Научная статья на тему 'Управление инвестициями на уровне муниципального образования'

Управление инвестициями на уровне муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидунова Галина Ивановна, Земскова Наталья Петровна

Раскрываются необходимость управления инвестициями на муниципальном уровне, роль муниципалитета в создании благоприятного инвестиционного климата. Освещаются модель, структура и механизм управления инвестициями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инвестициями на уровне муниципального образования»

3. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 года. М.: МЭРТ РФ, 2007. С. 17.

4. Зелтынь, А.С. Государственная промышленная политика в рыночных экономиках / А.С. Зелтынь // ЭКО. 2003. № 2. С. 46.

5. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 года. М.: МЭРТ РФ, 2007. С. 4.

6. Клавдиенко, В. Государственное регулирование в экономике / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 6. С. 55.

7. Игонина, Л.Л. Инвестиции: учеб. пособие / Л.Л. Игонина. М.: Юристъ, 2002. С. 329.

8. Чистов Л.М. Экономика строительства / Л.М. Чистов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. С. 234, 245.

Г.И. СИДУНОВА, Н.П. ЗЕМСКОВА (Волгоград)

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раскрываются необходимость управления инвестициями на муниципальном уровне, роль муниципалитета в создании благоприятного инвестиционного климата. Освещаются модель, структура и механизм управления инвестициями.

Одна из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления РФ на современном этапе, заключается в создании необходимых условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения страны. На местном уровне это выражается в обеспечении комплексного социально-экономического развития каждого поселения, что неразрывно связано с эффективным управлением инвестиционными процессами органами местного самоуправления на подведомственной территории. Федеральный закон от 6.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» среди полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделяет необхо-

димость принятия и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Одним из важнейших в системе экономических показателей для муниципалитета является объем вовлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов. Экономическая безопасность территории напрямую связана с объемами реального инвестирования, обновлением основного капитала, оживлением инвестиционной активности, повышением эффективности инвестиционных процессов. Инвестиционные процессы, являющиеся толчком к развитию экономики муниципального образования, к активности хозяйствующих субъектов, во многом определяют ход других экономических процессов.

Принимаемые на федеральном и областном уровнях меры не могут решить всех проблем, связанных с низкой инвестиционной привлекательностью отдельно взятого муниципального образования. Политика вышестоящих уровней позволяет создать единые правила игры для всех участников инвестиционного процесса, повышая, таким образом, привлекательность российского рынка инвестиций. Дальнейшая инициатива на локальном уровне по стимулированию притока инвестиций играет роль дополнительного катализатора и определяет большую или меньшую инвестиционную привлекательность данной территории по сравнению с другими.

В целом роль муниципалитета в создании благоприятного инвестиционного климата и стимулировании инвестиций сложно переоценить. Муниципалитет лучше знает имеющиеся на территории ресурсы, естественно, речь идет не только о природных ресурсах, но и о кадровом потенциале, инфраструктуре и т.д.

Муниципальное образование, обладающее собственным уникальным характером и уровнем социально-экономического развития, в этих условиях становится наиболее уязвимой, но вместе с тем и наиболее адаптируемой экономической системой. Имея огромный экономический потенциал, муниципальное образование сегодня не обеспечивает его эффективного использования. Именно поэтому возникает необходимость оценки эффективности проводимых преобразований.

© Сидунова Г.И., Земскова Н.П., 2008

корпорация

Предприятия, Общественные

организации А организации

муниципального муниципального

образования образования

і г

І

Администрация

< —^ муниципального ► Структуры субъекта

Венчурная компания образования ¿Федерации

муниципального

/ \ образования

І

Законодательные и

Финансовые контролирующие

организации органы РФ, субъекта

муниципального Федерации,

образования муниципального

образования

Рис.1. Взаимодействие участников инвестиционного процесса муниципального

образования

Целенаправленное воздействие органов власти на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития муниципального образования является сущностью механизма реализации инвестиционной политики. Конечный эффект проводимой инвестиционной политики зависит, в первую очередь, от адекватности и адаптивности ее механизма.

