ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Балкизов Залим Замирович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, заместитель председателя правления Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования, секретарь комиссии по оценке соответствия мероприятий и материалов Координационного совета по развитию непрерывного медицинского образования Минздрава России; официальный представитель AMEE в СНГ Адрес: 119021, г. Москва, ул. Россолимо, д. 4 Телефон: (495) 921-39-07 E-mail: [email protected]
З.З. Балкизов1, 2, О.Ф. Природова2, Т.В. Семенова2,3, Ж.М. Сизова4
Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование
Z.Z. Balkizov1' 2, O.F. Prirodova2, T.V. Semenova2' 3, Zh.M. Sizova4 Transition to the new system of medical care work permission: accreditation and continuing medical education
1 Association of Medical Societies for Quality of Medical Care and Medical Education, Moscow
2 Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow
3 Department of Medical Education and Personnel Policies in Health Care of Ministry of Health Care of Russian Federation, Moscow
4 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
The article discusses the topical issue for medical education in Russia — transition to continuing medical education and introduction of the accreditation procedure. Since 2021 accreditation of medical specialists on the basis of system of continuing medical education will become the only permission procedure to pursuit of a professional activity. However so far this process is only on start, and there were many rumors, myths and delusions already formed around it. The purpose of the article is to state the key moments associated with the changes which will happen in the next 5 years in the sphere of the higher medical and pharmaceutical education.
Keywords
• continuing medical education
• accreditation of medical specialists
• medical and pharmaceutical education
• permission to professional activity
1 Ассоциация медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования, Москва
2 ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва
'Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, Москва
4 ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России
В статье обсуждается актуальная тема в системе медицинского образования в России — переход к непрерывному медицинскому образованию и внедрение процедуры аккредитации. Уже с 2021 г. аккредитация медицинских специалистов на основе системы непрерывного медицинского образования станет единственной процедурой допуска к осуществлению медицинской деятельности. Однако пока этот процесс лишь на старте, а вокруг данной темы уже образовалось немало слухов, мифов и заблуждений. Цель данной статьи — изложить ключевые моменты, связанные с изменениями в сфере высшего медицинского и фармацевтического образования, которые будут происходить в ближайшие 5 лет.
Ключевые слова
• непрерывное медицинское образование
• аккредитация медицинских специалистов
• медицинское и фармацевтическое образование
• допуск к профессиональной деятельности
Изменения в системе медицинского и фармацевтического образования и допуска к профессиональной деятельности, связанные с поэтапным вступлением в силу различных статей Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в медицинском сообществе вызывают множество противоречивых слухов, часто — неприятие, но, к счастью, большая часть медработников воспринимает изменения с энтузиазмом, понимая, что существующая сегодня система дополнительного профессионального образования (ДПО) не удовлетворяет потребности в получении новых знаний, стала громоздкой и неудобной для всех участников.
В этой статье мы постараемся развеять часть мифов, окружающих внедрение непрерывного медицинского образования (НМО) и переход на аккредитацию специалистов. Пожалуй, главным заблуждением, распространившимся в медицинском сообществе, является перенос сроков перехода на аккредитацию специалиста.
Аккредитация специалиста
Действительно, 31 декабря 2015 г. был принят Федеральный закон № 389 («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), который внес ряд изменений в № 323-ФЗ и № 273-ФЗ («Об образовании в Российской Федерации»), в том числе выдача сертификатов специалистов, дающих право на осуществление профессиональной деятельности, была пролонгирована до 2021 г., но в то же время предусмотрен поэтапный переход к процедуре аккредитации и установлены полномочия Минздрава России по регулированию процедуры аккредитации и этапности перехода на нее. В свою очередь, 25 февраля 2016 г. Минздрав опубликовал приказ № 127 «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специали-
стов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».
Согласно этому приказу, с 1 января 2016 г. по 1 января 2021 г все специалисты (медицинские и фармацевтические работники), работающие в системе здравоохранения, в последний раз получат возможность пройти повышение квалификации с последующей сдачей сертификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Таким образом, последний сертификат может быть выдан 31 декабря 2020 г., а уже в 2021 г. заработает процедура повторной аккредитации лиц, завершивших обучение по программам повышения квалификации и получивших последний сертификат специалиста в 2016 г.
Одновременно началась первичная аккредитация выпускников, завершивших обучение по программам специалитета в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. В 2016 г. процедуру первичной аккредитации прошли выпускники специальностей «стоматология» и «фармация» — всего около 8 тыс. человек. Аккредитация проходила с участием представителей Национальной медицинской палаты, Национальной фармацевтической палаты и Стоматологической ассоциации России, представителей работодателей, командированных региональными органами управления здравоохранением, преподавателей, направленных из других вузов. Первыми результатами аккредитации стали изменения в учебных планах вузов с акцентом на освоение практических умений и более ответственное отношение студентов к подготовке. Аккредитация — это независимый экзамен, призванный стать барьером для профессиональной деятельности недостаточно подготовленных специалистов и снизить количество ошибок, связанных с низкой квалификацией медработников.
