Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. Управление инновациями на рынке B2G
д.э.н. проф. Секерин В Д., к.э.н. доц. Аленина Е.Э., Авраменко С А.
Университет машиностроения [email protected] + 7-926-207-84-23
Аннотация. Сформулировано определение и основные особенности рынка B2G. Классифицированы субъекты рынка B2G, представлена структурная схема взаимоотношений субъектов данного типа рынка. Исходя из модели «Трех ветвей» инновационного процесса сформирован подход к управлению инновациями на основе интеграции маркетинговых технологий. Схематически представлено место маркетинговых технологий в инновационном процессе.
Ключевые слова: рынок B2G, инновационный процесс, инновационный маркетинг
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (СОГЛАШЕНИЕ (ДОГОВОР) №12-02-00423/12).
Формирование современной инновационной экономики невозможно без технологического обновления промышленных предприятий. Деятельность многих промышленных предприятий в России ориентирована главным образом на государственный заказ. Для решения задач модернизации промышленности требуется создание на отечественных предприятиях, производящих продукцию для государственных нужд, инновационной продукции, конкурентоспособной с современными импортными аналогами.
Технологический уровень оборонных, космических, научно-исследовательских предприятий и учреждений определяет уровень технологического развития во всей экономике. Во многих случаях именно на таких предприятиях сохраняется высокий научно-тетадоеский потенциал, который должен быть использован при создании новых точек роста обновленной экономики. Именно важность высокотехнологичного производства для государственных нужд, сопряженная с острой необходимостью инновационного обновления российской экономики, заставляет в ходе научно-пр^таческих исследований обратить пристальное внимание на экономические отношения предприятий в области государственного заказа.
Рынок B2G - рынок, потребителями на котором являются государственные учреждения, потребляющие продукцию не только с целью дальнейшего увеличения ее потребительской ценности за создания добавленной стоимости, но, главным образом, с целью удовлетворения государственных нужд (например, фундаментальные научные исследования, обеспечение вооруженных сил и т.п.).
Ключевыми особенностями рынка В2^ отличающими данный тип рынков от традиционно [1, 3] выделяемых рынков В2С и В2В, являются:
1) Законодательно регламентированный процесс закупок для нужд государственных заказчиков.
2) Системные закупки как ключевой метод организации взаимоотношений между спросом и предложением. Сущность системных закупок заключается в стремлении покупателя приобрести законченное комплексное решение у одного поставщика.
3) Первостепенное значение рациональных факторов мотивации потребителей;
4) Значительное скрытое влияние индивидуальной мотивации ответственных сотрудников (денежное вознаграждение, продвижение по службе, признание со стороны руководства, чувство профессионального успеха)
5) Коллегиальный характер, формализованность и многоступенчатость процессов принятия решения о закупке для нужд государственных заказчиков;
6) Относительная длительность принятия решения о закупке;
7) Требование минимальной цены как существенный инструмент конкуренции между предложениями различных поставщиков.
Субъекты рынка B2G классифицируются по функции, выполняемой на рынке. К основным субъектам относятся:
1. Государственные заказчики. Производственные и научно-те^шческие учреждения, имеющие потребность в обновлении средств производства, финансируемые за счет государственных программ.
2. Частные предприятия-з^^чики. Производственные и научно-те^ютеские предприятия частной формы собственности, имеющие потребность в обновлении средств производства.
3. Генеральные подрядчики. Крупные фирмы, специализирующиеся на генеральном подряде в области производственных технологий. Привлекаются государственными заказчиками для решения масштабных технических задач. Для решения специальных технических задач привлекаются субподрядчики и поставщики.
4. Посредники. Российские фирмы или филиалы зарубежных фирм, специализирующиеся на поставках технической продукции из-за рубежа, реже - продукции российских предприятий. Могут выступать в качестве субподрядчиков и поставщиков для государственных и частных заказчиков.