Практика показывает, что муниципальная инвестиционная политика в условиях рыночной среды находится в стадии формирования экономического механизма ее реализации. К тому же не до конца отлажена ее организационная сторона. Иными словами, многие муниципальные образования не готовы вести инвестиционную политику в рыночных условиях.

Учитывая специфику местных органов самоуправления, считаем, что одним из способов формирования привлекательной инвестиционной политики в настоящее время может стать создание инвестиционной корпорации муниципального образования (ИКМО).

Предполагается, что ИКМО должны сконцентрировать активы и финансовый капитал, направить их на развитие территории в рамках комплексных инвестиционных проектов.

В основе метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы управления. Сочетание составляющих механизма управления определяется индивидуальными особенностями государственного устройства. ИКМО создаст условия, когда средства муниципального образования никуда не уходят, а вкладываются в развитие территории.

Помимо локализации и консолидации финансовых ресурсов, необходимо обеспечить привлекательность территории для внешних инвестиций. Внятность и потенция системы ИКМО должны обеспечить взаимодействие на равноправных началах с финансовыми структурами и конкурентоспособность на уровне партнеров, не ограниченных территорией.

Одной из ключевых задач ИКМО является «достройка» общего массива хозяйствующих субъектов муниципального обра-

зования «до рыночного вида». С участием ИКМО, а возможно, и в качестве ее структурных элементов предполагается создание целого ряда компаний и корпораций: лизинговых, финансовых, страховых и т.п.

Основная задача ИКМО - инвентаризация активов территориального образования и текущий мониторинг ресурсов. Под активами в данном случае понимаются природный, финансовый, производственный, социальный и другие потенциалы. Особое внимание будет уделено государственной, в первую очередь муниципальной собственности, а также приоритетам ее эффективного использования. Предполагается также решить проблему низкой финансово-хозяйственной дисциплины предприятий и развязать узлы взаимозадолжен-ностей, в том числе связанные с бюджетными долгами и долгами энергетикам. Система инвестиционных корпораций позволит «вывести на свет» значительную долю теневого капитала.

Консолидация инвестиционного потенциала муниципального образования в рамках совокупности инвестиционных корпораций позволит улучшить систему планирования социально-экономического развития территории и взаимодействия всех участников процесса, повысить свою инвестиционную привлекательность, реализовывать совместные проекты по развитию транспортной и социальной инфраструктуры, ресурсосбережению и экологии.

В рамках ИКМО для достижения общих целей развития должны объединиться средства государства, предпринимателей и населения. Основу стабильного развития составят вложения в реальный сектор экономики, и сегодня, в связи с введением Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», это способны сделать и муниципальные образования.

Единоначалие в координации действий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и управления инвестиционными процессами обусловливают наличие структуры в органах местного самоуправления, ответственной за весь блок вопросов, связанных с развитием и управлением инвестициями и способной определять приоритетность оперативных и стратегических проблем развития муниципального

образования, проводить единую политику и в инвестиционной сфере; координировать деятельность органов исполнительной власти с заинтересованными лицами; поддерживать конкурентоспособные инвестиционные программы.

Немаловажным шагом является создание венчурного фонда. Он создается в соответствии с действующим законодательством в целях реализации программы развития и поддержки внедрения инноваций в производство.

Роль инвестиций в социально-экономическом развитии значительно возросла. Улучшение инвестиционного климата является одной из ключевых задач, стоящих перед страной. В стране произошел ряд изменений, направленных на улучшение инвестиционного климата в России. Все это должно позволить уже в ближайшее время создать условия для значительного притока долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику России и, как следствие, повысить уровень и качество жизни населения.

