ORGí' MOSC OW-FDUOfflON-ONLINFXOM WWWMOSCCW-EDUCAT10N-ONLINE.COM tel./fax- +7 (495§ 785-19-71 +7(495) 36095-30
[II Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-iearning
27-29 сентября 2009 г. Президент-Отель, Москва
Уже третий год в рамках всемирной системы конференций «ONLINE EDUCA » в Москве будет проходить традиционная Международная конференция «MOSCOW Education Online », которая позволяет представителям отечественной науки и образования приобщиться к мировому опыту внедрения инструментов e-Learning. Конференция поддерживается Министерством образования и науки РФ, Российской академией образования, Федеральным агентством по образованию, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Государственной думой РФ, Техническим комитетом по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (ИКТО).
«MOSCOW Education Online » уже стала знаковым событием в жизни образовательного сообщества России и ежегодно привлекает внимание ведущих российских экспертов и специалистов в области дистанционного и электронного обучения, заинтересованных в превращении e-Learning из способа «экстремального обучения » в упорядоченную систему. Этому способствует атмосфера открытости, толерантности и демократизма в обсуждении актуальных тем конференции. В прошлом году в рамках конференции состоялось 2 пленарных заседания, было проведено более 40 параллельных секций, круглых столов и панельных дискуссий.
Активное участие в работе конференции принимают представители ведущих российских и зарубежных вузов, компаний-производителей образовательного контента и программных продуктов. С учётом разнообразия тем, высокой степени их актуальности и принципа параллельности секций и панельных дискуссий целесообразно направить для участия в конференции представителей разных сегментов внутривузовского менеджмента. В составе делегаций ожидаются проректоры по учебной работе, информатизации, дистанционному образованию и международной деятельности, директора филиалов и представительств, деканы, заведующие кафедрами, преподаватели-экспериментаторы, а также IT-менеджеры.
Мероприятия «Moscow Education Online » широко освещаются на телевидении и в ведущих средствах массовой информации. Повышенный общественный интерес к тематике свидетельствует о ее востребованности международным образовательным сообществом.
Наш журнал выступает постоянным партнером Международной конференции «MOSCOW Education Online» (см.: www.vovr.ru). Начиная с этого номера мы открываем серию публикаций, посвященных предстоящей конференции, в нашей традиционной рубрике «Education Online ».
MOSCOW
EDUCATION
ONLINE
27-2&сощ*брн 20П9 i-I Mortal
III ........i;n? .1:1 h.r4i|Cf4|iILIU
■ jhh^il.h'.'.'i'p'iii' . npi 1.Ц. 4 I 'M n .- ■-:■■■■: i-ii'. ri■■'I-.
y-rrrw
19
Предварительная тематика секций ME О 2009
PllHTI g$(HgMl|iniHHim
-(.ощцка агрврнм ги пироп гтм
_Санцип Щ _
ri[iorpp»bilW*
payjiiFF- нндощ^и
I Г-ышппни* дли
СасцивЗ
гарвнткд
к niFi.li.hjl. tnp^ntfH r+:i> ж ---■■■■■■—
Mppt
t ТТЫН£Г|]ЫКЧШК ■HpiHimn nipnjo^ji
l ЛПШИИЫН
LiKlqHflT nCp-JOfflirp^.Hb.l luiiiHT и ^cjpiai'Oirii 9 tpBflt t iiarnlr a
С1НЦНЯВ
-Ir E-ILiniJI -B . IhF.rr.llIIH Dl|HHinBI1UllD
П1 1 И
p*
СнцмпЭ
С u РРфчт»
IIWTU Л * lAHhitlim
II
вбриомтинтнего
np^ff[»н: I H LlllHlffe UTjr.rlmjuUfcpr
O'l zf. II ■lUpCIl Hi ■ипчииИ i-l«*mh&
Dtjpin Jons-ГЕ ЛЫ1Т. 1:
Сенч^П l i
Ft! Н ВЯ D ГИ 4 tniM MLimiRh
I fl *+0 p Г1Ч Ц POpHO ■
■I
С—
11ЦКПЦ UFI^r^
iuiiiui -j аА^шшмр
««'ПЛИЦ
14
V|1DfHWi4MHI к CUIAII'H* ВДННЫХ С"|ШЦВ1[]П]к П 1.фгр» рлиит™ ■ ■ |ЫГП||Ч||
С-РГШПП ТЛ
■И»"'-
ЛРНЕРЫ
Сечтни 17
0п»ч1 ■
1 ■ JlWfll-ф
^tJT^ih.iH ■ уьр.^чпнЛт
Слкцип 14
1*
Нй^ШЧрЦ п| .jilnuni tnu -И П^ПИМфОМЧИ!:
Muffling
ncinni
Рфапгчкиилип .-Via
Ш Itl'-ii'iil F.jh 4iJDK"UC-l|JTb НИИНР
сьнн>* за
fr ИТ ИПЧГ^нрв ЛйПЛЛДОЯЙ* rt.nlr.j i
гчражчшимл фщмрга aDuu-PdidiHP
Jl
Опт ртуцииир
I riiMjitr.*A v 1мм I" 1нф
QfMT -ПИЯ ВШ ■< Р С □ 14 < щ ч i-HiHn.niFvp n lH'iil»ii;-pn
ПЕИЩКТНРРН
«OflbOUA
winuimgrg ПII4 Д Г1и M H Щ-fcn о CI • В
щчшии
inlH'll ГЕ№|№НРЖ11)Р|Г
Санцнд 24
ЭПН1 mUMTlMPOMIHU * hi pa бац н»
ati p 1»I пельч
■в 14 inc n 1114» ir учсбчо PY rriMHim
Миидуиирсдкь™ Dp гя н ч з? ииоины и комитет « MOSCOW id ucatian Online 20M
Тел /¿экс: -?№1)7ЬЧ 7 , 360-45 JO.