5. Российские предприятия-^ююводители, научно-^ююводсгвенные предприятия. Выступают в качестве субподрядчиков и поставщиков для государственных и частных заказчиков.
6. Зарубежные предприятия-производители, научно-производственные предприятия. Могут выступать в качестве субподрядчиков и поставщиков для государственных и частных заказчиков, но чаще выходят на рынок через посредников-дас^ибьюторов.
Схематическое отражение взаимоотношений спроса и предложения на рынке B2G
представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура субъектов рынка B2G
С 2007 года приняты и реализуются несколько масштабных государственных программ, в рамках которых выделяются внушительные объемы средств на обновление технологических средств во многих отраслях экономики. За счет данных средств со стороны государства формируется дополнительный спрос на современные технологии и высокотехнологичные продукты, измеряемый десятками миллиардов рублей в год [6]. Предприятия, получив такой мощный стимулирующий фактор, активизируют усилия по продвижению и сбыту продукции через систему государственного заказа.
В соответствии с упомянутой выше спецификой взаимоотношений спроса и предложения на рынке B2G между генеральными подрядчиками и малыми инновационными предприятиями возникают проекты сотрудничества в форме субподряда, поставки тех или иных специфических технических средств. Другими словами, целевым клиентом для фирмы-
поставщика является не государственный заказчик напрямую, а частное предприятие - генеральный подрядчик.
В то же время не исключаются ситуации, когда государственные заказчики обходятся без посредников и закупают продукцию напрямую у производителя. Тогда целевым клиентом для поставщика вновь становится конечный потребитель - государственная научная или научно-^оизводственная организация. Имея в виду такую разнотипность целевых потенциальных клиентов, фирма должна быть способна выстраивать эффективный маркетинг продукции как для конечных заказчиков, так и для генеральных подрядчиков; как для государственных, так и для частных предприятий.
Решение задач коммерциализации инноваций, ускорившееся с реализацией государственных программ, вызвало активное развитие инфраструктуры инноваций - совокупности юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-тегаштеское, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности. Для поддержки фирм в разработке и выводе на рынок высокотехнологичной продукции появились такие структуры, как венчурные фонды, технопарки, центры коллективного пользования технологиями [7].
Указанная инфраструктура инноваций помогает, но не заменяет необходимость маркетингового мышления, планирования и действия на самом предприятии. Особенно необходимым маркетинговое управление инновации становится для реализации возможностей, открывающихся вследствие реализации государственных программ обновления промышленности. Указанные программы формируют значительный спрос на инновационную продукцию, и возможности для предприятий реализовать данный спрос напрямую определяются способностями к выигрышу в конкурентной борьбе.
Усиление конкуренции на рынках государственного заказа, поощряемое государственной политикой на данном направлении, приближает экономические отношения между участниками таких рынков к рыночным условиям, характерным для конкурентных промышленных рынков. Тем не менее в современной экономике России инновационный потенциал предприятий, работающих в сфере государственного заказа, в наименьшей степени ориентирован на рыночные методы управления. Модернизация экономики требует решения задач применения рыночных концепций управления предприятиями в сфере государственного заказа, что требует новой расстановки акцентов в управлении инновациями промышленных предприятий.
Инновационный процесс представляет собой процесс создания инноваций, их реализации и получения инновационного продукта, его продвижения на рынок и получения прибыли [2]. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг. При этом в условиях рынка важнейшим признаком инновации выступает новизна потребительских свойств. Необходимость создания новых потребительских свойств, которые будут востребованы рынком в условиях конкуренции между поставщиками, определяет возможности внедрения маркетинговых технологий в управление инновациями.
Предложенный организационноэкономический механизм опирается на теоретическую модель инновационного процесса, первоначально разработанную проф. Секериным В Д. для применения в атомной промышленности [4, 5]. Указанная модель, представленная на рисунке 2, получила название модели «Трех ветвей».
