Если величина BCR>1, то реструктуризация произведена без убытков в результате досрочного завершения инвестиционного проекта.
При движении по временной оси (t) в рамках интервала [t34; t4] с интервалом (Dt) при падении значения (IRR) ниже требуемой величины, привлекаются дополнительные ресурсы по линиям (PR) и (Pj) и в случае продолжающего дефицита средств, ряд управленческих решений развивается по логике (В), означающую последовательную реструктуризацию инвестиционной и производственной структур промышленной корпорации. Все высвобождающиеся в результате этих действий ресурсы идут на погашение дефицита ресурсов для инвестиционного проекта. Если в результате выполнения управленческих действий величина (IRR) приняла требуемое значение, то реструктуризация структур прекращается с целью продолжения производственной и инвестиционной деятельности оставшимися в распоряжении корпорации мощностями.
Таким образом, успешное завершение инвестиционного высокотехнологичного проекта во многом зависит от эффективного управления процессом получения дополнительных инвестиционных доходов, позволяющих сохранить на требуемом уровне значение внутренней нормы рентабельности, несмотря на негативные всплески характеристик внешней среды инвестиционного проекта [4].
Литература:
1. Гиляровская Л., Вехорева А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. 1-е издание. Санкт-Петербург: Изд-во «ПИТЕР», 2004 г.
2. Попков В.П., Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций. 1-е издание. Санкт-Петербург: Изд-во «ПИТЕР», 2004 г.
3. Сельсков А.В. Управление инвестиционными потоками промышленного предприятия. Дисс. канд. экономических наук. М: ГАСИС, 2005 г.
4. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении. М: Изд-во «ДЕЛО», 2002 г.
УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Кретова В.А., аспирантка ГАСИС
Представлено теоретическое обоснование и методическая проработка эффективных инструментов управления инвестированием в создание и развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса, направленных на повышение конкурентоспособности рекреационного комплекса, рост его инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: управление инвестированием, инновационная инфраструктура, рекреационый комплекс.
MANAGEMENT OF INVESTMENT OF CREATION AND DEVELOPMENT OF AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF A RECREATIONAL COMPLEX (ON AN EXAMPLE OF THE TVER REGION)
Kretova V., GASIS, the post-graduate student
The theoretical substantiation and methodical study of effective tools of management by investment is presented to creation and development of an innovative infrastructure of the recreational complex, directed on increase of competitiveness of a recreational complex, growth of its investment appeal.
Keywords: management of investment, an innovative infrastructure, racreation complex
Гармоничное развитие национальной экономики во многом определяется реализацией стратегического подхода к комплексному использованию потенциала хозяйствующих субъектов всех сфер, отраслей и секторов экономики, во всех регионах страны. В условиях высокой территориальной неравномерности развития отечественной экономики, многие регионы вынуждены компенсировать недостаточный уровень развития производства, активным развитием сферы услуг, включая развитие рекреационных комплексов.
В качестве характерного примера регионального рекреационного комплекса в работе рассматривается рекреационный комплекс Тверской области. Тверская область, расположенная между крупнейшими мегаполисами - Москвой и Санкт Петербургом, в последние десятилетия испытывает серьезные проблемы с развитием промышленности, связанные со множеством проблем, в том числе с оттоком высококвалифицированных кадров в более богатые регионы. Вместе с тем Тверская область обладает колоссальным потенциалом развития природного рекреационного комплекса, способного существенно повысить уровень социально-экономического развития региона.
Под рекреационным комплексом понимается совокупность территориально близких, функционально взаимосвязанных природных зон, используемых для активного отдыха и восстановления жизненных сил, тренировки человеческого организма, снятия физических и психоэмоциональных переутомлений, то есть гармонично сочетающие в себе возможности физкультурно-спортивного и досугового отдыха.
