УДК: 338.48
Баранова Ирина Анатольевна
кандидат экономических наук [email protected]
Лысенко Анастасия Владимировна
кандидат экономических наук
Irina A. Baranova
candidate of the economical sciences
Anastasia V. Lysenko
candidate of the economical sciences
Экономика и управление в сфере туризма и рекреации:
региональный аспект
Economics and management in tourism and recreation: regional aspect
Аннотация. Статья раскрывает роль комплекса туризма и рекреации в экономике региона. Автор акцентирует внимание составных элементах комплекса туризма и рекреации: туристском продукте, инфраструктуре, системе управления. На основе анализа этих элементов приводятся рекомендации по повышению эффективности экономики и управления региональным туристско-рекреационным комплексом.
Ключевые слова: экономика и управление, сфера туризма и рекреации, туристский продукт, инфраструктура, система управления, историко-культурный потенциал, природно-климатический потенциал.
Annotation. This article opens a role of a complex of tourism and a recreation in region economy. The author focuses attention components of a complex of tourism and a recreation: tourist product, infrastructure, control system. On the basis of the analysis of these elements recommendations about increase of efficiency of economy and management of a regional tourist and recreational complex are provided.
Keywords: economy and management, sphere of tourism and recreation, tourist product, infrastructure, control system, historical and cultural potential, climatic potential.
Сфера туризма и рекреации на уровне региона представляет собой сложную народнохозяйственную систему, в которой реализуются возможности и ресурсы различных отраслей местной экономики. Региональный комплекс туризма основан на таких составляющих, как: туристский продукт (услуга), инфраструктура и система управления, обеспечивающая создание, функционирование и развитие туристского продукта и его инфраструктуры в рамках единого комплекса.
Определим туристский продукт как элемент культурного наследия, принадлежащий данной области, региону, стране. Инфраструктурой в литературе часто называют совокупность отраслей региональной экономики и других местных институтов, которые туристский продукт не создает, но дополняют и реализуют возможности для его производства и реализации на региональном рынке. Система управления как элемент комплекса туризма и рекреации представляет собой целостную деятельность федерального, регионального и местного уровней власти в области туризма [1, с. 132].
Сегодня в России проблемы региональной экономики туризма актуальны, т.к. большая территория России поделена на ряд территориальных субъектов, каждый из которых неповторим и богат культурным наследием. В целях рационального и гармоничного развития субъектов России целесообразно грамотно использовать историко-культурный, инфраструктурный и экономический потенциал и найти уникальный подход к каждому региону [2, с. 83].
Турпродукт в современных условиях экономики России представляет собой не просто объекты показа, финансируемые из бюджета страны посредством реализации целевых программ. Это сбалансированный комплекс реализации стратегии регионов по сохранению и развитию культурного наследия и получения дополнительных доходов в местный бюджет [3, с. 34].
Брянская область обладает богатым историко-культурным, природно-рекреационным и ландшафтным потенциалом. С целью его грамотного использования и роста туризма в регионе внедряется государственная программа «Развитие культуры и туризма в Брянской области» (2014-2020 гг.), разработчиком и координатором которой является Департамент культуры Брянской области. Целью программы является государственная поддержка туризма и туристической деятельности на территории Брянской области, способствующая повышению эффективности управления в сфере культуры и туризма [4].
Сумма бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы - 2 362 млн. руб., в том числе: 2014 год - 356 млн. руб.; 2015 год -341 млн. руб.; 2016 год - 340 млн. руб.; 2017 - 2020 годы - 1 326 млн. руб. Существенные объемы финансирования показывают заинтересованность региональных органов власти в развитии туризма и осознание важности данной сферы для развития экономики и культуры региона.
Базовым ориентиром роста сферы туризма и рекреации является рост показателей уровня и качества жизни, повышение занятости и доходов населения, его нравственного и физического здоровья.
С другой стороны, культурное наследие стран и регионов, на котором базируется отрасль туризма, является объектом деятельности мировых структур, например, Всемирного Банка, ООН, ЮНЕСКО. В связи с этим государственные программы поддержки туристской отрасли должны ориентироваться на включение объектов культурного наследия России и Брянской области во всемирный фонд.
Рекреационный, исторический и культурный потенциал является главным фактором обеспечения конкурентоспособности региона на туристском ранке страны и формирует основу создания качественных турпродуктов региона.
Большое количество уникальных памятников культуры и истории размещено на территории Брянской области. Так, по данным за 2013 г., в Брянской области насчитывалось 3196 объектов культурного наследия, из них 81 имели статус объектов федерального значения, 1941 - регионального и 1174 - вновь выявленные. На Брянщине сконцентрированы ценные объекты архитектуры и исторические места, связанные с важными историческими событиями и людьми. Вышесказанное обуславливает высокий уровень ответственности местных властей и граждан за сохранение и передачу культурного наследия последующим поколениям.
Рассмотрим следующий элемент туристско-рекреационного комплекса -инфраструктуру. Эта составляющая не только дополняет туристские объекты региона, но и обеспечивает инвестиционную привлекательность. Наличие развитой инфраструктуры туризма способствует росту инвестиций в эту сферу и повышает привлекательность культурных и исторических объектов показа для путешествующих. Рост числа туристов обеспечит повышение наполнения бюджета региона, рост прибыльности и окупаемости инвестиций предприятий отрасли туризма.