В 2017 г. уже все выпускники, завершающие обучение по специальностям укрупненной группы «Здравоохранение», пройдут через процедуру аккредитации и получат допуск к работе в первичном звене. А в 2018 г. эта процедура впервые коснется лиц, которые завершают обучение по программам ординатуры (первичная специализированная аккредитация) и среднего профессионального образования.
Таким образом, очевидно, что сроки аккредитации не переносятся, речь идет о поэтапном и комфортном в первую очередь для медицинских и фармацевтических работников переходе.
Как уже отмечалось выше, аккредитация как барьерный экзамен с высокими ставками — допуск к самостоятельной профессиональной деятельности — должна быть объективной и независимой процедурой. Для обеспечения независимости в оценке к участию в аккредитационной комиссии не допускаются преподаватели выпускающего вуза, а привлекаются представители профессиональных некоммерческих объединений и работодателей (при условии, что они не замещают никаких должностей в вузе, на базе которого проходит аккредитация). Таким образом, предполагается исключить любые формы заинтересованности в искусственной успешной сдаче выпускниками экзаменов и получить реальный срез данных о качестве подготовки выпускников.
Процедура первичной аккредитации уже регламентирована и включает 3 этапа. Первый этап — это тестирование, которое проводится с использованием единого банка тестовых заданий. Для каждого аккредитуемого заводится личный кабинет на сервере Минздрава России и непосредственно в начале экзамена формируется индивидуальный набор из 60 тестовых заданий, на выполнение которых дается 1 ч. Тестирование проходит в помещениях, обеспеченных видеонаблюдением и аудио-
контролем, обязательно в присутствии председателя и членов аккредитационной комиссии. Ответы автоматически фиксируются на сервере Минздрава, и при получении удовлетворительной оценки аккредитуемый переходит ко второму этапу аккредитации.
Второй этап аккредитации основан на совершенно новой для российских вузов технологии — объективном структурированном клиническом экзамене (ОСКЭ). Этот метод используется для оценки клинической компетентности. Рональд Хар-ден, в 1975 г. впервые применивший этот метод оценки, дает ему следующее определение: «Подход к оценке клинической или профессиональной компетентности, в котором компоненты компетентности оценивают планомерно и структурированно, с особым вниманием к объективности оценки».
В основе этого метода лежит комплексная оценка с заранее определенным количеством оценочных станций, моделирующих различные аспекты клинической компетентности. Все участники проходят одинаковые испытания, последовательно переходя от станции к станции в соответствии с расписанием, а выполнение заданий оценивается с использованием чек-листов. Для проведения ОСКЭ могут быть использованы различные тренажеры и симуляторы, а также стандартизированные пациенты. Суть ОСКЭ заключается в имитации процесса обследования и лечения пациента, поэтому испытания на станциях ОСКЭ обычно представляют собой задания на интерпретацию исследований, оценку коммуникативных навыков (сбор анамнеза, сообщение плохих новостей), а также технических навыков. Таким образом, ОСКЭ — это больше, чем комплексный экзамен. ОСКЭ позволяет проверить клинические компетенции, оценить уровень клинических навыков и способностей, связанных с компетентностью осуществления самостоятельной
медицинской деятельности. Эта методика в отличие от традиционных методов оценки позволяет оценить и продемонстрировать, что экзаменуемые могут сделать, а не то, что они знают.
За 40 лет, прошедших со времени изобретения метода Рональдом Харденом, наблюдается стабильный рост использования ОСКЭ для проведения экзаменов у студентов и ординаторов во всем мире. ОСКЭ используется для экзаменов при повышении квалификации в системе НМО и как средство получения обратной связи для коррекции процесса обучения. Сегодня ОСКЭ используется в качестве:
• средства оценки выпускников, претендующих на лицензию для занятия должности или на сертификат для практической деятельности. На модели ОСКЭ основаны вторая часть экзамена PLAB в Великобритании, Квалификационный экзамен II Медицинского совета Канады и оценка клинических умений для получения медицинской лицензии в США (USMLE);
• средства оценки достижения минимального приемлемого стандарта для студентов и резидентов при переводных и выпускных экзаменах в большинстве медицинских школ США, Великобритании и Канады. В Казахстане ОСКЭ стал обязательным экзаменом после III, V и VII курсов во всех медицинских вузах;
• средства оценки интернов при назначении их на более высокие должности в королевских коллегиях врачей различных специальностей в Великобритании;
• средства текущей оценки для коррекции обучения студентов-медиков. ОСКЭ очень хорошо подходит для
критериально-ориентированных, барьерных экзаменов, которые проводятся для принятия решения об успешности завершения программы обучения, заключения о достижении критериев, предусмотрен-
ных программой обучения или стандартами и готовности испытуемого к самостоятельной практической деятельности или переходу к следующей части курса.
