимущества е-Learning и начинают предлагать курсы и программы обучения в электронной среде. С одной стороны, применение электронных средств позволяет компаниям эффективно решать задачи повышения квалификации при гораздо меньших затратах. С другой - обучение и повышение квалификации для многих людей становятся гораздо доступнее, если они могут подключаться к процессу обучения в то время и в том месте, которые для них наиболее удобны.
Весьма важной в этой связи представляется проблема разработки технологических стандартов, поскольку е-Learning может стать полезным инструментом в борьбе за качество образования, только будучи упорядоченным на стандартной основе.
Технологическая стандартизация необходима прежде всего для закрепления договоренностей заинтересованных сторон рынка образовательных услуг в сфере образовательного контента. Доставка контента (содержания образования) и его трансформация в процессе обучения в профессиональные компетенции студентов могут
иметь разную степень эффективности. Это зависит в первую очередь от методов обучения, педагогических сценариев, форм проведения занятий и контроля успеваемости, алгоритмов самостоятельной подготовки.
При интегрированном обучении предметное содержание может доставляться студентам разными способами и посредством разных методов: через Интернет, живое индивидуальное общение с преподавателем, различные виды аудиторных занятий, традиционное штудирование книг. Порядок в комбинировании контента является главной задачей технологической стандартизации. Какую комбинацию взять на вооружение? Ведь, к примеру, любой групповой семинар или ситуационный практикум можно провести, собрав студентов в одной аудитории либо распределив их по точкам доступа к Интернет-ресурсам, которые вполне могут базироваться на рабочих местах студентов, получающих образование без отрыва от профессиональной деятельности. Как лучше сблизить расстояние - путем механического объединения студентов или путем переноса занятий на рабочие места?
Выбор технологии напрямую зависит от целевых установок. Различные комбинации контентов при интегрированном обучении с помощью е-Ьеагшп§ могут применяться, например, в процессе изучения иностранных языков или инженерных дисциплин, для полнообъемного освоения которых используются многообразные способы выражения образовательного контента.
При этом нужно согласиться с предостережениями относительно опасности переоценки технологического детерминизма при конструировании контентов, призванных обеспечить возможности личностно-ориентированного обучения. Мы имеем в виду следующую мысль известных экспертов в данной области. «Личностно-ориен-тированное обучение является величайшим прорывом в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поэто-
му некоторые сторонники ИКТ провозглашают его "вселенским благом", - отмечают, например, А. Браун и Дж. Бимроуз. -Это идет вразрез с тем фактом, что обучение имеет ярко выраженную социальную направленность... Необходимо заметить, что чрезмерная информатизация учебного процесса может привести к тому, что диапазон приобретаемых учебных навыков сузится в пользу технических умений, и индивидуум, обладая знаниями по работе с современными устройствами, не будет владеть навыками анализа, презентации, общения и т. д.» [2, с. 99].
Здесь важно подчеркнуть, что тезис о необходимости стандартизации контента и технологий в обучении с помощью е-Learning не следует расценивать как призыв к усилению государственной стандартизации образования, в которой Россия, бесспорно, является "мировым лидером". Стандарты в образовании могут, разумеется, иметь государственный характер, но лишь в том случае, если все заинтересованные стороны признают это решение оптимальным.
Более того, наблюдаемое уже сегодня в российском образовании разнообразие систем внутривузовского менеджмента качества, а также признание того, что именно
учебные заведения отвечают за качество образования (как и полагается полноправным субъектам рыночной деятельности), свидетельствуют о необязательности огосударствления стандартизации в данной области. Тем более этого следует избегать в такой инновационной сфере, как становление интегрированного обучения с помощью e-Learning.
Решение проблем стандартизации содержания и технологий в контексте выработки договоренностей между всеми заинтересованными сторонами рынка образовательных услуг делает неизбежным их вовлечение и в процедуры оценки качества обучения с помощью e-Learning. Таким образом, возникает ситуация, в которой качество обучения определяют сами участники - прямые и косвенные - образовательного процесса. Они также получают возможность оказывать влияние как на повышение качества обучения, так и на эффективность инноваций в образовании.