Особенностью данной модели инновационного процесса является выделение трех параллельных ветвей движения от исследований до коммерциализации инноваций - маркетинговой, технической и экономической. Согласно указанной модели, инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг. При этом в условиях конкуренции важнейшим признаком инновации выступает новизна потребительских свойств инновационного продукта [5]. Поэтому при разработке организационноэкономиче-ского механизма управления инновациями основной акцент сделан на реализацию именно маркетинговой ветви инновационного процесса.
Направления инновационной деятельности должны определяться результатами изуче-
ния предпочтений потребителей относительно характеристик новой продукции. Главным фактором коммерческого успеха инновации является соответствие продукта требованиям рынка. Данное условие требует новой расстановки акцентов в инновационной деятельности фирмы - интеграции маркетинговых технологий в управление инновациями.
Маркетинговая Техническая Экономическая
ветвь ветвь ветвь
О О о
Рисунок 2 - Модель инновационного процесса «Трех ветвей»
Подход к управлению инновационным процессом на основе интеграции маркетинговых технологий основывается на неразрывной связи ранних этапов создания инновации и выхода на рынок. Таким образом, инновационный процесс с самого начала приобретает рыночное измерение, и успех инновации на рынке должен быть обеспечен на всех стадиях инновационного процесса.
Данная концепция управления инновационным процессом, получившая название «инновационного маркетинга», представляет собой системную интеграцию маркетинговых технологий в инновационный процесс, направленную на создание, расширение и удержание рынков новых товаров или услуг [4, 5]. Схематически место инновационного маркетинга в инновационном процессе отображено на рисунке 3.
Успешная интеграция маркетинговых подходов в системы управления инновационными процессами на предприятиях, ведущих прикладные научно-те^шческие разработки, в результате которой создается востребованный рынком инновационный продукт по приемлемой цене, становится в условиях резко усиливающейся конкурентной борьбы ключевым условием для развития предприятий, ведущих инновационные разработки на рынках продукции для государственных нужд.
Подготовка к выходу на рынок
Выход на рынок
иссл- иссл-
ния ГГ ния
НИРи ОКР
Освоени е
произво
>
Анализ рыночной среды |=>
Сегментирование рын!са
Проектирование потребительских свойств инновации
£
Позиционирование
Ценообразование
> >
Тестирование рынка
Внедре
Рост
Зрелое
Насыще
В
Интегрированные маркетинговые коммуникации
Распределение
Инструменты поддержания
Продление жизненного цикла
Инновационный маркетинг - концепция управления инновационным процессом на основе системной интеграции маркетинговых технологий, направленной на создание, расширение и удержание рынков
новых товаров или услуг
Рисунок 3 - Инновационный процесс и место инновационного маркетинга
Литература
1. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012
2. Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: ЮНИТИ-^АНА, 2009
3. Кущ ММ., Смирнова СП., Маркетинг на Ь2Ь рынках: отношенческий подход - СПб.: ВШМ СПбГУ, 2010
4. Секерин В.Д. Формирование инновационного маркетинга в системе Росатома. - Пенза: Пенз. гос. технол. акад., 2006
5. Секерин В.Д. Инновационный маркетинг: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012.
6. Раздел «Федеральные целевые программы» официального Интернет-сшгга Министерства экономического развития РФ http://fcp.economy.gov.ru
7. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности http://www.sci-innov.ru/
Особенности модернизации экономики России на инновационной основе
к.э.н. доц. Аленина Е.Э., Зюлина ВВ.
Университет машиностроения 8-495-782-88-81, [email protected]
Аннотация. В статье выделены основные предпосылки и проблемы проведения инновационной модернизации в России. Также приведены особенности модернизации отечественной экономики на инновационной основе.
Ключевые слова: модернизация экономики, экономическое развитие, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационная модернизация
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (СОГЛАШЕНИЕ (ДОГОВОР) №12-02-00423/12).
В широком смысле модернизация экономики предполагает ее обновление на основе долговременных инвестиций в значительных объемах в основной капитал. Экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную силу и развития рационального