Для проведения ОСКЭ в большинстве вузов уже были разработаны специальные архитектурные решения, в частности в Методическом центре аккредитации специалистов на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова созданы специальные помещения, позволяющие физически разделить экзаменаторов и аккредитуемых. При этом экзаменаторы наблюдают за действиями аккредитуемых через одностороннее стекло и выставляют оценки в специально разработанных чек-листах, что позволяет исключить субъективность оценки. Объективности оценки способствует и то, что экзаменаторы не знают ни фамилии, ни номера группы аккредитуемого, — номер присваивается при входе на «цепочку». На каждой станции экзамена ОСКЭ, которую проходит аккредитуемый, — отдельный экзаменатор и отдельный чек-лист для оценки. Далее все данные автоматически заносятся в общую федеральную базу, и только там уже вычисляется результат экзамена. Все происходящее на станции фиксируется видеокамерами и хранится продолжительное время в аккредитационном центре. Безусловно, эта процедура совершенно новая для нашей страны, и, конечно, существует множество проблем, связанных с переходом к этому этапу аккредитации, поскольку он новый не только для студентов, но и для преподавателей, и для организаторов здравоохранения.
Третий этап аккредитации — более традиционный. Он представляет собеседование с ответом на 3 клинические задачи. Каждый экзаменуемый должен отвечать комиссии, включающей трех представителей аккредитационной комиссии. Как и на других этапах, весь процесс собеседования документируется с использованием видео-и аудиоаппаратуры.
Непрерывное медицинское образование
В 2013 г. приказом министра здравоохранения № 82 от 18 февраля 2013 г. был создан Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. В него вошли представители профессиональных обществ по специальностям, медицинских вузов и министерства. Сопредседателями этого совета стали Леонид Михайлович Рошаль, президент Национальной медицинской палаты, и Игорь Николаевич Каграманян, первый заместитель министра здравоохранения РФ. В рамках совета созданы 3 рабочие группы и постоянно работающая комиссия, которая занимается оценкой материалов и мероприятий на соответствие требованиям, установленным советом. Тогда же, в конце 2013 г., стартовал пилотный проект по внедрению НМО «Модель отработки основных принципов непрерывного медицинского образования с участием медицинских профессиональных обществ по специальностям». В 2013—2014 гг. этот проект затронул только специалистов первичного звена: терапевтов, педиатров, врачей общей практики, — в общей сложности 594 специалиста из 12 регионов РФ. В приказе были перечислены 15 образовательных организаций, принимающих участие в проекте, — это организации, подведомственные Минздраву России. Затем в процессе реализации к проекту подключились еще 3 организации: МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Ал-мазова в Санкт-Петербурге и Институт повышения квалификации медицинских специалистов в Хабаровске. Все участники проекта успешно завершили обучение, однако были отмечены проблемы, связанные с двумя основными аспектами: нежеланием работодателей выделять работникам время для участия в мероприятиях, связанных с НМО, т.е. на конференции, вклю-
ченные в реестр активностей НМО, а также отсутствие доступа к сети Интернет на рабочем месте либо отсутствие навыков работы с компьютером.
Приказ Минздрава РФ от 09.06.2015 № 328 пролонгировал действие «пилотного проекта» до 2020 г. и расширил его на всех специалистов с высшим медицинским образованием. С 2016 г. в этом проекте участвуют все вузы, подведомственные Минздраву, с программами повышения квалификации в рамках новой модели НМО. Особенность этих программ состоит в том, что обучение распределяется между вузом и медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. 108 ч выделяется на обучение в вузе, с оговоркой, что не менее 50% времени реализуется в режиме дистанционного обучения, т.е. сотрудники будут оторваны от рабочих мест примерно на неделю, а остальную часть программы они должны пройти с помощью дистанционных образовательных технологий. Оставшиеся 36 ч обеспечиваются мероприятиями которые предоставляют профессиональные общества по специальностям: конференции, организованные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, которые проходят во всех регионах России, а также электронные материалы, которые разрабатываются совместно с профессиональными обществами по специальностям. Для планирования и учета образовательной активности специалистов по участию в образовательных мероприятиях и освоению электронных модулей был создан сайт Координационного совета sovetnmo.ru.
