туры экспорта за счет увеличения доли продукции глубокой переработки (проекты «Новая тресковая индустрия», «Пищевая пелагика», «Ценные морепродукты»), а также снижение себестоимости экспортируемой продукции за счет более полного использования сырья (проект «Морские биотехнологии»). Возможно, что в будущем Россия достигнет самообеспеченности красной аквакультурой рыбой (Лосось, Форель, Кижуч) и проект «Лососеводство» также приобретет внешнеэкономический потенциал.
Источник:
1. Горбенко Л.И. Анализ внутренней и внешней среды. Комплексный подход // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия Экономика, 2008. - 312 с.
2. Колончин К.В. Сохранение экологии и природных экосистем - основной приоритет государственной политики для будущего развития рыбохозяйственного комплекса России / К.В. Колончин // Пищевая промышленность. - 2020. - No4. - С. 26-33.
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы https://customs.gov.ru/.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.https://rosstat.gov.ru/.
5. Официальный сайт продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций. https://www.fao.org.
6. Рябиченко, С. А. Управление программами развития промышленных предприятий Московского региона / С. А. Рябиченко, М. М. Волков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2018. - № 1. - С. 77-83. -DOI 10.18384/2310-6646-2018-1-77-83. - EDN YSYMTJ.
7. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года - Официальный сайт Росры-боловстваhttps://fish.gov.ru.
8. Таскаева Н. Н., Волков М. М. Функции и инструментарий государственного регулирования экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3(92). С. 46-49. EDN: YWWDFQ.
EDN: PZICNK
Диоманде Мусса Исмаэл - аспирант Высшей школы производственного менеджмента, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
Diomande Moussa Ismael - post-graduate student of the Graduate School of Industrial Management, Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ КАК ФАКТОРОМ БИЗНЕС-СРЕДЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ INNOVATION MANAGEMENT AS A BUSINESS ENVIRONMENT FACTOR FOR IMPROVING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION
Аннотация. В современном мире постоянно совершенствуются процессы, касающиеся цифровизации предприятий, инвестиций в повторяющиеся исследования и разработки и учета инноваций в механизмах улучшения условий жизни людей и окружающей среды. В эпоху цифровой трансформации широкое использование цифровых технологий определяет конкурентоспособность организаций. Все отмеченные элементы делают вопросы управления инновациями весьма актуальными в цифровую эпоху. В статье рассматривается влияние управления инновациями на улучшение бизнес-среды организаций и выявляется их роль в социально-экономическом развитии в контексте цифровой трансформации. Отмечено значение ряда инновационных продуктов или их систем для деятельности компаний и отдельных отраслей. Подчеркнуты экономические и социальные последствия, которые влечет за собой совершенствование управления инновациями и улучшение бизнес-среды организаций. Исследование основано на статистических данных об инвестициях в исследования и разработки ряда стран и производственно-хозяйственной деятельности компаний, использующих инновационные технологии.
Abstract. In the modern world, processes related to the digitalization of enterprises, investments in repetitive research and development, and the integration of innovations into mechanisms for improving people's living conditions and the environment are constantly being improved. In the era of digital transformation, the widespread use of digital technologies determines the competitiveness of organizations. All these elements make the issues of innovation management very relevant in the digital age. The article examines the impact of innovation management on improving the business environment of organizations and identifies their role in socio-economic development in the context of digital transformation. The importance of a number of innovative products or their systems for the activities of companies and individual industries is noted. The economic and social consequences of improving innovation management and improving the business environment of organizations are highlighted. The study is based on statistical data on investments in research and development in a number of countries and the production and economic activities of companies using innovative technologies.
Ключевые слова: управление инновациями, бизнес-среда, социально-экономическое развитие, цифровая трансформация, цифровые технологии.
Keywords: innovation management, business environment, socio-economic development, digital transformation, digital technologies.
Введение
Бум Интернета за последние 25 лет внёс в развитие мировой экономики существенные перемены, в частности, количество пользователей сети, которое в 2000 г. составляло 305 млн человек, или 6,7 % населения мира, выросло к 2023 года до 5,16 млрд пользователей, или 64,4 % населения (рисунок 1) [1].
Столь значительный рост пользователей оказал существенное влияние не только на продвижение и массовое внедрение инновационных технологических и цифровых продуктов, но и затронул всю человеческую экосистему и деловую среду компаний, обусловив то, что в настоящее время называется эпохой цифровых преобразований.
Цифровая трансформация, которая согласно [3] определяется как «процесс, использующий цифровые технологии для создания новых бизнес-процессов или изменения существующего процесса, культуры и клиентского опыта для удовлетворения меняющихся требований бизнеса и рынка», в настоящее время воспринимается как новая парадигма успеха и социально-экономического развития. Возникает гипотеза исследования - возможно ли, внедряя инновации в деловую среду организаций, улучшить условия жизни людей и способствовать социально-экономическому развитию стран.