Мировой рынокобразовательных услуг движется в направлении от оценок качества к управлению качеством и далее - к выработке гарантий качества. На этом сфокусированы сегодня интересы международных аккредитационных агентств.
UNIQUe
В последнее время e-Learning стало объектом стандартизации. На основании стандартов ISO 19796-1, используя разработки Европейского фонда гарантий качества e-Learning (EFQUEL) и в соответствии с соглашением, с января 2010 г. АККОРК начал предлагать программу UNIQ^, которую можно назвать внешним аудитом вузов, работающих в сфере электронного обучения.
UNIQ^ - это первая программа EFQUEL, направленная на страны Западной Европы. Ее целью является содействие реформам в европейской зоне высшего образования посредством создания системы гарантии качества университетов, использующих технологии e-Learning [3]. Основ-
ная задача - создание общеевропейской системы аккредитации высших учебных заведений, использующих в своей образовательной деятельности инструменты электронного обучения. Пока только один российский вуз - МФПА, экспериментально прошедший аккредитацию по программе UNIQ^, получил Европейский знак качества. Мы постараемся распространить этот опыт на все российские вузы.
В качестве стандартов качества EFQUEL предлагает разнообразные показатели, которые относятся ко всем составляющим процесса обучения. Так, в собственно учебном процессе вуза таковыми являются: качество образовательных услуг, степень защиты интеллектуальной собственности, а также наличие и качество программ обучения и повышения квалификации ППС и административного персонала. Кроме того, оцениваются учебные ресурсы, которыми располагает вуз, а именно уровень подготовки студентов, квалификационные характеристики профессорско-преподавательского состава и материально-техническая база учебного заведения. И наконец, дается оценка тому, что называется образовательным контекстом,, который включает стратегию развития e-Learning, открытость вуза широкой общественности и его инновационную политику.
Существуют четыре элемента, необхо-димыхдля формирования системы стандартов е-Learning и системы обеспечения гарантий качества e-Learning:
1) учет интересов заинтересованных сторон;
2) обеспечение внутривузовских моделей системы e-Learning;
3) соблюдение международных стандартов в сфере e-Learning;
4) обеспечение государственного контроля в сфере электронного обучения.
ISO
Одним из условий успешной интеграции российских образовательных учреждений в мировую экономику является их реорга-
низация в соответствии с международными стандартами качества ISO 9000. Новая серия стандартов ISO 9000:2000 не только помогает образовательному учреждению более эффективно решать проблему оптимальной организации системы управления, но и стимулирует процесс непрерывных усовершенствований, постоянного внедрения улучшений в управление образовательным учреждением.
Стандарты ISO 9000 разработаны Международной организацией по стандартизации (International Standard Organization, ISO) и образуют основу нового подхода к вопросам качества. Стандарты изложены в форме требований (ISO 9001) и общих рекомендаций (ISO 9000 и 9004). В настоящий момент эти стандарты признаны практически всеми странами мира, и уже наметилась тенденция, когда оценка системы качества на соответствие стандартам ISO 9000 рассматривается как обязательное условие сертификации продукции.
В Российской Федерации предусматривается проведение широкомасштабной работы по разработке и внедрению системы профессиональных стандартов с учетом международного и российского опыта (поручение Правительства РФ № АЖ_П44-2534 от 25 мая 2005 г.).
Ранее других направлений образовательной деятельности объектом стандартизации стало электронное обучение - одна из самых ярких новаций последнего десятилетия. Исторически в сфере информационно-коммуникационных технологий в разные годы сформировались разнообразные стандарты - SCORM, IEEE, IMS, KMS. Между ними существовали определенные противоречия. Задача состояла в том, чтобы их гармонизировать. ИКТ оказались весьма сильным внешним раздражителем по отношению к сфере образования. Двигателем прогресса, как это часто бывает, стал бизнес, а именно компании, которые выпускали программно-аппаратные средства, используемые в сфере образования.
