Научная статья на тему 'Совершенствование управления инвестициями муниципальных предприятий жилищно- коммунального хозяйства Вологодской области'

Совершенствование управления инвестициями муниципальных предприятий жилищно- коммунального хозяйства Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления инвестициями муниципальных предприятий жилищно- коммунального хозяйства Вологодской области»

Совершенствование управления инвестициями муниципальных предприятий жилищнокоммунального хозяйства Вологодской области

Малкова И. А.

Ирина Алфеевна Малкова —

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и финансов филиала СЗАГС в г. Вологда.

Инвестиционная деятельность является основой экономического роста любого предприятия и региона в целом. Разработка системы управления инвестициями — это комплексная проблема, которая предполагает оценку изнутри; оценку связей с внешними экономическими параметрами; создание механизма контроля и адекватной организационной структуры.

Главная особенность инвестиционной деятельности муниципальных предприятий заключается в том, что основным источником финансирования вложений в основные фонды для них являются бюджетные ресурсы.

Муниципальные предприятия и бюджет муниципального образования являются собственностью и инструментом органов местного самоуправления и предназначены для реализации своих функций по обеспечению жизнедеятельности населения. В этой связи основные фонды муниципальных предприятий и бюджет муниципального образования следует рассматривать как единый, неделимый капитал органов местного самоуправления.

3/2005

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

119

ЕЕ ОИ ^ і СА ЕВ ЧО

^ Ь-

О К

120

3/2005

Инвестирование в основные фонды муниципальных предприятий за счет средств бюджета нарушает в принципе инвестиционную технологию в части объединения в одном лице инвестора и инвестируемого и не увеличивает капитал муниципалитета. Более того, как правило, инвестиционными технологиями не предусматривается возврат в полном объеме ресурсов, полученных муниципальным предприятием из местного бюджета. В этом случае реализация инвестиционного проекта осуществляется без должной ответственности за экономические результаты и сроки окупаемости проекта, что, как правило, приводит к нарушению одного из базовых принципов инвестиций — принципа целевой направленности. Особенность деятельности муниципальных предприятий заключается в том, что рассматриваемые системы не имеют замкнутого финансового цикла. Это означает, что значительная часть затрат на производство услуг покрывается за счет внешних (бюджетных) источников. Отсутствие доходности и неоправданно высокий риск вложений существенно снижает инвестиционную привлекательность муниципальных предприятий.

Основная причина, на наш взгляд, такого экономического положения муниципальных предприятий заключается в отсутствии достаточного объема бюджетных ресурсов и реального финансового механизма деятельности таких предприятий, предусматривающего рыночные условия хозяйствования в данной сфере.

В качестве основного фактора, препятствующего развитию рыночных отношений в муниципальном секторе

экономики в первую очередь следует отметить стремление органов местного самоуправления к директивному порядку установления тарифов на продукцию, работы, услуги муниципальных предприятий по всем видам осуществляемой деятельности. Это в полной мере относится к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.

Свои действия органы местного самоуправления аргументируют положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, в соответствии с которым органы местного самоуправления «регулируют цены и тарифы на продукцию, работы, услуги муниципальных предприятий» (ст. 31).

Таким образом, директивный порядок действия заниженных цен (тарифов) на все виды продукции, работ, услуг приводит к увеличению убытков муниципальных предприятий из-за субсидиарной ответственности (ст. 56 Гражданского кодекса), и в результате ложится дополнительным бременем на местные бюджеты, связанным с покрытием убытков. Переход жилищного хозяйства к самофинансированию остается неотъемлемой частью происходящих в стране экономических преобразований, проводимых в России, что ярко представлено реализацией известного Федерального закона № 122.

Проблемы, с которыми столкнулись органы местного самоуправления, в каждом муниципальном образовании Вологодской области можно свести к следующим:

1. Недостаточная для успешного проведения намеченных мероприятий по реформированию

жилищного хозяйства законодательно-нормативная база, что является тормозом для дальнейшего развития рыночной экономики в целом.

2. Финансирование муниципальных предприятий в основном осуществляется по остаточному принципу.