Целью данной работы является анализ влияния инновационного менеджмента на улучшение бизнес-среды организаций и выявление его роли в социально-экономическом развитии в эпоху цифровой трансформации.
Рисунок 1 - Количество пользователей глобальной сети (% населения мира)
(Источник: составлено автором на основе [2])
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить основные ключевые термины и определения исследования;
- выявить тенденции и возникающие проблемы социально-экономического развития в контексте цифровой трансформации;
- провести анализ реальных примеров влияния инновационного менеджмента на деловую среду компаний;
- обобщить значимость вопросов управления инновациями и связанных с ними технологий для социально-экономического развития стран.
Во всем мире цифровая трансформация представляет собой новый этап глубокой экономической и социальной реорганизации. Действительно, в наши дни все участники общества живут в одной среде, где цифровые изменения затрагивают очень многие аспекты жизни, от повседневной работы до развлечений и образования. Цифровизация в целом включает внедрение цифровых технологий во все сегменты экосистемы человеческой жизни [4]. Сведение её к простому техническому измерению означало бы минимизацию того большого влияния, которое она оказывает на изменение процессов, видов деятельности, компетенции и пр.
Однако важно отличать «цифровой переход» от «цифровой трансформации». Действительно, когда мы говорим о цифровом переходе, то сосредотачиваем свое внимание на постепенном внедрении цифровых технологий с целью улучшения существующих процессов. Речь идёт не о фундаментальных, а о постепенных изменениях. Так, внедрение текстового процессора позволило более эффективно создавать тексты, в то время как электронная почта позволила ускорить их распространение. Эти инновации стали неотъемлемой частью повседневной деятельности компаний, но лишь в редких случаях они коренным образом меняли их методы работы.
Напротив, цифровая трансформация влечёт за собой глубокие изменения в том, как работает организация. Другими словами, в то время как цифровой переход направлен на постепенную интеграцию технологий для повышения операционной эффективности, цифровая трансформация носит «разрушительный характер» и приводит к радикальному переосмыслению бизнес-процессов и моделей [1]. Некоторые авторы определяют цифровую трансформацию как использование информационных технологий и электронных инструментов для улучшения, персонализации, автоматизации предоставления государственных продуктов и услуг гражданам и предприятиям посредством стандартизации внутренних административных процессов. В более широком смысле другие авторы рассматривают цифровую трансформацию как «целостное усилие по пересмотру основных государственных процессов и услуг, выходящее за рамки традиционных усилий по цифровизации» [4]. Цифровая трансформация поддерживается сочетанием трёх основных эффектов за счет автоматизации, дематериализации и дезинтермедиации. Каждый из этих эффектов взаимодействует с двумя другими и усиливается в этом взаимодействии.
- автоматизация в основном основана на разработках в области искусственного интеллекта (ИИ). За этим стоят эффекты повышения производительности при использовании факторов производства: производительность труда, производительность капитала, производительность энергии и сырья, а также увеличение возможностей индивидуализации предложения;
- под дематериализацией понимается постепенное исчезновение физических носителей в администрировании для выполнения определенных задач. Она отражает способность организаций избавляться от физических или аналоговых носителей. Это приводит к другим последствиям: появлению новых каналов связи и распространения, которые заменяют или преобразуют физические сети агентств, торговых точек и магазинов, в то же время снижая предельные производственные затраты и операционные издержки;
- дезинтермедиация означает заметное уменьшение или постепенное исчезновение числа посредников между основным поставщиком услуги и ее конечным пользователем с целью установления их прямых отношений. Отказ от посредничества применим не только к пользователям услуги, но и к сотрудникам, отвечающим за предоставление этой услуги, когда во время управления и проверки процессов им необязательно прибегать к различным уровням иерархии. Таким образом, дезинтермедиация или повторное посредничество означает реорганизацию производственно-сбытовых цепочек с привлечением новых участников, которые становятся связую-
щим звеном между традиционными предприятиями и их клиентами, и требует переосмысления бизнес-моделей и моделей посредничества, особенно с учётом новой роли, которую играют люди, и новых активов, полученных в результате [5].
Внедрение цифровых технологий в корпоративную среду - это не просто дополнение, это революция, которая влияет на все аспекты нашей жизни, от того, как мы работаем и взаимодействуем друг с другом, до того, как мы потребляем продукты и услуги, и даже на то, как мы думаем и учимся. Таким образом, бизнес-экосистема для поддержки социально-экономического развития должна вступить в симбиоз с этой цифровой экосистемой, которая постоянно набирает обороты в нашей повседневной жизни.