Если в начале 1990-х гг. компьютеры и
программные продукты воспринимались лишь как подспорье в развитии тех или иных видов учебных занятий, то к концу 1990-х гг. - началу нового десятилетия ИКТ стали играть роль локомотива инновационной деятельности в этой области, особенно в контексте глобализации рынка образовательных услуг. Эти импульсы стали особенно заметны после повсеместного распространения всемирной сети Интернет.
Итак, ISO, начав с гармонизации стандартов в области ИКТ, вполне естественным образом обратила свои взоры к электронному обучению, которое было прямым порождением агрессивного внедрения ИКТ в сферу образования.
В рамках 36-го Комитета, который поначалу фокусировал свое внимание действительно лишь на ИКТ, были сформированы рабочие группы, которые целиком и полностью стали заниматься стандартизацией в сфере e-Learning. В 2003 г. была создана так называемая 5-я рабочая группа, в задачу которой вошли вопросы качества и обеспечения гарантий качества в e-Learning.
Детищем 36-го Комитета ISO стал стандарт 19796-1, принятый в 2005 г. Следует сказать, что на этом его работа не завершилась. Сегодня им разрабатываются различные документы, касающиеся контента, технологий, педагогического состава, технологий взаимодействия преподавателя и студента, организации процедур этого взаимодействия, системы академического и функционального менеджмента для организаций, которые применяют e-Learning. На последнем заседании 36-го Комитета ISO, которое состоялось в сентябре 2010 г. в Стейт-Колледже (штат Пенсильвания, США), была продолжена работа над такими важными дополнениями стандарта 19796-1, как стандарты 19796-2, 3, 4; над стандартами 24725-1, 19788-1.
Европейские проекты по оценке качества
Кроме стандартов, используя которые вузы могут оценить свою деятельность, на
европейской территории постоянно появляются новые проекты и инструменты оценки качества электронного обучения.
Проект HEXTLEARN
Возможность учебных заведений удовлетворить потребности всех заинтересованных сторон относительно использования ИКТ в обучении и преподавании и таким образом сформировать качественное предложение сегодня ограничена. Недостаточно высокий уровень взаимодействия всех заинтересованных сторон рынка образования представляет собой главное препятствие на пути к улучшению качества и продвижению e-Learning в вузах. Решение этой проблемы видится в достижении взаимопонимания между участниками рынка образования путем вовлечения полномочных представителей сторон в процесс внедрения инноваций для реализации общей стратегии, ведущей к повышению уровня гарантий качества.
Проект HEXTLEARN [4] ставит своей целью привлечение внимания академического сообщества к стратегической интеграции ИКТ в систему образования. Для ее достижения должны быть решены следующие задачи:
■ повышение информированности и мотивации его членов, а также создание платформы для групповой работы в сфере гарантий качества;
■ достижение взаимопонимания и совместное движение к общим целям с помощью механизмов гарантии качества; реализация общих стратегий инновационного развития среди сотрудников учебных заведений, вовлеченных в преподавание с помощью ИКТ;
■ создание на европейском уровне со-обществаакторов, заинтересованных в реализации стратегии непрерывного образования;
■ поощрение процессов модернизации европейских университетов;
■ формирование сети экспертов, способных участвовать в совершенствовании
использования ИКТ в обучении и преподавании в вузе на высоком качественном уровне.
