Научная статья на тему 'Управление изменениями в процессе перехода здравоохранения от сертификации к аккредитации медицинских работников'

Управление изменениями в процессе перехода здравоохранения от сертификации к аккредитации медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
230
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ / MANAGEMENT OF ALTERATIONS / АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА / ACCREDITATION / СЕРТИФИКАЦИЯ / CERTIFICATION / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH CARE / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / SPECIALIST / МЕДИЦИНСКИЙ СПЕЦИАЛИСТ / MEDICAL SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трегубов Валерий Николаевич, Решетников В. А., Эккерт Н. В., Фанда В. В.

С целью анализа готовности медицинской общественности к внедрению системы аккредитации специалистов и обоснования основных управленческих мероприятий по реализации данного проекта на базе ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» проведено социологическое исследование с использованием анкетного, аналитического, логического, статистического и монографического методов. Полученные результаты позволили обосновать практические рекомендации по управлению изменениями в процессе перехода здравоохранения с системы сертификации на процедуру аккредитации специалистов: в процессе управления изменениями в здравоохранении основной акцент должен быть сделан на качество подготовки аккредитуемых врачей и провизоров к практической деятельности по специальности; в подготовительный к изменениям период необходимо детально разъяснять педагогическим коллективам информацию о положительных аспектах внедряемых перемен, привлекать к данной работе неформальных лидеров, всячески поддерживать инициативы профессорско-преподавательского состава по развитию образовательной организации; подробно информировать обучаемых о необходимости качественной подготовки к процедуре аккредитации и о методике ее проведения; до проведения аккредитации специалистов председателям аккредитационных комиссий проходить 1 раз в 5 лет обучение в объеме 36 ч по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Эксперт аккредитационной комиссии»; к разработке единой базы оценочных средств привлекать на добровольной основе представителей различных профессиональных некоммерческих организаций, сотрудников образовательных организаций и работодателей; проводить процедуру сертификации до 1 января 2021 г. с учетом требований руководящих документов и обеспечивать объективную оценку теоретических знаний и практических навыков у медицинских и фармацевтических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Трегубов Валерий Николаевич, Решетников В. А., Эккерт Н. В., Фанда В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT OF ALTERATIONS IN THE PROCESS OF HEALTH CARE TRANSITION FROM CERTIFICATION TO ACCREDITATION OF MEDICAL WORKERS

The sociological survey was carried out to analyze readiness of medical community to implementation of of system of accreditation of specialists and substantiation of main management activities related to realization of this project. The questionnaire survey, analytical, logical, statistical and monographic methods were applied. The obtained results permitted to substantiate practical recommendations related to management of alterations in the process of transition of health care from system of certification to procedure of accreditation of specialists. In the process of management of alterations in health care main accent is to be done on quality of training of accrediting physicians and druggists to practical activity on specialty. During preparatory period to alterations it is necessary to minutely explain to educational staff information about positive aspects of implementing alterations, to involve non-formal leaders, in every possible way support initiatives of educational staff related to development of educational organization. To inform in detail students about necessity of qualitative training to procedure of accreditation and methodology of its implementation. To involve into development of unified database of evaluation methods representatives of various professional noncommercial organizations, employees of educational organizations and employers.

Текст научной работы на тему «Управление изменениями в процессе перехода здравоохранения от сертификации к аккредитации медицинских работников»

Health care reforms

Реформы здравоохранения

© Коллектив авторов, 2017 УДК 614.2:008

Трегубое В.Н., Решетников В.А., Эккерт Н.В., Фанда В.В.