Уровень использования богатейшего потенциала рекреационных территорий российских регионов в настоящее время в целом,
несмотря на наличие точек роста, можно охарактеризовать как низкий и обладающий недостаточным уровнем конкурентоспособности на международной арене. Для достижения конкурентоспособного уровня предоставления услуг отечественными туристско-рекреационными комплексами многих регионов России необходимо обеспечить соответствующий уровень инфраструктурного развития. При этом предпринимаемые в отечественной попытке копировать зарубежные варианты создания инновационной инфраструктуры рекреационных комплексов в большинстве случаев являются неудачными.
Во-первых, процесс воспроизведения инфраструктуры рекреационного комплекса занимает достаточно продолжительное время, в течение которого происходит моральное старение воспроизводимого варианта (подхода), что автоматически закладывает отставание уровня создаваемой инфраструктуры от параллельно развивающейся в мировой практике.
Во-вторых, качество воспроизведения инфраструктуры рекреационного комплекса может значимо уступать выбранному за основу образцу, в силу недостатка навыков в реализации выбранных технологий и т.д.
В-третьих, сам выбор образца инфраструктуры рекреационного комплекса может оказаться неудачным, в том числе, в связи с недостаточным учетом особенностей, как развиваемой рекреационной зоны, так и рекреационной зоны, выбранной в качестве образца.
Для достижения конкурентоспособности отечественных рекреационных комплексов на международной арене, в условиях стремления Российской Федерации, необходимо реализовать инноваци-
онные подходы к развитию инфраструктуры рекреационных комплексов.
Реализация инновационного подхода к комплексному развитию инфраструктуры рекреационных комплексов требует вложения значительных инвестиций. В условиях протекающего экономического кризиса эта задача представляется достаточно сложной, в связи с чем, возникает необходимость в совершенствовании систем управления инвестированием создания и развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса.
В процессе исследования теоретико-методологических основ управления рекреационным комплексом как составляющей региональной инвестиционной политики на первом этапе был определен рекреационный комплекс как объект управления инвестированием.
Проведенные исследования показали, что, отталкиваясь от исходного значения латинского гесгеайо — творение заново, восстановление, отдых, развлечение, рекреационные комплексы рассматриваются как системы предоставления активного отдыха для восстановления жизненных сил, тренировки человеческого организма, снятия физических и психоэмоциональных переутомлений, нейтрализация негативных последствий производственной деятельности.
В данной работе рассматривается территориальные рекреационные комплексы, которые являются частью общего хозяйственного комплекса территорий разного уровня, и представляют собой сочетание рекреационных учреждений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными производственными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом.
В современной практике рекреационные комплексы чаще всего рассматриваются как источник восстановления физических сил, способствующих увеличению производительности труда работающих. В более широком смысле рекреационные комплексы рассматриваются как источник восстановления физического и психического здоровья. В любом случае рекреационный комплекс рассматривается как источник восстановления сил и здоровья человека, израсходованных в процессе труда, в свободное от работы время путем осуществления физиологических, медицинских, социальноэкономических, архитектурно-строительных и других компонентов организации отдыха населения. То есть речь идет о компенсации издержек постиндустриального общества, провоцирующего развитие малоподвижного образа жизни, снижение мышечных затрат и ухудшение здоровья человека, путем развития физической культуры, в более общем случае в сочетании с расширением кругозора, развитием эстетической и нравственной культуры.
По нашему мнению принятое представление о рекреационном комплексе справедливо лишь в условиях экономической самодостаточности анализируемых территорий. В современной России экономически самодостаточными по мнению экспертов в докризисный период (к концу 2007 года) было пятнадцать субъектов федерации, а в период кризиса (в начале 2009 года) их число сократилось до девяти при общем числе 83. В этих условиях, с учетом экономического кризиса и спада промышленного производства в РФ, развитие сферы услуг в части эффективного развития территориальных рекреационных комплексов представляется важным источником инвестиционного развития, способным стимулировать развитие других сфер экономики. Высокий потенциал большинства российских территориальных рекреационных комплексов не выдерживает конкурентоспособности на международной арене в связи с недостаточным развитием инфраструктуры. Попытки копирования инфраструктуры зарубежных рекреационных комплексов приводят к отставанию их развития. Поэтому эффективным вложением средств в развитие отечественных рекреационных комплексов может, является только инвестирование в развитие их инновационной инфраструктуры. Необходимость многоаспектного развития рекреационных комплексов, включая направления спортивно-оздоровительного, туристического, сохранения культурного наследия и развития сферы культуры в целом предъявляет новые требования к управлению инвестированием в развитие инновационной инфраструктуры.