Проект HEXTLEARN адресован прежде всего уполномоченным представителям всех заинтересованных сторон рынка образования, в том числе экспертам и практикам в сфере внедрения инноваций, вовлеченным в выработку политики в сфере высшего образования. Для достижения поставленных задач в рамках проекта предполагается: тщательное исследование положительного опыта и последующее продвижение лучших практик, анализ различных подходов в части реализации стратегии непрерывного образования в вузе; организация специальных тренингов, основанных на сотрудничестве между участниками и экспертами по ИКТ-подходам и программам; использование данной сети для обмена информацией и опытом, их продвижение в новые образовательные сегменты сферы высшего образования; усиление взаимодействия и коммуникаций между побочными образовательными сообществами в сфере ИКТ; организация мероприятий, поддерживающих транснациональный обмен и сотрудничество.
По итогам проекта планируется издать отчет «Положительный опыт и рекомендации для вузов, использующих ИКТ в различных областях непрерывного образования». Также будет создан набор сетевых инструментов с функцией постоянного обновления, который может быть востребован вузами для определения критериев качества в различных областях непрерывного образования.
Эффективность проекта HEXTLEARN подтверждается не только прочными отношениями между его партнерами, но и теми ролями, которые каждый из них играет в сфере высшего образования на европейском уровне. Партнерами по данному проекту выступают университеты, центры исследований и сети. Среди них:
■ Университет технологий г. Будапешта (BME);
■ SCIENTER - международная ком-
пания, занимающаяся транснациональными проектами в сфере управления;
■ Академическая ассоциация сотрудничества (ACA) - независимая европейская организация, занимающаяся вопросами управления, анализа и улучшения в сфере образования и обучения внутри Европы и между Европой и другими частями света;
■ EUROPACE - объединение университетов и различных организаций,вовлеченных в развитие сотрудничества в сфере виртуального кампуса и виртуальной мобильности;
■ Европейский фонд гарантий качества e-Learning (EFQUEL) - организация, занимающаяся реализацией одной из первых в Европе программ аккредитации вузов, использующих технологии e-Learning;
■ Европейский студенческий союз;
■ Подразделение FIM-Psychologie Университета им. Фридриха Александра (Германия);
■ УниверситетГранады (Испания);
■ Европейская сеть по дистанционному образованию (EDEN) - одна из самых крупных сетей в сфере открытого дистанционного образования и e-Learning (более 150 вузов и более 600 неакадемических организаций).
Участвуют вузы, центры обучения для взрослых, центры корпоративного обучения, которые обмениваются лучшими, с их точки зрения, практиками применения ИКТ. При этом оцениваются следующие девять сфер использования ИКТ/ e-Learning-средств:
1) обучение в вузе (Campus education);
2) корпоративное обучение (Corporate training);
3) постоянное профессиональное развитие (Continuing professional development);
4) обучение взрослых (Adult education);
5) местное и региональное развитие (Local and regional development);
6) обучение школьных учителей (School teachers' training);
7) дистанционное обучение (Distance education);
8) международная (виртуальная) мобильность (International (virtual) mobility);
9) предварительная оценка обучения (Prior Learning Assessment for guidance and employment).
При желании партнеры могут не только продемонстрировать свой опыт, но и подать заявку на оценку своей деятельности экспертами, зарегистрированными в проекте. С помощью данного проекта вузы могут адекватно оценить свое положение на европейском рынке образовательных услуг.
Инструмент для самооценки качества в e-Learning: проект SEVAQ+
Гарантии качества являются главным приоритетом на европейском уровне, они находятся в центре внимания программы Leonardo da Vinci. В высшем профессиональном образовании тема гарантий качества возникла в контексте Болонского процесса и благодаря Копенгагенской декларации. Самооценка - это часть процедур внутренних гарантий качества, процесс оценки организацией своих действий и их результатов. В соответствии с определением Европейского фонда управления качеством (EFQM) «самооценка» означает комплексную систематическую и регулярную оценку деятельности организации и ее результатов. Процесс самооценки позволяет определить сильные стороны организации и области ее деятельности, которые требуют изменений. Также в рамках самооценки формируется план действий по улучшению деятельности организации, а впоследствии контролируется его реализация и достигнутые результаты.