3. Проводимая тарифная политика не обеспечивает полное возмещение затрат на предоставление услуг и инвестиционные затраты, и тем самым не создает основы для самофинансирования и рентабельности муниципальных предприятий.

Проанализировав проблемы инвестиционной деятельности на примере муниципальных предприятий Вологодской области, мы пришли к заключению, что средства на инвестиционные цели предоставляются и в качестве бюджетных кредитов для проведения капитального (восстановительного) ремонта, и на расширенное воспроизводство, при осуществлении которого создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности субъектов муниципальных образований.

Следует отметить, что большая часть бюджетных ресурсов направляется не на инвестирование, а на субсидирование, об этом свидетельствует обзор программ социально-экономического развития ряда муниципальных образований области. Анализ статистических данных показывает, что основная часть бюджетных ресурсов направляется не на восстановление основных фондов, а на покрытие переменных издержек. Так, доля инвестиций в основной капитал предприятий коммунально-

го хозяйства территории за последние три года не превышала 2,6% от общего объема инвестиций, направленных на развитие различных отраслей экономики и промышленности в целом по области. Объем инвестиций за 2004 г. составил в сумме 189,3 млн руб., что на 24% меньше, чем за предыдущий год. Отмечается значительный перекос в распределении инвестиционных ресурсов в экономике области. Большая часть инвестиций сосредоточена в отраслях черной металлургии и транспорта, которые, с точки зрения инвестора, являются более привлекательными. Из оценки структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования видим, что главным источником инвестиций предприятий Вологодской области является преимущественно прибыль — около 42%, амортизация — около 33% и бюджетные средства — 10,5%.

Анализ возможных источников финансирования инвестиций в основные фонды муниципальных предприятий жилищного хозяйства позволяет сделать вывод о том, что в сложившейся ситуации собственные ресурсы в виде амортизационного фонда не в состоянии быть инвестиционным ресурсом, поскольку материальные и нематериальные активы предприятий практически полностью исчерпали свой паспортный ресурс. Отсутствие амортизационного фонда делает невозможным воспроизводство материальных активов предприятий. Прибыль также не может являться источником инвестиций для таких предприятий, так как убытки предприятий жилищно-коммунального хозяйства за 2004 г. составили более 32 млн руб. и имеют тенденцию к увеличению. Оценка статистиче-

3/2005

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

121

м к

О 5 ^ I О < м ес

р- о

2==

^ ь-

С

122

3/2005

ской отчетности о результатах деятельности предприятий ЖКХ по Вологодской области показала, что коммунальные хозяйства практически всех муниципальных образований являются убыточными.

Традиционно органы местного самоуправления изыскивают средства для реконструкции жилищно-коммунального хозяйства в бюджетах субъектов федераций, а население пока оплачивает лишь часть от стоимости предоставляемых ЖКХ услуг. Подобная ситуация приводит к естественным убыткам предприятий муниципального образования, поскольку нарушается рыночный принцип самоокупаемости и принцип самовоспроизводства основных фондов, а инвестирование в основные фонды муниципальных предприятий за счет средств бюджета нарушает инвестиционную технологию в части объединения в одном лице инвестора и инвестируемого. В этом случае реализация таких инвестиционных проектов осуществляется без должной ответственности за экономические результаты и сроки окупаемости проекта. Поэтому, на наш взгляд, технология инвестирования в развитие основных фондов муниципальных предприятий, в том числе предприятий ЖКХ, из бюджетов любого уровня не является перспективной.

Следует отметить, что банковский сектор экономики относит кредитование муниципальных предприятий к третьей группе риска, то есть кредитование, связанное с максимально высоким уровнем риска. Согласно отчетным данным коммерческих банков области можно сделать вывод о том, что наиболее привлекательной от-

раслью экономики для банковского сектора в Вологодской области является химическая промышленность и машиностроение.

Отсутствие отрасли жилищнокоммунального хозяйства в кредитном портфеле банков связано с низкой инвестиционной привлекательностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства, неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием ликвидного залогового фонда для обеспечения инвестиционного проекта.