Исследования основных методологических положений формирования и регулирования инвестиционной деятельности в рекреационном комплексе региона показали, что они во многом определяются теоретическими положениями стратегического регулирова-
ния воспроизводственного процесса в регионе, и включают следующие ключевые позиции.
Во-первых, инвестиционной деятельности в рекреационном комплексе определяется решением задачи системного, многофункционального развития, означающего формирование таких соотношений и пропорций между входящими в комплекс рекреационными зонами и направлениями их социально-экономического развития, которые не только увеличили бы производительность труда населения региона, но и создали бы условия для привлечения в регион инвестиций. Привлечение инвестиций в рекреационный комплекс должно осуществляться за счет развития туризма в спортивно-оздоровительном, историко-культурном и иных направлениях деятельности за счет формирования инновационной инфраструктуры, обеспечивающей комплексу международную конкурентоспособность.
Во-вторых, механизм регулирования инвестиционной деятельности при реализации стратегии развития рекреационного комплекса должен предусмотреть возможность постоянного контроля развития соотношений, складывающихся между:
- рекреационными зонами комплекса;
- предоставляемыми в системе услугами, определяющими уровень конкурентоспособности инфраструктуры комплекса;
- экономическими процессами в рекреационном комплексе и регионе в целом, включая экономические и финансовые потоки;
- ресурсным и экономическим потенциалом рекреационного комплекса;
- социально-экономическими процессами развития региона.
В-третьих, необходимо определить состав и провести ранжирование необходимых услуг рекреационного комплекса, обеспечивающих ускоренное достижение конкурентных преимуществ на мировом рынке за счет развития инновационной инфраструктуры.
В-четвертых, в рамках системы управления инфраструктурой рекреационного комплекса необходимо, исходя из принципа получения максимальной прибыли, добиться определить меру рационального сочетания централизации и децентрализации и эффективного уровня демократизации в управлении инвестированием в инфраструктуру, с учетом масштабов и скорости принятия решений.
В-пятых, необходимо цикличное развитие инфраструктуры рекреационного комплекса исходя из поступательного повышения норм рационального природопользования и улучшения экологической обстановки.
В-шестых, оптимизация развития инфраструктуры рекреационного комплекса определяется реализацией политики реинжиниринга в отношении нее. Политика реинжиниринга предполагает возможность модульного развития инновационной инфраструктуры, путем инвестирования необходимых ресурсов для обеспечения конкурентоспособного уровня развития рекреационного комплекса исходя из заданного уровня социально-экономической эффективности.
В-седьмых, на уровне региона должна быть активизирована политика активного использования временно свободных инвестиционных ресурсов, перераспределяемых на льготных условиях из рекреационного комплекса в промышленную инфраструктуру, и наоборот - из промышленного комплекса в инновационную инфраструктуру рекреационного комплекса.
Исследования проблем управления инвестированием в создание и развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса Тверской области показали следующее.
Тверская область, как типовой представитель российской экономики, в докризисное десятилетие представляла собой динамично развивающийся регион (рис.1).
Моделирование динамики роста валового регионального продукта Тверской области в период с 1998г. по 2008г. с уровнем достоверности свыше 0,99 показало, что ВРП не только растет со средним темпом 6,87% в год, но и имеет ускорение 6,85% в год, с одной стороны. С другой стороны, если отталкиваться от фактического уровня развития, то ВРП Тверской области в 2007г. только приблизился к уровню развития 1989г. Кроме того, несмотря на то, что Тверская область является самой обширной областью Центральной России (84,1 тыс. км2), по уровню ВРП в Центральном федеральном округе область занимает лишь восьмое место из шестнадцати.
Кризис 2008-2009гг. существенно осложнил промышленное развитие практически всех российских регионов, включая Тверскую область. В этих условиях развитие рекреационного комплекса
1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.