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОТ СЕРТИФИКАЦИИ К АККРЕДИТАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», 119991, г. Москва

С целью анализа готовности медицинской общественности к внедрению системы аккредитации специалистов и обоснования основных управленческих мероприятий по реализации данного проекта на базе ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» проведено социологическое исследование с использованием анкетного, аналитического, логического, статистического и монографического методов. Полученные результаты позволили обосновать практические рекомендации по управлению изменениями в процессе перехода здравоохранения с системы сертификации на процедуру аккредитации специалистов: в процессе управления изменениями в здравоохранении основной акцент должен быть сделан на качество подготовки аккредитуемых врачей и провизоров к практической деятельности по специальности; в подготовительный к изменениям период необходимо детально разъяснять педагогическим коллективам информацию о положительных аспектах внедряемых перемен, привлекать к данной работе неформальных лидеров, всячески поддерживать инициативы профессорско-преподавательского состава по развитию образовательной организации; подробно информировать обучаемых о необходимости качественной подготовки к процедуре аккредитации и о методике ее проведения; до проведения аккредитации специалистов председателям аккредитационных комиссий проходить 1 раз в 5 лет обучение в объеме 36 ч по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Эксперт аккредитационной комиссии»; к разработке единой базы оценочных средств привлекать на добровольной основе представителей различных профессиональных некоммерческих организаций, сотрудников образовательных организаций и работодателей; проводить процедуру сертификации до 1 января 2021 г. с учетом требований руководящих документов и обеспечивать объективную оценку теоретических знаний и практических навыков у медицинских и фармацевтических работников.

Ключевые слова: управление изменениями; аккредитация специалиста; сертификация; здравоохранение; качество образования, медицинский специалист.

Для цитирования: Трегубов В.Н., Решетников В.А., Эккерт Н.В., Фанда В.В. Управление изменениями в процессе перехода здравоохранения от сертификации к аккредитации медицинских работников. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (2): 92—96. DOI 10.18821-0869-866X-2017-25-2-92-96

Для корреспонденции: Трегубов Валерий Николаевич, д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Е-mail: [email protected]

Tregubov V.N., Reshetnikov VA., Ekkert N.V., Fanda VV THE MANAGEMENT OF ALTERATIONS IN THE PROCESS OF HEALTH CARE TRANSITION FROM CERTIFICATION TO ACCREDITATION OF MEDICAL WORKERS

The I.M. Sechenov first Moscow state medical university of Minzdrav of Russia, 119992 Moscow, Russia

The sociological survey was carried out to analyze readiness of medical community to implementation of of system of accreditation of specialists and substantiation of main management activities related to realization of this project. The questionnaire survey, analytical, logical, statistical and monographic methods were applied. The obtained results permitted to substantiate practical recommendations related to management of alterations in the process of transition of health care from system of certification to procedure of accreditation of specialists. In the process of management of alterations in health care main accent is to be done on quality of training of accrediting physicians and druggists to practical activity on specialty. During preparatory period to alterations it is necessary to minutely explain to educational staff information about positive aspects of implementing alterations, to involve non-formal leaders, in every possible way support initiatives of educational staff related to development of educational organization. To inform in detail students about necessity of qualitative training to procedure of accreditation and methodology of its implementation. To involve into development of unified database of evaluation methods representatives of various professional noncommercial organizations, employees of educational organizations and employers. Keywords: management of alterations; accreditation; specialist; certification; health care; quality ofeducation; medical specialist

For citation: Tregubov V.N., Reshetnikov V. A., Ekkert N.V., Fanda V.V. The management of alterations in the process of health care transition from certification to accreditation of medical workers. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (2): 92—96. (In Russ.) DOI 10.1016/0869-866X-2017-25-2-92-96

For correspondence: Tregubov V.N., doctor of medical sciences, professor, of the N.A. Semashko chair of public health

and health care. e-mail: [email protected]

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 31.05.16 Accepted 15.09.16

Реформы здравоохранения

Стремление к оптимизации различных систем и организаций с помощью проводимых изменений характерно для любого общества. До настоящего времени является общепризнанной идея Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) о всестороннем развитии мира и обоснованные им три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания [1].