Важно отметить, что любые мероприятия и материалы в рамках Модели проходят обязательную оценку в комиссии при Координационном совете НМО. Комиссия получает от организаторов мероприятий заявки (обычно заявки требуется подавать за 2 мес до начала мероприятия). После проверки материалов на соответствие формальным требованиям их передают на ре-
цензирование профессиональным обществам, которые оценивают содержание мероприятия: насколько оно соответствует современным представлениям и может ли быть признано образовательным. И только после получения положительного заключения данное мероприятие регистрируется, а информация о нем публикуется на сайте. Важно, что рецензенты при данной оценке опираются на чек-листы с перечнем требований к содержанию мероприятия, что позволяет снизить субъективизм при оценке.
В настоящее время Министерство здравоохранения готовит нормативную базу, регламентирующую внедрение системы непрерывного образования для всех специалистов здравоохранения. Проекты документов предусматривают следующие принципы системы:
• непрерывность повышения квалификации за счет равномерного ежегодного распределения образовательной деятельности медработника;
• возможность выбора индивидуальной траектории обучения, включающей различные виды образовательной активности — обучение по программам повышения квалификации, участие в образовательных мероприятиях, освоение электронных образовательных ресурсов;
• привлечение к участию в системе различных организаций, в том числе и профессиональных сообществ;
• учет образовательной активности специалистов через единый информационный ресурс.
Таким ресурсом стал разработанный в 2015 г. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru (далее — Портал). Он обеспечивает возможность планирования и учета результатов образовательной специалистов здравоохранения с формированием образовательного портфолио, в том числе и в рамках
модели отработки основных принципов НМО. Медицинские работники после регистрации на Портале получают доступ к личному кабинету, где могут создать индивидуальный план обучения, включая в него программы повышения квалификации, очные образовательные мероприятия и дистанционные модули.
В перечень программ Портала могут быть внесены образовательные программы, разработанные различными образовательными и научными организациями по всем разделам специальностей и направленные на совершенствование уже имеющихся или освоение новых умений и навыков. Все программы реализуются с применением современных образовательных технологий, таких как симуляци-онное обучение, стажировки, дистанционные образовательные технологии, или в рамках сетевого взаимодействия.
В настоящее время в качестве других компонентов индивидуального плана на Портале представлены образовательные мероприятия и дистанционные модули, разработанные и прошедшие оценку в рамках Модели отработки основных принципов НМО. Для получения доступа к ним специалист автоматически перенаправляется с Портала на сайт Координационного совета. На сегодняшний день на Портале представлена информация о нескольких тысячах программах повышения квалификации, очных образовательных мероприятиях и дистанционных модулях.
К сожалению, зачастую организаторы мероприятий недобросовестно приписывают мероприятие к системе НМО, вводя врачей в заблуждение. Для определения, может ли посещение конкретного мероприятия быть учтено в его индивидуальном плане, специалисту следует уточнить, входит ли оно в перечень мероприятий по его специальности на edu.rosminzdrav.ru. Список зарегистрированных мероприятий также представлен и на сайте Координационного совета www.sovetnmo.ru.
Если мероприятие не анонсировано на вышеуказанных ресурсах баллы за образовательную активность не смогут быть учтены в образовательном портфолио специалиста.
Учитывая, что планируемые изменения в системе дополнительного профессионального образования затронут огромное количество специалистов и организаций, переход займет достаточно много времени. Тем не менее, уже сегодня можно выделить два вида варианта повышения квалификации врачей. Специалисты, получившие свой «последний» сертификат до 1 января 2016 г. могут еще однократно быть допущены до профессиональной деятельности через процедуру сертификации. Предшествующее ей обучение может проходить либо в виде традиционных «сертификационных» циклов, либо в рамках Модели отработки основных принципов НМО.
Если врач прошел «последнюю» сертификация после 1 января 2016 г., то его обучение может проходить в рамках системы непрерывного образования в соответствии с разрабатываемой нормативной базой для последующего допуска к периодической аккредитации. При этом учет его образовательной активности, как в рамках системы непрерывного образования, так и при реализации Модели, будет осуществляться через Портал edu.rosminzdrav.ru.
Все происходящие изменения в первую очередь направлены на возможность получать новые знания и умения, сделать систему повышения квалификации действительно эффективной и полезной для здравоохранения, а медицинскому работнику самостоятельно определять свою образовательную траекторию, в зависимости от реальной потребности в знаниях и навыках, требующихся на его рабочем месте.
Сведения об авторах
Балкизов Залим Замирович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, заместитель председателя правления Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования, секретарь комиссии по оценке соответствия мероприятий и материалов Координационного совета по развитию непрерывного медицинского образования Минздрава России (Москва); официальный представитель AMEE в СНГ E-mail: [email protected]
Природова Ольга Федоровна — кандидат медицинских наук, доцент, проректор по послевузовскому и дополнительному образованию, декан факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва Семенова Татьяна Владимировна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России, Москва Сизова Жанна Михайловна — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой медико-социальной экспертизы, неотложной и поликлинической терапии, директор методического центра аккредитации специалистов ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России E-mail: [email protected]