Рис.1. Динамика валового регионального продукта Тверской области.
Тверской области, учитывая его огромный потенциал (доходы от реализации его услуг оцениваются в 2,5 млрд. рублей в год, что составляет 1,57%), становится еще более актуальной задачей в сфере регулирования социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на региональном уровне.
Однако при всей уникальности рекреационного комплекса Тверской области существует комплекс проблем в его развитии.
Среди проблем развития рекреационного комплекса Тверской области традиционно выделяются: недостаток инвестиций; узкий ассортимент предоставляемых услуг; высокий уровень сезонности туристской активности; недостаточная деятельность по продвижению рекреационного комплекса как территории, благоприятной для туризма и отдыха, недостаточно устойчивый имидж Тверской области, как туристского региона. Однако детальное изучение перечисленных проблем показывает, что в их основе многих из них лежит в недостаточном уровне развития инфраструктуры. В этой связи, например, постановка задачи в Областной целевой программе «Развитие туризма в Тверской области на 2008 год» повысить показатель удовлетворенности туристов, полученными туристскими услугами с 47% в 2007 году до 48 % к концу 2008 года, представляется малоперспективной. Для достижения конкурентоспособности рекреационного комплекса Тверской области не только на внут-рироссийском, но и на международном уровне необходимо качественное совершенствование инфраструктуры, базирующееся на комплексном инновационном подходе.
Основные проблемы управления инвестированием в создание и развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса Тверской области связаны:
- во-первых, с отсутствием научного обоснования рационального облика создаваемой инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса, как объекта инвестирования, и исследований перспективных путей его развития;
- во-вторых, с отсутствием координации действий по управлению инвестированием развития единой инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса;
- в-третьих, не сформирована единая политика эффективного использования временно свободных инвестиционных ресурсов, перераспределяемых на льготных условиях из рекреационного комплекса в промышленную инфраструктуру Тверской области, и наоборот - из промышленного комплекса в инновационную инфраструктуру рекреационного комплекса региона.
Для решения проблем управления инвестированием в создание и развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса Тверской области разработан алгоритм, представленный на рис.2.
В ходе анализа особенностей состояния и развития инфраструктуры рекреационного комплекса Тверского региона было исследовано влияние внутренних и внешних факторов на развитие инфраструктуры рекреационного комплекса.
С позиций стратегического развития рекреационного комплек-
Факторный анализ развития инфраструктуры рекреационного комплекса
Выявление перспективных направлений и формирование стратегии развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса Тверской области
I ~
Разработка критериев эффективности управление инвестированием в развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса
Анализ процессов управление инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса
Формирование модели прогнозирования процессов управление инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса
Корректировка стратегии развития инфраструктуры рекреационного комплекса
Кор-
ректи-
Оптимизация процессов управление инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса
Рис.2. Алгоритм решения проблем управления инвестированием в создание и развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса.
Рис.3. Общая схема факторов, определяющих процесс управления инвестированием создания и развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса.
са исследование влияния внутренних и внешних факторов на развитие его инфраструктуры позволяет:
- выявить перспективные направления и способы развития инфраструктуры;
- определить источники, формы и условия привлечения инвестиционных ресурсов;
- сформировать систему рационального распределения ресурсов;
- организовать процессы инновационного развития инфраструктуры;
- установить систему контрольных мероприятий и организовать мониторинг процессов развития инфраструктуры как единой системы;
- оценить влияние развития инфраструктуры на эффективность функционирования рекреационного комплекса.
Исследования показали, что в настоящее время среди внешних факторов выделяют факторы макро- и мезоуровня: политические, законодательные, социально-экономические, экономико-финансовые, культурные, транспортной инфраструктуры. Однако для достижения конкурентоспособности рекреационного комплекса на международной арене дополнительно следует учесть следующие внешние факторы мезо- и микроуровня, влияющие на развитие инфраструктуры: позиция региональных органов законодательной власти; деятельность конкурентов; инновационные факторы (уровень научно-технического прогресса); организация сертификации услуг рекреационного комплекса; деятельность общественности (потребительских союзов); условия налогообложения; уровень промышленной и информационной инфраструктуры; условия труда в регионе.