email: сгд^тшэол1 ed ..-:nTi™i' аг nejccF1) '^vw mo5£EW«|ljCa.tijn onl --^cnm
В.А. ЛЕДНЕВ, первый проректор, доктор экон. наук Московская финансово-промышленная академия Международный оргкомитет конференции
В последние годы «e-Learning» перестает считаться в России неким популярным и модным, но малоприменимым к практике слоганом, как это было еще несколько лет назад. Электронное обучение (e-Learning) становится полноценным понятием, признаваемым педагогической наукой и широко используемым образовательным сообществом, в силу ряда объективных условий и причин. Хотя, если судить по публикациям в популярной и научной прессе, можно заметить, что единая терминология по вопросам обучения с применением информационно-коммуникационных технологий окончательно еще не сложилась. Сегодня много говорят о дистанционном и виртуальном обучении, об Интернет-обучении и online-технологиях, однако все эти слова выражают, по сути, разные аспекты электронного обучения. Поэтому термин «e-Learning», широко распространенный в международном научном общении, все чаще встречается и в отечественном профессиональном дискурсе.
Международная конференция «MOSCOW Education Online » является открытой и доступной площадкой, на которой происходит всестороннее обсуждение основных тенденций развития технологий e-Learning в России и за рубежом. В 2009 г. организаторы III Международной конференции решили предложить ее участникам для подробного и заинтересованного обсуждения на секциях и круглых столах четыре профильных направления:
«MOSCOW Education Online» - дискуссионная площадка электронного обучения
• оценка и гарантии качества в среде e-Learning;
• стандартизация и качество в сфере e-Learning;
• применение инструментов e-Learning (в форме обмена опытом);
• технологические новинки в электронном обучении.
В рамках этих профильных направлений будет проведена полноценная дискуссия в самых различных форматах (от традиционных пленарных и секционных заседаний до панельных дискуссий, круглых столов и секций деловых коммуникаций).
Важный вопрос любой конференции - определение целевой аудитории, с ориентацией на которую готовятся тематические направления. Оргкомитет конференции выделяет следующие целевые заинтересованные категории участников и гостей:
■ представители законодательных и исполнительных органов государственной власти, отвечающих за развитие российской системы образования на федеральном и региональном уровнях;
■ руководители российских образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (ректоры и проректоры, деканы и заведующие профильных кафедр, ведущие преподаватели, использующие инструменты e-Learning);
■ профессиональные образовательные ассоциации и экспертные центры;
■ аккредитационные и рейтинговые агентства;
■ руководители образовательных программ корпоративного обучения и дополнительного образования;
■ представители средних образовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев);
■ фирмы-поставщики IT-технологий и услуг;
■ издатели, производители и поставщики образовательного контента;
■ фирмы - разработчики мультимедийных продуктов и программного обеспечения.
Центральное место в программе конференции занимают вопросы оценки и гарантий качества в среде e-Learning, а также проблемы стандартизации. Наши зарубежные коллеги уделяют усиленное внимание обеспечению гарантий качества образования, управлению качеством. На конференции эту проблематику раскроют специалисты и эксперты Европейского фонда гарантий качества e-Learning (EFQUEL), среди основных задач которого - повышение качества образования на основе продуцирования новых знаний, стимулирования роста знаний, формирования новых эталонов партнерских отношений в интегрированном обучении.
Во всем мире e-Learning уже стал объектом стандартизации. Существуют четыре элемента, необходимые для формирования системы стандартов e-Learning и системы обеспечения гарантий качества e-Learning:
1) учет интересов заинтересованных сторон;
2) обеспечение внутривузовских моделей системы e-Learning;
3) соблюдение международных стандартов в сфере e-Learning;
4) обеспечение государственного контроля в сфере электронного обучения.
Важнейшим фактором повышения качества является применение между-
народных стандартов ISO 19796-1. На конференции будет работать специализированная секция «Упорядочение и создание единых стандартов в сфере развития e-Learning».
Профильное направление «Обмен опытом в сфере применения инструментов e-Learning» включает в себя следующие актуальные темы:
- опыт внедрения технологий e-Learning в отраслях и сферах профессиональной деятельности;
- образовательный контент и технологии в среде e-Learning;
- подготовка преподавателей для e-Learning;
- корпоративное обучение в сфере e-Learning;
- опыт реализации образовательных проектов с применением технологий e-Learning.