Несмотря на произошедшие в течение столетий глобальные перемены во взглядах человека на природу мира, при модернизации любых экономически затратных сфер деятельности государства, в том числе систем образования и здравоохранения, приоритетной остается теория управления изменениями, под которой следует понимать процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на переход систем или организаций из текущего состояния в будущее, обеспечивающее удовлетворение возникших потребностей.

В соответствии с положениями Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 389-фЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское сообщество с 2016 г. поэтапно приступило к процедуре аккредитации специалистов, которая призвана обеспечить более объективное определение соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности [2, 3].

Для реализации данного направления Минздравом России в 2014 г. был создан Совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации по обеспечению перехода к проведению аккредитации специалиста и разработаны основополагающие документы по срокам внедрения, процедуре проведения аккредитации специалистов и порядку выдачи свидетельства об аккредитации. При этом остается открытым для дискуссии вопрос о готовности выпускников и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций к предстоящим изменениям по постепенному замещению системы сертификации процедурой аккредитации специалистов, что и послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Цель исследования заключается в анализе готовности медицинской общественности, профессорско-преподавательского состава и студентов образовательных организаций к внедрению системы аккредитации специалистов и обоснования основных управленческих направлений реализации данного проекта.

Материалы и методы

Исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Первый МГМУ им. И.М. Сеченова) с ис-

пользованием анкетного, аналитического, логического, статистического и монографического методов.

Для достижения цели настоящего исследования был всесторонне проанализирован опыт работы Центра аккредитации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Полученные материалы дополнены результатами анкетного опроса, проведенного сотрудниками кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко Первого МГМУ им. И.М. Сеченова среди профессорско-преподавательского состава образовательных организаций Минздрава России и студентов, которые в 2016 г. завершали получение высшего образования по основным образовательным программам в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям «стоматология» и «фармация».

Всего к исследованию были привлечены 35 сотрудников из 22 образовательных организации Минздрава России, в которых осуществляется подготовка специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием, что составляет 48% от общей их численности. Все лица, принявшие участие в анкетном опросе, были назначены в своих образовательных организациях ответственными за внедрение процедуры первичной аккредитации специалистов.

Качественный состав респондентов распределился следующим образом: с учетом занимаемой должности проректора 25,7%, декана факультета 42,9%, заведующего кафедрой 8,6%, начальника Центра и совмещающих должности декана и заведующего кафедрой по 11,4%. Имеющих ученую степень доктора медицинских наук было 51%, кандидата медицинских наук 43%. Почетное звание «Заслуженный врач РФ» имели 14,3%, в профессиональных некоммерческих организациях работали 22,9%, стаж работы их в образовательных организациях составлял в среднем 22,3 года.

Среди обучающихся на выпускных курсах стоматологического и фармацевтического факультетов московских образовательных организаций Минздрава России были опрошены 65 студентов (35% юношей, 65% девушек), средний возраст которых составлял 23 года.

Респонденты из числа профессорско-преподавательского состава на момент опроса хорошо были знакомы с процедурой аккредитации специалистов по следующим материалам:

♦ Федеральному закону РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 29.12.2015 № 389-ФЗ) — 100%;

♦ приказу Минздрава России от 25.02.2016 г. № 127н, регламентирующему сроки и этапы аккредитации специалистов, — 82,3%;

♦ приказу Минздрава России от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» — 88,6%;

♦ методическим рекомендациям — 45,7%;

♦ научным статьям в медицинских журналах — 40%;

♦ другим источникам — 48,5%.

Обучаемые процедуре аккредитации специалистов имели представление по материалам, получен-

Health care reforms

ным от преподавателей на занятиях (56,9%), от других студентов (40%), из статей в Интернете (9,2%.). Доля студентов, знакомых с законодательными актами и не информированных об этом нововведении, составила 1,5%.