Среди внутренних факторов, влияющих на развитие инфраструктуры рекреационного комплекса, традиционно выделяют: наличие средств размещения, транспортные возможности, маркетинговая деятельность по продвижению предлагаемых услуг, уровень
подготовки кадров, уровень предприятий питания, культурного досуга, розничной торговли и т.д. Эти факторы непосредственно определяют развитие инфраструктуры. Кроме того, на развитие инфраструктуры оказывают влияние: статические факторы, отражающие аттрактивность рекреационного комплекса, и динамические факторы, отражающие изменение рыночной конъюнктуры.
Выделенная совокупность внутренних и внешних факторов позволяет сформировать общую схему воздействий на развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса (рис.3).
Обоснование выбора перспективных направлений развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса Тверского региона показало, что в общей схеме факторов, влияющих на развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса, выделяют: позитивные факторы (интенсивные), негативные факторы (сдерживающие) и относительно нейтральные факторы (экстенсивные).
К интенсивным факторам относят: совершенствование материально- технической базы на основе внедрения достижений научно-технического прогресса; обучение персонала инновационным технологиям; развитие профессионально-квалификационной структуры, включая реализацию целевых программ совершенствования системы предоставляемых в рекреационном комплексе услуг, базирующихся на передовых индустриально-технических и информационно-технологических решениях, направленных на рациональное использование имеющихся в регионе ресурсов.
К экстенсивным факторам относятся факторы, характеризующие рост объема предоставляемых в рекреационном комплексе услуг за счет развития структуры и инфраструктуры объектов туризма на прежнем технологическом уровне.
К сдерживающим факторам развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса в настоящее время принято относить: влияние мирового экономического кризиса, рост цен на предоставляемые услуги, сокращение объемов личного потребле-
Таблица 1. Перспективные направления развития зон рекреационного комплекса Тверского региона
№ Районы Проекты и направления развития
1 Калининский «Пушкинское кольцо», «Московское море»
2 Старицкий «Пушкинское кольцо»
3 Торжокский «Пушкинское кольцо»
4 Конаковский «Московское море»
5 Вышневолоцкий «Русская Венеция»
6 Осташковский «Селигер»
7 Пеновский «Селигер»
8 Селижаровский «Селигер»
9 Кимрский «Жемчужное ожерелье»
10 Кашинский «Жемчужное ожерелье»
11 Калязинский «Жемчужное ожерелье»
12 Ржевский «Западное направление»
13 Нелидовский «Западное направление»
14 Андреапольский «Западное направление»
15 Лихославльский «Карельская тропа»
16 Спировский «Карельская тропа»
17 Максатихинский «Карельская тропа»
18 Бежецкий Озеро Верестово, церкви и монатыри ХУП-ХУШ вв.
19 Вельский Памятники Великой отечественной войны 1941-1945гг.
20 Бологовский «Мшенское чудо» (редкие по красоте и чистоте ключи, бьющие с большой глубины)
21 Весьегонский Рыболовный и охотничий туризм у Рыбинского моря
22 Жарковский Памятники Великой отечественной войны 1941-1945гг.
23 Западнодвинский «Велесская болотная система», рыболовно-охотничьи, воднотуристские и возможности.
24 Зубцовский Краеведческие музеи, сельская картинная галерея в д. Борки
25 Кесовогорский Храм Никола-Грачи
26 Краснохолмский Храмы ХУ1-Х1Х века
27 Кувшиновский Историко-природный заповедник Прямухино
28 Лесной Храмы и усадебные дома ХУШ-Х1Х века
29 Молоковский Святой источник им. Серафима Саровского, храмы XIX века
30 Оленинский Усадьбы Татево и Дугино
31 Рамешковский Святые источники Ильинский, Летневский, Ирощенский, Тихвинский, «Святой колодчик»
32 Сандовский Городищенский археологический комплекс, усадьбы Ладожское и Тухани ХУШ-Х1Х веков, храмы ХУШ-Х1Х веков
33 Сонковский Дворянские усадьбы XIX века
34 Торопецкий Храмы и усадьбы ХУШ-Х1Х веков
35 Удомельский Дача «Чайка» на озере Удомля, усадьба художника В. К. Бя-лыницкого-Бируля, храмы ХУШ-Х1Х веков
36 Фировский Водный, экологический и религиозный туризм, исторические селения Верхневолжья (Жабны, Сосновка, Покровское, Рождество)
ния жителей региона, неблагополучие экологической ситуации, ужесточение условий хозяйствования предприятий рекреационного комплекса и т. д.