Опыт внедрения технологий e-Learning будет продемонстрирован и изучен по таким отраслевым направлениям, как:
S инженерное образование;
S e-Learning в юридических образовательных учреждениях;
S e-Learning в медицинских образовательных учреждениях;
S e-Learning в образовательных учреждениях физической культуры и спорта;
* технологии e-Learning в системе аграрного образования;
S e-Learning в образовательных учреждениях транспортной отрасли;
S e-Learning как инструмент государственной молодежной политики;
S e-Learning в учреждениях общего среднего образования.
В секционных заседаниях примут участие представители ведущих российских отраслевых вузов, которым уже есть чем поделиться с коллегами и которые готовы обсудить проблемы развития электронного образования в России.
В качестве наглядного примера покажем, как формируются темы докладов и выступлений по двум (из восьми) отраслевым секциям конференции «MOSCOW Education Online ». Впервые в рамках конференции предлагается секция «Распределенное и трансграничное инженерное образование с использованием e-Learning».
Для обсуждения планируются следующие вопросы:
• стандартизация и сертификация компонентов информационно-коммуникационной среды для e-Learning в инженерном образовании;
• создание интегрированной информационно-коммуникационной среды для распределенной и трансграничной системы инженерного образования на основе технологий e-Learning;
• обеспечение качества и защита интеллектуальной собственности в системе распределенного и трансграничного образования;
• опыт применения e-Learning в целевой подготовке и переподготовке инженерных кадров для предприятий;
• разработка электронных учебно-методических комплексов для инженерного образования;
• создание учебных тренажеров, учебно-лабораторных практикумов с удаленным доступом и межвузовских центров коллективного пользования;
• аппаратно-программные комплексы для моделирования и автоматизации (CAD/CAE/CAM/PDM/PLM/ ERP).
Обсуждение этих актуальных вопросов позволит сформулировать четкие перспективные позиции по развитию технологий e-Learning, межвузовской интеграции и эффективного взаимодействия инженерных вузов с промышленными предприятиями. В конечном счете это будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных вузов на внутреннем и
международном рынках образовательных услуг.
Еще одна новая секция - «Опыт применения сетевых технологий е-Learning как инструмента государственной молодежной политики в вопросах развития молодежного предпринимательства и раскрытия инновационного потенциала молодежи» (пройдет при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ), в рамках которой планируется обсудить следующие вопросы:
• формирование позитивной молодежной Интернет-среды как важнейший фактор успешной реализации государственной молодежной политики;
• использование центров комплексного электронного онлайн-тести-рования школьников с целью выявления способностей к предприимчивости и лидерских качеств;
• использование молодежных Интернет-порталов, онлайн-олимпиад и конкурсов как форм раскрытия инновационного потенциала молодежи в регионах России;
• формирование информационно-консалтинговой среды для успешного развития молодежного предпринимательства;
• опыт функционирования сетевой школы молодежного предпринимательства для старшеклассников: региональные пилотные проекты с использованием технологий е-Ьеагп^;
• применение технологий е-Ьеагп-¡^ для индивидуального обучения молодых людей с ограниченными возможностями.
Данная тематика, безусловно, вызовет большой интерес различных молодежных организаций и объединений, региональных органов власти, реализующих молодежные программы, особенно в рамках проводимого в России Года молодежи.
Большой резонанс уже сейчас, на этапе подготовки, вызывает тематическое направление «Технологические новинки в электронном обучении», в рамках которого организаторы выделили три демонстрационные площадки:
- технологические новинки (информационно-коммуникационные технологии);
- программные решения ведущих IT-компаний для высшего образования;
- технологические новинки (контент и проверка компетенций).
В рамках этого направления ведущие российские и зарубежные производители смогут продемонстрировать участникам конференции последние перспективные разработки, внедрение которых российскими вузами будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности как отдельных вузов, так и всей системы российского образования.
При проведении конференции «MOSCOW Education Online» очень важна ее международная составляющая, учитывая модернизацию и интернационализацию российского образования, что особенно актуально в контексте международной стандартизации. Международный состав участников конференции способствует дальнейшему углублению интеграционных процессов в сфере образования и на-
уки, особенно с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества и странами - участницами СНГ.
Повышенный интерес вызывает секция «Подготовка преподавателей для e-Learning: как формировать новые педагогические навыки». При всей важности технологий в электронном обучении ключевая роль при применении инструментов e-Learning принадлежит преподавателю. Именно ему принадлежит главное место в учебном процессе: он является создателем уникального контента, работает со студентами в режиме on-line, организует виртуальные семинары, разрабатывает виртуальные практикумы. В этом случае резко возрастают требования к профессиональным компетенциям преподавателей, исключительное значение приобретают их инновационные способности, склонности к саморазвитию и самообразованию. В моделях смешанного обучения преподаватель должен уметь соединять классические формы взаимодействия со студентом и самые прогрессивные достижения в сфере высокотехнологичного, индивидуального проектируемого учебного процесса в среде e-Learning.
Таковы лишь некоторые привлекательные черты и особенности III Международной конференции «MOSCOW Education Online».