Результаты исследования

Объем изученных материалов, по мнению 14% опрошенных сотрудников образовательных организаций и 39,9% обучаемых, в достаточной степени раскрывает методику аккредитации специалистов, однако 80 и 32,3% респондента соответственно указали на необходимость его дальнейшего пополнения, а отметили как недостаточный 6 и 27,7% соответственно.

Столь значительные отличия в оценке своих знаний различными группами респондентов по вопросам аккредитации специалистов можно объяснить низкой активностью студентов в освоении данного вопроса. В январе 2016 г. был создан официальный сайт Методического центра аккредитации, с материалами которого в свободном доступе можно ознакомиться по ссылкам, размещенным на сайте Минздрава России (http://www.rosminzdrav. ru/akkreditatsiya-spetsialista) или на сайте Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (http://www.mma. ru/education/aakr), а также по адресу (http://fmza. т). На данном интернет-ресурсе предусмотрена функция прохождения репетиционного тестирования по специальностям «стоматология» и «фармация». Однако только 4,6% опрошенных студентов воспользовались этой возможностью более 5 раз, 10,8% — от 2 до 5 раз, 29,2% — 1 раз и 55,4% ни разу не пробовали самостоятельно пройти первый этап аккредитации специалистов.

О необходимости пересмотра отношения выпускников образовательных организаций к процедуре аккредитации специалистов свидетельствует мнение привлеченных к анкетному опросу студентов о степени сложности разработанной единой базы оценочных средств, из которой с помощью компьютерной программы каждому аккредитуемому путем случайной выборки автоматически формируется индивидуальный пакет заданий: 60 тестов, 5 заданий для демонстрации практических навыков (умений) в условиях объективного структурируемого клинического экзамена на симуляторах, 3 ситуационные задачи (мини-кейса) по 5 теоретических вопросов в каждой. Значительные трудности при их прохождении испытали 10,8% респондентов, назвали их сложными 30,8%, соответствующими используемым на занятиях контрольно-измерительным материалам — 24,6%, затруднились ответить на поставленный вопрос 33,8% опрошенных лиц.

При изучении субъективной оценки выпускниками образовательных организаций своих знаний и умений, позволяющих приступить к самостоятельной работе сразу после успешного прохождения первичной аккредитации специалистов, было установлено, что к этому готовы только 26,2%, не полностью готовы 9,2%, не готовы 12,3%, считают необ-

ходимым обучение в ординатуре 40%, затруднились ответить на данный вопрос 12,3%.

На этом фоне заслуженный интерес профессорско-преподавательского состава к внедрению процедуры аккредитации специалистов обусловлен их отношением к действующей до 1 января 2021 г. системе сертификации специалистов. Только 5,7% сотрудников образовательных организаций указали, что данная система способствует значительному повышению качества подготовки медицинского персонала, 60% отметили, что она была необходимой, но по разным причинам не достигла ожидаемых результатов, 25,7% опрошенных лиц признали формальным ее проведение, а 8,6 % затруднились с ответом.

В связи с этим было важно определить ожидаемые различными группами респондентов результаты от внедрения процедуры аккредитации специалиста. Установлено, что среди профессорско-преподавательского состава повышение качества образовательного процесса предполагают 74,3%, среди обучаемых — только 12,3%, повышение объективности оценки полученного образования — 80 и 6,2%, повышение мотивации обучаемых в освоении выбранной специальности — 68,6 вышение мотивации к работе преподавательского состава — 42,9 и 4,6%, не надеются на положительные результаты — 14,3 и 24,6%, затруднились ответить на данный вопрос — 5,7 и 43,1% респондента соответственно.

Сформировавшееся у медицинской общественности мнение по вопросу внедряемой аккредитации специалистов во многом объяснятся особенностями методики ее организации и проведения, к которым относятся использование современной учебно-материальной базы, оснащенной симуляторами и компьютерной техникой, а также привлечение к работе в аккредитационных комиссиях на паритетных началах представителей профессиональных некоммерческих организаций, работодателей и сотрудников из других образовательных или научных организаций. Процесс внедрения новой системы по допуску специалистов к практической деятельности потребовал также разработки качественно иной единой базы оценочных средств по всем медицинским и фармацевтическим специальностям, основанной на сочетании компетентностного подхода, предусмотренного Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, и учета перечня трудовых функций, изложенных в профессиональных стандартах.