Однако необходимо добавить, что работа над комплексом сдерживающих факторов позволяет превратить их в интенсивные и использовать имеющиеся резервы для формирования перспективных направлений развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса Тверского региона.
Во-первых, необходимо реализовать принципы системного развития территорий комплекса. Это означает переход от поддержания и развития точек роста рекреационного комплекса к сбалансированному развитию территориальных зон. При этом зоны с высоким исходным уровнем аттрактивности (блоки 1-17 табл.1) должны быть уравновешены территориально сбалансированным развитием остальных зон комплекса (блоки 18-36 табл.1) за счет инвестирования в инновационную инфраструктуру. При этом если блоки 1-17 уже охваченные областными целевыми программами, то блоки 18-36 должны составить вторую единую целевую программу, с активным привлечением, как частных инвестиций, так и временно свободных инвестиционных ресурсов региона на льготных условиях в рамках частно-государственного партнерства, по направлениям туризма, связанного с активным спортивно-оздоровительным отдыхом и историко-культурными ценностями.
Во-вторых, для реализации политики реинжиниринга развития инфраструктуры рекреационного комплекса необходимо из общей
совокупности инновационных технологий (изменчивых (поддерживающих), плодотворных (синхронных) и стабильных (определяющих)) выделить набор перспективных стабильных технологий, позволяющих создать несколько поколений технических решений в инфраструктуре. Это относится к средствам размещения и обслуживания туристов, транспортной, энергетической, коммунальной, телекоммуникационной, финансовой и другой производственной и социальной инфраструктуре рекреационного комплекса, обеспечивающей пространственную организацию опережающего экономического роста региона.
В-третьих, реализация инновационных технологий в развитии рекреационного комплекса должна базироваться на сохранении и повышении уровня экологической безопасности туризма, как показателя, по которому ряд районов Тверской области занимают лидирующее положение в Европе.
При разработке методических основ формирования системы управления инвестированием в создание и развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса были разработаны соответствующие критерии эффективности.
Предлагаемые критерии эффективности управления инвестированием в развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса базируются на применении принципов корпоративной интеграции применительно к выявленным перспективным направлениям развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса Тверского региона.
Критерий эффективности представляется в виде функционала: К ф0=К ф1+К ф2+К ф3+К ф4, (1)
эфО эф1 эф2 эф3 эф4’ 4 ;
где Кэф0- интегральный критерий эффективности управления инвестированием в развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса;
Кэф1 - критерий экономической эффективности управления инвестированием в развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса:
Кэф1= К11 ^ ^ К12 ^ ^ К13 ^ ^ К14 ^ ^ К15 ^ ^ К16 ^ ^ К1Г (2)
К11- синергетический эффект от объединения инфраструктур-
ных возможностей рекреационного комплекса;
К12- операционная экономия за счет устранения дублирования управленческих функций и сокращения затрат на сбыт турпродуктов;
К13- экономия, связанная с ростом масштабов предоставления туристических услуг;
К14- экономия от налоговых платежей, за счет интеграции со структурами, имеющими налоговые льготы и увеличения амортизационных отчислений при ускорении темпов развития;
К15- экономия от приобретения активов по рыночной цене, значительно меньшей их восстановительной стоимости;
К16- возможность использования временно свободных инвестиционных ресурсов производственного комплекса для использо-