Мы считаем, что основной задачей преобразований в коммунальной сфере является перераспределение ответственности, в том числе и финансовой, между государством, муниципалитетами, эксплуатационными службами и жильцами. На смену в большей или меньшей степени отлаженным финансовым процедурам бюджетного финансирования отрасли необходимо сформировать новые механизмы экономических отношений с участием в этом процессе региональных банков. Кредитные организации в силу специфики своей деятельности являются наиболее устойчивыми финансовыми структурами, имеющими прозрачную для властей, контрагентов, частных вкладчиков кредитную историю и информационно-технологические платформы, позволяющие наиболее адекватно заместить казначейские процедуры и открыть новые возможности для организации финансирования отрасли.

Наиболее востребованными в настоящее время являются следующие предоставляемые услуги банковского сектора:

1) формирование и сопровождение инвестиционных программ

муниципальных предприятий жилищного хозяйства;

2) стабилизация текущего финансового состояния;

3) формирование оптимальных систем учета и взаимодействия муниципальных предприятий жилищного хозяйства с поставщиками услуг и собственниками жилья.

Основными направлениями инвестиционной привлекательности в муниципальные предприятия, с нашей точки зрения, следует признать:

1. модернизацию инженерных сетей и действующих технологий предприятий ЖКХ;

2. развитие программ энергоресурсосбережения;

3. программы установки индивидуальных приборов учета и регулирования.

Цель организации системы инвестирования в жилищно-коммунальный комплекс состоит в объединении и координации действий предприятий жилищно-коммунального хозяйства, частных инвесторов, учреждений, заинтересованных в развитии инвестиционной

деятельности, в формировании инвестиционных ресурсов и инвестировании в проекты комплекса, в организации и контроле финансовых потоков инвестиционных ресурсов через коммерческие банки.

Для решения народно-хозяйственной задачи по управлению инвестициями муниципальных предприятий, обеспечивающих переход предприятий от затратной системы управления к доходной, необходимо провести мероприятия, указанные в табл. 1 на с.124.

Таким образом, основным преимуществом предлагаемого механизма управления инвестиционными ресурсами в основные фонды муниципальных предприятий от имеющегося бюджетного финансирования является стимулирование перехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства к доходным механизмам хозяйствования, способствующим эффективному использованию технологических инноваций, снижению издержек, а также повышению мотивации потребителей услуг участвовать в управлении внутренней стоимостью основных фондов муниципальных предприятий.

3/2005

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

123

Таблица1 . Мероприятия инвестиционной привлекательности муниципальных предприятий Вологодской области

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

124

3/2005

Мероприятия управления инвестициями Эффективность предлагаемых мероприятий

Реструктуризация предприятия (аллокационные инновации). 1) Создание лучших условий для освоения новых выгодных видов продукции (услуг) при низких издержках за счет использования более совершенных технологических процессов. 2) Позволит увеличить степень вертикальной и горизонтальной интегрированности предприятия в отношении выпускаемой продукции (услуг), или повысить ее инвестиционную привлекательность, кредитоспособность и надежность в качестве делового партнера.

Создание муниципального банка на территории Вологодской области 1) Повышение эффективности управления бюджетными средствами муниципальных образований, его участие в финансировании городских социально-экономических программ. 2) В качестве инвестиционных ресурсов рассматривается весь потенциал региона: основные и оборотные фонды, акционерный капитал, природные ресурсы, художественные ценности и прочее. Это существенно расширяет возможности поиска и привлечения средств для развития объектов обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Организация венчурного инвестиционно-производственного концерна Основное преимущество — это стимулирование перехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства к доходным механизмам хозяйствования, эффективному использованию ресурсов в технологических инновациях, снижению издержек, а также повышению мотивации потребительских услуг, участию в управлении внутренней стоимостью основных фондов муниципальных предприятий.

Привлечение финансовых ресурсов потребителей к управлению внутренней стоимостью основных фондов инвестируемого предприятия Заинтересованность инвесторов в повышении потребительских свойств предоставляемых услуг, размещение свободных денежных средств, выполнение контролирующей функции и функции самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.