Опыт работы Центра аккредитации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова под руководством Минздрава России по методическому сопровождению процедуры аккредитации специалистов свидетельствует, что значительные трудности при управлении данными изменениями связаны именно с разработкой единой базы оценочных средств, в связи с чем было изучено мнение профессорско-преподавательского состава образовательных организаций об их готовности к участию в этом процессе. Полученные

Реформы здравоохранения

результаты свидетельствуют о возможности привлечения к разработке специалистов прежде всего на добровольной основе: согласятся без предоставления каких-либо условий 51,4%, при достаточной оплате 17,1%, при освобождении от других задач 40%, при зачислении за данную работу образовательных кредитов 25,7%, при выдвижении разработанных материалов на конкурс по методическому мастерству 40%, не согласятся ни на каких условиях 14,3%, затруднились с ответом 8,6% респондентов.

Представленные отличия в организации процедуры аккредитации специалистов от системы сертификации во многом повлияли на готовность образовательных организаций к внедрению предстоящих изменений: только 8,6% опрошенных лиц из числа профессорско-преподавательского состава отметили в анкетах, что не видят проблем при реализации данного проекта в своей образовательной организации, остальные не исключают возникновения трудностей в связи с отсутствием необходимого симуляционного оборудования (17,1%), достаточного количества компьютерного оборудования (42,8%), необходимых площадей в образовательной организации (65,7%), возможности привлечения необходимых специалистов (48,6%), мотивации преподавательского состава к выполнению данных мероприятий (25,7%).

Обсуждение

Результаты исследования показали, что управление изменениями подробно освещено в многочисленных трудах отечественных и зарубежных исследователей. Полученные ими результаты позволили установить, что внедряемые нововведения могут способствовать как организационному развитию системы, так и ее деградации. Достигнутый результат во многом зависит от способности руководства организаций к управлению изменениями, степени воздействия внутренних и внешних усилий, готовности структур и систем к переменам, способности к изменчивости на фоне устойчивости системы, возможности преодоления степени явного и скрытого сопротивления коллектива нововведениям и др. [4—11].

Отрицательный эффект, по мнению В.Л. Семи-кова, следует ожидать при плохо подготовленных изменениях в организациях, которые способствуют появлению у работников нервных расстройств, стрессов и заболеваний, приводят к снижению эффективности и качества труда в организациях [9].

Выводы

Полученные в процессе исследования результаты позволили сформулировать и обосновать практические рекомендации, которые целесообразно использовать при управлении изменениями при переходе с системы сертификации на процедуру аккредитации специалистов.

1. В процессе управления изменениями в здравоохранении основной упор должен быть сделан на качество подготовки аккредитуемых лиц к практической деятельности по специальности.

2. В подготовительный к изменениям период необходимо детально разъяснять педагогическим коллективам информацию о положительных аспектах внедряемых перемен, привлекать к данной работе неформальных лидеров, всячески поддерживать инициативы профессорско-преподавательского состава по развитию образовательной организации.

3. Целесообразно активизировать информационную работу среди обучаемых о целях проводимой аккредитации, о необходимости качественной подготовки к процедуре аккредитации и методике ее проведения.

4. Председатели аккредитационных комиссий до проведения аккредитации специалистов должны проходить 1 раз в 5 лет обучение в объеме 36 ч по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Эксперт аккредитацион-ной комиссии».

5. К разработке единой базы оценочных средств должны быть привлечены на добровольной основе представители различных профессиональных некоммерческих организаций, сотрудники образовательных организаций и работодатели.