вания потенциала рекреационного комплекса;
К17- уровень диверсификации инновационной инфраструктуры, характеризующий степень снижения рисков инвестирования и роста конкурентных преимуществ;
Кэф2 - критерий конкурентоспособности инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса:
К • • К • • К • • К
к ф2= к
эф2
К26 • • К2Г (3)
К21- соотношение качества предоставляемых услуг рекреационного комплекса,
К22- уровень инновационного потенциала инфраструктуры;
К23- уровень мощностей по предоставлению услуг рекреационного комплекса,
К24- оценка стратегии долгосрочного развития инфраструктуры с позиций относительного (в конкурентном сравнении) роста объема реализации услуг;
К25- уровень идеологии развития рекреационного комплекса;
К26 - уровень корпоративной культуры рекреационного комплекса;
К27 - показатель территориальной сбалансированности развития инфраструктуры рекреационного комплекса;
Кэф3 - критерий развития технологий инфраструктуры рекреационного комплекса:
Интегральная оценка процессов управление инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса
1 Г -т Г 1 Г -т Г
Анализ эконо- Анализ конкурентоспособ- Анализ разви- Анализ эффек-
мической эф- ности инновационной ин- тия техноло- тивности инте-
фективности фраструктуры рекреаци- гий инфра- грации в разви-
управления ин- онного комплекса демон- структуры тии инноваци-
вестированием стрирует: направления соз- рекреацион- онной инфра-
в развитие ин- дания конкурентных пре- ного комплек- структуры рек-
новационной имуществ, сопоставляет ха- са демонстри- реационного
инфраструкту- рактеристики инфраструкту- рует: техноло- комплекса де-
ры рекреацион- ры рекреационного ком- гические усло- монстрирует:
ного комплекса плекса и конкурирующих вия производ- развитие реаль-
демонстрирует: рекреационных комплексов ства услуг, ных внутриорга-
уровень конку- (по качеству и цене услуг, инициирующих низационных
ренции в рекреа- инновационному потенциа- интеграцию; связей, включая
ционном ком- лу, технологическому уров- уровень взаи- обмен ресурсами,
плексе, возмож- ню производства, достаточ- моотношений в наличие общей
ности появление ности и сбалансированности совместной системы внутри-
новых конку- производственных мощно- деятельности, корпоративного
рентных струк- стей инфраструктуры, каче- связанной с планирования и
тур; инвестици- ство менеджмента как спо- использовани- количественно
онную емкость собность принимать реше- ем инвестиций, определенных
развития инфра- ния, реализующие накоп- научно- целевых задач
структуры, инер- ленный потенциал конку- технических для участников
ционность разви- рентоспособности, уровень решений, сбы- корпорации, раз-
тия инфраструк- развития сбытовой и сервис- товых возмож- витие системы
туры (как спо- ной сети, уровень взаимо- ностей; уро- перекрестного
собность реаги- действия технологических вень консоли- владения актива-
ровать на рыноч- цепочек, выявление в техно- дации собст- ми, уровень на-
ные изменения), логических цепочках наибо- венности в ращивания инве-
степень регули- лее и наименее эффективных рамках рекреа- стиционного по-
рования и кон- компонентов, уровень нор- ционного ком- тенциала и под-
троля со стороны мативных документов, рег- плекса; уровень держание в кон-
государственных ламентирующих деловое и динамику курентоспособ-
органов, допол- поведение (отношения с сокращения ном состоянии
нительные дохо- партнерами, клиентами и к накладных рас- инфраструктуры.
ды от акциони- корпоративным правилам). ходов в резуль-
рования интегри- тате интегра-
рованных струк- ции.
тур комплекса.
Рис.4. Алгоритм анализа процессов управление инвестированием развития инновационной инфраструктуры
рекреационного комплекса.