Обучение с помощью ИКТ в высшем профессиональном образовании принимает разные формы в зависимости от специфики национальных культур и особенностей систем образования. Безусловно, для данного вида обучения необходимы свои инструменты оценки. Исследования показали, что в настоящее время не существует инструментов на базе ИКТ, с помощью ко-
торых можно было бы проводить самооценку организаций. Одно из положений в руководстве по SEVAQ гласит: "необходимо разработать связующие подходы и стратегии для развития качества в целостном понимании, принимая во внимание сущность организаций и вовлекая все заинтересованные стороны рынка образования" [5]. Так, например, инструмент Сфинкс (Sphinx) построен по принципу заполнения пробелов, куда пользователь может вписать любые вопросы, поэтому результаты оценки зависят от вопросов и контекста, в который они помещаются, и не могут быть использованы для бенчмаркинга или аккредитации. SEVAQ представляет собой инструмент, созданный с помощью ИКТ для проведения самооценки качества e-Learning в сфере высшего профессионального образования. Он предусматривает и обязательные вопросы, и возможность создания вопросов пользователем. Результаты оценки доступны в реальном времени и в разных формах.
SEVAQ+ направлен на распространение и применение результатов проекта Leonardo da Vinci (2005-2007) ключевыми сетями (партнерами EDEN и EFQUEL вместе с другими ассоциированными сетями в сфере высшего общего и профессионального образования в каждой европейской стране) и другими заинтересованными организациями (вузами, департаментами министерства образования и CEDEFOP).
В ходе реализации проекта девять европейских партнеров объединили усилия с целью создания мультифункционального инструмента составления вопросников (на семи языках) для самооценки, обеспечивающего обратную связь с обучающимися.
Создателями SEVAQ+ стали: Европейская федерация открытого и дистанционного образования (EFODL); Бельгийская сеть открытого и дистанционного образования (BE-ODL); Британский институт обучения и развития (BILD); Норвежская ассоциация дистанционного и гибкого обучения (NADE); Университет Нанси; Группа
компаний cesi iberia, S.A; Институт качества (ISQ); Парижская ТПП, Центр e-Learning; Университет Витаутас Магнус (VMU); Университет Хассельт; Проект EduWEST.be.
SEVAQ+ имеет большой потенциал для поддержания гарантий качества в обучении с помощью ИКТ. Он позволяет определять области для улучшения, отслеживая эволюцию учебного заведения и обеспечивая возможности для бенчмаркинга. Исследования рынка показали необходимость создания «оценки на 360°», которая может быть частью аккредитации (что и явилось предпосылкой создания SEVAQ).
Инновационный характер SEVAQ+ выражается в следующем.
• Применение данного инструмента возможно как в высшем образовании, так и в средне-специальном, хотя обычно эти два сектора действуют изолированно друг от друга.
• Распространение концепции приведет к вовлечению новых групп заинтересованных лиц, принимая во внимание высокие уровни эффективности обучения (по модели Киркпатрика) и расширение модели EFQM.
• Вопросы для самооценки понятны представителям различных культур как с лингвистической, так и с культурной и секторальной точек зрения.
• Результаты проекта ждут экспертизы со стороны специалистов. Предварительное исследование показало, что пока еще не существует органа по сертификации, способного оценить такой продукт, как SEVAQ. Проект UNIQUE использует похожие подходы, но сконцентрирован на сертификации организаций, а не инструментов. Поэтому SEVAQ+ пройдет две процедуры оценки, включая получение обратной связи от пользователей в первый год и использование онлайн-метода Delphi во второй год функционирования. Двойной цикл оценки основан на методике Джона Элиота, адаптированной Брайаном Хадсоном [6].
Проект OPAL
Открытые образовательные ресурсы (ООР) являются сегодня предметом жарких дискуссий. Хотя они поддерживаются заинтересованными сторонами рынка образовательных услуг, в сфере высшего образования и образования для взрослых они до сих пор не получили достаточного распространения, что создает препятствия для пользования качественными ресурсами в ходе реализации программ непрерывного образования. Стоит также отметить, что внимание к текущему развитию ООР проявляется сегодня лишь с точки зрения возможности открытия электронного доступа к контенту. Вопрос о том, будет ли это способствовать распространению образовательных практик и инновациям в обучении и преподавании, остается открытым.