6. Процедура сертификации до 1 января 2021 г. должна проводиться с учетом требований нормативно-правовых документов и обеспечивать объективную оценку теоретических знаний и практических навыков у медицинских и фармацевтических работников.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Э.Н. К вопросу об управлении изменениями в современных организациях. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013; [11(59)]: 10.

2. Бухарбаева Л.Я., Егорова Ю.В., Давлетова З.А. Системный подход к управлению изменениями диспропорций в региональной системе здравоохранения. Вестник Челябинского государственного университета. 2014; [5(334)]: 87—92.

3. Глыбочко П.В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования. Медицинское образование и вузовская наука. 2013; (3): 4—8.

4. Голикова Г.В., Мордвинцев А.Н. Управление изменениями в организации: стратегический подход. Регион: системы, экономика, управление. 2012; [3(18)]: 141—4.

5. Крыжановская О.А. Инновационный подход к управлению изменениями в социально-экономических системах. Регион: системы, экономика, управление. 2009; (4): 38—46.

6. Полутова М.А. Управление изменениями в компаниях: фрактальные организации. Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2013; (10): 192—6.

7. Протасова Е.В. Современные подходы к управлению изменениями в организации. Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2011; (2): 31—4.

8. Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М. Возможности новой системы аккредитации специалистов в здравоохранении. Виртуальные технологии в медицине. 2015; [2(14)]: 6.

9. Семиков В.Л. Управление изменениями в организации. Технологии техносферной безопасности. 2013; [2(48)]: 19.

10. Силютин В.И., Сорочайкин В.Н. Социально-онтологические основания в управлении организационными изменениями. Вестник Самарского государственного университета. 2012; [7(98)]: 154—9.

Health care reforms

11. Старостенко А.М. Социальная толерантность и согласие — формы участия граждан в управлении изменениями. Среднерусский вестник общественных наук. 2012; (4-1): 51—8.

Поступила 31.05.2016 Принята в печать 15.09.2016

REFERENCES

1. Bogdanova E.N. To the question about change management in modern organizations. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: ele-ktronnyy nauchnyy zhurnal. 2013; [11(59)]: 10. (in Russian)

2. Bukharbaeva L.Ya., Egorova Ya.V., Davletova Z.A. A systematic approach to the management of changes of imbalances in regional health care system. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2014; [5(334)]: 87—92. (in Russian)

3. Glybochko P.V. The concept of development of professional medical and pharmaceutical education. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovs-kaya nauka. 2013; (3): 4—8. (in Russian)

4. Golikova G.V., Mordvintsev A.N. The management of changes in organizations: a strategic approach. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. 2012; [3(18)]: 141—4. (in Russian)

5. Kryzhanovskaya O.A. Innovative approach to the management of changes in socio-economic systems. Region: .sistemy, ekonomika, upravlenie. 2009; (4): 38—46. (in Russian)

6. Polutova M.A. The management of changes in companies: the fractal organizations. Ekonomika I upravlenie v XXI veke: tendentsii raz-vitiya. 2013; (10): 192—6. (in Russian)

7. Protasova E.V. Modern approaches to the management of changes in the organization. Ekonomika i upravlenie v XXI veke: tendentsii razvitiya. 2011; (2): 31—4. (in Russian)

8. Svistunov A.A., Shubina L.B., Gribkov D.M. Capabilities of the new system of accreditation of specialists in Health Care. Virtual'nye tekhnologii v meditsine. 2015; [2(14)]: 6. (in Russian)

9. Semikov V.L. The management of changes in organization. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti. 2013; [2(48)]: 19. (in Russian)

10. Silyutin V.I., Sorochaykin V.N. The socio-ontological foundations in organizational change management. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; [7(98)]: 154—9. (in Russian)

11. Starostenko A.M. Social tolerance, and consent — forms of participation of citizens in the change management. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. 2012; (4-1): 51—8. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.