Таким образом, можно утверждать, что инфраструктура туризма - это комплекс отраслей, являющихся объектами инвестирования. В него входят:
- санаторно-курортный комплекс и система учреждений здравоохранения;
- строительная сфера, позволяющая возводить и модернизировать туристские объекты;
- производственный комплекс региона, создающий широкую номенклатуру товаров и услуг, востребованных туристами;
- транспортная отрасль, обеспечивающая перемещение туристов.
Инвестиционную привлекательность туристской инфраструктуры
региона формируют следующие элементы: экономика, законодательство, климат и природа, социальная среда и др. Необходимо оценить все эти элементы в комплексе с целью определения инвестиционных рисков и неблагоприятных последствий для потенциальных инвесторов. Такая оценка является важным элементом управления туристско-рекреационным комплексом. К сожалению, сегодня практически во всех регионах России существуют сложности в определении прав и полномочий частных и государственных собственников разного уровня, в четком учете и кадастре туристско-рекреационных ресурсов, в определении прибылей и рисков рекреационного предпринимательства.
Несмотря на достаточное наличие средств размещения, предприятий питания и отдыха, материальная база большинства из них, особенно в провинции, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к приему и размещению туристов и отдыхающих, что является существенной проблемой, но вместе с тем и поводом для инвестирования.
Сегодня назрела необходимость сбалансировать деятельность местных властей и инвесторов и определить оптимальные объемы и направления целевых и инвестиционных потоков в отрасль. Сфера туризма и рекреации сталкивает федеральные и частные финансовые потоки, а значит, эффективная деятельность отрасли возможна только в условиях партнерства, взаимной поддержки в управлении и инвестировании.
Выделим несколько целей развития региональной туристско-рекреационной сферы:
- позиционирование Брянской области как благоприятного для отдыха, туризма и инвестирования региона;
- грамотное распределение инвестиционных ресурсов в объекты инфраструктуры туризма и рекреации;
- поддержка позитивного туристского имиджа Брянской области.
Рост соперничества между регионами Центрального Федерального Округа обусловлен схожестью культурно-исторического и природно-климатического потенциала, поэтому для получения конкурентных преимуществ региону необходимо поступательно и целенаправленно реализовывать следующие мероприятия:
- организация методического сопровождения разработки новых проектов развития туризма и оперативное редактирование баз данных по инвестированию;
- создание новых уникальных турпродуктов, отвечающих требованиям рынка и раскрывающих многогранный туристский потенциал региона;
- осуществление грантового сопровождения проектов развития туризма;
- организация проведения научных и консалтинговых работ по определению перспектив развития туристских зон в муниципальных образованиях области;
- организация и участие в инвестиционных форумах;
- обеспечение работы информационного туристского сайта Брянской области в сети Интернет;
- поддержка проведения учебно-методических мероприятий по проблемам привлечения инвестиций в инфраструктуру туризма, в том числе разработка стандартов оказания услуг, стажировка организаторов туризма, организация мастер-классов, публикация методической литературы.
Своевременная и грамотная реализация указанных мероприятий в среднесрочной перспективе позволит создать эффективный механизм экономики и управления сферой туризма и рекреации в Брянской области.
Литература
1. Баранова И.А., Савинова Е.А. Механизмы оценки эффективности деятельности предприятий сферы туризма по данным статистического учета. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-2. С. 131-133.
2. Гусев И.С., Федорова У.А. Проблемы теории и практики эффективности управления развитием региональных туристских рынков /Под ред. Е.И. Богданова. — СПб.: Д.А.Р.К., 2012.
3. Лысенко А.В. Экономический анализ потребности Брянской области в специалистах, окончивших высшие учебные заведения. // Вестник Брянского государственного университета. 2010. № 3. С. 28-35.
4. Государственная программа «Развитие культуры и туризма в Брянской области» (2014-2020 годы). - Утверждена постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 г. №858-п. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kultura32.ru/normativnaya-baza/gosudarstvennaya-programma-razvitie-kultury-i-turizma-v-bryanskoj-oblasti-2014-2020-gody.html (дата обращения 10 ноября 2014).
References
1. Baranova, I. A., Savinova E. A. Mechanisms for the assessment of efficiency of activity of enterprises of tourism according to statistical records. // The humanitarian, socio-economic and the social Sciences. 2014. No. 5-2. Р. 131-133.
2. Gusev, I. S., Fedorov, Y. A. Problems of the theory and practice of effective management of the development of regional tourism markets /Ed. by E. I. Bogdanov. - SPb.: D. A. R. K., 2012.
3. Lysenko A. V. Economic analysis of the needs of the Bryansk region in specialists who have graduated from higher educational institutions. // The Bulletin of the Bryansk state University. 2010. No. 3. Р. 28-35.
4. The state program "Development of culture and tourism in the Bryansk region" (2014-2020). - Approved by Government decree of the Bryansk region from December 30, 2013 No. 858-p. [Electronic resource]. - Mode of access: http://kultura32.ru/normativnaya-baza/gosudarstvennaya-programma-razvitie-kultury-i-turizma-v-bryanskoj-oblasti-2014-2020-gody.html (accessed November 10, 2014).