Целью проекта OPAL («Открытая образовательная инициатива по качеству») [7] является поддержка открытых образовательных практик (ООП). Предполагается, что его реализация приведет к повышению эффективности преподавания и обучения путем увеличения числа и улучшения качества открытых образовательных ресурсов, которые могут быть включены в программы высшего образования.
ООП поощряют создание и многократное использование качественных ООР вузами, продвигают инновационные педагогические модели, поддерживая обучающихся и рассматривая их как соавторов курсов непрерывного образования.
Учитывая доступность ООР и их ориентированность на пользователя, требуются улучшенные стратегии, практики и инструменты для развития и оценки их качества. Впрочем, попытки формирования стратегий качественного обучения, основанного на открытых образовательных ресурсах, уводят нас от стандартных экспертных моделей в сторону моделей динамического сообщества, которые трактуют качество с позиций заинтересованных сторон и сконцентрированы на образовательном опыте.
Эти модели, как правило, созданы совсем недавно. На сегодняшний день экспертиза для оценки и повышения качества ООР с целью их интеграции в признанные программы часто недостаточна. Есть необходимость разработки инструментария для облегчения принятия, использования и построения обучения с помощью ООР.
Очевидно, что масштабное использование ООР нуждается в открытых образовательных практиках, основанных на ком-петентностном подходе, а также в «Рамке доверия и согласия », которая будет разработана в ходе реализации проекта при формировании Европейской среды по качеству ООР. Это будет стимулировать осознание вузами необходимости использования ООР и их активное включение в программы обучения и непрерывного образования.
Проект предполагает создание приемлемой для всех заинтересованных сторон философии обучения. В силу того, что ООР используются различными заинтересованными сторонами в разных контекстах, они постоянно совершенствуются (в соответствии с формулой "то, что ты отдаешь, назад получаешь в улучшенном виде") в рамках всего жизненного цикла (включая этапы создания,использования и хранения).
Проект OPAL поможет продвинуть использование и восприятие ООР в Европе и за ее пределами путем создания Европейской среды по качеству для индивидуальных пользователей и организаций, в том числе политических, помогая им определять, выявлять и развивать качественные ресурсы. В частности, проект нацелен на достижение консенсуса в области качества среди различных заинтересованных сторон и сетей с помощью диалога и вовлечения их в обсуждение того, как можно поддерживать качество и инновации.
В общем и целом проект будет поддерживать развитие ООР, и его реализация будет идти по следующему плану.
1. Изучение и определение подходов к качеству и соответствующих методов. Их
применение для ООП с целью создания Европейских руководств по качеству и инновациям в высшем образовании и образовании для взрослых.
2. Запуск Европейской консультативной группы по качеству и инновациям с помощью ООП с целью объединения существующих практик, формирования среды оценки всеми заинтересованными сторонами и сотрудничества с существующими международными сетями.
3. Построение Центра обмена информацией по оценке качества открытых образовательных ресурсов, в котором будут содержаться результаты оценок ООР и ООП и который будет служить реестром для организаций, желающих вступить в Европейскую хартию по качеству и инновациям.
4. Создание Европейской награды по инновациям и качеству в рамках использования ООР в высшем образовании и образовании для взрослых.
В сентябре 2010 г. на базе Московской финансово-промышленной академии уже в четвертый раз проводилась Международная конференция Moscow Education Online (см.: http://www.vovr.ru/ educ.html). Участниками конференции стали представители академического сообщества, различных организаций, реализующих программы дополнительного образования,представите-ли ИТ-компаний из стран с рыночно-ори-ентированной экономикой. Проведение такой конференции в Москве значительно облегчает присутствие на ней участников из регионов Российской Федерации. Участие в конференции позволяет им познакомиться с технологическими новинками, с практическим применением новых и давно существующих технологий, с результатами исследований, которые в настоящее время существуют на рынке e-Learning.