Тенденция к расширению самостоятельности муниципальных образований обусловливает необходимость эффективной координации деятельности подсистем и компонентов муниципальной структуры по воспроизводству политических, экономических, социальных и управленческих процессов, а также взаимодействия ее с государственными структурами.

Таким образом, необходимо рассматривать управление системой формирования инвестиционной политики, развития и использования инвестиционного потенциала в соответствии с основными направлениями инвестиционной политики и социально-экономического развития экономической системы.

Степень использования инвестиционного потенциала, возможность управления процессами его формирования, развития и распределения между сферами, отраслями и предприятиями единого народнохозяйственного комплекса определяются эффективностью системы управления инвестиционным потенциалом социально-экономической системы различных уровней власти. Под данным управлением понимается непрерывное воздействие со стороны субъекта на объект управления на основе специально разработанного механизма воздействия, обеспечивающего достижение определенных целей.

со

СП

Финансово- Финансовые

кредитные средства

учреждения населения

(долевое

участие)

Банки

Потребительс

кие

кооперативы

Финансовые фонды (фонд поддержки предпринимат елей и т.д.)

Лизинговые

компании

Общественные организации: ЗАО, ОАО, ООО

Бюджетные средства (собственные доходы, фонд развития и стимулирования муниципальных образований)

Наличие должностного лица (отдела), ответственного за инвестиции

Инвестиционная корпорация муниципального образования (ИКМО)

Венчурный

фонд

Администрация

муниципального

образования

Страховые

организации

Структуры

субъекта

Федерации

Предприятия и организации

Рис.2. Модель инвестиционной корпорации муниципального образования

ЭКОНОМИКА

Венчурный фонд муниципального образования

Миссия фонда: содействие

преумножению национального богатства в области человеческого капитала

Стратегия фонда: мониторинг и анализ тенденций развития; поиск универсальных проектов; проведения комплекса консультационно-управленческих мероприятий; возможность партнерства; тщательный отбор проектов

Цель фонда: реализация программы развития, привлечение инвестиций

Основные приоритеты фонда:

— участие в производстве товаров-лидеров;

— ориентация на экономически перспективные отрасли;

— другие направления реального сектора экономики, сумевшие доказать технологическую, организационную, управленческую перспективность своего развития

Рис 3. Миссия, стратегия, цель и основные направления венчурного фонда муниципального образования.

Для реализации инвестиционной политики с целью повышения уровня и качества жизни населения нужен адекватный механизм управления. Комплексный характер программных мероприятий инвестиционной политики вызывает необходимость формирования информационно-ко-ординирующей структуры для развития инвестиционных процессов в муниципальном образовании, управления инвестиционным потенциалом.

Создание инвестиционной привлекательности муниципального образования во многом связано с совершенствованием механизма управления инвестициями, учитывающего современное состояние российской экономики и особенности территории.

Рассмотренные подходы позволят изменить инвестиционный климат муниципального образования и создадут необходимые предпосылки для развития территории и повышения качества жизни населения.

Литература

Иванов, Е. Нормативная модель управления инвестициями на уровне муниципального образования / Е. Иванов // Инвестиции в России. 2004. №2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Н. ЦЫГАНКОВА, Е.М. ГУЗЕВА (Волгоград)

БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Рассматривается развитие современной российской банковской системы, определяются свойства банковского маркетинга и перспективы его использования с целью повышения конкурентоспособности банка.

В современных условиях важной составляющей развития экономики является банковская система, обеспечивающая эффективное использование денежных ресурсов. В то же время работа банков зависит от того, насколько предоставляемые услуги соответствуют требованиям клиентов. Банковские операции как действия имеют неосязаемую форму; чтобы быть проданной, банковская операция должна воплотиться в банковский продукт, соответственно, спрос, предъявляемый покупателем на банковский продукт или операцию, определяет степень успешности мероприятий.

Для изучения возможностей привлечения ресурсов, потребностей клиентов, потенциальных изменений в деятельности

© Цыганкова В.Н., Гузева Е.М., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.