Деловая среда - это динамичная и сложная концепция, которая охватывает совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность и успех бизнеса. Как и цифровая сфера, эта среда постоянно меняется. На деловую среду влияют взаимосвязанные экономические, правовые, политические, социальные, технологические и экологические силы. В научном мире существует широкий диапазон определений термина «бизнес». Наряду с бизнес-факторами, влияющими на стиль управления, технологию и операционный аспект, бизнес-среда или корпоративная среда отсылает нас к среде за пределами компании, в которой она непосредственно осуществляет свою деятельность.
Кроме того, согласно другому определению, «бизнес-среда - это совокупность условий и субъектов бизнеса, необходимых для развития бизнеса путём удовлетворения потребностей потребителей». Бизнес-среду можно анализировать как «определённую совокупность позиций субъектов бизнеса, как социальное пространство, которое является основой для развития и функционирования делового сообщества. Составляющими характеристиками являются достигнутые позиции агентов деловой среды, средства взаимодействия и обмена экономическими ресурсами, коммерческая деятельность, связанная с использованием социального капитала» [6]. В исследовании [7] отмечается, что «предпринимательская среда - это наличие условий и факторов, которые влияют на хозяйствующие субъекты и требуют принятия управленческих решений по их устранению или адаптации. Это интегрированный набор объективных и субъективных факторов, которые позволяют субъектам хозяйствования успешно достигать своих целей». Без учёта определения бизнес-среды в работе [8] формируется субъективный подход к понятию бизнес-среды предприятия, имея в виду под ним, в частности, поставщиков, потребителей и государствов, а также субъектов, «которые, не будучи непосредственно вовлечены в операции компании, тем не менее, находятся под их влиянием и, в свою очередь, могут влиять на их деятельность»
В целом, для организации деловая среда или бизнес-среда функционирует как система, объединяющая все факторы, не относящиеся к бизнесу, но которые напрямую взаимодействуют и влияют на него. Эта система охватывает правительственные и муниципальные организации, поставщиков материальных ресурсов, конкурирующие организации, потребителей товаров и услуг и коммерческую инфраструктуру.
Важно отметить, что в эпоху цифровой трансформации, наряду с институтами управление инновациями является одним из факторов бизнес-среды, оказывающим существенное влияние на способность компаний достигать и улучшать свои цели.
Рассматриваемые институты пронизывают экономическое пространство и образуют уникальную структуру экономики, включающую специфические представления индивидов об экономической деятельности, сформированные в соответствии с национально-культурными особенностями страны и включенные в специфическую организацию экономических отношений. Как подчёркивал Й. Шумпетер, инновации являются основным фактором делового цикла, питающим своё окружение. Каждый цикл основан на распространении одной или нескольких крупных инноваций, которые оказывают стимулирующее влияние на инвестиции, занятость, потребление [9].
В более широком смысле инновации являются частью подхода и культуры прогресса. Шумпетер представляет их в пяти формах [9]:
- открытие нового рынка, то есть рынка, на который конкретная отрасль или промышленный сектор страны ещё не вышли, и все это без учёта возможности существования этого рынка или его отсутствия;
- с введением нового продукта или качества в потребительскую экосистему эта форма направлена на то, чтобы донести до потребителя элементы, которые ему ещё незнакомы;
- следующая форма характеризуется внедрением в целевой отрасли нового метода производства, который ещё не был испытан, либо внедрением нового коммерческого метода, направленного на иное обращение с товарами или обращение с ними;
- в этой форме речь пойдёт о завоевании новых источников сырья или полуфабрикатов. Это завоевание новизны осуществляется при одновременном исключении возможности существования или создания какого -либо источника;
- и, наконец, у нас есть форма, которая требует создания в секторах новой организации путём создания монопольного положения (например, путём слияния) или нарушения такого положения.
Концепция инноваций объединяет различные подходы в соответствии с принятым видением и объектом, который стремятся проанализировать. Обращаясь к словарному определению, понятие «инновации» отсылает нас к продукту процесса (новый продукт, новый метод производства), но также и к самому процессу. Он определяет различные этапы, которые относятся к новизне. В долгосрочной перспективе инновации позволяют компании получить преимущество перед конкурентами. Можно сказать, что это экономическое и управленческое определение инноваций. Однако концепция инноваций не ограничивается этими двумя видениями. Социология
изучает инновационные процессы в социальных группах (распределение власти, изменение организации). С точки зрения маркетинга, изучение инноваций заключается в изучении поведения и восприятия потребителей с целью предложения новых способов сбыта продукции. Таким образом, определение инноваций зависит от контекста, в котором они понимаются. С точки зрения управления проектами инновации соответствуют процессу разработки нового решения и технологическим аспектам [11].
Инновации также определяются как источник динамики изменений в экономике и промышленного и коммерческого применения изобретения (представляет собой открытие новых научных и технических знаний). Инновации сегодня занимают центральное место в дискуссиях по вопросам конкурентоспособности и местного развития, а также в стратегиях частных (корпоративных) и государственных (государственных и местных) субъектов.
Влияние инновационного менеджмента на бизнес-среду требует большой работы и особого внимания, что включает:
- выявление и внедрение инновационных идей: поощрение творчества, сбор идей, проведение инновационных конкурсов и т.д.;
- отбор и разработку наиболее перспективных идей: оценку идей, определение приоритетов, распределение ресурсов;
- реализацию идей и их распространение на рынке: разработку прототипов, тестирование решений, запуск продуктов или услуг и др.;
- управление изменениями: адаптацию организации, обучение сотрудников, информирование об инновациях и т.д.
Таким образом, управление инновациями - это структурированный процесс, который позволяет воплощать идеи в конкретные результаты и максимизировать влияние инноваций на эффективность бизнес-среды. Характеристики инновационного управления имеют свои особенности, которые отличаются от характеристик традиционных видов деятельности. На начальном этапе доступность научно-исследовательских и проектных работ (R&D) влияет на управление ими. Вот почему в странах ЕС (доля R&D 65 %), Японии (71 %), США (75 %) и других развитых странах компании все чаще проводят исследования и разработки.
Ещё одна особенность инновационного процесса - это его рискованность. В процессе создания новых потребительских товаров и образцов технологий существует вероятность того, что в любой момент мы столкнёмся с ранее неизвестными проблемами, которые могут привести к превышению сроков, недостижению поставленных целей, недополучению конечных результатов и вероятности того, что процесс разработки не будет завершён, а инновации на определённом этапе могут прекратиться.
Чтобы обеспечить успешный инновационный процесс и конкретный результат, чрезвычайно важно наличие инновационного потенциала и эффективного управления в компании и её окружении. Для достижения этого результата необходимо наличие следующих элементов: финансовых ресурсов; научно-технической базы; маркетинговой структуры в компании; инновационной стратегии и инновационной политики; инновационных менеджеров, интеллектуальных способностей; хорошо налаженной связи с внешней и внутренней средой.
Учитывая вызовы эпохи цифровой трансформации, которые, среди прочего, заключаются в устранении дефицита навыков и формировании ещё более разнородной системы создания ценности, чем это было раньше. Инновации оказывают реальное влияние на улучшение деловой среды и, в частности, на деятельность компании [12].
Так, в научной литературе отмечается, что для создания конкурентоспособной продукции, подобной импортным аналогам, промышленные предприятия, ориентированные на импортозамещение, для своего развития вынуждены аккумулировать все внутренние факторы.
На рисунке 2 показаны элементы, стимулирующие рост конкурентоспособности промышленного предприятия, среди которых внедрение инноваций и модернизация производства являются одними из значимых факторов в деятельности предприятий [13].
повышение качественных характеристик товара по сравнению с импортными анатогами:
обеспеченность высококвалифицированными специалистами: внедрение инноваций, способствующих снижению издержек:
модернизация производства:
технологическое отставание
производства:
износ оборудования:
недостаточность
финансирования:
шикни уровень научно-
технш|ескоП базы
Л
Т.
о
- =
О гз
инвестиционная npi тлекательностъ: цифровая трансформация экономики.
Рисунок 2 - Факторы конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях реализации политики импортозамещения [13]
Создание инновационной продукции, модернизация производства и внедрение новых конкурентоспособных технологий позволяет различным странам реагировать на глобальную конкурентоспособность, противодействовать различным введённым санкциям, преодолевать дефицит производственных рабочих рук.
Технологические возможности предприятия определяются важнейшим фактором, которым является инновационная составляющая процесса производства импортозамещающей продукции. Можно увеличить совокупную ценность, производимую в процессе производства, и снизить производственные затраты, приобретая высоко-технологичное оборудование. Продукция, полученная с использованием новейших технологий оборудования, обеспечивает более высокое качество. Нехватка же инновационных ресурсов для приобретения нового высокотехнологичного оборудования на промышленных предприятиях порождает ряд проблем из-за формирования фактора, ограничивающего реализацию политики импортозамещения. Приведённый рисунок 2 хорошо иллюстрирует совокупность факторов повышения конкурентоспособности предприятий, использующих политику импортозамещения.
То же самое можно сказать и о мировом экспорте, где наиболее быстрый рост наблюдается сегодня в развивающихся странах. Аналогичным образом, они занимают более высокие позиции по сравнению с развитыми странами в рейтинге глобального инновационного индекса (ГИИ), а инновации становятся одним из основных факторов экспорта [14].
На рисунке 3 показано влияние валовых затрат на R&D ряда стран, возглавляющих ГИИ, а также РФ, на объёмы экспорта. Действительно, хорошо прослеживается наличие взаимосвязи между созданием новых продуктов и развитием новых технологий производства, при этом все эти изменения или новые тенденции в бизнес-среде в целом определяются инновациями.
Рисунок 3 - Сравнение динамики мирового экспорта и валовых затрат на исследования и разработки ряда стран (млн долл.) [14]
Так, российские нефтегазовые компании благодаря высокому уровню инновационного развития позволили обеспечить определённую стабильность РФ и выйти в число лучших на конкурентных рынках. Успех в деятельности компании зависит от ещё одного важного элемента, речь идёт о способности компании спонтанно реагировать на различные изменения внешней среды, в качестве примера изменений можно привести технологическую модернизацию или реакцию на различные требования рынка. Следовательно, технологические инновации являются основным элементом современного производства и стратегического развития промышленных предприятий.
За последние пять лет заметно возросло использование ряда инновационных технологий в экосистеме российского нефтегазового сектора, можно отметить следующие из них:
- ГИС (геоинформационные системы), которые используют сегодня более 18 % российских нефтегазовых компаний;
- CAD (Computer-Aided Design) системы проектирования и аудита компаний-контрагентов, учитывающие риски и дебиторскую задолженность, и MES (Manufacturing Execution System), представляющую собой систему управления производством и человеческими ресурсами в технологическом процессе, их используют 12,3 % компаний нефтегазового сектора;
- цифровые платформы, которые применяют более 13 % российских нефтегазовых компаний;
- облачные сервисы используют более 19 % российских нефтегазовых компаний;
- технологии RFID (радиометки), которые находят применение в 13 % российских компаний данного сектора.
В связи с текущими политическими условиями перед российскими нефтегазовыми компаниями стоят
следующие задачи:
- на территориях Западной и Восточной Сибири необходимо дальнейшее совершенствование разработки месторождений нефти и газа;
- следует развивать при поддержке инноваций и других инструментов производство синтетического дизельного топлива, обогащённого бензина и сжиженного природного газа;
- внедрять российские энергосберегающие технологии и др.
Данные, приведённые в таблице 1, подтверждают тот факт, что чем больше нефтегазовая компания инвестирует в НИОКР, тем значительнее увеличиваются объемы добываемой нефти [15].
Таблица 1 - Затраты на НИОКР и производственные показатели ряда российских нефтегазовых
компаний, использующих технологические инновации
Компания Затраты на НИОКР, млрд руб. Дополнительный объем добычи нефти от использования инноваций, млн т
Сургутнефтегаз 1,7 6,4
Роснефть 2,2 13,5
Татнефть 2,5 9,2
Газпром нефть 3,0 16,3
Лукойл 5,2 19,6
Источник: составлено автором на основе [15]
Анализируя информацию таблицы 1, можно отметить, что нефтяная компания Лукойл, благодаря крупным инвестициям в технологические инновации на сумму 5,2 млрд долл., позиционирует себя не только как главную компанию, внедряющую инновации в производственную деятельность, но это также существенно влияет на рост производительности добычи нефти по сравнению с конкурентами.
Такое же сходство наблюдается и в секторе розничной торговли, в данном секторе рынок инноваций поделен на пять основных групп: электронная коммерция; технологии виртуальной и дополненной реальности (VR, AR); технологии больших данных (Big Data), искусственный интеллект (ИИ), видео аналитика и компьютерные системы зрения (OSA - On Shelf Availability, OOS - Out Of Stock); инновационные форматы магазинов; технологии автоматизации бизнес-процессов.
Появление инновационных технологий и продуктов влияет не только на отношение потребителей, но и на всю экосистему компаний, специализирующихся на розничной торговле. Так, технология Big Data, которая относится к разнообразному сбору данных, позволяет не только хранить и обрабатывать огромные массивы информации, но и прогнозировать поведение потребителей, что положительно влияет на рост лояльности клиентов, снижает расходы на маркетинг, ориентированный на клиента, и увеличивает вероятность продаж.
Технология ИИ, которая относится к компьютерным системам, способным самостоятельно выполнять сложные задачи, позволяет интеллектуально изучать, прогнозировать, реагировать и создавать персонализированные предложения в соответствии с отношением потребителей, улучшать существующие продукты и обеспечивать безопасность и контроль, в частности, ИИ позволяет розничной торговле увеличить выручку до 5 раз по данным интернет-ресурсов.
Технология видеоанализа и компьютерного зрения, которая с помощью OSA проверяет наличие или количество товаров, представленных на полках, или OOS (отсутствие товаров на полках), что позволяет контролировать ввод и вывод товаров в автоматическом режиме. Она также позволяет оценивать очереди у касс, защищать от компании от краж, что способствует увеличению выручки на 2-5 %; сокращает количество людей, покидающих магазин без покупок, на 10 % и на 20 % убытки магазина.
Технологии виртуальной и дополненной реальности, которые через виртуальный интерфейс используются в продвижении товаров и услуг посредством моделирования, обеспечивают реальный эффект представления продукта при одновременном снижении затрат на продвижение. Это позволяет обеспечить рост выручки на 3 % и более; увеличить количество продуктов, участвующих в акциях, с 50 % до 500 %; снижает затраты на обучение сотрудников; повышает уровень обслуживания на 4 % в соответствии с выбранными продуктами; повышает эффективность деятельности компаний на 8 %.
Технология создания онлайн-форм магазинов не только упрощает процесс покупки, но и снижает затраты на персонал за счёт исключения продавцов и кассиров, что дает покупателю ощущение свободы (50 % роста прибыли, связанного с этой технологией); в интернет-магазинах клиенты могут совершать покупки из дома, что расширяет зону обслуживания и увеличивает посещаемость в 3,5 раза по сравнению с традиционными магазинами; формат лабораторного магазина, используемого для проведения инновационных испытаний, позволяет оптимизировать расходы на электроэнергию на 15 %.
Технология автоматизации и оптимизации процессов позволяет компаниям повысить производительность и эффективность и переориентировать действия на задачи с высокой добавленной стоимостью, одновременно оптимизируя качество. С помощью технологии электронных ценников мгновенно изменяются цены на продукцию, что снижает затраты на печать, появление ошибок, нанесение ценников на бумагу и способствует росту выручки на 3-5 %. То же самое относится и к установке радиометок RFID, представляющих собой микро-чип, который уникальным образом хранит информацию об объекте, к которому он прикреплён. Это позволяет не только маркировать и отслеживать предметы, но и защищать магазины от краж (например, компания Decathlon сократила товарные потери на 9 % и увеличила продажи в сети на 11,5 %). Инновации в системе доставки товаров включают автоматизацию процессов логистики, покупки товаров, а также взаимодействия с покупателями, что позволяет снизить затраты на доставку грузов, сократить срок доставки и снизить товарные запасы (так, в компании Магнит снизился поток транспортных средств на 14 %).
Онлайн-торговля через социальные сети позволяет покупателю легко получить доступ к каналам покупки, что увеличивает выручку более чем на 2 %, увеличивает вместимость склада на 40 %, сокращает сроки доставки и снижает складские расходы на 20 %.
С ростом объемов инвестиций и влияния инноваций в технологической сфере наблюдается не только прогресс в основных процессах розничной торговли, но и появление новых автономных магазинов продаж, которые сокращают расходы при отсутствии продавцов и кассовых аппаратов, требующих сотрудников. Например, автоматизация целевого маркетинга в магазине Перекрёсток совместно с X5 Retail Group позволила компании получить 42 млрд руб. на основе персонализированных предложений покупок, что эквивалентно 16,3 % выручки сети магазинов и дополнительному доходу от продаж более 5 млрд руб. [16].
Здоровая и динамичная деловая среда является важнейшим фактором экономического роста, создания рабочих мест и повышения уровня жизни людей. Наличие стабильной правовой базы, адекватной инфраструктуры, доступа к финансированию и квалифицированной рабочей силы привлекает инвестиции, стимулирует предпринимательство и способствует повышению конкурентоспособности предприятий.
Инновационный менеджмент оказывается важным катализатором улучшения деловой среды и стимулирования социально-экономического развития. Опираясь на соответствующие инструменты и структуры, а также на корпоративную культуру, способствующую инновациям, организации могут позиционировать себя в качестве ключевых участников ответственного экономического и социального прогресса.
Как отметил Л.К. Меггинсон, перефразируя Ч. Дарвина в [17]: «выживают не самые интеллектуальные из видов, выживают не самые сильные, но выживают те виды, которые лучше всего способны адаптироваться к изменяющейся окружающей среде в мире, в котором оны находятся». Цифровая трансформация сегодня играет стимулирующую роль в управлении инновациями. Цифровые технологии открывают новые возможности для совместной работы, обмена информацией, разработки инновационных решений и их распространения в широких масштабах. Такие технологии как ИИ, Интернет вещей, блокчейн, большие данные и др. открывают новые горизонты для инноваций и создания ценности.
Однако управление инновациями в условиях цифровой трансформации также сопряжено со значительными вызовами, среди которых можно отметить следующие:
- необходимость существенных инвестиций: развитие технологических инноваций требует затрат, что может стать препятствием для малых и средних предприятий;
- совершенствование навыков и знаний: цифровая трансформация требует специальных навыков в области цифровых технологий, управления данными и адаптации к новым методам работы;
- наличие рисков, связанных с кибербезопасностью и конфиденциальностью: цифровая трансформация поднимает важнейшие вопросы безопасности данных, конфиденциальности и корпоративной социальной ответственности.
Управление инновациями сегодня становится важным элементом улучшения деловой среды и содействия устойчивому социально-экономическому развитию. В условиях цифровой трансформации, отмеченной технологическим ускорением, растущей сложностью систем и глобализацией торговли, инновации становятся незаменимым двигателем для решения современных задач. При этом инновации, это не только создание новых продуктов или услуг, но и глобальный процесс, который включает в себя глубокую трансформацию структур, мен-талитетов и методов работы, основанных на постоянной способности адаптироваться, неизменном стремлении к эффективности и готовности внедрять новые технологии.
Заключение
Таким образом, эффективное управление инновациями позволяет:
- создавать новые экономические возможности: инновации создают новые рынки, более эффективные продукты и услуги, более устойчивые решения, стимулируя тем самым экономический рост и создание рабочих мест;
- повышать конкурентоспособность бизнеса: инновации позволяют компаниям выделяться на глобализо-ванном рынке и удовлетворять меняющиеся потребности клиентов. Это также способствует появлению новых бизнес-моделей, таких как экономика замкнутого цикла или экономика совместного использования;
- содействовать устойчивому социально-экономическому переходу: инновации могут способствовать решению экологических, социальных и экономических проблем. Новые технологические решения и более ответственные бизнес-модели позволяют снизить воздействие на окружающую среду, улучшить качество жизни и способствовать социальной интеграции.
Чтобы решить эти проблемы и в полной мере использовать потенциал инноваций, необходимо разработать комплексные стратегии, которые охватывают:
- благоприятную среду для инноваций: государственная политика, способствующая исследованиям и разработкам, обучению, доступу к финансированию и сотрудничеству между государственными и частными субъектами;
- структуры и инструменты, подходящие для управления инновациями: инкубаторы, ускорители, платформы для совместной работы и специализированные учебные программы;
- корпоративную культуру, благоприятствующую инновациям, открытую для принятия рисков, экспериментов и сотрудничества.
Реализация этих стратегий позволит инновациям в эпоху цифровых преобразований улучшить деловую среду и внести свой вклад в социально-экономическое развитие. Применяя стратегический и совместный подход, развивая необходимые навыки и управляя рисками, связанными с цифровой трансформацией, инновационный менеджмент сможет влиять на деловую среду и строить более процветающее и устойчивое будущее для всех.
Источники:
1. Platform KNIME Analytics // Zurich, Switzerland: KNIME AG. - 2020.
2. Banque mondiale. Utilisateurs d'internet (% population) // Groupe de la Banque mondiale 2000-2023. URL: https://donnees.banquemondiale.org/ indicateur/IT.NET.USER.ZS.
3. Hilary G., Serret V. Governance and digital transformation // Finance Contrôle Stratégie. 2024. №. 27-1.
4. Jacob S., Defacqz S., Agossou N. Promesses et défis de la transformation numérique du secteur public // Cahiers de recherche sur l'administration publique à l'ère numérique. 2022. N°. 6.
5. Besson M., Gossart C., Jullien N. Composantes et enjeux de la transformation numérique dans l'«entreprise du futur» // Terminal. - 2015.
6. Маликов Р.И., Гришин К.Е., Мухаметова Д.Д. Институциональная конфигурация региональной деловой среды как фактор развития предпринимательства // Российское предпринимательство. 2016. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnaya-konfiguratsiya-regionalnoy-delovoy-sredy-kak-faktor-razvitiya-predprinimatelstva.
7. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. СПб: АНО ИПЭВ. 2009. 336 с.
9. Логинова В.А., Мурашова Е.В. Формирование эффективной деловой среды как способ повышения конкурентоспособности инновационных производственных систем // Вестник ТОГУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-effektivnoy-delovoy-sredy-kak-sposob-povysheniya-konkurentosposobnosti-innovatsionnyh-proizvodstvennyh-sistem.
10. Schumpeter J.A. 1912. Théorie de l'évolution économique. Traduction française. Dalloz. 1935.
11. Daviet S. L'évolution du concept d'innovation : entrepreneurs, territoires et réseaux // Les Cahiers Nantais. 2005. p. 5-13.
12. Labrouche G. Chapitre 1. Définir l'innovation // Gestion. 2021. p. 13-25.
13. Рахимова С.А. Управление инновациями и инновационными процессами // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-innovatsiyami-i-innovatsionnymi-protsessami.
14. Нагорный М.А. Инновации в компании и их влияние на конкурентоспособность // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. №5-2(99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-kompanii-i-ih-vliyanie-na-konkurentosposobnost.
15. Фаязова С.И. Влияние инноваций на экспортную деятельность: эмпирический анализ российских компаний // СРРМ. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-innovatsiy-na-eksportnuyu-deyatelnost-empiricheskiy-analiz-rossiyskih-kompaniy.
16. Арахланова А.А., Белякова Г.Я. Влияние применения технологических инноваций нефтегазовыми компаниями // E-Scio. 2022. №5 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-primeneniya-tehnologicheskih-innovatsiy-neftegazovymi-kompaniyami.
17. Хойник Я., Рузьер М., Манолова Т. Влияние экологических инноваций на эффективность компаний: опыт Словении // Форсайт. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekologicheskih-innovatsiy-na-effektivnost-kompaniy-opyt-slovenii.
18. Megginson L.C. Lessons from Europe for American business // The Southwestern Social Science Quarterly. 1963. p. 3-13.
EDN: QEBURX
А.Д. Емельянов - аспирант Высшей школы производственного менеджмента, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия,
A.D. Emelyanov - PhD student of the Peter the Great SLPetersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia;
Д.С. Емельянова - соискатель Высшей школы производственного менеджмента, Санкт-Петербургский политехни-ческийуниверситет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
D.S. Emelyanova - PhD student of the Peter the Great SLPetersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia;
А.А. Ключарев - аспирант Высшей школы производственного менеджмента, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия,
A.A. Klyucharev - PhD student of the Peter the Great SLPetersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia.
ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА HUMAN-CENTRICITY AS THE BASIS OF THE STRATEGY OF COMPETITIVE DEVELOPMENT OF MEDIUM-SIZED BUSINESS ORGANIZATIONS
Аннотация. В современных условиях развития конкурентной среды стратегическое управление компанией выступает эффективным инструментом достижения поставленных целей компании. Наибольшее распространение стратегическое управление имеет в крупных компаниях, в то же время его применение актуально для компаний среднего бизнеса. Актуальность приобретают вопросы формирования стратегии для компаний среднего бизнеса. В статье рассматриваются подходы к формированию кадровой стратегии, как основы формирования бизнес-стратегии для компаний среднего бизнеса. В статье сформулированы мероприятия по разработке кадровой стратегии для компаний среднего бизнеса. Проведен анализ существующих особенностей в области управления персоналом в компаниях среднего бизнеса. Выявлены текущие проблемы в области управления персоналом, с которыми сталкиваются средние предприятия. В статье обосновывается применение человекоцентричного подхода в управлении персоналом для компаний среднего бизнеса. Авторами предложены мероприятия по улучшению работы персонала для компаний среднего бизнеса. Большое внимание уделяется показателям оценки уровня развития персонала и человекоцентричности компании для среднего бизнеса.
Abstract. In modern conditions of the development of a competitive environment, strategic management of the company is an effective tool for achieving the company's goals. Strategic management is most widespread in large companies, at the same time its application is relevant for medium-sized businesses. The issues of strategy formation for medium-sized businesses are becoming relevant. The article discusses approaches to the formation of a personnel strategy as the basis for the formation of a business strategy for medium-sized businesses. The article formulates measures to develop a personnel strategy for medium-sized businesses. The analysis of the existing features in the field of personnel management in medium-sized businesses is carried out. The current problems in the field of personnel management faced by medium-sized enterprises are identified. The article substantiates the application of a human-centered approach in personnel management for medium-sized businesses. The authors propose measures to improve the work of staff for medium-sized businesses. Much attention is paid to indicators for assessing the level of personnel development and human-centricity of the company for medium-sized businesses.
Ключевые слова: средний бизнес, стратегическое управление организациями, кадровая стратегия, человекоцентричность, конкурентоспособность персонала.
Keywords: medium-sized businesses, strategic management of organizations, personnel strategy, human-centricity, staff competitiveness.
Введение
Современное функционирование бизнеса невозможно представить без стратегического управления. Мировые лидеры в основу своего управления закладывают специально разработанные менеджментом бизнес-модели, ориентированные на достижения высокой производительности и запланированных результатов. В нашей стране существует много примеров успешных компаний, реализующих свою деятельность на основе стратегического управления. Для среднего бизнеса в России стратегическое управление пока остается не очень распространенным подходом в управлении, хотя оно открывает огромные возможности для роста и гармоничного развития компа-