К = К,
• К
К
К
К
К
К
(4)
К31- технологический уровень используемого оборудования;
К32- территориальная связанность объектов обслуживания рекреационного комплекса (уровень рациональности по штандорту В. Лаунхардта);
К33- уровень транспортной инфраструктуры;
К34- уровень информационной инфраструктуры;
К35- уровень финансовой инфраструктуры,
К36- уровень развития рабочей силы (квалификация + взаимодополняющая специализация),
К37- уровень организации (в т.ч. кооперации) в инновационных разработках;
Кэф4~ критерий эффективности интеграции в развитии инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса:
Кф4= К4, • • К42 • • К43 • • К44 • • К45 • • К46 • • ^ (5)
К41- уровень развития системы взаимных поставок ресурсов (инвестиционных, кадровых, информационных и др.) между зонами, обеспечивающей экономию на транзакционных издержках;
К42- уровень развития единой сбытовой сети на основе вертикальных связей в рамках комплекса;
К43- использование солидарного (консолидированного) залога при привлечении крупных заемных средств;
К44- - уровень жизнеспособности и стабильности функционирования предприятий рекреационной зоны,
К45- уровень гармонизации внутрикорпоративных трудовых отношений при соблюдении принципа дифференциации доходов,
реационного комплекса базируется на сопоставлении инвестиций в инфраструктуру инновационного комплекса и ожидаемого изменения конкурентного состояния рекреационного комплекса:
Модель прогнозирования процессов управление инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса сформирована в виде:
h (0)
(6)
К
уровень инвестиционного потенциала;
К47- динамика инвестиционного потенциала.
На основе предложенных критериев эффективности управления инвестированием в развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса была произведена разработка алгоритма анализа процессов управление инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса (рис.4).
Алгоритм анализа процессов управление инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса:
- демонстрирует оценки текущего и перспективного уровня развития инфраструктуры с позиций ее качества и конкурентоспособности по направлениям;
- и позволяет сформировать модель прогнозирования процессов управление инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса.
Формирование модели прогнозирования процессов управление инвестированием развития инновационной инфраструктуры рек-
Рис.5. Технология оптимизации процессов управления инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса.
где F(t) - прогнозная оценка эффективности управления инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса на период времени X,
К^) - ожидаемое в момент времени X значение j - го критерия эффективности управления инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса Тверской области по 1-ой группе (согласно выражениям (1)-(5));
К..к(Х) - ожидаемое в момент времени X значение j - го критерия эффективности управления инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса по 1-ой группе конкурентного лидера;
(К..(Х)) - среднеквадратическое отклонение ожидаемого в момент времени X значения j - го критерия эффективности управления инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса Тверской области по 1-ой группе показателей;
• 1..(Х) - приращение инвестиций в j - ое направление развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса Тверской области по 1-ой группе за период времени X;
1.(0) - исходный уровень капитализации инфраструктуры рекреационного комплекса Тверской области по j - му направлению развития в 1-ой группе.
Таким образом, модель прогнозирования процессов управление инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса предполагает сопоставление прогнозного уровня эффективности управления инвестированием развития инновационной инфраструктуры рассматриваемого рекреационного комплекса (в нашем случае комплекса Тверской области) с прогнозным уровнем эффективности управления инвестированием в развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса конкурентного лидера. Это сопоставление осуществляется в расчете на один пункт относительного приращения инвестиций в исследуемый рекреационный комплекс.
Проведенные в работе прогнозные расчеты показывают, что при реализации выделенных перспективных направлений развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса Тверской области уровень удовлетворенности туристов, полученными туристскими услугами к концу 2012 года может составить 68%+/-3%.
При сохранении нынешней системы управления инвестированием в развитие инфраструктуры рекреационного комплекса уровень удовлетворенности туристов, полученными туристскими услугами к концу 2012 года составит52%.
Рост эффективности управления инвестированием в развитие инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса во многом связан с реализацией технологии оптимизации процессов управления инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса, учитывающей с позиций поступательного экономического развития региона действие возвратного механизма, связывающего развитие территориально сопряженных производственного и рекреационного комплексов региона (рис 5).
Таким образом, технология оптимизации процессов управления инвестированием развития инновационной инфраструктуры рекреационного комплекса предполагает оперативное перераспределение на льготных условиях временно свободных инвестиционных ресурсов:
- как внутри рекреационного комплекса (для выделенных 36-ти зон),
- так и между территориально сопряженными производственным комплексом и рекреационным комплексами региона.