В этом году на двух пленарных заседаниях выступили:
• Кристиан Штраке - руководитель 36-го Подкомитета Международной организации по стандартизации;
• Антони Камильери - эксперт EFQUEL;
• А.А. Кузнецов - академик, вице-президент Российской академии образования;
• В.В. Голубев - заместитель начальника департамента Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
• Е.А. Князев - заместитель начальника департамента Министерства образования и науки РФ;
• Н.Н. Евтихиев - префект Восточного административного округа;
• С.А. Щенников - ректор МИМ «ЛИНК»;
• Ю.Б. Рубин - ректор МФПА, член-корреспондент Российской академии образования.
Как всегда, большой популярностью пользовались панельные дискуссии ректоров вузов России, круглые столы и секционные заседания, в том числе секция «Колледж будущего », состоявшаяся при участии МФПА и «НТБ Софт».
В рамках мероприятия прошел Всероссийский конкурс проектов "E-Learning Industry Trends (EIT)", в котором приняли участие наиболее успешные разработки в сфере дистанционного обучения, уже вне-
дренные в отечественных учебных заведениях. Победители конкурса определены в номинациях «Методика», «Контент», «Педагогический сценарий » и «Образовательный проект».
Всего в конференции "MOSCOW Education Online 2010" приняли участие более 400 российских специалистов и иностранных экспертов, представлявших порядка 100 высших и средних учебных заведений и около 40 компаний-производителей.
Литература
1. Рубин Ю.Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. М.: Мар-кет ДС, 2009.
2. Браун А., Бимроуз Дж. Инновационные
образовательные технологии (Проблемы практического использования) // Высшее образование в России. 2007. № 4.
3. Самойлов В.А., Семкина Т.А. UNIQUE -
Европейский знак качества в e-Learning // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 50-56.
4. www.hextlearn.eu
5. http://www.sevaq.eu/
6. Elliott J. Action Research for Educational
Change. Milton Keynes (OUP), 1991; Hudson B. An overview of the nature, approach, activities and techniques of action research in the context of ICT use. Umea University, 2008.
7. http://open-quality.org/
RUBIN YU, SOBOLEVA E. E-LEARNING QUALITY MANAGEMENT ACCORDING TO EUROPEAN STANDARDS
In this article some e-learning quality standards and European projects on e-learning quality assessment are considered.
Keywords: E-learning, standards, quality assurance, quality assessment.
с.а. щенников, профессор, Дидактика
ректор ЭЛеКТрОННОГО
Международный институт г
менеджмента ЛИНК Обучения
В статье рассматриваются причины появления новой (постиндустриальной) образовательной парадигмы и влияние ИКТ на образовательные модели. Даны основы дидактики современного образования. Обосновывается важность управления образовательным контекстом. Предложена иерархическая модель использования контекста в образовательном процессе.
Выделены дидактические принципы управления образовательной средой как совокупностью профессиональной, учебной и социальной сред. Составлен перечень орг-форм, которые могут использоваться при реализации моделей смешанного обучения.
Ключевые слова: электронное обучение, дидактика, образовательная парадигма, образовательная модель, образовательный контекст, образовательные оргформы.
Актуальность заявленной темы обус- наиболее консервативным элементом обще-ловлена очевидным фактом неспособности ства, его принципы остаются неизменными образования в его традиционном понима- несколько столетий, со времен зарождения нии и воплощении подготовить человека к ростков промышленной революции и появ-продуктивной жизни в современных обще- ления дидактики Я. Коменского. К ключе-ственно-экономических условиях. вым причинам, порождающим новые треНа фоне стремительных изменений об- бования к образованию, относятся следу-щественной жизни образование оказалось ющие: